Фанская сказка 
10 мая - Г.Самарканд - граница с р.Таджикистан

Г.Самарканд - граница с р.Таджикистан, 57км, высота ночёвки 870м, время в пути 3:42ч.

Мы прибыли в Ташкент в 7:20 утра, очень оперативно купили билеты на поезд до Самарканда и уже в 7:45 сидели в поезде. Поезд очень цивильный - это не электричка: мягкие сиденья, DVD (который правда проводник так и не заставил работать), столики с минеральной водой. Идёт до Самарканда он всего 3,5 часа. Отдали мы за него по 8400сум за билет и по 5000сум непосредственно проводникам за провоз наших негабаритных велосипедов.
Ландшафты за окном довольно своеобразные - жёлтые холмы чередуются с зелёными долинами, из деревьев преобладают пирамидальные тополя.

Уже в 11:45 мы были в Самарканде. Выгрузились с велосипедами на заднем дворике за вокзалом среди магазинов. Час на сборку велосипедов и увязку рюкзаков и в 13:00 мы выезжаем с вокзала в сторону Регистана, по дороге обедая в чайхоне.
Проехавшись по красивым площадям и нафотографировавшись, отправляемся на выезд из города.
Первое, что можно отметить проезжая по населённым окрестностям, это трудолюбие местного населения (особенно женщин) и постоянное приветствие местных жителей, особенно детей словами "hello". Такое постоянное принимание нас за иностранцев со временем сильно раздражает, уж слишком хочется слышать в этой бывшей советской стране наш язык, а выходит, что иностранцев здесь в последние годы ездит значительно больше, чем русских.

Мест для стоянки в округе нет - один кишлак переходит в другой и так постоянно вдоль дороги. В итоге останавливаемся за п.Джартепа на канале, пересекающем дорогу. Уезжаем вдоль него направо от дороги и просимся к местным встать на краю их полей. Берём у них питьевую воду. Они угощают нас кефиром.
Местные мальчишки донимают своим любопытством.
Очень много впечатлений за этот день и к вечеру голова уже гудит. Темнеет в Азии рано и мы рано ложимся спать.
11 мая. Граница с р.Таджикистан - к.Пенджикент - к.Вишкент

Граница с р.Таджикистан - к.Пенджикент - к.Вишкент, 93км, высота ночёвки 1270м, время в пути 6:27ч.


Встали в 5:30 утра, выехали уже в 7 утра. Довольно долго проходили заставы - с последней выходим только в 9:00. Проходим всё без особых проблем, только на таджикской стороне с нас вежливо просят денег.
Сутра почти до самого Пенджикента дул сильный встречный ветер, затем он стих, а после обеда сменился на попутный. Очень жарко. В Пенджикенте позавтракали. Город уютный, улочки засажены цветами.

Едем между двумя хребтами - Зеравшанским и Туркестанским. Долина Зеравшана очень широкая, и поначалу хоть едем мы и вдоль него, а реки не видно. Дорога по качеству перемежается - то куски отличного асфальта, то его полное отсутствие. Очень много выбоин.

Проехали развилку на Айни и на семь озёр - наша дорога ушла налево вниз, а дорога на Шинг пошла направо вверх. Обе дороги вполне внятные - асфальт.
Затем перед Вешистом проезжаем мимо развилки на к.Рудаки и уходим влево на мост через Зеравшан.
Ущелье Зеравшана впетчатляет - оно достаточно широкое и тут впервые чувствуется масштаб горных систем - на Алтае такого не увидешь.

Когда время близилось к обеду, мы заехали в кишлак поискать, где набрать воды. Местный житель Султан позвал нас к себе - пообедали у него дома. Задержались сильно долго, уехав уже в 17:00. К этому моменту до Вишкента нам оставалось ещё около 20км, а небо на горизонте затянуло тучами и впереди явно шёл дождь, который вскоре пошёл и на нас. Мы переждали его под деревьями у родничка у дороги около 30минут. За это время впереди в километре от нас на дорогу сошёл сель, в который мы вскоре благополучно вляпались.
Переходили по краю по щиколотку в грязе-каменной жиже. А вот камазы, которые проезжали посередине дороги и смачно рюхались в неё колёсами, смотрелись впетчатляюще.

Так Фанская природа первый раз показала нам "кто в доме хозяин" и что нужно быть осторожными и прислушиваться к ней.

Дождь нам добавил проблем - вода в арыках была либо грязной, либо арыки были перекрыты вовсе, а нам пора было уже искать место для ночлега, тем более что наш внешний вид в грязи с головы до пят настраивал нас на желание помыться и постираться.
По дороге встретили трёх солдатиков на пробежке - они сказали нам что впереди будет застава и там рядом есть источник с чистой водой.

Оказалось что рядом с этим источников ещё и прекрасный абрикосовый сад, в котором мы и стали на ночёвку вдали от кишлаков.
12 мая. к.Вишкент - оз.Искандеркуль

К.Вишкент - п.Айни - р.Фандарья - поворот направо (ч/з 36км от Айни) - пер.Комсомольский(2370м) - оз.Искандеркуль, 85км, высота ночёвки 2200м, время в пути 7:45ч.

Проснулись в 5 утра в нашем абрикосовом саду. Ровно в 7:00 выехали. До Айни было 24км. Дорога неплохая, кое-где встречаются куски очень сносного асфальта. Дорога идёт по широкому коридору хребтов над ущельем Зеравшана, очень живописная. Кишлаки смотрятся как зелёные оазисы среди гор. В Айни завтракаем шурпой.
После Айни дорога представляет собой тихий ужас. Гравийка с выбоинами. Китайцы много ремонтируют, но пока для проезда на велосипедах эффект обратный - крупная каменистая подсыпка в местах схода обвалов либо разрушений, заставляет гружёные велосипеды запахиваться и гулять из стороны в сторону. После обеда поток машин увеличился, много пыли.

Ущелье Фандарьи более узкое, чем у Зеравшана. Река очень серьёзная, большие сбросы воды и пороги. Река очень интересная для категорийных сплавов, но с местами для чалки и страховки тут проблемы - их просто нет. Начался встречный ветер и погода начала портится.

Свернули наконец на Искандеркуль. Поток машин сразу спал и начался асфальт, дорога очень неплохая.
Так как мы уже прилично устали, а небо показывало, что собирается вылить на нас ушат воды - остановились на краю поля, спрятавшись за камнями от ветра, передохнуть, полопать конфет и понять, будет ли таки гроза. Дождь так и не пошёл и мы спустя минут 20-30 выезжаем дальше.

Вначале идёт много кишлаков, в которых дети чуть ли не нападают на нас с криками счастья и любопытства - стараемся быстренько их проехать, нам сейчас не до общения. Первые 14км едутся довольно просто, а затем начинается основной набор высоты, преимущественно серпантинами. Хоть Комсомольский и не перевал (потому как ничего не переваливает, а режет прижимы над рекой Искандердарья), но при наборе высоты в 700м и серпантинах по общей сложности его вполне можно считать перевалом. По крайней мере даётся он отнюдь не просто. Наверху асфальта почти нет. Некоторые крутые взлёты на серпантинах проходим пешком.

Высшая точка бома 2370м. Под вершиной очень красиво - цветут деревья, зелёные поляны, вокруг возвышаются красные склоны ущелья реки. Видели зайца.
После 21км подъёма идут 3,5км спуска к озеру.

Озеро очень живописное.
Останавливаемся на территории базы, к слову сказать: мы там единственные. Ставим палатки недалеко от берега.

Пока хозяин делает нам шурпу - мы моемся в ледяной воде озера.
Кушаем и спать. Сегодня был очень трудный и долгий день - почти 8 часов чистого педаляжа в пути.
13 мая. оз.Искандеркуль - тоннель Анзоб

Полуднёвка. Оз.Искандеркуль - (24км) трасса - к.Анзоб - р.Анзоб - подъезд под тоннель Анзоб, 50км, высота ночёвки 2580м, время в пути 4:50ч.

Сегодня у нас полуднёвка, хотя у нас специфичная манера полудневать :. Встали около 7 утра, - в это время на озере ещё нет ряби и в лучах утреннего солнышка самое время фотографировать. Прогуливаемся вдоль берега, - проникаемся масштабами этого озера. Снова видим зайца.
Завтракаем манной кашей. Пока завтракаем, налетают чёрные тучи и над озером начинается дождь. Мы быстренько пакуемся и прячемся в домике.

Дождик немного стихает и в 11:00 мы выезжаем. Достаточно быстро поднимемся на Комсомольский и дождь усиливается до ливня. Начинаем аккуратно спускаться по мокрому грунту и асфальту.
На спуске есть один участок, который вчера вызвал у меня вопросы. Вдоль дороги тут метров 300 стоят отбойники от камней и снега, так как склон видно, что нестабильный и обсыпной. Вчера дорога шла по обе стороны от отбойников - выше них основная и ниже них - объездная проложенная позже. Когда вчера я поднималась на перевал, но навстречу гнали скот по основной, - по ней поехала и я, оказавшись как бы в коридоре между склоном и отбойниками.

Сейчас, когда я спускалась, то весь участок основной дороги был завален камнями до краёв отбойников, которые покосились под тяжестью. Так Фанская природа второй раз показала нам, кто в доме хозяин.

Спустилась я довольно быстро, и около получаса ждала мужчин на месте нашего вчерашнего перекуса конфетами - они ещё наверху останавливались менять Сергею тормозные колодки. Наконец мы собираемся вместе и выезжаем дальше. Небо разъяснило и светит солнце - в общем снова жара и парит.

Через 10км от своротка с Искандеркуль дорога раздваивается - направо через мост идёт дорога на тоннель "Анзоб", налево на перевал.
Мы уходим на дорогу на тоннель. Подъём к тоннелю составляет 17 км очень серьёзной дороги.

Первые 7 километров подъём идёт довольно крутым серпантином, затем серпантины практически прекращаются и дорога становится немного поположе. Подъём усложняется сильным встречным ветром. Мы едем парами. Первые я и Алексей - сижу у Алексея на колесе. Вторые с отрывом метров в 700 идут Сергей и Дима.

Проехав около 4-5км подъёма встречаем завал на дороге их приличных "камушков", который произошёл буквально в ближайший час, и две стоящие в недоумении легковушки. Попытка сдвинуть "камушки" вшестером не приводит даже к тому, чтоб они шелохнулись. А значит, тут мы помочь не сможем - хорошо, что велосипеду они не мешают.
Этот завал нам даже на руку. Во-первых, уже на начале подъёма мы ушли от воды и едем с абсолютно пустыми фляжками, а взять её неоткуда - естественно, пользуясь случаем, прошу водителей попить - дают попить лимонад, можно временно жить дальше. Ну а во-вторых, завал на дороге означает, что машины нам сегодня не помешают. Хотя ехали дальше мы с некоторой опаской поглядывая на склон.

Не проехав и километра встречаем следующий серьёзный завал и вереницы машин по обе стороны. В середине работают китайцы - разгребают камни. Это видно у них надолго.
И снова мы победно проезжаем через камушки, у китайцев в экскаваторах при этом округляются глаза, а водители дружно нас приветствуют. И снова я, пользуясь случаем, прошу у водителей попить - пьём холодный чай.

Встречный ветер не стихает, но подъёмы становятся поположе и позволяют вполне нормально ехать. Я после первой же встречной мокрой лужи неожиданно прокалываюсь. На ветру и на высоте становиться уже холодно - поэтому сначала одеваемся, потом перебортовываем мне колесо.

После этого уезжаю вперёд. Когда до тоннеля остаётся 1,5км, проезжаю через посёлок рабочих, где мне встреченный таджик говорит, что в тоннеле вода выше колен и на велосипеде не проехать. Как мы узнаем позже - это окажется правдой. Поднимаюсь от посёлка ещё метров 500 и начинается крупный град, понимаю что мужчины дальше посёлка в такую погоду не поедут и надо вставать на ночёвку там - разворачиваюсь и возвращаюсь вниз. И правда - когда подъезжаю, Алексей уже на пустом велосипеде готовится меня догонять.
Встаём на ночёвку в вагончике-магазинчике у Улугбека, он кормит нас яичницей с колбасой.

Машины пошли снова только поздно ночью, чем малость не давали нам спать. А мне ночью отчего-то стало плохо - постоянно не хватало воздуха, хотя и высота тут была совсем небольшая. В итоге я практически не спала.
14 мая. Тоннель Анзоб - г.Душанбе

Тоннель "Анзоб" (2700м) - к.Варзоб - г.Душанбе, 84км, время в пути 4:30ч.

С утра выезжаем к тоннелю. 2км и мы наверху. По первому взгляду на дыру в горе становится понятно, что внутри нас ждёт "аттракцион". Просимся в машину с иранскими рабочими.
Впечатлений от этого тоннеля пожалуй хватит на всю жизнь. На протяжении всех 5км тоннеля по полу реками бежит вода. В одно месте мы видели - торчит из стены труба и из неё вода вообще как из брансбойта бьёт внутрь, и никто это не перекрывает и не исправляет. Отвода вод ручья, под которым проходит тоннель - нет. Также вода льёт и с потолка.

Добавить к этому тусклое освещение внутри, технические опоры, сильную загазованность из-за отсутствия проветривания, необработанные стены и всё в выбоинах покрытие (асфальтом там и не пахло), груды породы на въезде и выезде из тоннеля, которые никто не убирает дабы элементарно облегчить подъезд к тоннелю большегрузного транспорта, чтоб он не крутился там на пятаках. И что при этом получается? Да, правильно, "тоннель в преисподнюю". Здесь хорошо бы снимать жуткие сцены голливудских фильмов - декорации все уже на месте.
Зато когда из тоннеля выезжаешь - вокруг стеной стоят белые вершины Гиссарского хребта. Фотографируемся на фоне.

Спуск от тоннеля по Варзобскому ущелью очень приятный и живописный, хоть и кое-где грязный. По краям ещё
лежит снег. Китайские рабочие вдоль дороги строят лавинные заграждения.
Спуск от тоннеля продолжается около 14км. В первой же чайхоне мы завтракаем.

На 25 километре появляется чудо, которого мы не видели все эти дни - асфальт, да ещё и практически идеальный, который длится до самого Душанбе, лишь изредка прерываясь недлинными участками грейдера. Это правда не мешает мне на одном из таких участком проколоться снова.

В Душанбе мы просто влетаем на крыльях. Этот асфальт стал подаркам для нас за труды и смелость в нашей Фанской сказке.
К слову сказать, в Душанбе мы приходим с опережением графика на сутки.

Едем к офису Авиатранса, и встречаем Диму Мельничкова прям на перекрёстке перед офисом, хотя мы ему даже ещё и не звонили, - такая вот приятная случайность. Мы оставляем наши загранпаспорта и оплату за пропуска и регистрацию, а сами отправляемся в гостиницу Вахш, где селимся в 4-х местный номер по российским паспортам, где по-человечески отмываемся и идём кушать и гулять по Душанбе. Вечер проходит тепло и радостно.

Комментарии
Guest14.09.11, 12:02
Самарканд-Сталинабад(Душанбе) 
Вы молодцы! Маршрут Самарканд-Пенджикент-Айни-перевал Анзоб (3372 м тоннеля тогда не было)-Ходжа Обигарм-Варзоб-Сталинабад(Душанбе) прошли на велосипедах в 1956 году Эдуард Этмишев,Альберт Шевелёв,Валентин Милай, Валентин Максимов,Борис Коротаев,Виталий Душацкий.Тогда курсанты
Высшего Инженерно-Технического Краснознамённого училища Военно-Морского Флота СССР.
Vic03.04.10, 07:57
Новых Вам маршрутов 
77 проходил где-то в 78 году. В 84 на мотоцикле проехал Челябинск-Джалал-Абад-Челябинск Отчет прочитал с удовольствием. Очень люблю Киргизию, Узбекистан.
Guest21.02.10, 00:16
tajik_student_in_China 
Daaaa,netu slov,kstati ya tozh s kitayskoy storoni cherez kashgar,potom pereval kulma,t.d. cherez murgab i horog,do dushanbe toko na mashine ehall,billo ne zabivaemo!!Respekt vam)))
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4
Ссылка:
Опубликовала Света Глушкова