Пеший поход по горам и лесам Южного Урала, пройденный группой липецких туристов осенью 2015 года.
пос. Катавка - хр. Большая Сука - Алимпиев Кордон - г. Большой Уван - г. Большой Нургуш - р. Малый Кыл - оз. Зюраткуль - пос. Зюраткуль - р. Куваш - хр. Уреньга - город Златоуст - пр. Белый Ключ - г. Малый Таганай - пр. Гремучий Ключ - Митькины Скалы - г. Средний Таганай - пр. Таганай - г. Круглица - Долина Сказок - Киалимский Кордон - г. Дальний Таганай - скалы Три Брата - г. Ицыл - р. Сухокаменка - г. Крутой Ключ - р. Куштумга - оз. Тургояк - город Миасс

ВВЕДЕНИЕ:

Идея посетить этот регион возникла внезапно, в этом году собирались в поход по Кузнецкому Алатау, но по независящим от нас обстоятельствам планам не суждено было осуществиться.

Южный Урал напрашивался сам собой: недалеко (относительно), недорого, удобный заезд к началу маршрута , выход с него , погода вполне позволяет пройти многодневный маршрут в середине сентября без неприятных сюрпризов.

СОСТАВ ГРУППЫ:

Это я
Тимофей Астахов

Николай Алексеев
Снова Андрей
Андрей Новодворский
15.09.15 день первый, слегка сумбурный

пос. Катавка- хр. Большая Сука- р. Мал. Сатка- р. Наяза- Алимпиев кордон

На станцию Сулея поезд прибыл еще в темноте. Самого посёлка так и не увидели- море тумана и силуэты гор. Такси уже ожидало нас у здания станции, багажник водитель заранее освободил, как и было оговорено. До поселка Катавка дорога заняла около получаса, как раз начало светать. Выгрузились на автобусной остановке рядом с кладбищем, переоделись по погоде и двинулись в путь.

Утро выдалось холодным, вся трава в инее. Дорога к хребту это грязная, часто пересекаемая стекающими с гор ручьями колея. На перевал поднялись к тому времени, когда солнце вышло из-за горы, резко потеплело.

Хребет Большая Сука
хр. Большая Сука

Позавтракав, спустились по другую сторону хребта. По плану мы должны были в тот- же день идти лесной тропой на Большой Уван, дорога была обозначена на карте osm и упоминания о ней встречались мне в отчетах при составлении маршрута. На деле малозаметная колея резко обрывалась посреди леса, а вот нужного нам левого поворота мы так и не обнаружили- сплошь бурелом и заросли малины. В результате вернулись на маркированную дорогу, сделав крюк в три с половиной километра.

Дорога к реке Малая Сатка вся покрыта водой, отовсюду из леса к ней стекаются ручьи. Так что ближе к руслу по дороге течёт поток ничуть не меньший, чем сама Сатка, да здравствуют сапоги!

Р. Малая Сатка
Малая Сатка

На обеденный привал решили встать у местной достопримечательности-природного фонтана, да и на карте здесь были обозначены места отдыха. Сам фонтан впечатлений не оставил- из земли бьёт в небо струя, рядом покосившийся стенд с информацией о том, как и когда чудо сие здесь появилось. Всё вокруг залито водой и разъезжено внедорожниками. Из грязи торчат стол и лавочки, под ними плавают несколько бутылок из- под водки и забытые кем- то на радостях сапог и тапочек, оба на левую ногу.

Тот самый природный фонтан
тот самый фонтан

Приготовили чай на горелке, съели по сникерсу и двинулись дальше. Дорога до Алимпиевского кордона- грунтовка с улучшенным покрытием, иногда встречаются большие лужи. По пути встретили местного туриста, пенсионера из Сибирки, немного поговорили, он посоветовал, где есть хорошие места под стоянку. Зашли на кордон, оказалось, что оплатить пребывание в национальном парке у нас не выйдет, нет билетов. На вопрос, что нам делать, сотрудник сказал: Да так идите, или зайдите завтра. Лагерь разбили на поляне в лесу неподалёку от кордона.

В целом день выдался каким- то невнятным, сказывалась усталость ( +2 ко времени от нашего часового пояса), и чувствовалось некоторое разочарование: природа не сильно отличается от нашей, подъемы- спуски есть, а вот самих гор из- за леса не видно, складывалось ощущение, что мы в пвд где- то в тамбовской области.

16.09.15 день второй, мы выясняем, что всё не так уж плохо

Алимпиев кордон- г. Большой Уван (радиально)

Так случилось, что ещё вчера Николай стер себе ноги новомодными сапогами из пенорезины и решил отсидеться в лагере, так что в путь отправились вдвоём. Утром перед радиалкой зашли на кордон, на двери домика егерей замок. Двинули на легке в радиалку. Специально к этому походу приобрели один на всех складной штурмовой рюкзак, в который и покидали все наши куртки и флиски. Удобная штука, в сложенном положении по размеру не больше аптечки, весит очень мало, а вот в "боевом" положении полноценный 30-ти литровый рюкзак. Памятуя минувший день и потоки посреди дороги, воды с собой не взяли, оказалось- напрасно, выше стоянки ручьи кончились, до вершины- сухо. Подъём приятный, плавный. Колея, засыпана желтой листвой, видно, что на транспорте здесь давно никто не ездил.

Камень, просто камень
лес на склоне горы

Прекрасная погода, не жарко и не холодно, ветра нет. От перевала "Брусничный" к вершине ведёт тропа, малозаметная, но отмеченная маркерами.

Подъём на Большой Уван
у перевала

Вот здесь уже видно, что находимся в горах, отличные панорамные виды, скалы- останцы ярко- белого цвета, поросшие кривыми березами и невысоким ельником. Жарко, безветренно, отличная видимость.

Останцы на Уване
Панорама со склона Увана
панорама со склона

На вершине растительность редкими островками, всё те-же чахоточные ели.

Уван, уже видна вершина
вершина г. Большой Уван

Белые камни нестерпимо отсвечивают, почти как снег, пожалел, что солнечные очки оставил в лагере. Под большим камнем среди записок нашел бутылку с водой, спасибо тому человеку, который её оставил!

Уван, вершина
камень на вершине

В лагерь спустились к обеду. Поели супа, снова зашли на кордон, спросить про билеты, никаких изменений, " да так идите", ладно, пойдём "так".

Вечером где-то вдали громыхал гром, носило грозовые тучи, временами начинало накрапывать. На закате выбрались пофотографировать окрестности. Насторение повышается, понимаем, что мы всё- таки куда- то выбрались.

Сено для лосей
вечер близ Алимпиева кордона

17.09.15 день третий, насыщенный и замечательный

Алимпиевский кордон- г. Большой Нургуш- безымянный ручей

Программа насыщенная, самый тяжелый день на маршруте, мы должны подняться на Большой Нургуш под рюкзаками, пройти по плато, спуститься в зону леса, а там найти приемлемую стоянку, потому подъём ранний, 5.30 по местному времени. Завтракаем и собираем лагерь ещё в сумерках. На кордоне сегодня гости, внедорожник на парковке, какие- то мужики на крыльце гостевого дома пьют кофе. Поздоровались, двинулись к источнику Кипучий Ключ.

Родник обнесён срубом с крышей, рядом навес для отдыха. Из родника бьёт вода с пузырьками, как в кипящей кастрюле, отсюда и название.

Кипучий ключ
Кипучий Ключ

Перешли по мосту реку Большая Кагалаза. Отсюда начинается затяжной пологий подъём. Дорога- каменистая грунтовка, вода из под каждого камня, многочисленные ручьи и вдоль и поперёк.

Грунтовая дорога к горе Большой Нургуш
дорога на Нургуш

Видно, что когда- то дорогой активно пользовались, тут и там уложены крепи из брёвен, подсыпаны камни, хотя сейчас всё основательно подмыто водой, природа забирает своё.

На камнях растут деревья

От перевала к вершине ведёт промаркированная тропа, а грунтовая дорога уходит в южном направлении. Под ногами- скользкая грязь, почву размыло дождями. Часто останавливаемся, всего-лишь третий день пути и идти с нашими рюкзаками тяжело. Во время одного из таких привалов нас обогнал турист из Екатеринбурга. На границе зоны леса грязь кончается, дальше- хорошая тропа, перемежающаяся курумами.

Нургуш, граница зоны леса
граница зоны леса

Закидывая рюкзак на спину оторвал лямку, снова делаем привал для мелкого ремонта.

Нургуш, выход на плато

Погода стоит отличная, тепло даже на вершинном плато. Нас снова обгоняют, оказалось, те самые мужики, с которыми здоровались на кордоне. Оказалось, они с Челябинска, решили молодость вспомнить, здесь- одним днём.

Останцы на плато

До верхней точки по плато идти около двух километров. За то время, пока дошли, погода испортилась, сильно похолодало.

Грозовое облако
грозовая туча

Вершина нас встретила зарядами снежной крупы и градом.

Тур на вершине
вершина

Наша группа
наша группа
     После перекуса начали спуск.
Начинаем спуск
Тундра-1

Ближе к вечеру нашли хорошую стоянку в зоне леса около ручейка.
Близ стоянки
на стоянке

На вершине Нургуша ни родников ни ручьёв не встречалось, во флягах пусто, так что на оттенок воды внимания уже никто не обращал.

18.09.15 день четвертый. Погода портится.

безымянный ручей- р. Малый Кыл- оз. Зюраткуль.

Ночью дебоширили мыши, их в этих местах оказалось немерено. Всю ночь копошились в мусорном мешке и мешали спать. Самое обидное, что твари каким- то образом добрались до пакета с кофе, понаделали в нём дыр и обслюнявили всё содержимое. Людей зверюги не боялись совершенно, при желании поймать можно было и голыми руками.

Проснулись в 6.30 утра, после завтрака и сборов двинулись в сторону озера. По пути хотели зайти на Лукаш, но пропустили нужный поворот . Погода начала портиться, похолодало, небо в дымке.
Тролль гнул ель
каменные завалы в лесу
Замшелые камни в лесу

Дорога к р. Малый Кыл тянется через болота, идти муторно, на каждом шагу проваливаемся по колено в жижу.

Лесная дорога 2

Вышли к озеру Зюраткуль. Стоянка у моста через реку- так себе. На виду, рядом с дорогой и очень мало места, вся поляна раскатана внедорожниками.

Малый Кыл

Пообедав спрятали рюкзаки в лесу и пошли искать подъём на Лукаш. Погода продолжала тем временем портится, в небе низкие тёмные тучи, начинало накрапывать. Обозначенной на карте грунтовки в сторону вершины на самом деле не существует. Есть слабозаметная, заваленная буреломом тропа вдоль ручья. В связи с погодой подъем на гору решили отложить. Зато неплохо погуляли по лесу.

Зона покоя
осенний лес

В некоторых местах расставлены таблички- "зона покоя", интересно, что бы это значило?  Вернулись за рюкзаками. Так как путных мест под стоянку по пути мы не видели, лагерь разбили у моста.

Юго- запад оз. Зюраткуль
близ стоянки

И вовремя. Ужин готовили под мелким моросящим дождём.

19.09.15 день пятый, дождливый.

р. Малый Кыл- пос. Зюраткуль

Дождь лил не прекращаясь до утра. Около полуночи подъехали люди на внедорожниках, хлопали дверями, светили фарами и налобниками. Из реплик понял, что рассчитывали они на эту- же стоянку, но места себе подыскать так и не смогли, поехали дальше.

Утром- туман и морось. Собирались под дождём, палатка набрала воды и конденсата и весит чуть не вдвое больше обычного, да и отряхивать бесполезно. По плану сегодня легкий переход да пос. Зюраткуль, а на следующий день- днёвка на берегу озера.

Дорога- уже привычный поток воды.

Потоки

Очень красиво смотрится лес в тумане. Несколько раз останавливаемся пофотографировать.

В тёмном лесу 1

В тёмном лесу 3
Лесная мгла

В поселке- цивилизация! Есть сотовая связь, два магазина и кафе. Туристическая инфраструктура развита, кругом базы отдыха, чуть не на каждом доме объявления : " сдаётся комната", не смотря на погоду- многолюдно. Планировали поставить палатку па берегу озера, но из-за исключительно мерзкой погоды решили снять дом в визит- центре национального парка.

В посёлке

Оказалось очень дешево, сутки нам обошлись в 2000 р.

Ужин

Дом рассчитан на 10 человек, так что хватило места, чтобы разложить для просушки палатку.

Спаленка

20.09.15 день шестой.

пос. Зюраткуль- р. Куваш

Визит- центр нацпарка ( на сл. день после дождя)
визит-центр нацпарка в хорошую погоду

К восьми утра дождь прекратился и небо прояснилось. Сходили на прогулку вдоль берега озера.

Оз. Зюраткуль
оз Зюраткуль
На северном берегу
там- же

Вышли в путь в 11 часов. Морально были готовы к разъезженной заболоченной грунтовке и грязи по пояс, но дорога оказалась по местным меркам очень даже ничего.

Дорога к верховьям Куваша 2
А осень в разгаре

Путь почти всё время под спуск- лёгкий переход. Во время обеденного привала началась гроза, которая впрочем быстро закончилась.

На Куваше нашли стоянку в том месте, где и предполагали

Наша палатка

Определились с дальнейшим маршрутом: дорога в сторону горы Два Брата есть, но сильно заросла и завалена буреломом, по видимому ей много лет никто не пользовался, потому на Уреньгу решили заходить со стороны Казанов.

21.09.15 день седьмой. Погода вновь вмешивается в наши планы.

р. Куваш- хр. Уреньга

Ночью ярко светили звёзды, а вот под утро ветер нагнал облаков и снова заморосил дождь. Пару раз намечалось прояснение, мы даже начинали собираться, но со временем дождь лишь усиливался.

Лагерь на реке Куваш

До обеда просидели под тентом.

Пережидаем дождь

В конце- концов решили всё-же выдвигаться, хотя бы для того, чтобы подойти поближе к Уреньге, мало-ли какая погода будет в дальнейшем.

Очередной переход по мокрому лесу. Вышли к Казанам (на карте это место называется именно так). Это поселок в 4 дома плюс небольшая деревянная церковь. Дома добротные, на одном- спутниковая тарелка, хотя никаких ЛЭП в округе нет. Видимо есть генератор или солнечные батареи. Видимо те, кто сюда забрался не очень жаждут контактов с внешним миром, нет ни сотовой связи, ни нормальной дороги, проехать сюда можно наверное только на тракторе. Впрочем аборигены нам не встретились.

Уреньга, вид на Казаны
вид на Казаны с Второй Сопки ( фото сделано на следующий день)

До темноты оставалось довольно много времени. Спрятали рюкзаки в лесу и пошли на гору поискать место для ночлега. На карте отметка- дьячковский балаган, дошли до него. Оказалось это маленькая избушка из подручных материалов. Внутри нары, покрытые заплесневелыми матрасами, печка- буржуйка. Над дверью табличка, которая гласит, что сей объект находится под охраной ветеранов- лыжников. Воды по близости мы не обнаружили, ветераны- лыжники скорее всего топят снег, да и от нужной нам дороги далековато.

Спустились к рюкзакам. Лагерь поставили здесь- же в лесу, недалеко от притока Куваша. Ночью в домах на другом берегу реки горел свет, кто-то всё- же там живёт.

22.09.15 день восьмой. На Уреньге.

г. Вторая Сопка- г. Первая Сопка.

Ожиданиям вопреки, ночью дождя не было, но всё равно вещи все сырые, высокая влажность, ничего не сохнет. Подъём в 6.00, быстрые сборы. Бодро дошагали до ретранслятора. Погода начала улучшаться, ветром унесло туман и низкие тучи.

Уреньга
Уреньга 1

Лично мне Уреньга запомнилась больше всего, очень красивое место.

Страницы
Страницы каменной книги

Вдоль всего хребта тянется гряда останцов самых невероятных форм, напоминающих руины фентезийных крепостей ( благодать наверное для любителей басен про древние цивилизации и прочей конспирологической чуши ).

Кубизм

Облака над хребтом
Каменные завалы

Висячий камень
Растительность- заросли кривого березняка, чахочные ели и редкие лиственницы.
Пейзаж с лиственницей
лиственница на Уреньге

Шли неторопясь, часто останавливались пофотографировать.

Пейзаж с елями 2

Головоломка 2

Спустились к стоянкам у родника, поставили палатку, разложили вещи для основательной просушки. Вечером с Андреем ещё раз сходили на вершину Первой Сопки поснимать при закатном освещении.

Закат на Уреньге

Закат на Уреньге 4

Закат на Уреньге 7
23.09.15 день девятый. В Таганай!

хр. Уреньга- г. Златоуст- н.п. Таганай- приют Белый Ключ

Снова ранний подъём, погода отличная. Идти по началу тяжело, видимо сказывался вчерашний день.

Утро в лесу
утро на Уреньге

Под ногами- привычно грязная грунтовка, впрочем вполне проходимая в ботинках. В город вышли со стороны пос. Уреньга. На конечной остановке погрузились в маршрутку ( хорошо, что кроме нас пассажиров не было ). Вышли у ближайшего супермаркета, докупили нужных продуктов, рассовали по рюкзакам.

Пешком дошли до трамвайной остановки около оружейной фабрики, по совету прохожих погрузились в трамвай- тройку, потом пересели на автобус до нацпарка.

Златоуст живописный город, жалко, что времени на более основательный осмотр не хватало.

Зарегистрировались в визит- центре парка, отправились к приюту Белый Ключ. В отличии от Зюраткуля и Уреньги людей здесь полно- постоянно встречаем то небольшие группы туристов с рюкзаками, то праздно гуляющих людей налегке ( видимо живут недалеко ), а временами толпы школьников ( странно, будний день вроде ). До кордона доползли к сумеркам. Заплатили за палатку ( 30 руб. с человека ). Дежурный на кордоне оказывается наш земляк, родом из Липецкой области. Пообщались, оказывается, что для посещения Таганая в местных школах детям делают выходной среди недели, отсюда и толпы школьников.

На кордоне обитают несколько котов, погладить себя не дают, видимо дети затискали. Очень упитанные, от каши нос воротят, зато с аппетитом сожрали оставленную без присмотра колбасу.

24.09.15 день десятый. Туманы Таганая.

г. Малый Таганай (радиально) Скалодром (радиально), переход кордон Белый Ключ- кордон Гремучий Ключ, Митькины скалы (радиально)

Проснулись до звонка будильника. Утро было ясным и солнечным, но затем на хребет село облако, видимость резко снизилась. Позавтракав двинулись на легке на Малый Таганай и Скалодром.

Малый Таганай 3
тропа на Малый Таганай

В ясную погоду отсюда наверное открываются головокружительные виды, сегодня же всё во мгле. Тем не менее скалы и в тумане смотрятся очень эффектно. До вершины дошли быстро.

Туманные силуэты 2
скалы "Перья" в тумане

Не понимаю я обычай привязывать всякий хлам на ветки деревьев. Есть такая традиция у буддистов, но там аккуратные ленточки, а здесь всё втлоть до трусов и носков. Антиэстетично.

Андрей на вершине
Андрей рядом с антиэстетичным деревом
Скалодром
Скалодром в тумане
Туманы Таганая 2

После обеда собрали лагерь и двинули на Гремучий Ключ. На кордон как раз пригнали очередную партию школьников, становилось шумно.

К гремучему Ключу ведут две дороги, одна через курумы, вторая в обход, пошли по той, что в обход.

Гремучий Ключ
ручей Гремучий Ключ

Кордон этот самый большой и самый современный, новые двухэтажные гостевые дома, солнечные панели.

Приют Гремучий Ключ
кордон Гремучий Ключ

Поставили лагерь, пошли на Митькины скалы, вокруг всё те- же мгла и туман.

Мгла и туман 2

Мгла и туман 4
Мгла и туман 5

Мгла и туман 6
Радиалку па Двухглавую Сопку решили отложить, всё равно ничего не видно. Уже в сумерках сходил к перекатам на ручье. На встречу постоянно встречаются люди, по одиночке и группами, странно, сегодня вроде не пятница.

Туман сгустился, с фонарем и в десяти метрах ничего не видно. Влага конденсируется на ветвях деревьев и капает на землю, кажется, будто идёт дождь. Народ на кордон тем не менее продолжает прибывать.

Приют в тумане
приют в туманной мгле

К ужину подоспел гость- местная кошка.

25.09.15 день одиннадцатый.

г. Средний Таганай (радиально)

Утром туман унесло ветром. По плану сегодня радиалки, лагерь не сворачиваем. Сходили наСредний Таганай, с вершины открываются отличные виды на окрестные горы и каменную реку.

Средний Таганай
Радиалка на Ср. Таганай
Средний Таганай 3
Лесной ручей

Не заходя на кордон дошли до Откликного Гребня, к этому времени ветром вновь притащило облако, вершина горы в дымке.

Вернулись в лагерь, пообедали. Видимость вновь как в тарелке с молочным супом, так что с подняться на Двухглавую Сопку в этом походе по видимому не судьба.

Вечер пятницы, на кордоне многолюдно. Кампания рядом с нами празднует чей- то день рождения, запускают фейерверки.

26.09.15 день двенадцатый.

кордон Гремучий Ключ-приют Таганай.

Встали в 7 утра. На кордоне суета, все бегают туда- сюда, пакуют рюкзаки. Позавтракали, вышли. Быстро дошли до Откликного, погода хорошая, в меру прохладно и ясно. Остановились заснять окрестные пейзажи.

Откликной Гребень

Народу и здесь полно, кто-то идет нам на встречу, большая группа молодёжи обогнав нас направилась в сторону Круглицы.

На  "Заячьей стоянке"  прямо под указателем груды мусора- неприятно. Но, к слову это единственная свалка, замеченная мной в Таганае, в остальном очень чисто, учитывая количество посетителей.

Мусор на Заячьей поляне
стихийная свалка

Вышли к приюту Таганай. Сготовили обед, собрались идти на Круглицу, и тут влило. Вдвоём с Андреем ( Николай остался в лагере ) всё же попробовали поднятся на гору, пользуясь временным затишьем, но дождь начался с новой силой, так что дойдя до границы зоны леса вынужденны были вернуться.

В палатке сидеть тоскливо, поэтому поставили тент. Познакомились с туристом из Камень- Уральска. Работает в МЧС, весь вечер потчивал нас забавными байками и коньяком.

Паломничество выходного дня продолжается, к вечеру прибывают всё новые группы. Снова галдёж, на этот раз празднуют день машиностроителя.

27.09.15 день тринадцатый, международный день туризма

приют Таганай- г. Круглица- Долина Сказок- приют Таганай, переход приют Таганай- Киалимский Кордон.

Утро туманное и прохладное, но небо постепенно расчищается. Николай неважно себя чувствует и остаётся в лагере. Мы с Андреем присоединяемся к вчерашним знакомым, идём на Круглицу.

Рассвет близ приюта Таганай
рассвет на кордоне

Ребята из Каменска- Уральского резво скачут по мокрым камням в скользких резиновых сапогах, мы с Андреем осторожничаем и постоянно отстаём.

Подъём на Круглицу

Тем не менее на до вершины доходим довольно быстро. На верху сильный туман, облако зацепилось за вершину. Посидели минут пятнадцать, подождали, но видимость так и не улучшилась, что поделаешь, не везёт нам в Таганае с головокружительными видами.

На вершине Круглицы
на вершине Круглицы
Призраки

Спускаемся с горы и идём в Долину Сказок. Постоянно встречаем всё новые группы туристов. Сегодня все приветливые, поздравляют с праздником (день туризма).

Честно сказать, от Долины Сказок ожидал большего, хотя может погода подвела. Монументы на Уреньге производили куда большее впечатление. Да и сходства останцов с персонажами сказок я не обнаружил, ассоциации только с созданиями из рассказов Лавкрафта.

Какого сказочного героя это напоминает?
кого из героев сказок вам это напоминает?
В долине сказок
В долине сказок 3

Мы с Андреем вернулись в лагерь, наши новые знакомые пошли на Откликной. К обеду погода наладилась, солнечно и жарко. К обеденному перекусу сегодня бонус в честь праздника- сублимированная клубника. Свернули лагерь, к этому времени на кордон вернулись ребята с Каменска, узнав, что мы отбываем, снабдили нас парой банок консервов и пачкой чая,за что им огромное спасибо, с чаем у нас в этом походе явный перерасход, собирались уже уходить в режим экономии.

Дорога к Киалиму- камни, ручьи, грязь и болота, идём в сапогах.

дорога на Киалимский кордон
Болотце
Впереди- Киалимский кордон

Выходные подходят к концу, а этот кордон в нацпарке самый дальний, потому мы здесь одни.

Наш лагерь на кордоне 2

В лагерь заглянул местный пес, познакомиться и поклянчть съестного. Угостили его сникерсом. К ужину пожаловал и кот, в отличии от своих собратьев из Белого Ключа тощий и всеядный (ел даже картошку), видимо туристов здесь намного меньше, потому и кормежка хуже. Зато очень дружелюбный

Киалимский кот
киалимский кот

28.09.15 день четырнадцатый. Считаем братьев в лесу

г. Дальний Таганай (радиально), скалы "Три Брата" (радиально)

Подъём по нашим меркам поздний, сегодня никуда не спешим, в планах две радиалки. Погода отличная, с утра конечно холодно, а вот как солнце вышло из- за горы, так начало жарить по летнему.

Сходили на метеостанцию на горе Дальний Таганай.

Метеостанция

Дорога ничего сложного из себя не представляет, лёгкий затяжной подъём. На верху домик, сейчас работающий как приют, рядом ржавеет вездеход.

Последний причал

Впечатлила туалетная кабинка, сразу вспомнился мультфильм "На краю света".

На краю света
на краю света

Вершина горы плоская, кругом ставшие уже привычными корявые ёлки да останцы. Временами встречаются таблички "ТУНДРУ НЕ ТОПТАТЬ!". Тундру не топтали, ходили по тропинкам.

Дальний Таганай
Дальний Таганай 2

Спустились в лагерь пообедать, после отправились к Трём Братьям.

Идём считать братьев

Это группа скал- останцов посреди леса. Зрелище впечатляющее. Только вот "братьев" явно больше, даже если не учитывать "старшего", дальше всех ушедшего в лес.

Старший брат

Или мы вместе с "братьями" посчитали ещё и "сестёр"?

Лесные братья 1
Лесные братья 2

Один или двое ?
29.09.15 день пятнадцатый.

Киалимский кордон- г. Ицыл- р. Сухокаменка

Ночевка

Спал почему- то плохо, видимо за день не находился. Проснулись как только начало светать, позавтракали, собрались и двинулись на Ицыл. Тропа к вершине не так утоптана, как другие тропы в национальном парке, заметно, что народу здесь ходит куда меньше.

Ицыл
Ицыл 2

Где- то читал, что название Ицил переводится как вечный ветер. Гора название оправдала, на вершине было очень ветрено. Спустились в зону леса, здесь ветра нет, солнце жарит во всю, прямо- таки лето.

Направо пойдёшь...

К стоянкам на Сухокаменке вышли к обеду.

Стоянки на Сухокаменке

Читал, что здесь обычно груды мусора, но ничего подобного не обнаружили, только несколько обгорелых банок и обёртки от бомжпакетов в кострище.

30.09.15 день шестнадцатый, путь на Тургояк.

р. Сухокаменка- г. Крутой Ключ- р.Куштумга- оз. Тургояк

Ночь была ветреная, палатка абсолютно сухая, ни капли конденсата на тенте. Утро ещё теплее вчерашнего, между тем сегодня- последний день сентября. Традиционно ранний старт. Поднялись на Крутой Ключ- гора, а точнее горка, небольшая, зато красивая.

Глубокая осень
Крутой Ключ
А на верху все листья облетели
между тем уже глубокая осень, на вершинах листья с деревьев совсем облетели...

Встретили туриста из Челябинска, спросили про прогноз погоды, оказывается со дня на день обещают похолодание. Впрочем можно сказать, что в этом походе погода нас баловала, да и основная часть маршрута у нас позади.

Перешли вброд речку Куштумга, перекусили на берегу.

Куштумга

Хотя и не сильно спешили, до озера Тургояк дошли быстро, дорога под гору и рюкзаки уже не тяжелые. Берега озера основательно застроены разного рода базами отдыха и кемпингами. Обойдя пионерлагерь вышли на незанятый участок берега. Переходя вброд заболоченную речушку начерпали воды в забродники, особенно правда не расстроились, всё равно тепло, да и до стоянки недалеко.

Лагерь поставили на оборудованной стоянке. Стоянки здесь впрочем на каждом шагу, видимо летом здесь яблоку негде упасть. Но очень чисто, видимо кто-то за порядком всё-же следит. Попадаются плакаты различных общественных организаций с призывами не мусорить.

Вечером прогулялся вдоль берега, озеро и вправду очень красивое, не обмануло ожиданий.

1.10.15 день семнадцатый.

Утро холодное и пасмурное, ночью пару раз начинал накрапывать дождь. С подъёмом и сборами не спешили. Посоветовавшись , решили за день подойти максимально близко к Миассу и найти живописное место для стоянки.

Шли неспешно. Берег плотно застроен базами отдыха, кемпингами, яхт- клубами. На берегах почти никого- уже не сезон, да и середина недели.

Подходящую стоянку нашли близ мыса Большая Бакайка, дальше- плотная застройка до самого города- сплошные заборы.

К вечеру снова распогодилось и потеплело, я даже искупался и постирал одежду.

2.10.15- 3.10.15 дни восемнадцатый и девятнадцатый, днёвки

Выстаивали неизрасходованные запасные дни, ничего особо примечательного не произошло, даже записей никаких не делал.

4.10.15 день двадцатый, выход с маршрута.

оз. Тургояк- г. Миасс

Погода всё- же испортилась, сильно похолодало, всю ночь лил дождь. Под утро ветром сорвало тент. Одна из строп захлестнула стоящую внизу горелку. Тент трепало ветром, горелка колотила по посуде, создавалось впечатление, что какой- то зверь хозяйничает в лагере. От души повеселились, когда разобрались в чём дело.

Встали, как только начало светать, в сумерках под дождём свернули палатку и тент, упаковали рюкзаки. Через территорию платного пляжа вышли на дорогу. Чтобы не кружить по турбазам в город заходили по Миасскому тракту.

Остановились в гостинице " Нептун". За свои деньги весьма приличное место. Вежливый персонал, душ в номере. На нашем этаже мы были единственными постояльцами.

Приведя себя в порядок, отправились город. Миасс оставил о себе хорошее впечатление: чистый уютный городок в горах, правда долго гулять не получилось, похолодало ещё сильнее, а к вечеру пошел снег.

5.10.15 день двадцать первый, отбытие домой

В цену номера входил завтрак, я ожидал символической чашки кофе с булочкой, оказалось- ошибся. Полноценный завтрак из двух блюд, плюс кофе и бутерброды. Кафе находится на последнем этаже гостиницы и из панорамных окон открывается отличный вид на город, окрестные горы и озеро.

Сдали ключи от номера и на троллейбусе поехали на вокзал. Поезд "Новосибирск- Белгород" стоит здесь всего две минуты, так что после объявления посадки пришлось побегать. До родных мест добрались без происшествий.