Мурманская область / Автотуризм
 

Северный Ветер. Мы у него в ладонях... Кольский п-в, 4X4

15 июня - 2 июля 2008 г.
Край земли 
На последней капле бензина до края континента

Суровая красота Суровая красота
Вдоль полуострова Рыбачий Вдоль полуострова Рыбачий
Каменное плато на берегу Баренцева моря Каменное плато на берегу Баренцева моря
Через речку Пяйва Через речку Пяйва
Из окна разрушенного гарнизона Скоробеевский Из окна разрушенного гарнизона Скоробеевский
Смерть гарнизона Смерть гарнизона
Вид брошенного гарнизона Скоробеевский. Похоже на апокалипсис... Вид брошенного гарнизона Скоробеевский. Похоже на апокалипсис...
Гладкие каменные плиты. Едешь как по бетонке Гладкие каменные плиты. Едешь как по бетонке
        Объехав западную часть п-ва Средний, двинулись к главной цели нашего маршрута – полуострову Рыбачий и мысу Немецкий, являющемуся самой северной точкой континентальной Европейской части России.
        А с бензином произошло вот что: каждый должен был взять 2 канистры по 20 литров, но Игорь в последний момент не нашел вторую, обе наших канистры так или иначе пробились, и заклеить их мы не смогли, как ни пытались. В Мурманске приобрели, но одну. В итоге от Мурманска, через оба полуострова и до Печенги нам предстояло пройти на небольшом штатном бензобаке и одной канистре. Но по-настоящему нехватку бензина мы ощутили уже на Рыбачьем. И попросить не у кого – основным транспортным средством были замечены лишь гусеничные вездеходы. Но мы продолжаем двигаться к цели – мы просто обязаны доехать! :)
        По дороге встречается множество памятников полярным дивизиям, на самом мысе Немецкий – действующая военная база и новенький, самый северный маяк.
        Еще дальше на север – и наши колеса упираются в острые, вертикально изрезанные ветрами скалы. А за ними - бескрайний простор Баренцева моря – моря Северного Ледовитого океана. И ветер. Вот он, северный ветер… и мы у него в ладонях…
        Опять глубокая ночь, над бескрайним океаном – рассвето-закат. Не отпускает ощущение сказочной нереальности всего происходящего – пейзажи вокруг, розовато-оранжевый свет над морем в 3 часа ночи, тот факт, что мы вообще не смотря ни на что сюда добрались, и то, что это действительно самый настоящий край света… И только современный маяк и возвышающиеся купола радаров возвращают нас с небес на землю.
        На долгие поиски наиболее удачных ракурсов сил уже не хватает, фотографируемся как есть, развешиваем флаги, выливаем из канистр последние капли бензина, и спешим укрыться от цивилизации и найти место для ночевки.
        Как только скрылись за скалами все объекты человеческой деятельности и мы остались один на один с природой, поставили палатки прямо на высоком утесе над океаном. Вокруг бегали лисицы, шныряли из-под ног куропатки, а мы еще долго лежали на утесе над обрывом. Холодный ветер продувал насквозь, но невозможно оторваться – хочется любоваться вечно океаном и прибоем, небом и скалами – когда еще удастся здесь побывать и увидеть снова эту суровую северную красоту ?...
        На следующий день осматривали бывший гарнизон Скоробеевский. Когда-то в небольшой городок входили пятиэтажные дома, школа и детский сад, склады и простые деревянные домики. Сейчас же все оставлено и разграблено, деревянные дома рухнули, а от каменных остались только пустые оконные глазницы. Впечатление мертвенное и удручающее, будто настал апокалипсис, и никто уже никогда не будет жить в пустынной холодной тундре.
        Недолго осталось лежать и брошенной технике, как и прочему железу: танк, с которым фотографировалась прошлогодняя экспедиция «Лапландия» при нас распилили и погрузили в самосвал.
        Дальнейшая дорога шла по берегу Баренцева моря, мы еще раз прокатились по отливу и выехали на плоское каменное плато, заканчивающееся ступенями. Нивы их преодолели осторожно, но без посторонней помощи.
        Не доехали мы до живописного водопада на Зубовке – ввиду отсутствия бензина решено было не рисковать, а свернуть на прямую дорогу, уходящую к Среднему. Началось долгое и нудное каменное зло, было несколько бродов и даже одна деревянная гать. Стрелка бензина колебалась около нуля, когда мы с грустью покинули Рыбачий и выехали на ровную грунтовку. До Печенгской заправки карбюраторная нива доехала действительно на последнем литре бензина, в баке инжекторной оставалось немногим больше.
Немецкая военная дорога

Немецкая военная дорога. Насыпь сохранилась, мостики сгнили Немецкая военная дорога. Насыпь сохранилась, мостики сгнили
Немножко провалился Немножко провалился
Внушительный был мост... Внушительный был мост...
А тут вместо моста - 2 ветхие палочки, под каждое колесо как раз А тут вместо моста - 2 ветхие палочки, под каждое колесо как раз
После дождя на Немецкой дороге После дождя на Немецкой дороге
Вид из укрепления на вершине Муста-Тунтури Вид из укрепления на вершине Муста-Тунтури
Немецкие "окопы" - блиндажи Немецкие "окопы" - блиндажи
Трофеи войны Трофеи войны
        Удачно переправившись во время отлива через приток Печенги (в противном случае мы могли бы застрять на полдня), наша колонна из двух машин взяла курс на старую немецкую дорогу, и переночевали у озера в первом же отвороте. Пока мы спали, шел дождь, с утра термометр показал +4 градуса. Это был единственный день, когда окружающая температура падала столь низко.
        Среди нас не было ни одного заядлого рыбака, но спиннинг мы все же брали, и только сейчас Егор попробовал ловить. Рыба схватила со второго же броска, да так, что пришлось ее резать чтобы достать блесну. На сдедующих 3 заброса поймали еще 2 рыбины, на этом клев и закончился. А рыбы странные – нигде таких раньше никто не видел. Хищные, вытянутые, вся нижняя часть брюха ярко -оранжевая.
        Сама дорога представляет собой удивительное зрелище: посреди тундры вдоль хребта Муста -Тунтури 60 лет назад немцы построили дорогу, все откосы и перемычки выложили плотно подогнанными друг к другу камнями, а сверху – плотный грунт. И сейчас эта дорога протяженностью около 100 км выглядит в точности, как новая! Покрытие – получше некоторого асфальта, ни один камешек откосов не развалился. Только вот деревянные мосты сгнили.
        В местах, где дорогу пересекают многочисленные ручейки, надо было пересекать каменные канавы поперек дороги, если река покрупнее – то вброд, в объезд ныне не существующего деревянного моста. А в некоторых местах от мостов осталось лишь 2 продольных бревна – ровно в ширину колеи машины. Осторожно, по миллиметру, глядя на указания штурмана, преодолеваем и эти препятствия.
        Дорога забирает вверх, и тут нас опять поджидает снежник. Объехать не получится, берем в руки привычный инструмент нивовода. И опять мы здесь первые! Забравшись на ближайшую скалу, вижу остатки какого-то пулемета. Через полчаса натыкаемся еще на один снежник – маленький и с виду не страшный, решили штурмовать сходу. Проехав больше половины, переднее колесо неожиданно целиком проваливается в снег, нива опасно накреняется, а заднее беспомощно вращается в воздухе. Небольшой подкоп, и машина на свободе. Игорь прошел без эффектных зрелищ.
        Дневку сделали на маленьком мыске одного из бесчисленных озер, и вокруг было на что посмотреть. Пока Таня готовила обед, я лазила по окрестным вершинам и немецким блиндажам, ребята искали следы войны. И нашли около 20 разных минометных снарядов - целых и не очень, множество немецких патронов и гильз, лошадиную упряжь и ржавые подковы, тюбики немецкой ружейной смазки с немецкими надписями «сделано в Берлине» и многое другое.
        Некоторые снаряды даже были идеально сохранившиеся, в черной краске, с обозначениями цифрами. Вот ведь немцы делать умели - пролежав в тундре 60 лет под дождями снегами и ветрами, в снарядах остался сухой порох - хоть сейчас взрывай.
        На возвышенностях и на склонах гор остались немецкие укрепления, но "копатели" поработали и здесь - вся земля внутри перерыта.
        Гуляя по окрестностям, со всей живостью представляются развернувшиеся здесь масштабные сражения, и кажется что еще совсем недавно, не больше года назад здесь рвались снаряды, трещали пулеметные очереди, сидели в окопах люди. Не по книжке, не понаслышке, а воочию понимаешь, как тяжело было людям сражаться и пытаться выжить в условиях заполярья, особенно зимой. Наши или немцы - для смерти все едино...
        Вокруг - разломанные укрепления, обломки лопат и снарядов, ржавые мотки колючей проволоки… Как хочется, чтобы подобного больше никогда не повторилось.
        Как ни грустно было расставаться с этим суровым, запоминающимся на всю жизнь, но полюбившимся северным краем, уникальной природой и потрясающими пейзажами, но пора опять в дорогу, домой...
Обратный путь

Банька на Онеге, напротив Медвежьегорска Банька на Онеге, напротив Медвежьегорска
Наша речка! Наша речка!
На пароме по дороге домой На пароме по дороге домой
        Уезжать совсем не хочется, тянем до последнего. В нашей 4-х ступ. коробке начало выбивать 3-ю передачу – развалилась пружинка синхронизатора. Ох и неудобно же ездить по городу, переключаясь со второй сразу на четвертую :)
        В Мурманске заехали к родственнику Татьяны – Максиму, который нас накормил вкуснейшей рыбой, разрешил помыться ( в полярных-то озерах холодно!) и съездил за запчастями, за что огромное ему спасибо.
        На ближайшей эстакаде поменяли все масло после купаний в многочисленных бродах. Ехали особо не торопясь, осматривая близкодоступные достопримечательности, поплавали с нивами на паромах. На Онежской стоянке построили баню из жердей, обтянутых полиэтиленом с каменной печкой, все радостно парились, охлаждаясь в озере.
        Начало спускать колесо. А мы уж думали, что никто за весь поход так и ни разу и не пробьется. Оказалось, что колесо даже не проколото – просто между камерой и покрышкой были песчинки, они-то и протерли дыру. Простой вариант одеть запаску и в ближайшем шиномонтаже залатать «больное» колесо Егора не устроил – интересно самому попробовать.
        В итоге через 2 часа возни на обочине с 3-мя монтировками и хай-джеком (иначе покрышка с обода не снималась), испортив запасную камеру, резина превратилась в бескамерную и была водворена на место.
        В Петрозаводске попрощались с Таней – ей предстоит все оставшееся лето водить группы туристов-водников по карельским речкам. Эх, а ведь когда из Москвы выезжали, нас было ровно в 2 раза больше.. прямо как в истории про 12 негритят :)
        На следующий день поздно ночью были уже в Москве, внеся за порог пыль тысячекилометровых дорог…
В итоге

        В целом экспедиция оказалась немного легче, чем ожидалось и к чему все были морально готовы, в том числе благодаря теплой солнечной погоде, державшейся все это время и практически полному отсутствию гнуса, но очень интересной и насыщенной впечатлениями.
  • - Мы доехали до цели и даже вовремя вернулись!
  • - На «ниве» нет таких мест, куда нельзя было бы проехать, если очень захотеть – вопрос времени и потраченных усилий.
  • - Даже если «нива» сломалась, купить запчасти или найти автосервис можно в любом северном городе. Но главное хорошо готовить машину заранее, и даже не пытаться ехать в дальнюю экспедицию, если она гнилая.
  • - За время поездки мы в среднем прошли 5500 км, из них около 2000 – по разного рода бездорожью.
  • - На поездку с экипажа ушло около 30 000 руб, из них около 15500 на бензин.
  • - Потери и незапланированные расходы: Экипаж №1- подшипник полуоси, 2 реле вентилятора, синхронизатор 3-й передачи КПП, 2 колесные камеры, немного проблем доставлял засорившийся карбюратор и почти убились амортизаторы. Экипаж №2: Подшипник ступицы и сама ступица, 4 покрышки, коммутатор, балка заднего моста, стартер, аккумулятор, натяжитель цепи и клапана. Экипаж №3 – 2 оптических элемента HELLA , слегка погнутая рулевая тяга, 2 мокрых воздушных фильтра, амортизаторы примерно в том же состоянии и неопознанная ошибка на борткомпьютере, никак не влияющая на работу.
            Больше половины из перечисленного можно было бы избежать, предприняв соответствующие меры еще до выезда.
  • - Нива на 31-х колесах с ГП 5,38 едет по камням в горку значительно уверенней остальных, зато проигрывает на асфальте. Понижающий ряд в РКП мог бы решить проблему. Технические решения в виде обваренного заднего моста, А-образного рычага вместо тяги Панара, толстая защита по всему днищу показали себя очень хорошо.
  • - Каждый понял и решил для себя, что ему не хватает в туристической машине, а улучшением и доработкой как раз и будем понемногу заниматься до следующего года и нового похода…

        Ну вот, собственно и всё.
        Благодарю Константина Кушнира, Владимира Пурцкова, клуб «Внедорг» и ресурс «geocaching.su» за помощь в подготовке мероприятия, Максима Шурукова и всех участников - за участие и замечательную компанию :) До новых встреч!

Комментарии
Guest07.05.12, 11:06
Молодцы! 
Я служил на "Локауте" с12.11.76.по.9.11.78, - это на мысе Коровий, перед Скорбеевкой,- а вот съездить туда всё никак не получается. Народ у нас хозяйственный,- и там всё растащили!!!!! Хочу всех проинформировать, - власти Мурманской области хотят ограничить свободное посещение Рыбачьего. Надумали создать там природный парк или что то вроде этого. Мне, кажется, просто хотят сорвать денежку с туристов. Сергей М--в.
Guest15.12.11, 16:01
Молодцы!! 
КАК здорово что вы решились на такой маршрут!!! Ваш дневник очень интересен. Немножко завидую вам, у самой нет возможности вот так путешествовать, а места действительно красивые!! Вот что надо рекламировать в тур агенствах!!! А то только и слышно-Турция, Египет.....
Guest28.02.11, 16:35
Сапог Украина 
Нормальная поездка ничего экстремального. Я жыл и работал пос Октябрьский (45км) Кировский раон. Ездили на рыбалку на мотоцыклах ( м 105 в народе Минск) на р Умба, Канозеро. Капустное. А сей на вездеходе типа Нива я бы с радостью поехал туда отдохнуть. Кто бы взял меня был бы рад.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Ссылка: