Велоспелеопоход на Караби

Идет загрузка карты ...
Путешествие на велосипедах на Караби-яйлу с посещением пещер Сказка и Дублянского
 
Пролог. Идея мероприятия

В последнее время я понял, что формат традиционных туристско-альпинистских мероприятий меня не всегда удовлетворяет – иногда хочется значительно большего разнообразия впечатлений, чем дает, скажем, трехнедельный горный поход или недельный выезд на скалы. А еще я всегда любил попадать в компанию мне симпатичных, но не слишком близко знакомых людей – ведь так интересно узнавать о людях новое! Поэтому с недавнего времени мне стали нравится пусть не очень длительные, но максимально насыщенные вылазки, которым, скорее, подходит название «приключения». В придачу из рассказов друзей родился интерес к подземному миру, ведь пещеры – это совершенно необычный мир, дарящий незабываемые впечатления. Эти идеи крутились в голове и в первый раз материализовались уже в первом походе под моим руководством – тогда, в мае 2006 мы не поленились потренироваться пару-тройку раз на Зеленке и протащить в пешеходной крымской единичке некоторое количество снаряги ради одного дня на Караби. Впечатления от Сказки и Большого Бузулука, можно сказать, были изюминкой похода. И вот, в 2008 мы с Саней Павловым решили всерьез взяться за пещеры, притом не сидеть на одном месте и лазить по очереди в разные дыры, а делать это в походе, пусть даже и небольшом. В начале года три таких мероприятия получились на славу, мы облазили несколько пещер на Чатырдаге, притом добирались к ним каждый раз другим способом – в январе в кошках по фирну через Холодный кулуар, на 8 марта по скалам Южного кулуара Эклизи, в мае – после альпинистской двойки на Ангарской стенке. В итоге, на нашем счету Обвальная, Ёлочка (Учунжу-Хосар), траверс Азимутной-Вялова, Снежный колодец (Хабази-Хосар). Они оказались непохожими друг на друга, в каждой была своя фича: то огромные, упавшие в незапамятные времена с потолка глыбы, то причудливые сталагмиты в виде деревьев, то звонкие, музыкальные ребра-натеки размером от сантиметров до десятков метров, напоминающие фильмы про Чужого, то узкий шкуродёр, где чувствуешь, что попал в чью-то пищеварительную систему, то ледяной колодец, со стен которого вода капает за шиворот.

Естественно, в поисках разнообразия, я задумывался и о пещерах Караби-яйлы ­­­– пожалуй, самого знаменитого карстового района в Украине. Но, в отличие от Чатыр-Дага, сюда сложнее быстро добраться каким-нибудь интересным способом на своих двоих. Отсюда логично родилась идея ехать туда на велосипедах – ведь тогда все приключение можно втиснуть в три неполных дня. И я начал нести идеи велоспелеологии в народные массы. Первая попытка по стечению обстоятельств не удалась, мне пришлось сдать билет в день отъезда, а поход отложили на месяц. Но в конце октября удалось-таки вырваться в Крым и осуществить описываемое ниже безобразие.

Наш план выглядел следующим образом:

1 день: велопробег Симферополь – Ивановка – Долгоруковская яйла – род. Су-Ат – Метеостанция на Караби-яйле – пещ. Дублянского. В плане-минимум в качестве места ночевки рассматривался Су-Ат.

2 день: лазим по пещерам – сначала Сказка, потом Дублянского. Была еще безумная идея слазить в Монастырь-Чокрак, но реальность все расставила на свои места.

3 день: возвращаемся в Симферополь, спустившись с Караби на север, к белогорской трассе.
Часть 1. Вибромассажная

Долгоруковская яйла Долгоруковская яйла
Дуплянка с GPS Дуплянка с GPS
Матрица Матрица
Караби Караби
Собрав велосипеды на вокзале в Симферополе, мы отправились на поиски КСС. Затем, закончив все дела в городе, наконец, вышли на курс. Наш путь лежал в Ивановку, откуда начинался подъем на Долгоруковскую яйлу. Съехав там с асфальта на грунт, наконец почувствовал себя на свободе! Часть подъема на яйлу прошли пешком, далее ехали по каменистой дороге в невысоком темпе. Где-то в середине яйлы устроили поздний обед (воду везли с собой). Перед походом прогноз погоды поначалу радовал, обещали облачность, но без осадков. Потом пугал - gismeteo показывал ливень. В итоге вышло что-то среднее - под небольшой дождик мы попали, но порой больше намокали из-за густого тумана, оседавшего капельками на одежде. В конце яйлы начался спуск в лес, а дорога резко ухудшилась. Начинало смеркаться. Учитывая немалый вес наших рюкзаков, в некоторых местах приходилось спускаться пешком по камням, присыпанным опавшей листвой. Затем спуск закончился, дорога пошла волной от ручья к ручью, а камни сменились грязью. Здесь я даже обрадовался большому количеству листьев - они уменьшали подлип на колеса. Скорость сильно уменьшилась, стало ясно, что в темноте оставшиеся 5 км до родника Су-Ат мы можем ехать очень долго, поэтому стали на ночевку в первом попавшемся удобном месте, благо с водой проблем не было.
Проснулись утром с рассветом. Собираясь, любовались лесом, погруженным в густой туман, по которому нам предстояло ехать еще километров пять. Здесь я впервые блуканул, свернув по ошибке на дорогу, ведущую на север и вниз. В этом походе при ориентировании я впервые в основном полагался на GPS. Впечатления от использования, надо сказать, неодноднозначные. Во-первых, все же желательно иметь под рукой обычный компас, ибо встроенный слишком быстро садит батареи. А во-вторых, очень желательно наличие крепления на руль, т.к. оно позволяет освободить руки, а кроме того, в лесу, при густой облачности или тумане прибор, висящий на шее, теряет спутники, т.к. их заслоняет еще и тело ездока. Из-за этого теряется много времени на приведение прибора в чувство. Нежелание раздуплять его на каждой развилке и привело к тому, что мы съехали примерно на километр в сторону. Здесь же произошла поломка - Лёша порвал цепь на своем Kelly's Definite. В итоге пришлось ее укоротить на два звена, а я, наконец, понял, что мы уклонились от курса. Вернувшись, мы быстро доехали до Су-Ата, где, как всегда тусовалась куча народу, начиная с юных туристов и заканчивая пожилыми грибниками. Часть подъема на Караби, как и ожидалось, велосипеды пришлось толкать, но затем мы выехали на яйлу, где, как доктор прописал, начался интенсивный массаж пятой точки. Еще на краю яйлы мы встретили спелеологов из Киева. Как выяснилось, они встречали девушку, которая приехала с нами на одном поезде :) В этот момент я посмеялся слегка над своей идеей об удобстве добиралова к пещерам на велосипеде. Впрочем, мы сознательно выбрали не самую короткую дорогу - по короткой мы собираемся отсюда уезжать. Около полудня мы были на погруженной в туман метеостанции. Во дворе стоят две машины, кажется, что в домике кто-то есть, но на стук никакой реакции. Зато сразу же сбежалась стая одинаковых черных кошек - в общем, матрица поимела нас :) Вообще-то мы расчитывали набрать здесь воды, но, честно говоря, я не знал где находится колодец. Мы сразу нашли табличку с надписью "техническая вода". Не фонтан... Но тут появилась красная таблетка в виде джипа с охотниками. Мужики уже собирались ехать вниз, поэтому отдали нам остатки питьевой воды - заполнили все наши ёмкости, всего 8 л, чего должно было хватить на обед, ужин и еще чуток остаться. Что касается завтрака, то мы расчитывали найти озеро в пещ. Дублянского и набрать воду там. Как крайний вариант - устроить завтрак на метеостанции на обратном пути (охотники сказали, что народ употребляет ту техническую воду, но ее надо кипятить), либо вообще ограничиться чаем и батончиками. Таким образом, хорошенько загрузившись, мы тронулись к пещерам. Примерно через километр по генштабовской километровке поворот на боковую дорогу, но, как оказалось в реальности, поворот был на полкилометра раньше - это мы поняли уже на обратном пути. Сейчас же, проехав на 600 м дальше, мы свернули на другую, "еще более второстепенную" дорогу. Соответственно, вибромассажер включился на максимум. Похоже, здесь давно никто не ездил - дорога заросла, к тому же усеяна такими камнями, что не каждый грузовик пройдет. Скоро пришлось спешиться - начался подъем, к счастью, недолгий. Потеряв не менее получаса, мы таки выехали на нужную дорогу. Но и здесь были участки, где из-за камней даже по горизонтали приходилось идти пешком. Доехав примерно до г. Иртыш, мы еще некоторое время искали пещеру Дублянского, у которой и расположились. Надо сказать, здесь пригодились лямки "Миражей" - от дороги метров 200 рюкзаки пришлось тащить на себе. Уфф, 14:30...
Часть 2. Спелеологическая

Бирка Бирка
Вход в Сказку Вход в Сказку
Сказка Сказка
Мы в Сказке Мы в Сказке
Сказка Сказка
У входа в Сказку У входа в Сказку
в пещ. Дублянского в пещ. Дублянского
в пещ. Дублянского в пещ. Дублянского
Кости Кости
пещ. Дублянского пещ. Дублянского
Обедаем, собираем снарягу и идем к Сказке, которая всего в двухста метрах от лагеря. У пещеры видим людей - это наши утренние знакомые-спелики, тоже только что пришли. Ребята согласились с нами скооперироваться, один из них быстро провесил нашу полтину насквозь в оба колодца - первый у входа, метров 7, второй в следующем зале, около 5 метров. Спускаемся вперемежку. Пещера, хоть и маленькая, но очень красивая. Мне особенно нравятся "музыкальные" натеки в форме ребер - на них можно играть как на ксилофоне, просто постукивая пальцем. При составлении маршрута я выбрал Сказку из тех соображений, что ребята должны привыкнуть к работе на реальном рельефе, но после первой пещеры еще остаться "голодными". Нам надо торопиться к главной цели - пещере Дублянского. Честно говоря, я подустал, и потому долго не мог сообразить какая из известных мне схем подъема на жумарах подходит лучше всего, в итоге каждый поднимался другим способом. Вылезли из пещеры уже в сумерках. Наши новые знакомые пообещали занести к нам в лагерь веревку, а мы пошли готовиться ко второму "погружению".
Выпив чаю, и чуть отдохнув, мы овесились снарягой, и чуток понервничали из-за оставленной у спеликов веревки. Но вот ее принесли - нам пора! Привязываю веревку к дереву и дюльферяю в широкую щель метров на 20, далее по крутому присыпанному землей склону еще десяток метров, и я на узкой полке. Похоже, до дна веревки не хватит, поэтому делаю станцию, накинув 240 см петлю на большой откол, образующий как бы балкон, продолжающий полку. Освобождаю дюльферную веревку и зову остальных. Пока дюльферяют Вова и Надя, завешиваю следующую веревку на том же отколе, затем спускаюсь по ней вниз - оказывается, оставалось метров 10-15. Третью веревку берем с собой. Я уже не совсем новичок, но эта пещера меня просто поразила своими масштабами и причудливой "архитектурой". Нечто подобное, правда, я видел на Чатыр-Даге в Обвальной - моей первой пещере, но здесь все как будто увеличено в десяток раз. Высоченные залы завалены огромными тысячетонными глыбами, среди которых ходишь как в лабиринте. Натеки и сталактиты на глыбах ориентированы самым разнообразным образом - свидетельство грандиозного обвала, когда эти камешки размером с небольшой дом отвалились от потолка и стен. После дюльфера мы оказываемся у огромного "гриба" диаметром метра три. фотографируемся и спускаемся в середину первого зала. Далее путь преграждает обрыв высотой метров пять. В поисках спуска мы идем налево, в результате вместо него находим проход во второй, намного больший зал. Здесь передвигаемся уже не пешком, а, скорее, лазаньем среди огромных глыб. Бухта, которую тащим за собой, мешает - думаю, что пора обзаводиться транспортным мешком. Наша цель - озеро. Обшарив правую от входа часть зала, находим плоскую площадку, покрытую щебенкой. Тут обнаруживаем, склад костей животных, по всей видимости, устроенный спеликами. Здесь же круговой проход вокруг огромной глыбы, от которого в одном месте идет спуск в небольшой зал с колодцем. Здесь влажно, но, похоже, вода уходит дальше вниз. Озера не видать. Что ж, возвращаемся ко входу в большой зал и идем в другой его конец. Здесь приходится вылезти на огромную глыбу, далее - нужно дюльферять метров пять. Вешаю веревку, спускаюсь. Далее снова подъем, за которым снова нужен дюльфер, далее виденеется проход... Честно говоря, я уже сам чувствовал усталость, да и ребята утомились, поэтому все-таки мы решили возвращаться - здесь не стоит рисковать. Правильность решения только подтвердилась на обратном пути - я посколзнулся и больно стукнулся голенью, Надя ударила коленку... А дальше мы жумарили наверх. Лёша, Надя, Вова... Наконец, я увидел звёзды - впервые за наше пребывание в Крыму было чистое небо! Выбрали и сбухтовали веревки. Лёша уже почти приготовил ужин. Наконец легли спать - около 01:30.
Часть 3. Дуплильно-лосильная

Пчелиное Пчелиное
Пчелиное - Зеленогородское Пчелиное - Зеленогородское
Утром нам хватило воды лишь на чай (еще пол литра взяли в дорогу), позавтракали батончиками и прочими углеводами. Оказалось, я рано радовался чистому небу - Караби снова окутал туман. Вернувшись на главную дорогу, мы решили не возвращаться за водой на метеостанцию, а побыстрее съехать с яйлы на север к селам. Скорость езды и количество развилок в единицу времени сильно увеличились. GPS же быстрее раздупляться не стал, к тому же стали садиться батареи, и прибор стал отключаться. Выбирая на маленьком дисплее каждый раз дорогу локально, я почему-то выбрал совсем не оптимальный маршрут в общем - мы спускались в сторону Пчелиного, а от него до шоссе нужно было проехать еще около 7 км по отнюдь не ровной грунтовке. Затем на спуске я почувствовал, что мои тормозные колодки уже практически не держат - оказалось, они протерлись до металла и уже успели поцарапать задний обод. Заменив колодки, мы доехали до села, и, набрав воды, тронулись на запад к шоссе. Надо сказать, к этому времени небо прояснилось, стало даже проглядывать солнце. Природа здесь очень красивая, а грунтовка неплохая, но, все же, со значительным количеством подъемов и спусков. Признаться, обожаю такие дороги, но здесь у Нади начала проявляться проблема с коленом, из-за которого пришлось затем изрядно поволноваться. Доехав до асфальтовой дороги, мы сделали перекус - очень кстати пришлись припасенные Лёшей неучтенные сникерсы :) Мой завтык стоил нам крюка километров в 10 и пару часов времени... Зато было интересно! Узкая (две легковушки впритирку разъедутся) асфальтовая дорога спускается на север в сторону Зеленогорского. Встретили пару машин, и я крикнул ребятам, чтобы притормаживали на спуске - страшно подумать, что кто-то будет ехать навстречу за одним из этих слепых поворотов... С дороги окрывается замечательный вид на внутренний Крым - на западе Симферополь, на востоке Белогорск и давшая ему название Ак-Кая или Белая Скала. Далее по хорошей грунтовке чуть срезаем крюк и через Зеленогорское выезжаем на шоссе Симферополь-Белогорск. Гм... итак, у нас 2 часа 40 мин до поезда и примерно 35 км до вокзала. Вообще-то успеваем, но Надя из-за боли в колене на подъемах едет очень медленно. Доехав до Зуи, начинаю беспокоиться. Решаем взять Надю на буксир - привязываю репшнур к своему багажнику, Надя обкручивает его вокруг выноса своего руля и зажимает конец рукой на грипсе. Таким образом я буксирую, но, в любой момент она может отцепиться, просто отпустив конец. Надо сказать, веревка для таких целей оказалась коротковата - на спусках Надя, оказавшись в воздушном мешке, каждый раз меня догоняла, и ей приходилось притормаживать и отцепляться во избежание аварии. Перед подъемами приходилось останавливаться и снова заводить буксир. Только въехав в Симферополь, я успокоился и убедился, что мы успеваем - оставалось еще почти полтора часа. В итоге за 50 мин до отправления мы были на вокзале и даже успели купить продукты в поезд. Уфф... Ляпота. В Киеве, войдя в квартиру, я сбросил одометр на отметке 160 км.

Комментарии
Guest25.06.12, 09:58
Очень интересно 
НО, друзья, ну такие полотна нереально читать. Ну хотя бы побили бы на абзацы! Повыделяли бы акценты жирным. Уверен, что половина людей НЕ ЧИТАЛИ этот текст именно потому, что испугались объема (а он ведь не так велик, просто кажется из-за сплошняка).
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Крым
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: