РАЗВЕДКА БОЕМ

Идея экспедиции

Большинство известных нам источников "обныривались" с 1970-х - 80-х
годов, почти во всех оставались белые пятна.
Целью экспедиции ставилось:
а) найти, разведать подходы к известным нам по литературе источникам.
б) по возможности произвести погружения в эти источники с целью оценки
дальнейших перспектив работы
в) выполнить ряд глубоких погружений (Подземная Хоста, Глубокий Яр) с
использованием ребризера Inspiration, дайвер - А. Важинский.
г) проверить ряд наводок и поискать новые перспективные источники.
Подземная Хоста

Источник, разгружающий Воронцовский хребет (возможно также и Алек
частично). Вход находится в каньоне реки Восточная Хоста.
Сухая часть пещеры около 200 метров длины, далее сифон.
В конце 80-х годов погружался Петр Миненков, достиг глубины 45 метров.
В 2001 году Фил Шот (в составе российско-украинской экспедиции) погрузился до глубины 86 метров.
Уровень воды в сифоне очень сильно меняется в разное время года,
колебания достигают 25 метров.

В нашей экспедиции погружение проводил Алексей Важинский, в ребризере
замкнутого цикла Inspiration. Он дошел до конца ходовика Фила Шота, по текущему уровню тот оказался на глубине 67 метров (уровень воды упал на 19 метров
относительно погружения Фила!). Затем Алексей размотал еще около 80
метров ходовика, дошел до перегиба на глубине 83 метра. В дальней части зальчика обнаружил щель около 0,6 х 4 м (глубина 79 метров), уходящую вверх. Видимо, щель непроходима, особенно учитывая глубину и сложность сифона (430/-83).
По результатам опроса постоянных участников экспедиций в П. Хосту (Н. Чеботарев), выбран "стандартный" уровень воды (наиболее часто наблюдавшийся). Согласно этому уровню, сифон на текущий момент имеет параметры 450/-95

Описание сифона:

после входного озера -небольшая галерея на глубине 1.5-2м (3-4.5 после подъема) длиной 20-30м, затем  сужение, и туннель с плавным понижением до 6 -8 м, длиной ок 20 м. Затем склон примерно 30"-40" , пологий склон и опять примерно 50-60" до 42м. На этой точке заканчивается полевик. От входа проимерно 100м.  Далее ход идет почти без изменения курса, с уклоном 20"-30". Большинство маршрута - высота в туннеле не меньше 1.5 - 2м  и сужение слева и справа.

На двух участках на дне мелкая галька фракция 5-7мм. На 57м ходовик заканчивается. До 65м был обрыв ходовика. Ходовик восстановил. С 65 до 67 стоял ходовик в две веревки. После 67 следов ходовика не видел. На 82м ход заканчивается круглой промоиной ( "кастрюля") диаметром примерно 5-7м, небольшой перевал и вторая "кастрюля" диаметром немного меньше и примерно 80м по дну. На дне камень со следами промоин.  Под потолком -щель высотой примерно 30-50см, сектор 100"-120". Конец ходовика привязан у щели. От места окончания старого ходовика ( на 67м) до щели примерно 80м. Общая длина хода 400-450м.

Максимальная глубина при данном уровне воды 82.6м. От начала сифона до конца установленного ходовика при нормальной видимости можно дойти примерно за 30-35мин при среднем темпе. 2\3 пути на глубине от 45 и глубже.

Щель нормально проходима в бэкмаунте с двумя стейджами.

Температура воды +10, видимость 1.5-2м. Время погружения 135мин. Развернулся на 42минуте. За время погружения вода поднялась примерно на 1.5-1.7м.

Конфигурация: Инспирейшн. Дилюэнт 12\55, донный сетпоинт 1.3, сетпоинт на декомпрессии 1.5.

Байлаут донный стейдж 12л 230бар 12\57 + стейдж 10л 230бар 14\55. Декостейдж 40% 10л 230бар оставлял на ходовике на 30м, кислород 4л 250 бар - оставлял на ходовике на 6м.

А. Важинский.

Глубокий Яр

]

Источник, разгружающий часть хребта Дзыхра.

Первые погружения выполнены Петром Миненковым в 1991 году, им пройдены 3 сифона (60/-12, 260/-31, 130/-20), сделано погружение в 4-й сифон до глубины сифоне очень мерзкая узость.В 2002 году сборная команда (рук. Базилевский ? Решетняк?) провела экспедицию, в результате работы которой было выполнено погружение в 4-й сифон Фила Шота до отметки 74 метра, сифон продолжается.

Мы не смогли пройти щель в начале второго сифона в ребризерах, которые более габаритны, нежели баллоны. Щель была позднее пройдена с двухбалонными аппаратами (из двух семилитровых баллонов).

Из-за неготовности транспортировать ребризеры отдельно дальнейшие погружения были отложены.

В последний день работ нам удалось пройти щель (разобрав завал на

глубине 35 метров), предположительно соединяющую 1-й и 2-й сифоны, из-за малой длины имевшегося ходовика не удалось дойти до соединения с ходовиком во втором сифоне

Ныряли Юрий Евдокимов, Юлия Савенко, Андрей Рянский, Михаил Цыбизов, Алексей Важинский.

Голубое Озеро

Предположительно  сюда разгружает часть Арабики. Ныряли в него много, есть упоминания об узости на глубине 18 метров, не было точных данных об конечной глубине и перспективах.

Узость обнаружена не была, на дне озера (-18 метров) широкий тоннель уходит под скалу и серией уступов спускается до глубины 48 метров, где затыкается (ровное галечное дно, под стеной щель 10х30 см без признаков течения). Пещера осмотрена многократно, никаких намеков на продолжение нет. Возможно, что иногда она работает как эставелла, т.к. присутствует в большом количестве мусор (бутылки, обрывки тряпок) до самого дна (при отсутствии течения непонятно, как он мог бы туда попасть). Итоговые параметры источника 130/-48. Погружались Алексей Важинский, Сергей Шеремет, Сергей Ляховец, Андрей Рянский, Юрий Евдокимов, Юлия Савенко.

Амра

20 метров от Голубого Озера в сторону Рицы, возле дороги. По опросам очевидцев, до строительства дороги был мощный широкий источник, который в 1965 году  завалили камнями дорожники. Гидрологически, видимо, связан с Голубым озером по трещинам, поскольку в межень имеет абсолютно совпадающий уровень воды. В паводок уровень в Амре на 2 метра выше Голубоко озера, возможно имеет отдельный источник питания.

При полной внешней "ненырябельности" Сергей Ляховец втиснулся между камней и спуститься по щелям в завале на глубину 6 метров под воду, где обнаружил огромных размеров (6х4 метра) тоннель с чистой водой, уходящий наклонной трубой вглубь массива. Какие-либо следы предыдущих погружений отсутствуют.Евдокимов в конфигурации "ультрасайдмаунт" (два баллона на веревочках подвязаны на уровне колен :) пролез затем в щель и прошел по тоннелю до отметки 90/-39 метров.Следующее погружение готовилось 2 дня, погружались Юрий Евдокимов и Юлия Савенко.

Предварительно на глубину 6 метров были переданы баллоны с тримиксом, найтроксом, воздухом и кислородом. Затем оба участника спустились вниз через узость и под водой надели аппараты, дополнительные баллоны. В погружении была достигнута глубина 41 метр, где после перегиба сифон круто пошел вверх. Всплыв до отметки 30 метров, повернули назад по запасам воздуха и в силу сильного замерзания (вода 4 градуса, оба затекли). Сифон продолжается, текущие параметры 110/-41. Погружались Сергей Ляховец, Юлия Савенко, Юрий Евдокимов.

"1-ый километр"

найден по описаниям местных жителей на 1-километре Рицинского шоссе в 2х метрах от дороги.Развед-выход выполнен Сергеем Шереметом. Низкий ход длинной около 70 метров приводит к полусифону, затем через несколько десятков метров к сифону. Все узко и низко, погружения решили отложить на будущее, по мере накопления энтузиазма

Ист. Махцырха

Расположен  на Западной окраине с Блабурхва  Указан местными жителями.( Почему он до сих пор не был известен спелеоподводникам – непонятно. Село посещается спелеологами и более 30лет)

Поскольку источник является началом деревенского водопровода , погружения носили ночной характер по согласованию с местными жителями (с теми, которые в тот момент не спали).            Погружался Сергей Ляховец, дошел до глубины 14,5 метров, ход продолжается. В планах дальнейшее исследование источника.

Гекский Водопад

источник Гегский водопад

Единственное известное нам погружение выполнил Константин Кожемякин в 90-х

годах, дошел в сифоне до отметки 55/-20 метров.

Пещера для борьбы, на всех участках (восхождение по водопаду, "сухая" часть до сифона около 300 метров длиной с низким ходом и текущей навстречу и сверху рекой, узкий сифон.

После восхождения С. Ляховца на водопад была выполнена навеска вдоль

струи водопада по стене (55 метров), в пещеру занесен комплект

снаряжения для погружния. Нырял Ю. Евдокимов, прошел перегиб на

глубине 26 метров, всплыл до 13 метров. Дальнейшее прохождение нужно

делать в конфигурации сайд-маунт (баллоны по бокам), поскольку сифон

представляет собой наклонную трещину в среднем 1х8 метров.

На обратном пути не смог пройти узость на глубине 14 метров, которая по пути туда как-то относительно легко преодолелась. После 10 минутной борьбы прошел узость, сняв аппарат.

Текущие параметры сифона - 70/-26*

Черная Вода

Единственное известное мне погружение сделал в 90-х годах Петр Миненков, видимость тогда была около 1 метра, размотал 250 метров ходовика и дошел до отметки 31 метр по глубине.

Нам повезло больше, видимость была отличная, порядка 6-7 метров. Погружался Алексей Важинский. Дойдя до конца ходовика Миненкова (вернее, остатков ходовика), Алексей обнаружил, что это фактически перегиб сифона. Размотав еще около 50 метров, и всплыв до -18 метров, Алексей вернулся назад, посколько в текущей конфигурации не смог (вернее не стал пробовать) пройти сужение хода. Все погружение заняло около 1 часа 20 мин, текущие параметры сифона 300/-31.

Ист Василиска

(район с. Каман, 20 км от Сухума).

Пока остальные участники экспедиции были заняты поисками других плановых источников, оставленный без присмотра Сергей Ляховец залез в святой источник, в котором купались паломники. Источник представляет собой довольно серьезную реку, расходом около 1-1,2 кубометра/сек, вытекающую из обвального склона. Место посещается церковными служителями и разного типа туристами и паломниками.

Ни о каких погружениях в подобные места до этого не было и речи, но Ляховец доказал,что планки надо раздвигать. Найдя щель между камней размерами 20х50см, он залез туда в новой для всех нас конфигурации "ультра-ноу-маунт", до есть без ничего вообще. Воздух подавался с поверхности через регулятор с длинным шлангом (2,1 метр), подключенному к баллону, который на длину руки засунули в щель. Резервный 3х-литровый баллончик привязывался на тесемке снизу. Обнаружив расширение на глубине около 2х метров (очень условное, ибо по словам Сергея, оно не давало все же возможности извернутся и посмотреть на манометр :), Ляховец наполнился энтузиазмом и следующее погружение выполнил по еще более сложной технологии - с предварительным засовыванием одного баллона вниз на веревочке, креплением второго на тесемочке к телу и длинным шлангом с поверхности. В результате 20минутного погружения удалось пролезть на 5/-3 метра, дальнейшие прохождение требует совешенствования техники безбалонных погружений, желательно наличия жабер у подводника для автономной работы.

Тем не менее в планах дальнейшая работа в этом источнике, с применением технлогии разборки завала под водой, в том числе и инженерными методами.

Итоги

Выполнены погружения в 9 источников, найдены несколько известных нам
источников и разведаны подходы к ним для будущих экспедиций.
Локализовано множество новых источников. Создается впечатление, что количество неизвестных спелеологам источников на порядок больше, чем известных и что в ближайшем будущем будет сделано немало значимых открытий.