Интересный, насыщенный достопримечательностями и красивыми местами маршрут. Можно смело воспользоваться им для первого знакомства с Финляндией. Хорошее сочетание физической нагрузки и полноценного отдыха.
Нитка маршрута
Светогорск-Иматра-Пункахарью-Керимяки-Савонлинна-Пумала-Иматра-Светогорск
 

Отчет о велосипедном путешествии по Финляндии

 

Сроки: 15-25 июля 2014 г.

Нитка маршрута: Светогорск-Иматра-Пункахарью-Савонлинна-Сулкава-Пуумала-Иматра-Светогорск.

Общая протяженность: 520 км.

Участники: Мытарев Алексей, руководитель; Шведова Наталья, штурман; Шкаброва Сания, завхоз; Шкабров Александр, реммастер; Тюрина Ирина, медик; Юсупова Марина, летописец; Половников Олег, рыбак.

 

 

Интересный, насыщенный достопримечательностями и красивыми местами маршрут, можно смело воспользоваться им для первого знакомства с Финляндией. Трезво оценив свои силы, мы запланировали проезжать в день по 50-60 км. Может быть, это не очень спортивно, но с учетом довольно холмистого рельефа Финляндии, а также постоянных купаний, поедания ягод (в основном, черники), осмотра достопримечательностей и замечательных природных мест в итоге получилось хорошее сочетание физической нагрузки и полноценного отдыха.

Итак, все по порядку. Подготовку начали за полгода – подбирали маршрут, искали карты, бронировали ночевки. Считается, что в Финляндии можно ночевать в лесу, если при этом ты не доставляешь неудобства окружающим и не разжигаешь костер. На деле же получается, что все удобные и ровные места возле озер заняты домами или дачами, а свободные берега –заболоченные или крутые и каменистые. Иногда можно остановиться прямо в лесу – попадаются сосновые леса практически без подлеска – но далеко от воды. Поэтому мы старались останавливаться в лааву (специальные оборудованные места для стоянки туристов) либо в кемпингах. Кстати, горячий душ или сауна пару раз в неделю – это здорово, да и телефоны с фотоаппаратами тоже надо иногда заряжать.

При подготовке и на местности использовали 2-км карту для велосипедистов FillariGT, на которой нанесены рекомендуемые велосипедные маршруты, кемпинги, лааву и разные достопримечательности. Купить эту карту можно только в Финляндии, что мы и сделали через питерских знакомых, которые ездят туда кататься на лыжах. Еще очень полезной оказалась топографическая карта http://infogis.infokartta.fi/infogis-psavo/ , на которой обозначено все вплоть до самой маленькой тропинки и камня (имеется также возможность измерять расстояния). Используя Printscreen и Photoshop, я подготовила и распечатала на плоттере карты участков, сложных для ориентирования, в масштабе 1:100 или 1:200. Ну и, конечно, мы не обошлись бы без навигатора Navitel в мобильном телефоне, поскольку маркировка веломаршрутов (коричневые квадратики с белым велосипедом и номером маршрута) имеется не на всех развилках, и нужные указатели тоже есть не везде.  

Процесс получения визы прошел достаточно гладко. Примерно за 1,5 месяца до поездки заполнили заявления на сайте http://visa.finland.eu/Russia/index.html, распечатали и вместе с другими необходимыми документами (перечень их есть на сайте) отвезли в самарский визовый центр (это может сделать один человек за всю группу). К пачке документов приложили подробное описание маршрута и подтверждения брони 3-х мест ночевки. Через 2 недели визы были готовы. 

Из продуктов взяли с собой по 2 банки тушенки каждый (вообще-то ввоз мясных продуктов в Финляндию запрещен, но мы надеялись, что в рюкзаки заглядывать не будут), 3 кг гречки на всех (в Европе эту привычную нам крупу практически не продают), чай, кофе, 2 л спирта, еще каждый взял примерно по 0,5 кг орехов и сухофруктов на перекусы. Все остальные продукты покупали в финских супермаркетах.

Для готовки вне кемпингов и лааву взяли 2 газовых горелки и овальный котелок, чтобы ставить его сразу на обе горелки. Готовили в нем сначала кашу, потом чай. В кемпингах посуда для готовки обычно есть.

Пилу и топор не брали, поскольку в лааву они есть (как и жидкость для розжига), а вне лааву их использовать нельзя. Еще взяли средства от комаров (спиральки и спрей). Фонарики не понадобились ни разу, поскольку было светло практически до полуночи.

Еще из снаряжения понадобились чехлы для перевозки велосипедов в поезде и ремнабор.

Состав ремнабора:

  1. Ключ рожковый на 15 для педалей, нужен при сборке/разборке велов (откручивали обе педали);
  2. Ключ рожковый на 10;
  3. Набор шестигранников ключом для расклепки цепи;
  4. Ключ для спиц;
  5. Съемник кассеты задних звезд;
  6. Отвертки крест, шлиц;
  7. Пассатижи;
  8. Велоаптечка;
  9. Спицы 5-10 шт.;
  10. Запасные камеры по одной на каждый вел;
  11. Спрей силиконовой для смазки цепи;
  12. Насос 2 шт. на группу.

На маршруте почти каждый вечер подтягивали крепежные винты багажников, крыльев и т.д.

За весь поход случились следующие неисправности:

  1. прокол колеса – 3 раза;
  2. обрыв спиц – 4 шт.;
  3. Интересная неисправность: потеря зацепления храповика трещотки в заднем колесе из-за отсутствия смазки. Выручил густой крем для лица.

 

15 июля. Наш поезд «Уфа-С.Петербург» прибыл на Московский вокзал Питера в 13 часов. На перроне встретились с Сергеем, с которым предварительно договорились, что он на микроавтобусе отвезет нас с велосипедами в Светогорск. Прямо на перроне собираем велосипеды (на всю операцию ушло 30-40 минут, хорошо, что никто нас не прогнал, и что не было других поездов). Ставим рюкзаки на велосипеды и идем с Сергеем к автобусу (шли больше километра, т.к. парковку возле вокзала найти проблематично). По пути он рассказывает, как надо переходить границу, кому показывать паспорт, что говорить и т.п. Еще полчаса уходит на погрузку велосипедов в фургон. Выезжаем в 14.30. На всю дорогу ушло 3 часа (с одной остановкой), при этом пробок в Питере нигде не было. По трассе машина постоянно шла около 120 км/ч, т.е., видимо, 3 часа – минимальное время. В Светогорске примерно за полкилометра до границы нас высадили, и около 18 часов мы, наконец, тронулись в путь.

Собираем велосипеды на перроне
Собираем велосипеды на перроне

Честно говоря, боялись, что не успеем на спуск воды в Иматре, который хотелось посмотреть. Но границу прошли быстро, минут за 20 оба пункта (наш и финский), и вот мы уже едем по Финляндии – сначала по дороге, а потом – по прекрасной велодорожке (такое ощущение, что ее только перед нашим приездом постелили). Велодорожка идет вдоль основной дороги; при въезде в Иматру появляются туннели, ведущие на другую сторону. В третий по счету (около заправки Neste) мы нырнули и, проехав еще пару километров, оказались в центре города на мосту через реку Вуокса, где уже собирались люди, желающие посмотреть на водопад. А мы переехали мост и заняли место поближе к плотине (до спуска оставалось еще 20 минут).

Велодорожка в Иматре
Велодорожка в Иматре

Зрелище впечатляющее! Под звуки музыки вода сначала тонкими струйками, а затем сплошным потоком устремляется в практически сухой до этого каменистый каньон и заполняет его за считанные минуты!

Иматра. Спуск воды
Imatrankoski

Когда все закончилось (минут через 20), мы сходили к памятнику Деве Иматры, а также на другую сторону моста, где находится очаровательный парк и на камнях сохранились надписи типа «Здесь был Вася», сделанные еще в 18-19 веке.

 

Иматра. Камни в парке

Справка: Водопад Imatrankoski – это сброс воды из водохранилища при местной ГЭС. Проводится летом, обычно с конца июня по середину августа. Начало водосброса в будние дни — 18:00 (по финскому времени), в воскресенье вроде бы в 15:00 (надо уточнить на сайте). Кстати, сайт есть у каждого города, и найти его легко – он называется так же, как город, нр, www.imatra.fi.

Дева Иматры. Остров между двумя рукавами Вуоксы, перегороженными ГЭС, со времен Николая I отдан под заповедник, поэтому большая его часть занята дикими по виду дебрями, гигантскими валунами, буреломом и т.д. В северной части находится система фонтанов со скульптурным элементом —бронзовой женской фигурой. Финское слово ‘impi’ и обозначает русалка или утонувшая девушка, которая получает некую посмертную жизнь в поглотивших её водах. На рубеже XIX и XX веков появилась своеобразная мода у европейских жителей — приезжать сюда, чтобы покончить жизнь самоубийством, бросившись в воды Вуоксы. Особым шиком считалось влюбленным парочкам уйти из жизни. Доподлинное число жертв неизвестно, однако в 1909 году был введен запрет на продажу железнодорожных билетов из Петербурга до Иматры в одну сторону. Статистика говорит, что только в 1911 году в водах Вуоксы ниже водопада было выловлено 59 тел, треть из которых были женскими.

Автором памятника утопленникам, появившегося в 1972 году, стал финский скульптор Таисто Мартискайнен. По иронии судьбы через 10 лет после открытия монумента он и сам утонул в одном из озёр муниципалитета Леппявирта в Северном Саво.

 

А мы тем временем вернулись на главную дорогу (к заправке Neste) и двинулись по ней в северном направлении в Hostel Immalanjärvi, который забронировали на сайте этого хостела http://imatrahostel.fi/?ru (можно и через Booking.com). Преимущества именно этого хостела: расположен на выезде из города, практически в начале Музейной дороги, по которой мы планировали ехать на следующий день. Заселяться можно хоть ночью, на табло возле ресепшена написан номер вашей комнаты, а ключ в двери. Цена вполне приемлема – 20 евро с человека, а условия просто отличные – просторные комнаты с широченными двухъярусными кроватями, холодильником и телевизором, душ (на этаже), общая кухня с посудой и даже чай-кофе-сахар. Персонал радушный и приветливый, говорят на русском, публика тоже в основном из России (не знаю, плюс ли это или минус). Недалеко чудесное маленькое озеро с кувшинками, кругом заросли черники. Примерно в километре есть пляж на большом озере Immalanjärvi, но мы там не были. Из минусов – бесплатная отмена бронирования заканчивается за месяц до даты заезда, потом уже придется платить некоторую сумму. Кстати, там есть на прокат очень приличные практически новые велосипеды.

В общем, мы завершили свой первый день сытным ужином, приготовленным из купленных по дороге в супермаркете продуктов, и прогулкой к озеру (некоторые даже искупались). Кто бы мог подумать, что можно собирать чернику в 12 часов ночи!

 

Хостел Immalanjarvi. Стоянка для велосипедов
Хостел Immalanjärvi. Велопарковка
Хостел Immalanjarvi. Ужин
Хостел Immalanjärvi. Ужин

Проехали за день 22 км.

 

P.S. Вообще-то, сначала мы собирались остановится в другом месте. На форуме Велопитер есть информация о частных хостелах в Иматре, с хозяином одного из них, Андреем Хайнолайненом, мы еще зимой списались и забронировали себе комнату (по 15 евро с человека). За месяц до даты заезда, как договаривались, я ему снова написала, но он без объяснения причины нам отказал...   

 

16 июля. Проснулись в 7 часов и сразу отправились купаться. Приятной неожиданностью оказалась довольно теплая вода в озере. Набрали к завтраку черники и земляники - с овсянкой очень вкусно.

Утреннее купание
Утреннее купание
Черника к завтраку
Черника к завтраку

Выехали в 10 часов. Музейная дорога (3981) асфальтированная, довольно холмистая. По ней проходит веломаршрут №6 (иногда попадаются камни с нарисованным краской коричневым кружком с цифрой 6). Машин очень мало, и они объезжают вас за километр. Вдоль дороги растет земляника, а чуть зайдешь в лес – полно черники, периодически мы останавливались и ели, ели…пока зубы не становились черными. На озере Hiijärvi на карте обозначен общественный пляж. Спустились. Рядом дома, но людей не видно. Пошли купаться «без галстуков». Вылезли … коричневые, видимо, в этом озере какая-то растительность водится.

Музейная дорога 
Музейная дорога
Музейная дорога. Дизайн по-фински
Общественный пляж

По Музейной дороге доехали до Laikko, возле которого есть маленькое озеро с общественным пляжем, но там оказалось много народу, проехали мимо. Не доезжая до трассы 6, устроились на перекус. Ели копченую колбасу, купленную вчера в супермаркете. Нашли, что запах у нее довольно странный, но все равно всю прикончили. На всякий случай больше колбасу не покупали.

После Laikko рекомендуемый маршрут уходит на Simpele и далее в Parikkala, но у нас был другой план. Пересекли трассу 6 и поехали по грунтовой дороге 14913 к узкой перемычке озера Torsa, миновав которую и проехав по дороге еще 2 км, свернули вправо на небольшую дорогу, ведущую к пещере Pirunkirkko (Церковь Дьявола). От поворота до пещеры 1 км, потом есть указатель и узкая тропинка, ведущая в глухую чащу, где, собственно, и находится пещера.

 

Пирункиркко

Справка: Пещеру Дьявола использовали в качестве убежища во время Северной войны (1713-1721 гг.), а последний раз в ней укрывалось население в конце второй мировой войны – местные жители использовали пещеру в качестве хранилища своего имущества в то время, когда сами вынуждены были покинуть родные места.

В предании говорится, что живший в прошлом столетии народный целитель Матти Хинканен (Поху-Матти)  варил свои снадобья именно в Церкви Дьявола и окунал страждущих избавиться от недугов в находящемся рядом с пещерой пруду. Поху-Матти был известным знахарем, за помощью к которому обращались даже из Петербурга. Рассказывают также, что Поху-Матти хотел оставить свои знания сыну, предложив ему бутылку с лекарством, испив которого сын познал бы все секреты врачевания, которыми владел его отец. Сын не осмелился выпить лекарество и, таким образом, все знания умершего при несчастном случае Поху-Матти ушли вместе с целителем.

 

Пофотографировавшись возле пещеры (в действительности, это неглубокий грот), мы вернулись назад на основную дорогу и отправились к небольшому озеру Vanaitlampi, где на карте обозначен приют-лааву. Свернули с грунтовки на совсем уж лесную дорогу, впрочем, для велосипеда вполне проезжабельную. Сориентироваться здесь можно только с подробной картой и навигатором. Поворот на тропинку, ведущую к лааву, показывает специальный оранжевый указатель. В глухом лесу на берегу озера стоит добротный навес, рядом стол, костровище, дрова, есть пила, топор, жидкость для розжига. Не сразу нашли ровные места для установки трех палаток, но все же как-то устроились. В озеро впадает маленький ручеек, вода в нем желтоватая, торфянистая, но привкуса нет. В озере вода практически черная, зато теплая! Олег весь вечер забрасывал удочку, поймал одну щучку, а потом огромные щуки (видимо, в отместку) пооткусывали у него все блесны вместе с поводками! Вот такие кошмары на улице Вязов…

 

Указатель лааву
Указатель лааву
Лааву на озере Vanaitlampi
Первый улов

Проехали за день 50 км. Открытия дня: 1) в Финляндии нет ровных дорог, как у нас в Ульяновской области, дорога ПОСТОЯННО идет или вверх, или вниз! Поначалу нам это понравилось – не скучно ехать, но ближе к вечеру все порядком устали. Особенно тяжело даются подъемы на грунтовках, а на спусках приходиться тормозить, потому что дорога посыпана мелким гравием и нагруженный рюкзаком велосипед ведет себя на нем непредсказуемо. Будьте осторожны!! Передачи велосипеда переключаешь постоянно, используя весь диапазон, отсюда вывод – нужен многоскоростной велосипед с исправными переключателями и, конечно, тормозами;

2) магазины есть только в городах, а не в каждой деревне, как у нас. В общем-то, мы это предвидели, и продуктами более-менее запаслись, хотя на завтрашний перекус практически ничего не осталось.


17 июля. На этот день у нас был запланирован подъем на гору Haukkavuori (Соколиная гора). От места нашей стоянки до нее 5 км; лесная дорога причудливо виляет, огибая холмы. Опять же, без навигатора мы бы точно заблудились. Примерно за километр до цели увидели указатель Haukkavuorentie. Возле подножия горы большая лааву, с несколькими навесами. Наверно, можно было заночевать и здесь, но это место далеко от воды, к тому же, довольно посещаемое. Правда, когда мы подъехали, вокруг не было ни души. Оставили велосипеды в кустах немного выше лааву и по тропинке пошли наверх. Через 700-800 м тропинка разветвляется, мы сначала пошли по левой и вышли на край обрыва, откуда открывался отличный вид на местность, по которой мы только что проехали. По правой тропинке можно дойти до озера (точнее, до обрыва над озером), вид оттуда просто сказочный! Полюбовавшись, мы начали искать знак, где была когда-то граница России и Швеции, но так и не нашли. Возможно, он все-таки был слева, но возвращаться уже не было времени.

 

Лесная дорога  
 
Подъем на Хауккавуори
Подъем на Хауккавуори
Хауккавуори
Этот знак мы найти не смогли
Знак, который мы не нашли

Справка: Гора Хауккавуори является самой высокой вершиной южной Финляндии (78,9 м над уровнем озера). Её заросшие густым лесом склоны живописно возвышаются над поверхностью озера Саараяври (Sarajarvi). На скале Хауккавуори сохранился пограничный знак, выбитый после заключения Ништадтского мирного договора в 1722 году. Слева — восьмиконечный крест, символ России, справа — шведская корона.

 

Дальше наш путь лежал по местным грунтовкам-грейдерам в направлении Пункахарью (Punkaharju). Через 30 км героических взлетов и спусков по грунтово-каменистым дорогам выехали на асфальт, идущий вдоль огромного озера Simpelejärvi. На карте показано, что здесь сплошная населенка, и мы надеялись встретить хоть один магазин, но тщетно. Въехав в Särkisalmi, первое, что увидели – маленькую пекарню. На двери висела бумажка, на которой что-то было написано по-фински. Но мы, поскольку языка не знаем, сунулись в дверь. «Здравствуйте» – «Добрый день», последовал ответ на чистом русском. В общем, нам повезло. Бывший соотечественник, а ныне финский пекарь, несмотря на то, что магазин был закрыт, разогрел нам вчерашнюю, видимо, пиццу, продал мороженое и вдобавок подарил не знаю уж какой давности булочки, любезно погрев их в микроволновке. Это был просто праздник какой-то! Пока мы все это поглощали, поболтали с мужиком за жизнь. Попрощавшись, двинули дальше. Кстати, магазин в Саркисалми есть - на заправке ABC.

Грунтовка
Пекарня в Саркисалми
 

Собственно, мы уже выехали на трассу 14. По карте там вроде бы есть дорога-дублер, но мы ее почему-то не нашли и поехали прямо по трассе. Не сказать, что она очень оживленная, видали и похуже. Так и доехали до Пункахарью, где затарились продуктами в первом встреченном К-маркете.

