Кировская область / Спортивный туризм | Пешеходный туризм
 

Умершим и умирающим деревням посвящается. Часть 2

2 - 7 июня 2011 г.
Поход по маршруту: село Косолапово,респ. Марий Эл - дер. Шуварово, Кировска обл. дер. Новая Кузовошка (умершая) – Верхний и Мари Сабуял (умершие) – Русский Сабуял (умерший) - Ашлань – Лопъял – Унур - Казанцево (умершее) - село М. Билямор, респ. Марий Эл,.
День первый. Косолапово-Шуварово-Кузовошка. 
Приезд в Косолапово. Встреча, с отцом моего друга. Выход на маршрут, прибытие в первый н.п.-д. Шуварово и далее в умерший н.п. Новая Кузовошка.

Памятник участникам ВОВ в Косолапово. Памятник участникам ВОВ в Косолапово.
Церковь в честь Николая Чудотворца. Церковь в честь Николая Чудотворца.
Приветствую всех любителей маршрутов на страницах этого замечательного сайта! Состоялся еще один поход, посвященный забытым и умирающим деревням, расположенных на территории Кировской обл., и на границе её с Марий Эл. И в начале очерка, я еще раз повторюсь, что надеюсь, таким образом, об этих деревнях останется память, не только в сухих строках административных листов с надписью «..исключена из учетных данных…», но возможно люди, жившие в этих местах или, их потомки, вспомнят или же по новому откроют для себя малую родину своих предков. Ну и помимо этого данный интерес, подстегивается любовью к истории и краеведению.
В данном походе, меня вызвался сопровождать мой друг и в прошлом сослуживец Тараканов Николай Иванович. Я с радостью согласился, на тандем, т.к. все же вдвоем и веселее и неожиданно возникшими форс-мажорными обстоятельствами справится намного легче.
Поход планировался еще в начале весны, и вот время, для осуществления лелеемых планов наступило. Конец мая – уточнение последних моментов и пунктов плана, ожидание выхода в отпуск напарника по походу, корректировка маршрута и укомплектование экипировки. Первые числа июня – выход на маршрут.
2-е июня. Мы отъезжаем на маршрутном автобусе, от автостанции г. Йошкар-Ола, в село Косолапово, расположенное у административной границы с Кировской обл. и её Уржумским р-ном.
В этом месте я считаю уместным сделать отступление и привести некоторые исторические данные о селе. По населенным пунктам, расположенным на территории респ. Марий Эл, информация взята с сайта «Марий Эл 12 rus». Где она систематизирована и разбита по районам республики. На сайте приводятся как «легендарные» сведения в основном относящиеся к моменту становления села, так и сведения, взятые возможно их архивных фондов (к сожалению, без указания источника).
«...Русское село на левом берегу реки Буй в 18 км от районного центра - села Мари-Турек. Как селение оно зафиксировано в архивных документах в XVIII веке под названием Большие Тошкемы. Марийское слово "тошкем" означает задворки. Вначале это было марийское поселение, сохранились даже имена глав родов - Поксимет и Эльбахт. В 1795 году в деревне насчитывалось 30 ясачников….».
«…Название Косолапово появилось лишь в начале XIX века. То, что селение находилось на пути следования обозов из Казани в Вятку, обусловило его быстрый рост. В 1811 году зафиксирован приезд Аверьяна Аниевича Сырина из Нолинского округа. В деревне тогда было 12 дворов, 45 мужчин. Позднее приехали Поповы из-под Уржума и Машковцевы из-под Нолинска. Из Орловского уезда Вятской губернии в 1834 году прибыли М.С. Овечкин, Х.Я. Лабастов, А.Х. Лаптев, из Нолинского уезда - Ф.В. Буйских, А.Я. Жданухин, Т.С. Питиримов, СЕ. Ендальцев, П.Е. Окулев, З.Я. Кашин….»
«…Помещиков в этих краях не было, земля принадлежала государству, распределяли ее по ревизским душам - отцу и сыновьям. Кормились за счет своего крестьянского хозяйства. Основными орудиями труда были соха, плуг, веялка, молотилка. Конные жатки появились только в начале XX века…. Посреди села красуется Никольская церковь, построенная в честь святителя Николая Чудотворца. Сначала она была деревянной, построена и освещена в 1838 году В 1880 году вместо нее был построен каменный храм на средства прихожан длиной 37 саженей, шириной 10 саженей, высота колокольни составляла 18,5 саженей. Церковь окружала железная ограда с решетками и каменными столбами. Престолов в каменной церкви было три: правый - во имя Св. Николая Чудотворца, левый - во имя преподобного Сергия Радонежского и холодный придел - во имя Успения Пресвятой Богородицы. Кроме прихожан, на территории прихода имелись язычники и старообрядцы…»
Привожу сведения отрывками т.к. сам текст, приведенный на сайте велик и необходимости приводить его тут полностью, нет. Можно еще добавить, что село Косолапово входило в Уржумский уезд, Вятской губернии, который простирался, практически, до Царевококшайска, нынешней Йошкар-Олы.

И так, после легкого экскурса в историю Косолапова, вернемся к непосредственной теме очерка.
Примерно в 11ч. автобус привез нас на нашу стартовую точку. Там нас встретили мои хорошие знакомые, родители моего друга, Юрий Георгиевич и Галина Васильевна Новоселовы. Побыв под их гостеприимным кровом, около часа, отведав вкусного рассольника и пригубив великолепной наливки, которая так понравилась в прошлую мою с ними встречу, мы с Николаем двинулись в дальнейший путь.
-«Если пойдете этим же путем назад и поздно будет по времени, то заходите ночевать к нам»- услышали мы в дорогу. Великодушные люди, спасибо им огромное!
Тропинка из села, ныряет в овраг позади церкви и пересекает, по полуразвалившемуся, бетонноблочному мосту речушку, с каменистым дном, поднималась на противоположный склон и выводит нас в д. Азянково, которая одним концом практически примыкает к Косолапово.
В Азянково сохранились кирпичные дома, характерной постройки начала 19 века. Но при этом они ухоженные, с цветами на подоконниках окон, с арочными сводами. С удовольствием сделал несколько снимков. Юрий Григорьевич сопроводил нас, до дороги, которая вела в первую деревню на нашем пути, под названием Шуварово.
У одного из домов, от центральной улицы деревни, дорога сворачивает за дом и уходит в поля.
-«Вот по ней и двигайтесь, не сворачивая. Чуть позже, будет речка с прудом. Потом лес, за ним Шуварово. До него примерно 6-7 километров будет»- напутствует нас Юрий Григорьевич. Мы тепло попрощаемся.

Небольшая плотина на пути в Шуварово. Небольшая плотина на пути в Шуварово.
Начало д.Шуварово. Начало д.Шуварово.
Прежде чем ступить на дорогу, и начать путь прислушиваюсь к себе, и улавливаю, те знакомые с детства, чувства радостного возбуждения, от того, что сейчас, буквально через несколько шагов, мне откроется другой мир! И это верное выражение «..другой мир..»…Наши предки, очень четко ограничивали себя от того «другого мира». Для них он начинался уже на противоположном берегу реки, на котором они жили, или же на другой стороне дороги, лес был «другим миром». К «другим мирам», за частую опасным, относились другие селения, в которых не жили, родственники или близкие знакомые. В настоящее время для человека, окруженного стенами городов, погруженного в урбанистическую культуру, «другим миром» является та же деревня, с её неспешной и размеренной жизнью. Для нас с Николаем, ведущий вперед путь является нитью, соединяющий в прошлом не один, а множество миров, к частицам, которых мы с напарником стремимся прикоснуться…
Ну вот, за спиной остается Азянково, а вперед устремляется грунтовая накатка, которая бежит через просторные поля, небольшие острова леса, и пересекает речушки. А кругом набирает мощь природа. Земли около Азянково распаханы и засеяны. Проносящийся ветер, образует на поле изумрудные волны. На придорожной полосе, распустилось разнотравье, и одуванчики кивают нам пушистыми головами. В небе поет песни, какая-то птаха. Ветер приносит с собой дивный запах разогретой солнцем травы и полевых цветов! Одним словом КРАСОТА!!!
А мы, с Колей ведя неспешный разговор, что-то здорово припустили вперед. Я рассказываю, про прошлый свой поход, когда я под снегом быстро, пролетел несколько деревень и очутился в Косолапово, под кровом Юрия Григорьевича и Галины Васильевны.
Вот уже и лента реки показалась и образовавшийся перед дамбой пруд. Так, что пора сбавлять темп. Солнце все же печет здорово, и не смотря ветер, идти в быстром темпе не стоит.
У дамбы видны следы техники: тракторные колеи, работа бульдозера. Укрепляли запруду, которая видна правее от нашего направления. Но также видно, что вода перехлестнула через запруду, миновав вмурованную в неё трубу, частично размыв её.
Примерно через километр, мы остановились передохнуть, в тени деревьев, указанного Юрием Григорьевичем леса. Делимся первыми впечатлениями. Николай, в бытность свою офицер погранвойск, поясняет, что крайний раз, ходил с полной выкладкой, во время прохождения службы. Также сходимся во мнении, что на территории Марий Эл, часть полей еще обрабатывают и, исходя из моего опыта пешего похода по Кировской, то, что мы попали на её территорию, узнаем сразу…
Но вот короткий роздых закончен, и мы, вскинув рюкзаки на плечи, двигаемся дальше. От Азянково до Шуварово, дорога проложена по дамбе она прямая и ни куда не сворачивает. Немного пройдя после ленты леса, мы углядели вдалеке крыши домов и купы тополей - деревня. По мере приближения крыши, а за тем и сами дома вырастают перед нами из травы. Новоселовы говорили нам, что в Шуварово остались жить, то ли три, то ли четыре семьи. Кто-то приезжает только на лето - держит пчел.
Для обогащения исторических сведений, читающих этот очерк, вновь позволю себе привести скупые строки информации, о деревне.
-«…Деревня на левом берегу реки Кузовошка в 8 км к северо-востоку от села Косолапово. По преданию, некогда три брата заложили поблизости друг от друга три деревни: Шуаръял, Большую Мунамарь и Малую Мунамарь. Раньше Шуаръял находился на берегу Кузовошки, но затем со строительством дороги Царевококшайск - Вятка в 1830-1931 годах деревня обосновалась на новом месте, где располагается и сейчас. Деревня была марийская, распространенные фамилии - Блиновы, Макаровы, Винокуровы. В конце XIX и начале XX веков в деревню приехали с Урала русские по фамилии Коковины. Они умели делать кирпичи, занимались пимокатством …Каменные дома сохранились до сих пор, это бывшие дома Коковиных...»
-«…В 1921 году был сильный голод. Ели лебеду, крапиву, липовые листья, торф, который возили из Ноледура….»

Подойдя ближе, видим, что первый дом по левой от нас стороне, похоже, не жилой. Забор отсутствует, разрослась сирень. Коля рассмотрел на двери ржавый замок. Напротив него, через дорогу, видны остатки заросшего фундамента.
Далее увиденные нами дома, вдоль улицы, выглядят не одинаково. Про некоторые можно сказать, что хозяева так и не покинули их, или же скоро вернутся….Вот стоит недостроенный кирпичный дом, с заколоченными окнами, хоть сейчас заселяйся и живи.
Но к уже явно не жилым домам, нет тропинки протоптанной человеком-хозяином этого дома...ушел и больше не вернется. В этой деревне, как и во многих других, ЖИЗНИ как таковой нет. Она еле теплится.
По имеющейся карте, между данной деревней и следующим пунктом нашего похода, дер. Кузовошкой ( терр. Кировской обл.), путей-дорог, соединяющих эти деревни нет. Но такого в целом не может быть между деревнями, находящимися друг от друга на не большом расстоянии. Вопрос уточнения маршрута, возникает в наших головах практически одновременно. Идя по улице, ищем дом, в котором могут жить люди. Пройдя немного по улице замечаем, признаки того, что по крайней мере в одном доме живут люди. Подойдя к калитке, услышали, что на веранде кто-то ходит. Окликнули.
Из дверей, к нам выглянула сухонькая старушка. Мы поздоровались, и я спросил, как нам пройти до Новой Кузовошки? Активно помогая рукой, бабулька стала нам объяснять, что нужно идти по их улице прямо, до Овсянниково, а от туда есть дорога на Кузовошку, точнее была дорога на Кузовошку, а на какую Кузовошку, Большую или Новую, она уж и не помнит…Вот те и раз! На карте Стрельбицкого - офицера царского ген-штаба, имеется дер. Б. Кузовошка, расположенная на р. Кужевашка. На карте советского периода, примерно в этом месте означена дер. Нов. Кузовошка (нежил.). Поблагодарив старушку, отправились дальше. Про себя решили, что нужны еще уточнения, а также, что все же это или одна деревня, или же Н. Кузовошка, является выселком от Б. Кузовошки. Но как бы то ни было, нужно искать именно Новую Кузовошку.
Пока шли по деревне осматриваем окружающие нас дома. Как и в Азянково, тут есть два (на нашем пути) сложенные в дореволюционном стиле. Но один развален полностью, стоят только стены, а во втором судя по виду тоже не давно еще жили люди. Около одного из домов красуется 14 модель Жигулей. Но на наши стуки и вызовы, ни кто не выходит. Двигаем дальше и останавливаемся у дома рядом с которым, о чудо современной телефонии и заботе о человеке, вкопан современный тел.аппарат на стойке, в ярко оранжевой пластиковой сфере.
Дверь ворот открыта и во двор тянется длинная цепь, один конец которой прикреплен только к старой покрышке, лежащей перед воротами. Опасаясь собаки, большой и страшно злобной, не подходим близко и зовем хозяев на безопасном расстоянии…
На наши крики из ворот вышла женщина. После вежливых пожеланий обоюдного здоровья, интересуемся каким путем добраться до Кузовошки. Женщина начинает объяснять, попутно, интересуясь уже у нас, кто мы такие и с какой целью спрос ведем. Её вопрос звучит - «А Вы туристы или…?»
Что подразумевалось под, «..или..» я уточнять не стал. Слегка задумавшись (праздным туристом записываться не хотелось), отвечаю, что мы сотрудничаем историко-краеведческим сайтом. И наша миссия, состоит в том, что нужно найти и обойти умершие в настоящее время деревни. Для сбора фотоматериала и запечатления их на страницах интернета, для сохранения памяти об этих населенных пунктах. После этих слов у женщины появляется не шуточный интерес в глазах. И будто думая, что мы сейчас же уйдем, она начинает скороговоркой перечислять названия деревень, которые раньше стояли вблизи Шуварово…Названий много все в голове не укладываются…В её голосе слышны нотки обреченности, когда она произносит фразу, о том, что и Шуварово скоро умрет. Осталось мол, всего четыре семьи…
Тут на сцене появляется еще один персонаж - это мужчина, он выходит со двора этого же дома. Его походка слегка прихрамывающая. Впоследствии он представился как Богданов Василий Николаевич 1950 г.р. Он здоровается с нами, крепко пожимая руки и включается в разговор. Приходится повторять, кто мы и с какой целью здесь находимся. В ответ он рассказывает, что раньше, жизнь в этих местах кипела, на праздники ездили из деревни в деревню, отмечали сообща! Колхозы и свохозы работали, население из деревень не расползалось в разные стороны. Про себя он говорит, что работал комбайнером, но получил травму обеих ног, спрыгнув с высоты…От Василя Николаевича мы уже, получаем более точную и практичную информацию, относительно дальнейшего нашего пути в Кузовошку. Оказывается, раньше между всеми деревнями, округи, были накатаны дороги. И расстояние, между Шуварово и Кузовошкой примерно 5-6 км. Точно он не помнит. Туда можно попасть и прямо с Шуварово, или же проехав чуть дальше через Овсянниково. Ну, что же – спасибо за информацию!
Когда мы, благодарим за помощь и делаем отмашку на прощание, собираясь трогаться дальше, Василий неожиданно предлагает нам – «А не подвезти ли вас, до Кузовошки?»…Скрывая радость – «Ну если Вам не трудно…» - отвечаю я. Николай поддерживает меня.
Мужчина, открывает ворота гаража, в котором мы наблюдаем, стоящую там «Ниву». Приятный сюрприз в походе, в котором в целом, мы рассчитывали все пройти пехом!
С нескрываемым облегчением, закидываем рюкзаки, с мокрыми от пота спинками, в узкий багажник «Нивы» и рассаживаемся по сиденьям. Машина, урча мотором, начинает переваливаться по ухабам. Василий Николаевич, видимо крепко соскучившись по живому и стороннему общению, говорит практически без перерыва. Отвечает на наши вопросы. Но в основном это сетования на нынешнее убогое существование деревни. В его монологе мелькают и такие интересные сведения, что ранее, по улице деревни Шуварово, шел тракт на Вятку – « Это еще с Екатерининских времен…» - добавляет Богданов. Так же он сожалеет, о том, что основную дорогу в административном порядке, в современное время, перекинули на Буйск. Не знаю, откуда такие данные про дорогу, но на Стрельбицком, дорога как раз обозначена через Косолапово сразу на Буйск. Но возможно еще одна трасса существовала?
-«И зачем это сделали?» - задает он сам себе вопрос – « Ведь по этому пути и короче было, и через реки переезжать не нужно, строить дорогие мосты» …То, что некая дорога тут, проходила, косвенно подтверждает «фура» пропылившая по околице Шуварово, когда мы еще находились там.
-«В свое время тут хотели трассу все же делать, даже построили дамбу прямую между Азянково и Шуварово, но потом все забросили, и значение «федеральной» приобрела дорога, идущая на Буйск. Но некоторые водители знают эту дорогу и ездят тут.» - добавляет Василий. К слову сказать, что дорога в Кировскую через Буйск, хоть и считается уже несколько лет «трассой федерального значения», но так и не построена. Если до границы Марийской республики и Кировской обл. она выложена асфальтом, то от границы, по землям Кировской обл. это обычная грунтовая накатка, с колеями от «лесовозов», несколько километров, тянущаяся до Буйска. И только там начинается асфальтированная трасса. А действительно, хочется задать вопрос, господам чиновникам, принимавшим это решение, ставшее одной из причин запустения ближайших деревень «кормящихся» т.с. с этой трассы – «Зачем…вы изобретали велосипед???»
Ветерок поддувает в приоткрытое окно, Василий говорит, а попавший в ловушку кабины слепень ища выход, пытается разбить головой лобовое стекло, ну или голову – от отчаяния. …
Бывший комбайнер, показывает рукой в сторону от нашего пути – «Вот это видны крыши ферм Овсянниково. А там дальше…Видите! Там, видны купола колокольни и церкви в Пустополье»…
Неожиданно наш проводник указывает рукой, в мою сторону и уже куда-то за плечо.
"Смотрите! Вон крест стоит! Тоже там раньше деревня стояла - Большая Мунамарь. Я сам от туда родом!"
Оглянувшись в право, из неспешно едущей машины, я вижу, на некотором расстоянии от дороги, по которой мы едем, в поле, среди высокой травы, металлический крест. Я вытаскиваю карту. Ага! Точно, на карте Стрельбицкого есть нас.пункт с таким названием. А на карте советского периода, такого названия уже нет. Есть только «Мал. Мунамарь.

Вид на место где располагалась д. Орловск. Вид на место где располагалась д. Орловск.
Василий не дожидаясь нашего с Колей вопроса или предложения, уже разворачивает машину, и мы катим к месту, где стоит крест. Пока едем он успевает нам поведать, о том кем был установлен крест.
-"Его установил, тоже житель Б. Мунамари - местный краевед (возможно учитель бывший). Сам, на свои деньги установил. Там на перекладине креста вычеканено, и дата основания и дата гибели деревни."
К кресту тянется укатанная колесами других авто дорожка. При приближении к месту, замечаем, что есть скамейка и стол. Ну что же, это действительно место памяти, возможно приезжающие сюда люди являясь бывшими жителями этой деревни, поминают её, пятьюдесятью граммами сорокаградусной…Мы не стали отступать от ритуала. Некоторые туристы, а возможно и большинство их, считают, что спиртное в походе, недопустимо. Но мы с Николаем, не туристы в полном смысле этого слова. Мы, долго и хорошо друг друга знаем, что бы полностью исключить этот напиток из своего рациона. И поход наш несколько отличается от обычного. По этому в боковине моего рюкзака, в полутора литровой бутылке с невинной надписью «Колокольчик» на этикетке, плещется совсем не «невинная» сорокаградусная жидкость…
К стати, на перекладине креста, действительно видны следы чеканки, но покрытие краской. делает прочтение надписи невозможным. Плохо.
Я достал из рюкзака, водку и нехитрую закусь, Николай нарезал хлеб. Расположив на столе, съестное и набулькав в китайские нержавейки (молодца Чина!) спиртное, мы внимательно слушаем нашего проводника. А он, отказавшись от водки и пояснив, при этом, что уже 12 лет не пьет ни капли, выудив из своей памяти сведения, касающиеся истории Б. Мунамари, рассказывает нам их.
-«Основали её (Б. Мунамарь), выходцы с нынешней Кировской. Фамилии семей проживавших в деревне, были Мальцевы, Малинкины, Калинины, Решетниковы.» - говорит Василий.- «А сейчас от деревни остались только бульдозером собранные кучи. В той же Кировской ни одну деревню тракторами не сгребали, так и стоят сами по себе. А у нас в Марийской, вечно бульдозером в кучи сгребут как будто земли им мало» - горько добавляет он.
-«А теперь вон, сколько земли, бери – не хочу…» - вставляет Николай.
-«Ага!» - соглашается Василий – «Да только ни кто за ней не ухаживает, земля брошена!»
Я беру походный блокнот и быстро записываю, его слова. Его слова в последствии подтвердились сведениями, опубликованными на сайте «Марий Эл 12 rus». Привожу их в кратком виде:
«…Исчезнувшая деревня, находившаяся на реке Кузовошка в 8 км к северо-востоку от села Косолапово. Была основана в 1540 году….»
«…По преданию, ее основателем был один из трех братьев-марийцев, положивших начало деревням Шуварово, Малая Мунамарь и Большая Мунамарь. Вначале ее жители исповедовали языческую религию, а позднее постепенно перешли в христианство, сохраняя при этом многие традиции веры предков, рядом находилась священная роща. Жили небогато, но строго следили за порядком. Деревенский сход жестоко наказывал за кражи…»
«…В начале XVIII века из Вятской губернии приехали сюда две русские семьи: Данилы Решетникова и Кирилла Мальцева. Только на повторном сходе марийцы разрешили поселиться им в нижнем конце деревни. Когда Решетниковы организовали производство кирпича, в деревне стали строиться кирпичные дома. Вырубка леса под поля шла в сторону Малой Мунамари, и со временем поля двух деревень сошлись. Нередко дележ земли оборачивался побоищем. Царская власть полностью дошла до этих мест лишь к середине XVIII столетия. Крестьяне стали платить подати, а мужское население призывалось на солдатскую службу. Просвещение пришло сюда только в XX веке. В 1901 году в деревне была смешанная школа, в которой обучались совместно мальчики и девочки…» Про школу также поясняет в ходе разговора Василий, указывая на место, где она стояла. К слову, указание, что деревня стоит на берегу реки Кузовошка, также подтверждено, это указанно и на карте Стрельбицкого и визуально - примерно метров через 300-350, видны кусты, растущие на её берегах.
В ходе разговора, неожиданно узнаем, что на окружающей нас местности в прошлом, оказывается, было не одна, а три деревни!
-«В противоположной стороне, от Б. Мунамари, - машет рукой в том направлении Василий – стояла еще Малая Мунамарь». Мы дружно поворачиваем головы в ту сторону.
-«А, во-о-о-н там, - Василий Николаевич, показывает на стоящую вдалеке, вытянутую в линию, группу деревьев – стояла деревня Орловск. Там одни русские жили» – добавляет он. В последствии, на основании данных того же ресурса, на который я ссылаюсь, в этом месте, 1822 г. основан починок Орловск, на правом берегу реки Кузовошка.
Я достаю карты имеющиеся у меня. На карте прошлого века, есть деревни Б. Мунамарь и М. Мунамарь. Орловска нет. На карте советского периода есть только М. Мунамарь. От проводника, также узнаем, что в указанных деревнях плели лапти, было горшечное производство. Да-а-а, было бы время обязательно бы дошли до туда - благо идти не особо далеко. Но, у нас поставлены другие задачи, и мы, выпив «два по пятьдесят» + закусь, распихиваем по рюкзакам, все, что вытащили, прыгаем в «Ниву» и катим дальше.

По дороге, я интересуюсь, можно ли доехать до Кузовошки минуя Овсянниково (покрытые шифером, крыши ферм которого, находятся уже в поле видимости), т.е. нужно ли заезжать туда? Выясняем, что туда заезжать не обязательно. И тут же сворачиваем практически перпендикулярно к дороге, по которой мы ехали и двигаемся дальше, в сторону реки. Выясняется, что в Кузовошке, есть плотина, через которую проложена дорога. Так, оно и оказалось. Проезжаем плотину аккуратно, т.к. с двух сторон дамба размыта вследствие весеннего половодья.
По правую от нас сторону, мелькнула скорее всего, центральная улица деревни – видна просека, среди плотных зарослей, тянущаяся вдоль реки. Василий везет нас в обход зарослей, в поле, мы движемся по правому берегу Кузовошки против течения. На развилке двух дорог, он останавливается и принимается нам объяснять, куда и по какой дороге нужно нам идти, что бы достичь следующего пункта маршрута – дер. Сабуял.

Н. Кузовошка. Две дороги. Наша с лева. Н. Кузовошка. Две дороги. Наша с лева.
Одна из дорог – хорошо укатанная, со следами часто проезжающих автомобилей, тянется вдоль леса, выросшего на месте деревни по направлению на юго-запад, и огибая его скрывается с поля видимости. Другая дорога – практически заросшая, с указанного мной места уходит в направлении юго-востока, с уклоном на юг и скрывается в поле. То, что это дорога, можно понять лишь по отсутствию высокой растительности, и выросшим на колеях, растениям с мелкими, белыми цветками. На восток, от того места где мы стоим видна полоска леса. Наш проводник-доброволец настойчиво повторяет нам, что идти дальше нужно именно по старому направлению дороги, по ней мы попадем прямо в Сабуял. По дороге, которой часто пользуются, мы попадем на реку Пилинку, в Степаново и Дубровку. Нам туда, конечно же, не нужно. Это возможно тема следующей вылазки в эти места.
В отношении же направления на Сабуял, по которому нам следует идти в дальнейшем, у меня возникли сомнения. Я смотрю внимательно на карту, и интересуюсь у Василия Николаевича, точно ли он определили направление движения на Сабуял??? Ведь согласно карте, нужно двигаться в сторону полоски леса видимой на востоке? Но Василий еще раз, активно жестикулируя руками, указывая в облюбованном им направлении, поясняет, что – «Нет! Именно туда, по этой дороге, надо идти и прямо в-о-о-т, там, – еще один жест, - увидите Сабуял то» - заканчивает он. Тогда мы с Колей интересуемся, одновременно, но в разных выражениях, когда уважаемый Василий Николаевич бывал в этих краях, в последний раз?
- «Лет 15-20 назад!» - услышали мы в ответ….
Оставляем вопрос дальнейшего движения, на обсуждения нашего тандема, без включения стороны, которая тут не бывала уже 15-20 лет (лучше бы я сразу настоял на обсуждении и правке направления). Неожиданно, слышим от проводника, предложении , которое в несколько иных обстоятельствах – чудом посланным свыше, счастливым стечением обстоятельств, и т.д. все в тех же выражениях…
- « А хотите я вас по всем деревням до самого М.Билямора довезу!? Я тут все дороги знаю, по молодости, во время больших праздников, как раз все деревни и объезжал, до самого Билямора! Эти ведь, все деревни по идее то не далеко, друг от друга располагались.» - одним духом выпаливает он.
Мы с Колей переглядываемся. Судьба, конечно, подбрасывает нам, великолепный случай….Но нам важно именно пройти этот путь, а не проехать. Важно нанизать эти покинутые людьми «миры», на нитку пешего похода, а не пролететь их за один день, не прикоснувшись к ним, объехав стороной. Возможно, при этом, не увидев и не ощутив, что то важное, не доступное тому, кто катит мимо, отгородившись от окружающего его мира, вроде бы тонкой, но все же стеной из металла и скоростью машины…Искренне поблагодарив Василия, мы дружно отказываемся от его лестного предложения.
«Нива» разворачивается в поле, и пыля, в обратном направлении скрывается за поворотом, к плотине. Спасибо огромное, за участие в нашем деле Василий Николаевич!!

Мы взваливаем, рюкзаки на плечи, и сойди с дороги начинаем пробираться по уже высокой траве, к бывшей деревне. Неожиданно, Николай обращает мое внимание, на высокий холм, в метрах 20 от нас, поросший по склонам мелкой травой, и с заросшей кустарником и молодыми деревцами макушкой. Скидывая рюкзаки, мы по обоюдному согласию идем к холму. Подойдя ближе, по состоянию растительности, можно определить, что холм насыпан скорее всего в течении ближайших 20-25 лет. Структура холма состоит из глинозема и мелких кусков известняка. Склоны, холма круты, высота приблизительно 4-5 метров. Поднявшись наверх, обнаруживаем колею бульдозерного отвала, по которой поднималась насыпь, и аналогичный холм, приблизительно в 6 метрах от «нашего». В чем их назначение остается для нас загадкой. Возможно кто - то из читающих этот очерк, бывших жителей Кузовошки, или же просто знающих людей, подскажет мне?
Осматриваем окрестности. Наше внимание привлекла широкая прогалина, ведущая, как мы предположили, на центральную улицу. Холмы нас более не привлекали, и мы, быстро спустившись, подхватив рюкзаки, пошли по выбранному нами направлению…
…Вот она и центральная улица. Сбрасываем рюкзаки среди высокой травы, и под прикрытие листвы ветвей черемухи, для того, что бы, не таскать их с собой при выборе лагеря и осмотре места поселения. Ох! Как хорошо то, без тяжести за спиной! Я фотографирую, то, что было улицей в обоих направлениях от того места где мы стоим. Деревня была ориентирована по направлению север-юг. Согласуем с Колей начало направления осмотра. Выбираем юг улицы и двигаем туда. Видимо по центру деревни еще долгое время продолжала ездить техника – имеются глубокие колеи, следы покрышек вездесущего «Белоруса». Дорога, заросла травой, и молодыми деревцами. Много акации и других кустарниковых. Среди них возвышаются березы и мощные тополя, мало липы (это нас удивило). Осматривая тянущиеся вдоль дороги заросли, находим как всегда остатки кирпичных и деревянных фундаментов, сквозь которые проросли деревья.

Н.Кузовошка-развалины - 1. Н.Кузовошка-развалины - 1.
Неожиданно в звуки природы (щебетание птиц, писк голодных комаров, шум ветра в листве), включаются звуки техногенного характера – звук работающей бензопилы. Мы с недоумением переглядываемся, задаваясь вопросом – «Кто??». Через несколько шагов видим ответ на наш вопрос – пасеку. В некотором отдалении от стоящих ульев, притулился (как нам показалось издалека) строительный вагончик, зеленого цвета, с металлической трубы которого идет дым. Подходить, и знакомится, отрывая человека от дел, мы не стали. (редактировать)
Пройдя чуть дальше, минуя пасеку, обнаружили первый каменный, полуразрушенный дом. Сохранилась только фасадная стена, часть задней стены и частично остатки южной стены. Как и на домах виденных и сфотографированных мной в прошлом походе, несомненным украшением этого дома, служат: «зигзагообразно» выложенный карниз; выступающий, ступенчато сложенный в виде своеобразного «козырька», верх оконной коробки, с арочным сводом, в котором применяются кирпичи с округлым торцом; имитация колонн, сохранившихся на северном углу здания. Под окнами, в фасадной стене здания, горизонтально тянется «рельефный ряд» (простите, знатоки архитектуры – специфика каменной кладки мне мало знакома), состоящий из чередующихся между собой, впадин квадратного сечения, с «плинтусным» обрамлением внутри, и впадин большего диаметра такого же сечения с «крестообразным» узором, выложенным из кирпичей. В самом низу здания, имеются, в момент осмотра, частично, скрытые землей окна полуподвала. Осматриваем это здание, фотографирую Николая на его фоне, и идем дальше. Через десяток метров, натыкаемся на еще одни развалины человеческого жилья. Это опять же разрушенный каменный дом, с сохранившимися частично, одной боковой и задней стенами. Бегло осматриваем, фотографируем и уходим дальше. В ходе, ведущегося между мной и Николаем, разговора, слышу первые, впечатления от увиденного. В основном это восхищенные слова, строителям домов, и непонимание того, как с такого места, и с таких домов могли уйти люди?? Что заставило покинуть, обживаемое десятками лет, если не столетиями, и не одним поколением, удобное для житья человека место? На этот вопрос нет однозначного ответа. Слишком много факторов, послужило причиной гибели множества, деревень по всей России, стоявших на своих местах, иногда не одно столетие.

Мы прошли всю Кузовошку, до конца улицы. По бокам улицы, в зарослях, везде находим признаки человеческого жилья: фундаменты, каменные и деревянные; отдельно лежащие плиты известняка; ямы на местах различных глубоко вкопанных построек. Анализируя свои ощущения, могу сказать, что в этот раз они отличаются от тех, что я испытывал при посещении села Михайловского, деревень: Елькеево и Токари. Если в тот раз, следы разрушения, гибели деревни, были как бы подчеркнуты периодом сезонного увядания окружающей природы, то в этот раз эти же следы были скрыты, буйством зелени, пронизаны живой энергией, проснувшейся и набирающей силы все той же природы. Ну, что же, - «ни что не вечно под луной» - можно привести в этот момент слова известной присказки. Но если природе извечно дано, повторять и повторять свои творения, во всем их разнообразии, то творения рук человека, а лучше сказать его деятельность, как правило, неповторимы. И это относится не к штампованному одной рукой образчику, какого либо изделия. А это относится к самому месту, где жил человек. Где он путем своего упорного труда, десятилетиями и столетиями изменял ландшафт, приспосабливая его для своих нужд. Ушел человек – вернулась дикая природа. И как будто не было столетий труда, проходит совсем немного времени по человеческим, а уж по меркам природы, совсем ничтожное количество времени, и она снова воцаряется на этом месте… Я высказываю, свои размышления вслух и Николай соглашается со мной.
В конце улицы, обнаружили, холмы аналогичные тем, что видели при входе через середину деревни. Подниматься уже не стали, и полюбовавшись на поле, развернулись в обратном направлении, свернув с центральной улицы, двинулись к реке. Двигаясь вдоль реки, натыкаемся, на перпендикулярные реке борозды, судя по всему это следы огородов жителей Кузовошки, т.к. мы идем по «задам» одной стороны улицы, выходившей к правому берегу реки. Берега речной поймы заросли ивой и осиной. В некоторых местах они настолько круты, что приходится съезжать на ногах, балансируя при этом и хватаясь за стволы деревьев. Земля мягкая и осыпающаяся, а бережки самой речки (не очень широкой в этих местах), проваливаются под нашей тяжестью. Но и тут видим следы деятельности человека, в одном месте сохранился переход, через Кузовошку – выложенный, поросшими мохом, плитками известняка. Место удобное и мы, поднявшись обратно, решили разбивать лагерь рядом, практически на краю осиновой рощи, где можно было брать «сушняк», для костра.
Вернувшись к рюкзакам, подхватываем их и в предчувствии скорого отдыха и горячего ужина, шагаем к месту будущей ночевки. Но, после полудня проведенного под горячим солнцем, отбиваясь от комаров, пропыленным, нам остро требуется помывка. Решено возвращаться на дамбу пруда Кузовошки, возможно там мы найдем место, пригодное для купания.
В очередной раз оставляем нашу экипировку на произвол судьбы и налегке, выдвигаемся к пруду. Опять проходим по центральной улице, уже в северном направлении. Каменных домов тут нет или же они не сохранились, но и груд кирпича на месте такого дома, тоже не наблюдаем.
Вот и пруд. Уровень воды поднялся практически вровень с дамбой. Мы спускаемся, к стоку пруда, на противоположную сторону дамбы. И там обнаруживаем, что, сток образовал небольшой, чашеобразный, водоем с устланным камнем ложем – отличное место, для того, что бы смыть с себя пот, пыль и взбодрится.
Камни ложа осклизлые и качаются под ногами, мешая нам сохранять равновесие. Из под них, в разные стороны, прыскает водная живность: головастики, крупные и мелкие жуки-плавунцы и т.д. Купаемся по очереди, раздевшись донага – невероятное наслаждение, от прикосновения к разгоряченному телу прохладной воды!! Объема водоема не хватает, на то что бы нырнуть, взмахнув руками. Его хватает, только на то, что бы сохранив устойчивость, окунутся (присев) с головой и стоя на камнях полить себя водой. Но нам в такой ситуации больше и не надо. Окунаемся, скользя на камнях, потом выходим на берег. Уже на берегу, Коля снимает с себя успевшую присосаться, к ноге, мелкую (не больше двух см. пиявочку). Я внимательно осматриваю себя, но данную живность, на теле не обнаруживаю.

После купания, появились силы. Идем, на место стоянки, посвежевшие и взбодренные. Разбивка лагеря много времени не занимает. Пока я распаковываю и устанавливаю палатку, Николай занимается заготовкой сушняка на костер и кольев для подвеса, двух наших котелков. В один мы наливаем воду под чай, в другом варится в пакетиках рисовая каша. Банку с тушенкой мы ставим на угли в костер. Желудок, начинает реагировать позывами голода, на поднимающийся от банки аромат. Проходит, какое-то время и скромный ужин, готов. На армейской плащ-палатке, сервируем стол, достаем из рюкзака, водку. Не спеша, под «сорокаградусную» наслаждаемся, горячей кашей, сдобренной тушенкой, тонко нарезанным салом и конечно же разговором. Первый день и столько впечатлений! Нужно еще добавить, что пройдясь самостоятельно вблизи нашей стоянки, углядел в высокой траве, обвалившиеся края, ямы колодца. На дне его до сих пор плещется вода.
Когда, сытый и довольный организм, начинает клониться с вертикального положения в горизонтальное, быстро сворачиваем походную столовую и ныряем в палатку. Комары разочарованно пищат снаружи, не в силах добраться до нас. Лежа, на матрасиках, еще обсуждаем события дня, но в какое-то время я понимаю, что наш диалог превратился в монолог, который исполняю, я….Коля спит. Ну, тогда спокойной ночи друг! Я застегиваю спальник, и поудобней устраиваю голову на надувной подушке. До завтра всем!


Комментарии
АрхиМакс17.05.13, 11:07
Маршрут 
Здравствуйте, здравствуйте! Идея Ваша, о намерении пройти по намеченному маршруту, вызывает только положительные эмоции! Как только соберетесь, и если будет нужда в помощи картами и т.д., пишите в личку или на эл.ящик. Обязательно постараюсь помоч.
Guest29.04.13, 00:05
Маршрут по Кировской области: Уржумский р-н, Буйск, дер. Мазары 
Моя мама и бабушка с дедушкой и все мои предки со стороны мамы родились и жили в деревне Мазары, эта деревня тоже умершая...Я приезжала к бабушке в деревню в детстве и теперь понимаю, что это было самое счастливое время и НАСТОЯЩАЯ гармоничная жизнь! Я очень рада, что участники похода прошли по деревням (так грустно называть их умершими)...Я очень хочу вернуться в детство и на малую Родину моих предков и сделаю это вдохновленная Вашим примером! Спасибо Вам!!!!
Guest12.12.12, 17:31
Предлагаю маршрут, в который бы входили деревни Нимировщинга, Сорвищи, Вашкирень, Лудяна. 
Огромное спасибо участникам похода по умирающим и умершим деревням. В тех местах, где Вы проходили в далёкой юности работала учительницей моя мама Воробьёва Н.С. (Кузовошка, Овсянниково, Пустополье). Я сам собираюсь пройти-проехать по тем местам, поговорить с людьми, сфотографировать, что осталось. Следующий маршрут: Лудяна, Белоусово, Нимировщина, Вашкирень - это места. где родилась мама, бабушка и её родственники. К сожалению это тоже умершие и умирающие деревни. Сам я в этих местах ни разу не был.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте