Первый мой серьезный маршрут с которого я веду свой отсчет о походах, поездках и экспедициях

На Плещеево озеро

Остановка в пути на перекус Остановка в пути на перекус

Началом своей походно-экспедиционной жизни я считаю 1964 год. Летом того года я, с двумя друзьями, на велосипедах ездил на Плещеево озеро, которое находится в 134 км. к северу от Москвы, рядом с городом Переславль - Залесским.
   Почему – Плещеево? Об этом нужно рассказать поподробнее и переместиться в год 1960-61. Виной тому была книга, я помню, что обнаружил ее в библиотеке пионерлагеря, и называлась она «В мире безмолвия» Ж.И. Кусто. Прочитав ее, я «заболел» подводным миром, океаном. Она же повлияла и на выбор специальности: сначала я окончил Московский гидрометеорологический техникум, получив специальность техника-гидролога, затем Ленинградский гидрометеорологический институт и стал уже инженером-океанологом. А книга эта до сих пор находится в моей библиотеке, не смог я с ней расстаться и взял грех на душу, оставив ее у себя.
   Помню еще книгу Ольги Жуковой «Подводная охота», где описывалось снаряжение, как его изготовить своими руками, описывались объекты охоты, их повадки, а также в каких водоемах их можно встречать.
   Что касается снаряжения: сейчас трудно поверить, но тогда, в конце 50-х, было трудно приобрести какое-либо снаряжение для подводной охоты. И я, используя рекомендации из этой книги, с помощью отца изготовил свою первую маску из старого резинового сапога. Особенно сложно было изготовить овальное стекло. Отец вырезал мне заготовку, а я потом долго обтачивал ее вручную на бруске. Края маски, прилегающие к лицу, были жесткие и, естественно, пропускали воду. Но это была моя первая маска, с помощью которой, я тоже впервые заглянул под воду.
   Водоемы, которые были мне тогда доступны, это - Мазуринское озеро и речка Пехорка. Вода была не достаточно прозрачна, но кое-что удавалось видеть особенно в озере. Позднее я приобрел настоящую маску, трубку и ласты. Экипировавшись, таким образом, я облазил все озеро и даже начал составлять карту глубин, используя самодельный глубиномер, конструкцию которого я нашел в книге Жуковой. Потом мое снаряжение пополнилось и ружьем для подводной охоты. Это было ружье с резиновым боем. Но подстрелить кого-либо в ближайших водоемах, насколько я помню, мне не удавалось. Причиной этому была мало прозрачная вода.
   Сейчас я уже не вспомню, где я впервые прочитал о Плещеевов озере. О его удивительно прозрачной воде и об изобилии рыбы, но помню, что мне очень захотелось на нем побывать. Съездить туда я предложил своим друзьям: Соколову Сашке и Мальцеву Женьке. Они согласились. У нас были велосипеды «Турист», на них мы и отправились.
   Взяли в дорогу немного продуктов, которые приготовили нам родители, какие-то теплые вещи, так как палатки у нас с собой не было. Сложили все это в рюкзаки, прикрепили их к багажникам. Так и отправились в свой первый поход рано утром.
Большинству людей свойственна любовь к путешествиям, особенно молодым. Все это в полной мере относилось и к нам, поэтому мы с удовольствием крутили педали.

По пути делали небольшие остановки на «перекус» и на ремонт велосипедов.
После Загорска дорога стала чередовать довольно длинные подъемы и спуски - это она пересекала Клино - Дмитровскую гряду. На подъемах приходилось переключаться на самую большую звездочку и при этом еще привставать на педалях. В общем, приходилось попотеть. Зато на спусках отдыхали, а воздушный поток, от быстрого движения, приятно охлаждал разгоряченные лица.
   Забравшись на особенно длинный подъем, частенько видели вдали целую вереницу таких подъемов. Издалека они казались очень крутыми, на которые и въехать то невозможно.
  Но, оказавшись в начале очередного подъема, понимали, что и его мы преодолеем.
   На спусках мы с Сашкой развивали хорошую скорость, а Женька стал все чаще и чаще отставать, как он нам потом объяснил – он притормаживал на спусках из-за плохого зрения.
Немного не доехав до города Переславль – Залесского, мы увидели, что нас догоняет огромная, черная туча. Нужно было срочно искать укрытие, а мы ехали вдали от леса, по открытому месту. А Женька опять отстал. Недалеко от дороги мы заметили стог сена и быстрее ринулись к нему. Только мы успели смастерить некое укрытие из сена и целлофановой пленки, как на нас обрушился сильный ливень с градом.
   Молнии и раскаты грома не смолкали над нашими головами минут тридцать. Затем все затихло, туча ушла дальше, и мы с Сашкой выбрались на дорогу. Женьки нигде не было видно, мы подождали некоторое время, покричали и поехали дальше одни.    День уже клонился к вечеру, после грозы стало заметно прохладнее и хотелось есть.
   Вот и озеро, оно открылось нам все сразу, как только мы поднялись на очередную гряду. Оно было огромно, такого большого водного пространства я не видел до сих пор.
   Въехав в город, мы свернули налево и поехали по дороге огибающей озеро с юга. Берег в этом месте низменный, лес от воды отстоит далеко, а для ночевки нужны дрова и вода. Но мы поехали ближе к озеру, к нему же мы стремились все эти долгие километры.
  На берегу, среди зарослей камыша, нашли свободное местечко, где можно остановиться на ночевку.
  Дневной свет уходил, и мы торопились набрать каких-нибудь дров для костра. Но их здесь было мало, да и те ветки, которые удалось найти, были сырые после дождя. Их все-таки хватило, чтобы вскипятить чай. Были еще консервы, захваченные из дома. Так что удалить голод, этим вечером, нам удалось.
  Ночевали под открытым небом, прижимаясь, друг к другу, чтобы согреться. Утром встали рано, все равно это не сон в таких условиях. Не терпелось поскорее оказаться под водой. Я первым надел снаряжение и пошел. Берег оказался очень отмелым, пришлось идти, наверное, около ста метров, пока вода не поднялась выше колен. Дальше я поплыл. Погрузив голову с маской в воду, я понял, что труды наши были вознаграждены. Вода была действительно прозрачная, на дне песок и очень много водорослей. Сплошной ковер. Такое впечатление, что плывешь по лесным просекам, время, от времени попадая на небольшие поляны. На них кипела жизнь: посередине резвилась стайка плотвы, немного в стороне, по одиночке плавали окуни.
   Инстинкт охотника не дал спокойно смотреть на эту картину, и пролилась первая рыбья кровь.
   Покидать этот подводный мир не хотелось, но я уже настолько замерз, что руки, ноги, челюсти буквально ходили ходуном. А до берега нужно еще добраться, ведь я уплыл метров на триста.
   Проплывая над зарослями травы, я обратил внимание на что-то темное, лежащие на дне. Подумал что это затонувшее бревно, и хотел ткнуть его концом гарпуна, каково же было мое удивление когда «бревно» вдруг исчезло, а на его месте образовалось небольшое облако поднятого со дна песка.
   Пока по мелководью я добирался до берега, то замерз так, что по началу ничего не смог рассказать Сашке. Показал только добычу. Он в свою очередь надел маску с трубкой, ласты, взял ружье и пошел по моим следам. А я согревался костром и лучами всходившего солнца.
  Вернулся Сашка, таким- же довольным и замерзшим, и мы, еще долго обсуждали результаты нашей охоты. Перед тем как отправится в обратный путь, мы еще по разу сплавали на охоту.
Вернувшись, мы узнали от Женьки, что он, после грозы, не увидев нас на дороге, поймал попутную машину и в тот же день вернулся домой.