Загадочные необитаемые Курилы. Остров Матуа 2005

Идет загрузка карты ...
Маршрут: Петропавловск-Камчатский - Северо-Курильск - остров Матуа(один из Курильских островов) Целью историко-географической экспедиции, посвященной 60-летию Курильского десанта и окончания Второй мировой войны, было исследование многочисленных японских укреплений и фортификаций, оставшихся после войны и до настоящего времени мало изученных.
Вступление 

Дни с 8 по 24 июня 2005 года наш корреспондент провел на Курильских островах в составе историко-географической экспедиции, посвященной 60-летию Курильского десанта и окончания Второй мировой войны. Основной целью экспедиции было исследование многочисленных японских укреплений и фортификаций, оставшихся после войны и до настоящего времени мало изученных.

Почему я назвал Курилы необитаемыми? Далее из моего описания читатель и сам поймет, что это действительно так, а пока скажу кратко: эти туманные, вулканические острова абсолютно безлюдны. Ни души сегодня нет на Харимкотане, Чиринкотане, Экарме, Шиашкотане, Матуа и Расшуа. Это по нашим наблюдениям, а по рассказам знатоков, нет никого и далее к югу - на островах Ушишир, Кетой и Симушир. Сотни километров побережий русских островов совершенно не обжиты, хотя мы владеем Курилами с 1945 года. Здесь нет рыболовных баз, поэтому в прилегающих акваториях не ловят рыбу. Здесь нет населения, поэтому нет охотников, геологов, горняков, нет даже туристов. За все дни нашего путешествия мы не встретили южнее Парамушира ни одного судна. Даже в эфире - полный покой. Странно, что, держась за острова, мы их не обживаем, практически бросили сразу же, как только освободили от японцев. А между тем, Курильские острова кишат живностью - как водной, так и сухопутной. Черпать бы и черпать. Но почему-то не черпаем. Богаты Курилы и историей. Условно ее можно разделить на 3 этапа: раннюю, японскую и советскую (российскую). Я не ставлю целью разбираться в проблемах владения островами, потому что уверен, что они однозначно российские и отдавать их нельзя даже в аренду. Я просто хочу рассказать о нашей экспедиции, которой по разным причинам удалось посетить не шесть заранее намеченных островов, а только два. Но и этого хватило, чтобы получить массу интересных впечатлений. В составе экспедиции находились помимо автора этих строк руководитель исследований исполнительный директор компании "Бел-Кам-Тур" Евгений Верещага, водолаз и по совместительству старший помощник капитана яхты Сергей Перковский, спелеолог Сергей Бакуров, капитан яхты "Арктур" Иван Остроухов. Яхта "Арктур", на которой мы добирались до островов, имеет длину всего 9 метров, ширина максимальная - 3 метра. Оснащена яхта одной мачтой с двумя парусами, дизельком в 19 сил и обогревом салона от этого дизелька, чему мы особенно радовались во время непогоды. Яхта построена в Польше в 1987 году, Остроухов капитанит на ней с 1994 года.

Вышли из Петропавловска в ночь с 8 на 9 июня. Свежий ветер быстро погнал нас из Авачинской губы в океан, где волнение усилилось, ветер крепчал, и вскоре не выдержал грот и порвался надвое. Утром зашли в бухту Асача, где Сергей Перковский при относительно спокойном волнении океана влез на мачту и попытался отстегнуть застрявшую в ликпазе шкаторину порванного паруса. Но сделать этого не удалось, так как крепление шкаторины закусило в ликпазе. Пришлось перерезать фал. Оставшись без паруса, поняли, что надо добирать топливо для дизеля, потому что пойдем только на нем, а это теперь можно осуществить лишь в Северо-Курильске. Там же сможем отремонтировать крепление паруса. Так вне очереди мы оказались на острове Парамушир, единственным населенным пунктом которого, как, впрочем, и всех Северных Курил, и является маленький городок Северо-Курильск с полуторатысячным населением. Шли мимо острова Шумшу, разглядывая в бинокль многочисленные японские доты и дзоты, траншеи, отверстия в скалах, где также прятались орудия, пулеметы и личный состав островного гарнизона. Во Второй Курильский пролив, разделяющий острова Шумшу и Парамушир, входили со стороны Тихого океана. Теперь уже с двух сторон на нас глядели бывшие японские укрепления. Невольно подумалось о том, как тщательно выбирали русские место высадки военно-морского десанта в августе 1945 года. Было бы самоубийством высаживаться где-то здесь, где сразу с двух сторон перекрестным пулеметно-артиллерийским огнем японцы могли уничтожить десант полностью. То же - и с охотоморской стороны пролива. Именно поэтому и была выбрана бухта между мысами Кокутан и Котомари в северо-восточной части острова Шумшу. Да, там тоже находились мощные японские укрепления, но из многих зол было выбрано наименьшее. Наши корабли "Дзержинский" и "Охотск" блокировали своей артиллерией мощные доты мыса Кокутан, сторожевик "Киров" обстреливал мыс Котомари и орудия японцев, установленные на затопленном танкере "Мариуполь", а тем временем десант подходил к берегу. Надо сказать, что огонь корабельных орудий практически не причинил вреда японским батареям на указанных выше мысах, так как они были укрыты в глубоких капонирах, закрытых сверху толстым бетоном. Только беспримерное мужество наших десантников, их самопожертвование во имя победы принесли успех операции. Глядя с моря на укрепленные скалистые берега Шумшу, оставалось только обнажить головы перед подвигом наших солдат и матросов, наших славных нынешних стариков, которым в молодости пришлось брать этот остров-крепость. Швартовались мы в ковше портопункта Северо-Курильска. Этот бетонный ковш тоже построили японцы. Теперь он служит надежным убежищем для местных судов. Правда, уже в наше время при входе в ковш затонула баржа с углем, которая сузила фарватер, но сам ковш еще долго будет служить людям. Итак, мы в Северо-Курильске, на острове Парамушир. Описывать город не входит в мою задачу, скажу только, что на въезде в него построена свеженькая бревенчатая церковь Святителя Иннокентия в память о погибших в авиационной катастрофе на Камчатке сахалинских чиновниках вместе с губернатором Игорем Фархутдиновым 20 августа 2003 года. Над куполами храма еще нет крестов, но, говорят, в этом году его окончательно введут в строй. Другая новость, касающаяся 60-летия Курильского десанта: сахалинская администрация дает деньги на ремонт и обновление памятников на острове Шумшу. На днях один из вице-мэров Северо-Курильска должен отправиться на остров, чтобы осмотреть состояние памятников и составить смету. После этого с Сахалина прибудут добровольцы из числа студентов и старшеклассников, чтобы сделать необходимый ремонт. Привязанные к яхте, ремонтным работам на мачте, мы не можем уходить далеко, поэтому вплотную занимаемся изучением сопки Сигнальной, которую здесь называют иначе - Дунькин пуп. Она более чем на сто метров своеобразной крепостью возвышается над ковшом, портом и прилегающей местностью. На вершине сопки стоял наблюдательный пункт пограничников, которые для своих целей использовали бывший подземный госпиталь японцев, вход в который находится там же, под самой вершиной. А внизу, почти у уреза воды сразу за мысом Опорным видны несколько входов в подземелье. Все они когда-то были взорваны, но с годами отверстия приоткрылись и теперь внутрь можно легко проникнуть. Что, видимо, и делают местные мальчишки и отдельные любопытные взрослые. Но любопытных, как выяснилось, в Северо-Курильске мало, люди не обращают внимания на японские символы владения островом - привыкли. А мы - не привыкли, нам все интересно, поэтому лезем в одну из штолен, пройденных обычным буро-взрывным методом в базальтах и туфопесчаниках (нами найдены стаканы от шпуров в стенах штольни и фрагменты рельсового пути). Длина штольни по нашим приблизительным замерам - 150 метров. Не обводненная, почти прямая, деревянная крепь сгнила, но кое-где стоит, превратившись почти в труху, или же в настоящее мореное дерево. От основной паттерны в стороны отходят небольшие камеры длиной до 10 метров, шириной до 5 и высотой до 3 метров. Многие сохранили остатки дощатых стен, лежанок, дверей. То есть, там в случае авиационного налета могли прятаться японские солдаты. Вообще, по нашему мнению, внутри сопки Сигнальной более 5 километров подземных выработок. Мы исходим из промеренного нами объема отвалов грунта около сопки. Одним словом, под сопкой - настоящий город, скрытый от глаз, и полностью его еще не открыли, если не считать наших военных, которые, может быть, осматривали подземелье сразу после победы, а затем взорвали входы. А вокруг сопки по берегу океана разбросаны части от зенитных орудий японцев и всевозможных механизмов. В принципе, местный краеведческий музей освещает японскую часть истории острова и Курильского десанта, но, по нашему мнению, далеко не полно, хотя ему-то и карты бы в руки. Но делать этого не дает скудное финансирование, а бескорыстного энтузиазма, похоже, у единственного сотрудника нет, а значит, нет к этой теме должного интереса. У нас же этот интерес есть, поэтому мы несколько дней изучаем японские тайны Северо-Курильска, лазим там и тут, обходим окрестности города, всю сопку Сигнальную, скалу Тур, внутри которой выбито сквозное отверстие для орудия. Если кому интересно, можете посмотреть 30 июня на ГТРК "Камчатка" в программе "Регион Камчатка" передачу о нашей экспедиции, я как раз буду рассказывать в ней о Парамушире.

