Экспедиция по изучению подводной части Каповой пещеры, в составе экспедиции под руководством Ляхницкого.

Предистория

Капова пещера известна человеку давно. В краманьоне (17 тысяч лет назад) человек приходил сюда для свершения культовых обрядов, 2-4 тысячелетие до н.э. использовал как жилище, в средние века- как убежище во времена лихолетья, 18-19 веках здесь добывался пещерный оникс на поделки, 19-20 веке -для экскурсионных и эзотерических целей.
  Каждый посетитель оставлял свой след в пещере. Краманьонец - рисунки и символы красной обожженной охрой, доисторические люди - копотью на стенах и следами кострищ на полу,   средневековые воины- проломленными черепами своих современников. Деревянные трапы и ржавые лестницы, надписи на стенах, решетки - это следы  экскурсионно-коммерческой деятельности. Разбитые натечные коры - результат добычи поделочных камней, обломки сталактитов-следы действий знахарей, использовавших натеки для изготовления "чудодейственных" препаратов. Оставили свой след и спелеологи. Расширенные кувалдой хода, ржавые шлямбурные крючья, свинцовые груза. Что делать, человек не эльф. Везде куда он приходит природа превращается в окружающую среду. В пещере где ничего может не меняться тысячелетиями минимальное воздействие проявляется очень контрастно. Отпечаток измазанного глиной комбеза на белоснежном натеке, к которому прислонился спелеолог во время фотографирование, просыпанная карбидная отработка на глиняном полу, малахитовая зелень потерянной батарейки в гурровой ванночке - всё это может быть инородным пятном многие годы (тысячелетия).

В Каповой хорошо видна эволюция атропогеного воздействия . От украшения стен святилища магическими знаками, до надписей "Здесь был МГУ". От хищнического разграбления натечного убранства, до кропотливого изучения истории человечества. Найденые в 1958г палеолитические рисунки дали возможность объявить её памятником всемирного исторического наследия с особым охранным режимом. Сейчас для осмотра доступна только входная  галерея. Нижний и верхний  этаж пещеры могут посещать только ученые и исследователи. Но исследование пещеры, как бы аккуратно они не проводились, тоже оставляют  в ней свои следы. Так рисунки, расчищенные известным археологом Бадером в 1960г от натеков, под действием воды стали смываться и смываются до сих пор. И нет никакого способа остановить этот процесс. При этом в пещере работают разные исследователи- палеонтологи, археологи, микробиологи, спелеологи, подводники. Исследуя одну проблему, они могут случайно, по незнанию повредить что-то другое. Например спелеоподводникам, для того чтобы протащить громоздкое оборудование, пришлось расширить узкий лаз, соединяющий теплую и холодную часть пещер. Как теперь это отразится на микроклимате полости и сохранности рисунков, можно только гадать.
  На данный момент координатором исследований является Юрий Сергеевич Ляхницкий, ведущий научный сотрудник Всесоюзного НИИ Геологии (ВСЕГЕИ). По его приглашению  наша команда подводников приняла участие в исследованиях подводной части Каповой пещеры.
Задачи экспедиции

1. Исследование источника "Голубое озеро", находящегося во входном гроте "Портал", и предположительно являющимся местом выхода воды Подземного Шульгана. Предыдущие исследования установили, что сифонный ход идет на глубину 86, далее сужается, но может быть пройден, если подкопать гальку в ложе хода.
 Предполагалась, что вода Каповой пещеры может опускаться на глубину не более 30м.  Возможно, что на глубине более 80м приходит вода другой гидросистемы. Тем более, что зрительно, расход пещерной реки в 1.5 раза меньше расхода источника.
 Нашей задачей было найти воду Каповой на глубине 30 и по возможности посмотреть продолжение на глубине  86м.
2. Исследование Подземного Шульгана.
 Подземный Шульган- река, текущая по нижнему этажу пещеры. Можно нырять вниз по течению(2 сифон). Тогда вынырнешь в Голубом озере(если найдешь проход). А можно нырять против течения. И тогда через 3 сифона найдешь новые галереи.
 В 1992г Володя Киселев преодолев 2 сифона остановился в третьем, проплыв в нем 150м. После этого в этот 5 сифон никто не нырял.

3. Топографические изыскания.
В процессе подготовке к экспедиции, изучения топоматериалов, выяснилось, что при наличие подробного плана пещеры отсутствует разрез и сечения. То ли они были потеряны, то ли их не строили вовсе. Мы предложили руководителю комплексной экспедиции Юрию Ляхницкому нашими силами сделать необходимые топоизыскания.
1.Олегом Григорьевым и Алексеем Базаровым Была сделана топосъмка входного сифона.
2.Исследования 5 и 2 сифона новых результатов не дали. Пройти дальше предшественников нам не удалось. Ныряли Снетков и Сергеев
3. Снетков и Кирякова отсняли профиль пещеры, сделали отрисовку около 30 сечений. Результаты обрабатываются, будут выложены позже