Мурманская область / Автотуризм
 

Северный Ветер. Мы у него в ладонях... Кольский п-в, 4X4

15 июня - 2 июля 2008 г.
Через тернии вглубь полуострова 
Минус «Нива»

Пепелац из фильма "Кин-дза-дза" Пепелац из фильма "Кин-дза-дза"
Каменистый брод Каменистый брод
Тоня Тетрино. Часовенка северных святых на берегу Белого моря Тоня Тетрино. Часовенка северных святых на берегу Белого моря
Тоня Тетрино. Стелас табличками расстояний Тоня Тетрино. Стелас табличками расстояний
Саамское жилище. Музей Тоня Тетрино Саамское жилище. Музей Тоня Тетрино
Все что осталось от некоторых домов села Мунозеро Все что осталось от некоторых домов села Мунозеро
        Встав с утра пораньше, Леха срочно доделывал шноркель из водопроводной трубы – ожидались броды. Первый из них не заставил себя долго ждать – хоть неглубокий, но с большими красными булыжниками в русле заставил призадуматься над траекторией.
        Рядом располагался еще один артефакт – железная печь, очень напоминающая пепелац из фильма «Кин-дза-дза». Экипажи дружно присели, сделав «Ку!» для кадра.
        Затем посетили музей саамской и лопарской культуры – тоню Тетрино, где задержались дольше, чем планировали - там действительно есть на что посмотреть: множество любопытных вещей разных времен и о них очень интересно рассказывают. А группа джиперов с шишигой здесь час назад была.
        После поворота из Умбы на Октябрьский дорога стала поинтересней – в колее стали встречаться камни и мелкие ручейки, но она все еще была сильно накатанной. Погода отличная, дорога приличная, народ соскучился по настоящим трудностям, и все больше шутил, что у нас сосисочные покатушки за 1,5 тыс. км. от дома и недоумевал – зачем им шишига :)
        Как вдруг… Нет, дорога не заканчивается. У Лехиной нивы отваливается мост… Верхняя тяга заднего моста оторвалась от днища вместе с креплением – оно просто сгнило. На месте просверлили отверстия и закрепили что могли болтами, но продолжать движение по бездорожью было неразумно – импровизация могла не выдержать. Леху решили проводить до Умбы откуда машина должна была выдержать 200 км. по асфальту до дома, где можно будет все хорошенько заварить, а потом воссоединиться с нами в северной части экспедиции. Но впоследствии оказалось, что сварку в Коле найти проблематично, Леха машину доделать не успел, присоединиться в качестве штурмана Моторыча тоже не вышло, и с Леха с нами на Рыбачий так и не попал. Обидно, конечно- ведь Леха почти месяц готовился, мастерил защиту и шноркель, а присоединиться удалось только на 2 дня. С другой стороны - хорошо, что поломка случилась сейчас, на хорошей дороге, а не где-нибудь на каменном триале в горах, откуда вытащить поврежденную машину было бы гораздо сложнее. Ничего не бывает просто так. А до Рыбачьего Леха съездит и без нас – из Колы до туда рукой подать.
        Моторыч с Егором уехали провожать Леху, а оставшиеся экипажи – искать стоянку на берегу Мунозера. Глубокая ночь. Все устали настолько, что внимание, обычно прикованное к камням в колее, рассеивалось, но камни объезжались уже автоматически - без участия мозга. Периодически то одному, то другому из нас мерещились олени, каменные дома, громадные зайцы (которые все-таки были на самом деле), и тут из сумеречного леса вынырнуло бывшее село, где от домов остались только кирпичные печи и кое-где покосившиеся деревянные постройки, и ни одного жилого дома. Жутковатое зрелище.
        Нашли какой-то отворот от дороги, там и заночевали на белом мху, дождавшись уехавших.
Деревянное зло или гать, вашу мать!

Брод через реку. Мост разрушен Брод через реку. Мост разрушен
Катамаранонива Катамаранонива
Мост через Ингу Мост через Ингу
Гати - деревянное зло Гати - деревянное зло
        От Мунозера хорошая дорога заканчивалась. Наконец-то грязь, опять в колее сплошные камни, которых иногда не видно под ровным слоем воды – только макушки торчат. Спросонок иногда кажется, что едешь вовсе не на машине, а плывешь на катамаране: плеск воды о днище и необходимость постоянно выбирать траекторию движения между камней в воде создают очень похожую обстановку.
        Приказал долго жить подшипник нашей полуоси. Впрочем, к этому мы были готовы, он люфтил уже давно. Полуось заменили за рекордное время - не больше получаса на все.
        Вот и деревня Инга, навстречу высыпали местные жители, наперебой указывая дорогу. Узнав, что нам надо через мост, сообщили, что там не проехать, т.к. последний раз там проезжала шишига около года назад.
        Сначала был узкий деревянный мост через широкую реку Ингу, а потом начались полусгнившие гати (по-местному – лежни) с беспорядочным нагромождением бревен или торчащими из воды их остатками, где частенько приходилось думать над траекторией проезда. На одну такую мы потратили около получаса, вытаскивая лебедкой «ниву» Игоря, провалившуюся колесами точно между продольных бревен, а поперечное уперлось в защиту. В ходе операции слегка погнули рулевую тягу.
        На полпути к поселку Ингозеро встретилась единственная за все это время машина – «буханка», набитая слегка подвыпившими мужиками, которые при виде нас все разом высыпали фотографироваться :) Ну и про дорогу конечно расспрашивали. При таком-то количестве народа они машину на руках вынесут :)
        После опустевшего села Ингозеро колея стала преимущественно песчаной, мы остановились поменять ступицу Славиной нивы - накануне он влетел в незаметную канаву поперек дороги так, что задние колеса оторвались от земли чуть ли не на полметра.
         Вскоре заночевали недалеко от Октябрьского.
Гидрозло или «Дорога 1000 ручьев»

Один из "1000 ручьев" Один из "1000 ручьев"
Многие реки пришлось объезжать по шпалам Многие реки пришлось объезжать по шпалам
Очередной бродик Очередной бродик
Опять река, а мост разрушен Опять река, а мост разрушен
        С утра Слава с Егором поехали в Кировск за бензином и заодно заменить давно барахливший стартер, а мы с Таней и Игорем поехали дальше по дороге на Ревду - разведывать путь и приготовить обед к их возвращению. Дорога эта называется «1000 ручьев» и идет вдоль железнодорожного пути, по которому еще недавно ходили поезда, а рельсы сняли только в этом году. Остались одни шпалы…
        Поскольку ехали мы в июне, когда за полярным кругом только начинается весна, воды было много не только в крупных реках, но и маленьких речушках и пересекающих колеи болотах. Я как-то сунулась без разведки в такой большой «аквариум» - машина сначала погружается, а когда вода начинает достигать капота – всплывает, и колеса постепенно перестают цеплять поверхность. Выручила вовремя включенная блокировка и правильно выбранное направление – где помельче.
        Дорога в очередной раз пересекает «железку», решаем ехать по шпалам. Ох и непростая это задача оказывается! Жалко, что колеса нивы не могут иметь изменяемую форму :) Хотя несколько раз машины налетали на такие дыры между шпалами, что мы всерьез начинали опасаться, как бы диски и впрямь квадратными не стали :)
        От такой тряски у меня раскрутился редуктор ЗМ и вылилось почти все масло. Встали у очередного деревянного мостика, на реке Кица. Пока я закручивала агрегат и заливала масло а Таня варила обед, на реку прикатил УАЗик с рыбаками и они успели поймать аж 6 крупных хариусов. Егора бы сюда!
        Приехал Моторыч с Егором. Салон весь в бензине, запах – на километр, подойти к машине невозможно. Оказалось, пробилась наша канистра - ее быстренько разлили по бензобакам.
        А дальше началось гидрозло. Ручей – один крупнее другого. Первым идет Моторыч, мы видим как машина входит в реку… ее подхватывает бурный поток и уносит течением! Но река небольшая, машина подплывает к противоположному берегу, выравнивается… Глядим мы на все это… и нам туда !? Загнав страх в дальний угол, вперед! Машина погружается, вода хлещет на стекла, потом нива всплывает, неслабое течение уносит вниз, в порог и на кусты, колеса крутятся, но не цепляются… Еще чуть вперед – там уже помельче, колеса зацепились и машина вылезла из воды. Уф! Это было что-то…
        Дальше – хуже. В следующей реке посреди дороги ревели пороги 4-й водной категории сложности, торчали какие-то скалы, бревна… Моторыч не успел даже сунуть морду машины, как ее тут же развернуло и хотело унести. Успел дать задний ход. Нет уж.. можно конечно переплыть реку, зацепить лебедку, утопить по крышу ниву… Но рядом идет железная дорога! И мосты там пока еще целые. Так что поедем лучше по шпалам.
        После такого купания Славина «нива» перестала тянуть в горку, а выхлопная труба стреляла и выбрасывала огонь. Некоторое время ушло на то, чтобы понять в чем дело, заменить же коммутатор (э это оказался он) было минутным делом.
        Путь проезжался ночью, накрапывал дождь, окрестности были в тумане, в лесу темно, грохотали под мостами злобные реки, грохотала подвеска от тряски по шпалам… «1000 ручьев» оставил мрачное впечатление. Ночевали у Умбозера, на северной его оконечности.

Комментарии
Guest07.05.12, 11:06
Молодцы! 
Я служил на "Локауте" с12.11.76.по.9.11.78, - это на мысе Коровий, перед Скорбеевкой,- а вот съездить туда всё никак не получается. Народ у нас хозяйственный,- и там всё растащили!!!!! Хочу всех проинформировать, - власти Мурманской области хотят ограничить свободное посещение Рыбачьего. Надумали создать там природный парк или что то вроде этого. Мне, кажется, просто хотят сорвать денежку с туристов. Сергей М--в.
Guest15.12.11, 16:01
Молодцы!! 
КАК здорово что вы решились на такой маршрут!!! Ваш дневник очень интересен. Немножко завидую вам, у самой нет возможности вот так путешествовать, а места действительно красивые!! Вот что надо рекламировать в тур агенствах!!! А то только и слышно-Турция, Египет.....
Guest28.02.11, 16:35
Сапог Украина 
Нормальная поездка ничего экстремального. Я жыл и работал пос Октябрьский (45км) Кировский раон. Ездили на рыбалку на мотоцыклах ( м 105 в народе Минск) на р Умба, Канозеро. Капустное. А сей на вездеходе типа Нива я бы с радостью поехал туда отдохнуть. Кто бы взял меня был бы рад.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Мурманская
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 3
Ссылка: