2-я часть здесь:
https://www.marshruty.ru/travel/piter-2023-1/
День 1-й, Суббота, 18 марта 2023 года. Спектакль «Один Восемь Восемь Один»
в Александринке.
«РАДДА-БАЙ (говорит с закрытыми
глазами, прерывисто)
Этот год особенный.
Роковой. Он определит судьбу России и остального мира на долгие годы… Одно
потянется за другим, колесо завертится, и уже не остановится, не остановится,
не остановится… Всё дело в девятках… Это магическая цифра во многих верованиях…
Девятка число Создателя Брахмы… В девятый час на кресте испустил дух Иисус
Христос… У пифагорийцев «девять» худший из знаков… «1881» делится на две
зеркальные части: восемнадцать и восемьдесят один. Восемнадцать - это дважды
девять. Восемьдесят один - девятью девять… Страшное, страшное сочетание…»
Борис Акунин «18*81»
Отель «Невский Контур». Кафе «Квартирка». Питерский бородинский хлеб.
Лиговский проспект. Некрасовский сад и памятник Н. А. Некрасову. Пропавшие «Дед
Мазай и зайцы». Концертный зал «Октябрьский». Скульптура «Октябрь».
Александринка. Спектакль «Один Восемь Восемь Один» Валерия Фокина.
Идея
съездить в Питер на выходные, чтобы в нем в театр сходить, в головы конечно же
барышням пришла. В Александринке пьесу «18*81» поставили, убрав с афиш фамилию
автора пьесы.
-Надо успеть
посмотреть, -сообразили барышни.- Пока спектакль не сняли.
Зима уже
надоела, так что идею барышень я поддержал. 26 февраля мы заплатили за номер в
отеле (1105 рублей с носа) и билеты на «Сапсан» (5815 рублей туда и обратно).
Билет в театр 3000 рублей стоил.
18 марта
утром на метро до Ленинградского вокзала добрались - за полчаса до отхода
поезда, дабы покурить успеть. Мы с женой одной сумкой с вещами обошлись,
свояченица же неожиданно тяжелую сумку притащила. Ноутбук с собой брать не
пришлось, потому что выходные все-таки.
В 9-40
«Сапсан» в рейс отправился. Я с удивлением обнаружил, что кресло рядом со мной
не занято, да и впереди два кресла у столика – тоже.
Через час
поезд в Твери на минутку остановился, через два – в Бологом, а через четыре
часа мы уже из Московского вокзала выходили. За это время мы по чашке вареного
кофе выпили, стоимость которого не изменилась – 250 рублей.
По Невскому
проспекту быстро добрались до своего отеля «Невский Контур». Коды от подъезда и
от входной двери также не изменились, и мы в номере вещи оставили. На этот раз
нам «зеленая комната» досталась, в которой мы уже останавливались.
Время уже
два часа пополудни было, поэтому пошли завтракать, а заодно и обедать в кафе
«Квартирка» на другой стороне Невского – в прошлый раз нам там понравилось.
В
«Квартирке» все по-прежнему оказалось. Скинулись по 5000 рублей в общественный
кошелек и к изучению меню приступили. Изучали тщательно: помнили, что в прошлый
раз обожрались.
Заказав
домашнее сало, винегрет с балтийской килькой и салат оливье с докторской
колбасой, поставили эти закуски посреди стола.
Взяли три
супа солянки, пельмени с говядиной (одну порцию на двоих) для барышень, я же
попросил котлеты из щуки с картофельным пюре.
Запивать все
это яблочным сидром решили.
И все-таки
мы объелись, просто в прошлый раз мы за 6200 рублей (вместе с чаевыми)
объелись, а в этот раз – за 5000.
Выбравшись
из подвальчика, решили, что больше в «Квартирку» - ни ногой.
И во
Владимирский пассаж пешком по Владимирскому проспекту пошли, в «EUROSPAR» - за
продуктами на вечер.
В магазине кроме
спиртного купили колбасу в нарезке, хлеб, соки, яблоки и упаковку физалиса.
Кроме того, барышни банку маринованных патиссонов прихватили.
Еще домой в
Москву по упаковке нарезанного бородинского хлеба купили – в Питере он
настолько вкусный, что перевозки заслуживает.
В номере
продукты в холодильник выложили и вещи разложили.
Тут-то и
выяснилась причина, по которой сумка свояченицы тяжелой оказалась – всякие
мелочи у нее в несколько косметичек упакованы были. Жена посоветовала ей
пользоваться многоразовыми пакетами из ИКЕИ.
-А не
сходить ли нам в Некрасовский сад? -предложил я.- Время до театра еще много, а
в саду, судя по Яндекс-картам, скульптура «Дед Мазай и зайцы» установлена. Та
самая, что в Музеоне когда-то экспонировалась и которую мы видели неоднократно.
Московский
художник Александр Таратынов создал скульптуру «Дед Мазай и зайцы» в 1999 году.
В 2010 году скульптор передал композицию парку Горького для временной
экспозиции в «Музеоне». Однако посетители парка относились к произведению
искусства не очень бережно и часто отламывали зайцам уши.
Сотрудники регулярно (как могли) чинили зайцев, однако в 2019 году композицию
вернули автору на реставрацию. Восстановление не очень гладко шло - прямо со
склада кто-то украл двух зайцев из восьми, так что заново их отливать пришлось.
Скульптор
заявил, что очень расстроился отношением москвичей к своему детищу, поэтому и
отказал парку Горького в его возвращении. И в октябре 2022 года скульптуру
установили в Некрасовском саду Санкт-Петербурга. Перевезти скульптуру в новый
город помог петербургский бизнесмен Константин Торгачкин.
-А далеко
это? -спросили сестренки.
-Пешком вполне
доходимо, -сообщил я.- По Невскому в сторону Московского вокзала, у станции
метро «Площадь Восстания» налево повернуть и по Лиговскому проспекту пройти.
-Пошли,
-согласились барышни.
У станции
метро «Площадь Восстания» желтые нарциссы по 30 рублей за штуку продавали.
По
Лиговскому проспекту дошли до Некрасовского сада, известному также как
Греческий сад или Прудки.
На выходе из
сада в 2003 году был установлен памятник Иоаннису Каподистрия. Этот памятник - дар греческого правительства и
греческой общины в России к 300-летию Санкт-Петербурга.
В 1918 году
Бассейная улица стала называться улицей Некрасова, основанием к чему послужило
более чем 20-летнее проживание Н. А. Некрасова в доме на углу Бассейной улицы и
Литейного проспекта. В 1922 году
в Греческом саду был установлен бронзовый бюст Некрасова. В этот же период сад был переименован в Некрасовский.
В 1946 году,
когда праздновалось 125-летие со дня рождения Н. А. Некрасова, бюст поэта был
перенесён из сада на Литейный проспект и установлен в сквере - наискосок от дома № 36, где последние 20 лет Некрасов жил.
В 1971 году
на месте, где стоял бюст, был установлен памятник Н. А. Некрасову к 150-летию
со дня его рождения.
В общем, сад
весьма скромным оказался. И памятник Некрасову в нем имелся, а вот «Дед Мазай и
зайцы» в полном составе отсутствовали.
Как позже
выяснилось, в том же октябре 2022 года глухой ночью деда Мазая вместе с зайцами
демонтировали и вывезли в неизвестном направлении, потому что установка
скульптурной композиции не была согласована.
На обратном
пути мы мимо концертного зала «Октябрьский» прошли. Построили его в 1967 году
на месте Греческой церкви, снесенной в 1962 году, а освященной в 1865 году.
Греческая
церковь Святого Димитрия Солунского
Храм еще в
1939 году закрыли, а во время войны в него немецкая авиабомба попала, которая,
пробив главный купол, осталась лежать на мраморном полу, не взорвавшись. Здание
было огорожено и в таком состоянии несколько лет простояло, пока
«малохудожественным» объявлено не было и снесено.
Иосиф
Бродский снос храма в стихотворении «Остановка в пустыне» описал:
«Теперь так
мало греков в Ленинграде,
что мы
сломали Греческую церковь,
дабы
построить на свободном месте
концертный
зал. В такой архитектуре
есть что-то
безнадежное. А впрочем,
концертный
зал на тыщу с лишним мест
не так уж
безнадежен: это - храм,
и храм
искусства. Кто же виноват,
что
мастерство вокальное дает
сбор
больший, чем знамена веры?
Жаль только,
что теперь издалека
Мы будем
видеть не нормальный купол,
А безобразно
плоскую черту.
Но что до
безобразия пропорций,
То человек
зависит не от них,
А чаще от
пропорций безобразья.»
Перед
концертным залом скульптура Александра Матвеева «Октябрь» установлена. Отлита
из бронзы в 1968 году по гипсовому оригиналу 1927 года.
Композиция
представляет красноармейца, рабочего и крестьянина и выглядит (прямо скажем)
неоднозначно. Дело в том, что из одежды на всех трех персонажах – только
буденновка на голове красноармейца. Так что памятник разные прозвища получил,
самое безобидное и популярное из которых – «Три мужика в бане». Есть и более
скабрезные.
Взглянули на
афишу «Октябрьского» - все те же лица, что и 20 лет назад назад.
Не солоно
хлебавши, пошли обратно по Лиговке до «Площади Восстания».
Зашли в
фирменный магазин «Фабрики имени Крупской» и на конфеты полюбовались. Прямо
скажу, названия конфет – довольно странные. Уж больно сильный разброс
исторический в названиях.
Завернув за
угол, по Невскому пошли. И до Катиного сквера дошли.
Александринский
театр – прямо за памятником Екатерине II, но до
спектакля еще час оставался, а мы уже продрогли. Пришлось по стакану глинтвейна
(220 рублей) пропустить.
Здание
театра в стиле ампир, обращенное главным фасадом к Невскому проспекту, создано
архитектором Карлом Росси в 1832 году. Театр получил название Александринский в
честь супруги Николая I Александры Федоровны.
На афише
спектакль «Один Восемь Восемь Один» обозначен: постановка Валерия Фокина.
В программке
есть даже фамилия и имя автора пьесы.
Александринский
театр приятно поразил. Прежде всего, гардероб на каждом этаже: вы сдаете одежду
в тот или иной гардероб в соответствии с вашими местами на билетах. Поэтому
после спектакля очередей за одеждой не было.
Во-вторых, в
театре все роскошно – включая туалеты. И это не остатки былой роскоши: сразу
видно, что интерьеры в порядке постоянно поддерживаются.
Войдя в зал,
мы обомлели – стало понятно, почему спектакль три дня подряд идет: зал
перестроен – круглая сцена (на арену похожая) в центре зала возвышалась.
К нашим
креслам нас капельдинер проводил. Повезло: мы возле сцены сидели. Я взглянул на
билет и удивился: в любом московском театре за 3000 рублей мы бы где-нибудь на
галерке сидели.
1881 год
стал переломным в судьбе Российской империи. Император Александр II, который вошел в историю как Александр Освободитель,
рассматривал проекты дальнейших реформ государства. В пьесе их представляет
министр внутренних дел и либерал Михаил Тариелович Лорис-Меликов. Противостоит
реформам консерватор и обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович
Победоносцев.
«ЛОРИС-МЕЛИКОВ
Конституция
хороша тем, что дает августейшей семье несравненно больше приватной свободы. Из
живого бога государь становится первым гражданином страны. А у гражданина есть
право на частную жизнь…
Нужно ввести
новую моду: не на разрушение государства, а на его перестройку. Как вы, ваше
величество, однажды уже сделали четверть века назад.»
Борис
Акунин, «18*81»
Александр
Освободитель склонялся к либералам – речь шла о постепенном ограничении
самодержавной власти, но тут народовольцы, чье очередное (седьмое по счету) покушение
оборвало жизнь царя, медвежью услугу России оказали. Сбылось предсказание
парижской цыганки Тамар, которая когда-то, вглядываясь в линии ладони руки
Александра, сказала: «Семь смертей вижу я в твоей судьбе, государь: шесть раз
твоя жизнь будет на волоске, но не оборвется, в седьмой же раз смерть тебя
догонит».
И Россия не
в ту сторону свернула – Победоносцев победил. Народовольцев на плацу
Семеновского полка (ныне – Пионерская площадь) повесили, а новый император
Александр III (человек глубокого, но не быстрого ума – по выражению
Лорис-Меликова) Россию «подморозил», свернув все реформы и загнав болезнь
внутрь. Болезнь российской государственности революционеры хирургическим путем
лечить взялись, так что «заморозки» только на 36 лет и хватило, но и после
Октябрьского переворота 1917 года все по новому кругу пошло.
Казнь
«первомартовцев»
Манифест о
незыблемости самодержавия. 29 апреля 1881 года
Александр III и Победоносцев
Александр II и Александр III на балконе
Три часа с
антрактом на одном дыхании прошли, весь зал в полном восторге был – очень
мощный спектакль.
Так что Александринка
еще и прекрасной режиссурой, да и актерами отличными похвастаться может.
Напротив
Катиного сквера, на другой стороне Невского, ярко светился Театр Комедии.
-Нужно в
следующий раз в него сходить, -решили мы.- Очень о нем отзывы хорошие.
И пошли через
Аничков мост в отель.