14 июня мы закончили ремонт яхты "Арктур", а потому свернули наши скоротечные исследования в районе Северо-Курильска, снялись с якоря и отбыли на юг, в сторону острова Матуа. Почему следующим и вообще основным объектом нашего посещения стал остров Матуа? Во-первых, потому, что ему уделялось основное внимание в двух предыдущих Камчатско-Курильских экспедициях, возглавляемых Евгением Верещагой, влюбленного в Матуа и его историю. Во-вторых, Матуа сохранил в себе огромное количество прошлых японских военных фортификаций. В-третьих, мы везли памятный знак в честь потопленной у берегов острова американской субмарины "Херринг", чтобы поставить его недалеко от места гибели. И т.д. - причин много, обо всех и не расскажешь. Одним словом, яхта "Арктур" пошла к берегам острова Матуа. До стремительного и напористого советского десанта в августе 1945 года, который моментально, безоговорочно и бескомпромиссно выбил японцев с Курил, эти острова почти два года безуспешно бомбила с воздуха и атаковала с океана подлодками Америка, воевавшая тогда с Японией и Вермахтом. Да, мы знаем, что американцы не давали здесь жизни японцам в период 1943-45 годов. Мы как раз проплываем мимо тех мест, где 60 и более лет назад происходили активные морские и воздушные баталии между этими странами. Например, точно установлены координаты, а кое-где у берегов Парамушира еще видны останки японских транспортов, потопленных американскими подводниками. Немногим южнее устья самой большой реки этого острова - Тухарки, возле Соловьиных скал лежат обломки японского транспорта, подбитого лодкой SS-136 (S-31). Другой транспорт лежит за мысом Крузенштерна, и т.д. На дне Тихого океана покоятся и обломки американских лодок и самолетов. Например, в июле 1942 года где-то здесь безвозвратно пропала лодка "Grunion", а 7 октября 1943 года у берегов Парамушира японский эсминец "Ishigaki" потопил любимицу американского подводного флота базы Пёрл-Харбор лодку S-44 (SS-155). Похоже, американцы устроили мстительную охоту на "Ishigaki", и 31 мая 1944 года его все-таки выследила и потопила знаменитая американская субмарина SS-223 "Херринг". Именно экипажу этой героической лодки мы и будем устанавливать памятный знак на острове Матуа, в 2 км. от которого лодка лежит на дне. Вообще-то на истории этой американской лодки стоило бы остановиться подробнее, ведь мы так мало знаем о союзнических действиях в Тихом океане. Субмарина "Херринг" сошла со стапелей Портсмутской верфи 15 января 1942 года и принадлежит к классу "Gato" - новейшему в то время классу американских лодок серии SS. До ноября 1943 года она несла службу в Атлантике, где успешно топила "мелких" немцев, после чего была переведена на Тихий океан. И здесь лодка не стала последней. К моменту гибели на ее счету числятся японские корабли "Hakozaki Maru", "Nagoja Maru", фрегат-эсминец "Ishigaki", транспорты "Hokujo Maru", "Iwaki Maru", "Hiburi Maru", а также героическое нападение на японский конвой 190 nm S Сидзуоки в Токийском заливе, где "Херринг" почти сутки преследовала, а затем и потопила AKV "Nagoja Maru". 16 мая 1944 года "Сельдь" ("Херринг") под командованием лейтенанта Дэвида Забрисски-младшего ушла из Пёрл-Харбора в свой восьмой по счету и, увы, последний, боевой патруль в район Курильских островов. Через пять суток связь с лодкой оборвалась, но у нее оставался радиоконтакт с другой американской лодкой - SS-220 "Зубец" (по-английски - "Barb". Кстати, эта субмарина 2 июля 1945 г. первой, впервые в мире применила баллистические ракеты с обычными боеголовками для обстрела японцев на Сахалине. Напоследок, чтобы через перископ удовлетвориться эффектом, подлодка ударом ракеты потопила японский сторожевой корабль №112. В дальнейшем предполагались атомные боеголовки. Эта история пока не имеет широкого информационного распространения - А. См.). "Зубец" и "Сельдь" совместно работали в Курильских водах, и "Зубец" стал свидетелем потопления "Сельдью" японского фрегата "Ishigaki", а затем нескольких транспортов возле острова Матуа. Причем, фрегат был взорван "Сельдью" всего одной торпедой. Это произошло 31 мая, а 1 июня связь с "Сельдью" потеряла и "Зубец". Позже по японским источникам выяснилось, что "Сельдь" (станем снова называть ее "Херринг", ведь она - скорбь и гордость американцев) не удовлетворилась победой и снова пошла в неустрашимую атаку практически с разряженными батареями, в результате которой потопила еще два японских транспорта, стоящих возле мыса Таган на острове Матуа. Но так как лодка из-за густого тумана, чтобы лучше видеть цель, атаковала транспорты в надводном положении, ее тут же накрыла огнем японская береговая батарея. Лодка затонула в 2 км. от берега. Экипаж погиб, он состоял из 83 человек. Американцы считают "Херринг" одной из успешных лодок Второй мировой войны. За полтора года боевой жизни ею потоплены суда общим водоизмещением 20 тысяч тонн, в том числе японских - 13,2 тысячи тонн, остальные - немецкие (в Атлантике). Ежегодно 1 июня американские ветераны-подводники с почтением поминают бесстрашный, неутомимо-атакующий "Херринг", крайнее такое поминовение состоялось в этом году 4 июня. Но почему-то никто и никогда не пытался точно установить место гибели героической пятизвездной (!) лодки, а то и поднять ее. Тем более что на ней служили и погибли многие отпрыски заслуженных моряков США: баронские, графские и княжеские титулы "младший" в экипаже официально носили 8 человек и один имел дополнительную приставку к имени "внук", т.е. - третий. В таком равнодушии американских чиновников к судьбе заслуженной лодки имеется своеобразная тайна. Какая?

Когда американский посол США в России Александр Вершбоу находился в Петропавловске-Камчатском и журналист Владимир Ефимов сказал ему в телевизионной беседе о планах нашей экспедиции почтить память лодки "Херринг" специальным знаком и призвал даже поучаствовать американцев в этом, то членораздельного ответа от Вершбоу почему-то не последовало. Зато он был очень удивлен, а то и встревожен (раздосадован?) тем, что мы вообще что-то знаем об этой лодке. А мы о ней знаем больше, наверное, чем они! Мы действительно чтим ее память, ведь она погибла за Курилы! Памятный знак в честь экипажа "Херринг" надежно хранится в каюте нашей яхты "Арктур", а мы, пользуясь хорошей погодой в океане, высыпали на палубу и, держась за леера и всевозможные растяжки, любуемся островами.


Комментарии
Guest15.09.13, 21:25
Здравствуйте! А что в конце 80-х на Матуа служили врачи? Я служил там фельдшером 
... Единственный медработник на три ВЧ.
Это для azretali36@rambler.ru
Guest03.05.13, 21:40
1987-1989 
Отец служил на Матуа врачом, кличка Док, ищет своих сослуживцев просьба откликнуться www.azretali36@rambler.ru
Guest13.04.13, 22:29
1977-1979 
ртв пво. огромное количество историй, в которые неверится, но они были
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Курильские
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка:
Опубликовал Роман Железов