Путевые заметки велосипедной поездки по Ливану в январе 2010 года
Вводная
В этой главе - основные сведения о поездке, а также впечатления от нашего первого дня в Бейруте
Предыстория

Наша поездка в Ливан была организованна довольно спонтанно, за 1,5 месяца до нее, когда прочие новогодние планы внезапно обломались. На момент планирования я уже кое-что знала о Ливане из отчетов других путешественников и из рассказов знакомых, которые ездили туда год назад. Кроме того, у нас в Бейруте был знакомый, который как раз незадолго до поездки гостил у нас. В общем, мы решили навести ответный визит. Поскольку новогодние праздники – довольно длинные, а Ливан – страна довольно маленькая, было решено не просто покататься по стране, а превратить поездку в своеобразный велопоход. Все участники обладали достаточным опытом в туризме в целом (горные, лыжные, пешие, водные походы до 5 к.с.) и каким-то опытом в велотуризме (самые дальние наши велопоездки ограничивались Крымом или Арменией и протяженностью менее недели). Мы решили попробовать. Отважилось на такое мероприятие четверо: Аня, Митя, Света, Лёша.

Вопреки всяческим запугиваниям тех, кто бывал в Ливане, путешествовать в этой стране на велосипеде оказалось самым адекватным! Страна маленькая, а красивых мест много. Если проехать их все за 3 дня на машине, то прочувствовать страну невозможно. Сражаясь с подъемами и в полной мере наслаждаясь невероятными спусками в красивейших долинах; вдыхая морской запах под шум горелки, ночуя на берегу Средиземного моря в палатке; утопая в снегу на перевале 2600 м (с велосипедом!) и активно участвуя на равных в хаотичном дорожном движении крупных городов с их перманентными звуками клаксонов; поедая фатуш и табулю, а также общаясь при помощи английского, русского, арабского языков и языка жестов с местными жителями, думаю, нам вполне удалось погрузиться в атмосферу Ливана...

Итак, немного подробнее. Общую историческую и политическую справку о стране приводить не буду, очень подробно описывать и без того хорошо описанные достопримечательности тоже. Ознакомиться с этими разделами крайне рекомендую самостоятельно.

Отступление про маршрут

Летели в Бейрут мы «Аэрофлотом», единственным известным мне на момент покупки билетов прямым регулярным  перевозчиком из Москвы. Рейсы в Бейрут у  «Аэрофлота» всего  два раза в неделю. Стоимость бывает и вовсе сказочная (менее 10 тыс.рублей в обе стороны), но для этого надо обеспокоиться покупкой билетов заранее. Мы же пропустили даже вариант за 12 тысяч (долго думали) и оторвали билеты за 17,5 тыс.рублей. Леша и Света покупали билеты позже нас, когда они еще больше подорожали.

Перевозка велосипеда. Мы очень тщательно перед поездкой изучали рекомендации друзей и незнакомых велопутешественников по упаковке велосипедов. Сняли оба колеса, педали, седло и прочую навеску; все тщательно примотали к раме, постарались сделать жесткую конструкцию; в переднюю вилку вставили пустую пластиковую бутылку, дабы вилку не сплющило. Результаты перевозки благоприятные – все живо и здорово!

Наш запланированный маршрут: Бейрут – Собачья река – Джуния – Библос – Триполи – Бшарра – Долина Кадиша – «Кедры» - перевал – Баальбек – Захле – Ксара – Анджар – Мукхтара – Бaйт-эд-Дин – Дейр-аль-Камар – море – Сидон – Тир – Бейрут. Все это планировалось проехать на велосипеде примерно за 9 дней. Предстояло намотать всего около 400 км по горизонтали, но  зато 12 км по высоте (суммарные перепады высот)! В плане были учтены запасные варианты (маршрутки) в случае закрытия нашего перевала из-за зимних условий и в случае усталости или опоздания по времени.

Наш реальный маршрут: Бейрут – Собачья река – Джуния – Библос – Триполи – Бшарра – Долина Кадиша – «Кедры» - перевал – Баальбек – Захле – Ксара – Бaйт-эд-Дин – Дейр-аль-Камар – море – Бейрут (на велосипедах)  – Сидон – Тир – Бейрут (на маршрутках). Причины изменения ищите в тексте.

А теперь только путевые заметки.
1 января. Прилет

Да-да, вылет из Москвы состоялся в эту знаменательную дату! После новогодних вечеринок, катания на лыжах и укладки вещей мы все же смогли вовремя встретиться в аэропорту и без проблем провезти свои 4 велика, 4 рюкзака и две пары велоштанов с общим перевесом без дополнительных оплат. Как выяснилось по прилету, сквозь пальцы посмотрели даже на перевозимые в ручной клади жидкости из аптечки (я думала, что мы сдали их в багаж). Вот что значит лететь в первый день нового года! Конечно, весь рейс было немного не по себе при мысли, что пилоты в данный момент чокаются хрустальными бокалами со стюардессами, и наша судьба висит на волоске. Самолет большую часть пути трясло. Но, видимо, это все же обычные воздушные потоки. А долетели мы хорошо. Мне даже удалось отведать «кошерного питания», из интереса заказанного мной при покупке электронного билета. Митя заметил, что это несколько вызывающий поступок, т.к. летели мы в страну, поддерживающую с Израилем отношения постоянной вражды, однако два куска кошерной рыбы съел…

В 1-20 ночи, пролетев мимо самого центра Бейрута, сели в местном аэропорту. Въездной штамп поставили бесплатно (как я понимаю, бесплатно ставят тем, кто едет в гости, а не бронирует гостиницу… по крайней мере в Ливанском посольстве в Москве меня уверили, что на границе с нас возьмут денег, и что визу лучше делать заранее в Москве, аж за 35 долларов… я не послушала). Багаж долетел полностью и – о, чудо! – без поломок (как выяснится завтра). Перевели часы на час назад, встретились с бейрутским приятелем Толей и уехали к нему домой (благо, машина у него – как раз для перевозки такого количества багажа!). За чаем обсудили разные вопросы путешествия по Ливану и улеглись спать около 5 утра. Уф!

2 января. Бейрут (Beyrouth/Beirut)

Поскольку накануне мы засиделись допоздна, подъем был поздним. Только после 13 ч мы с Толей отправились на автомобильную экскурсию по Бейруту. Пешком прогулялись лишь по самому центру (мечеть, памятник мученикам, Площадь Звезды (L’Etoile) с ее пешеходными улочками-лучами, Гран-Сарай, Римские термы возле него и т.п.). Затем решили до закрытия сгонять в Национальный музей (ибо последний день нашего пребывания в Ливане выпадал на понедельник, когда музей не работает). Музей очень понравился. Небольшой, но со стОящими экспонатами. Конечно, больше внимания уделили самым-самым древностям. Очень хорошо музей (а также многие другие достопримечательности на нашем пути) описан в отчете Marmis: http://www.awd.ru/livan.htm (очень интересно и подробно рассказаны истории и легенды; информации, порой, сильно больше, чем я смогла найти сама в Инете). Если коротко, то интересные саркофаги, древнейшие мозаики, образец очень-очень старой ткани, окрашенной в пурпурный цвет соком (?) редких моллюсков и образец чуть ли не самого старого финикийского письма в мире! В общем, стоит зайти!

После музея еще немного прогулялись на закате по набережной в районе Голубиных скал. Если честно, остальную часть длиннющей набережной мы не видели, поэтому не хочу говорить, что «это место – красивейшее в городе». Но вид симпатичный. Хотя, конечно, шумная улица за спиной вовсе не склоняет к медитации. Кстати, ни одного голубя на скалах замечено не было. Отсюда вопрос…

Как только стемнело, Толя отвез нас в район Американского Университета Бейрута. Если посмотреть на карту города, то это будет, наверное, самый зеленый уголок Бейрута! Территория университета относительно большая и очень зеленая. Чем-то сродни территориям Кембриджа, Оксфорда или хотя мы Московского Университета. На территории растут пальмы, эвкалипты и еще какие-то странные деревья, пускающие корни сверху, чтобы уцепиться ими за жизнь! А еще – очень много кошек. Просто очень много! Одна-другая постоянно сопровождали нас во время прогулки. Пожалуй, именно здесь самое приятное место в городе!

Прямо напротив одного из выходов с территории университета – улица с огромным количеством кафе и ресторанчиков (Bliss st.). Толя отвел нас в уважаемый им ресторан ливанской кухни «Kabab-Ji» (www.kabab-ji.com, работают с 9 утра до часа ночи). Говорит, что это – практически образец. Оценили. Вкусно. Я до этого бывала в Турции, Иране, Сирии, Иордании. Кухня имеет много общего (особенно сирийско-иорданская), но, честно говоря, ливанская как-то разнообразнее и вкуснее что ли. Нам очень понравилась нежная жареная баранина, потрясающе вкусный салат «Фатуш» и сырое мясо. Остальное тоже было достойно. Ну и сам ресторан на уровне. Горячие «надутые» лепешки подносят с завидной регулярностью. Очень рекомендую! Как выяснилось позже, цены в разных ресторанах по стране разнятся не так сильно, как качество еды и обслуживания. Здесь мы впятером очень плотно и вкусно покушали (с пивом и чаем) на 92 доллара.

Отступление про цены

Цены в Ливане на продукты в магазинах и питание в ресторанах/кафе стремятся к  московским; жилье несколько дешевле. Фрукты и овощи дешевы и вкусны. В целом про цены на все: дороже, чем в Сирии и Иордании, но все еще терпимые. Стоимость основного блюда в ресторане – от 12 до 18 тыс LL, стоимость пива в ресторане – от 3 до 5 тыс. LL, стоимость пива в магазине -1500 LL, чай в ресторане – от 2 до 4 тыс. LL, пицца в пиццерии – от 1500 до 4000 LL, большой стакан свежевыжатого сока (490 мл) – от 3 до 4 тыс. LL, фрукты на рынке – около 2000 LL за килограмм (бананы, мандарины, апельсины, киви, авокадо…). Курс ливанской лиры: 1 руб. = 50 LL, 1$ = 1500 LL. Доллар является второй валютой страны, им могут спокойно расплачиваться даже в мелких лавках (могут, например, часть сдачи сдать в лирах, а часть - в долларах).

С тяжелыми животами отправились на смотровую площадку на высоте около 700 м над у.м., а потом в супермаркет. Помимо продуктов, в супермаркете «TSC Plus» мы смогли раздобыть столь нужную нам вещь, как газовые баллоны («дихлофосные» баллоны «CampinGaz» в стиле стандартных «ковеевских» – для тех, кто в теме), подходящие нашей горелке! В принципе во многих маленьких магазинчика в течение дня мы видели какие-то свои баллоны и свои маленькие горелки (и стоят то всего рублей 300!) для пикников, но уж больно подозрительной выглядела цена! В общем, не стали мы покупать ширпотреб, а вот «CampinGaz», конечно, прикупили. 2 баллона по 220 г.
В поздний час добрались мы до Толиной квартиры и стали собирать велики. Очевидно, что лечь спать «пораньше» нам не удалось и сегодня. Тем более, что у Светы сегодня день рождения!

Да, температура воздуха весь день была около +21 С, к вечеру похолодало.