Некрасовский сад. Пьеса "18*81" в Александринском театре. Литераторские мостки.
Москва - Санкт-Петербург - Москва

Некрасовский сад и Александринский театр

2-я часть здесь:

День 1-й, Суббота, 18 марта 2023 года. Спектакль «Один Восемь Восемь Один» в Александринке.

«РАДДА-БАЙ (говорит с закрытыми глазами, прерывисто)

Этот год особенный. Роковой. Он определит судьбу России и остального мира на долгие годы… Одно потянется за другим, колесо завертится, и уже не остановится, не остановится, не остановится… Всё дело в девятках… Это магическая цифра во многих верованиях… Девятка число Создателя Брахмы… В девятый час на кресте испустил дух Иисус Христос… У пифагорийцев «девять» худший из знаков… «1881» делится на две зеркальные части: восемнадцать и восемьдесят один. Восемнадцать - это дважды девять. Восемьдесят один - девятью девять… Страшное, страшное сочетание…»

Борис Акунин «18*81»

Отель «Невский Контур». Кафе «Квартирка». Питерский бородинский хлеб. Лиговский проспект. Некрасовский сад и памятник Н. А. Некрасову. Пропавшие «Дед Мазай и зайцы». Концертный зал «Октябрьский». Скульптура «Октябрь». Александринка. Спектакль «Один Восемь Восемь Один» Валерия Фокина.

Идея съездить в Питер на выходные, чтобы в нем в театр сходить, в головы конечно же барышням пришла. В Александринке пьесу «18*81» поставили, убрав с афиш фамилию автора пьесы.

-Надо успеть посмотреть, -сообразили барышни.- Пока спектакль не сняли.

Зима уже надоела, так что идею барышень я поддержал. 26 февраля мы заплатили за номер в отеле (1105 рублей с носа) и билеты на «Сапсан» (5815 рублей туда и обратно). Билет в театр 3000 рублей стоил.

18 марта утром на метро до Ленинградского вокзала добрались - за полчаса до отхода поезда, дабы покурить успеть. Мы с женой одной сумкой с вещами обошлись, свояченица же неожиданно тяжелую сумку притащила. Ноутбук с собой брать не пришлось, потому что выходные все-таки.

001-У Ленинградского вокзала

002-У Ленинградского вокзала
003-У Ленинградского вокзала
004-У Ленинградского вокзала
005-У Ленинградского вокзала

В 9-40 «Сапсан» в рейс отправился. Я с удивлением обнаружил, что кресло рядом со мной не занято, да и впереди два кресла у столика – тоже.

006-Сапсан

Через час поезд в Твери на минутку остановился, через два – в Бологом, а через четыре часа мы уже из Московского вокзала выходили. За это время мы по чашке вареного кофе выпили, стоимость которого не изменилась – 250 рублей.

007-В Сапсане

По Невскому проспекту быстро добрались до своего отеля «Невский Контур». Коды от подъезда и от входной двери также не изменились, и мы в номере вещи оставили. На этот раз нам «зеленая комната» досталась, в которой мы уже останавливались.

008-Зеленая комната
009-Зеленая комната
010-Зеленая комната

Время уже два часа пополудни было, поэтому пошли завтракать, а заодно и обедать в кафе «Квартирка» на другой стороне Невского – в прошлый раз нам там понравилось.

011-Квартирка
012-Квартирка

В «Квартирке» все по-прежнему оказалось. Скинулись по 5000 рублей в общественный кошелек и к изучению меню приступили. Изучали тщательно: помнили, что в прошлый раз обожрались.

013-Квартирка
014-Квартирка
015-Квартирка
016-Квартирка

Заказав домашнее сало, винегрет с балтийской килькой и салат оливье с докторской колбасой, поставили эти закуски посреди стола.

017-Квартирка
018-Квартирка

Взяли три супа солянки, пельмени с говядиной (одну порцию на двоих) для барышень, я же попросил котлеты из щуки с картофельным пюре.

019-Квартирка
020-Квартирка
021-Квартирка

Запивать все это яблочным сидром решили.

022-Квартирка

И все-таки мы объелись, просто в прошлый раз мы за 6200 рублей (вместе с чаевыми) объелись, а в этот раз – за 5000.

023-Квартирка

Выбравшись из подвальчика, решили, что больше в «Квартирку» - ни ногой.

И во Владимирский пассаж пешком по Владимирскому проспекту пошли, в «EUROSPAR» - за продуктами на вечер.

024-Владимирскии проспект
025-Владимирскии пассаж

В магазине кроме спиртного купили колбасу в нарезке, хлеб, соки, яблоки и упаковку физалиса. Кроме того, барышни банку маринованных патиссонов прихватили.

026-Чек
027-Продукты

Еще домой в Москву по упаковке нарезанного бородинского хлеба купили – в Питере он настолько вкусный, что перевозки заслуживает.

077-Бородинскии

В номере продукты в холодильник выложили и вещи разложили.

Тут-то и выяснилась причина, по которой сумка свояченицы тяжелой оказалась – всякие мелочи у нее в несколько косметичек упакованы были. Жена посоветовала ей пользоваться многоразовыми пакетами из ИКЕИ.

-А не сходить ли нам в Некрасовский сад? -предложил я.- Время до театра еще много, а в саду, судя по Яндекс-картам, скульптура «Дед Мазай и зайцы» установлена. Та самая, что в Музеоне когда-то экспонировалась и которую мы видели неоднократно.

Московский художник Александр Таратынов создал скульптуру «Дед Мазай и зайцы» в 1999 году. В 2010 году скульптор передал композицию парку Горького для временной экспозиции в «Музеоне». Однако посетители парка относились к произведению искусства не очень бережно и часто отламывали зайцам уши. Сотрудники регулярно (как могли) чинили зайцев, однако в 2019 году композицию вернули автору на реставрацию. Восстановление не очень гладко шло - прямо со склада кто-то украл двух зайцев из восьми, так что заново их отливать пришлось.

029-Дед Мазаи и заицы

Скульптор заявил, что очень расстроился отношением москвичей к своему детищу, поэтому и отказал парку Горького в его возвращении. И в октябре 2022 года скульптуру установили в Некрасовском саду Санкт-Петербурга. Перевезти скульптуру в новый город помог петербургский бизнесмен Константин Торгачкин.

-А далеко это? -спросили сестренки.

-Пешком вполне доходимо, -сообщил я.- По Невскому в сторону Московского вокзала, у станции метро «Площадь Восстания» налево повернуть и по Лиговскому проспекту пройти.

030-Карта

-Пошли, -согласились барышни.

028-Отель

У станции метро «Площадь Восстания» желтые нарциссы по 30 рублей за штуку продавали.

031-Нарциссы

По Лиговскому проспекту дошли до Некрасовского сада, известному также как Греческий сад или Прудки.

032-Лиговскии проспект

На выходе из сада в 2003 году был установлен памятник Иоаннису Каподистрия. Этот памятник - дар греческого правительства и греческой общины в России к 300-летию Санкт-Петербурга.

033-Памятник Каподистрия
034-Памятник Каподистрия

В 1918 году Бассейная улица стала называться улицей Некрасова, основанием к чему послужило более чем 20-летнее проживание Н. А. Некрасова в доме на углу Бассейной улицы и Литейного проспекта. В 1922 году в Греческом саду был установлен бронзовый бюст Некрасова. В этот же период сад был переименован в Некрасовский.

В 1946 году, когда праздновалось 125-летие со дня рождения Н. А. Некрасова, бюст поэта был перенесён из сада на Литейный проспект и установлен в сквере - наискосок от дома № 36, где последние 20 лет Некрасов жил.

В 1971 году на месте, где стоял бюст, был установлен памятник Н. А. Некрасову к 150-летию со дня его рождения.

035-Памятник Некрасову

В общем, сад весьма скромным оказался. И памятник Некрасову в нем имелся, а вот «Дед Мазай и зайцы» в полном составе отсутствовали.

Как позже выяснилось, в том же октябре 2022 года глухой ночью деда Мазая вместе с зайцами демонтировали и вывезли в неизвестном направлении, потому что установка скульптурной композиции не была согласована.

036-Дед Мазаи и заицы

На обратном пути мы мимо концертного зала «Октябрьский» прошли. Построили его в 1967 году на месте Греческой церкви, снесенной в 1962 году, а освященной в 1865 году.

037-Октябрьскии
038-Греческая церковь

Греческая церковь Святого Димитрия Солунского

Храм еще в 1939 году закрыли, а во время войны в него немецкая авиабомба попала, которая, пробив главный купол, осталась лежать на мраморном полу, не взорвавшись. Здание было огорожено и в таком состоянии несколько лет простояло, пока «малохудожественным» объявлено не было и снесено.

Иосиф Бродский снос храма в стихотворении «Остановка в пустыне» описал:

«Теперь так мало греков в Ленинграде,

что мы сломали Греческую церковь,

дабы построить на свободном месте

концертный зал. В такой архитектуре

есть что-то безнадежное. А впрочем,

концертный зал на тыщу с лишним мест

не так уж безнадежен: это - храм,

и храм искусства. Кто же виноват,

что мастерство вокальное дает

сбор больший, чем знамена веры?

Жаль только, что теперь издалека

Мы будем видеть не нормальный купол,

А безобразно плоскую черту.

Но что до безобразия пропорций,

То человек зависит не от них,

А чаще от пропорций безобразья.»

Перед концертным залом скульптура Александра Матвеева «Октябрь» установлена. Отлита из бронзы в 1968 году по гипсовому оригиналу 1927 года.

039-Октябрь

Композиция представляет красноармейца, рабочего и крестьянина и выглядит (прямо скажем) неоднозначно. Дело в том, что из одежды на всех трех персонажах – только буденновка на голове красноармейца. Так что памятник разные прозвища получил, самое безобидное и популярное из которых – «Три мужика в бане». Есть и более скабрезные.

Взглянули на афишу «Октябрьского» - все те же лица, что и 20 лет назад назад.

040-Афиша

Не солоно хлебавши, пошли обратно по Лиговке до «Площади Восстания».

041-Площадь Восстания

Зашли в фирменный магазин «Фабрики имени Крупской» и на конфеты полюбовались. Прямо скажу, названия конфет – довольно странные. Уж больно сильный разброс исторический в названиях.

042-Фабрика Крупскои
043-Фабрика Крупскои

Завернув за угол, по Невскому пошли. И до Катиного сквера дошли.

044-Невскии
045-Невскии

Александринский театр – прямо за памятником Екатерине II, но до спектакля еще час оставался, а мы уже продрогли. Пришлось по стакану глинтвейна (220 рублей) пропустить.

046-Катькин сквер
047-Катькин сквер
048-Катькин сквер

Здание театра в стиле ампир, обращенное главным фасадом к Невскому проспекту, создано архитектором Карлом Росси в 1832 году. Театр получил название Александринский в честь супруги Николая I Александры Федоровны.

049-Александринскии театр

На афише спектакль «Один Восемь Восемь Один» обозначен: постановка Валерия Фокина.

050-Афиша

В программке есть даже фамилия и имя автора пьесы.

051-Программка
052-Программка
053-Программка

Александринский театр приятно поразил. Прежде всего, гардероб на каждом этаже: вы сдаете одежду в тот или иной гардероб в соответствии с вашими местами на билетах. Поэтому после спектакля очередей за одеждой не было.

Во-вторых, в театре все роскошно – включая туалеты. И это не остатки былой роскоши: сразу видно, что интерьеры в порядке постоянно поддерживаются.

055-Туалет
056-Магазин
057-Александринка
058-Александринка

Войдя в зал, мы обомлели – стало понятно, почему спектакль три дня подряд идет: зал перестроен – круглая сцена (на арену похожая) в центре зала возвышалась.

059-Александринка
060-Александринка
061-Александринка

К нашим креслам нас капельдинер проводил. Повезло: мы возле сцены сидели. Я взглянул на билет и удивился: в любом московском театре за 3000 рублей мы бы где-нибудь на галерке сидели.

062-Билет

1881 год стал переломным в судьбе Российской империи. Император Александр II, который вошел в историю как Александр Освободитель, рассматривал проекты дальнейших реформ государства. В пьесе их представляет министр внутренних дел и либерал Михаил Тариелович Лорис-Меликов. Противостоит реформам консерватор и обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев.

«ЛОРИС-МЕЛИКОВ

Конституция хороша тем, что дает августейшей семье несравненно больше приватной свободы. Из живого бога государь становится первым гражданином страны. А у гражданина есть право на частную жизнь…

Нужно ввести новую моду: не на разрушение государства, а на его перестройку. Как вы, ваше величество, однажды уже сделали четверть века назад.»

Борис Акунин, «18*81»

Александр Освободитель склонялся к либералам – речь шла о постепенном ограничении самодержавной власти, но тут народовольцы, чье очередное (седьмое по счету) покушение оборвало жизнь царя, медвежью услугу России оказали. Сбылось предсказание парижской цыганки Тамар, которая когда-то, вглядываясь в линии ладони руки Александра, сказала: «Семь смертей вижу я в твоей судьбе, государь: шесть раз твоя жизнь будет на волоске, но не оборвется, в седьмой же раз смерть тебя догонит».

И Россия не в ту сторону свернула – Победоносцев победил. Народовольцев на плацу Семеновского полка (ныне – Пионерская площадь) повесили, а новый император Александр III (человек глубокого, но не быстрого ума – по выражению Лорис-Меликова) Россию «подморозил», свернув все реформы и загнав болезнь внутрь. Болезнь российской государственности революционеры хирургическим путем лечить взялись, так что «заморозки» только на 36 лет и хватило, но и после Октябрьского переворота 1917 года все по новому кругу пошло.

064-Казнь народовольцев

Александр III и Победоносцев

065-Александр II и Александр III на балконе

Александр II и Александр III на балконе

Три часа с антрактом на одном дыхании прошли, весь зал в полном восторге был – очень мощный спектакль.

066-Финал спектакля
067-Финал спектакля
068-Финал спектакля
069-Финал спектакля

Так что Александринка еще и прекрасной режиссурой, да и актерами отличными похвастаться может.

073-Катин сквер

Напротив Катиного сквера, на другой стороне Невского, ярко светился Театр Комедии.

072-Плитка
074-Театр Комедии

-Нужно в следующий раз в него сходить, -решили мы.- Очень о нем отзывы хорошие.

И пошли через Аничков мост в отель.

076-Аничков мост
075-Аничков мост
Волковские кладбища. «Литераторские мостки».

День 2-й, Воскресенье, 19 марта 2023 года. Волковские кладбища. «Литераторские мостки».

Три Волковских кладбища. Транспортная карта «Подорожник». «Литераторские мостки»: от Белинского до Тургенева. Достоевский: «Только не «Литераторские мостки». Утраченные могилы: кенотаф Радищева. Мемориал Ульяновых.

Проснувшись, приняли душ, выпили чаю и вещи собрали. Еще вечером я уговорил сестренок Волковское кладбище посетить: вернее, его часть – «Литераторские мостки».

Так что в 11-00, оставив вещи консьержке Лене, к станции метро «Площадь Восстания» пошли. В первом дворе нашем, как выяснилось, на ночь разноцветную корову, днем у «Мамы на даче» стоящую, прятали.

001-Корова

План был такой: посетить кладбище и к часу дня в «Маме на даче» оказаться, потому что «Сапсан» наш в 15-10 в Москву отправлялся.

«Литераторские Мостки» я посетил когда-то. Было это примерно четверть века назад, когда схема метро Ленинграда значительно скромнее нынешней выглядела.

002-Метро-1989

Схема метро Ленинграда, 1989 год

Поэтому я тогда по Лиговскому проспекту от станции метро «Московские Ворота» до Расстанной улицы отправился, направо по ней повернув. Шел я долго, но наконец дошел. Стояла глухая зима, так что большинство погребений снегом (да и дорожки между ними) заметено было – ничего я толком не рассмотрел, озяб зато изрядно. Хорошо хоть на обратной дороге в промерзлый троллейбус забрался и на нем до «Площади Восстания» доехал.

003-Схема метро

Сейчас же дело гораздо проще обстояло: от «Площади Восстания» до «Пушкинской» доехали. Там на «Звенигородскую» пересели и через одну станцию на «Волковской» вышли.

004-Пушкинская

Станция метро «Пушкинская»

005-Звенигородская

Станция метро «Звенигородская»

006-Волковская
007-Волковская

Станция метро «Волковская»

Уже при взгляде на схему у метро ясно стало, что Волковских кладбищ на самом деле три: Православное, Лютеранское и некрополь «Литераторские Мостки».

008-Схема

К моменту выхода из метро нам кофе с сигаретой захотелось. К счастью, рядом с метро киоск «Кофе с собой» находился: лично я себе эспрессо middle за 120 рублей взял. А еще мы три печенюшки с предсказаниями купили.

Усевшись на лавочке, достали сигареты и кофе отхлебнули.

009-На лавочках

Предсказания только в двух печенюшках нашлись.

010-Предсказания

Кладбища перед нами были, оставалось понять как на них попасть – все они огорожены.

011-Возле кладбища
012-Река Волковка

И мы, преодолев реку Волковку по Касимовскому мосту, вдоль ограды по Камчатской улице, а потом и по Расстанному проезду побрели.

013-Касимовскии мост
014-Волково Кладбище

В 18-м веке близ этих мест Московская Ямская слобода располагалась. Камчатская улица – бывший Московско-Ямской проспект. Рядом со слободой стоял трактир «Расстанье». Возможно, что наименование трактира было поводом к названию дороги, а потом и улицы, ведущей к Волковскому кладбищу, -Расстанная (позднее данное переулку и проезду).

Шли по трамвайным путям, потому что тротуара возле кладбищенского забора не имелось. Местность – промзона лютая.

015-Вдоль кладбища

Встречались трамвайные остановки, но мы не знали как за поездку расплатиться.

016-Трамваиная остановка

-Говорили же нам, что в Питере транспортная карта «Подорожник» имеется – аналог московской «Тройки» -размышлял я по дороге.- Нужно было карту купить эту и денег на нее положить, а не дурацкие жетоны на метро по 70 рублей за штуку приобретать.

Наконец вход был найден, но оказалось, что это – Волковское православное кладбище.

017-Волковское православное кладбище
018-Волковское православное кладбище
019-Волковское православное кладбище

Среди «постояльцев» кладбища есть по крайней мере два человека мне известных – архитектор Константин Тон и писательница Ирина Одоевцева, но пройти через него к «Литераторским Мосткам» нельзя – ограда мешает. Так нам продавщица цветов сказала.

020-Волковское православное кладбище

Так что мы вышли за ограду и дальше побрели.

021-Волковское православное кладбище
022-Карта

Наконец – вход в «Литераторские Мостки»: каменные ворота с двумя боковыми калитками и высокий шпиль колокольни церкви Воскресения Словущего за ними. Главные ворота назывались Святыми – от иконы Спасителя с неугасимой лампадой, когда-то их венчавших.

023-Литераторские Мостки
024-Литераторские Мостки
025-Литераторские Мостки

Некрополь (около 7 га) занимает северную часть всего Волковского кладбища (33 га).

026-Литераторские Мостки
Когда-то здесь Волкова деревня располагалась, названная так из-за волков, водившихся в окрестностях деревни в изобилии.

Волковское, одно из старейших кладбищ города, образовано указом Сената в 1756 году и предназначено было заменить собой кладбище, существовавшее в Московской Ямской слободе (современный адрес – Лиговский проспект, 128) при церкви Иоанна Предтечи с 1710-х годов. Последнее слишком близко к городу оказалось, к тому же императрица Елизавета Петровна, любившая бывать в слободе, покойников побаивалась и кладбища в ней видеть не хотела.

027-Карта

Кладбище было бедным и доходов почти не приносило, потому что места для могил на нем за мизерную плату выдавали. Все изменилось, когда в 1848 году в восточной части Надтрубных мостков Виссариона Белинского похоронили. Надтрубные мостки – дорожки из досок, проложенные поверх труб, отводивших воду из этого заболоченного места.

В 1861 году друзья отыскали могилу Белинского, чтобы похоронить рядом с ним Николая Добролюбова. В 1868 году на Надтрубных мостках похоронили публициста Дмитрия Писарева.

Интересный факт. В 1878 году умер Николай Некрасов и похоронен был на петербургском Новодевичьем кладбище. На похоронах и Федор Михайлович Достоевский с супругой Анной Григорьевной (в девичестве – Сниткиной) присутствовали.

Шагая с женой по кладбищу, Достоевский сказал:

-Когда я умру, Аня, похорони меня здесь или где захочешь, но запомни: не хорони меня на Волковом кладбище, на Литераторских мостках. Не хочу я лежать между моими врагами; довольно я натерпелся от них при жизни.

Анна пообещала ему грандиозные похороны, процессию из десятков тысяч, захоронение в Александро-Невской лавре и отпевание архиереем – но только если он пообещает жить еще много лет.

Федор Михайлович улыбнулся:

-Хорошо, хорошо, постараюсь пожить подольше.

Обещание свое Анна исполнила.

В январе 1881 года Достоевский от эмфиземы легких умер. Новости о смерти Достоевского распространились по Санкт-Петербургу, группы студентов собирали деньги на венки. Император Александр II назначил Анне пенсию в 2000 рублей в год: первую в истории пенсию «за вклад в русскую литературу». За кулисами всех этих событий суматошно искали кладбище, которое согласилось бы принять тело Достоевского бесплатно, поскольку у Анны не было средств, чтобы купить землю. Друзья семьи предложили кладбище Александро-Невской лавры, и, после недолгого выкручивания рук всемогущим Победоносцевым, митрополит согласился принять покойного за скромную плату (хоть и не мог понять, по какой причине простого романиста нужно хоронить в святом месте).

Любой прибывший в Санкт-Петербург 31 января 1881-го, года мог бы подумать, что город хоронит монарха, а не бывшего каторжника. Огромная двадцатитысячная толпа три версты несла укрытый золотой тканью гроб от Кузнечного переулка до монастыря Александра Невского. Десятки венков покачивались над головами процессии, которая протянулась по Владимирскому проспекту, и на каждом была лента с надписью: «Русскому человеку», «Великому Учителю», «Другу Правды». Идущие за гробом несли цветы и пели гимны. На Невском проспекте остановились трамваи – прохожие забирались на крыши, чтобы получше разглядеть происходящее. Многим присутствующим казалось, что они хоронят часть России.

«Подле Белинского» хотел был погребенным Иван Сергеевич Тургенев, похороны которого в сентябре 1883 года стали самым грандиозным событием, связанным с Волковским кладбищем: за гробом писателя 400 тысяч человек шли.

028-Могила Ивана Сергеевича Тургенева

На Волковском постепенно литераторов хоронить стали и со временем за некрополем название «Литераторские Мостки» закрепилось. Впрочем, хоронили здесь не только литераторов, но и ученых, художников, актеров, политиков и других известных людей.

029-Павлов

038-Всеволод Гаршин
039-Петров-Водкин
040-Живаго

В 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останки литераторов с кладбищ, которые предназначались к уничтожению, в частности - Александра Блока и Ивана Гончарова. В отдельных случаях переносили только надгробия, но не сами останки.

Многие могилы известных петербуржцев на «Литераторских Мостах» утрачены.

По ходу могилу Лондона, а потом и Ватсона нашли – однофамильцев, понятно.

041-Ватсон

Например, памятник Управляющему Санкт-петербургской таможней писателю Александру Николаевичу Радищеву, похороненному здесь в 1802 году – кенотаф, точное местонахождение его могилы неизвестно.

042-Памятник Радищеву

Памятник Радищеву

Времени у нас мало оставалось, да и в ботинках хлюпало. Напоследок на мемориал Ульяновых взглянуть решили.

043-Мемориал Ульяновых

Мемориал Ульяновых – это четыре памятника.

044-Мемориал Ульяновых
045-Мемориал Ульяновых
046-Мемориал Ульяновых
047-Мемориал Ульяновых
048-Мемориал Ульяновых
049-Мемориал Ульяновых

По-моему, там пятого памятника не хватает.

В общем, «Литераторские мостки» стоят того, чтобы туда вернуться и погулять по ним вдумчиво – в хороший сезон, естественно.

У них даже сайт собственный имеется:

Сестренки, впрочем, заявили, что ноги их здесь больше не будет.

Мы было до станции метро «Обводный канал» дойти решили, но местные бабушки отговорили – «Волковская» гораздо ближе.

050-Растанная улица

Растанная улица

Так что мы обратно по Камчатской улице пошли, но только по той ее стороне, где какой-никакой тротуар имелся.

051-Камчатская улица

Камчатская улица

В сущности, добраться до «Литераторских Мостков» достаточно просто: от станции метро «Волковская» - три остановки на трамвае.

052-Волковская
053-Волковская

Повторили маршрут, двумя словами.

054-Волковская
055-Пушкинская

Забрав в отеле вещи, поспешили в «Маму на даче» у Московского вокзала.

По дороге в фирменном магазине фабрики Крупской по коробке зефира в шоколаде с клюквой купили (310 рублей), а я еще и баночку меда-суфле с лесной малиной (109 рублей). Гостинцы матушке из Питера (таким образом) сформированы были.

056-Гостинцы
057-Мама на даче
058-Мама на даче
059-Мама на даче

Есть не особо хотелось. Поэтому на общий стол теплый салат с печенью цыпленка и салат с утиной грудкой заказали, жена бутерброд с лососем пожелала, а мы со свояченицей мои любимые чебуреки с говядиной располовинили – их два в порции.

060-Салаты
061-Бутерброд с лососем
062-Чебуреки

Пунш на белом вине предпочли барышни, я же красный глинтвейн взял.

063-Пунш
064-Глинтвеин

Чеки на еду и алкоголь нам отдельно выдали, но общую сумму на одном из чеков (на всякий случай) написали. Расплатившись и оставив чаевые, на Московский вокзал отправились.

065-Чеки

-Они в автоматической камере хранения собачку держали? -изумились барышни.

066-Камера хранения

«Сапсан» нас уже ждал и ровно в 15-10 в Москву отправился.

067-Сапсан
068-Московскии вокзал

В 15-55 он остановку в Чудове совершил, а в 17-10 – в Вышнем Волочке.

069-Вышнии Волочек

Через 3 часа 55 минут мы на Ленинградском вокзале высадились. В общественном кошельке 500 рублей осталось, делить которые не стали.

Багажа у нас почти совсем не было, так что до дома мы на метро вполне благополучно добрались.