Памирская сказка 
15 мая - г.Душанбе - база Академии Наук

г.Душанбе -бывшая база Академии наук, 42км, высота ночёвки 870м, время в пути 2:42ч.

Душанбе небольшой, но очень красивый город. Тенистые улицы, густые кроны деревьев закрывают от дождя и солнца.

Утром мы проснулись в 8:30 и отправились завтракать в кафе "Союз", где объёлись молочным до состояния, в котором самое правильное было снова отправится в гостиницу поспать - что мы и сделали до 12 дня. В 12 мы выселелись из гостиницы и поехали в офис, а оттуда к знакомому Димы Ренату Батырову, искать ещё одну запасную покрышку и колодки Диме.

Покрышку мы нашли, а вот колодки нет - уж слишком раритетное тут железо. На обратном пути заехали пообедать и помыли велосипеды на автомойке. А вернувшись в офис забрали готовые документы и уже в 18:00 тронулись в путь.

На повороте на Ромит ушли налево с нашей трассы и через 3км за мостом остановились на ночёвку на территории бывшей базы Академии Наук, укрытые густой зеленью от посторонних глаз.
16 мая. г.Вахдат - к.Обигарм - к.Чорсода

г.Орджинекидзебад(Вахдат) - к.Нуробад - к.Обигарм - к.Чорсода, 107км, высота ночёвки 1250м, время в пути 7:14ч.

Сутра долетели 4,5км до Орджинекидзебада и начался постоянный набор высоты, да ещё и такой что создаётся полное впетчатление, что лезешь на перевал, хотя на карте такого не обозначено. В реальности между двумя хребтами образуется перемычка, которая в высшей своей точке имеет высоту 1777м, а затем снова скидывает высоту до 1050м к Обигарму. В итоге получается мини-перевал с набором около 600м, при подъеме на который дует сильный встречный ветер. Даже читаю стихи, чтобы не сбиваться с ритма педалирования.
На верху нашего подъёма мы обедаем в чайхане, закупаемся в дорогу соком местного производства и едем дальше.

До Обигарма дорога идёт вниз, спускаясь с нашего "перевала". В Обигарме нормальный асфальт заканчивается и начинается смесь грунтовки, грейдера и щебня, кое-где с небольшими нашлёпками асфальта. В Обигарме велокомпьютер показывает 81км.

Дорога от Обигарма очень красивая, но и очень непростая - постоянные крутые затяжные подъёмы и крутые спуски выматывают изрядно, ещё и учитывая жару. Через пару дней организм адаптируется к такому рельефу постоянных спусков и подъёмов, а пока мы врабатываемся.
Дорога идёт над ущельем реки Вахш красного цвета.

Дима вчера отравился и сегодня ему совсем худо - сутра докидываем его на машине на 30км вперёд до Файзобада, чтобы он немного передохнул и отлежался пока мы подъедем, и всё равно во второй половине дня крутить ему было совсем тяжко и они с Сергеем прилично отстают, поэтому Сергей не очень доволен, что мы с Алексеем улетаем далеко вперёд.

Встаём на ночёвку мы в чайхоне за к.Чорсода, сделав сегодня очень хороший километраж по очень непростому рельефу.
17 мая. к.Чорсода - к.Кафтаргузар - к.Тавильдара

К.Чорсода - к.Кафтаргузар - к.Тавильдара, 86км, высота ночёвки 1630м, время в пути 7:31ч.

Ночь проходит не очень спокойно, наши владельцы чайхоны всю ночь разбираются с приезжими водителями, а с утра берут с нас неоправданно высокую плату за ночлег и ужин с завтраком.

Поднялись мы традиционно в 5:30, в 7:00 выехали от Чорсоды. Димке сутра опять плохо и мы сажаем его в камаз, который закидывает его на 40км вперёд до к.Кафтаргузар, где он отлёживается пока мы доедем.
Проезжаем развилку, на которой одна дорога уходит налево на Карамык, а вторая наша направо на Хорог. На развилке милиция проверяет наши документы и регистрацию.

Пейзажи, которые идут от развилки, снова наталкивают меня на мысли, которые посещали и вчера: как же много теряют группы, которые забрасываются дальше и начинают свои маршруты позже всей этой красоты.
В Кафтаргузаре (переводится "голуби летят") мы пьём чай у местных в доме. Люди тут очень улыбчивые, светлые и гостеприимные. Кишлак этот много натерпелся во время гражданской войны, оказавшись на стыке границ конфликта "вовчиков" и "юрчиков", и тем не менее люди не озлобились. Традиционно для Таджикистана тут нет элекстричества - ЛЭП протянуты, но на местном населении власти экономят, продавая электроэнергию в соседние страны Узбекистан и Афганистан.

Около 12:00 выезжаем дальше, немного задержавшись лишь из-за того, что я опять прокалываюсь. На улице сегодня снова пекло +40 и на небе ни облачка. Покрытие по-прежнему смешанное - грунтовка и щебень чередуется с кусками асфальта. Дорога постоянно то набирает, то сбрасывает по 200-300 метров высоты.

Сегодня очень хочется доехать до к.Инкух под пер.Хабуработ - тогда мы сможем выйграть ходовой день. Жара на улице всё усиливается, и ручьи с чистой водой начинают попадаться всё реже и реже. За 7км от Тавиль-Дары наконец-то находим ошхану (время 16:15), где кушаем я и Алексей. Только через час приезжают Дима с Сергеем, - у Димы всё ещё сказывается отравление и едется тяжело. Оставляем их ужинать, а сами едем дальше забрав у Димы тяжёлое - палатку и заплечник. Заехав за Тавиль-Дару находим чистый ручей и встаём укрытые и от дороги от домов.

До Инкуха сегодня мы так и не доезжаем, и завтра сутра нам предстоит проехать ещё 25км и брать перевал Хабуработ.
18 мая. к.Тавильдара - пер.Хабуработ - к.Калайхумб

к.Тавильдара - к.Инкух - пер.Хабуработ(3252м) - к.Обихумбоу - к.Калайхумб, 80км, высота ночёвки 1850м, время в пути 7:20ч.

Сутра мы расстаёмся с Димой - он возвращается домой. Он боролся до последнего в надежде восстановиться, но к сожалению организм никак не захотел выздоравливать. Грустно, что мы остаёмся без одного участника.
Уже по традиции поднимаемся в 5 утра, в 7:00 начинаем движение. Вскоре стало понятно, что отравились и Алексей с Сергеем - их поочерёдно мутит и мы часто останавливаемся.

Уже позже, анализируя чем же они - мужчины с лужёными желудками - отравились и почему не отравилась я, хотя мягко сказать к этому склонна, приходим к двум гипотезам: первая - водой из источника, из которого пил скот (я пью воды намного меньше); второе - в Азии микробы, которые есть везде и у местных к ним просто иммунитет (и возможно у меня как у родившейся и жившей некоторое время тут), а приезжие в качестве адаптации к ним заболевают. В любом случае в целях безопасности воду из открытых источников мы с этого времени практически пить перестали, покупая минералку в магазинах.

Дорога очередной раз поражает меня делая три брода через реки, два из которых до колен - и это называется федеральная трасса.

Подъём на перевал Хабуробат составляет 1500м на 35км. Когда кишлаки перед перевалом проезжаются, то начинается просто сказочно красивая дорога вдоль ручья, ведущая на перевал. Подъёмы довольно плавные и постепенные. Несколько раз дорога петляет между берегами ручья через мостики и наконец уходит от него, начиная забираться выше на гривы.

Обедаем на высоте 2200м, у чистого родника, текущего из снежника. Так как мужчинам плохо, то в обед принимаем решения, что я забираюсь на перевал в своём темпе - их не жду, и там отдыхаю и сплю пока они не поднимутся. Так мы и делаем. Когда высота становится выше 3000м сил ехать становится заметно меньше, тем не менее весь перевал заезжается достаточно спокойно. Последние виражи перевальной дороги проходят уже на границе таянья снега - на дороге ручейки, по краям встречаются снежники, кое-где грязно.

Заезжаю на перевал около 15:00 под аплодисменты водителей, которые там остановились. Полежать и поспать они мне соответственно не дали - то одни то другие - то пофотографироваться, то поговорить. Где-то через час поднялись Алексей и Сергей, и мы начали спускаться.

Вот что значит поменять перед походом тормоза - это был один из самых замечательных спусков в моей жизни. Асфальта на спуске первые 10км нет, трясёт изрядно. Сам спуск довольно крутой и в некоторых местах, когда дорога подсыпана круглой галькой, довольно опасный. Но какое же красивое ущелье открывается внизу. Бурная река ныряет между снежными мостиками, срывается со скалистых уступов и петляет среди скал. В сочетании с вдохновением от скорости я так и не заставила себя ни разу остановиться сфотографировать, надеясь, что пофотографирует Сергей.

Уже почти спустившись обнаружила, что потеряла на спуске коврик. Подумала - увидят Сергей или Алексей мой коврик где-нибудь на краю ущелья, подумают недоброе - например, что я улетела вниз. Примерно такие мысли им и пришли в голову в действительности.

Сразу после спуска стоит застава, на которой я и остановилась ждать мужчин. Они спустились довольные красотами и вместе с моим ковриком. Проходим заставу, нас записывают, и начинаем спускаться дальше к Калайхумбу. Только отъезжаем как Алексей просит остановится - что-то у него стучит у колеса. То что мы увидели ввело нас в мягко сказать понурое состояние - на заднем колесе порвался повдоль обод примерно на 10-12 см, и образовалась грыжа на камере, выгибом метала сорвало заднюю тормозную колодку. Выглядело это не ремонтопригодно. Такими вот коварными бывают спуски. Пока временно убираем тормозную колодку и аккуратно продолжаем спускаться дальше, будем разбираться с этим завтра утром.

Встаём на ночёвку мы в 4км не доезжая Калайхумба в кишлаке - просимся на территорию дома на краю кишлака. Добрая женщина пускает нас и даже устраивает нам помыться в баньке под горячим душем. Для нас это счастье. Удручающее состояние от поломки немного отходит, хотя и будущее наше сейчас под вопросом.
19 мая. к.Калайхумб - к.Пошхаре

к.Калайхумб - к.Пошхаре, 65км, высота ночёвки 1462м, время в пути 4:25ч.

Проснулись около 8 утра. На улице очень жарко и Алексею совсем плохо - на солнцепёке кружится голова. Попили чаю и стали мудрить с колесом. Из загородки от горелки мы вырезали жестяную полоску и подложили с внутренней стороны под разрыв, сверху приклеили полоску резины чтоб камера не тёрлась об жестянку и забортовали. Колесо поставили мне, так как я полегче и больше вероятность, что оно продюжит дольше, а Алексею поставили колесо от моего велосипеда. Возились с ремонтом мы довольно долго и только в 12 дня выехали и направились к Калайхумбу чтобы там позавтракать. Тут же и выяснилось что так ехать нельзя - так как у Алексея трансмиссия убитая, а я свою поменяла перед походом - моя цепочка проскакивает на его звёздах даже когда я кручу без нагрузки. Изрядно выругавшись доехала до чайханы в Калайхумбе, где мы поменяли и цепочки. Стало лучше - теперь у меня не работали полностью 3 и 4 звёзды, и стояла жутко агрессивная "тракторная" покрышка, которая гасила малейший накат. На остальных звёздах ехалось нормально. Снова изрядно поворчав и пока не представляя, как я без этих звёзд буду ехать в перевалы и как на этой покрышке на асфальтовых спусках буду догонять мужиков, смирилась - другого выхода всё равно не было. Благо хоть отсутствие заднего тормоза имело для меня не слишком большое значение, так как привычки им тормозить при гружёном велосипеде особо не было.

На улице по прежнему пекло, и Алексею нездоровится, но едет он довольно резво - благо дорога простая. Я сегодня качаю ноги при езде в горку, пытаюсь прикатать третюю звезду на пологих подъёмах (в следующие три дня это удалось) и привыкаю изо всех сил крутить на спусках - в общем более или менее, но мы с моим новым колесом подружились.

Дорога идёт вдоль реки Пьянж - в этих местах он довольно широкой и спокойной. Практически везде асфальт. Цвета окрестностей здесь другие нежели раньше - более жёлтые, меньше растительности. На другом берегу Пьянжа уже Афганистан. Вдоль дороги то и дело встрачаются знаки "Осторожно, заминировано".
На заставах, которые встречаются на дорогах нас не проверяют, а просто желают счастливого пути.

Ужинаем мы около 17:00, а около 18:45 встаём на ночёвку на полочке над дорогой рядом с ручьём, закорячившись туда по камням прям как велоальпинисты. Зато отлично помылись и рано легли спать. Алексею вечером полегчало.
20 мая. к.Пошхаре - р.Ванч - р.Язгулем - к.Бахрушан

К.Пошхаре - р.Ванч - р.Язгулем - к.Бахрушан, 105км, высота ночёвки 2000м, время в пути 7:30ч.

Сегодня Сергей планирует радиально съездить в Ванч, чтобы посетить военную часть, а нам помимо этого сегодня и без того нужно осуществить грандиозные планы по преодолению расстояния, поэтому долго спать некогда. Так и не договорившись точно с вечера во сколько вставать, но проговорив что чуть ли не в 4 утра, Алексей и Сергей именно в 4 утра пытаются подняться и поднять меня, на что я жутко сопротивляюсь такому человеконенавистничеству с их стороны, - потому как на улице темень, светит луна и яркие звёзды. В итоге спим ещё часок и в 5 утра поднимаемся, а уже в 5:30 без завтрака выезжаем.

Сделав 16км до Даштака, там позавтракали и быстро доехали ещё 9км до впадения реки Ванч. Сергей уехал налегке в военнуя часть "Ванч" (6км в одну сторону), а мы с Алексеем пили чай и валялись в тени деревьев. Вернулся Сергей довольно быстро и около 11 утра мы выдвинулись дальше.

От моста через Ванч дорога сначала переваливает небольшую горку, а потом затем идёт то вверх то вниз. Преимущественно асфальт. Катится просто отлично. В магазинах останавливаемся затарится водой, так как повторять отравлений не хочется. После кишлака Дех встаём в чайхоне на обед. Солнце палит так нещадно, что после обеда мы около часа снова спим в тени, затем снова пьём чай и только теперь едем.

Сначала Пьянж становится более бурным, и соответственно рельеф дороги вдоль него более сложным, но это по-прежнему асфальт. А к концу дня наоборот Пьянж уходит в разливы до состояния почти стоячей воды. Для нас это в помощь, так как уже изрядно устали, дорога стала более равнинной.
Встаём за 3км перед Бахрушаном в кишлаке рядом с заброшенным домом на краю поля.
21 мая. к.Рушан - р.Барнатг - г.Хорог - р.Гунт

к.Бахрушан - к.Рушан - р.Барнатг - г.Хорог - р.Гунт, 108км, высота ночёвки 2400м, время в пути 6:45ч.

Встали в 5 утра и уже в 6:10 выехали. Доехав до Рушана, позавтракали в кафе яичницей с колбасой. Сегодня едется хорошо, так как сутра прохладно и Пьянж по-прежнему течёт спокойно, скачки рельефа умеренные. В итоге сутра мы сразу проехали 55км, и так как не встретили по дороге чайханы, то взяли в магазине кильки, конфет и печенья и подкрепились на берегу ручья. Там же с полчаса полежали, а уже в 13:00 мы были в Хороге, прокатив 80км. Там долго обедали, звонили домой, и только в 15:00 выехали дальше.

Природа после Хорога более суровая. Гунт - речка не широкая, но бурная. На ней очень уютно и тесно ютятся кишлаки. Мест для стоянок практически нет.

Погода начала портится, за спинами у нас началась пыльная буря, которая нас к счастью так и не догнала. Вскоре после к.Колхозобод мы очень удачно встали на ночёвку на территории неработающей чайхоны работников местной ГЭС.
22 мая. р.Гунт - к.Вир - к.Джелонды

Р.Гунт - к.Вир - к.Джелонды, 96км, высота ночёвки 3500м, время в пути 7:00ч.

Поднялись в 5:30 утра, согрели чаю, перекусили и в 7:00 выехали.
Сутра было очень пасмурно - небо затянуто густой пеленой облаков. Но как только начинает выходить солнце - облака растворяются и небо голубеет. В этом вся памирская погода - солнце здесь определяет всё.
Долина Гунта довольно широкая и позволяет дороге идти не по прижимам, а в некотором удалении от возвышающихся вокруг скал. Пейзажи суровые - растительности на нашем маршруте с каждым днём всё меньше и меньше. Деревья потихоньку исчезают совсем, их заменяют кустарники. Белые вершины хребтов возвышаются с обеих сторон. Отчётливо виден красавец пик Скалистый.

Начиная с 23го и по 53й километры мы тщетно пытались найти чайхону. В итоге один раз перекусили консервами на берегу Гунта - даже не стали прятаться от солнца в тень, так как высота тут уже немалая и в тени прохладно. Чайхоны не оказалось даже в крупном кишлаке Вир. Там нам сказали, что есть кафе в следующем кишлаке Чарсем. По приезду кафе оказалось магазином, хозяин которого позвал нас кушать домой. Дом у него выглядел как музей - настоящий традиционный дом. Только журнал "Forbse" над часами не очень вписывался в национальное жилище. Пока жена готовила нам жареную картошку, мы пригрелись у печки и даже поспали. Еда была отменной, хозяин много рассказывал про гражданскую войну, про то как исмаилитам помогал их Хан и по "дороге жизни" из Оша приходила гуманитарная помощь.

Выехали мы от него уже в 15:00. Высота тут 3000м. Сегодня мы идём с постоянным набором высоты, да ещё каким - сутра стартовали с 2400м, а завтра уже полезем на перевалы выше 4000. То есть сегодня у нас день "подготовительной работы" с набором высоты более километра. Наверное поэтому упахались мы к концу дня сегодня как последние черти, а Джелонды (наша цель) всё не появлялась и не появлялась. Наконец мы увидели у дороги указатель "САНАТОРИЯ", показывающий на маленький беленький домик посреди этой памирской пустыни. Ещё в Хороге нам рассказывали, что в Джелонды одни их самых замечательных горячих радоновых источников с целебными свойствами, и люди много ездят сюда лечиться. Есть два санатория - один маленькия рядом с дорогой (как раз тот, рядом с которым мы теперь стоим), а другой - побольше и поцивильнее - около 500м от дороги (он окажется в 5км отсюда на краю к.Джелонды). Так как нам уже пора вставать на ночёвку, да и погода капитально портится, Алексей идёт договариваться о ночлеге, и мы останавливаемся в этой маленькой "санатирии" всего за 8сом в сутки, с возможностью неограниченного приёма ванн.

Понятно, что бытовых условий здесь нет - комната без замка, проваленные кровати, туалет за забором, зато вода здесь действительно, что надо. Сначала в бассейн даже не можешь сходу окунуться - настолько она горячая, а через некоторое время по коже начинают идти вибрация и зуд, которые переходят на всё тело и долго уже не высидишь. Вылезешь из бассейна - голова кружится, качает, и слышно как бьётся сердце - глубоко и сильно.
Один раз мы покупались сразу, один раз перед сном. От утренних ванн завтра отказались - уж слишком большое расслабление, после этого никуда уже не поедешь.

Тем временем за сегодня мой рваный обод разлезся ещё на 2см, но пока дюжит...
23 мая. к.Джелонды - пер.Кой-Тезек - оз.Булункуль

к.Джелонды - пер.Кой-Тезек(4287м) - к.Тагаркаки - пер.Тагаркаты(4183м) - пер.Харгуш(4070м) - поворот на оз.Булункуль(уход с трассы) - оз.Булункуль, 86км, высота ночёвки 3780м, время в пути 7:35ч.

Проснулись в 5:20. На улице завывал ураганный ветер, который поначалу был попутным. Холодно. Сутра Алексей решил, что всё же стоит попробовать сшить наш обод. Разбортовались, поняли безнадёжность затеи и обули колесо обратно, оставив всё как есть. В 7:00 без завтрака мы выехали. Ветер тем временем поменялся на встречный.
Нормально ехали всего минуты три, затем начался дождь, снег и ветер в лицо. А ведь у нас сегодня по плану три перевала, а тут и по ровному-то в таком светопредставлении далеко не уедешь.

Доехали мы до следующего санатория "Сарез" перед Джелонды и попросились туда переждать непогоду и позавтракать в их столовой, решив что если погода не наладится, то пережидаем день сегодня здесь. Но погода не могла не наладится. Это же Памир. Как и водится вышло солнце и тучи начало растаскивать, снег прекратился, а ветер угомонился и снова сменился на попутный. Так природа допустила нас к своим перевалам.

Итак, мы выдвинулись к перевалу Кой-Тезек - первому перевалу выше 4000м на нашем маршруте. Вначале около 25км от Джелонды подъёмы идут достаточно плавные и вполне рабочие. Перед перевалом стоит домик дорожных рабочих, от которого до вершины перевала около 5км крутых перевальных взлётов серпантинами. Асфальта на серпантинах нет - грунт с камнями. Серпантинные петли, которые были по ветру - легко ехались, петли против ветра кое-где проходили пешком.

Вершина перевала не выраженная и никак не обозначенная. Проезжаю знак "спуск" и начинается плавный спуск по грунтовке, который затем переходит в асфальт идущий в плавный пупырь, который на GPS оказывается выше, чем точка с обозначением "спуск".

Далее асфальт снова кончается и снова аккуратно спускаюсь по грунтовке и гравийке, оттормаживаясь и боясь за наш инвалидный обод. Сильный попутный ветер буквально сдувает с перевала, а иногда и с дороги. Доезжаю до домика дорожников. Так как наверху я мужчин ждать не стала, то решаю дождаться их здесь, спрятавшись от ветра за домиком.

Около 30мин. общаюсь с рабочими, хозяином и его женой. Они зовут на чай и покушать. Проезжает грузовик, которые приносит весть, что наши уже близко. Ребята приезжают и мы пользуемся гостеприимством хозяина и останавливаемся похлебать макаронов с горохом (интересно памирцы сочетают продукты), также нам жарят картошки. В общем уходим на следующие перевалы мы сытыми. Хотя сил особо и не добавляется - всё-таки высота.

На выезде от домика я снова прокалываюсь - и это четвёртый и последний мой прокол в этом походе.
Тагаркаты перевал совсем короткий, но довольно крутой. На последнем перевальном взлёте покрытие очень плохое (много камней и песка) - велосипед сильно юзит в горку. Спуск с него довольно долгий - на спуске гравий. Через несколько километров спуска появляется асфальт, который перепрыгивает через небольшую горку - перевал Харгуш - и начинается шикарный асфальтовый спуск, с которого открывается вид на окрестные озёра и Аличурскую долину.

На спуске довольно легко пролететь мимо указателя на оз.Булункуль, так как большинство надписей на нём на английском и слово "bulun-kul" находится с трудом. Тут мы уходим с трассы.
Так как дорога на Булункуль разворачивается в противоположную общему движению сторону, то мы оказывается на грунтовке, идущей в горку, против шквального встречного ветра. Занятие не из лёгких. 16 км до озера тянутся долго и мучительно, и наконец мы приезжаем. В домиках рыбаков самих рыбаков нет - ещё не сезон и они живут в посёлке. Мы тоже едем в посёлок.

Посёлок Булункуль произвёл резко отрицательное впетчатление. С десяток белых домов без заборов (они здесь просто не нужны). Один туалет на весь посёлок. В гостинице без каких-либо удобств и условий с нас хотели запросить по 6 дол. с члка в день и никак не шли на уступки и доводы что мы не иностранцы, а нормальные люди. Мы плюнули и пошли искать, где встать в частном доме - встали в соседнем доме с гостиницей на вполне приемлемых условиях. Сегодня после трёх перевалов нам много было и не надо - попить горячего чая, покушать и поспать. На ужин едим жареного османа - очень вкусный.
24 мая. к.Булункуль - к.Аличур - пер.Найзаташ - к.Мамазаир

к.Булункуль - выход на трассу - к.Аличур - к.Джартырабат - Ур.Чамыр-Таш - пер.Найзаташ(4150м) - к.Мамазаир, 102км, высота ночёвки 4085м, время в пути 6:50ч.

Поднялись около 6 утра. Хозяйка согрела нам молока, и мы вкусно (хотя и излишне легко) позавтракали.
Вообще-то у нас сегодня запланирована полуднёвка на горячих источниках реки Аличур. Но после расспросов местных выяснилось, что ключи которые были вместе с домиками и санаторием - недавно остыли, а ключи на другой стороне реки (где была группа Игоря Томаса в 2006 году) горячие, но там просто лужи. Учитывая, что на улице дубак и ветер, и в лужах купаться не хочется, и что только позавчера мы отлично прочувствовали на себе горячие ключи Памира - мы принимаем решение выходить тем же путём, что и зашли, и не дневать.

Сначала проезжаем наши вчерашние 16км по грунтовке обратно до асфальта. Затем следует отличный асфальтовый спуск, на котором у Сергея лопается спица на заднем колесе - останавливаемся на ремонт. Затем дорога начинает резать холмики, делая довольно изматывающие миниперевальчики. Едем не очень быстро - сказывается усталость прошлых дней. Через 42км от места ночёвки приезжаем в к.Аличур. Тут есть даже две столовые. В одной из них обедают китайские дальнобойщики, а в другой мы - просто объедаемся жареным османом, запивая его крепким мясным бульоном - другой еды в столовой нет, но сейчас нам по душе и это.

Выспрашиваем местных о том, что будет по дороге дальше. Говорят, что следующее место, где можно остановиться и покушать - это Мамазаир, и до него от Аличура 60км. Ничего себе полуднёвку мы сегодня запланировали. Едем.

Дует сильный попутный ветер - хоть и ледяной, но нам помагает. Дорога идёт на спуск и гнаться за Алексеем и Сергеем мне тяжело - постоянно кручу педали, наката нет. По дороге у меня до критического состояния отходит обод и начинает биться об колодку - снимаем колодки с заднего тормоза полностью, всё равно я им не пользуюсь. Пытаемся наложить в месте грыжи на колесо два железных хомута, но первое же боевое тестирование показывает полный провал идеи. Делать нечего - едем дальше так.

Проезжаем Джарты-работ и дорога начинает потихоньку набирать высоту. На 88м километре высота становится выше 4000м, а силы крутить подходят к концу. Принимаем по этому поводу экстренные меры - останавливаемся и лопаем халву с лепёшкой. Теперь можно ехать дальше.

Заезжаем на перевал Найзаташ. Перевалом это конечно назвать трудно, но он очень и очень живописный. Вообще участок Памирского тракта от перевала Найзаташ до г.Мургаб стал для меня пожалуй самым красивым и сказочным местом Памира. Коричневые скалы сглаженных форм, освещённые солнцем на фоне голубого неба - смотрятся удивительно. Едешь и забываешь обо всём: о том что уже проехал 100км, что находишься на высоты выше 4000м и не хватает кислорода, о том что недобрые памирские ветра выдувают тепло тела. Ты просто сливаешься с миром, со свистом ветра в ушах и улыбаешься горизонту:

С Найзаташа быстро слетаем к нашему Мамазаиру, который расположен между двумя перевалами Найзаташ (который местные за перевал не считаю) и Джаймтал. Мамазаир - это пара домов дорожной службы и придорожная гостиница.

Во дворе пасутся яки - это такие замечательные огромные мохнатые коровы с рогами невиданного размаха и пушистым густым хвостом как у лошади. Нрав этих животных на себе лучше не проверять.
Гостиница нам понравилась. Хозяин согрел нам воды и мы помылись над тазиками. В комнате затопили печку, эффекта от неё было немного, но хоть какое-то живое тепло шло. После процедуры умывания мы кушаем и отключаемся спать.

А если точнее, то отключаюсь только я. Алексей и Сергей на своих верхних кроватях всю ночь промучались от нехватки кислорода (сказывается высота >4000м) и никак не могли уснуть, завидуя мне. Я в ту ночь спала как последний раз в жизни - практически не слыша ночных постояльцев, которые приехали в гостиницу позже нас, а уехали утром раньше, чем мы проснулись.
25 мая. к.Мамазаир -пер.Джаймтал - г.Мургаб - к.Чичекты

к.Мамазаир -пер.Джаймтал (3716м) - г.Мургаб - к.Ченекты, 70км, высота ночёвки 3760м, время в пути 4:48ч.

Проснулись мы в 7 утра - дольше не вылежали. Затем позавтракали и принялись ремонтировать наш многострадальный обод. Решили просверлить в нём дыру у основания и стянуть болтом с гайкой, подложив металлическую пластину на разрыв, которая таким образом не дала бы отходить краю обода и образовывать грыжу. Делали это конечно Алексей и Сергей - я выступала скорее наблюдателем. Хозяин дал нам все инструменты какие были - а это не так много: кривой коловорот и несколько свёрел, из которых мы три сверла погнули, одно сломали, но дырку таки просверлили. Затем сделали пластину их какой-то старой железяки, загнули её по изгибу обода и притянули болтом. Получилось просто здорово. Глядя на результат, я успокоилась - теперь действительно появилась уверенность, что мы доедем до конца маршрута.

Выехали из Мамазаира мы уже в 11:30. Дорога до г.Мургаб преимущественно вниз, за исключением небольшого подъёма на пер.Джаймтал. Вчерашние скалы, припорошенные снегом, смотрятся завораживающе. На спуске с пер.Джаймтал неожиданно вываливаем в долину реки Мургаб и вовсе замираем от увиденного. Как бы не читал отчёты, всё равно представляешь всё не так - природа способна на большее разнообразие, чем способен представить человек:

В Мургабе у нас первый раз за маршрут проверяют наличие пропусков в ГБАО и просят отметиться в милиции города. Отмечаемся, звоним с телеграфа домой, обедаем в кафе в районе Мургабского базарчика и в 15:30 выдвигаемся дальше, не сразу вырулив на правильную дорогу на Ош. Выехав из города сразу же схватываем сильнейший ураганный встречный ветер, к которому позже добавился и дождик и мелкий град, а затем и крупный снег в лицо. Едем строго на колесе, сменяя друг друга, и всё равно скорость на ровном асфальте не повышается выше 10км/ч.

Сегодня решено ехать до к.Чичекты в 20км от Мургаба. Однако кишлак находится не на самой дороге, а в километре от неё по левую сторону. Так как валит снег, который застилает белой пеленой горизонт, то с видимостью у нас проблемы. Когда мы подъезжаем к ориентировочному месту кишлака, Сергей таки замечает вдали дома, хотя ни я, ни Алексей их не видят - съезжаем с дороги и едем практически по азимуту на них. И действительно скоро подъезжаем к домам. В первом же доме, куда мы подъехали заснеженные и уставшие, нас приютили, обогрели, накормили и дали комнату под ночлег. Большое спасибо этой киргизской семье директора школы к.Чичекты.
Только через пару часов снег и ветер прекращаются, а мы ложимся спать.
26 мая. к.Чичекты - пер.Акбайтал - к.Музкол

к.Чичекты - к.Рабатакбайтал - пер.Акбайтал(4655м) - к.Музкол, 82км, высота ночёвки 4087м, время в пути 7:00ч.

Вчера мы перевели время на киргизское на час вперёд, так как, начиная от Мургаба и дальше, люди живут именно по киргизскому времени. Собственно говоря, им преимущественно всё равно какое время, так как в своей жизни и работе они, как правило, предоставлены сами себе.

Всю ночь шёл настоящий "новогодний" снег, и к утру окрестности выглядели просто сказочно. Белели окрестные горы и холмы, покрытые клубами тумана, только тонкая полоска дороги, уходящая за горизонт, оставалась чистой.

Поднялись мы в 6:00 утра, а уже в 6:50 выехали. Алексей едет сегодня совсем тяжело - ему очень трудно дышать. Видать сказывается тяжёлое отравление прошлых дней, после которого организм так и не восстановился до состояния, когда бы запустил адаптивные процессы к высоте.

Из-за увеличившейся восьмёрке на колесе у Сергея, покрышка начинает цеплять на рамку переднего переключателя. Не в состоянии выправить восьмёрку, мы срезаем шипы с покрышки, тем самым решая проблему.
На 26-ом километре подъезжаем к к.Работ-Акбайтал, где встаём на полянке на берегу реки Акбайтал и обедаем супчиком. Хозяйка приносит нам в чайнике шир-чай - это чай с ячьим молоком, маслом и солью. Штука калорийная, но из-за специфичного вкуса много его не выпьешь.

После обеда я забираю у Алексея палатку и ухожу на перевал Акбайтал по тактике Хабуработа, не дожидаясь ребят.

Акбайтал - самый высокий перевал бывшего СССР, высотой 4655м - это выше чем наша главная вершина Сибири г.Белуха. Подъёмы перед перевалом идут достаточно простые и плавные до 51го километра пути (от места ночёвки). Сегодня у нас рекордный день по количеству транспорта - за весь день мы встретим всего один УАЗик. Но не смотря на это, дорога оживлённая:.сурками :. Их тут видимо-невидимо, одни рыжие попы шныряют вокруг дороги. А то и выбегут на середину, повернутся и смотрят на тебя, подъезжаешь ближе - со свистом уносятся в норку. Еду по тактике: отдых каждые 3км. Как окажется позже, Алексей и Сергей делали также.

На 51км стоит домик дорожников, после которого начинаются основные 4км перевальных взлётов, достаточно крутых. Так как разрыв с мужчинами у меня был минимум час и я никуда особо не тороплюсь, то многие взлёты прохожу пешком. Подъём преимущественно асфальтовый, лишь последний километр начинается грунтовка, которая на седловине превращается в грязь. В 15:00 я на перевале, забираюсь достаточно резво. Седловина перевала неудачная. Виды с неё конечно шикарные, но сама она грязная настолько, что там даже велосипед приткнуть негде, не говоря уже о том, чтобы присесть. Это связано с тем, что снег наверху ещё только начинает таять и по дорогам стекают ручьи и лужи.

Ставлю велосипед на начало спуска, одеваюсь тепло и иду высматривать Сергея и Алексея. Интересно, что забежала я на перевал несложно, но по мере того как находилась там, каждые слежующие 10-15 минут организм становился всё слабее и слабее. Всё-таки и у меня восстановление шло не очень.

Ребята появились на горизонте минут через 40, через 1:20 забрались на перевал.
Групповое фото и начинаем спускаться. Нечего здесь делать долго без нужды на такой высоте, да и со спины на нас движутся большие тучи.

Спуск с перевала красивый, короткий и довольно крутой, с парочкой хороших серпантинов. Асфальта нет. На спуске гравийка, которая при выполаживании дороги переходит в просто жуткую гребёнку до самого Музкола, на которой мы растрясаем себе всё, что можно. Мои нервы малость сдают. Двигаюсь малыми быстрыми перебежками, в промежутках между которыми слажу с велосипеда, громко ругаюсь со словами "какой : эту дорогу придумал, я больше никуда не поеду, остаюсь здесь, сяду и буду сидеть". Выругаюсь как следуют, сажусь и еду дальше до следующего раза, затем опять сливаю эмоции и так до Музкола, после которого как награда к концу дня начинается асфальт.

В Музколе мы не встаём, а проезжаем дальше на 4км. Родников там, где стояла в 2006м группа Новосибирцев, нету - ещё не началось таянье снегов. И мы встаём в чистом поле недалеко от речки. Наконец-то мы ночуем в палатке, - уже подустали мы и от частных домов и от местного населения. Хочется нормальной еды из котелка и тишины!
27 мая. к.Музкол - к.Кара-Куль

к.Музкол - к.Кара-Куль. Полуднёвка , 35км, высота ночёвки 3950м, время в пути 2:20ч.

Ещё вчера вечером я бурно высказывала мысль, которую все поддержали - сегодня надо срочно полудневать, потому как предыдущие 7 дней прошли на пределе и организмы начинают буйно возмущаться такому пользовательскому отношению к себе.

Поэтому сегодня сутра собирались мы долго и не торопясь, давая себе немного расслабиться. Нормально выспались, умылись, привели в порядок велосипеды, приготовили покушать и выехали. За 2,5 часа, минуя миниперевальчик, доехали до к.Каракол. Ещё на подъезде начинал припорашивать маленький снежок. У нас в планах было перекусить в Караколе и проехать ещё около 20км под перевал Уйбулак. Но судьба замечательным образом вмешалась в наши планы напустив встречный ветер и капитальный снег, другими словами на улице настоящий буран В итоге мы остановились в гостинице и никуда сегодня дальше не едем, а нормально по-человечески полуднюем. На самом деле это первая и единственная нормальная полуднёвка за весь поход.
Хозяйка готовит нам еду, а мы просим погреть горячей воды и по очереди моемся в отдельном подсобном помещении. Теперь мы ощущаем себя чистыми и порядочными людьми, кушаем, разговариваем, снова кушаем и рано ложимся спать. К вечеру снег прекращается и ветер стихает.
28 мая. к.Каракуль - пер.Уйбулак - пер.Кызыл-Арт - п.Сары-Таш

К.Кара-куль - пер.Уйбулак(4270м) - р.Маркансу("долина смерти") - погран.пост Таджикистана - пер.Кызыл-Арт(4280м) - к.Бордоба(погран.пост Кыргызстана) - п.Сары-Таш, 100км, высота ночёвки 3160м, время в пути 8:00ч.

Проснулись в 5:20, в 6:45 уже выехали. Хозяйка покормила нас сутра вкусной рисовой кашкой, поэтому мы сегодня с завтраком.

Сутра небо всё затянуто, но по крайней мере с него ничего не падает. Подъезжая к перевалу Уйбулак поняли, что вчера правильно сделали, что никуда не поехали, так как ехать было некуда - воды в округе нет, подъезд к перевалу и сам перевал в снегу. Другими словами, мы приехали в зиму. На 23км начинается подъём и длится 6км. Перевал весь проезжабельный, и мы поднимаемся на него довольно быстро. Перевал двойной - заезжаем на первую горочку и вроде идёт довольно резкий спуск, но в действительности делает дальше скачок ещё на одну, которая и является высшей точкой. Причём первую половину подъёма дует попутный ветер, а вторую часть подъёма и далее - встречный. На перевале не стоим - сразу же одеваемся и начинаем спускаться в знаменитую "долину смерти" - долину реки Маркансу. Знаменита она своими сильнейшими встречными ветрами, отсутствием воды и мелкой пылью - вместо пыли у нас выступал мелкий снег.

Спуск с перевала, как и подъём, асфальтовый около 10км, но он практически не замечается, так как встречный ветер дует такой силы, что хочет задуть нас на перевал обратно, причём ветер ледяной и пронизывающий, даже несмотря на тёплую одежду.

На 44м километре асфальт заканчивается и начинается участок, который стал самым физически сложным за весь наш поход. Началась стиральная доска с набором высоты, к встречному ураганному ветру потихоньку начал прибавляться и снег. Едем со скоростью 5,5 - 6,5 км/ч, на большее не хватает сил, на меньшее - терпения. На колесе ехать по такой дороге бесплезно, да и слишком разный темп - поэтому едем с приличным разрывом друг от друга, часто останавливаемся отдыхать.

Пейзажи вокруг грандиозные - красные горы, красные скалы и холмы, красные реки.
Вскоре грунтовка становится немного поприемлемей для езды и начинается подъём на перевал Кызыл-Арт. Подъём не сложный, но "благодаря" нашим метеоусловиям заставляет поработать на полную катушку.
На 53м километре я в километре перед вершиной останавливаюсь у таможни ждать Алексея и Сергея. Всё тот же снег и ветер. Таможенники зовут в вагончик греться, рассказывают, что на спуске асфальта нам не ждать. Но то, что мы увидели на спуске опять не вписывалось в наше воображение. Может кто-то конечно и называет это ДОРОГОЙ.

Перевал со стороны спуска засыпан снегом намного сильнее. Дорога представляет из себя сплошную красную грязь и жижу по щиколотку глубиной. Как тут сходят селевые потоки - так никто дорогу после них не чистит и не разгребает. Первые несколько километров спуска идут довольно крутыми серпантинами по этой жиже, глаза на таком спуске становятся всё больше и больше от того, что возникает перед колёсами. Одно хорошо - грязь эта глинистая, и не слишком сильно налипает, но зато мы уляпанные в ней до ушей. Через дорогу текут ручейки и речушки, снег валит хлопьями. И это федеральная трасса!!! В этот день машины с этой стороны перевала не поднимались - не могли. Наверху стоял увязший в грязь единственный осмелившийся ЗИЛ.

После серпантинов дорога становится поспокойнее, хотя и её содержимое улучшается не на много. И только на 66м километре начинается долгожданный асфальт. Прошедшие 22 километра без него стоили нам всех наших сил - и физических и моральных - сегодняшнего дня.

На 73 км подъезжаем к кишлаку Бордобе, где стоит застава киргизких пограничников. У них праздничный обед (сегодня день пограничника) и нас не очень-то торопятся обслужить. Наконец нам проставляют в паспорта печати. Таможня чего-то там привередничает, что мы не делали письмо в их МИД и что им надо основание, чтоб нас пропустить - оставляем им в качестве основания письмо из университета о том, что мы велоэкспедиция. Помогает, они угомоняются и нас пропускают.

Наконец мы спускаемся до нормальных безснежных ландшафтов с зелёной травкой - вот оно! Высота меньше 4000м. Прячемся за склоном от ветра и перекусываем лепёшкой со сгущёнкой и конфетами. До Сары-Таша - конечной точки сегодняшнего дня - остаётся 25км вниз. Съезжаем их особо не торопясь, фотографируя.
Небо по-прежнему затянуто так, что вида на Алайский хребет практически нет, какой уж там пик Ленина. Скорбно принимаем решение отменить завтрашний радиальный выезд под пик Ленина из-за его полной бессмысленности в такую облачность.

Въезжаем в Сары-Таш уже практически телепаясь. Мы сегодня педалим 8 часов - это рекорд этого похода. Останавливаемся в первой же гостинице, куда нас зовёт парень Нурсултан. Моемся над тазиками тёплой водой, кушаем и спать. Сегодня нам уже ничего не нужно. Для себя решаем, что 7 часов педаляжа для организма - это всё-таки оптимальный предел, а восемь - это полный беспредел :)
29 мая - МАЛ под пиком Ленина

п.Сары-Таш - Алайская долина - к.Кашка-Суу - альп.лагерь "Луковая поляна" - п.Сары-Таш (автопереезд 180км)

Проснулись мы сутра, а на небе ни облачка - синее небо и сахарные вершины Алайского хребта. Мы решили, что это верный знак судьбы и надо дуть к пику Ленина. Однако на велосипедах мы туда не едем (ещё непонятно какая погода будет завтра). Мы договариваемся с машиной. Нива после долгих переговоров соглашается везти нас за 90$. Собираемся и едем.

Алайская долина очень живописна в это время года, она зелёная, а не выжженная солнцем, цветут цветы, пасутся лошади.

Водитель дорогу не знает и едет туда первый раз. Доезжаем о Кашка-Суу и сворачиваем на мост через Кызыл-Суу. После моста более подсыпанная дорога идёт прямо (и мы уезжаем по ней, хотя она делает большой крюк и вообще говоря идёт на кош, хоть и имеет соединительные дороги с нашей целью), а вторая грунтовка уходит влево наверх. Вот на неё нам и нужно было, но мы пролетаем. После расспросов редко встречающихся людей, чабанов и упирания не в те ущелья, трёх бродов и фрирайда по холмам мы наконец попадаем в правильное ущелье и выходим на нужную дорогу со следами УАЗика, которые прошёл здесь совсем недавно. Успокоенные едем по следам. Чем выше, тем дорога всё более и более расквашена и наконец мы пересекаем границу снега. Доезжаем до первых построек, Луковая поляна ещё дальше за ними. И вот мы наверху.
Ясное дело, что на Луковой поляне никого - не сезон и высокая лавинная опасность. УАЗик действительно стоит - приехали семьи с детьми осмотреть и погулять.

А посмотреть здесь действительно есть на что. Удивительно, что в Таджикистане можно подъехать вплотную к "таким" горам на машине, на Алтае такого не встретишь. Открывается прекрасный вид на Заалайский хребет, вокруг возвышаются сахарные вершины Памира. Пик Ленина скрывает от нас пик Кржаневского.

Идем на тропу, которая должна вести на перевал Путешественников. Тропа в снегу. Пока она проглядывается, то поднимаемся по ней. Когда совсем теряется в снегах, то поднимаемся сами на боковой гребень, где перекусываем и фотографируемся на фоне панорамы хребтов и северной стены. Всё-таки мы не пожалели, что приехали сюда сегодня.

По дороге обратно водитель 2а часа ремонтирует свою машину и приезжаем в Сары-Таш мы уже в 19:00 вечера. Попытка обменять русские рубли на сомы заканчивается неудачей, не в ходу тут наша валюта. В итоге рассчитываемся с водителем рублями - нас спасает то, что его знакомый уезжает через день в Ош, где сможет поменять. Рассчитываемся мы рублями и с хозяйкой гостиницы. Хорошо хоть в магазине удаётся уговорить продать нам продукты также на рубли. Сдачу сдают сомами, так и происходит обмен валютой.
К нашему приезду хозяйка уже приготовила плов. Без мяса правда - в это время года скотину они не бьют - но всё равно вкусно.
30 мая. п.Сары-Таш - к.Гульча

п.Сары-Таш - пер.Хатынарт(3541м) - пер.Талдык(3615м) - к.Ак-Босого - к.Гульча - подъезд под пер.Чигирчик, 118км, высота ночёвки 1720м, время в пути 7:45ч.

Не изменяя традиции забойных дней, мы сегодня снова делаем своё дело.
Выезжаем в 9 утра, так как сутра моем велосипеды и разбираемся с деньгами.
От выезда из Сары-Таша сразу же начинается подъём на пер.Хатынарт. На 11м километре мы приежаем на вершину. Затем следует 3км спуска и без серьёзного сброса высоты начинается подъём на второй перевал Тылдык, посерьёзнее чем первый. Асфальта на подъёме нет. Дорога довольно сильно загружена грузовым транспортом. Спуск с Тылдыка - шикарные серпантины, которые сразу же скидывают 500м в высоту. Затем дорога постоянно идёт на спуск - и так будет до к.Гульча. Вскоре появляются деревья - это уже зелёнка! Глаз радуется приятным и знакомым краскам, дышится легко.

В придорожном кафе очень вкусно кушаем и продолжаем путь. Дорога вдоль реки Гульча идёт на спуск, хотя встречаются на ней и миниперевальчики, которые срезают углы поворотов реки.

К вечеру принимается дождик, который мы пережидаем под кустами. В кишлаках сегодня последний звонок, поэтому дети просто гиперактивны и не дают нам спокойно проехать - кричат, бегут, перегораживают дорогу.
На 106км приезжаем в п.Гульча и сворачиваем по направлению перевала Чигирчик.

Дорога после Гульчи перегружена грузовым транспортом - камазы и фуры шуруют одна за одной на высокой скорости и очень сильно пылят, так как едем мы по грунтовке. Дорога очень плохого качества, в нескольких местах её ремонтируют, но ни сантиметра асфальта ещё так и не появилось.

В кишлаке за нами увязываются дети на велосипедах, которые рассказывают, что начало перевала уже километра через три после моста. Доезжаем до этого места и уходим по боковой дорожке от трассы на реку, встаём на территории большого хозяйства одной женщины на берегу реки. Готовим еду. Алексей и Сергей делают мне на берегу из велосипедов и 2х тентов загородку, чтобы укрыть от посторонних глаз, и создать условия чтоб помыться. Вода к реке кажется совсем не холодной, и позволяет хорошо обкупнуться и смыть пыль дороги и усталось.
31 мая. пер.Чигирчик - г.Ош

пер.Чигирчик(2406) - г.Ош; переезд Ош-Бишкек-Алма-Аты, 77км, высота в г.Ош 1000м, время в пути 4:55ч.

Для того чтобы успеть забраться на перевал до основного грузового потока, мы встаём в 4 утра. Ночью шёл дождик, который немного прибил пыль. Как только начинает светать в 5 утра мы выезжаем на перевал, но фуры уже пошли, ничего не поделать.

Чигирчик - перевал не детский. Подъем на перевал от реки составляет 11км, из них 7км прямой дороги и 4км серпантинов. На этот промежуток мы набираем около 700м высоты. Перевал проезжается несложно, первые 5км встречаются кишлаки. Наверху работают китайцы - снова чего-то делают, но ни сантиметра асфальта. Забираюсь наверх. Так как собирается дождь - начинаю спускаться. Транспорта не просто много - это стихийное бедствие, учитывая, что когда они пылят, то дышать нечем и ничего не видно. На спуске меня чуть не сбивают идущие на полной скорости рядом навстречу фура и иномарка, успеваю заскочить на склон. В общем настроение портится, хочется просто хоть как-нибудь добраться до Оша.

У меня окончательно чего-то разваливается в вилке и ноги её начинают болтаться, на грубой гравийке, которая идёт до самого Оша меня капитально долбит по рукам и не только, и выматываюсь я очень. Только непосредственно в самом Оше начинается асфальт.

Мы доезжаем до автовокзала в Оше. Алексей ищет машину до Бишкека - это Мерседес Универсал. Разбираем велосипеды, пакуемся, принимаем горячий душ на автовокзале, и только теперь расслабляемся. Всё, маршрут окончен - теперь мы едем домой.

В Бишкеке не оказывается ни одного поезда в Барнаул на ближайшие 4 дня, в час ночи мы с Алексеем пересаживаемся на машину до Алма-аты, а Сергей остаётся в Бишкеке гоститьу родственников. В 5 утра мы приезжаем на вокзал Алма-аты, до 14:20 сонные гуляем по городу, затем садимся на поезд "Алма-ата - Новосибирск", стелемся и засыпаем на 18 часов. 2 июня в 23:45 мы высаживаемся в Барнауле.
Мы дома.

Комментарии
Guest14.09.11, 12:02
Самарканд-Сталинабад(Душанбе) 
Вы молодцы! Маршрут Самарканд-Пенджикент-Айни-перевал Анзоб (3372 м тоннеля тогда не было)-Ходжа Обигарм-Варзоб-Сталинабад(Душанбе) прошли на велосипедах в 1956 году Эдуард Этмишев,Альберт Шевелёв,Валентин Милай, Валентин Максимов,Борис Коротаев,Виталий Душацкий.Тогда курсанты
Высшего Инженерно-Технического Краснознамённого училища Военно-Морского Флота СССР.
Vic03.04.10, 07:57
Новых Вам маршрутов 
77 проходил где-то в 78 году. В 84 на мотоцикле проехал Челябинск-Джалал-Абад-Челябинск Отчет прочитал с удовольствием. Очень люблю Киргизию, Узбекистан.
Guest21.02.10, 00:16
tajik_student_in_China 
Daaaa,netu slov,kstati ya tozh s kitayskoy storoni cherez kashgar,potom pereval kulma,t.d. cherez murgab i horog,do dushanbe toko na mashine ehall,billo ne zabivaemo!!Respekt vam)))
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4
Ссылка:
Опубликовала Света Глушкова