Нитка активной части маршрута: Водная часть - Собь, Хараматалоу, Малая Хараматалоу, Бур-Хойла, Тань-Ю, озеро Варчаты, Варчатывис, Войкар, озеро Войкарский Сор, Горная Обь, пос.Шурышкары. Пешая часть маршрута - переход через перевал между бассейнами рек Хараматалоу и Бур-Хойла. . Фотоальбом здесь: http://fotki.yandex.ru/users/ypluchin/album/103642/?p=2
 
Дневник похода.

Как мало пройдено дорог - как много сделано отчетов. (Н. Никитин)
     
Начну, пожалуй, с нескольких пояснений, чтобы несведущий читатель мог правильно понять и соответствующим образом оценить события, происходившие в этом походе:     
 1.Прохождение водно-пешего маршрута, часть которого находится за Полярным кругом в районе Уральских гор, планировалось следующим образом:           - От Брянска до ж.д.станции Собь и обратно от пос.Лабытнанги до Брянска на поезде.           - Нитка активной части маршрута: Водная часть - Собь, Хараматалоу, Малая Хараматалоу, Бур-Хойла, Лагорта, Тань-Ю, озеро Варчаты, Варчатывис, Войкар, озеро Войкарский Сор, Горная Обь, пос.Шурышкары. Пешая часть маршрута - переход через перевал между бассейнами рек Хараматалоу и Бур-Хойла.           - От пос.Шурышкары до Салехарда общественным водным транспортом.
Часть маршрута находится за Северным Полярным кругом в районе Уральских гор.
     2. В дневнике указывается время московское, чтобы узнать местное время нужно прибавить два часа. В августе месяце в тех краях, где мы были, темнеет c 20-00 до 21-30 (время МСК здесь и далее), хотя полной темноты так и не наступает. Зато в 3-00 часа утра уже светло как днем.    
  3. Правый и левый берег реки определяется традиционно – стоя лицом по течению.    
  4. «Тузик» это имя нашего катамарана, уменьшительно-ласкательное от полного названия «Туз и K°».    А «K°» - это мы, нас трое, условно назовем так: Доктор, Незабудка и я.    
  5. По классификации спортивных туристических маршрутов в СССР, этому маршруту присвоена четвертая категория сложности. Но не из-за сложных водных препятствий, а в основном из-за того, как написано, что он является пеше-водным маршрутом значительной протяженности и характеризуется изнуряющими физическими нагрузками в неблагоприятных климатических условиях Полярного Урала. Опыт прохождения подобных маршрутов имелся только у Доктора.      
6. Учитывая, что наша команда уже достаточно схожена, распределение основных обязанностей во время похода само собой сложилось следующим образом: Незабудка – общие финансы, продукты, приготовление пищи, функции будильника. Доктор – материальная часть («Тузик»), обеспечение безопасности на воде, медицина, ловля рыбы, костер. На мне – навигация по маршруту, топокарты, фото-видео съемка, организация ночевок, в части установки палатки.     
 7. Вездеходка – повсеместное явление на Полярном Урале, но это совсем не дорога, а, в подавляющем большинстве случаев, след на местности от гусеничного вездехода. Вездеходка - это дорога для вездехода и бездорожье для пешехода. Однако это бездорожье все же лучше, чем просто тундра с карликовой березкой. Если ходить с тяжелым рюкзаком без дороги по карликовой березе - все равно, что по колючей проволоке, то то же самое по карликовой иве - все равно, что по колючей проволоке на столбиках.      8.Названия рек и озер в ненецком языке имеют смысловые составляющие: "ВИС" - из озера (река Варчатывис вытекает из озера "Варчаты"), "Ю" - из ледника (Енга-Ю, Тань-Ю), "ШОР" - из болота (ручей Оник-Шор). Окончание "ТЫ" переводится как "озеро" (Варчаты, Оник-Ты, Хойла-Ты). Слово "СОР" (озеро Войкарский Сор), очевидно, производное от слова "ШОР". В малую воду озеро Войкарский Сор превращается в болото.
31.07.10, суббота. День первый.
Брянск - Москва. День отъезда. Встал в 6-00. Сразу за компьютер, скачал почту, написал последние прости-прощай. Рюкзак собран с вечера, взвесил на напольных весах - 34 кг, плюс палатка. В рюкзаке половина катамарана. В 8-00 выезжаю на ж.д. вокзал, спасибо нашлись добрые люди - подвезли на машине. Добрые люди – это мой зять, спасибо, это ему. Дальше, события развивались по классическим законам Мерфи, а именно: мало того, что поезд № 24 Одесса-Москва прибыл на седьмую, самую дальнюю платформу, так в добавок наш вагон первый с хвоста поезда. Пришлось с рюкзаком, веслами и палаткой идти в самый конец перрона. С непривычки ощущения не очень, я имею ввиду физические ощущения. Сели в вагон и наше путешествие началось.
          Шесть часов пути до Москвы, мы провели разгадывая кроссворды, время от времени стимулируя мозговую активность пивом. В Москву прибыли в 15-15. Сразу на метро на Ярославский вокзал.
          Гражданка "Е", проживающая в Москве и которая обещала нас проводить, конечно все забыла, и появилась только в 18-00 после моего звонка. Продукты в поезд покупали в магазине "Ашан", довольно далеко от вокзала - в пути туда и обратно коротали время. Отправление поезда в 19-50. За полчаса объявили посадку - и мы заняли свои места. В поезде жарко, я спал на верхней полке и в мою сторону дуло! Но окно мы на ночь не закрывали и "дуло", как в анекдоте, не исчезло.
       
1.08.10, воскресенье. День второй.
В поезде. Весь день разгадывали кроссворды и пили пиво. Совершенно неожиданно Незабудка печальными глазами посмотрела на небо и вдруг, совсем как И.Чурикова в фильме Ширли-Мырли, сказала: Вася, прости меня, дуру грешную. Вася, это наш общий друг, который не употребляет спиртного и воспитывает нас своим примером. Я спросил, почему она разговаривает с Васей, глядя на небо, но ответа не получил. Странно. Сегодня доели последнее вареное яйцо, а еще вчера их было много. Тоже странно. К вечеру Незабудка принялась за лапшу. Доктор спит весь день, даже когда пьет пиво. Девиз дня: ни минуты без пива.
       
2.08.10, понедельник. День третий.
В поезде. Встали в 7-00. За окном лесотундра. К 11 часам редкие и чахлые лиственницы исчезли, и мы получили возможность полюбоваться классической тундрой. Из окна поезда сделал удачное фото реки Уса на фотик Незабудки. За окном вагона мелкий дождик. Вообще погода переменная, в основном дождик или пасмурно, но иногда выглядывает солнышко. На станции Инта, мы с Незабудкой впервые познакомились с местными кровососущими - очень много мошек и комаров налетело через открытое окно. Доктор бывал ранее на приполярном Урале и был уже лично знаком с ними. Из окна поезда любовались древними и могучими Уральскими горами.
Полярный Урал
          В 15-15 прибыли на станцию Собь. С нами сошло еще две группы водников. Одна сборная группа из Питера, Москвы и Тулы, чтобы сплавляться по реке Собь до н.п. Катровож. Со второй группой поговорить не удалось по техническим причинам. На берегу реки комары, мошка в изобилии. На широком галечном берегу, где обычно водники производят стапель своих судов, мы сразу нашли пассатижи и наручные часы. Видно, что туристы, так торопятся начать сплав, что на всякие мелочи внимания не обращают. Мы в отличии от них собирали «Тузика» не спеша. Стали на воду только в 18-30. Погода солнечная, тепло, но меняется очень быстро. Река достаточно быстрая, с широкими галечными берегами и каменистым дном. Вода чистейшая - даже на большой глубине виден каждый камушек. Справа Уральские горы, шоколадного цвета горный массив Рай-Из, слева вдоль реки железная дорога. Для нас все ново, вертим головами вправо-влево. Почти сразу выявилась проблема, один баллон Тузика не держит давление, сдувается. На стоянку стали в 20-30 на правом берегу. На ужин борщ из концентрата. Отбой в 21-30. Ночью, под утро пошел дождь и весьма похолодало. У Доктора не все в порядке со спиной. В этот день, без особых происшествий, за два часа прошли 8,36 км.
       
3.08.10, вторник. День четвертый.
Сплав по реке Собь. Встали в 7-30. Идет мелкий нудный дождь. Температура +17С градусов. Задача на день: дойти до пос. Харп, который расположен на левом берегу реки Собь и найти вблизи него стоянку, чтобы утром можно было закупить продукты на весь поход. Сплавляемся. Баллон Тузика держит, видимо вчера не плотно завязали сосок. Река по-прежнему быстрая, берега галечные широкие. За каждым поворотом реки, горные массивы смотрятся по новому.На их крутых склонах много водопадов, где-то среди них знаменитый нефритовый водопад. Днем на галечнике развели костер и на перекус сварили кисель.           Остановились перед Харпом в 14-30. В 15-00 на обед сварили рисовую кашу. Моросит мелкий дождик. Чувствуется усталость, но это нормально - акклиматизация. Вечером, чтобы убить время, вдвоем с Доктором, сходили на разведку Z-образного порога "Инна" (2 категория сложности), это около двух километров вперед по берегу реки. Возле реки очень много мошки. На ужин есть не хочется, ограничились чаем с сухарями. Доктор мучается со спиной. По этой причине, в нашем лагере идейные шатания и разброд... На полном серьезе возник вопрос о возможном завершении похода и возвращении домой, а также другие варианты: задержаться на стоянке возле Харпа до прояснения ситуации (может полегчает) или изменить маршрут и сплавляться по Соби до Катровожа (что гораздо короче и проще). Однако в этот день решение принимать не стали, т.к. утра вечера мудренее. За день пройдено 36,4 км.
       
4.08.10, среда. День пятый.
Сплав по реке Собь. Подъем в 6-00. Ночью шел "увесистый" дождь. Утром пасмурно. Температура +17 С градусов, но как-то зябко. Палатка мокрая, хоть выжимай, пришлось в целях экономии времени упаковать как есть. Собрались и вышли в 8-30. До Харпа доплыли за 15 минут.
          Харп - это населенный пункт, а точнее - поселок городского типа, находящийся в Ямало-Ненецком округе Тюменской области, в географической зоне называемой Полярным Уралом. На русском языке Харп означает "северное сияние". По магазинам отправились я и Незабудка. Накупили продуктов много, т.к. активная часть маршрута у нас составляла более 20 дней. Тащили в шести громадных пакетах. Из самого ценного - водки 3,5 литра, пива не помню сколько и курицу-гриль. Незабудка купила себе сапоги.
          Впечатление от Харпа - серенькое, может из-за того что было пасмурно и дождь казалось висел в воздухе. Несколько жилых микрорайонов с пятиэтажными домами. Зоны для заключенных. Утром на улицах людей мало, пустынно. Однако много бродячих собак, одна из которых возле магазина исхитрилась укусить Незабудку за ногу. Было больно и обидно, Незабудке больно, а мне обидно! Согласитесь, это не есть гуд. К одиннадцати часам все покупки были доставлены на берег и упакованы. Еще раз обсудили вопрос, что делать дальше. Мы понимаем, что из-за больной спины, окончательное решение за Доктором. И он принимает мужественное решение – сплавляться! В крайнем случае до устья Хараматалоу (это два дня пути), а там видно будет. Если ситуация не улучшится, пойдем вниз по течению реки Собь до н.п. Катровож, не пропадать же продуктам. Стали на воду в 11-30. Первую основную часть порога прошли, как и планировали - активно маневрируя. Второй поворот - также прошли чисто, а на третьем за мостом (шли без разведки) ошиблись - нужно было брать правее, а мы, на большой скорости, налетели на огромный обливной валун, на котором нас хорошо крутануло и вынесло боком. К счастью, вблизи больше камней и порогов не было - мы развернулись и пошли по струе. Остановились отдохнуть на правом берегу в красивом месте впадения в Собь реки Енга-Ю. Дальше еще один отдых с перекусом, на котором съели половину курицы гриль, купленной в Харпе. Ночевали на галечном берегу реки Собь, где для палатки нашелся маленький песчаный кусочек берега. Тепло, но комары не доставали, наверно потому что дождик моросил весь вечер и даже ночью. За день по реке прошли 24,49 км.
       
5.08.10, четверг. День шестой.
Сплав по реке Собь.Утренний подъем несколько растянулся во времени. Первым в 4-00 часа встал Доктор, Незабудка - в 5-00, а меня "выманили" из палатки завтраком в 5-30. Утро солнечное. Стали на воду в 7-30.           Идем по Соби на веслах, в основном против ветра. Днем тоже солнечно и жарко. Против ветра грести трудно и наши силы тают на глазах. Днем на отдыхе собирали грибы, их мало, но на суп набрали. Доктор исхитрился изловить первого Хариуса. Съели сразу почти сырым чуть присолив (через пять минут), но не потому что были голодные, а просто чтобы попробовать. Мясо нежное, слабосоленое, тает во рту.

          К устью Хараматалоу подошли в 18-00, место легко узнаваемо. Сначала впадает первый рукав, а через метров восемьсот второй - основной. На берегу заметили палатку. Поговорили, ребята из Вятки - основная группа ловит хариуса в верховьях Хараматалоу, далее собираются сплавляться по реке Собь до Катровожа. Сказали, что в реке высокая вода и Хариус ловится плохо.           В 19-00 начали проводку по Хараматалоу против течения, в 19-20 закончили, потому что Незабудка «искупалась», Доктор тоже мокрый, я терпимо. Технология проводки еще не отработана. Комаров и мошек днем умеренно - сдувает ветер. Ужин в 21-00. Водки осталось 2 литра, пива 1,5 литра. Прошли 25,81 км, в т.ч. против течения 0,5 км.
       
6.08.10, пятница. День седьмой.
Проводка по реке Хараматалоу.
Температура ночью + 22 С градуса. Спали в футболках поверх спальников. В палатке комаров нет. Встали около 5 часов утра. На завтрак чай с сухарями и печеньем. Солнечно. Спина Доктора позволяет нам начать проводку.          В 7-30 выходим, т.е. выводим Тузика «погулять» на веревочке по Хараматалоу против течения. Бечевник хороший, но несколько раз пришлось переплавляться с берега на берег. В одном месте продирались через кусты над водой. Тепло, даже жарко. Но погода меняется очень быстро - час спустя - черные тучи на небе впереди нас с трех сторон и гром. Еще через полчаса ветер разорвал тучи надвое и унес вправо и влево, а нас капнуло всего лишь несколько слезинок дождя. Пробовали несколько вариантов проводки, остановились на варианте бечева по воде с упором веслом. В основном движемся по левому берегу. Опять выглянуло солнце, ветер умеренный. Перекусили на отличной оборудованной стоянке: стульчики для сидения, бревна вокруг костра, стол из березы, закрытый туалет. Все обустроено для длительной стоянки. К 17-00 подошли к месту выхода реки из порога Гагарина (метров 400 ниже самого порога). Последние километры, чтобы тащить Тузика, нужно прыгать по высоким камням, проводка весьма затруднена. Вода высокая, но камни из воды торчат. Нашли стоянку на левом берегу за поворотом реки прямо у воды. По неписаной традиции начали отмечать день строителя в пятницу. На ужин гречневая каша. Комаров и мошки умеренно. В этот вечер закончилось пиво. Всего за день прошли 7,26 км. Средняя скорость на проводке против течения 1 км/час.
       
7.08.10, суббота. День восьмой.
Проводка по реке Хараматалоу. Подъем в 7-30.
Температура +19 С градусов. Сильный прохладный ветер - утепляемся, кто чем может. Комаров мошек нет совсем. Порог Гагарина проходим без обноса по крайней левой струе, прыгая по камням и таща груженый Тузик на веревке. Через 900 метров выше по течению порог Титова. Проводка невозможна, решаем обносить по левому берегу. Разгружаем кат, таскаем вещи и все прочее. Прыгаем вверх вниз с вещами по крупным валунам и камням. Тузика несем не разбирая. Возле порога Титова поймали крупного хариуса. Когда Незабудка с ножом в руках у воды чистила хариуса, хитрая и скользкая рыба выскользнула из рук. Схватив ускользающий обед Незабудка сильно порезала палец и вдобавок вымокла, упав в воду. Но рыбу удержала.После этого Незабудка в проводке уже не участвовала, шла по берегу.
          Выше порога грузим Тузика опять идем по воде против течения. По берегам скальные выходы.
          Вдоль берега в русле реки много камней между которыми приходится лавировать, чтобы протащить Тузика. Сильный встречный ветер мешает проводке, трудно тащить и трудно направлять кат между камнями. За весь день прошли всего 4,59 км. Из-за сильного ветра вынуждены были стать на отдых в лесу. Там же поджарили хариуса - очень вкусно, гораздо вкуснее, чем малосольный. Ждали пока утихнет ветер, но бесполезно. Ветер дул весь день, вечер и ночь. Доктор, забрасывая спининг и зацепив что-то на перекате, потерял еще одну блесну - осталось всего 3 штуки. Стали на стоянку в 19-00 на правом берегу, переплыв на Тузике реку Хараматалоу.
          Сильнейший ветер рвет и треплет палатку, выгибая дуги в обратную сторону. На ужин суп рисовый из концентрата. Мы уже отстаем от графика. Если и завтра будет ветер, то придется, чтобы увеличить скорость передвижения, становиться на пешку под рюкзаки. Сходил на разведку метров на 500 вперед по берегу - тропа то появляется, то исчезает, но больше исчезает. Отбой в 22-00.
       
8.08.10 воскресенье. День девятый.
День Строителя. Река Хараматалоу. Подъем в 6-00. Всю ночь дул сильный ветер. Утром тоже. Температура +16С градусов. Проводка в этих условиях проблематична, решаем становиться на пешку.
          Пешка, это способ передвижения, когда все вещи едут на тебе верхом, а ты соответственно передвигаешься на своих двоих. В этом случае нижние конечности туриста, это уже не ноги, а средство передвижения. Собираем лагерь, разбираем Тузика. Теперь и он будет кататься верхом на нас. Тропа вдоль берега никакая, одно название - в зарослях карликовой березы еле-еле угадывается направление движения - по камням, по кустам, через ручьи. Надо признаться, что скорость передвижения у нас если и увеличилась, то незначительно.
          Рюкзаки очень тяжелые, там теперь кроме катамарана еще и продукты. У Незабудки рюкзак вдобавок плохо уложен (смещен центр тяжести). Но идем и несем все сразу, не возвращаясь челноком - это большой плюс. Не доходя притока Макар-Рузь, в почти попутном направлении, попалась вездеходка. Рискнули свернуть на нее - все лучше, чем по бездорожью. Прошли 2,2 км. Слежу за направлением по навигатору, вездеходка забирает влево, а нам нужно направо. Сориентировались на местности, нашли эту вездеходку на топокарте, установили, что она ведет обратно к порогу Титова и только потом заворачивает в нужную нам сторону, крюк получается весьма приличный, а впереди болото. Доктор сходил в разведку километра на полтора, но поворота направо не обнаружил. Пока осуществлялась разведка, мы с Незабудкой развели костер и, набрав из лужи воды, вскипятили чай. Попив чаю, решили вернуться обратно на исходные позиции.
          С исходных позиций до притока Макар-Рузь дошли другой дорогой к 17-00. В результате этого эксперимента, в полной выкладке прошли напрасно 4,5 км и соответственно потеряли около 3 часов времени.           Чуть выше впадения реки Макар-Рузь (около двухсот метров) на правом берегу Хараматалоу оборудованы хорошие стоянки, куда доставляют рыбаков и туристов вездеходами.
          Место прекрасное, просвечиваемый солнцем, хвойный лес на высоком, сухом берегу. Никого нет, но много следов вездеходов и людей. На поляне стоит бочка с соляркой 200 литров. Становимся лагерем. Неподалеку от стоянки, на нашем берегу реки, высокий скальный утес, с которого открывается очень красивый вид. Место продуваемое, комаров почти нет. В честь Дня Строителя на ужин гречка с тушенкой и праздничная шоколадка. В этот вечер неожиданно закончилась водка. После ужина сходил на разведку, примерно на 1 км вперед. Сначала тропа идет лесом вдоль берега, затем теряется среди камней. Вечером похолодало. Мы с Незабудкой, уже почти в темноте, у костра ведем "задушевные" разговоры. Интересно, зачем она пытается перевоспитывать меня? Отбой в 22-00. Всего пройдено 7,5 км, в том числе 4,5 км в виде эксперимента.
       

9.08.10, понедельник. День десятый.
Река Хараматалоу. Подъем в 6-30. Тепло, ветра нет. Зато комаров и мошек, хоть пруд пруди. Весь день пешка. По правому берегу реки, частью по заросшей тропе или по камням у воды, частью по тайге огибая скальные выступы. Днем ветра тоже нет совсем, погода пасмурная. Двигаемся в ритме: 400-500 метров идем, потом 5-10 минут отдыхаем. Иногда отдыхаем садясь, не снимая рюкзаков. Комары и мошки лютуют, но репелленты работают исправно.          
     Дошли до притока Степан-Рузь. В месте слияния рек нашли одну стоянку, но остановиться на ней не решились из-за сонмища мошки, т.к. место не очень продуваемое.  Вынуждены пройти еще метров 500-600 вперед и ночевать на голом галечном берегу, где гнуса в разы меньше. За день прошли 7,89 км. Как не крути, а средняя скорость получается 1 км/час.  К вечеру ломит плечи, оно и понятно - рюкзак тяжел. Про спину Доктора уже не вспоминаем.  Кроме рюкзаков,  Доктор тащит каркас катамарана,  я палатку.  Продукты и «Тузик» разделены на части (по-братски) и едут у нас в рюкзаках. На ужин в этот день ели рисовую кашу с грибами.
       
10.08.10, вторник. День одиннадцатый.
Река Малая Хараматалоу. Подъем в 7-15. Ночью был дождь. Температура + 18С. На палатке капли дождя. После того как убрал капли тряпочкой - палатка высохла быстро. Весь день идем вдоль Хараматалоу или по камням на берегу, или по тайге. Пасмурно и опять много комаров и мошек. Ветра нет, полный штиль. Прошли слияние Большой и Малой Хары.
Первый раз сначала услышали, а потом и увидели вдали за рекой вездеход, который шел в сторону Харпа. В брод перешли реку на левую сторону и вышли на вездеходку. Теперь идем вдоль Малой Хараматалоу, вездеходка твердая, нахоженная или правильнее наезженная.           На высоком месте рядом с вездеходкой расположились на обед - не торопясь, с надеждой может попадется попутный вездеход, приготовили из концентрата картофельное пюре. Но рано или поздно пюре съедено, а вездехода нет, как нет. Идем дальше, еще раз переходим вброд Малую Хараматалоу. Здесь мы прощаемся с рекой, дальше нам не по пути. Идем в сторону перевала, слежу за направлением по навигатору - направление вездеходки попутное. Вездеходка то сухая, то топь, то грязь.            В 18-00 стали на стоянку на высоком месте, но воды и дров нет. Воду я нашел в маленьком мелком ручье метров за 500 от стоянки, в низине, но черпать ее пришлось поварешкой. Дров нет, веточки для костра по счету. Зато черники море разливанное. Незабудка собрала большую кружку ягод - на утро сварить компот. Пока я поставил палатку, штаны на коленях у меня были фиолетовые от раздавленных ягод, в эту ночь мы спали на ягодах. На ужин рассольник из концентрата. Отбой в 8-30. Ночью пошел дождь. Ветра нет. За день прошли 5,35 км.
       
11.08.10, среда. День двенадцатый.
Переход через перевал. Проснулись в шесть часов утра. Дождь. Лежим в палатке. Девять часов - дождь продолжается, и мы тоже продолжаем лежать в палатке. Ветра нет совсем, и надежды, что дождь перестанет, тоже нет. Все планы трещат. В половину десятого вылезли под дождь. Температура воздуха +18 С градусов. Дождь моросил полдня. Позавтракали в этот день черникой, которая предназначалась для компота, т.к. костра утром не разводили. Хоть и неприятно все это, но резко отрицательных эмоций нет, есть настрой идти вперед. Когда одевали рюкзаки, я сорвал спину. Вообще, забросить 30 кг рюкзак на спину не просто. Поэтому мы одевали рюкзаки следующим образом: кладешь рюкзак на землю ремнями кверху, укладываешься на рюкзак сам (животом кверху), продеваешь руки в лямки, потом вместе с рюкзаком садишься. Из положения сидя, переворачиваешься и становишься на четвереньки или на одно колено, а потом уже, опираясь на что-либо, встаешь… А здесь все было мокро и сыро, мне не хотелось валяться по мокрой траве и я решил забросить рюкзак на спину рывком. Иногда это у меня получалось, но не сейчас…
          Полежал, кое-как оклемался, после чего на меня сверху аккуратно положили рюкзак и я пошел. Таким образом вышли в 11-00. Путь через болота. Идти очень утомительно. Вездеходка разбита. Идти приходится по колее, где лужи и грязь или по бровке, где мох или карликовая береза. При передвижении по болоту приходится широко шагать с кочку на кочку. Местами трясина, под кочками все колеблется. Воды нет, попить нечего. Отдых на болоте тоже проблематичен - только на кочке, но после дождя все сыро. Сухого и твердого места нет.           Таким образом, прошли два болота. Очень устали. Во время пути, после отдыха, я уже не рисковал сам надевать рюкзак, поэтому его аккуратно грузили на меня всем миром. Слышали звук вездехода и даже видели его вдали, но он шел не в попутном направлении. Несколько раз проваливался в болото (по колено) пока не понял, что лучше всего держит высокая трава, и ногу лучше ставить на кочку подмяв траву. Тишь и полное безветрие, комары и мошки правят бал. Под накомарником потеешь, пот заливает глаза, а если снять и намазаться, то комары и мошки лезут в нос и в рот. Приходится постоянно отплевываться и сморкаться.... Вечером несколько раз подул ветер (два или три раза). Днем перекус полсухаря на нос. На стоянку стали в 17-00, т.к. вымотались до невозможности. Место стоянки - в зарослях карликовой березы, на камнях покрытых мхом ягелем. С дровами напряженка. На ужин макароны. Все наши разговоры заканчиваются больным вопросом – вот бы попался попутный вездеход... Мечтать не вредно. Легли тоже рано около 20-00 часов. В этот вечер второй раз зарядил аккумуляторы фотоаппарата. За весь день прошли 4,34 км. Это был первый из двух самых трудных дней за поход. Но мы не теряем оптимизма, т.к. понимаем, что сегодня, хуже чем вчера, но лучше, чем завтра.
       
12.08.10, четверг. День тринадцатый.
Переход через перевал. Проснулись в 6-30, услыхав звук вездехода.
Незабудка, не проснувшись, выскочила из палатки прямо вместе со спальником. Но, два вездехода ползли далеко от нас, мелькая за лесом и, к сожалению, в обратную сторону. Не повезло. Температура +17 С градусов. Ветра нет. Движемся весь день по вездеходке. С моей спиной лучше, состояние хоть и напряженное, но поддается контролю. Главное не повторить то движение, при котором возникает боль. Болот, таких как были вчера, уже нет, но встречаются ручьи, в колее грязь и лужи. Местами сухо. Ветра нет - комары и мошки присутствуют в изобилии. Правый ручей Оник-Шор, на который мы рассчитывали, чтобы пополнить запасы воды, высох, воду можно взять только из микроскопических ручейков или луж.
          Чтобы пообедать, развели костер в колее вездеходки, вскипятили воду и заварили концентратное картофельное пюре. Продвигаемся вперед в темпе 500 метров идем, 10 минут отдыхаем. Я в впереди с навигатором, за мной Незабудка, замыкающим Доктор. Практически весь день затяжные подъемы - тягуны. Пейзаж однообразный. Прошли за день 9,36 км, но до перевала не добрались. Ночевку организовали в 17-00 возле вездеходки в кустах карликовой березки. На ужин гороховый суп из концентратов. Отбой в 20-00.
       
13.08.10, пятница. День четырнадцатый.
Переход через перевал, сплав по реке Бур-Хойла. Ночью был незначительный дождь с порывами сильного ветра. Утром встали в 7-00. Ветер, в порывах до сильного, холодный. Но в палатке тепло, температура +19 С. Собираемся. На завтрак манная каша. Палатка на ветру быстро высохла. Даже выглянуло солнце. Вышли в 8-30. По навигатору до перевала 1,5-2 км. Где-то в 9-45 добрались до самой высокой точки. С перевала на горизонте видна ниточка воды, это озеро Хойла-Ты.
          Комаров нет совсем - холодный ветер, солнечно. Спускаемся с перевала. Перед озером вездеходка раздваивается. Накатанная колея уходит влево, заросшая колея вправо. Стрелка навигатора, настроенного на Пятиречье, настойчиво показывает вправо. Сворачиваем на заросшую вездеходку, направление которой точь-в-точь совпадает со стрелкой. Где-то здесь у озера Хойла-Ты пересекли Полярный Круг. Идем все время вниз. Солнечно, ветер. В 12-00 вышли в долину реки Бур-Хойла. На сырой тропе заметили отчетливый отпечаток медвежьей лапы, медведь двигался по направлению к озеру. Очень холодный пронизывающий ветер на открытом пространстве. Одел ветровку. В 13-30, пройдя от места ночевки - 7,23 км., дошли до реки Бур-Хойла. Место на берегу низкое, топкое, для ночевки непригодное. Дров нет, только карликовая береза.
           Река показалась вполне сплавная, приняли решение собирать Тузика. Пешка уже изрядно вымотала. На карликовой березе вскипятили воду приготовили картофельное пюре. Выпили по колпачку 30 гр. спирта за переход Полярного Круга и за Бур-Хойлу. Кстати, при наличии углей и ветра, карликовая береза с зеленой листвой прекрасно горит и дает жаркое пламя. Встали на воду. Теперь уже идем по течению. Воды много, но местами отмели - проводим Тузика руками, местами камни - тащим. Мест для стоянки на берегах Бур-Хойлы нет, низко и топко. Из-за постоянной необходимости ручной проводки катамарана, мы все мокрые.На одном из перекатов черпанул высоким болотным сапогом воды.Ногу не поднять, в сапоге полведра воды, вылить некогда.          В 20-00 очень похолодало – но мы движемся вперед, т.к. мест для стоянки нет. Темнеет - принимаем решение высаживаться на левый берег. Выливаю воду из сапог и на пригорке, прямо в колее вездеходки ставлю палатку. Вблизи палатки, по обе стороны от выбранного пригорочка, в колеях стоит вода. Дождя нет, но пасмурно, облака прямо над землей... Дров вблизи нет, только ивовые кусты. Тем временем Доктор с Незабудкой разгружают Тузика и переодеваются в сухое. Последним, уже в темноте, переодеваюсь и залезаю в палатку я. Спать ложимся без ужина. Температура воздуха +7 С градусов, холодный порывистый ветер. В палатке раздача: по два колпачка неразбавленного спирта и по 5 сухариков из ржаного хлеба. Сразу становится теплее и мы засыпаем. В этот день прошли 12,08 км, из них 4,85 км по реке.
       
14.09.10, суббота. День пятнадцатый.
Сплав по реке Бур-Хойла. Проснулся в 7-00. Ветра нет, выглядывает солнышко. Комары. На завтрак геркулес. По ощущению не холодно, сразу температуру измерить не могу т.к. навигатор был всю ночь у меня в кармане (нагрелся).
Осмотрели «Тузика», есть раны, надо латать. Днем температура +14С градусов, погода переменная, а именно: то пасмурно, то солнышко, то временами моросит дождь. Над нами справой стороны реки возвышаются могучие Уральские горы. Пытаемся плыть по реке, но на этом участке река для сплава мало пригодна, поэтому буквально идем по реке пешком. Метров 500-600 воды, метров 100-200 камней и наоборот. Бедный Тузик. На мелководье тянем по камням, швыряем с размаха (по другому не получается) с камня на камень.... На перекатах, где есть возможность, идем по струе, цепляя днищем камни. Два раза пришлось обносить каменные сады. Метров по 400- 600 идем по правому берегу челноками, сначала тащим груз, потом кат (не разбирая).            Доктор между делом поймал четыре крупных хариуса. Правильно нам говорили, что чем меньше река, тем крупнее хариус, и наоборот. Вот только блесен надо брать с собой побольше, т.к. очень часто бывают зацепы. У нас с блеснами проблемы - осталось мало.            После второго обноса, камней в русле стало меньше, а воды соответственно больше. Начали приспосабливаться. Мы вдвоем, поскольку третий лишний, тянем груженого «Тузика» по мелям и через камни, а Незабудка идет по берегу. В русле большие и скользкие камни, а между камнями глубоко. И кроме того сильное течение. Иногда нам удается прокатиться несколько десятков метров по струе. На стоянку стали в 18-00. День хоть и трудный, но не труднее чем на пешке. Днем не перекусывали. Ветер северный от умеренного до сильного, комаров и мошек над водой практически нет. К вечеру похолодало до +10С, на ночь все батарейки от навигатора и аккумуляторы фотоаппарата кладу к себе в спальник. Место стоянки выбрали на высоком берегу Бур-Хойлы, возле двух перекатов. Но рыба не ловится, ветрено. Сегодня я относительно сухой, чего не могу сказать о моих друзьях. Прошли 7,04 км., из них обносы около 1 км. На ужин хариус жаренный и запеченный. Я выбираю жареный.
       
15.08.10, воскресенье. День шестнадцатый.
Сплав по реке Бур-Хойла. Подъем в 7-00. Солнечно и тепло. Ветра нет, но почему-то комаров мало. Ночью был дождик, но не большой.
На солнышке палатка сохнет быстро. Это радует. На берегу много черники и брусники, но брусника еще с зеленцой. Завтрак в 8-00. На завтрак остатки жаренного вчера хариуса - от пуза, а также компот из черники и брусники. Температура + 22 С градуса. После завтрака, сытно и тепло, солнышко пригревает, комаров нет. Любуемся на окружающие нас Уральские горы. Лепота. Вот из-за таких минут и стоит жить… Сегодня надеемся дойти до Пятиречья. В реке вода низкая, большие и средние камни повсюду: под водой и над водой. Мелких камней и галечника нет. Иногда встречаются в русле большие валуны. Сплав невозможен, т.к. на больших участках реки вода растекается между каменными садами. Незабудка идет по берегу, мы вдвоем ведем груженого «Тузика». Подводные камни скользкие, между камнями глубоко. Груженый «Тузик» весит около 100 кг. (собственно сам катамаран с рамой - 30 кг, три рюкзака килограмм по пятнадцать каждый, продукты 15 кг, палатка и т.д.) Нам с Доктором приходится постоянно, каждому одной рукой поднимать по 50 кг (половина веса груженого "Тузика") и продвигать кат вперед. На сильном течении и скользких камнях устойчиво стать нельзя. Силы тают прямо на глазах. А когда сил не остается, теряется координация, трудно держать равновесие. Один я раз упал, т.к. нога попала между камнями. По пояс мокрый. Приняли решение обносить, поскольку все русло, на сколько видит глаз, забито камнями, между которыми почти не видно воды. Отвязываем вещи и втроем, челноком по берегу, в два приема, забрасываем их на 600 метров вперед.
Здесь в русле реки обнаружилась струя, с третьего броска, в которой был выловлен большой хариус. Грузим Тузика, провожаем Незабудку на прогулку по берегу. И опять, где по струе, где по перекатам тянем, поднимаем, бросаем груженого Тузика, медленно продвигаясь вперед. Чистой воды практически нет. Река распадается на отдельные протоки запруженные камнями. Между протоками зеленые или каменные островки. Ширина реки около трехсот метров. По струе зашли в крайнюю правую протоку. Метров через 50 вода вообще кончилась и ушла под камни. Пришлось разгружать катамаран и переносить вещи на противоположный берег (около четырехсот метров), местами перепрыгивая на торчащие из воды верхушки камней, местами в брод по скользким камням. Новые ботинки Доктора не выдержали и приказали долго жить - отлетела задняя часть подошвы с каблуком. Но люди не ботинки, люди могут выдержать все…. Мои сапоги держатся, но идти очень тяжело, когда в них много воды. Несмотря на все эти мучения, за два-три ходки челноком, мы вдвоем с Доктором, переправили все вещи и катамаран на левый берег. В 17-00 на левом берегу в метрах 400 от переправы стали на стоянку. Ветра нет, донимают комары и очень много мошки. Днем не обедали. Вечером на ужин макароны и компот из черники. Очень много черники – пока ставил палатку опять все штаны, особенно на коленках, измазаны давленой черникой. За день прошли 7,39 км., в т.ч. 0,6 км обнос по берегу и 0,5 км брода челноком с вещами. До Пятиречья в день мы не дошли около 4,5 км по прямой. Очень трудный день…, это второй из двух самых трудных дней за весь поход.
       
16.08.10, понедельник. День семнадцатый.
Река Бур-Хойла - Пятиречье. Ночью был дождь. Утром в палатке температура +20 градусов. В 8-30 идет дождь – лежим в палатке, ждем когда закончится. Дождь то утихает, то возобновляется снова. Незабудка изучает карты. Доктор дремлет. А я «и то, что слышу, и то, что вижу, пишу в блокнотик, впечатлениям вдогонку, когда состарюсь - издам книжонку». Но время идет, и в который раз вылезаем из палатки под дождь. На завтрак манная каша разбавленная дождем и чай.
          По самым скромным подсчетам мы отстаем от графика 2-3 дня. Зреет мнение, что на Лахорту нам не попасть. До Пятиречья 4,5 км по прямой, а река петляет и к тому же забита камнями. Вчерашний опыт проводки повторять не хочется – решаем опять становиться на пешку. Дождь мелко моросит. Собираемся. Палатка мокрая хоть выжимай, это еще полтора килограмма лишнего веса. Температура +17С. Ветер умеренный. Тузик опять разделен по рюкзакам. Выходим и идем по чуть заметной тропе вдоль реки. Пройдя около одного километра, встретили старую вездеходку. Рассудив, что вблизи Пятиречья наверняка все вездеходки ведут туда – мы решаемся повторить неудачный эксперимент, сворачиваем на нее. Идем практически все время в гору. Слежу за стрелкой навигатора, нацеленной на Пятиречье – получается, что идем параллельным курсом - расстояние до Пятиречья не уменьшается (как было 3,5 км), а даже как будто, постепенно увеличивается. Это означает, что мы удаляемся от Пятиречья. В надежде что вездеходка рано или поздно сделает правый поворот в нужную нам сторону идем дальше, но увы. Расстояние до Пятиречья увеличивается уже до 4,12 км. Останавливаемся и держим совет, что делать дальше. Есть два варианта – или мы идем дальше по вездеходке и выходим на реку Тань-Ю, минуя Пятиречье, или сворачиваем с вездеходки и по тайге напрямую пробиваемся на Пятиречье.           Пятиречье это сердце Полярного Урала, красивейшее место, где сливаются четыре реки (Хойла, правая Пай-Ера, левая Пай-Ера, Бур-Хойла) и вытекает пятая река (Тань-Ю). Не побывать в этом месте находясь в непосредственной близости от него - это значит,что всю жизнь придется сожалеть об этой минутной слабости. Очевидно, что решение было единодушное – «через тернии к звездам», курс на Пятиречье.           Вначале пробовали поискать тропу, но откуда в глухой тайге тропа. С помощью навигатора, беру курс на маршрутную точку "Скала Пятиречье", идем по тайге строго по стрелке, напрямую – впереди навигатор, за ним я, за мной Незабудка и следом Доктор.
           На пути завалы, кустарники, болота, ручьи, заросли карликовой березки, глубокий мох. Даже сейчас, пройдя все, я не могу с уверенностью сказать, где вообще лучше идти: по глубокому мху или по зарослям карликовой березки, по кочкам на болотах или через кусты ивняка. Как говорится, все «работы» хороши, выбирай на вкус. Местность гористая, то вверх, то вниз. После дождя в лесу сыро, с деревьев срываются крупные капли, кусты мокрые, мы соответственно тоже. Иногда начинает моросить дождь. Отдыхаем через 200-300 метров пути. В лесу полно мошки. Когда верхняя одежда промокла, мы вынуждены были сделать один большой привал – разожгли костер и немного подсушились.           К 18-30 вышли на высокий правый берег Пятиречья. Дождя уже нет и выглянуло предзакатное солнце. Ветер порывистый холодный. Температура воздуха +13 градусов. На ветру и солнышке одежда сохнет быстро прямо на теле….. Разлили по колпачку спирта и дернули зеленого змия за удачу. Дрова есть, берег сухой и высокий, что еще надо… Сушимся и у костра. На ужин рисовая каша и чай. Отбой в 21-50. Поставил на зарядку аккумулятор фотоаппарата, в час ночи проснулся отключил. Посмотрел температуру в палатке +10 С градусов. На улице еще меньше. Но в спальнике тепло, а вот нос мерзнет. Комаров нет, куда-то попрятались от холода, а может передохли. Не жалко. Прошли 7,6 км, из них 4,5 км по тайге без тропы.
       
17.08.10, вторник. День восемнадцатый.
Пятиречье - река Тань-Ю. Утром моросит дождь. Порывистый холодный ветер. Комаров и мошек нет, встаем поздно в 9-30, погода непонятная: то дождь, то солнце. Температура +14 градусов. Солнце даже когда выглядывает, не греет. Не спеша собираемся. Место очень красивое на левом берегу реки Тань-Ю. На завтрак гречневая каша с молоком от пуза – даже не доели. Дров много, костер горит постоянно.
           Сходили на скалу. Взобравшись метров на 15-20 вверх, любовались окрестностями и фотографировали. Увиденная панорама впечатляет своим масштабом и суровостью. Пасмурно. Когда начали спускаться пошел дождь, но когда спустились вниз, уже сияло солнце. К 15 часам все готово к отплытию, Тузик на воде, вещи упакованы в гермы и привязаны к раме. Прощаемся с Пятиречьем, отчаливаем.           Река несет хорошо, скорость приличная. В двух местах на мелях проводим Тузика вручную, идя по воде рядом. Дождь, кажется, преследует нас, то начинается, то утихает. Очень холодно, ветер в лицо. От холодной воды и алюминиевого весла стынут пальцы. От дождя спина мокрая, что очень чувствуется на ветру. После того, как вместе с очередным дождем с неба посыпалась снежная крупка – нашему терпению пришел конец, мы вылезли на берег и развели костер, немного подсушились и погрелись. В этот момент наблюдали красивую двойную радугу на рекой.           На стоянку стали в 18-00 под проливным дождем. Но место нашлось хорошее с запасом дров. Спасибо тем, кто их оставил, нам они здорово пригодились. Натянули тент. Сильный дождь был не долго. Обогрелись и высушились. Температура воздуха +13 градусов. Палатку ставлю на высокую мокрую траву. На ужин доели последний концентратный суп из лапши. Отбой в 21-30. По Тань-Ю на веслах за три часа проплыли 14,96 км. Не плохо. Устье реки Лагорта-Ю даже не заметили, т.к. проскочили под дождем. Еще накануне решили, что будем сплавляться по Тань-Ю. От графика прохождения маршрута уже отстаем на 3 дня. Тузик основательно порван, Порванные ботинки Доктора, подвязаны резинкой, т.е. еще одной пешки или проводки против течения по Лагорте-Ю они не выдержат. Значит не судьба. Весь день не видели ни одного комара, мошки тоже нет.
       
18.08.10, среда. День девятнадцатый.
Сплав по реке Тань-Ю. Подъем в 8-00. Погода пасмурная, но дождя нет. Прохладно. Комаров и мошек нет, вход в палатку открыт настежь. Жаль что, что все уже позади, а впереди дорога домой. Температура в палатке +16 С градусов. Ветра совсем нет. Вылезаем из палатки, дождя нет, он как будто висит в воздухе. Тузик совсем плох, дыра все увеличивается. Доктор обмотал наружный баллон скотчем и веревкой, что бы края дыры не расходились. Внутренний баллон пока цел, но воздух травит, два три раза в день нужно подкачивать. На завтрак геркулес. Дождь собирался, собирался, да так и не собрался.
           В этот день мы решили , по Сталинскому декрету, отметить день Авиации, который теперь празднуется в третье воскресенье августа. Все торжества были запланированы на ужин. Около 11 часов стали на воду. На этом участке Тань-Ю очень красивая. По берегам тайга, течение быстрое. По струе на перекатах несет со скоростью 10-11 км/час. Скорость течения реки 3,5 км/час, на веслах идем около 7 км/час. Ветра нет, но и комаров тоже. Река делится на рукава и протоки, если неправильно выбрать струю, можно попасть на мель или шиверу. Несколько раз пришлось слезать с Тузика и проводить вручную по мелководью.           На правом берегу обнаружили бывшую базу геологов. Остовы сооружений из жердей и кучи мусора (нужных и ненужных вещей). Перекуса или обеда не делали. На берегу стали попадаться строения - добротный дом, у которого встретили группу туристов из Питера (3 человека, две байдарки), которые поднимались против течения по Тань-Ю, чтобы попасть на Лагорту-Ю. Перед выходом на большую петлю реки Тань-Ю нашли хорошую стоянку, но время еще 15-30, рано, поэтому решили идти дальше. Комаров и мошек днем на воде нет, но на берегу много. На всей большой петле, стоянок больше не попалось. Потом уже, по трекам навигатора установлено, общая длина петли 5,5 км, прошли мы ее за 2,5 часа, при этом ширина перешейка (между ближайшими точками петли) всего 220 метров. Можно было бы произвести разведку и сделать волок, сэкономив силы и время. Как говорится: знал бы прикуп, жил бы в Сочи.           Погода портится. Во второй половине дня несколько раз начинает моросить дождь. К 18-00 дождь уже поливает во всю. Низкая облачность. Первая стоянка попалась в 18-10 на левом берегу в лесу. Чалимся, разгружаемся, разжигаем костер. Я ставлю палатку под непрекращающимся проливным дождем. Стоянка в лесу, с деревьев вода льется ручьем. Все мокрые. Температура +14 С градусов. Дрова есть, костер большой, но обсушиться невозможно, т.к. сверху поливает нещадно. По плану Незабудки, в честь Дня авиации, у нас должен быть праздничный ужин из жареной картошки с грибами. Шесть картофелин Незабудка специально купила в Харпе к этому дню и весь поход старательно скрывала от нас. Конечно, дождь основательно подпортил эти планы, и у нас получилась не совсем прожаренная картошка с водой и грибами. Но два колпачка спирта на нос скрасили эти неудобства. За день прошли 24,23 км, но уже на пределе сил. Следует отметить, что ветер в этот день нам не мешал, но и течение, во второй половине дня, не помогало. Подсушиться в этот вечер так и не удалось, т.к. дождь не перестал ни на минуту. В сухое переодеваемся по очереди под тентом и ныряем в палатку.
       
19.08.10, четверг. День двадцатый.
Сплав по реке Тань-Ю. Подъем в 9-00. Температура +10 С градусов. Комаров нет, дождя нет, ветра нет, солнца нет. Ничего нет. Есть только сырость - все кругом мокро, трава, деревья...           Облачность низкая. Сушимся у костра. Собираемся. На воду стали в 12 часов. Похолодало, перед выходом температура воздуха +7 С. Появился ветер. Холодно. Надел сверху на себя последнее что было - куртку. Река уже не красивая, берега топкие в зарослях травы и кустов. Стоянок нет - не встречали за день ни одной. Фотографировать нечего, пейзаж не меняется в течении дня. Гребем, гребем и гребем, монотонно и однообразно. На стоянку стали в 18-00 так и не найдя готовой. Место высокое, но болотистое на правом берегу. За день прошли 17,5 км. На ужин суп из вермишели, чай. Отбой рано в 20-00. Незабудка в палатке перед сном долго и тщательно изучала карты и описание маршрута, пытаясь уличить меня в неправильном подсчете дней похода. Как только легли спать, пошел небольшой дождь.
       
20.08.10, пятница. День двадцать первый.
Сплав по реке Тань-Ю. Подъем в 6-00. Температура в палатке + 14 С градусов. На завтрак доедаем вчерашний суп (разбавленный водой) и чай. В планах за день нужно дойти до озера Варчаты. Незабудка потихоньку переживает - надо домой, как там домашние...           Осень как-то нахраписто вступила в свои права, комаров нет уже который день. На березах появилась желтая листва.           Стали на воду в 7-30. Ветер порывистый переменчивый - то в спину, то в лицо, но стабильно холодный. Скорость течения реки 1,5-2 км/час. На веслах, против ветра, больше 3 км/час не получается. Идем по Тань-Ю. Днем температура +17 С градусов, когда нет ветра тепло. Тань-Ю примерно такая же, как и вчера, широкая до 100 метров равнинная река. На фотографии видна ширина реки, снят противоположный берег. Берега в зарослях кустов. Стоянок нет. Вода уже не прозрачная, на дне водоросли. Доктор поймал два окуня и щуку. Хариуса в этих местах уже нет. В 13-30 стал накрапывать дождик - остановились на обед на острове. Развели костер. На обед картофельное пюре и чай. Во второй половине дня удача - ветер попутный. На берегу заметили стоянку - бывшее стойбище - кострище, жерди от чума, шкурки белок на деревьях... Но в основном стоянок нет, берега низкие и топкие. За полтора два километра до озера нашли на правом берегу более-менее подходящее место для стоянки. Высокая трава, кострище. Но дров близи нет, на берегу заросли ивняка. К вечеру выглянуло солнце, но заметно похолодало и температура опустилась до + 11С градусов. На ужин уха и жареная рыба. Солнце село в кустах ивняка примерно в 20-00. Сегодня прошли 20,64 км. По подсчетам Доктора, до ближайшего поселка Вершина Войкара еще 5 дней пути.           Решил зафиксировать интересный факт: этим вечером на мне одето - футболка, рубашка, тонкий шерстяной свитер-водолазка, флисовая куртка, брезентовая куртка. На ногах трико и брезентовые штаны. Мне не холодно. Спать в спальнике тоже не холодно, половину одежды на ночь снимаю.
       
21.08.10, суббота. День двадцать второй.
Сплав по реке Тань-Ю, озеру Варчаты, реке Варчатывис. Утро. Яркое солнце. Ночь была очень холодная, самая холодная из всех в походе. На почве и палатке изморозь, иней. Но солнце все согревает и быстро сушит. Подъем в 6-00.
Завтракаем вчерашней ухой. Комаров нет совсем. Выходим в 7-30. Идем по Тань-Ю, река у впадения в озеро начинает делиться на рукава. Ветер встречный. Идем по крайней левой протокой.           В 9-00 вышли в озеро Варчаты. На озере ветер также встречный, волна небольшая. Расстояние до острова, на котором стоит часовенка (это наш ориентир по навигатору на озере) - 8,4 км. Идем держа курс на остров. Навигатор перед мной, но остров виден и так. Ветер сносит нас к левому берегу. Порванный баллон Тузика требует подкачки. Заворачиваем к левому берегу по ветру. Подкачиваем баллон, идем далее направлением через центр озера. Все озеро 11 км длиной, шириной 6 км. Ветер то утихает, то дует с новой силой навстречу. В середине дня дошли до небольшого каменного безымянного островка, который облюбовали чайки. По этой причине мы дали название острову "Птичий". Я залез на самый верх и стал фотографировать, а Доктор тем временем (минут за 40) выудил четырех окуней и одну здоровенную щуку. Пришлось переименовать остров в "Рыбный".
          Пообедали на острове вчерашней холодной жареной рыбой. До устья реки Варчатывиса, куда нам надо было попасть, еще 5,5 км. Остров с часовенкой на который мы целились остается правее. Ветер успокоился. На берегу озера Варчаты, в нескольких километрах от нас, видны современные постройки. Оттуда на моторке к нам подплыл охранник, приглашал заехать, но мы отказались - слишком большой крюк. В разговоре прояснили для себя вопрос с наймом лодки и ценами на нее. По озеру плыть труднее, чем по реке, во-первых, кроме ветра приходится преодолевать еще и волны, а во-вторых, берега далеко и перемещение не так наглядно, как вблизи берега – гребешь, гребешь, а кажется, что стоишь на одном месте.           Около 17 часов озеро осталось позади и мы вошли в реку Варчатывис. Решили идти дальше, подыскивая стоянку. Стоянка нашлась только возле дома егеря. Чалимся. Дома никого нет. Еще ранее охранник на озере сказал, что видел моторку егеря на стрелке рек Варчатывис и Войкар, значит егерь ушел на Лахорту. Возле дома бегают две дружелюбные собаки. Неподалеку поставили палатку, поели сами и покормили собак. От охранника узнали, что есть связь и вечером достали мобильники и первый раз (после Харпа) позвонили родным. Поставил аккумулятор фотоаппарата на зарядку. Незабудка запекла окуней в фольге и потом допоздна жарила, но так и не дожарила щуку (не хватило углей). Запеченные окуни, мне тоже не понравилась, т.к. вкусом напоминает вареных. Растительное масло у нас уже закончилось и жарить не на чем. Ночью моросил дождь, но было тепло. Место для палатки не очень хорошее, спать было неудобно, мешал камень и небольшой уклон. В результате я не выспался. Егерь не появился ни вечером, ни утром, но это не помешало нам по традиции, про которую мы узнали из интернета, оставить для него подарок блесну. Жаль, конечно, что нам не удалось встретиться с ним и поговорить. Утром появились комары, но немного. В этот день мы прошли 16,54 км., в т.ч. 11 км по озеру.
       
22.08.10, воскресенье. День двадцать третий.
Сплав по рекам Варчатывис и Войкар. Проснулись в 7-30. Встали сами, никто нас не будил, хотя ранее Незабудка делала это с завидным постоянством. Пасмурно. Комаров нет. Доктор возится с Тузиком. Незабудка вылезла из палатки последней, хотя вылезать из палатки последним, это была моя «обязанность». Незабудка молчит, единственное, что сказала, что рука после вчерашней гребли не работает. Но чувствуется, что что-то не так. Собираемся медленно и вяло. Температура + 9С градусов. Настоящая осень. Щуку дожаривать некому. Доели вареную рыбу из ухи. У нас остался почти целый противень недожареной щуки и три запеченых в фольге окуня. Доктор обещал больше не ловить, так мы съесть все это мы не в состоянии. Чая нет, т.к. приготовить не в чем - все котелки заняты рыбой.           Позже выяснилось, что утренняя неразговорчивость Незабудки объясняется тем, что она обиделась на нас, за то что мы ушли спать, а ее оставили в темноте дожаривать рыбу. Стали на воду в 9-30.
Варчатывис заметно отличается от Тань-Ю. Более красивее, берега живописнее - без кустов. Протяженность реки от озера Варчаты до впадения в Войкар - 11 км. Течение быстрое. Берега галечные, так что со стоянками проблем нет. Ветра почти нет. Дно каменистое, встречаются перекаты. К 12-ти часам подошли к месту впадения реки Варчатывис в реку Войкар.           В Войкаре течение еще быстрее. Без весел скорость 3,5 км/час, на веслах около 7 км/час, много перекатов, где скорость по струе увеличивается до 10 км/час. Берега галечные, обрывистые, особенно левый. Правый берег чуть пониже. В связи с такой скоростью решили сократить один отставания по графику и идти без отдыха на веслах "до упора". Время от времени (с периодичностью два-три раза в час) моросит дождик, преследуя нас до самого вечера. Холодно и сыро, руки стынут от холодного весла, не спасают даже перчатки, ноги в резиновых сапогах хоть и сухие, но тоже очень мерзнут.           "Упор" случился в 18-10 в виде избушки на берегу. Хоть мы могли идти и далее, но захотелось экзотики и решили заночевать в этой избушке. Незабудка очень настороженно отнеслась к нашей идее, т.к. опасалась аллергии. Никогда не забуду ее взгляд, когда мы сообщили ей, что хотим заночевать в избушке. Я в тот момент даже подумал, что в случае чего, для нее можно рядом с избушкой поставить палатку. В избушке достаточно чисто, стол у маленького окна, три лавки, некое подобие шкафа из досок, деревянные полати на 5 человек и железная печь. Кроме того в избушке обнаружили запас продуктов: мука, крупы, растительное масло. Да и опасения Незабудки оказались напрасными. На костре Незабудка дожарила щуку, воспользовавшись растительным маслом из избушки. Из своих запасов сварили кисель. Ужинали первый раз за 20 дней за настоящим столом при свете фонаря. Доктор попытался разжечь печь, но от сырых дров она дымила и чадила. Пришлось оставить эту затею и проветривать избу. Комаров и мошек ни вечером, ни утром нет. Холодно. В этот день прошли 37,10 км, в т.ч. по Варчатывису 11 км и по Войкару 26,1 км.(вот что значит хорошее течение и сноровка)
       
23.08.10, понедельник. День двадцать четвертый.
Сплав по реке Войкар. Подъем в 6-00. Собрались быстро. Доктор занимается Тузиком, Незабудка готовит завтрак, я пишу дневник. В избе температура +6 С градусов, на улице еще холоднее. Но спать было тепло, хотя и жестковато - т.к. полати деревянные.
На завтрак манная каша. Сквозь бледные облака проглядывает солнце. Задача на день - дойти до поселка Вершина Войкара и найти моторную лодку на Мужи или Шурышкары.           Справляемся по Войкару. Стоянок по берегам много, берега галечные. Комаров практически нет. Погода с утра солнечная, днем мелкий дождик. После 13-00 часов сильный порывистый ветер навстречу. На берегу увидели строение, небольшой сарайчик из досок, чалимся. Из аншлага, в котором посетителей просили не пакостить, мы узнали, что это оказывается станция Уральского отделения Российской академии наук. Вокруг строения море морошки. Ели ее горстями набивая полон рот. Морошка спелая, немного прибитая морозом. Вкусно.           От места ночевки до пос. Вершина Войкара по навигатору 20 км (по прямой), а по реке наш путь составил 31,65 км. На Войкаре появляются мели, мелкие протоки и рукава. Обедали около 14 часов. Где-то около 15 часов достигли пос. Вершина Войкара.           На пристани много моторных лодок, которые видны издалека. Незабудка и Доктор достаточно быстро договорились о заброске в пос. Мужи за 2,5 тыс.руб с каждого.
Если добираться от Вершины Войкара до цивилизации на моторной лодке, то вариант пос. Мужи более привлекателен нежели пос. Шурышкары, во-первых в Мужах на пристани есть зал ожидания, где можно переночевать и во-вторых, Мужи это конечная станция для Метеора, т.е. всегда без проблем можно сеть. Собираемся, теперь уже окончательно сворачиваем и упаковываем Тузика. В 16-30 отплываем на моторной лодке. До Мужей мы добрались в 18-10, пройдя на моторке 56,85 км. На озере Войкарский Сор, которое мы пересекли, небольшая волна около 30 см. Моторка идет поперек волны, взлетая на одном гребне и приводняясь с солидным ударом на следующий гребень. Всех сидящих в лодке изрядно протрусило. И так около 20 км по озеру. Скорость лодки с мотором Ямаха 40 л.с. - 38 км/час даже против течения по Горной Оби.           В Мужах на пристани есть зал ожидания, где мы с удобством расположились. Ракета или Метеор до Салехарда отправляется в 4-00 часа утра. Первым делом в ближайший магазин - берем джельтменский набор хлеб, ветчину, кетчуп, пиво и водку. Первым делом допили неприкосновенный запас спирта спирта. Чуть позже к нам присоединились двое туристов из Израиля. Они в составе группы в 10 человек забрасывались из Инты на Мокрую Сыню и далее сплавлялись на катамаранах. Из-за дефицита времени они вынуждены были сойти с маршрута. Пообщавшись с помощью жестов на ломаных английском, немецком, иврите и русском языках, мы вместе распили еще 0.5 водки и 5 литров пива. В зале ожидания кроме нас никого нет, спали на полу, подстелив пенки. Я развернул и раскинул на креслах палатку, чтобы просохла.
       
       
24.08.10, вторник. День двадцать пятый.
пос. Мужи - Салехард - Лабытнанги. Встали в 3-00. Голова чугунная, реакция заторможенная, наверное после разговоров….
Собираемся. Сворачиваю палатку. Тем временем, объявляют посадку, садимся на судно. Стоимость проезда от Мужей до Салехарда 528 руб., расстояние 180-200 км. Желающих уехать на метеоре много, почти все места заняты. Дальше ничего не помню, спал как сурок до самого Салехарда. В Салехарде меня растолкали и народ вынес меня на площадь перед речным вокзалом, время 8-00 часов утра. Выходим в город. Много таксистов предлагают услуги. Договариваемся о доставке за 500 руб. с носа до ж.д. вокзала в пос. Лабытнанги, включая стоимость паромной переправы через Обь. За два часа мы, с помощью любезного водителя такси, который как оказалось, никуда не торопился, осмотрели Салехард. Сфотографировались около памятных мест, заглянули в "Обдорский городок" - первое поселение на месте современного Салехарда. Во время паромной переправы пошел дождь. Через Обь в будние дни ходят четыре парома, каждый может принять около 10-12 машин. Мы въехали на паром последними и практически сразу отчалили. Ширина Оби в месте переправы 2,25 км (от въезда на паром до выгрузки).
Переправа много времени не заняла и в 10-00 мы уже были на ж.д. вокзале в поселке Лабытнанги. Наши новые друзья из Израиля были уже там. Первым делом в кассе взяли билеты до Москвы на 26 августа, поезд Лабытнанги-Москва № 209, отравлением в 8-25 (мск). Поскольку у нас появилась уйма свободного времени, оставив рюкзаки под присмотром наших иностранных друзей, отправились знакомиться с поселком и покупать сувениры. Погода прекрасная, солнечно и тепло. Прошлись по центру, осмотрели экспозицию краеведческого музея (цена билета 40 руб), заглянули на рынок. Купили продуктов на обратную дорогу. Сувениров в Лабытнанги мы не нашли, вероятно их нужно было покупать в Салехарде. Но мы этого не знали. Поэтому набрали подарков родным и близким в виде фирменной водки "Ямал", "Салехард", "Лабытнанги" и тушенки из оленины. Стоимость 0,5 водка - 200 рублей, литровая бутылка водки - 400 рублей, банка тушенки из оленины 325 грамм - 115 руб. Вернулись на вокзал в 15-30. Вечером, поскольку наш поезд уже стоял на станции, договорились переночевать в вагоне на своих местах.
       
       
25.08.10- 27.08.10, среда, четверг, пятница. Дни двадцать шестой, двадцать седьмой, двадцать восьмой.
В поезде. Утром в 8-25 поезд из Лабытнанги отправился в Москву, а мы домой. В Москву прибыли без приключений 27 августа в 4 часа утра. От Москвы до Брянска добирались шесть часов на автобусе, в Брянск прибыли в 13 часов того же дня. Все! _____________________________________________________________________ Итоги: Всего пройдено за 22 дня активной части похода от ст.Собь до пос.Мужи - 394,92 км, из них сплав по рекам - 276,45 км, пешка - 61,62 км, в т.ч. проводка против течения 12,35 км, на моторной лодке 56,85 км.
Видеоролик нашего похода:
Ю.Лучин
28 сентября 2010 года, город Брянск
P.S. Автору было мало творческих мук, он жаждал ещё и читательских!

Приложение:


Комментарии
Damary07.02.13, 01:00
Спасибо! 
Спасибо за рассказ и фотографии. Была в этих местах (правда без пешей части) аж в 1970 году. Очень приятно было вспомнить Полярный Урал и речку Собь. Если любопытно, как это было в те давние времена, можно посмотреть наш фильм (качество - не ахти - цифрована старая кинопленка): http://www.youtube.com/watch?v=1qhvauaJK7s&feature=share&list=PL63Un-hUeeou56c5esDhFRp_585F2SIe7
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: