Грузия / Автотуризм

Две недели в Грузии

5 - 21 августа 2012 г.
Из Петербурга в Грузию,13 не забываемых дней в гостеприимной стране!
За 13 дней посетили Казбеги, Тбилиси, пещерный город Уплисцихе, Храм на скале Кацхи, пещеры - Прометея и Сатаплию, Сванетию - Местию и Ушгули, пещерные храмы Вардзию и Давид Гареджи , Боржоми и Зугдиди и ещё много чего интересного.
Как всё начиналось.
Который год собирался посетить эту чудесную страну, но то времяни не хватало , то денег . И вот в 2012 году всё же решил поехать на машине и стал готовится! На форуме Tucson Club.ru нашлось ещё два Московских экипажа решивших меня поддержать и словом и делом! И вот мы уже мчимся по просторам нашей необьятной и колёса начали наматывать дветысячи четырёхсотый км , решили заехать на Эльбрус , всё равно по дороге!
Эльбрус

Наши Экапажи Наши Экапажи
Пройденый маршрут Пройденый маршрут
Наклеиваем карту Грузии Наклеиваем карту Грузии
Карта пока чистая Карта пока чистая
После Пятигорска окончательно решаем заехать на Эльбрус, звоню знакомой, она как раз сейчас находится там на поляне Чегет и сообщаю ей наше решение.Она сказала что номера нам забронирует и нам беспокоится не очём. в Баксане поворачиваем на право в сторону Тырнауза, сразу же начинаются проверки на блок постах. но в тот момент всё там было спокойно! Что нас порадовало, так это то   что местные гаишники нас не торгали совсем! хотя по многим отчётам я понял что они вымогают деньги на каждом шагу, может так звёзды сложились или нам просто повезло , нами не было потрачено ни копейки  хоть в каждом экипаже был "железный аргумент"! Дорога такая извилистая , что "мама не горюй" и темнеет просто на глазах . К поляне Чегет подьехали около часа ночи , разбежались по номерам  баеньки, в темноте всё равно не чего не видно!
Утром выйдя на улицу мы обалдели от увиденного, вокруг горы, только горы, и снежные шапки на них!
Поляна Чегет

Hotel Эсен
Гостинница в которой мы остановились.
После утреннего перекуса , решили поехать на Эльбрус.
Подьёмник на Эльбрус 1я очередь
Поляна Азау.
Подьёмник третьей очереди на
Эльбрус
Это мы
После третьего подьёмника сели на ратрак и поехали ещё выше
Чем выше , тем виды всё больше завораживают!
Ратраки на Эльбрусе
На высоте 4000т метров фоткаемся
На высоте 4000 м
На фоне шпки Эльбруса
На фоне Эльбруса
После спуска с Эльбруса решил попробовать на машине проехать в гору , сколько смогу, по дороге проехал около километра, слишком большие камни , дальше решил не рисковать ведь в переди ещё Грузия ждёт
Проехал сколько смог на Эльбрус
На следующий день, утром поднимаемся на Чегет.
Виды с Чегета
Гора Донгуз-орун (семёрка)
На фоне Донгуз-Орун
Обсерватория вид с Чегета
После спуска перекусываем, заезжаем на поляну нарзанов и в путь.
Нам надо до темноты успеть перейти Российско-Грузинскую границу.
Казбеги - Тбилиси

Гамарджоба Сакартвело!
На Российской границе стояли в очереди 1час , оформление документов заняло 20 мин. Грузинскую границу целиком прошли за 13 минут!
Пограничный переход

Центральная площадь в Казбеги
Когда приехали в Казбеги уже начало смеркатся и по этому первоночальным делом для нас стал поиск ночлега. Решили остановится в первом попавшемся гестхаусе
Гестхаус
, хозяйка в нём оказалась очень доброжелательная женщина Майя . Стоимость ночлега с человека 20 лари это 400 наших деревянных ! Как только разместились откупорили ранее заготовленную бутылочку шампусика и собственно были произнесены тосты в честь прибытия на Грузинскую землю! Хозяйка Майя произнесла Грузинский тост, правда тогда перевод мы ещё не знали. Уставшие и счастливые улеглись спать, ведь завтра надо поднятся к Храму Цминда Самеба (Святая Троица)

Цминта Самеба (Святая Троица)
 Лермонтов также писал о храме Святая Троица, описывая в “Демоне” “церковь на крутой вершине”
«Грехов минувших в искупленье
Построить церковь обещал
На вышине гранитных скал,
Где только вьюги слышно пенье,
Куда лишь коршун залетал.
И скоро меж снегов Казбека
Поднялся одинокий храм...»
Утром встали поели и пошли разыскивать местный банк,Даже не ожидали что он так будет выглядеть, курс за 1000р давали 50 лари.
Местный банк
И вот начался подьём к храму Святой Троици. Дорога сначала была нормальная а потом стали такие крутые подьёмы что Паше на своём переднем приводе при остановке было уже тяжело тронутся с места! Было решено оставить машину и дальше поехать двумя машинами, и правильно сделали , дорога была узкая и разьехатся со встречными машинами было очень не просто! Ну вот собственно сама церковь, в википедии написано что она находится на высотне 2170м, Илья по GPS измерил высоту , получилось 2222 метра.
С права Казбек
 Далее наш путь лежит по ВоенноГрузинской дороге через Крестовый перевал в Тбилиси.
На военно-Грузинской дороге
 Название «Крестовый» перевал получил в 1824 году, когда был поставлен каменный крест для обозначения точки перевала. Этот крест видели проезжавшие здесь Пушкин, Грибоедов и Лермонтов. В 1983 году к 200-летию трактата, на Военно-Грузинской дороге была возведена диорама – Арка Дружбы и панорамная площадка, с которой открываются потрясающие умопомрачительные виды на окрестности, там фоткаемся и двигаемся дальше.
Панорама дружба народов
На самом краю
 Хочется отметить что состояние участка военногрузинской дороги а именно ровно 13 км просто отвратительное , далее просто идеальное! Уже спустившись с перевала по серпантину в низ решили искупатся в реке Арагви. По причине того что в дороге у меня сломался кондей все мысли были только о нормальном автосервисе! И о чудо ,при вьезде в Тбилиси увидели диллера Hyundai конечно сразу туда заехали. Надо сказать что ребята там работают просто замечательные, готовы были срану начать поиск неисправности, но я им сказал что привезу машину утром. Нам предстояло ещё снять квартиру а для этого надо выло купить местные СИМ карты с интернетом ( оказалось не так легко их приобрести, сначала надо было найти где их купить а потом ещё отстояли большую очередь). И началась целая эпопея с поиском и заселением . Смысл в том что нашли трёх комнатную квартиру за 100$ в сутки а ключи от её всё не могли не как привезти! Пока ждали ключи ,познакомились на улице с местными бабульками, оказались очень хорошими женщинами, многие с тоской вспоминали Советские времена,Москву и Ленинград (для большинства название Санкт Петербург не о чём не говорил) у некоторых в России остались братья , сёстры, дети а приехать к ним не могут, очень сложно получить Российскую визу . Так вот время идёт а ключи всё так и не везут и бабульки уже готовы были нас разобрать по своим квартирам! И сидели с нами до тех пор пока всё ж не привезли ключики от шикарной двух уровневой квартиры с джакузи и находящейся на 16 этаже!

Сразу поразил тот факт что лифты в Тбилиси ПЛАТНЫЕ! За подьём надо платить а спуск бесплатно. Вид из окна был просто потрясающий.

На следующий день отдал машину в ремонт, оказалось оборвался шкив кондея. Починили оперативно. На вечер договорились с Михаилом из Тбилиси   (с которым мы познакомились на Тусановском форуме) о экскурсии по городу .
 Видео Казбеги-Тбилиси  http://www.youtube.com/watch?v=yYlkCM2P7ro&feature=player_embedded
Прогулка по Тбилиси

Днём сьездили на рынки ,прикупили чурчхелы стоит она 2 лари, фруктов и конечно же вина! Стоимось помидоров, персиков, винограда, груш на наши деньги 20 руб . А вот мясо у них примерно так же как и унас стоит. Сыр сулугуни примерно стоил 160р. Очень понравились лимонады Натахтари .
Ближе к вечеру за нами заехал Михаил, половина из нас села к нему в машину а остальные к Илье. Михаил провёл интересную экскурсию по городу, потом мы поднялись на гору Мтацминда, прогулялись по парку и прокатились на колесе обозрения. С колеса открывался удивительный вид на вечерний Тбилиси! Далее прокатились по улицам старого города и совершили пешую прогулку к парку Рике через прикольный мост, который светился и переливался огнями как ёлочная гирлянда.
Народное название Олвейс
Прогулка по Тбилиси

Есть  в Тбилиси район Рике, что в переводе означает "песчаный берег реки".У него есть и русское название - ПЕски, - именно, с ударением на Е. Почему так? Не могу сказать. Находится этот район на правом берегу р. Куры, под горой.
В самом парке есть музыкально-световой фонтан. Потом ещё немного покатались по городу. Всё хорошее к сожалению заканчивается и наступило время прощаться с Михаилом . Экскурсия оказалась очень интерестной и познавательной , за что Михаилу отдельное спасибо и за  вино подаренное им!   . Мишас гмадлобт!

следующим утром выдвигаемся к пещерному городу Уплисцихе!

Видео Прогулка по Тбилиси http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=R15kGUAl_NA
Пещерный город Уплисцихе и храм на скале Кацхи

Ну вот мы и поехали в Пещерный город Уплисцихе. Из тбилиси выехали часов в 12, нам надо было доехать до города Гори рядом с которым и находится село Уплисцихе и сами пещеры. Навигатор проложил самый короткий путь, но как показала практика ,осособенно в горной местности, самый короткий не значит самый быстрый. Решили ехать по автостраде, от Тбилиси началась просто великолепная дорога на 5 с плюсом . Над трассой установлены информационные табло, при нарушении скоростного режима они показывают фактическую скорость нарушителя и предлагают её снизить.

.Осмотр пещер, или вернее сказать того что от них осталось, заняло около часа. Сказать по правде не какого впечатления они лично на меня не произвили. Сама ценность этого сооружения видимо из за того что постройки датируются вторым веком до нашей эры. Раньше в Уплисцихе насчитывалось более 700 сооружений, сейчас сохранилось лишь 150 пещер. Как нам рассказал экскурсовод, последнее обрушение пещер было во время войны 2008 года. Из за низко пролетевшего Российского военного самолёта большая часть стены комплекса обвалилась.

После экскурсии мы вернулись в Гори и побывали у подножия очень старой крепости Горисцихе существование которой насчитывает около 800 лет, а 400 лет назад тут была «военная база» иранского шаха Аббаса I, откуда он руководил захватом всей страны. У самого подножия крепости сейчас стоит памятник, посвящённый всем Грузинским воинам, павшим во всех войнах за всё существование Грузии.

Далее двинулись в город Зестафони (город это конечно сильно сказано, посёлок городского типа, но на карте он обозначен как город) в котором нам предстояло свернуть на право и проехать примерно 30 км в селение Диди-Кацхи чтоб глянуть знаменитый храм на скале. Хочется ещё отметить, что многие горные дороги Грузии обустроены туннелями, что повышает комфорт и безопасность. В сам посёлок Кацхи приехали часов в шесть вечера и поэтому решили за ночевать, где ни будь в лесу! Поставив палатки, развели костерок, ну и как всегда тосты и Грузинское вино! Утром мы были уже у подножья самой скалы. На вершине горного образования высотой в 40 метров над землёй стоит церковь, которая была построена между VI и VIII столетиями, со времянем она разрушилась почти полностью и была восстановлена примерно в 2008 году.
 К сожалению, на верх нас не пустили, ссылаясь на то, что нужно чьё то благословление. Погуляв по окрестностям, выдвинулись в сторону Кутаиси, нам предстояло сегодня ещё осмотреть пещеру Сатаплия и пещеру Прометея. Но об этом уже в следующий раз!

Видео Уплисцихе-Кацхи    http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=yhYkhwUtWiU

Сатаплия и пещера Прометея

И так продолжаем, Гора Сатаплия переводится как медовая, в давние времена в этой местности было много пчёл и соответственно местные ходили сюда за мёдом. Здесь расположен уникальный заповедник с пещерами и следами динозавров.

Ценность этого места в том , что только  здесь имеются следы хищных и травоядных динозавров!
Следы
Следы динозавра
Следы оставлены в известняке мелового периода 165-65 мил. лет назад.

После Сатаплии перекусили в местном ресторанчике , там шло приготовление к свадьбе! Самое интересное что почти все женщины были одеты в чёрном, прямо траур какойто а не свадьба. Еда конечно впечетляет по насыщености всяких трав , я такую очень люблю. Паша по незнанке заказал себе два разных супа и после его резонного замечания официанту , почему тот не подсказал , официант сказал что у них часто так заказывают! После праздника желудка двинулись в сторону пещеры Прометея. Хочу сразу сказать , что Пещера Прометея это нечто! По крайней мере она нам понравилась больше чем предыдущая и даже Красная Пещера в Крыму уступала ей по колоритности!
Сплавляемся по подземной реке.

Местия и Ушгули.

После посещения пещер двинулись по какой то разбитой дороге через многочисленные селения в сторону Сванетии через Зугдиди. В одном из селений Паша решил остановится около дома с колодцем чтоб пополнить наши запасы воды, он был нашим водовозом . Местные мало того что налили целую канистру воды ещё и дали нам вина и от денег отказались! Как говорится мелочь , но очень приятно! Ближе к вечеру остановились на берегу реки Чаори. Поставили палатки ну и собственно как всегда стали винчик пьяствовать и тосты говорить. Уже когда совсем стемнело на нашу иллюминацию (у меня были открыты двери и горел синий свет) которая была хорошо видна с дороги, приехал экипаж полиции и поинтересовался кто мы и от куда, спросили всё ли у нас хорошо и не чего ли нам не нужно. Пожелали нам хорошего отдыха и сказали что предупредят пастухов чтоб утром не гнали здесь коров ,с этим и уехали. На следующий день нам предстояло добратся до Сванетии и спрятанной в горах Местии.
И вот она извилистая, с туннелями, дорога через горы привела нас прямо в сердце Сванетии Местию. Дорога надо сказать очень хорошая и качественная. Центр Местии застраивается отелями, магазинами , гестхаузами, в общем кругом стройка.

В этом домике сняли комнаты по 30 лари с носа.

Дело близилось к вечеру и надо было уже устроить праздник желудка, по этому мы пошли в отрекомендованное нам местными жителями место и не разу не пожалели.
Там в первый раз я попробовал настоящие Аджарули Хачапури, объедение!

Утром поехали в самое высокогорное село Ушгули. Дорога с каждым километром становилась всё хуже и мы решили как в Казбеги оставить Пашину машину и поехать на двух! Через несколько километров асфальт вобще закончился и началась самая настоящая горная дорога.

По пути нам попалась уникальная башня построенная на большом камне.

И вот оно ! Самое высокогорное село в европе!
По дороге я подобрал паренька Алексея из Ярославля а Илья подобрал поляка. Дорога оказалась сложная , местами узкая и опасная, но красивая до обалдения!Так мы все и доехали до Ушгули . Количество башен конечно впечатляет, как в Питере высоток

После Ушгули поехали в стороу ледника Шхара.

Дорога туда надо сказать полный ахтунг, надо идти пешком ,

Фото на память

но как всегда заканчивается время а надо ещё ехать назад в Местию а это 46км и минимум 3 часа езды а темнеет в горах рано.
А как не хочется уезжать
Вобщем от Сванетии остались самые хорошие воспоминания

На следующий день мы поехали вниз в Зугдиди чтоб посмотреть посмертную маску Наполеона!
За одно заехали на Ингурскую ГЭС.

К морю

После Местии выдвинулись в сторону моря, сначала заехали в Зугдиди, там посетили замок Дидиани

Дворец Мегрельских князей Дидиани
 и а внём посмотрели посмертную маску Наполеона.
Маска Наполеона

Заехали на новый пляж в Анаклии, впечатлили размеры строительства, как говорится всё с нуля строится. Искупались в море, но волны просто очень большие, третий день море штормит.

Доехали до Уреки , знаменитом своим целебным чёрным песком, народу как муравьёв , просто не проталкнутся ,не говоря о том чтоб встать на стоянку. Решили проехать пару километров в перёд и не ошиблись, местный житель показал отличное место возле самой воды,
на вечер мы его пригласили к нам в гости! Встали на ночёвку и разобрали палатки! Вечером пошёл дождь, но нам не привыкать. Подошёл мужчина который нам показал это место, он оказался Российским Грузином уехавшим на кануне войны в Россию, но презжает в Грузию очень часто. Рассказал про быт в Грузии, как дёшево у них соят автомобили, про полицию, и про много чего ещё. Так мы с ним проболтали до самого поздна , из его рассказов понял только одно, может у них и не так всё хорошо как нам кажется но детям идущим в первый класс сразу дарят ноутбук, и открыть бизнес проще и коррупции стало на много меньше, вобщем жить можно!
На следующий день море так и не утихло, приняли решение не ждать у моря погоды и двинутся дальше через Батуми в сторону Кеды.
И вот он город Кеды , мы пролетели поворот на водопад, спросили местного жителя и он сказал, езжайте за мной я покажу, при чём такое происходило не в первый раз! и мы поехали за ним.
Махунцети.
Водопад Махунцети

После водопада едем дальше в горы, темнеет , задумываемся о ночлеге, но с лева горы с права пропасть. Остановился на ближайшей остановке и озадачил на ней стоявших. Мужчина средних лет сказал что сейчас нам поможет, и остановив проходящую в попутном напровлении машину сказал : езжайте за ней он всё устроит! И да, он всё устоил! Сказал: хотите в палатках , у нас на верху есть футбольное поле, поставите палатки там а я предупрежу что б вас не беспокоили , если хотите в "отеле" я договорюсь! Так как стал накрапывать дождь решили оставновится под крышей.
Селение Кхуло в котором мы ночевали.
За белым ограждением  пропасть на сотни метров!

На утро нам надо  пересечь перевал !  Да ещё какой,но мы об этом ещё не знали!

Видео. По побережью Грузии  http://www.youtube.com/watch?v=Z3VMFEcBryc&feature=player_embedded

Зарзма и крепость Рабат в Ахалцихе.

Встав утром сразу двинулись в верх в горы , нам надо было преодолеть  перевал. Дорога из асфальтовой превратилась в грунтовую, а дождь и туман уменьшивший  скорость и видимость до 30метров сделал этот перевал ещё более трудно-прозжабельным.
На перевале

Перевал

По пути заехали в церквушку Зарзма .
Преображенский монастырь или Монастырь Зарзма
Зарзма

Далее наш путь лежал через город  Ахалцихе, накануне в нём была открыта после реставрации крепость Рабат. В открытие принимал участие Шарль Азнавур,
 как оказалось у него Гузинские корни. Его отец родом из Ахалцихе. Сам осмотр занял не больше часа, хотя можно было и дольше там погулять, но в планах у нас на этот день было ещё посещение пещерного города Вардзия!

Видео Зарзма и крепость Рабат   http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=uOgpFC568S4
Пещерный монастырь Вардзия

После Ахалцихе наш путь лежал к пещерному монастырю Вардзия который был основан  в XII - XIII веке на юге Грузии.
По дороге проехали мимо интересной крепости  Хертвиси, не удержались чтоб не остановится
Крепость Кертвисси на повороте в Вардзию.
И вот она Вардзия!
Пещерный монастырь Вардзия
Вардзия
Давид Гареджи

После Вардзии посетили Боржоми
 и отпробовали настоящего боржоми прямо из скважины,
Источник Боржоми
Источник вид с Фаникулёра
 надо сказать что вода в источнике тёплая!
Фаникулёр
Далее Мцхета, Мцхета расположена на слиянии рек Арагвы и Куры на расстоянии 21 км. к северу от Тбилиси. Согласно старинной хронике Давида Багратиони, город был основан легендарным царем Мцехотосом.
"Там, где сливаяся, шумят
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,.........
Ю. Лермонтов
Вот это место
Слияние Арагви и Куры
Джвари или монастырь Креста
К монастырю Давид Гареджи подъехали уже когда стало темнеть, на утро предстоял подъём на саму гору.
С одной стороны Грузия  а с другой Азербайджан, граница 25 км,проходит по Гареджийскому кряжу!
Просто убивающий своей крутизной подъём на гору Удабно, отблагодарил просто не реальным пейзажем и старинными фресками!
Фрески
Монастырь Давид Гареджи
На вершине хребта
Видео: Боржоми и Мцхета  http://www.youtube.com/watch?v=ccO1VR2XzaI
              Давид Гареджи и Сигнахи  http://www.youtube.com/watch?v=OAB6R4nbU9I&feature=player_embedded