День 2-й, Воскресенье, 08 января 2023
года. Эрмитаж.
Дворцовая площадь. Зимний дворец. Екатерина II и ее коллекции картин. Пять зданий
Эрмитажа. Иорданская лестница. Фельдмаршальский зал. Пожар 1837 года.
Петровский зал. Гербовый зал. Военная галерея. Большой Тронный (Георгиевский)
зал. Малый Эрмитаж. Романовская галерея. Павильонный зал. Большой Эрмитаж. Зал
Итальянских примитивов. Искусство Кватроченто – Раннее Возрождение. Зал
Леонардо да Винчи. Зал Тициана. Лоджии Рафаэля. Зал Рафаэля. Скорчившийся
мальчик Микеланджело. Просветы. Рыцарский зал. Испанские Кабинет и Просвет. Зал
Рембрандта. Двадцатиколонный зал. Колыванская ваза. Египетский зал. Кафе «Хачапури
& Вино».
Встали мы в
10 часов утра. Приняв душ, сходили на Невский в «Шоколадницу», где заказали
английский завтрак и кофе. Внизу чека код от туалета указан был, которым мы и
воспользовались.
На улице
мороз стоял (минус 19), поэтому за продуктами в «EUROSPAR» на метро отправились.
Проехали
одну остановку от «Маяковской» до «Владимирской», там перешли на «Достоевскую»,
но выход из нее на улицу закрыт оказался. Пришлось на «Владимирскую» вернуться,
из нее во Владимирский пассаж попали. В общем, беготня наша по метро полчаса
заняла.
В магазине
медвежатину копченую, мандарины, маракуйю и мини-бананы купили.
После чего
по Владимирскому проспекту в сторону Невского бодрым кавалерийским шагом отправились.
Путь до отеля у нас 10 минут занял.
Сложив
покупки в номере, вышли на улицу.
В 14-30 у
Александрийского столпа нас гид Елизавета ждала, чтобы экскурсию по Эрмитажу
провести. Экскурсию барышни еще в Испании заказали, понимая, что по январскому
Питеру особо не погуляешь. Кроме того выяснилось, что и я, и барышни в Эрмитаже
(конечно же) были, но очень и очень давно.
Стоила
экскурсия 6000 рублей плюс входные билеты на нас и Лизу. Билет в Эрмитаж 500
рублей стоит, для пенсионеров – 300. Билеты мы Лизу заранее купить попросили.
Сев на
«Маяковской», до «Гостиного двора» доехали, там на «Невский проспект» перешли и
до «Сенной площади» добрались.
С нее на
«Садовую» перешли и на следующей остановке («Адмиралтейская») вышли. «Адмиралтейская»
ближе всего к Зимнему дворцу – одному из пяти зданий музейного комплекса
Эрмитаж – находится.
Станция
метро «Маяковская»
Станция
метро «Садовая»
Станция
метро «Адмиралтейская»
Пройдя по
Большой Морской улице через Триумфальную арку, на Дворцовой площади оказались.
Большая
Морская улица
Дворцовая
площадь
Александровская
колонна
Елизавета
ждала на условленном месте, и мы все вместе в Зимний дворец отправились.
Зимний
дворец
-Ажурные
чугунные ворота трехарочного парадного въезда в Зимний дворец – главный вход в
Эрмитаж, -сообщила Елизавета.
Хотя
Елизавета на предоплате работает, утренняя экскурсия у нее не состоялась –
туристы просто не пришли (замерзли, наверное).
Раньше
попасть в Эрмитаж можно было, только огромную очередь в кассы отстояв, теперь
же все гораздо проще – билеты можно он-лайн купить: в кассы музея только те
билеты поступают, которые на сайте непроданными остались. Посещение на сеансы
разбито, разница между которыми полчаса, начиная с 11-00 и до 16-00.
Предполагается, что продолжительность сеанса – 2 часа, но и после его окончания
из музея вас никто не выгонит, потому что (скорее всего), отягощенные
полученным культурным багажом, сами из музея сбежите.
Некоторое
время в гардеробе провели – свободных номерков не было, хотя гардеробов в музее
много. Еще меня удивило, что никаких музейных тапочек никто не предлагал – по
Эрмитажу в своей обуви ходить можно.
-Итак,
-начала рассказ Елизавета.- Мы с вами в Зимнем дворце находимся, пятом по
счету. Строить его при императрице Елизавете Петровне начали и построили быстро
– всего за 8 лет (1754 -1762 гг.). Первым, кто сюда переехал, был Петр III, а Екатерина II положила начало художественной коллекции.
-Надобно
заметить, что Екатерина II считала себя просвещенным монархом
и хотела, чтобы у России был статус великой европейской державы. Она стала
вторым человеком на престоле после Петра I, кто планомерно взялся за решение проблем
культуры и искусства. Императрица состояла в переписке с крупнейшими философами
Европы, интересовалась разными видами искусств, сама пробовала себя в
литературе.
-Картины она
коллекциями закупала. Все началось с коллекции из двух сотен произведений
искусства, которую немецкий купец Гасовский собрал для прусского короля
Фридриха II. У короля финансовые проблемы возникли, и Екатерина перекупила
коллекцию. В ней были Рембрандт, малые голландцы, фламандцы, итальянцы.
-Места для
картин в Зимнем дворце стало не хватать, кроме того, Екатерина Зимний дворец не
любила – в нем ей государственными делами заниматься приходилось, а еще ее
очень придворные утомляли: тогда императрица приказала сделать к дворцу
пристройку, которую Эрмитажем («местом уединения») назвали. Фактически это была
частная резиденция Екатерины II, где она любила после дневных трудов отдохнуть
вместе с самыми приближенными, поиграть в карты и отобедать.
-Во время
этих вечеринок разные вопросы (в том числе и политические) обсуждались, чужие
уши не нужны были вовсе – так что на них без слуг обходились: там подъёмный
стол находился, который сервировался в нижнем этаже здания и посредством
подъёмного механизма оказывался в зале (наподобие сохранившегося механизма в царскосельском Эрмитаже).
-Екатерининская
коллекция постоянно пополнялась. В 1769 году к ней прибавилось собрание
произведений саксонского министра графа Брюля из Дрездена - более 600 работ,
среди которых были Рубенс, Рембрандт, Пуссен, Ватто. В 1772 году французский
философ Дени Дидро, с которым Екатерина переписывалась, по ее просьбе купил 400
картин у наследников знаменитого парижского коллекционера Кроза - так в Россию
попали Рафаэль, Пиронезе, Джорджоне, Тинторетто.
-11 картин
из коллекции французского герцога Шуазеля куплены были на аукционе. В общем,
картины в Малом Эрмитаже (так нынче эта часть музея называется) в три яруса
висели.
-Взгляните
на схему музея, всего в его состав пять зданий входят. Зимний дворец и Малый
Эрмитаж, Большой Эрмитаж стал Старым Эрмитажем, потому что Новый Эрмитаж
появился со временем. Еще Зимний дворец Петра I и в нем Эрмитажный театр
имеются. У каждого здания свой стиль и свой архитектор. Они строились в разные
годы. Стиль фасадов Малого и Старого Эрмитажей, а также Эрмитажного театра –
классицизм, Нового Эрмитажа – историзм.
-Новый
Эрмитаж при Николае I построили. Еще Екатерина II поняла, что Эрмитаж для ее коллекции маловат стал и распорядилась
Большой Эрмитаж построить, а Николай I приказал
Новый Эрмитаж в качестве первого в Российской империи публичного
художественного музея выстроить.
-Сейчас мы
находимся в Зимнем дворце, самом большом здании Эрмитажа, резиденции русских
императоров от Петра III до Николая II. Зимний дворец построен в стиле русское
барокко. Русское барокко - это огромные пространства, сложные формы, обилие
скульптуры, декоративные колонны и контрастные цвета. Взгляните: сейчас вы
находитесь в огромном зале с обилием колонн и скульптуры. Позолоченные
светильники, лепнина на потолке — все это характерные черты русского барокко.
-Парадная
Иорданская лестница ведет на второй этаж. Иорданской ее потому назвали, что
рядом на льду Невы во время праздника Богоявления (6 января по старому стилю) устраивали прорубь (иордань)
и проводили водосвятный молебен в честь
Крещения Господня в реке Иордан. И именно по этой лестнице торжественная
процессия спускалась к Неве.
-Иорданская
лестница – двухсветная: два этажа окон пропускают свет, который в зеркалах
отражается.
-Обратите
внимание на потолок - на роспись, где изображены боги Олимпа в облаках.
-Другое
название лестницы – Посольская, так как именно по этой лестнице послы на прием
к императорам (императрицам) поднимались.
-Мы с вами
сейчас тоже по ней поднимемся, чтобы в Фельдмаршальский зал попасть.
Фельдмаршальский зал Большую анфиладу приемных залов дворца открывает.
-Суровый
воинский характер зала первоначальное его назначение отражает – зал служил
местом дежурства и развода гвардейского дворцового караула. В неглубоких нишах
находятся портреты российских фельдмаршалов.
Фельдмаршальский
зал
-После 1917
года все картины были сняты и переданы в фонды других музеев, в настоящее время
картины обратно возвращены.
Портрет
генерал-фельдмаршала светлейшего князя Таврического Г. А. Потемкина
Неизвестный
художник, начало 19-го века
-Зал был
построен в 1833-1834 годах Огюстом Монферраном, создателем Исаакиевского собора
и Александровской колонны, в страшной спешке. Вечером 17 декабря 1837 года в
стене между Фельдмаршальским и соседним Петровским залами начался грандиозный
пожар, практически уничтоживший Зимний дворец. В застенном пространстве между
залами остались брошенные строителями отходы материалов и ветошь, на которые
попали искры медленно тлевшего между стенами Фельдмаршальского и Петровского
залов огня, проникшего сюда из постоянно топившихся печей дворцовой аптеки на
первом этаже.
Пожар в
Зимнем дворце. Пьер Верне, 1838 год
-Огонь долго
не могли обнаружить, хотя пожарные прибыли к месту происшествия за несколько
часов до начала пожара. Они предприняли необходимые меры: все возможные щели
были заполнены водой. Так как задымление
не прекращалось, было принято решение разбить одну из зеркальных панелей в
стене. Из-под нее вырвались языки пламени, которые моментально перекинулись на
деревянные балки. Через 30 часов Зимнего дворца не стало.
-Следующий
Петровский (Малый Тронный) зал посвящен памяти Петра I.
-В отделку
включены вензеля императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны.
Стены обтянуты алым бархатом. В центре зала стоит трон Петра Великого,
сделанный в 1737 году для императрицы Анны Иоанновны. Над троном - сам Петр с аллегорической
фигурой Славы (богиней мудрости Минервой). Картину написал итальянский
живописец Джакопо Амикони уже после смерти Петра I по заказу поэта и дипломата петровского времени
Антиоха Кантемира.
-Пройдя
через петровский зал, мы попадаем в один из самых больших залов Эрмитажа,
Гербовый зал. На люстрах из золоченой бронзы, украшающих зал, укреплены
бронзовые щитки с гербами всех губерний, входивших в состав Российской империи.
-Здесь
принимали губернское дворянство, проводили балы и парадные обеды.
-Существует
байка, что император Николай I, впервые войдя в этот зал, с укором заметил архитектору
Василию Петровичу Стасову, что тот не смог показать богатство и величие
Российской Империи. Стасов удивленно спросил, как же этого добиться. «Вот бы
колонны позолотил!» - посоветовал император. Колонны и позолотили.
-Во время
блокады в Гербовый зал попал один из 22 снарядов, поразивших здания Эрмитажа за
все время осады. Он пробил стену со стороны двора и перекрытие над первым
этажом прямо перед входом в Петровский зал: от взрывной волны сорвалась
бронзовая люстра, разворотившая наборный паркет. После войны запасную люстру из
фондов музея повесили, перекрытие и паркет восстановили.
-Далее мы попадаем
в Военную галерею, посвященную победе над Наполеоном в 1812 году. Галерея
выдержана в стиле ампир, ее автор – Карл Иванович Росси. Прямо перед нами (под
балдахином) – конный портрет императора Александра I.
-На стенах
вы видите портреты генералов, участников войны, всего их 329. Портреты написаны
известным английским художником Джорджем Доу. Доу был автором портретов
английских участников войны с наполеоновской Францией, написанных им для
мемориального зала Виндзорского королевского замка. Увидев портреты во время
своего визита в Англию, Александр I решил создать подобный мемориал у себя в
Зимнем дворце.
-Доу
пригласили в Россию и дали ему двух помощников – русских живописцев. При дворце
мастерскую создали, куда по указу императора приезжали генералы – участники
Отечественной войны позировать. Портреты погибших генералов Доу по прижизненным
их изображениям писал. На написание портретов у Доу больше 10 лет ушло.
-И все же в
галерее 13 пустых рам, зеленым шелком затянутых, имеется – облик этих людей
неизвестным остался. Ряды погрудных портретов разбиты портретами в полный рост
– это главнокомандующие российской и союзных армий.
-Все
портреты Военной галереи спасены были из огня во время пожара 1837 года
солдатами дворцовой гренадерской роты – ветеранами войны 1812 года. Конный
портрет Александра I работы Франца Крюгера появился в галерее в 1838 году,
заменив менее удачное изображение императора.
-Большой
Тронный (Георгиевский) зал работы архитектора Кваренги, торжественно освященный
26 ноября 1795 года, в день святого Георгия, покровителя России, уничтожил
пожар 1837 года. Стасов, сохранив план и пропорции зала, оформил его заново,
создав лучшее свое произведение. Зал торжественный и монументальный, его стены
покрыты каррарским мрамором. На потолке - сложный бронзовый узор, который почти
полностью отражен в узоре паркета.
-Большой
Тронный зал – главный зал Российской империи. В этом зале проходили парадные
обеды, официальные приемы и церемонии. Под Георгиевским залом во времена
империи находились кухни с подсобными помещениями, а в западном углу был
подъемник для доставки пищи из главного буфета, который располагался на антресольном
этаже под залом.
-Смысловой
центр зала, конечно, императорский трон. Обитый бархатом, в оправе из
наложенного на деревянную основу позолоченного серебра, с двуглавым орлом на
спинке и короной над нею, этот трон – копия трона императрицы Анны Иоанновны,
сделанная в 1797 году придворным мастером Майером для императора Павла I. В
советское время трона здесь не было, а на стене за ним карту СССР из мозаики
смонтировали.
-Пройдемте
через Аполлонов зал и окажемся в Малом Эрмитаже. Раньше в одном из портиков
зала статуя Аполлона (мраморная копия 17-го века с античного оригинала) стояла.
Статуи здесь уже нет, а название осталось.
-В
Романовской галерее представлено европейское прикладное искусство Средних Веков
(5-15-е века). Это было время рождения европейской цивилизации, возникшей на
развалинах античного мира после падения в 5-м веке Римской империи. Эпоха
рыцарей и крестоносцев, замков и крепостей, кровавых феодальных распрей и
куртуазного поклонения «прекрасной даме» - эпоха юности Европы.
-Ее
духовной, идейной основой было христианство. Монастыри романского времени стали
первыми очагами средневековой культуры, грандиозные городские соборы в стиле
готики – великими достижениями искусства.
-Церковная
утварь и предметы обихода феодальных замков и дворцов: статуэтки мадонн и
украшения из резной слоновой кости, изделия из благородных металлов, шпалеры,
керамика – все это дает представление об искусстве средневековых мастеров.
-Обратите на
этот бюст-реликварий неизвестной святой – поступление 2020 года, между прочим.
-Северный
павильон Малого Эрмитажа на высоту его двух этажей занимает парадный зал,
который так и называется – Павильонный. Его окна смотрят на все четыре стороны
света: на Неву, на Зимний сад, на стены соседних эрмитажных домов. В любое
время года в зал льется свет.
Павильонный
зал
-Павильонный
зал, наверное, один из самых знаменитых залов Эрмитажа. Здесь проводили
«эрмитажные балы», небольшие приемы для ближайших друзей царской семьи. Зал
спроектирован архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером в 19-м веке. В
убранстве зала переплетаются архитектурные мотивы Античности, Ренессанса и
Востока. Этот стиль называют эклектикой или историзмом.
-Пространство
зала разделено колоннами на две части. Южная часть была задумана как холл, из
которого можно выйти в Зимний сад. Сам Зимний сад можно увидеть за окнами. На
одной стороне зала - декоративная лестница из белого мрамора. Она ведет на
балкон, где во время балов размещались музыканты.
-На стенах -
четыре фонтана, которые называют «фонтаны слез». Вода, как слезы, должна была
капать из одной чаши в другую. Это намек на мусульманскую архитектуру. В центре
привлекает внимание копия древнеримской мозаики из античного города Окрикулума
с изображением Медузы Горгоны, вмонтированная в пол.
-В другой
части зала, в северной, располагается один из самых известных экспонатов
Эрмитажа - знаменитые часы Павлин. Часы из золоченой бронзы и серебра изготовил
английский ювелир и механик Джеймс Кокс. Сегодня это единственный крупный
автомат 18-го века в действующем состоянии, дошедший до нашего времени без
изменений. Часы заводят для публики еженедельно, по средам в 20:00. Когда часы
бьют, петух поет, клетка с совой вращается, павлин распускает хвост и
поворачивается.
-Часы
обладают богатой символикой. Сова символизирует старость, павлин - зрелость,
петух - молодость, белка - бесконечный бег жизни, ветка с листьями - жизнь, а
голая ветка - смерть. Таким образом, часы показывают всю жизнь и смерть
человека. Циферблаты расположены под шляпкой гриба, под деревом.
-Подсчитано,
что если перед каждым экспонатом музеев Эрмитажа минуту провести, то на полный
осмотр всех экспонатов музея 8 лет потребуется.
-Сейчас мы
покидаем здание Малого Эрмитажа и через крытую галерею попадаем в здание
Большого (Старого) Эрмитажа. Мы находимся у Советской лестницы. Название
лестница получила из-за того, что именно по этой лестнице во дворец попадали
члены Государственного совета.
-Обратите
внимание на Малахитовую вазу. Она сделана не из цельного куска малахита. Каркас
из бронзы, а сверху - тонкие срезы этого минерала. В 19-м веке малахит
воспринимался как национальный символ. Добывали его так много, что сейчас в
России малахита почти не осталось.
-Мы с вами
находимся в залах, где выставлено итальянское искусство эпохи Возрождения
(13-14-е века). В первом зале представлены так называемые примитивы – наиболее
ранние картины конца 13-14-го веков.
-В сущности,
это еще средневековая живопись – иконы с условными золотыми фонами, с
неподвижными, почти бесплотными фигурами святых в красочных одеяниях, с
одухотворенными суровыми ликами.
-Однако даже
мастер поздней готики, крупнейший сиенский живописец Симоне Мартини, Богоматерь
из сцены «Благовещение» (это правая створка диптиха, левая створка с
изображением архангела Гавриила в Вашингтоне, США хранится) грацией и
утонченностью знатной дамы наделил.
Симоне Мартини,
Мадонна из сцены «Благовещение». Около 1340-1344, Дерево, темпера.
-Есть
предание, что моделью живописцу послужила Лаура – идеальная возлюбленная его
друга Франческо Петрарки, знаменитого поэта и гуманиста.
-Эрмитажные
«примитивы» даже при отсутствии работ родоначальника новой живописи Джотто дают
представление о новациях Проторенессанса, подготовивших расцвет искусства
Кватроченто – Раннего Возрождения (15-й век). Его главным центром была
Флоренция.
-Монастырский
живописец Фра («брат») Беато Анджелико – один из самых поэтичных художников
Кватроченто.
Фра Беато
Анджелико да Фьезоле, Мадонна с младенцем, святым Домиником и святым Фомой
Аквинским. Около 1424-1430.
-Хотя фигуры
стоящих святых Доминика и Фомы Аквинского одной высоты с сидящей Мадонной, как
на средневековых фресках, складки их одежд выдают округлую объемность тел, а
лица отличаются характерной индивидуальностью: считается, что художнику
позировали его братья-монахи.
Джованни
делла Роббиа, Рождество. Начало 16-го века. Майолика.
-К
последнему поколению мастеров Кватроченто принадлежал и Пьетро Перуджино,
картинами которого завершается раздел Раннего Возрождения в Эрмитаже. Его
«Святой Себастьян» и «Портрет молодого человека» предвосхищают образы идеальной
гармонической личности, воплощенной мастерами следующего периода – Высокого
Возрождения.
Перуджино
(Пьетро Ваннуччи), Святой Себастьян. Около 1495.
-Не
мученический подвиг одного из первых христиан привлекает Перуджино в образе
святого Себастьяна, а красота юного тела, открытая художниками Раннего
Ренессанса. Это одно из самых первых изображений обнаженной модели в
итальянской живописи. Св. Себастьяна в те времена изображали часто – его
защитником от чумы считали.
-Зал
Леонардо да Винчи служит обрамлением двух «драгоценностей» Эрмитажа – двух (из
не более чем четырнадцати) картин великого художника, мыслителя и ученого
Леонардо да Винчи.
Зал Леонардо
да Винчи
-Картины
Леонардо да Винчи носят имена тех, кому они принадлежали до Эрмитажа. «Мадонна
с цветком» приобретена в 1914 году из собрания семьи Бенуа в Петрограде.
Леонардо да
Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). 1478
-Мадонна
Бенуа - одна из ранних работ Леонардо. Художник изображает Деву Марию и
младенца очень естественными, живыми. Если бы не нимбы, можно было бы подумать,
что это жанровая сценка: итальянка играет с ребенком. Мадонна изображена
обычной земной женщиной, черты ее далеки от идеала, волосы на лбу подбриты по
моде того времени – высокий лоб признаком ума считался. В 15-м веке это
произведение было поистине авангардным. Мать показывает ребенку цветок, тот с
любопытством тянется к нему. Цветок (лилия) - символ невинности. В руке у
младенца крестоцвет, это намёк на распятие Иисуса.
-Картина эта
многие века утерянной считалась, пока в России не появилась.
-«Мадонна
Литта» - одна из самых знаменитых картин Эрмитажа. Свое имя она получила в
честь прежних владельцев, итальянских графов Литта. На картине изображена Дева
Мария, которая кормит младенца Христа. Олицетворение материнской любви как
величайшей ценности. В проемах окон - горный пейзаж, который добавляет еще
больше спокойствия картине, напоминая о гармонии мироздания.
Леонардо да
Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). Около 1490-1491
-Обратите
внимание на левую руку младенца. Он сжимает маленькую птичку с красной
головкой. Это щегол, символ жертвенности Христа и его духовности. Согласно
легенде, щегол вырвал колючку из тернового венца Иисуса.
-Следующая
остановка наша – красный зал, зал Тициана.
-Картины
Тициана центральное место на выставке венецианского Возрождения занимают.
Гордость Венецианской республики, великий живописец представлен в Эрмитаже
девятью работами, отразившими практически весь его жизненный путь.
-Обратите
внимание на Данаю. Вспомним сюжет. У древнегреческого царя Акрисия была дочь
Даная. Оракул предсказал Акрисию, что его убьет собственный внук. Чтобы
избежать этого, Акрисий заточил Данаю в башню и тем самым обрек ее на
безбрачие. Но Зевс, очарованный девушкой, проник в башню в образе золотого
дождя. Так был зачат греческий герой Персей, который действительно убил царя
Акрисия, а позже обезглавил Медузу Горгону.
Тициан
(Тициано Вечеллио). Даная. Около 1554
-Сюжет о
Данае и золотом дожде был чрезвычайно популярен у художников. В Эрмитаже
находятся две из них: Даная Тициана и Даная Рембрандта, которую мы увидим
позже. Именно Тициан окончательно сформировал композицию сюжета: обнажённая
Даная на переднем плане, старуха-служанка на заднем плане оттеняет своим
уродством красоту Данаи, а дождь струится сверху золотистым сиянием. Тициан
изображает его в виде золотых монет.
-«Кающаяся
Мария Магдалина» на торцевой стене - шедевр, который прославил Тициана еще при
жизни. По легенде, умирая, художник держал в руках именно ее. Для Эрмитажа
картину приобрел в 1850 году Николай I. В живописи эпохи Возрождения сложно
найти женский образ, сравнимый по эмоциональной силе с Марией Магдалиной
Тициана. Заплаканное лицо, глаза, устремленные к небу, прижатые к груди руки —
все выражает смятение души героини.
Тициан
(Тициано Вечеллио). Кающаяся Мария Магдалина. 1560-е
Тициан
(Тициано Вечеллио). Христос-Вседержитель. Около 1570
-Мы с вами в
одном из самых красивых залов Эрмитажа находимся - в Лоджиях Рафаэля. Они были
созданы Джакомо Кваренги в конце 18-го века, и повторяют (с некоторыми
отступлениями) Лоджии, расписанные Рафаэлем в Папском дворце в Ватикане.
-Итальянский
оригинал пленил воображение императрицы Екатерины II, и она приказала создать
копию и привезти для нее в Петербург. Папа Римский дал согласие и работы
начались. Они продолжались несколько десятилетий. Все это время в Европе только
и говорили о том, что русская императрица хочет взглянуть на Лоджии Рафаэля, но
не хочет ехать в Ватикан.
-Исполняя
волю Екатерины, Кваренги возвел вдоль Зимней канавки корпус с галереей,
повторяющей ватиканские Лоджии. При строительстве Нового Эрмитажа в 1842-1851
гг. Лоджии Рафаэля встроены были в новое здание.
-Строительство
Лоджий стало своеобразной пропагандой: Екатерина представала невероятно богатой
и могущественной в глазах европейцев. На стенах и сводах галереи укреплены
копии фресок Рафаэля, исполненные на холстах группой живописцев под
руководством римского художника Унтербергера.
-Взглянем на
галерею. Она разделена на 13 равных частей, отделенных друг от друга арками. В
каждом из сводов - четыре живописные композиции на библейские сюжеты. Всего
здесь представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового заветов - от Сотворения мира
до Тайной Вечери. Изображения на стенах известны как гротески - примерно такими
же изображениями расписан был «Золотой дом» императора Нерона в Риме, найденный
в начале 16-го века.
-На одном из
сводов в центре (Екатерина Великая не преминула свои 5 копеек вставить) – двуглавый
орел с вензелем императрицы.
-Зал
Рафаэля, он же зал итальянской майолики 16-го века.
Зал Рафаэля
-Он назван
так в честь двух картин Рафаэля, выставленных здесь. Это Мадонна Конестабиле и
Святое Семейство. Давайте рассмотрим их поближе.
Мадонна
Конестабиле
-Свое
название картина получила по имени семейства, в чьем собрании она находилась до
того, как была выкуплена императором Александром II. Он приобрел ее в качестве
подарка для своей жены, императрицы Марии Александровны.
-Рафаэль
написал эту картину, когда ему было всего 20 лет. Это одна из лучших ранних его
работ. Картину отличает прекрасная композиция, весенний пейзаж созвучен с
образом юной Марии. Рамка - оригинальная. Она украшена орнаментом по рисунку
Рафаэля.
Святое
семейство
-Картину
«Святое семейство» также называют «Мадонна с безбородым Иосифом».
Действительно, Иосиф, традиционно изображавшийся с бородой, здесь без нее.
Картину отличает атмосфера возвышенной печали. Вообще это удивительная картина,
если присмотреться: Иосиф с сомнением смотрит на Младенца, Младенец (в ответ) с
нескрываемым презрением взирает на Иосифа. Мадонна тоже смотрит на Иосифа –
спокойно и оценивающе.
-В центре
Зала фресок Рафаэля находится скульптура. Это «Скорчившийся мальчик»
Микеланджело - единственная работа скульптора не только в коллекции Эрмитажа,
но и во всей России.
-Считается,
что «Скорчившийся мальчик» был исполнен Микеланджело для усыпальницы семьи
Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, но не был включен в ее оформление. В
середине 18-го века он оказался в собрании директора Британского банка Джона
Лайд Брауна, которое в 1785 году Екатерина II приобрела.
-«Скорчившийся
мальчик» был создан после тяжелых для Италии событий. Тогда император Священной
Римской Империи разграбил Рим, а во Флоренции была восстановлена тирания семьи
Медичи. В этот период творчество Микеланджело становится более экспрессивным.
Вы можете заметить, что на скульптуре видны следы резца, а кисти рук и ступни
ног лишь намечены. Такая незавершенность - сознательный прием Микеланджело,
одно из многочисленных его открытий, которым он украсил язык скульптуры.
-Рассмотрите
мальчика повнимательней. Что он делает? Кажется, он просто сжался в комочек, но
обратите внимание на его позвоночник. Он как бы вдавлен в спину. Это показывает
то, что на самом деле мальчик пытается встать, но неведомая сила мешает ему.
Считается, что это метафора Флоренции, которая придавлена тиранией Медичи, но
не оставляет попыток выпрямиться и встать.
-Мы с вами
пришли в зал, где демонстрируется итальянское искусство 16-17-го веков. Освещается
зал при помощи стеклянного потолка, поэтому такие залы Просветами называются.
Малый
Просвет
Ваза из
бадахшанского лазурита, Малый Просвет
-Картина
Караваджо «Юноша с лютней». Караваджо мастером теней считается. Нашлись
энтузиасты, прочитавшие ноты, лежащие перед юношей (это мадригал Якоба
Аркадельта), раздобыли лютню и на Ютубе можно теперь ролик «Как звучит
Караваджо» посмотреть. Юноша, изображенный на картине, очевидно играл на
гитаре, порвал на ней струны и взялся за устаревшую лютню. Долгое время
считали, что это вовсе не юноша, а девушка – уж больно женственный у него
облик.
-Рядом
картина, изображающая распятие апостола Св. Петра – его вверх ногами распяли.
-Картина «Обращение
Савла» Веронезе запечатлела момент, когда Иисус явился ярому гонителю христиан
Савлу и так убедительно с последним пообщался, что Савл стал Павлом и такую
бурную деятельность по развитию христианства развил, что его апостолом
признали, хотя учеником Христа Павел не был, да и вообще Христа при жизни не
встречал.
-Заглянем в
Большой Просвет (мы сюда еще вернемся). В центре Большого Просвета – мраморная
статуя Адониса с диким вепрем, растерзавшим (согласно мифу) возлюбленного
богини Афродиты на охоте.
Джузеппе
Маццуола. Гибель Адониса. 1709
-Это
характерное произведение стиля барокко работы ученика великого скульптора
Лоренцо Бернини.
Парадная
лестница Нового Эрмитажа
Галерея
Истории древней живописи
Скульптура
Торвальдсена «Пастух»
-Перед нами
так называемый Рыцарский зал. Рыцарский зал — один из самых больших парадных
залов в Новом Эрмитаже.
-В центре
его – кавалькада средневековых рыцарей в тяжелых пластинчатых доспехах,
заменивших в свое время ставшую бесполезной кольчугу.
-Это
характерный вид средневекового защитного вооружения, известный с 14-го века.
Шлем с забралом, защищающие голову и лицо, панцирь на теле насчитывают от 60 до
160 пластин, скрепленных заклепками и ремнями, позволявшими рыцарю двигаться,
хотя вес доспехов рыцаря и его коня (гарнитур) мог от 16 до 20 кг весить.
-Представленные
в зале турнирные и боевые доспехи являются не только предметами высокоразвитой
техники оружейного дела, но и искусства. Вся эта прелесть закончилась с
появлением и развитием огнестрельного оружия, которое пробивало любые доспехи,
ставшие бесполезными довольно быстро. Пули конец рыцарству положили.
-А мы, тем
временем, в Большой Просвет возвращаемся.
-Неаполитанец
Лука Джордано – автор впечатляющей размахом и энергией «Битвы лапифов и
кентавров». Его прозвали «fa presto» - «быстро делающий».
-Согласно
мифу, на свадьбе царя греческого племени лапифов произошло сражение между ними
и кентаврами (полулюдьми – полуконями), попытавшимися похитить присутствующих
на пиру женщин.
-Венецианская
живопись в 18-м веке вновь переживает свой блистательный расцвет. Теперь, когда
Венеция больше, чем могуществом, славилась своим искусством (красотой города,
архитектурой, живописью, театром, маскарадами), родился новый вид венецианской
живописи – ведута, виды Венеции. В ряду картин его выдающихся мастеров особое
место принадлежит шедевру создателя жанра Антонио Канале.
Антонио
Канале (Каналетто). Прием французского посла в Венеции. 1726.
- В
Испанском кабинете представлены ранние произведения испанской живописи эпохи
Возрождения. Она в Испании поздно наступила, в 16-м веке. В 1492 году Испания
завершила Реконкисту – длившуюся восемь веков войну за отвоевание своей земли у
арабов. Реконкиста объединила испанцев вокруг короля и церкви, сплотила их
глубокой христианской верой и чувством национальной гордости.
-Все это
отразилось в суровой, исполненной драматизма испанской живописи. Высокий накал
духовной жизни объединяет наивные в своей чистоте и искренности образы еще
средневекового по сути «Положения во гроб» и апостолов Петра и Павла в шедевре
Эль Греко.
-«Положение
во гроб» - одна из самых старых картин в коллекции Эрмитажа. Обратите внимание
на маленького человечка внизу картины. Это портрет спонсора, заказавшего
картину.
-Грек с
острова Крит, воспитанный на традициях византийской живописи и итальянского
Возрождения, Эль Греко стал первым великим живописцем Испании, сумевшим
выразить ее духовные идеалы со всей мощью своего таланта.
-Контрасты
цвета, ракурсов фигур, поз и жестов Петра и Павла ярко и темпераментно
раскрывают духовное единство и человеческую разность натур – вдумчивого и
мягкого Петра и непримиримого Павла. Даже цвет одежды Петра более спокойный.
-В испанском
Просвете находится основная часть коллекции испанской живописи Эрмитажа, одной
из лучших за пределами Испании. Она сложилась в начале 19-го века на волне
всеобщего интереса к искусству Испании, которое стало открытием для Европы
времен наполеоновских завоеваний.
-В Эрмитаже
18-го века было лишь несколько картин испанских художников. В 1814 году
Александр I купил первоклассную коллекцию амстердамского банкира Кузвельта, к
которой затем и другие приобретения прибавились.
-Эрмитажная
коллекция ценна прежде всего живописью 17-го, «золотого» века испанской школы,
времени ее наивысшего расцвета, и главным сокровищем в ней являются картины
четырех великих живописцев, создателей его славы.
-Первый из
них, уроженец Севильи, Диего Веласкес. В Эрмитаже две его картины хранятся.
Веласкес был придворным художником короля Филиппа IV.
Диего
Веласкес, Мастерская. Портрет Филиппа IV.
-Шестью
картинами представлено творчество одного из первых мастеров «золотого века»
Хосе де Риберы.
-Третий
великий испанец – Франсиско де Сурбаран, автор больших алтарных образов для
монастырей и церквей Севильи, где прошла вся его жизнь. В Эрмитаже три его
картины имеются. Характерное произведение его творчества – монументальный холст
«Святой Лаврентий». Особо почитаемый в Испании святой, первый дьякон
христианской церкви, изображен с атрибутом своего мученичества – решеткой, на
которой, по преданию его римляне сожгли.
-И, наконец,
тринадцать картин Барталоме Эстебана Мурильо дают яркое представление о таланте
живописца, блистательно завершившего «золотой век».
Бартоломе
Эстебан Мурильо. Мальчик с собакой.1650-е.
-«Мальчик с
собакой» и парная к нему «Девочка с корзиной с фруктами» (ныне находится в ГМИИ
им. А. С. Пушкина) – это те немногие испанские картины, которые были куплены в
18-м веке Екатериной II в составе коллекции герцога Шуазеля в Париже.
Девочка с
корзиной с фруктами
-На этом
портрете Франсиско де Гойя изобразил актрису Антонию Сарате. Примечательно, что
через два месяца после написания портрета актриса от туберкулеза умерла.
-В Новом
Эрмитаже Зал Рембрандта находится. Эрмитаж обладает одной из лучших в мире
коллекций живописи Рембрандта – более двадцати картин, охватывающих весь его
жизненный путь.
-Перед вами
знаменитая «Даная», пожалуй, самое известное полотно Эрмитажа.
-Сюжет
картины нам уже знаком. Мы уже встречались с Данаей у Тицана. Теперь мы можем
сравнить два полотна. Сразу бросается в глаза то, что Рембрандт не изображает
золотых монет. Его золотой дождь — мягкий свет, который льется на героиню.
Даная тянется к нему. Над ней — Эрот. Обратите внимание, его руки связаны, а
сам Эрот плачет. Похоже, что здесь он не по своей воле.
-Озаренная
теплым золотым светом, проникающим из-за откинутого полога и медленно
заливающим весь холст, не слишком молодая, с женственно-чувственным телом и
неправильными чертами лица, Даная предстает преображенной и прекрасной в
ожидании любви. Красота внутреннего, душевного мира – главная тема Рембрандта.
-У этой
картины сложная судьба. Она пережила страшный акт вандализма и находилась на
реставрации 12 лет. 15 июня 1985 года в Эрмитаж с экскурсией пришел 48-летний
Бронюс Майгис. Он спрашивал у работниц музея, какая картина самая ценная. Потом
подошел к Данае, плеснул в нее серной кислотой и несколько раз проткнул ножом.
Краска начал пузыриться, кипеть, менять цвет. Майгис был арестован, а после
признан сумасшедшим.
-Повреждено
было около 30% поверхности картины и даже в процессе реставрации (если
присмотреться) ноги Данае прорисовывать не стали. Теперь картина – под стеклом.
-В 1634 году
Рембрандт женился на Саскии ван Эйленбурх. Свою юную жену художник написал в
образе богини цветов и весны Флоры. Вообще у Рембрандта два периода в жизни
было – счастливый (после женитьбы на Саскии) и несчастливый (после ее смерти).
-«Возвращение
блудного сына» написана Рембрандтом в последние годы его жизни. В основе сюжета
- евангельская притча о блудном сыне. У отца было два сына. И младший попросил
отца разделить имение и отдать ему часть. Отец так и поступил. Тогда младший
сын покинул отцовский дом и отправился в дальнюю страну, где жил и потратил все
деньги. Когда деньги закончились, он начал голодать, но никто из прежних друзей
не помог ему. Тогда сын вернулся к отцу и упал к нему в ноги, прося прощение.
Отец простил его и принял обратно в свой дом.
-Этот момент
и изображен на картине. Поток света ярко озаряет отца и сына на переднем плане
и, проникая вглубь, вспыхивает на фигурах безмолвных свидетелей. Лицо
старика-отца источает сияние, под его руками отогревается тело сына. Тепло и
свет отцовской любви, понимание, прощение и сострадание делают прекрасным и
человека, и мир вокруг него.
-Обратите
внимание на две детали. Первая – на поясе блудного сына дорогой кинжал висит:
очевидно, что это семейная реликвия, которую блудный сын сохранил, несмотря на
крайнюю нужду. Вторая – справа от отца с блудным сыном бородатый мужчина в
красном плаще стоит и на сцену эту с явным неудовольствием смотрит: похоже, что
это старший сын старика.
-Спускаемся
по Советской лестнице и оказываемся в Двадцатиколонном зале Нового Эрмитажа.
-Зал, в
котором мы с вами оказались, посвящен искусству и культуре Древней Италии.
Здесь можно видеть разнообразные предметы, выполненные в технике бронзового
литья, и этрусские вазы. Зал изначально был создан для выставки коллекции греко-этрусских
ваз. Поэтому он имитирует интерьер античного греческого храма.
Двадцатиколонный
зал
-«Царица
ваз», стройная чернолаковая гидрия – сосуд для воды с высоким горлом,
окруженным кружевным венчиком, с пояском мастерски вылепленных фигурок львов и
грифонов – была найдена в богатом погребении возле города Кумы в Южной Италии.
В Эрмитаж ваза попала в составе коллекции античных памятников маркиза Джованни
Кампаны, приобретение которой в 1861 году стало крупнейшим вкладом в
формирование античных коллекций (более 100 000 памятников) Эрмитажа.
-Маркиз
огромную коллекцию античного искусства собрал, но разорился, коллекция его была
конфискована и продана на аукционе. Она оказалась разделенной между
петербургским Эрмитажем, парижским Лувром и
лондонским Музеем Виктории и Альберта.
Портрет
Антиноя-Диониса с бронзовым венком. Около середины 2-го века. Мрамор.
Бюст молодого
римлянина («Брут»). Начало 2-го века. Мрамор.
Колыванская
ваза – одна из самых больших ваз в мире – выполнена из ревневской яшмы
мастерами Колыванской гранильной фабрики на Алтае. Вес каменного изделия
составляет 19 тонн.
-Мы
возвращаемся в Зимний дворец. Направляемся в зал, посвященный Древнему Египту.
Раньше здесь находился главный буфет Зимнего дворца. Тот самый, откуда на лифте
поднимали блюда в Большой Тронный (Георгиевский зал). Теперь тут расположилась
египетская коллекция Эрмитажа. Коллекция не очень большая.
-Экспонат,
привлекающий наибольшее внимание посетителей здесь, египетская мумия.
-Этого
человека звали Падиисет. Он был жрецом, жил во второй половине 7-го века до
нашей эры. Ожоги на его теле - результат воздействия соды, в которую жреца
поместили, чтобы удалить из кожных покровов влагу. Это сделано для того, чтобы
предотвратить гниение тела.
-В витрине –
средний и внешний его саркофаги.
Статуя
богини Мут-Сохмет
-Мы
закончили осмотр экспозиции и вышли в галерею Растрелли. По правую руку от вас
— Иорданская лестница, где мы начинали нашу экскурсию. В галерее есть кафе, тут
вы можете передохнуть, выпить кофе и купить сувениры.
Мы
поблагодарили Елизавету за экскурсию - экскурсия 2, 5 часа заняла и нам
понравилась. На всякий случай взяли у Елизаветы адрес ее Telegram канала:
@E_liza_
В сувенирном
магазине я за 500 рублей краткий путеводитель по Эрмитажу купил – для
закрепления материала.
В 18-00 нас
из Эрмитажа (в связи с закрытием) уйти попросили.
Когда мы из музея
вышли, темно уже было.
На улице
минус 18 с ветерком настолько взбодрили, что за 15 минут мы до Малой Конюшенной
пешком добрались. Там в «Хачапури & Вино» у нас столик на 19-00 заказан был
и мы пораньше прийти решили.
Однако мест
в кафе не оказалось – все столики заняты, так что нам в 18-55 подойти
посоветовали.
Сфотографировав
в очередной раз памятник Гоголю, на Невский проспект обратно отправились. Нужно
было где-то 40 минут провести, потому что реально замерзли, а идти искать
другую харчевню – вроде как глупо, да и холодно.
Тогда мы в
«Дом книги» в доме Зингера греться забрались. За 45 минут весь магазин обошли,
согрелись и барышни даже «Ночь в Лиссабоне» Ремарка за 406 рублей купили.
Я, конечно,
предложил вместо этой покупки всего Ремарка им на планшеты закачать, но они
заупрямились. Как я понял, таким образом барышни «Дом книги» за обогрев
отблагодарить решили.
Тут как раз
время вышло, и мы на Малую Конюшенную обратно в кафе отправились.
Малая
Конюшенная улица, вид на Казанский собор
Фишка кафе –
гранатовое вино, литр его в глиняном кувшине всего 1096 рублей стоил.
Мы взяли на
стол в качестве закусок маленький лобио и сациви с курицей, в качестве горячего
- два свиных шашлыка и долму с бараниной.
Еда не
понравилась. Шашлык свиной вареным на вкус оказался, долма жене тоже не зашла,
вино гранатовое – так себе, сладковатое. Единственное (весьма слабое) утешение
– ужин с вином нам меньше тысячи рублей на человека обошелся.
Популярность
«Хачапури & Вино» (как я понял) именно дешевизной и объясняется. Интерьер
кафе симпатичный – девушку привести не стыдно. Вот молодежь и ходит – парами.
Зато мы
окончательно согрелись и бодро до станции метро «Гостиный двор» дошли.
Набережная
канала Грибоедова
Станция
метро «Гостиный двор»
Одна
остановка – и мы на «Маяковской», а там уже и отель наш рядышком.
Станция
метро «Маяковская»
Добравшись
до своего второго двора, с удовольствием закурили. Выяснилось, что дворы
питерские не просто так придуманы - реально от ветра спасают. Курили мы вообще
мало: в отеле – нельзя, а на улице – холодно.
В номере
вскрыли мясную нарезку, фрукты порезали и настойки достали – тем вечер и
закончился. В тепле, замечу.
P.S.
Как
распознавать художников
Марат Ахтямов
(пародия на
стихи А. Кушнера к мультфильму «Пластилиновая ворона»)
Если видишь на картине
Много черных томных глаз
Всякий юноша невинный
Смотрит, словно педераст
Женщин нету и в помине,
Только парни правят бал
Обязательно картину
Караваджо написал!
Если видишь на картине
Много разных мужиков
Лица вытянуты сильно
Словно сплюснуты с боков
Все ужасно очень длинны,
Что ни рожа - то овал
Обязательно картину
Ту Эль Греко написал.
Если видишь на картине
Всё совсем наоборот:
Всё приплюснуто так сильно
И приземистый народ,
Словно карлики и гномы
Коренасты и грубы
Этот почерк нам знакомый
То Веласкеса труды!