На две следующие ночи у нас был забронирован домик на турбазе Lomahovi, она находится на острове Vaahersalo, напротив Пункахарью, так что предстояло проехать еще с десяток километров. К тому же собирался дождь. Поэтому мы не стали подниматься на водонапорную башню, где находится обзорная площадка – жаль, конечно. Так же на всем ходу проскочили мимо участка Салпа-линии, который находится в конце косы. Кстати, обещанные красоты косы Пункахарью как-то не особенно впечатлили, может быть, по причине пасмурной погоды. Начал накрапывать дождь, но мы (на всякий случай) не стали надевать накидки, и он незаметно кончился.

Коса Пункахарью
Коса Пункахарью
28_коса пункахарью

Турбаза Ломахови находится в живописном месте, хозяева – русские, очень приветливые, цены более чем умеренные (см. сайт www.lomahovi.ru). Мы выбрали самый дешевый вариант, но все равно он оказался весьма комфортным. Помылись в душе (а сначала искупались в озере с прозрачной прохладной водой и песчаным дном, что здесь большая редкость), приготовили на ужин щи с курицей… Остаток вечера прошел, как говорится, в теплой дружеской обстановке. Кстати, на базе есть лодка, и некоторые не преминули на ней покататься по озеру (озеро называется Pihlajavesi). Ночи все еще белые, и уснуть, когда на улице светит солнце, довольно трудно…

 

Турбаза Ломахови
Турбаза Ломахови
Турбаза Ломахови

Проехали за день 63 км.



18 июля. В этот день мы оставили вещи на турбазе и, предварительно заказав на вечер сауну, налегке отправились в город Керимяки (Kerimäki), где находится самая большая в мире деревянная церковь. Но сначала заехали в музей леса Lusto. Про этот музей уже были наслышаны, что там интересно, но увиденное превзошло все ожидания! 2 часа мы провели в музее, честно говоря, можно было и больше, но время, как всегда, поджимало. Билет в музей стоит 10 евро, время работы 10-19 ч.

Возле музея леса
Музей леса. В старину так заливали дороги
Музей леса

Музей леса. Такие здесь кикиморы!
Музей леса. Техника на грани фантастики!

Поехали дальше по направлению к Керимяки (с 14 шоссе надо свернуть на дорогу 4794). По пути останавливались в черничном лесу, покрасили зубы перед выходом в свет и такие все красивые въехали в город. Здесь все в центре – церковь с колокольней, городское кладбище (очень красивое), три супермаркета, магазин Alko, пицца&кебаб, кафе-мороженое. Сначала мы отправились на колокольню, за всех заплатили 5 евро (как за семью). По крутой-прекрутой лестнице лезли вверх. Там на промежуточных площадках даже стулья стоят для отдыха, а на одной из них выставка детских рисунков. Вид сверху, конечно, впечатляет! Потом зашли в церковь, там очень красиво и просторно, а главное – прохладно, по сравнению с жарой на улице.

Деревянная церковь и колокольня в Керимяки
Подъем на колокольню
Церковь в Керимяки

Удовлетворив духовные потребности, перешли к насущным. Было желание в этот день почтить своим посещением финский общепит. Сначала отправились в пиццерию, но она оказалась закрыта. Мужчины заглянули в находящийся рядом магазин Alko и даже что-то там приобрели. Потом пошли в кафе, расположенное прямо напротив церкви, оказалось, что там шведский стол по 10 евро с человека, но до закрытия оставалось полчаса и на этом самом столе практически ничего уже не было. Поэтому пошли проторенным путем – в ближайший К-маркет. Там, кстати, есть кулинария, где мы купили себе на обед печеночные оладьи, местные пирожки из ржаной муки с рисовой начинкой, йогурт и еще всякой вкуснятины. Кроме того, взяли продуктов на ужин и завтрак, причем, видимо, с голодухи, набрали столько, что едва уместили во взятые с собой рюкзачки и одну велосумку. За все заплатили 64 евро, т.е. меньше, чем проели бы в давешней кафешке!

И тронулись в обратный путь. Остановились в том лесу, где ели чернику. Пообедали, и назад, на турбазу. В сауну успели вовремя. Так здорово было из парилки выбегать прямо в озеро! Отлично попарились, а потом еще был ужин с омлетом, сосисками и еще много чем замечательно вкусным.

Обед в зарослях черники
Обед в зарослях черники
После сауны
После сауны
 

Проехали за день 50 км.


19 июля. Покидаем гостеприимную турбазу, впереди нас ждет Савонлинна (Savonlinna). Проехав по велодорожке вдоль трассы 14, сворачиваем на рекомендованную веломаршрутом второстепенную дорогу (15204). Часть пути сократили, проехав по грунтовке. Возле Pitkala выехали на асфальтовую дорогу 15197, ведущую в Савонлинну. На въезде в город появляются велодорожки.

Привязываем велосипеды к металлическому заборчику на набережной и отправляемся в крепость Olavinlinna. Входной билет только в крепость стоит 8 евро, а если крепость плюс музей плюс музейные пароходы – 9 евро. Есть экскурсии на русском языке, их начало совпадает с началом каждого часа. На второй этаж пускают только с экскурсоводом. Нам повезло, пришли как раз к началу экскурсии. Вела ее симпатичная финка, с очень милыми неправильностями в русском языке. Вроде бы экскурсия небольшая, но в итоге мы провели в крепости целый час! Потом в быстром темпе осмотрели музей и один из пароходов (Salama), остальных почему-то на месте не оказалось. Пароход в отличном состоянии, даже утварь разная стоит, и никто за этим добром не смотрит, даже билеты не проверяют. Музей (расположенный в здании бывшего зернохранилища) рассказывает об истории города и региона, истории ремёсел и судоходства на Сайме.

 

Савонлинна
Крепость Олавинлинна
Савонлинна. Музейный пароход Салама
Музейный пароход Салама
Савонлинна. Музейный пароход Салама

Справка. Средневековая крепость Olavinlinna является одной из самых известных достопримечательностей Финляндии. Строительство крепости было начато в 1475 году рыцарем Эриком Тоттом по приказу шведского короля для защиты этих земель от нападения с востока. Крепость постоянно переходила от Швеции к России и обратно. Сейчас она известна проходящими там с 1912 года международными оперными фестивалями.

 

Саонлинна. Набережная

Погуляли по набережной, где обнаружились остальные музейные пароходы, посетили рыночную площадь – там, кроме сувениров, продаются местные пирожки с разной начинкой (называются «лёртсю»), очень большие. Некоторые из наших девушек нашли их слишком сладкими.

Савонлинна. Крепость Олавинлинна

Вернулись за велосипедами и поехали дальше. Пришлось проехать через весь город, который вытянут по островам. По дороге зашли в супермаркет. Выехали из города на дорогу 15358 (асфальт), пользуясь картой и навигатором, а также указателями кемпинга Vuohimäki, в который мы вообще-то не собирались, но он был по пути. На этот день была запланирована ночевка на большом озере Suurijärvi, без лааву. С дороги к озеру ведет обозначенная на карте тропинка, и мы надеялись, что там можно поставить палатки.

Тропу нашли не сразу. Она оказалась довольно нахоженной, местами заболоченной, с перекинутыми через сырые места мостками. Шли по тропе пешком (около 300 м). Берег озера оказался с приличным уклоном, весь заросший черникой и мхом, с большими камнями. Но места под палатки все же нашли. А на вершине холма, как мы обнаружили уже утром, была большая совершенно ровная площадка с мягчайшим белым мхом! Когда ужинали, пошел дождь, всего минут 15-20 (забегая вперед – это был единственный дождь за весь поход!). Комары, хотя и в небольших количествах, присутствовали, мы даже зажигали спиральки. Дно озера топкое, когда по нему идешь, поднимаются пузырьки с неприятным запахом. В общем, если оценивать по пятибалльной шкале, стоянка на троечку с плюсом. Но спалось на мягком мху просто замечательно! И озеро очень красивое.

 

Стоянка на озере Suurijarvi
Стоянка на озере Suurijarvi
Стоянка на озере Suurijarvi
Стоянка на озере Suurijarvi
Стоянка на озере Suurijarvi

Проехали за день 53 км.



20 июля.  Продолжаем ехать по дороге, рекомендованной 14-м веломаршрутом. Практически сразу после места, где мы ночевали, нужно сворачивать с асфальта на грунтовку. Указателя там не было, и мы сначала это место пропустили. Хорошо, что быстро спохватились и вернулись. (Вообще, на финских дорога невнимательность дорого стоит – проскочишь нужную развилку, радостно несясь по спуску, а потом приходится возвращаться, ясное дело, в гору.)

Вышеозначенная грунтовка – 20 км сплошных подъемов-спусков, часто с поворотами. На некоторые горки даже поднимались пешком. На одном из спусков было даже падение, хорошо, что без фатального исхода (пострадавшая отделалась царапиной).

Опять грунтовка
Грунтовка

На дороге очень много развилок, иногда на них есть указатели с велосипедом, иногда – нет. Лучше всего воспользоваться готовым треком, например, свой трек любезно предоставил М. Уланов http://disck.narod.ru/fin2009/. Посматривали на берега озер, мимо которых ехали. Нигде потенциального удобного места для ночлега не заметили. Видимо, наш вариант был лучшим.

Доехали до асфальта – дороги 435, а по ней уже добрались до города Сулкава (Sulkava). В центре города (возле моста), по традиции, зашли в супермаркет, где, кроме продуктов, взяли по мороженке, а Олег разжился блеснами (держитесь, щуки!).

Из города выехали по дороге 15178. Ночевка была запланирована возле горы Linnavuori (в переводе «гора-крепость»). Чтобы туда попасть, через 2 км после выезда из Сулкавы надо свернуть на грунтовую дорогу, и еще через 3 км вы на месте. По дороге много указателей, заблудиться трудно.

Место просто шикарное! Не удивительно, что оно очень посещаемое. Причем, приезжают не только на машинах (стоянка находится метров за 500 до подножия горы, дальше идут пешком), но и по воде на яхтах. Когда мы подъехали, в лааву готовила ужин семья, их катер стоял у причала. Потом в течение вечера появлялись другие люди, но никто не шумел, спокойно сходят на гору – и уезжают. Представляю, что было бы в подобном месте у нас, в России…

Линнавуори

В стороне, буквально в 30 м от лааву, нашлась замечательная ровная площадка под огромными елями. Мы поставили там палатки и отправились на гору. Подъем (довольно крутой) осуществляется по специально сделанным деревянным ступенькам.

 
Стоянка возле Линнавуори

Подъем на Линнавуори
Линнавуори
Линнавуори

С вершины открываются сказочной красоты виды, такой простор, что просто дух захватывает! К тому же мягкое вечернее освещение, тепло, полный штиль…. Мы пробыли там около часа, могли бы и еще – уходить совершенно не хотелось! – но пора было уже подумать и об ужине. Когда спустились, очаг уже освободился.

Лааву возле Линнавуори
Лааву возле Линнавуори

Когда, наконец, уселись за стол, к нам пришел в гости сосед – финн, который приплыл на своей яхте и дальше собирался на оперный фестиваль в Савонлинну (он, кстати, перед тем, как прийти, включил у себя на яхте музыку – какую-то оперную арию. В вечернем антураже она звучала просто бесподобно!). Финн принес миску салата, который предложил нам, и бутылочку белого вина, которое пил сам (видимо, у них так принято). От нашего супа (сваренного из концентратов и тушенки) не отказался и даже нахваливал. Общалась с ним в основном Марина на английском, у остальных познаний едва хватало, чтобы понимать отдельные слова в их разговоре. После того, как Марине предложили намекнуть ему, что, мол, пора и честь знать, он резко собрался и свалил, из чего мы дружно заключили, что он шпион и по-русски понимает. Слава богу, при нем ничего такого, за что пришлось бы краснеть, не говорили, а то неудобно бы получилось…

Лааву возле Линнавуори

Перед сном некоторые еще раз сходили на гору.

 

Проехали за день 43 км.


21 июля. Очередное теплое солнечное утро. Достопримечательности этого дня – автомобильный паром и наскальные рисунки.

Вернулись на асфальт, проехали по красивому белому мосту через пролив Hakovirta. После моста по дороге 15176 доехали до парома. Где-то на этой дороге командир объявил, что мы преодолели 300 км! За полкилометра до парома увидели пляж с мостками возле турбазы, где с удовольствием искупались (без галстуков). Вообще, я где-то прочитала, что если финн пришел купаться и думает, что его никто не видит – он искупается голым. Мы тоже всегда следуем этому принципу, из чисто практических соображений – в походе сушить купальник довольно проблематично. Кстати, иногда на обочине дороги нам попадались плавки. Теперь их чересчур щепетильные владельцы, видимо, тоже поневоле стали нудистами.

Паром просто огромный! Он долго прицеливался, прежде чем причалить к нашему берегу. И мы на нем ехали одни! Кстати, паром бесплатный (и все остальные паромы тоже). После него дорога 15169  – отличный асфальт (как и 15176), машин почти нет.

Паром
На пароме

Наскальные рисунки находятся на скале (а где бы вы думали!) возле залива Syrjälahti, на дороге есть указатель Kalliomaalauksia (очень скромный и малозаметный) на тропинку, ведущую туда. Пристегнули велосипеды и пошли. Возле скалы есть информационный стенд, на котором нарисовано, что же здесь нужно увидеть. Но мы смотрели на большие черные разводы на камне и ничего больше не заметили. Прошли дальше, на берег залива. Посидели на огромном замшелом камне, берег здесь очень живописный. На обратном пути еще раз остановились около скалы и тут увидели прямо над черным пятном бледно-красные фигурки людей, животных… Оказывается, рисунки-то маленькие, и находятся они на высоте 8-10 м. Здорово, что мы все же их увидели!

И где тут рисунки?
И где тут рисунки?
Залив Syrjalahti

Дальше мы проехали до пересечения с трассой 62, по которой свернули в сторону города Пуумала (Puumala). Перед городом установлено информационное табло и на небольшом мысу устроено место для отдыха, откуда открывается красивый вид на мост и город. Мост в Пуумале оборудован специальным лифтом для пешеходов и велосипедистов, по которому мы спустились прямо на набережную. Здесь расположены кафе и рестораны, небольшой рынок, киоски. Быстренько осмотрев все, сходили в супермаркет и по главной улице поехали в кемпинг Koskenselkä.

Пуумала. Вид с дороги 62
Вид на мост в Puumala
Велосипедный лифт
Велосипедный лифт
Пуумала. Набережная
Пуумала
Пуумала

В кемпинге удивила совершенно правильная русская речь девушки на ресепшене (оказалось, у нее русские родители, переехали, когда она была маленькая). Заплатили за проживание (14 евро за каждую палатку плюс по 4 евро с каждого человека в день) и отправились занимать место. Поначалу были неприятно удивлены, что лужайка, предназначенная для установки палаток, не особенно большая (в кемпинге есть еще и домики), и практически вся занята машинами и палатками. Но место себе все же нашли, поставили лагерь, а после того, как помылись в душе и поужинали, настроение явно улучшилось.

Пуумала. Кемпинг Koskenselka
Пуумала. Кемпинг Koskenselka
Пуумала. Кемпинг Koskenselka

 В кемпинге замечательная большая кухня с посудой, есть еще места, чтобы готовить на открытом огне; душ тоже оставил хорошее впечатление. Свет там зажигается сам, когда открываешь дверь! Публика здесь спокойная, некоторые с собаками, но ни одна из них ни разу не гавкнула! Из приятных событий этого вечера – красивый закат над озером и импровизированный концерт мужика с гитарой, который очень хорошо пел на финском и английском.

Пуумала. Кемпинг Koskenselka

 

Пуумала. Кемпинг Koskenselka

Всего проехали за день 55 км.


22 июля. Утром мы обнаружили, что палатка Сони и Саши исчезла вместе с хозяевами. Не успели подумать, что их похитили инопланетяне, как они вернулись (и палатку принесли). Оказалось, что неподалеку кто-то сильно храпел, и они были вынуждены переселиться. Случаются и такие издержки цивилизации.

Сегодня у нас типа дневки с радиальным выездом в деревню Niinisaari. На сайте Пуумалы есть информация обо всех туристических объектах, расположенных на этом острове. Кроме того, в кемпинге лежат рекламные буклетики, в.т.ч. на русском, в которых есть схема размещения объектов: музей-ферма, винная ферма, художественная галерея-усадьба, мастерская кузнеца, ресторан.

Оставили вещи в кемпинге и налегке отправились в путь, но сначала заехали на ресепшен и заказали на вечер сауну. Снова проехали через Пуумалу, поднялись на лифте на мост, немного проехали по 62 дороге до поворота на Niinisaari (есть указатель). Отличная асфальтированная малонагруженная дорога проходит по красивым местам, вокруг озера, сосны, камни… Через один из проливов курсирует паром.

Пуумала. Набережная
Дорога на Niinisaari. Паром

Сначала поехали на ферму (указатели LIEHTALANNIEMEN MUSEOTILA), оказалось, что она открывается в 11 часов. Мы не стали ждать экскурсовода, осмотрели двор усадьбы и выставленный на нем сельхозинвентарь, пофоткались и ушли восвояси (съэкономив таким образом 6 евро). В начале 20 века на ферме жил человек по имени Яллу, который долгое время провел здесь в полном одиночестве. Сохранилась вся утварь и инструменты, которыми он пользовался, летняя кухня, баня по-черному, сарай для кур и коз, даже туалет функционирует (но на нем висит табличка Private).

Niinisaari.Музейная ферма

Потом отправились в художественную галерею-ателье «HONEY MOON». Это усадьба, где живет художница, которая рисует Сайму в разное время года. Ее картины нам показались … хм … несколько своеобразными, но вот дом и снаружи и внутри – просто прелесть. Все так красиво, чисто, уютно, со вкусом обставлено… Еще в галерее выставлены картины других финских художников, а также керамика. Некоторые произведения можно купить, хотя цены, конечно, запредельные.

Niinisaary. Галерея Honey Moon
Niinisaary. Галерея Honey Moon
Niinisaary. Галерея Honey Moon
Niinisaary. Галерея Honey Moon

В кузницу мы не пошли, а сразу отправились на винную ферму TEMOLAN VIINITILA. Здесь выращивают смородину, малину и готовят из них разнообразные плодово-ягодные вина, настойки и даже яблочный сидр. Его мы и приобрели, а также бутылку смородинового вина за 12 евро. Можно продегустировать продукцию фермы, но стоит это 6 евро за каждый стаканчик. Мы решили, что обойдемся, и отправились обратно в кемпинг. По дороге на одном из озер искупались, перекусили, выпили купленный сидр… Ничего, вкусный!

Винная ферма
Винная ферма
Дегустируем сидр

 

Niinisaary

Теперь нашей задачей было приехать в кемпинг, приготовить ужин и съесть его за 2 часа до сауны (как прописал наш доктор Ирина). Поэтому готовить на кухню отправилась практически вся команда. С задачей успешно справились. За ужином была выпита купленная бутылка вина (вполне неплохого для плодово-выгодного).

Сауна оказалась большой, просторной, с очень стильной комнатой отдыха, в которой был даже камин. Приятнее всего было прыгать в озеро, вода в котором оказалась довольно холодной по сравнению с озерами, где мы купались до этого.

Кемпинг Koskenselka
Кемпинг Koskenselka

После сауны доели остатки ужина, посидели, поговорили… Совсем было собрались спать (был двенадцатый час по местному времени). Но тут вспомнили, что забыли съездить на ветряную мельницу! Она называется Tuulimylly, находится в 5 км от Пуумалы в сторону Сулкавы по 62 дороге. Делать нечего, вскочили на велосипеды и дернули (правда, не все, а только трое самых бесбашенных). В спешке не надели даже шлемы и светоотражающие жилеты, что вообще-то было достаточно неосмотрительно с нашей стороны, потому что хотя на улице было еще довольно светло, солнце уже село и до наступления темноты оставалось совсем немного времени. К счастью, приключение закончилось благополучно – мельницу отыскали, она действительно стоит того, чтобы быть осмотренной. Интересно, что хотя она имеет статус музея, нет ни забора, ни замка на дверях. Мы забрались внутрь, там все сохранилось как было когда-то в старину, даже понятно, как это все работало. В общем, съездили не зря.

 

Старинная мельница
Старинная мельница

Всего проехали за день:  32 км на Niinisaari плюс 10 км на мельницу.


23 июля. Покидаем кемпинг и выдвигаемся в сторону Иматры. Но сначала мы хотели посетить Kummakivi (Странный камень), очень интересный природный объект. Этот камень неизвестно как удерживается в своем положении, попирая, кажется, законы физики. В общем, странный…

Проехали по знакомому мосту (в четвертый раз!). Через 12 км от Пуумалы (по 62 дороге) надо сворачивать на грунтовку, ведущую в направлении Muuramäki. Тут, конечно, тоже лучше пользоваться навигатором.

 

По дороге на Muurimaki

Дорога, ведущая к Kummakivi, перекрыта шлагбаумом. Еще через 0,5 км на карте обозначена тропа, выходящая прямо на эту дорогу. Надеялись, что как обычно будет указатель, но его не было. Поняли, что тропу проехали, когда увидели вышку (см. карту).

Вернулись обратно, начали внимательно смотреть и поняли, что начало тропы уничтожил свежий выруб. Углубились в лес, там было что-то, напоминающее тропу, но видно, что тут давно никто не ходил. Но все же продолжали идти, продираясь через поваленные молодые березки (их, похоже, недавно специально срубили, давая возможность расти елкам). Через некоторое время и приблизительно 400 м вышли на дорогу, по которой быстро дошли до искомого камня. Безусловно, он впечатляет своими размерами и необычным расположением! Вывод – надо было просто объехать шлагбаум и ехать по дороге.

Ищем Странный камень
Ищем странный камень
Kummakivi (Странный камень)
Kummakivi (Странный камень)

После такого приключения захотелось есть и купаться. Нашли неплохое место на берегу озера, позволившее удовлетворить эти простые желания. 

Ночевка в этот день была запланирована на общественном пляже, попасть на который можно, свернув, не доезжая до Syyspohja, по направлению к Utula. От поворота до этого поселка 10 км. На этом участке оказалась единственная за все наше путешествие совершенно ровная дорога, когда даже непонятно, вверх ты едешь или вниз! Под конец это даже утомило. Поэтому, когда перед и после Utula (где есть магазин) снова начались «веселые горки», даже им обрадовались.

 

Магазин в Утуле

 Дорога к Утуле

 Через 4 км после Utula свернули налево на грунтовую дорогу, на которой не было никаких указателей (а, следовательно, и домов). Дорога привела на берег Саймы: совершенно нетипичная для здешних озер длинная песчаная полоса пляжа с растущими поодаль соснами, черничными зарослями в лесу и прочими радостями жизни в виде навеса-лааву, очага и дров, чистенького туалета. Народ на пляже тоже присутствовал, но мы надеялись, что они к вечеру разъедутся.

Сайма. Пляж
Сайма. Пляж

Так и получилось, но вместо них приплыла на каяках компания финнов с русским инструктором. Они встали далеко от нас, но в 11 часов вечера пришли в лааву жарить блины (!). Прогонять их было как-то неудобно, тем более, что они пригласили нас на блины. Мы сказали, что устали и собираемся спать. Они намека не поняли и целый час радостно галдели возле наших палаток. Правда, как и обещали, через час удалились. Вывод – надо ставить палатки в стороне от лааву, а приходить туда только готовить. Кстати, на берегу было еще несколько костров, вполне можно было приготовить ужин и там. 

 

Проехали за день 65 км.


24 июля. Последний ходовой день. Конечная цель – хостел Immalanjärvi, где мы ночевали в первый день. Но сначала мы собирались посетить Salpalinja возле Syyspohja.

 Справка: Линия Салпа – самый масштабный фортификационный проект в Скандинавии и один из крупнейших в мире. Ряды ДОТов, траншей, каменных надолбов тянутся вдоль всей восточной границы Финляндии - от Балтийского до Баренцева моря, хотя большая часть сконцентрирована между Финским заливом и озером Сайма. Линия Салпа строилась в 1940-1944 годах, и, хотя боевые действия здесь не проводились, ее наличие сыграло определенную роль в советско-финских мирных переговорах в 1944 году. Сейчас многие ДОТы у дорог и поселков имеют статус музеев.

 От дороги 62 едем по ответвлению с указателем Salpalinjatie. Сначала попались целые ряды установленных вертикально огромных камней, где мы устроили фотосессию. Потом поехали дальше, до большой поляны (Salpa Asema). На поляне расположены укрепленные бревнами траншеи и большой бункер. Облазили все, немного поиграли в войнушку. В бункер надо идти с фонариком, потому что темнота там абсолютная!

Салпа линия
Салпа линия
Салпа линия
Салпа линия
Салпа линия. Бункер
Салпа линия. Бункер
Салпа линия

Вернулись на 62 дорогу и поехали дальше. Перед Ruokolahti находится замок Rantalinna. Замок построен в 1913 г., с 1915 по 1922 г. он принадлежал русской императорской фамилии, где проживали принц и принцесса Евгения Максимиллиановна (внучка Николая I) Ольденбургские. Сейчас в замке отель (дорогой и пафосный). Нам любезно разрешили осмотреть территорию (почему-то все встреченные там люди говорили по-русски).

Замок Ранталинна

Дальше до самой Иматры ничего примечательного не произошло. На въезде в город немного поплутали по многочисленным развязкам, даже заехали на запретную территорию, где расположен небольшой аэродром. Но в итоге командир снайперски вывел нас к знакомому магазину Siwa, от которого до хостела рукой подать.

Времени было 3 часа пополудни, поэтому решили оставить вещи в хостеле и съездить в Иматру, где мы ничего толком в первый раз не видели, кроме водопада. Надо сказать, что и сейчас, кроме набережной и двух магазинов, осмотреть ничего не успели, но некоторое впечатление о городе составили. Вернулись в хостел, приготовили праздничный ужин и торжественно отметили окончание похода.

 Вот все и закончилось... 

Проазничный ужин

Проехали за день 50 км+20 км – поездка в Иматру.

 

25 июля.  Утром в последний раз искупались в знакомом озере. И поехали домой. Перед границей находятся три больших магазина, специально для российских туристов (там даже ценники продублированы на русском). Зашли в один из них, «Лапландию», прикупили сувениров. Границу прошли довольно быстро, несмотря на большое количество народа на машинах, желающего попасть в Россию в преддверии выходных.

Знакомый микроавтобус с прицепом уже ждал нас в условленном месте. Пока ребята грузили велосипеды, успели сбегать в магазин за продуктами на поезд. Знакомые продукты, привычные цены…Дорога до Петербурга, жара, заполненные людьми и машинами улицы... Оказывается, мы уже успели отвыкнуть от этого в неторопливой и малолюдной Финляндии! Пора возвращаться к родимым реалиям – вокзальный туалет за 30 рублей, бомжи на Невском, спящие прямо под витринами роскошных магазинов, толчея на перроне… В поезд погрузились без потерь и благополучно доехали до  Димитровграда.

Вот так закончилось наше путешествие в Финляндию –  замечательную страну с приветливыми людьми, прекрасными дорогами, пронзительно синими озерами, ласковым солнцем.

 

В заключение хочу поделиться еще некоторыми сведениями, надеюсь, они будут полезными.

Про магазины. В финских магазинах на продуктах только финские названия. Чтобы сориентироваться в их многообразии, желательно распечатать словарик с названиями основных продуктов. Некоторую полезную информацию о молочных продуктах и крупах нашла на этом сайте http://tvoirovaniemi.livejournal.com/5363.html, http://tvoirovaniemi.livejournal.com/13500.html.

В Финляндии очень вкусный ржаной хлеб, бывает и с разными добавками – семечками, зернышками какими-то и т.д. Мясных продуктов много, они могут быть готовые (только разогреть) или полуфабрикаты. Причем, если остальные продукты дороже наших в 2-2,5 раза, то мясные – в 1,5. На колбасе и сосисках надо смотреть на упаковке процент мяса, производители качественного товара его указывают. Очень понравились йогурты, покупали 2 больших пакета каждый день.

 Вода в бутылках дорогая, 1,5-2 евро. Мы обычно набирали воду из-под крана, когда была возможность (она очень хорошего качества) или кипятили воду из озер.

Спиртные напитки очень дорогие, продаются только в специальных магазинах Alko, которые работают ограниченное время. Кстати, в воскресенье все супермаркеты открываются в 12 часов и работают до 18, в остальные дни – с 9 до 21 или 22 часов.

География. Номера дорог, указанные на карте, на местности нигде не встречаются. Обычно на указателях написаны направления: к названию города (или другого места), куда ведет эта дорога, прибавляется «tie».

Практически все названия образованы с использованием слов, обозначающих те или иные топографические объекты: озеро, залив, остров, холм и т.д. Пригодился словарик, составленный из слов, чаще всего встречающихся на карте (ударение ВСЕГДА на первом слоге):

luolat - пещера

puisto – парк

vuori – гора

mäki – холм

lahde – источник

kirkko – церковь

koski – пороги (на реке)

niemi – полуостров, мыс

saari – остров

lahti, lahden – залив

lampi – пруд, маленькое озеро

järvi – озеро

kalliomaalauksia, kalliomaalaus – наскальные рисунки

kylä – деревня

linna – крепость

vesiвода

kiviкамень

paikka – место

salo – глушь

korpi – пустыня

luontopolku – тропа

levähdysalue – место для пикника

salmi – пролив

luoto – островок

käymälä – туалет

Kahvila (от фин. kahvi - кофе) – кафе

lohi – лосось

loma – праздник

keskus – центр

 

Деньги. Общая стоимость нашего путешествия составила примерно 20 000 руб. на каждого участника, в т.ч.:

– поезд «Димитровград – С.-Петербург» (плацкарта) – 2650 руб. *2;

– автобус «С.-Петербург – Светогорск» – 1400 руб. *2;

– страховка – 600 руб.;

– виза (получали в визовом центре в Самаре) – 60 евро;

– ночевки в хостеле, кемпинге и турбазе (всего 6 ночей) – 90 евро (включая сауну);

– продукты – около 60 евро;

– экскурсии – 20 евро.

 

Конечно, еще некоторая сумма ушла на сувениры, но это не обязательная статья расходов.

 

Информация. Много полезной информации о велопоходах по Финляндии (в том числе, о визах, пересечении границы, автоподвозках и др.) есть на форуме Велопитера http://velopiter.spb.ru/forum/index.php?t=thread&SQ=0&frm_id=47&frm_goto=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4

Еще при подготовке пользовались книгой И.Гуревича «Велопутешествия за рубежом. Финляндия», а также найденными в интернете отчетами:

http://disck.narod.ru/fin2009/

http://www.4turista.ru/node/813

http://www.bigwater.socio-research.ru/Finland08-1.html

http://www.veloguide.ru/path_full.php?id_path=125

http://www.popblogs.ru/2010/07/21/na_velosipede_v_finlyandiu-5792

http://www.velo36.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=5838

 







Комментарии
Представила распечатки брони хостела на первый и последний день и письмо с турбазы. 
А еще расписала маршрут в виде таблицы, где в последней графе указала место ночевки (хостел, кемпинг или озеро). На всякий случай кемпингов написала больше (нашла на карте подходящие), хотя реально мы там не жили. Знаю, некоторые люди бронируют места ночевки, получают визу, а потом бронь отменяют. И еще - не забудьте в заявлении на визу на последней странице в примечаниях указать "велопутешествие"
В.Павел17.03.16, 11:06
Наталья,у меня появился вопрос. При оформлении визы бронировали жильё или предоставили подробное описание вело маршрута? 
Чудесный рассказ ) Спасибо за фотографии ) 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте