Это - третий поход нашей программы "Осенний Крым". Пока пройден участок горного Крыма от Севастополя до перевала Верхний Шелен: Ангарский перевал – Демерджи-яйла – Тырке-яйла – ист. Сулух- Оба - хр. Таш –Хабах – ст. Ай-Алексий – ст. Чигенитра – пер. Биюк-Капу – пер. Кучук-Капу – пер. Каллистон –Богаз – пер. Горуча - пер. Верхний Шелен – с. Поворотное

Партизанскими лесами Крыма

Буковый лес во время дождя Буковый лес во время дождя
Караби-Яйла с хребта Таш-Хабах Караби-Яйла с хребта Таш-Хабах
Перевал Большие Ворота Перевал Большие Ворота
Этот поход – третий в веренице наших осенних походов по Крыму. Во время первых 2-х мы прошли район между Севастополем (точнее –  Морозовкой) и Ангарским перевалом, а теперь нам предстоит идти от Ангарского перевала на восток, в сторону Старого Крыма Старый Крым – это, конечно, программа – максимум. Пройдём, сколько успеем за 9 дней.
График у нас не расписан по часам, мы вольны в своих планах. В известных пределах, конечно. Мы не ставим рекордов, и нам не защищать отчёт по маршруту. Рекорд наш – в другом: мы путешествуем так вот уже 25 лет – пешком, на лыжах и по воде, продолжая получать от этого удовольствие и не ставя  радость от наших походов в зависимость от количества вложенных средств.
  Стартуем на Ангарском мы ещё в солнечную погоду, но уже вскоре наползает туман и начинает моросить. Мы решаем игнорировать спрямляющие тропы и подниматься на плато строго по дороге. Проигрыш в  расстоянии для такой группы, как наша, значит меньше, чем выигрыш в усилиях. Когда идём уже по Тырке, и моросить, и дуть начинает уже не на шутку. Даже проблемы с ориентированием пару раз возникают. Наш старенький навигатор – с маленьким монохромным экраном, и карту в него «закачивать» бессмысленно. А привязывать определённую точку к карте не будешь на каждом шагу! Поэтому ориентируемся в основном по зрительной памяти и проезжим дорогам. Но дороги за 2.5 года заметно изменились. Самая накатанная грунтовка выводит не к спуску с плато, а на обзорную точку для «джипперов». Исправив ошибку, спускаемся к роднику Сулух – Оба. Идёт нескончаемый дождь, и готовим на газовой горелке. Следующий день – ничем не отличается от первого, и мы вынуждены устроить днёвку. В палатке-то – сухо. Только вот из развлечений остаётся только сон. Впрочем, во второй половине дня мы даже костёр из сердцевины буковых брёвен, затратив 1,5 часа, смогли развести. Зато горел он всё ночь, невзирая на дождь.  Мимо нашей  стоянки – интенсивное движение маленьких групп с лёгким снаряжением: проводится мультиспортивная  гонка. Будут идти эти группы всю ночь до утра. Вначале мы просыпались, некоторых поили чаем, затем перестали реагировать – кто хотел  из них – сами грелись у костра и уходили дальше.
Утро третьего дня порадовало нас коротким перерывом  в дожде, и мы предприняли короткий переход  до родника Ай-Алексий. И лишь с 4-го дня погода улучшилась, и мы начали «разгоняться». По южному склону Караби-Яйлы  доходим до стоянки Чигенитра, а после неё поднимаемся на перевал Большие Ворота (Биюк-Капу). Осень, видимо, стоит в целом дождливая, и мы с удивлением обнаруживаем ручей чистой воды, бегущий прямо по дороге с самого перевала. Т.е.  при необходимости нынешней осенью можно было ночевать и на самом перевале! Тропа с Больших Ворот на Малые Ворота идёт по лесистой балке вдоль хребтика, интенсивно засыпана опавшей листвой и с трудом «читается». Маркировки на ней нет, и пользуются ей, похоже, только такие вот пешие группы. Район Малых Ворот на карте версии 2005 года показан совсем не так, как выглядит в действительности. И в дальнейшем – мы будем сталкиваться с ошибками на всех картах  популярного масштаба 1:50000. Последняя версия её – с координатной сеткой WGS -84 –
исправив некоторые ошибки, добавила новые. Так что в целом – качество картографии не изменилось.

Восточне нагорье Крыма Восточне нагорье Крыма
На подступах к перевалу Горуча-Богаз На подступах к перевалу Горуча-Богаз
Заночевав прямо на перевале Каллистон –Богаз ( не доходя до него метров 100, прямо у тропы есть родник) N 44.51.912
  E 034.38.285
переваливаем плечо горы Шуври, спускаемся к роднику Вересь–Чокрак, а от него, потеряв почти 600 метров высоты, в долину реки Ускут. Этот нелогичный, казалось бы, переход вызван тем, что бывалые люди посоветовали нам изменить маршрут. Первоначально планировалось двигаться от перевала Каллистон-Богаз к перевалу Алакат-Богаз, а от него к стоянке Нижний Кок-Асан. Но весь это участок маршрута пролегает по лесу, и в зрелищности проигрывает варианту через перевал Горуча. А чтобы выйти к этому перевалу, нужно, спустившись к Ускуту возле строящегося гостиничного комплекса и перейдя реку в любом доступном месте, пройти по дороге на север километра 1,5 до знаменитой «подковы». Увидев источник (2 дерева возле расцвечены цветными ленточками) и пройдя чуть дальше по дороге, нужно справа высмотреть вливающееся под острым углом ответвление дороги на Зеленогоское. С этим  участком проблем нет. А вот начало подъёма на седловину между горами Лапата и Куроча приходится поискать. Дело в том, что по карте показан подъём по направлению – без тропы – от того места, где дорога пересекает исток ручья. Дорога, действительно, делает излучину на север, пересекая в истоке довольно крупный ручей, и в этом месте есть симпатичное озерцо. И вообще – место это настолько красиво, что только индейские фильмы моего детства здесь  бы снимать! Дорога окаймлена рощицами невысокой сосны, влево уходит горный склон, а справа вдали просвечивает море. Но возле ручья тропы, действительно, никакой нет. Пройдя на всякий случай метров на 500 дальше, никаких развилок мы тоже не обнаруживаем. Дорога – по карте – идёт в Зеленогорское, и нам нужно с неё начинать подъём.  И мы, действительно поднимаемся напрямую через заросли  колючего шиповника, с упоминанием родственников по женской линии, пока не оказываемся под скалами. Но, предприняв небольшой траверс под скалами на восток, я обнаруживаю на седловине пришедшую снизу (откуда?) хорошую двухколейную грунтовку. Впрочем, на седловине она и заканчивается, превратившись в хорошую, но только пешеходную, тропу. На дороге встречаем тарантула, а под перевалом Горуча дважды видим змей, (которых дома я смог идентифицировать как четырёхполосых полозов). А виды – заслуживают того, чтобы из-за них сбросить 600 м высоты и тут же 400 набрать. Я вообще до сих пор представлял себе Крым восточнее Караби-яйлы как сплошное лесное море, чуть всхолмленное. Когда же мы видим под ногами головокружительную километровую пропасть урочища Панагия с полосатыми от скальных выходов и желтеющих лесов склонами, слова застревают в горле, чтобы это описать вслух! На самом перевале Горуча, в пересыхающем ручье, есть ванночка глубиной сантиметров 20 со вполне питьевой водой в точке  N 44.53.473
  E  034.41.835

Район Верхнего Шелена Район Верхнего Шелена
Дальнейшее движение по водоразделу в сторону перевала Верхний Шелен не представляет сложностей для ориентирования. Тропа просто идёт по гребню, взбираясь на все вершинки. А вот в точке N 44.53.757
   E 034.43.779
находится развилка с дорогой, не показанной на карте, по которой можно уйти в Морское (на карте показан в этой точке маршрут, но не прорисована дорога или хотя бы тропа).
 Впрочем, какая-то добрая душа повесила на этой развилке указатель Шелен- Кокасан. А вот перед самим Верхним Шеленом начинает твориться такое… Похоже, карту ключница рисовала. И сам перевал, и памятники партизанам находятся не там, и отдельной тропы, к Нижнему Шелену, ответвляющейся от дороги в 600 м южнее перевала, не существует! На последней версии карты перевал уже указан правильно, но дорога на Нижний Шелен – это развилка равноценных дорог на самом перевале!
N44°54’632”
E 034°44’593
  К сожалению, мы вынуждены были сократить наш маршрут, спустившись с перевала Верхний Шелен в с.Поворотное. Из Поворотного уехать в Симферополь не так просто, потому что автобус заезжает сюда не каждый день. Но – мир не без добрых людей – выручает нас местный житель по имени Константин. Он довозит нас до села Богатого на трасе Феодосия – Симферополь, по пути рассказывая, что за последние 30 лет вся долина, по которой мы едем, пришла в упадок. Заброшены сады, когда-то кормившие яблоками всю страну, стоят птицекомплексы, нет работы…
 Из Богатого одним из последних сегодня проходящих автобусов едем в Симферополь.