Дикие туристы на культурном отдыхе - 2. Псков

Псков-Изборск-Выбуты

Гостиница. Забронировали Хостель Рус (ул. Лагерная д.5а) http://hostelruspskov.ru/ . Были места и подешевле, но мы только что вернулись из Норильска (https://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=771c80b4-2230-477d-9d90-9e619d84fae4 ), где останавливались в Хостеле Рус. Решили повторить, тем более здесь дают велосипеды напрокат. Псковский Хостел понравился гораздо меньше - он совсем маленький, по сути, просто квартира. Тесно, вторую ночь было очень шумно.

Велосипеды.Велосипеды забронировала в Хостеле и, на всякий случай, еще и в прокате http://velopskov.ru/veloprokat_v_pskove/ ул.Воровского д.6 тел. 8(906)221-14-14. В результате

взяли прокатные, потому что гостиничные оказались с ножным тормозом и без скоростей.

Достопримечательности скачала и засунула в навигатор здесь: http://autotravel.ru/excite.php/22/1

ДНЕВНИК

Вечером 20.09.17 садимся в очень удобные поезд Москва - Псков. Отправление в 20:45, ночь поспать и в 8:05 мы во Пскове.

21.09.17 солнце, тепло. Сначала идем завтракать. Сергиевская столовая Октябрьский пр-т, д.19. Вкусно, приятный интерьер, мягкие диванчики. Не супер дешево, но и не дорого. Затем движемся в сторону центра. Доходим до стены Окольного города и вдоль стены, по парку идем в сторону Крома (кремля).

Сегодня Рождество Б-цы. И первые храмы на пути - храм Рождества Б-цы и Вознесения Стеровознесенского монастыря (15 век). К сожалению, Вознесенский храм закрыт, а в Богородице-рождественском храме располагается планетарий:(.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Следующий очень интересный двойной храм Покрова и Рождества Б-цы у Пролома. Первоначально, это был храм Покрова Б-цы Покровского монастыря. Но в « 1581 г. — во время осады Пскова польско-литовский войском польского короля Стефана Батория захватчикам удалось сделать пролом в городской стене рядом с монастырем. После принесения к пролому икон Успения и Умиления Псково-Печерских, а также мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила, псковичи воодушевились и героически отбили неприятеля[1]. 1582 г. — к храму пристроена Рождественская церковь в память отбития неприятеля от пролома, произошедшем в день Рождества Пресвятой Богородицы (8 (21) сентября). Таким образом, церкви Покрова и Рождества Богородицы соединили в одну. Между ними поставили классическую псковскую звонницу.» (википедия).

Здесь идет служба, я попала на Верую и помолилась до конца канона, потом побежала к Вове, который ждал снаружи. Очень уютный намоленный храм. Ради праздника довольно много народу, несмотря на будний день.

Очень красивая набережная, наблюдаем тренировки байдарочников - рядом гребная база. Тренер на велосипеде ездит по набережной и командует девочкой на деревянной байдарке с аутригерами. Мимо проходят «академики». Становится жарко. Виды великолепны. Вот на другой стороне р.Великой Мирожский монастырь, вот храм Климента папы Римского.

Проходим Храм Николы со Взвоза. Затем памятник какому то офицеру. Никаких табличек или указателей, кто это. В 2 гисе пишут, что это «Памятник герою Первой мировой войны подпоручику Владимиру Карповичу Котлинскому, награждённому орденом Святого Георгия 4-й степени посмертно в 1916 г. за героизм, проявленный при обороне крепости Осовец.»

здесь красивый вид, а вы что подумали?

Интересно наблюдать, как здания разных эпох встраивают в древнюю городскую стену.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Доходим до Крома. В Троицком соборе попадаю на Отче наш и до конца службы.

Осмотрели Довмонтов город. Единственная башня - Власьевская, на которую можно залезть еще закрыта (с 11:00). Осталось 20 минут. Идем в магазинчик Столбушинской продукции и пьем очень  вкусный сбитень.

Затем поднялись на башню. С нее красивые виды на Кремль и реку. Но нужно подняться на 76 довольно крутых ступенек,  о чем предупреждает надпись внизу.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Затем по Ольгинскому мосту мимо храма Успения у парома и Анасьевской часовни (Щусев между прочем, а росписи были сделаны по эскизам Рериха, но, как я поняла, сейчас они заштукатурены) идем в нашу гостиницу.

Заезд с 13:00, но нам разрешили оставить лишние вещи в номере. Посмотрели на их велосипеды и поняли ,что они нам не подходят. Идем в велопрокат на Воровского д.6.

Владелец велопроката Алексей отнесся к  нам очень внимательно. Выбрал нам самые надежные велосипеды (у Вовы вообще какой то крутой, профессиональный). Подкачал колеса, смазал цепи. Выдал нам с собой запасную камеру (и она пригодилась в Изборске, а мы брать не хотели!!) и насос. Сообщил, что велосипеды в Пскове воруют! А гаишники могут остановить за переезд верхом по пешеходному переходу. Мы привезли с собой на всякий случай три велозамка. Перед входом в Хостел у нас велопарковка с камерой…авось не украдут.

Вообще, мне показалось, что Псков и окрестности лучше всего смотреть именно на велосипеде. Но  на мостовой и на шоссе велосипедистов не много. В первый день мы вообще видели мало велосипедистов, по сравнению с Москвой. Один раз остановились спросить дорогу, а женщина сказала, что они  с пассажирами следили за нами из окна автобуса и переживали! Мы очень удивились. Движение в городе везде нормальное, напряглись только в одном месте на развязке у въезда в город. По дороге в Изборск было приличное количество камазов и фур, но не критично. Напрягали машины, обгоняющие эти фуры по встречке иногда довольно близко к нам. Тут главное не дергаться и быть предсказуемым. Но это я отвлеклась.

Взяв велосипеды, сначала мы объехали по периметру весь Окольный город. Начали с Кремля (куда уже доходили пешком). По набережной его объехать не удалось. Между Плоской и Высокой башнями в реку Великую впадает река Пскова. Когда то тут были железные решетки. Моста нет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Собственно до самой Плоской башни тоже не доехать - там ремонт. Ныряем в маленькую арку в стене и попадаем в кремлевский парк. Фотографируем красивый отреставрированный район «примостье» на другом берегу Псковы.

По набережной Псковы доезжаем до ул.Леона Поземского, переезжаем реку и двигаемся в сторону стены Окольного города. Возле стены здесь очень красивый действующий храм Варлаама Хутынского на Званице.

Отсюда продолжаем путешествие вдоль стены. Парк сменяется частной застройкой. В колонке набираем воды в бутылку. Очень понравилась улица Гремячая. На Пскове тут перекат, красивый вид на Гремячую башню.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Замкнули круг. Теперь нужно исследовать пространство внутри. Кузнечный Двор закрыт. Чтобы туда попасть, нужно записываться заранее.

Осмотрели его двор со всякими кованными чудесами. Подъехали к краеведческому музею. Возле него ремонтируют улицу, все перерыли. Где ставить велосипеды непонятно. В холл нам их закатить не разрешили. Ну и ладно, музей осмотрим потом.

Подумываем не пообедать ли. Сунулись в Сергиевскую столовую, но там очередь начинается от самого входа! Студенты. Поехали в столовую Бульвар (ул.Ленина 11\4). Там народу не много и очень удобно можно приковать велосипеды под окном прямо напротив столиков. Но есть еще как то не хочется…Пока раздумывали заходить или нет, рядом с нами остановился мужик  на велосипеде, повстречал пешего знакомого и начал рассказывать ему, что по случаю праздника Рождества Б-цы он был сегодня в монастыре. Мы сразу определились: «А расскажите нам, пожалуйста, как лучше всего доехать до Снетогорского (Б-дице Рождественского) Монастыря?». Мужик объяснил и мы тронулись в путь. Пообедаем где-нибудь потом. Ехать нужно по ул.Леона Поземского. Проехать две бензоколонки. После второй заправки повернуть налево на ул. Ижорского Батальона, по ней до Чудской улицы (большое такое шоссе с газоном посередине). Пересечь Чудскую и продолжать по ул.Ижорского б-на до самого монастыря. Дорога не сложная, доехали быстро.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В монастыре чудно! Тихо, служба давно закончилась. Никольский храм открыт, к нему ведет зеленая дорожка скошенной травы и цветов. Помолившись, закупаем подарки в монастырской лавке. Я еще себе бутылочку козьего молока взяла. Молоко было свежее, необыкновенно вкусное. Но встало оно мне ночью боком:).

На обратном пути на ул.Ижорского Батальона 24 вижу указатель «столовая». Часы работы с 9:00-17:00. Заходим, уборщица моет пол, посетителей нет. Половина четвертого. «Вы закрыты?» «Нет, заходите». Пустили с велосипедами, поставили их практически  к столикуJ). Цены нереальные (дешевые). Порции приличные и очень даже вкусно! Рекомендуем.

Затем возвращаемся в город. Пока не стемнело решили съездить еще в Спасо- Преображенский Мирожский монастырь. По дороге фотографируем красивый домик с башенкой на ул.Леона Поземского 22а,

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

храм Косьмы и Дамиана с мощным основанием древней звонницы.

В Мирожском монастыре открыт Стефановский храм, а Преображенский собор на реставрации, это музей и вход в него по билетам.

Вове понравился, расположенный рядом храм Климента папы Римского, но он закрыт. На двери сверху висит ключ, но мы не рискнули им воспользоваться: огоньки в храме, которые я приняла за лампадки, оказались огонькам и сигнализации. Пишут, что этот храм недавно сделали морским (храмом всех, кто работает на воде, в том числе и на реках), но средств на реставрацию пока нет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Заселились в гостиницу. Вещи мы оставили здесь еще утром. Долго и тщательно привязывали велосипеды перед входом, под камерой. Аж пятью замками:)) (три наших и два гостиничных).

Передохнули и пошли еще погулять пешком. Уже стемнело, пошел дождик. Прогулялись по Рижскому проспекту, зашли в супермаркет, купили продуктов на ужин и завтрак.  Поигрались с электронной камерой хранения, у нас таких пока нет. Погуляли по набережной под дождем и спать.

22.09.17 Выходим с утра пораньше. Еле отвязали наши велики, так качественно мы их прикрутили. Выезжаем по Рижскому проспекту, через новые районы. И вот мы на шоссе Псков-Изборск. Чем дальше от города, тем меньше поток машин. Шоссе ремонтируют. Поэтому где-то уже положили гладкий новый асфальт, а где-то еще только срезали старый. И почему-то сделали очень высокий съезд на обочину там, где асфальт уже положили.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Приличное количество грузовиков в обе стороны. Проезжаем моглинскую особую экономическую зону. Тут тоже активное строительство и дорожные работы. Затем деревня с красивым названием «Красная Репка» и одноименная речка. В деревне Тишевицы справа музей ретро автомобилей. Мы приехали туда без пяти 10:00. Подождали, но в 10:00 он не открылся. Как потом мы выяснили, нужно было позвонить по мобильному телефону, который написан на воротах. Но мы не знали и поехали дальше.

В деревне Дубник поворачиваем по указателю направо - к ферме Изборский Страус. (10:00-19:00).

На ферме кроме нас посетителей еще нет. Погода отличная. Покупаем билеты и два стакана сочной капусты. Велосипеды разрешили завезти на территорию и привязать к веранде.

Пожевывая капусту идем смотреть животных. Страусы прибольно кусаются!!! А когда над твоей головой извиваются эти длинные шеи, как щупальца гидры…Мне было не по себе. В общем страусов дальше кормил только Вова.

То ли дело овечки. Когда мы подошли, они паслись на дальнем конце поля. Но завидев нас, одна из них заблеяла и все потянулись к нам. Овечки кушают очень деликатно.

Еще были кролики, еноты (они капусту не ели), куры и карликовые свинки. Накормившись вдоволь, пошли в кафешку выпить кофе. Здесь же можно попробовать деликатесы из всех тех, кого мы кормилиJ)), купить замороженное мясо страусов, мыло ручной работы и тп.

Вернулись на шоссе. Вообще почти вся дорога от Пскова до Изборска очень прямая и ровная. Три горки есть только в самом конце пути. Взобрались на третью горку, это уже пригороды Изборска, остановились у магазинов. Отъехали и вдруг слышу сзади странный звук. Вова проколол переднее колесо!!! Возвращаемся к магазинам. Хорошо, что нам дали запасную камеру. Вова чешет затылок: «давно не брал я шашку в руки», и снимает колесо. Я забежала в сельпо. Камер нет. Поговорила с местными. В Изборске их купить негде! На всякий случай купила еще клей.

Въехали в историческую часть Изборска. Здесь отреставрировали/восстановили купеческую улицу рядом с крепостью. Брусчатка, сувениры. В домиках небольшие экспозиции. Все очень красиво.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вкатились в крепость. Приковали велосипеды между будкой билетной кассы и стеной, там уже был привязан велосипед кассира. Посетили Никольский собор и отправились осматривать крепость.

Заняло это у нас около двух часов. Залезли везде, где только можно, а можно почти везде! Спускались в подземные лазы, залезали на стену и башни. Любовались видами. Нагулялись и проголодались.

По отчетам самое лучшее место, чтобы поесть в Изборске, это Блинная - деревенский домик с садом. Подтверждаем! С велосипедами заезжаем во двор, паркуем их прямо к террасе, на которой стоят столики. Цены нормальные, все очень вкусно. Не смотря на название «блинная», тут есть и супы и второе и десерты. В постный день тоже можно найти, что поесть. Туристы в саду собирают яблоки. Интересно что яблок здесь много, а вот в Подмосковье в этом году неурожай.

За обедом наметили план дальнейших действий. Спустились к Словенским ключам, пофотографировали их и лебедей в озере. Не додумались взять лебедям хлеба. Очень красиво, здесь хорошо просто посидеть и отдохнуть.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Через луг проехали вдоль озера и забрались на гору – Труворово городище.

У меня по плану было еще попробовать доехать до Мальского монастыря. Думаю, что мы бы успели. Но Вова боялся, что не вернемся засветло. Поэтому, возвращаемся на купеческую улицу, я быстро осматриваю пару экспозиций и трогаемся в обратный путь.

На обратном пути движение в сторону Пскова было меньше (пятница), в основном все ехали навстречу. В 16:30 въехали в город.  Вся дорога туда и обратно составила 73 км.

Однако ужинать еще рано. Решили еще раз заехать в Мирожский монастырь, вчера я не зашла в Преображенский собор. Затем завезли велосипеды в гостиницу. Сходили поужинать в столовую Бульвар (ул.Ленина 11/4) – очень уютное место. Потом решили купить новую камеру на всякий случай. 2 Гис подсказал веломагазин на Октябрьском пр-те и магазин Спортмастер. По дороге осмотрели еще несколько храмов. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца (в самом начале Октябрьского пр-та),

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Церковь Василия Великого на Горке, Церковь Анастасии Узорешительницы – в сквере между Октябрьским проспектом и Советской улицей. В Спортмастере камер не оказалось, второй магазин вообще не нашли. Зато нам подсказали самый лучший вело-магазин в городе – «МотоВелоМир», на площади Десантников (ул.Гражданская , 27). Поедем в него уже завтра, сегодня не успеем.  Затем прогулялись по набережной, посидели на скамейке у реки рядом с гостиницей и спать.

23.09.17 Сегодня поездка в Выбуты. Сдали номер в гостинице, но оставили в ней вещи на хранение. Туда решили ехать по ул.Яна Райниса, вдоль реки Великой через деревни и дачные поселки. На карте дорога шла до деревни Пристань-1,  потом прерывалась, и начиналась вновь в Бабаево. Но уж на велосипедах мы как-нибудь прорвемся! Стартуем по набережной мимо Мирожского монастыря. Подъехали к ул.Юбилейной, а как ее пересечь? Пришлось ехать через мост на пл.Десантников и там разворачиваться.  Яна Райниса тихая улица, идет через поселки. Потом она  становится Малой и Большой Гоголевками. После Большой Гоголевки по бокам появляется красивый сосновый лес и асфальт становится лучше.

В лесу явно полно грибов.  В основном виднеются всякие свинушки, волнушки, огромное разнообразие поганок. Их видно прямо с велосипеда. Грибники тоже встречаются.

В Пристани дорога действительно закончилась - конечная остановка автобуса и тупик, пошли дачные улочки. Спросили дорогу. Народ очень удивился, почему мы едем в Выбуты здесь. Объяснили как найти мост через канаву. (см. трек в приложении). Ехать стараться вдоль Великой по дачным улицам. Потом через бывший карьер и вы в Выбутах. Еще можно через лес прорваться на Палкинское шоссе и ехать «как все люди»:). Мы решили, что мы не «как все» и поехали искать мост.

На первом же повороте встретили молодого кобеля овчарки в ошейнике, лежал перед домом. Собака вскочила и побежала за нами. Сначала это было прикольно: провожает нас веселый песик. Но песик не отставал. Мы его не привечали и не кормили. А он бежит за нами. «Собирает» меня, если останавливаюсь пофотографировать. Пытались на него орать, не уходит. Решили, что возвращаться придется строго этой же дорогой, чтобы вернуть пса домой. Так и добежал с нами через мост, другие поселки, карьер в Выбуты.

С берега реки тут открываются шикарные виды на перекат и заречные дали.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Возле Ильинской церкви грелась на солнышке старая сука-овчарка и вот они с нашем псом устроили гонки вокруг колокольни! Из под их ног вылетело еще две кошки. Лай, визг. Короче кошмар.

Я поспешила скорее в храм. Там как раз закончилась служба, батюшка говорил проповедь. Приложилась ко кресту. Осмотрели ольгиский крест и камень, проехались немного вдоль реки. Красота.

Хотели осмотреть еще и Никольский храм, но нас не пустил сторож: на велосипедах и с собакой:(

. Обратно ехали строго тем же путем. Привезли собаку домой, но она не хочет нас отпускать! Спрашиваем местных, чья собака. Никто не знает. Кружим вокруг того места, где впервые встретили пса. Наконец он отвлекся на другую собаку и мы дали деру. Давно я так не гоняла по раздолбанным грунтовкам! Так мы оказались у леса и вспомнили, что нам советовали по этому лесу прорываться на Палкинское шоссе. Углубились в лес. Тут отличные грунтовые дорожки, сосняк, очень красиво.

Решили покататься назад в сторону Выбут, торопиться некуда. Заметили блиндаж. Я подумала, что местные реконструкторы играются. Но потом увидели еще и еще. Куча укреплений. На Викимепии полигон обозначен, так что, думаю, что писать про это можно. Осмотрели полигон, потом уперлись в огромную лужу и грязь и повернули в сторону Пскова. Стали выходить на деревню….. Грязи миновать нам не удалось, и потаскали велики и поребирались через огромные лужи вдоволь.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Погода отличная, лес чудо как красив, что еще надо:). Наконец выбрались на Палкинское шоссе под табличкой Проезд и проход запрещен:(.

По шоссе вернулись во Псков, на Площади Десантников зашли в вело-магазин и купили новую камеру, вместо использованной. Затем посетили фестиваль реконструкторов, который как раз в это время проходил у покровской башни. Поели шашлыка, купили сувениры.

Позвонили в велопрокат, что собираемся сдать велики. Пока алексей ехал их у нас принять, осмотрели Финский парк - очень красивое место. Сдали велосипеды и еще раз пешком прошлись по парку.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Потом выпили кофе в Бульваре и отправились наконец в музей.

Меньшиковы палаты
Майоловое панно на доме рядом с Ольгинским мостом

Внимание, в музее мы провели почти три часа!!! Музей очень понравился, но рассчитывайте свое время. Затем забрали из гостиницы вещи и на вокзал. Сначала не спеша и расслабленно, а потом бегом и в припрыжку. Чуть на поезд не опоздали, прибежали все взмыленные за несколько минут до отправления.