СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА
Общая идея маршрута

Идеей нашего маршрута было связать несколько горных районов в одном логичном линейном маршруте: Цей-Караугом, Дигорию и Безенги. Пройти перевалы, на которых относительно редко бывают туристские группы, актуализировать информацию по ним. В районе Цея и Караугома нам было интересно посетить самое высокогорное плато Кавказа – Караугомское плато; в Дигории - пройти сложные перевалы Суганского хребта и подняться на его высшую точку – вершину Сугантау; в районе Безенги - разведать пути прохода вдоль Главного Кавказского хребта по ущелью Дыхсу и пройти вдоль Безенгийской стены.

Руководитель похода с 2013 по 2018 годы в период межсезонья (весной) совершал короткие походы в районе Главного Кавказского хребта, двигаясь планомерно из года в год от Приэльбрусья (Сылтран-Су, Кыртык, Адыл-Су, Адыр- Су) до Дигории (Дигория, Караугом, Сардидон). Намеченный маршрут позволял объединить почти все эти локальные районы, сравнить состояние перевалов в весенний и летний периоды. Наш маршрут проходил вдоль Главного Кавказского хребта, где находятся самые большие зоны оледенения и наиболее сложные перевалы. Помимо идеи линейности, хотелось технически сложной работы на маршруте, поэтому в нитку включено достаточное количество интересных локальных препятствий с комбинированным характером склонов.

Варианты подъезда и отъезда

Ключевыми точками начала заброски на маршрут являются крупные города, такие как Владикавказ, Минеральные Воды, Пятигорск. Наиболее удобным и близким для заброски на маршрут является Владикавказ, но прямого сообщения с Чебоксарами и Казанью он не имеет, поэтому мы выбрали проверенный вариант: поезд Киров-Кисловодск, проходящий через г. Казань. На нем мы добрались до Минеральных Вод, где сели на нанятый заранее транспорт. Мы уже много лет пользуемся услугами Андрея (+79064622155, +79283724355, +79188052155), который фактически распределяет заказы на трансфер по всему Кавказу между свободными водителями. Группа в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/kavkaztransfer, сайт: https://minvodytransfer.ru/. С ним же можно договориться о доставке заброски продуктов и снаряжения, которые впоследствии группа подберёт на маршруте где-то в лагере или посёлке. Более быстрыми вариантами добраться до региона похода является авиаперелёт до Минеральных Вод или до Владикавказа. До начала маршрута в ущелье Цей добраться можно практически на любой машине.

Вариантов отъезда также существует несколько. Самым простым является заказ транспорта из альплагеря Безенги. Для этого нужно обратиться в

бухгалтерию, расположенную на первом этаже главного здания лагеря или напрямую к Алию Хусеевичу Ананьеву. Предварительно все вопросы можно решить через социальную сеть «ВКонтакте» https://vk.com/bezengi или по указанным там номерам телефонов. В лагере есть дежурная «буханка», которая может довезти до посёлка Безенги, откуда начинается хорошая дорога или дальше по договорённости. Также между посёлком Безенги и альплагерем ездит дважды в день автобус ПАЗ. О времени его следования надо узнавать у начальника базы. От посёлка Безенги, расположенного на 17 км ниже по ущелью от альплагеря

«Безенги», ведёт асфальтированная дорога, по которой можно ехать на любом транспорте. На маршруте мы добирали километраж, поэтому участок от лагеря до посёлка прошли пешком.

Страхование жизни, связь и регистрация в ПСО. Пропуска в пограничную зону и на территорию ООПТ

Страховка.

Все участники страховались через «Совкомбанк страхование», бывший

«Либерти», услугами которых мы пользовались в прошлом году. Страховались по программе «D», ассистентом в районе был «Class Assistance». Страховка на период похода обошлась каждому на сумму около 3000 р. Сумма страховой выплаты составляла 50 000 долларов и включала в себя эвакуацию вертолётом.

Связь.

Договорённость о передаче спутникового трекера в последний момент сорвалась. По этой причине группа использовала сотовую связь, что в населённом районе Кавказа было возможно на многих участках маршрута. Предпочтительно использовать связь от МегаФона и Билайна, у которых максимальная зона покрытия на Кавказе.

Регистрация в ПСО.

Группа отправила электронную заявку на сайты МЧС двух республик: Республика Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкарская Республика. В заявке указывались маршрут движения с привязкой к датам и контактные данные. Форма           регистрации           на           сайте           МЧС           России           - https://forms.mchs.ru/service/registration_tourist_groups/region. Помимо этого, группа встала на учёт по телефонам 8(866)387-14-89 (ПСО Приэльбрусья) и 8(867)240-54- 47 (ПСО Республики Сереная Осетия). По договорённости совершён звонок в МЧС обоих регионов перед началом маршрута и по его окончанию.

Пропуска в пограничную зону.

Основная часть маршрута проходит по пограничной с Грузией территории, поэтому заранее были отправлены заявления на получение групповых пропусков

на нахождение в приграничных зонах на территории Республики Северная Осетия- Алания и Кабардино-Балкарской Республики. Заявления составлены в соответствии с общими рекомендациями, приведенными на сайте ФСБ России, с которыми             можно             ознакомиться             по             ссылке       - http://www.fsb.ru/fsb/gosuslugi/detail.htm%21id%3D48%40fsbService.html. На сайте приведён список необходимых документов для оформления пропусков как индивидуальных, так и групповых, а также адреса электронной почты для направления оформленных заявлений и сопутствующих документов. Оговоримся, что несмотря на общую форму оформления, у ФСБ Республики Северная-Осетия- Алания свои порядки и документы пришлось переделывать. В связи с пандемией оформление пропусков было долгим, хотя сроки рассмотрения заявлений обычно не превышают двух недель. Советуем составлять заявления с большим запасом по времени, особенно в отделение ФСБ Республики Северная-Осетия-Алания. Также заявление на выдачу пропусков можно оформить через портал «Госуслуги».

Пропуска на территорию ООПТ.

Маршрут проходит по территории Северо-Осетинского заповедника, Национального парка «Алания» и Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника. У всех указанных ООПТ имеются официальные сайты с контактным данными, по которым мы направляли письма от Федерации спортивного туризма Чувашии на выдачу пропусков. Для каждого ООПТ мы получили коллективные пропуска, которые были направлены в отсканированном виде нам на электронную почту. В Северо-Осетинском заповеднике есть плата за посещение территории заповедника (100 рублей единовременно с человека, перечисляли оплату по счёту), в остальных двух ООПТ плата за посещение не взымалась.

Аварийные выходы с маршрута

С маршрута возможны следующие аварийные выходы:

1. Из ущ. Цеядон - вниз до а/л Цей.
  2. Из ущелий Сонгутидон и Сардидон - через пер. Дунта (н/к) до пос. Дунта.
  3. Из ущ. Караугом и смежных с ним - вниз до пос. Дзинага.
  4. Из ущ. Габидон и Урух - вниз до пос. Стур-Дигора.
  5. Из ущ. Нахашбита - вниз до пос. Верх. Жемтал.
  6. Из ущ. Черека Балкарского и смежных с ним - вниз до пос. Верх. Балкария.
  7. Из ущ. Уллучиран (Безенги) - вниз до а/л Безенги и пос. Безенги.
Изменения маршрута и их причины

Маршрут пройден без изменений.

График движения

Все указания сторон даны орографически, если не указано иное. Все временные интервалы – чистое ходовое время (ЧХВ). Номера ледников - по «Каталогу ледников СССР» (1977 г.). Сокращения: ПС – пункт страховки, ППС – пункт промежуточной страховки, м/н – место ночёвки. «Гр., °» градусы, L- угол склона. Верёвки использовались по 50 м.

Дата / день

Перепад высот,

м

26.07/1

Дорога от поворота на а/л

«Цей» – левый берег р. Цеядон

0,7

20 мин

Грунтовая дорога до базы МЧС, далее набитая тропа.

0,7

27.07/2

м/н ущ. Цеядон -

беседка

2 мин

Тропа вдоль левого берега р. Цеядон. Конец зоны леса.

+820

ущ. Цеядон – подходы под лед.

Уилпатинский (Николаева)

2 мин

По заросшему борту долины входим в ущелье лед. Уилпатинский (Николаева).

Неудобь, молодой лес, участки средней осыпи.

Ясно

ущ. лед. Уилпатинский (Николаева)

40 мин

Брод притока Цеядона с лед.

Николаева. Воды по колено.

18 мин

Осыпные,             травянисто- осыпные склоны. Два небольших ручья переходим по камням. Обходим бараньи лбы слева по ходу, выходим на террасу перед языком ледника.

+820

28.07/3

ущ. лед. Уилпатинский (Николаева) – лед.

Уилпатинский (Николаева)

52 мин

По срединному моренному валу            выходим            на зачехлённый               ледник,

подходим к ступени ледника, надеваем кошки и обвязки.

+1000

Преодолеваем             ступень ледника 30°-40°, попадаем в

ледопад, связываемся.

По перилам (50 м) проходим широкие засыпанные снегом разломы и попадаем на

пологую закрытую часть ледника L20°-30°.

53 мин

В    связках    по    закрытому леднику        под         перевал

Воробьевский.

53 мин

+1000

29.07/4

пер. Воробьевский

1,3

50 мин

В связках выходим к правой (ор.) части широкого склона перевала. Подходим под

бергшрунд.

+380

58 мин

2*50 м перил от бергшрунда к скалам вправо косым траверсом вверх L30°-40° сн.-лед. склон. 1*50 м по снежно-скальному кулуару на ск.-ос. борт ледопада

L30°-40°.

В связках по ск. ос. склону

L25°-30° (около 100 м).

Выходим со скального борта в широкий правобортный ранклюфт, вдоль скал с одновременной                                               и попеременно страховкой (3 ППС) переходим трещины ледопада у правого борта и выходим на пологую часть

ледника.

30.07/5

пер. Уилпатинский Северный

30 мин

В    связках    по       закрытому леднику,    переходящему       в

сн.-лед. склон перевала.

50 мин

Фирновый склон широкого кулуара L40°-45°. 25 м перил ч/з бергшрунд далее ещё 100 м перил, ПС ледорубы. Затем 50 м перил, ППС и ПС - ск. крючья, закладки.

Далее в верхней части короткий участок до 50° (около 30 м) с попеременной страховкой по снежному

склону выход на седловину.

+600

Траверс гребня в сторону перевального тура в обход ск. жандарма по сн.-лед. склону

L40°-45° с одновременной и попеременной страховкой (около 100-150 м). Разведка

спуска.

Спуск по перилам. ПС ледобуры, L40°-45°. 5*50 м

перил по сн.-лед. склону.

-180

4,5

По    закрытому    леднику         в

связках движемся по плато. Снега 10-15 см.

-350

+300

-330

По      плавному     снежному

взлёту      поднимаемся       на перевал в связках, L25°-30°.

пер. ХКТ

35 мин

В связках переходим ближе к скалам на С от перевала. Далее вешаем 4*50 м перил по сн.-лед. склону вниз и вправо по ходу вдоль скал

L40°-45°. Первая верёвка на ледорубном якоре, далее на ледобурах.   Ч/з   бергшрунд

переходим по конусу выноса лавины в связках.

В связках по закрытому леднику. Обходим простые трещины. Спускаемся на

центральную ветвь ледника.

Временами снег с дождём

Караугомское

плато, Западная ветвь

5 мин

По    закрытому    леднику    в связках.

28 мин

+300

-330

01.08/7

Караугомское плато, Западная ветвь

17 мин

В связках подходим под плавный взлёт. Закрытый ледник.

пер. Гельфгата

8 мин

В связках по снежному склону                      L30°-35° поднимаемся к горловине ск.-ос. кулуара. Последняя треть по ск.-ос. склону, присыпанному снегом L30°- 40°. Перед выходом на седловину кулуар сужается, имеет небольшую ступень. Последние 10 м L40°-45°,

перила.

3,4

В связках с широкой седловины к правому борту по плотному снегу L30°-35°

и далее вдоль правого борта к скальному останцу.

-700

45 мин

Сн.-лед., лед. склон. Первые перила 6*50 м, ПС ледобуры; далее 2*50 м, ПС ледорубы. L40°-45° (до 50° на коротком участке). В обход скального останца на

ледник.

лед. Зап. Караугом

15 мин

В    связках    по       закрытому

разорванному леднику, далее по ледопаду.

Временами дождь

пер. Фастаг

10 мин

Подъем по конгломератному осыпному склону. В нижней части в кошках (100 м), далее по средней и мелкой осыпи

L30°. Затем вдоль скал кулуара к седловине L40°- 45°.       Наиболее       крутой

участок на последних 50 м.

+240

пер. Фастаг лед. Харисдор

ущ. Фастагдон

30 мин

В связках спускаемся с седловины на три такта по сн.-лед. склону Lдо 40°. Далее выполаживается, идём вдоль правого борта по закрытому леднику, обходим широкую трещину вдоль правого борта. Идём на три такта. Уходим влево в ледопад. Спуск по ступени ледопада в связках, потом пологая часть и следующая ступень L до 45°, широкие открытые трещины. Далее участок твёрдого скользкого льда            L25°-30°              с

одновременной                                               и попеременной страховкой 50 м. ППС 2 шт. ледобуры. Выход   в   карман   морены

через узкий левый ранклюфт.

-850

40 мин

Вдоль    правого    берега               р.

Фастагдон по осыпи.

+160

+160

-850

03.08/9

лед. Фастагцете

18 мин

От       м/н       выходим                на зачехлённый                   ледник. Придерживаемся центральной    части,             далее поворачиваем     направо               в западную            камеру      лед. Фастагцете,     выходим               на срединную                     морену,

подходим       под                        ступень ледника, ведущую в цирк.

+900

7 мин

В кошках поднимаемся в цирк L15°-25°. Связываемся и движемся по закрытому

леднику к перевалу.

пер. Цихварга

57 мин

В нижней части склона широкий бергшрунд (5-6 м), переходим по ледовому мосту с попеременной страховкой, далее идём по широкому кулуару. В нижней части по снежно- ледовому склону (ок. 200 м), далее по ск.-ос. склону.

Наверху участок снежника около 50 м.

55 мин

На спуск провешиваем 5*50 м перил по ледовому склону. ПС - ледобуры. L45°-50°. Держимся левее (по ходу) центрального желоба. На последней верёвке большой бергшрунд.                Перепад верхнего и нижнего края

около 10-12 метров L90°.

-970

лед. Бартуй

Вдоль правого борта, затем

по        центральной       части ледника по навигатору.

25 мин

Вдоль правобортной морены выходим           на           озеро Маскутицад в кармане

левобортной морены.

7 ч

42 мин

+1150

-970

04.08/10

пер. Авсанау

45 мин

От м.н. по тр., тр.-ос. склону

выходим на перевал Авсанау.

ясно

ущ. Гебидон – ущ. Урух

7,5

25 мин

По тр., тр-ос. склону спускаемся вниз по тропе в долину р. Гебидон, далее вдоль реки по теряющейся тропе до зоны леса. В лесу хорошая                         тропа, спускающаяся к р. Гебидон. Переходим её по мосту,

выходим к базе «Порог Неба».

-1350

4 мин

По грунтовой дороге вдоль р.

Урух выходим к т/б Комы- Арт.

+200

11,5

51 мин

-1350

05.08/11

ущ. Урух

38 мин

Идём по тропе и грунтовой дороге до водопада Галдоридон.

+650

-230

34 мин

Движемся       по       ущелью, пересекаем                урочище

Чефандзар.

ущ. Урух – поляна Нахашбита

33 мин

Вдоль левого притока р. Оросдон начинаем подъем на поляну Нахашбита по тр.,

тр.-ос. склону.

07.08/13

поляна Нахашбита - лед. Нахашбита Малый

29 мин

Пересекаем поляну на СЗ и начинаем косой траверс тр. склонов, выходя к скальному

бастиону – левому борту лед. Нахашбита Мал.

+440

лед. Нахашбита Малый

50 мин

По левобортному моренному валу спускаемся на зачехлённый ледник, идём до

чистого льда.

+462

В    кошках    по       открытому

леднику, обходим простые трещины L15°-25°.

Связываемся.       Идём                              по

закрытому леднику.

пер. Доппах

30 мин

В       связках       и             кошках поднимаемся                        по конгломератно-осыпному склону           под           скальный бастион     L30°-45°,            далее коротким траверсом вдоль скал по остаткам снежника выходим      в      кулуар               и, придерживаясь его правого борта,          поднимаемся     на

седловину.

+200

лед. Нахашбита, Ю ветвь (Псыгансу)

50 мин

На спуск провешиваем 2*50 м перил по ледовому склону. ПС – ледобуры, L45°-50°. В конце второй верёвки бергшрунд. Проходим его у левого (по ходу) края.

Перепад м/у краями около 5 м, L70°-80°.

-280

30 мин

Вдоль правого края ледника через закрытые трещины. Спускаемся со ступени на

пологую часть L40° около 50-80 м.

5,8

14 мин

+1102

-280

08.08/14

лед. Нахашбита Ю ветвь

45 мин

В связках по открытому леднику обходим большие трещины, стремясь к левому краю ледопада. Пересекаем трещину по ледовому мосту с попеременной страховкой ч/з ледобур, далее заходим в

простой ледопад.

-370

20 мин

2*50 м перил вдоль левого края ледопада на пологую часть ледника L45° с короткими участками в 70°. Далее в связках до пологой части по открытому леднику

L35° около 200 м.

38 мин

Движемся     в     связках     по леднику, постепенно забирая

в      сторону     юго-западной ветви ледника Нахашбита.

лед. Нахашбита ЮЗ ветвь

Начинаем плавный подъем по ЮЗ ветви лед. Нахашбита

L20°-25°, поднимаемся на первую ступень.

Проходим вторую ступень.

22 мин

Путь к третьей ступени проходим, лавируя между трещинами. Выход на третью ступень отделен большой трещиной шириной около 15 м и глубиной около 15 м. Мост виден только у левого борта. По ней выходим на широкое плато третьей

ступени.

-370

09.08/15

пер. Суган

57 мин

В     связках     движемся     на четвертую ступень ледника,

поднимаемся вдоль левого борта.

+320

-570

1 ч

По перилам 2*50 м поднимаемся на перевал. В начале первой верёвки пересекаем            неширокий бергшрунд, далее вдоль скал по ледовому склону L45°.

ПС, ППС ледобуры.

45 мин

Спускаемся по ск.-ос кулуару. Провешиваем 7*50 м + 25 м перил. ПС выступы, крючья, закладки. На перевале есть шлямбур. Начало      первой      верёвки

L30°-45°, далее кулуар сильно сужается (1-я м 2-я веревки) и становится круче до 60° с крутыми ступенями. Далее кулуар расширяется.

Движемся вдоль скал левого борта до ледника.

Переменная облачность, туман временами дождь

Вдоль левого борта в кошках по зачехлённому леднику L 25°-35° до пологой

безопасной части.

8 ч

+320

-570

10.08/16

лед. Доппах

1 ч

Пересекаем лед. Доппах на СЗ траверсом пологих склонов. Ледник открытый, частично заморенен. Далее по короткому склону (ок. 100 м) L 30°-35° выходим в цирк

пер. Гюльчи.

+285

В связках подходим по снежному склону под перевальный взлёт L 20°-

30°.

пер. Гюльчи

0,9

50 мин

В связках по узкому сн.-лед- ск.. кулуару с одновременной и попеременной страховкой. ППС - ледобуры, крючья, закладки,     L     40°.                      Далее конгломератно-осыпной участок.    По    нему                  косым траверсом влево к скалам. Далее вдоль скал 1*50 м перил по сн.-лед.-ск. склону

L 45°. ППС - ледобур, крючья, закладки, петля на ск. выступе, ПС крючья/ закладка. Далее в связках по сн.-лед.-ск. склону с одновременной страховкой ч/з ППС (3 шт.) до края седловины. Далее по широкой снежной седловине

к туру.

+340

3,2

+625

11.08/17

п. Сугантау (радиально)

25 мин

В связках пересекаем снежные поля, подходим под ледовую стенку, проходим её по заметённой осыпи с краю,

L до 45°. Далее по плато движемся к краю ледового пояса. Обходим ледовые сбросы гребня в. Сугантау через ранклюфт. Подход к нему около 50 м L 40° в связках и по ранклюфту 1*50 м перил. ППС, ПС ледобуры, L 40°-45°. Далее в связках, ориентируясь на скальный                 гребешок,

выходим на вершину по сн.- лед склону L 30°-40°.

Облачно, туман, временами снег

12.08/18

пер. Гюльчи - лед. Ю. Суган

30 мин

Спускаемся в связках вдоль правого борта ледника, обходим ледопад по правому ранклюфту по смёрзшейся осыпи и льду в связках L20°-

35°.

-1650

лед. Ю. Суган р. Ахсу - р.

Карасу

36 мин

Открытый ледник. Идём вдоль правого борта, переходим в моренный карман и далее по ос. склону в долину р. Ахсу, далее по тропе по правому борту через кош. На слиянии с р. Карасу начинается грунтовая дорога.

Доходим до неё.

Переменная облачность, временами дождь

р. Карасу

8,5

Вдоль       р.       Карасу       по

грунтовой дороге доходим до нарзанного источника.

-590

30 мин

Спускаемся    по    дороге    и встаём поблизости от неё на

ночёвку.

Балкарский – р. Дыхсу

5,5

По        грунтовой        дороге

спускаемся     до     устья     р. Карасу.

23 мин

Вдоль    правого    берега    по грунтовой дороге идём до

моста      через      р.      Черек Балкарский.

р. Карасу – р. Черек Балкарский

42 мин

Поднимаемся вдоль левого берега р. Черек Балкарский обратно к устью Дыхсу по тропе, переходим р. Дыхсу по мосту на правый берег и

начинаем движение по заросшему склону.

+100

02 мин

Заросли,                                 прижимы, небольшие участки пляжей вдоль реки. Один из прижимов обходим с использованием 3 м перил. Крайне сложная для

прохождения местность.

+240

+340

14.08/20

43 мин

Преимущественно вдоль берега по отмелям продолжаем движение вверх

по реке. Лес редеет, ущелье расширяется.

+410

Разведка брода.

лед. Дых-Котю- Бугойсу (Дыхсу)

1 ч

Подходим под ледник Айлама. В кошках пересекаем заморененные крутые бугры и выходим с него на фронтальную морену

ледника Дыхсу.

10 мин

По моренным валам пересекаем ледник и недалеко от левого борта

встаём на ночёвку.

33 мин

+410

15.08/21

лед. Дыхсу – лед. Башхаауз

2 мин

Левым моренным карманом ледника Дыхсу движемся до

р. Крумкол.

+270

25 мин

Бродим      два      рукава                   р.

Крумкол.

37 мин

Траверсируем                                        левый

конгломератный                                           борт ледника и спускаемся на лёд.

Ледник пологий, открытый.

3 мин

Движемся вверх по леднику

до начала ледника Башхауз.

+370

лед. Башхаауз

15 мин

Движемся вдоль левого борта ледопада, переходим в ранклюфт, упираемся в бараньи лбы, движемся вдоль левого борта, затем

переходим на срединную морену ледника

8,8

22 мин

+890

16.08/22

пер. Дыхниауш

50 мин

По открытому леднику в обход простых трещин поднимаемся к перевальному взлёту. Придерживаемся центральной, а затем правой (ор.) части ледника. Перед выходом             в            цирк

преодолеваем закрытую ступень ледника в связках.

+500

10 мин

Начинаем подъем справа по ходу по сн. широкому склону

L25°-30° под скальный пояс. Далее без кошек в связках движемся по конгломератно- осыпному склону к скальному бастиону. Подъем разделён                 скальными выходами на кулуары. Lдо 45°. В верхней части надеваем кошки и движемся по плотному конгломерату к скалам наверху. Далее без кошек с попеременной страховкой через крючья и петли на выступах траверсом выходим   в   ск.-ос.   кулуар

L40°, по которому выходим

на перевал.

+280

35 мин

Спуск начинаем в связках, однако, через 40 метров начинаем вешать перила по сн.-лед. склону вниз 1*50 м

L40°-45°. ПС на ледобурах. Бергшрунд небольшой, легко проходим по мосту. Далее до

пологой части в связках (ок. 150 м).

-613

лед. Безенги – хиж. Джанги- кош

50 мин

В связках пересекаем цирк перевала. Снега до 50 см. Далее вдоль его правого борта вниз. Вскоре переходим на правобортную морену с тропой. Выходим на                        Джанги-кош, расположенный в кармане

правобортной морены.

Переменная облачность, туман

+780

-613

17.08/23

хиж. Джанги- кош а/л Безенги

3,6

1 ч

От хиж. Джанги спускаемся через «австрийские» ночевки по тропе, далее по

правобортной морене до поворота ледника.

-400

7,6

8 мин

Спускаемся по тропе на ледник и выходим на его среднюю часть. Ледник пологий, открытый. В нижней части начинается покровная морена с маркировкой. Движемся по маркировке,                                         затем переходим к правому борту и по мостику через лед. реку поднимаемся на широкую конгломератную террасу правого борта, по которой

проложена тропа.

-500

2,8

По    тропе    вдоль         правого

борта долины доходим до пограничного поста.

8 мин

По    тропе    поднимаемся           к альплагерю, расположенному         за

моренным валом.

26 мин

-1170

18.08/24

Днёвка

19.08/25

а/л Безенги – пос. Безенги (подходы)

По грунтовой дороге движемся вниз по долине Черека Безенгийского до

56 мин

+12199

-11608

Итого активным способом передвижения (пешком): 166,5 км Чистое ходовое время маршрута: 124 ч 56 мин

Набор высоты (м): 12199 м Сброс высоты (м): 11608 м

*ЧХВ чистое ходовое время часах и минутах).

Данные по пройденному расстоянию взяты из усреднённых показателей GPS-навигатора и подсчётов расстояния с использованием сервиса «Google Earth», учитывающего неровности рельефа, а также измерений по карте.

Техническое описание прохождения маршрута Ч.1.

Техническое описание прохождения маршрута

(время московское)

Дата: 26.07.20

День пути: 1

Маршрут за день: Дорога от поворота на а/л «Цей» - левый берег р. Цеядон

Пройденное расстояние, км.: 0,7

Перепад высот, м.: +50

ЧХВ: 20 мин

Выход группы на маршрут в 16:30.

Дорога от поворота на а/л «Цей» на левый берег р. Цеядон

Пока выгружались из машины пошёл мелкий дождь. (Старт: 42°47'20.65"N 43°54'9.00"E). В 16:30 вышли в сторону базы МЧС по экологической тропе Северо- Осетинского заповедника «К Цейскому леднику». Прошли по мосту через реку Цеядон и мимо базы МЧС, далее движемся по тропе вдоль реки. Через 20 минут ЧХВ встаём на ночёвку (42°47'10.20"N 43°53'43.05"E). Бивак на высоком берегу реки, есть скамейка с навесом, хорошие места под палатку, недалеко от бивака рядом из трубы течёт родник. Ночью дождь.

Фото 1. Группа на месте первой ночёвки

Дата: 27.07.20

День пути: 2

Погода за день

Маршрут за день: ущ. Цеядон ущ. лед. Уилпатинский (Николаева)

Пройденное расстояние, км.: 7

Перепад высот, м.: +820

ЧХВ: 6 ч 2 мин

Выход группы в 7:35.

От места ночёвки выходим по хорошей тропе, ведущей через лес. Тропа пересекает несколько притоков р. Цеядон по мостикам (см. фото 2). Через 1 час 2 минуты ЧХВ выходим к границе леса, на которой стоит небольшая беседка.

Фото 2. Путь вдоль р. Цеядон

От беседки движемся вдоль борта ущелья траверсом, стараясь набрать высоту и попасть в заросший моренный карман левого борта Цеядона (см. фото 3). Путь проходит по слежавшейся осыпи и через участки лиственного леса. Тропы нет. ЧХВ этого участка до брода 3 часа 2 минут.

Фото 3. Траверс борта ущелья Цеядон

По заросшему моренному карману и морене выходим к притоку Цеядона, стекающего со снежника, расположенного рядом с лед. Николаева, переходим его по камням, далее пересекаем реку, стекающую с ледника Николаева вброд (см. фото 4). Брод с разведкой и переправой первого без рюкзака с последующим наведением навесной переправы для рюкзака первого, занимает 40 минут. Решили перестраховаться. Координаты брода: 42°46'32.31"N 43°50'42.78"E.

Фото 4. Брод второго притока р. Цеядон, стекающего из-под лед. Николаева

Дальнейший путь проходит по зоне альпийских лугов. Поднимаемся к леднику, переходим два ручья по камням. (см. фото 5, 6). От брода до места ночёвки

1    час    18    минут        ЧХВ.    Ночуем    под    языком    ледника    на    широкой    террасе 42°46'26.07"N    43°50'19.55"E (см. фото 7).

Фото 5. Подъем к леднику Николаева через зону альпийских лугов

Перепад высот, м.: +1000

ЧХВ: 53 мин

Выход группы в 7:07.

От места ночёвки выходим на срединный моренный вал, далее по заморененному пологому леднику без трещин (см. фото 8). Через 52 мин подъёма надеваем обвязки и кошки, ледник освобождается от камней, видна первая его ступень. Ступень крутизной порядка 30°-40°, короткая и без разломов. Преодолеваем её с самостраховкой ледорубом (см. фото 9), далее начинается небольшой простой участок ледопада. Связываемся и проходим его с одновременной и попеременной страховкой через ледорубы (см. фото 10). Участок занимает 1 час 13 минут.

Выход на более пологую часть отделён несколькими большими разломами, провешиваем через них 50 метров перил для подстраховки и попадаем на закрытую часть ледника без разломов (см. фото 11). Работа занимает 55 минут.

Выходим на закрытый ледник. Снега до 1-1,5 метров. Проходим в связках до выхода срединной морены и встаём рядом на ночёвку 42°46'46.77"N 43°49'12.26"E (см. фото 12). Вечером и ночью сильный ветер, метель, гроза со снегом до самого утра (12 часов мы слушали гром).

Фото 8. Нижняя часть ледника Николаева

Фото 9. Путь через ступени ледника Николаева в цирк пер. Воробьевский. На переднем плане видна первая ступень ледника

Фото 10. Работа второй связки в простом ледопаде

Фото 11. Перильная страховка через широкие разломы ледника

Фото 12. Ночёвка в цирке перевала Воробьевский

Дата: 29.07.20

День пути: 4

Переменная облачность

Маршрут за день: лед. Николаева (Уилпатинский)– пер. Воробьевский – лед. С. Цей (Воробьева)

Пройденное расстояние, км.: 1,3

Перепад высот, м.: +560

ЧХВ: 38 мин

Выход группы в 7:35.

Перевал Воробьевский (2Б, 4000 м)

За ночь выпало немного снега: около 5-6 см, но вид на перевал изменился (см. фото 13,14). В связках по закрытому леднику подходим под бергшрунд (см. фото 15).

Проходим вдоль края бергшрунда около 50 м к видимому снежному мосту (см. фото 16) (ЧХВ - 50 минут) и начинаем 8:25 провешивать перильные верёвки. Провешиваем две верёвки по 50 м косым траверсом вправо вверх к массиву скал. ПС, ППС организуем на ледобурах, закладках. ПС под скальным бастионом - на ледорубном якоре (см. фото 17). Крутизна склона 30°-40°.

Фото 13. Вид на пер. Николаева от места ночёвки (вечер)

Фото 14. Вид на пер. Воробьевский с лед. Уилпатинский (Николаева) от места ночёвки (утро)

Фото 15. Начало подъёма на пер. Воробьевский. Выход к бергшрунду

Фото 16. Ищем мост через бергшрунд. Виден дальнейший путь через контрфорс

Фото 17. Косой траверс

Далее поднимаемся на скальный контрфорс, отделяющий основной склон от правого ранклюфта ледопада. На контрфорс ведёт узкий скально-снежный кулуар, по которому провешено ещё 50 м перил. ПС, ППС – петли на выступах, закладки (см. фото 18). L30°-40°.

Фото 18. Прохождение кулуара, ведущего на контрфорс. На заднем плане видно начало подъёма от бергшрунда

Далее движемся в связках по широкому скально-осыпному контрфорсу и выходим в правобортный ранклюфт ледопада. Участок контрфорса около 100 м, далее с одновременной и попеременной страховкой идём вдоль скального борта ледопада на его край. В качестве ППС (3 шт.) используем ледобур, закладку и скальный крюк. Весь участок около 70 метров (см. фото 19 и 19.1).

Фото 19. Вид на ледопад с контрфорса

Фото 19.1. Правым ранклюфтом ледопада лед. Николаева.

Выходим на ледник Воробьева (Сев. Цей), преодолев несколько трещин края ледника (см. фото 20). Прохождение перевала от бергшрунда до выхода на ледник Воробьева заняло 3 часа 58 минут. Воробьевские ночёвки расположены на скальном борту ледника, тур не находим и складываем на ночёвках свой.

Фото 20. Выход на пер. Воробьевский и лед. Воробьева

Выводы: По итогу прохождения можно заключить, что перевал является односторонним, носит комбинированный характер и вполне соответствует своей категории: 2Б. Ключевым моментом в прохождении является поиск узкого кулуара (см. фото 18), который выводит на контрфорс с бокового слона. Проходить перевал

«в лоб» через правый ранклюфт небезопасно, есть вероятность обрушений с ледопада, или небольших лавин, которые соберутся в правый ранклюфт как в лоток.

Ледник Северный Цей (Воробьева)

Далее обходим зону трещин к правому борту и движемся в цирк перевала Северный Уилпатинский (см. фото 21). Встаём на ночёвку в цирке перевала в 15:35 (42°46'43.68"N 43°48'34.74"E), наблюдаем за перевалом.

Фото 21. Движение в цирк пер. Уилпатинский Северный

Дата: 30.07.20

День пути: 5

Маршрут за день: пер. Уилпатинский Северный – лед. Караугомское плато

Пройденное расстояние, км.: 6,8

Перепад высот, м.: +600, -530

ЧХВ: 7 ч 30 мин

Выход группы в 6:45.

Перевал Уилпатинский Северный (3А, 4300)

На основную седловину перевала ведут два кулуара, однако, наблюдения показали, что по узкому основному кулуару сходит снег, а обход через левый кулуар, находящийся ближе к вершине Уилпата, затруднён нависающим массивным карнизом (см. фото 23), поэтому было решено пройти северо- восточным кулуаром (третьим от вершины) и по гребню выйти на нужную траекторию спуска (см. фото 22, 24, 25).

Фото 22. Прохождение пер. Уилпатинский С. группой

Фото 23. пер. Уилпатинский Северный

Фото 24. Путь подъёма на пер. Уилпатинский Северный

Фото 25. Панорама цирка пер. Уилпатинский Северный

В связках проходим закрытый ледник и, плавно набирая высоту, подходим под бергшрунд, откуда начинается перевальный взлёт, проходящий по широкому кулуару, ограниченному скальными стенами (см. фото 26). ЧХВ - 30 минут. Склон имеет крутизну около 40°-45°, в нижней части фирновый. Провешиваем 25 м перил через бергшрунд, далее ещё 100 м перил по склону вдоль скал правого борта кулуара. ПС – ледорубы. Далее ещё 50 м перил с организацией ППС и ПС на скалах при помощи закладок, крючьев и петель на выступах (см. фото 27,28). Кулуар сужается. Выход на гребень по снежному уплотнённому ветром склону, в верхней части крутому (до 50 гр. около 30 метров).

Техническое описание прохождения маршрута Ч. 2.

Фото 26. Подъёмный кулуар на пер. Уилпатинский Северный

Фото 27. Подъем на пер. Уилпатинский Северный

Фото 28. Подъем на пер. Уилпатинский Северный

Поднимаемся на узкую часть снежного гребня к восточному краю жандарма (42°46'49.95"N 43°48'30.19"E). Оттуда с попеременной страховкой обходим широкий скальный жандарм 1 (см. указатель на фото 22) с севера с попеременной и одновременной страховкой, далее по снежному гребню подходим к жандарму № 2 (см. фото 29-30). Следует быть осторожным, чтобы не выйти на карниз, свисающий на южную сторону гребня.

Спуск на Караугомское плато возможно было начать и от места выхода на гребень, забирая чуть западнее, но мы сверху не могли просмотреть всю траекторию, поэтому выбрали более надёжный вариант. ЧХВ от момента начала работы с перилами от бергшрунда до момента начала спуска 3 часа 50 минут.

Фото 29. Вид гребня, ведущего к главной седловине перевала. Видна в. Уилпата

Фото 30. Разведка спуска

Второй жандарм резко обрывается к главной перевальной седловине на высоту около 15-20 метров. Там расположен тур, к которому решено не идти.

На жандарме есть старая спусковая петля, с него хорошо просматривается путь спуска. От его восточного края в 11:20 начинаем провешивать верёвки на спуск. Всего провешено 5 верёвок по 50 метров перил по снежно-ледовому склону

L40°-45. ЧХВ спуска 1 ч 40 мин. Далее до пологой части 10 мин. в связках (см. фото 31-33).

Фото 31. Спуск с пер. Уилпатинский Северный

Фото 32. Панорама спуска. Стрелкой указана главная седловина

Фото 33. Панорама спуска. Стрелкой указана главная седловина

Выводы: Перевал соответствует своей категории 3А, носит снежно-ледовый характер. Вариант прохождения с ледника Воробьева, который мы использовали не описан в отчётах. Есть вариант ещё более кружного обхода через кулуар находящийся ещё дальше от в. Уилпата, либо вариант прохождения ближним к вершине Уилпата кулуаром. Все варианты, на наш взгляд, равнозначны. Спуск или подъём на перевал проходит по широкому снежно-ледовому склону и может быть лавиноопасен. В этом случае наиболее логично двигаться от нижней границы скал жандарма, ограничивающего главную седловину с востока, строго вниз на выходы скал (см. фото 31, 33).

Караугомское плато

По закрытому леднику движемся в связках 1 час 20 минут. Обходим справа по ходу ступень с небольшими трещинами и выходим к месту ночёвки в 17:05 (42°46'42.27"N 43°46'4.66"E) (см. фото 34).

Фото 34. Путь через Караугомское плато

Перепад высот, м.: +300, -330

ЧХВ: 28 мин

Перевал ХКТ (2Б, 3950 м)

С верховьев плато хорошо просматривается перевал ХКТ, расположенный в отроге Главного Кавказского хребта между вершинами Бокос и ВЦСПС. Также виден пик Караугом (см. фото 35).

Фото 35. Общий вид на плато Караугом по пути от пер. Уилпатинский С.

От места ночёвки в связках по закрытому ровному плато без трещин подходим к перевальному взлёту, представляющему собой плавно поднимающийся снежно-фирновый широкий склон с явной седловиной (см. фото 36 и 37). Нижняя треть склона отделена нешироким бергшрундом.

Фото 36. Седловина пер. ХКТ с востока

Фото 37. Панорама седловины пер. ХКТ с Востока

От начала подъёма за 20 минут в связках выходим на широкую седловину перевала в 9:25. L25°-30° (см. фото 38-39) (42°46'15.68"N 43°44'32.02"E).

Фото 38. Подъем на пер. ХКТ

Фото 39. Бергшрунд на подъёме

Тура и записки на перевале не обнаружено. Долгие поиски привели только к небольшому фрагменту плотного полиэтилена между камнями. Вероятно, когда-то в нем была запаяна записка. Складываем свой тур на скалах.

Седловина перевала достаточно широкая и, поработав лопатами, можно установить на ней 2-3 небольшие палатки (см. фото 40).

Фото 40. Группа на пер. ХКТ. На заднем плане виден п. Караугом и пер. Гельфгата

Спуск с перевала начинам в 10:25 от скал, пройдя в связке от седловины около 50 метров на север. Далее начинаем вещать перильные верёвки. Первая на ледорубном якоре, последующие по льду на ледобурах. Придерживаемся скал справа по ходу (см. фото 41). В нижней части склона небольшой бергшрунд, засыпанный лавинным выносом. Пользуемся этим мостом и спускаемся до пологой части. Всего провешено 4*50 м перил по снежно-ледовому склону L40°-45°. ЧХВ спуска - 1 час 35 минут (см. фото 42, 43). Вариантом прохождения склона перевала является движение по его более пологой средней части, однако там придётся обходить закрытые трещины и без перильной страховки также не обойтись (см. фото 43).

Фото 41. Спуск с пер. ХКТ на Центральный Караугом

Фото 42. Спуск с пер. ХКТ на Центральный Караугом. Бергшрунд пройден по конусу выноса

Фото 43. Общий вид на пер. ХКТ с Запада (Центральный Караугом). Красным – наш спуск.

Синим вариант спуска/подъёма.

Ледник Центральный Караугом

Из цирка перевала хорошо виден путь на пер. Гельфгата (см. фото 44). Из цирка движемся в связках по закрытому леднику. Выход из камеры на основное тело центральной ветви ледника осложнён небольшой зоной трещин, которые просто распутываются под левым бортом (ЧХВ - 25 минут).

Фото 44. Вид с пер. ХКТ на пер. Гельфгата и в. Караугом

Дальше движемся к пер. Гельфгата, пересекая ледник. Хорошо виден пройденный нами путь (см. фото 45). Встаём на ночёвку недалеко от цирка перевала (42°47'4.74"N 43°42'52.76"E).

Фото 45. Путь по Ц. Караугому к пер. Гельфгата

Выводы: Перевал ХКТ носит односторонний характер. Сложная сторона расположена с запада и представляет собой снежно-ледовый склон с малым количеством снега. В нижней части камеры ледника, выводящей на основную центральную ветвь, есть небольшой участок разорванного ледника, который достаточно просто распутывается. По категории сложности перевал не соответствует категории 2Б и является 2А, имеющей выше средней сложность. Поэтому мы считаем возможным категорировать его как 2А.

Дата: 01.08.20

День пути: 7

Временами дождь

Маршрут за день: Караугомское плато Ц. ветвь пер. Гельфгата – пер. Фастаг

Пройденное расстояние, км.: 4,4

Перепад высот, м.: +490, -700

ЧХВ: 05 мин

Выход группы в 6:35.

Перевал Гельфгата Бориса (3А, 4000 м)

От места ночёвки за 17 минут подходим под перевальный взлёт в связках. Вариантом прохождения перевала является северный снежный кулуар (см. фото 46), однако, при нас за 20 минут со скал кулуара скатилось несколько мелких камней, и мы решили идти в лоб.

Фото 46. Путь подъёма на пер. Гельфгата (красным) и вариант (синим)

Нижняя часть подъёма представляет собой некрутой L30°-35° снежно- фирновый склон, переходящий в два скально-снежных кулуара. Выбираем правый, как наиболее широкий и пологий (см. фото 47).

Фото 47. Подъём по кулуару

В кулуаре становится чуть кручеL30°-40°, однако, двигаться в связках комфортно и безопасно. Последняя часть подъёма проходит через небольшую скальную ступень. Этот участок наиболее узкий и крутой L40°-45°. Последние 10 метров провешиваем перила (см. фото 48). ЧХВ подъёма - 1 час 8 минут.

Седловина широкая снежная с глубокой мульдой под 2-3 палатки (42°47'35.25"N 43°42'2.20"E) (см. фото 49-50). Характерным ориентиром на седловину являются ограничивающие её высокие скальные «пальцы». Тур в западной части перевала на каменном пальце. Сняли записку группы туристов из города Краснодара под руководством Васильченко Андрея Валериевича от 12 июля 2011 года.

Фото 48. Выход на седловину. Прохождение ступени

Фото 49. Группа на пер. Гельфгата (фото с запада на восток)

Фото 50. Выход от перевальной седловины на спуск. Видны «пальцы»

Спуск с перевала начинаем в 8:40. По широкому снежному надуву выходим к правой части склона, ограниченного скальным контрфорсом. Дальше движемся вдоль правого края склона вдоль контрфорса L30°-35° (см. фото 51).

Фото 51. Спуск на лед. Западный Караугом

За 30 минут доходим до скального останца в виде большой башни, которым оканчивается контрфорс. Слева путь в ледопад, стенами и сбросами обрывающийся на нижнюю ступень ледника, справа – обход башни по ледовому склону. Уходим направо. Начинаем вешать верёвки на спуск (чуть ниже этой точки: 42°47'35.25"N 43°42'2.20"E). На спуске видна нижняя часть ледника Западный Караугом и борт ледника, отделяющий нас от перевальной седловины Фастага (см. фото 52).

Фото 52. Начало обхода скальной башни (1 верёвка)

Уже со второй верёвки начинаем огибать скальную башню и уходить по ледовому кулуару, пересекая его налево (см. фото 53-54). Первые четыре верёвки по 50 м провешиваем по ледовому склону, затем 5-ю и 6-ю верёвки вешаем на ледорубном якоре, движемся чуть наискосок вниз и влево под прикрытием более монолитных скал. 7-ю и 8-ю верёвки вешаем на ледобурах. Наиболее крутой участок в средней части ледового кулуара до 50°, остальная часть спуска 40°-45°. В нижней части обходим по мостам две небольшие трещины и выходим на пологую часть ледника. Спуск по перилам в общем занял у нас 3 часа 45 минут ЧХВ (см. фото 55).

Фото 53. Спуск на нижнюю часть лед. Зап. Караугом в обход скальной башни и ледопада

Фото 54. Спуск на лед. Западный Караугом

Фото 55. Общий вид спуска на ледник

Ледник Западный Караугом

Ледник сильно разорван, часть трещин закрыта. Придерживаясь центральной и правой части начинаем спуск со ступени ледника. За спиной постоянно грохочут ледовые обвалы ледопада (см. фото 55-56).

Фото 56. Спуск по лед. Западный Караугом

Проходим ступень, распутывая ледопад средней сложности. Внизу перед непроходимой частью есть широкое ровное поле, на котором можно встать на ночевку. Нам же надо пересечь ледник по этому полю к левому борту и взабраться на него, чтобы попасть на седловину перевала Фастаг, которая не видна нам из-за борта ледника (см. фото 57).

Техническое описание прохождения маршрута Ч.3.

Фото 57. Путь к пер. Фастаг

Выводы: Перевал Гельфгата, по нашему мнению, соответствует своей категории сложности 3А. Наиболее сложная сторона - западная. Определяющим участком является обход скального останца (скальной башни) по снежно-ледовому склону, поскольку ледопад в основном ложе ледника непроходим. Определяющий участок камнеопасен, следует проходить его как можно раньше, использовать в качестве защиты монолитные склоны башни. Варианты ночёвки с западной стороны – снежное поле в нижней части ледника Западный Караугом, напротив выхода на перевал Фастаг. Выше ночевать опасно, поскольку ледовые обвалы могут достать до лагеря. С восточной стороны можно ночевать на леднике Ц. Караугом, на седловине перевала или на ровном участке ледника Зап. Караугом.

Перевал Фастаг (2А, 3640)

Фактически является единственным возможным выходом с нижней части ледника Западный Караугом. Пройден нами не в классическом варианте, а с пересечением борта ледника с юга. Склон, ведущий к перевалу, скально-осыпной. В нижней части конгломератно-осыпной. Нижнюю часть (около 100 м) приходится преодолевать в кошках по плотному конгломерату. Далее по средней и мелкой осыпи L30° плотной группой с самостраховкой ледорубом движемся на крайнюю правую седловину из трёх возможных вариантов (см. фото 58).

Фото 58. Подъем на левый борт ущ. Зап. Караугома

В верхней части подъёма заходим в короткий кулуар. Последняя часть подъёма L40°-45° 50 м по кулуару. Далее по тропе по гребню выходим на седловину перевала (около 50 м) (см. фото 59). Дождь, туман. Седловина узкая, но есть место под одну палатку, а чуть ниже по гребню (50 м) есть ещё одна площадка. Вода из снега, за которым приходится ходить ниже по спусковому склону на 25 м. С    перевала    снята    записка    Севастопольского    клуба    туристов    под руководством Охримовича Н. Н. от 17 августа 2019 года. Координаты перевала:

42°48'10.81"N 43°41'42.73"E.

Фото 59. Группа на пер. Фастаг. Склоны перевала расположена вдоль шеренги, а за спиной

вдаль уходит край борта ущ. Зап. Караугом

ЧХВ: 10 мин

Выход группы в 7:35

Перевал Фастаг

С утра дождь. В связках начинаем спуск по снежно-ледовому склону на ледник. Движемся в связках на три такта (см. фото 60). Верхняя часть спуска покрыта снегом Lдо 45°, небольшие закрытые трещины, бергшрунд обходим справа по ходу. Перевальный взлёт плавно переходит в тело ледника (см. фото 61).

Фото 60. Начало спуска с перевала Фастаг. Идём в связках на три такта

Фото 61. Путь спуска по леднику Харисдор

Придерживаясь правого борта подходим к большой поперечной трещине, пересекающей весь ледник. Проходим её по ледовому мосту у самого борта ледника (см. фото 62). Таким образом, мы обходим ледопад центральной части ледника.

Фото 62. Обходим большой разлом у правого борта с попеременной страховкой

После начинается ледопад средней сложности. Пересекаем ледник к левому борту (см. фото 63). Приходится распутать ледопад. Общий уклон ледника до 45°. Далее движемся вдоль левого борта. На участке голого льда лицом к склону, вешаем 2 ППС на ледобуры, после чего уходим в левый ранклюфт, чтобы обойти бараньи лбы, оголённые стаявшим языком ледника. Из ранклюфта выходим на большой снежник, образованный лавинным выносом (см. фото 64, 65).

Фото 63. Нижняя часть лед. Харисдор. В ледопаде у левого края

Фото 64. Выход через левобортную морену на лавинный вынос

Фото 65. По широкому конусу выноса уходим от ледника

ЧХВ спуска с перевала 2 часа 30 минут. Спуск осложнён плохой видимостью, туманом и дождём.

Далее начинаем подъем вдоль правого берега р. Фастагдон, но через 40 минут встаём на ночёвку в 11:00 (42°48'26.06"N 43°40'18.57"E). Решаем не продолжать движение под дождём и в туман на ледник (см. фото 66).

Выводы: Перевал Фастаг соответствует своей категории в нашем варианте прохождения. С юга перевал скально-осыпной, осыпь на подъёме подвижная, в нижней части склон составлен из конгломерата, по которому идти неудобно (в кошках это делать лучше). С севера основная сложность заключается в преодолении ледопада средней сложности и закрытого ледника здесь может потребоваться наведение перил, хорошая личная техника передвижения в кошках.

Фото 66. Ночёвка в ущ. Фастагдон

ЧХВ: 42 мин

Выход группы в 7:12.

Ущелье Фастагдон

От места ночёвки продолжаем движение вдоль правого берега реки. Видимость около 50 м, туман. Переходим на ледник, под покровной мореной. Идём по его средней части, не поднимаясь на морену. Восходит солнце, туман постепенно рассеивается, мы же начинаем постепенно забирать вправо и выходим на срединную морену, которая ведёт в нужную нам камеру ледника (см. фото 67). Ледник постепенно открывается через 1 час 18 минут ЧХВ надеваем кошки и начинам подъем на ступень ледника ближе к его правому борту, L15°-25°. Далее ледник закрывается, мы связываемся и продолжаем подъём. Виден цирк и сам перевал, который смотрится в скальном гребне однозначно (см. фото 68). Ледник в верхней части закрытый, с малым количеством трещин (ЧХВ до перевального взлёта 1 час 7 минут).

Фото 67. По срединной морене к пер. Цихварга

Фото 68. Перевал Цихварга

Перевал Цихварга (2Б, 3670 м)

Склон перевала отделен от основного ледника широким бергшрундом, имеющим два моста один ближе к скалам, в стороне от намеченного пути подъёма, второй – прямо под снежным галстуком, по которому предполагается дальнейший подъём. Пользуемся вторым мостом. Ширина бергшрунда в этом месте около 5-6 метров (см. фото 69).

Фото 69. Подъем к пер. Цихварга

После преодоления бергшрунда продолжаем движение по снежно-ледовому склону (около 200 м) к скально-осыпному участку. Далее по скально-осыпному склону средней крутизны продвигаемся к следующему снежно-ледовому участку, который выводит на узкую седловину перевала. Последние 50 м - скально-осыпной склон (см. фото 70). На всём протяжении склона крутизна L35°-45°. Весь подъём проходим в связках. Наиболее пологий участок – скально-осыпной склон между двумя снежниками, наиболее крутой – выход на седловину. Во время подъёма пришлось один раз снять и один раз надеть кошки, чтобы было удобнее идти по скалам, а после - по снежно-ледовому склону.

Фото 70. Выход на пер. Цихварга

Седловина перевала узкая, но при необходимости можно срубить гребень и поставить одну-две небольших палатки (см. фото 71). Подъем на перевал занял 57 минут ЧХВ, вышли на него в 12:00. Координаты седловины: 42°49'0.62"N 43°38'34.29"E.

На перевале снимаем записку группы туристов Федерации спортивного туризма города Королёв Московской области (клуб туристов «Абрис») под руководством Толстенко С.Н. от 20 июля 2013 года.

Фото 71. Группа на перевале Цихварга

Спуск с перевала почти полностью просматривается. Выбираем линию чуть ближе к левой (по ходу) границе скал, поскольку с правого борта могут лететь камни (см. фото 72).

Фото 72. Общий вид спуска с пер. Цихварга на лед. Бартуй

Спуск представляет собой снежно-ледовый склон крутизной 45°-50°, начинаем его в 12:15. Все ПС вешаем на ледобурах. Первые три верёвки проходим вдоль края скал, затем начинаем забирать чуть левее (см. фото 73), поскольку изредка с правого борта по диагонали сходят небольшие камни, да и видимый большой бергшрунд сужается с краю.

Фото 73. Спуск с пер. Цихварга

На пятой верёвке преодолеваем широкий бергшрунд. Перепад между нижним и верхним краем составляет около 10-12 метров, угол до 90° на небольшом участке (см. фото 74). Группа скопилась под прикрытием верхнего края бергшрунда и в двух связках быстро ушла на ледник (см. фото 75,76). На спуск провешено 5*50 м верёвок. ЧХВ спуска - 1 час 55 минут.

Выводы: По итогам прохождения перевал соответствует категории 2Б и сложно представить условия, в которых он усложнится до 3А. Снежно-ледовый склон с восточной стороны почти полностью стаял и сложность может возникнуть при преодолении широкого бергшрунда с востока, когда пропадут мосты. С западной стороны (фактически определяющей сложность перевала) интересный снежно-ледовый склон, который простреливается одиночными камнями, вытаивающими на северном скально-осыпном склоне. Камни летят немного по диагонали, тем самым делая нижнюю часть склона опасной. Поэтому следует проходить этот участок как можно раньше. Мерами, которые мы применили, чтобы уберечься от вероятного камнепада, является движение вдоль левой границы скал

(орографически). Скальная ступень прикрывает от вероятного камнепада сверху (хотя оттуда ничего не летело) и группа находится максимально далеко от камней, летящих с правого (ор.) скального массива по диагонали (см. фото 75,76).

Фото 74. Преодоление бергшрунда

Фото 75. Спуск с перевала Цихварга (вид с лед. Бартуй)

Фото 76. Общий вид склона пер. Цихварга с лед. Бартуй

Ледник Бартуй

Погода вновь портится, видимость падает. Продолжаем движение по закрытому леднику, придерживаясь правого борта (см. фото 77). Трещин достаточно много, но они неширокие. Ниже ледник открывается и расширяется, видимость падает до 30 метров, движемся по навигатору. Ледник пологий, открытый, без трещин, но идём в связках просто, чтобы не потеряться. Спуск по леднику занял 1 час, однако, мест для ночёвки не оказалось, пришлось заходить в карман левобортной морены и немного возвращаться. На фото 78 (утренняя фотография) указан наш путь красной стрелкой и синей – тот вариант, который был более приемлем и вёл сразу к озеру. За 1 час 25 минут мы поднялись в карман морены и по теряющейся тропе вышли к озеру Маскутицад (см. фото 79. Утренняя фотография). На ночёвку встаём в 19:30 (42°50'38.29"N 43°37'29.42"E). У правого борта ледника на морене также есть места для ночёвок (там стояло несколько палаток).

Фото 77. Верхняя часть лед. Бартуй. Обход трещин

Фото 78. Вид на пер. Цихварга с левобортной морены лед. Бартуй (оз. Маскутицад)

Фото 79. Лагерь на оз. Маскутицад

Дата: 04.08.20

День пути: 10

Маршрут за день: пер. Авсанау ущ. Гебидон ущ. Урух

Пройденное расстояние, км.: 11,5

Перепад высот, м.: +450,-1350

ЧХВ: 51 мин

Выход группы в 10:55.

Перевал Авсанау (н/к, 2900 м)

Утром не торопимся, сушим вещи, купаемся в озере. От места ночёвки поднимаемся вдоль ручья на травянистые площадки, расположенные выше. С них виден наш перевал Авсанау и перевал Короткий (см. фото 80).

Путь к перевалу по травянисто-осыпному склону занимает 45 минут ЧХВ (см. фото 81). Координаты перевала, которые у нас имелись и были взяты с сайта т/к «Вестра», сильно отличались от фактических: 42°50'51.47"N 43°37'8.40"E.

На перевале снимаем записку группы туристов турклуба «Икар» из города Уфа от 28 июля 2020 года.

Фото 80. Путь к пер. Авсанау

Фото 81. Группа на пер. Авсанау (фото с севера на юг)

Техническое описание прохождения маршрута Ч.4.

Спуск по теряющейся тропе сначала по осыпному, затем по травянисто- осыпному склону в ущелье притока р. Гебидон.

Фото 82. Пер. Авсанау с Севера (ущ. Гебидон)

Ущелье Гебидон ущелье Урух

На спуске придерживаемся теряющейся тропы, спускаемся до зоны леса. Здесь тропа оборудована информационными табличками и набита лучше (начало хорошей тропы 42°52'50.69"N 43°36'36.73"E). Спускаемся до моста через р. Гебидон (см. фото 83, 84). На левом берегу движемся по широкой просеке горнолыжного комплекса и вскоре выходим к базе «Порог неба», которую проходим и попадаем в ущелье Уруха. По мосту переходим на левый берег, по которому проходит основная грунтовая дорога и идём до лагеря «Комы-Арт», где находится наша продуктовая заброска. В лагере остаёмся ночевать на футбольном поле в палатках. Есть душ, туалет, столовая, доступ к электричеству. Координаты ночёвки: 42°53'56.30"N 43°34'56.88"E.

Фото 83. Спуск по ущ. Гебидон

Фото 84. Мост через Гебидон рядом с б/о «Порог Неба»

Дата: 05.08.20

День пути: 11

Облачно, туман, временами дождь

Маршрут за день: ущ. Урух поляна Нахашбита

Пройденное расстояние, км.: 13

Перепад высот, м.: +1100,-230

ЧХВ: 45 мин

Выход группы в 11:53.

Завтракаем в столовой, получаем ценную информацию о состоянии участков нашего маршрута от начальника базы и выходим достаточно поздно. От ворот базы идём не по основной грунтовой дороге, а по тропе, которая срезает серпантин (см. фото 85). За 1 час 38 минут доходим до водопада Галдоридон, чуть выше которого расположен пограничный пост. Отсюда дорога становиться хуже, а людей меньше (см. фото 86).

Фото 85. Ущелье Урух

Фото 86. Участок дороги после пограничного поста

Вскоре попадаем в урочище Чафандзар, представляющее собой заболоченные заливные луга (см. фото 87, 88). Отсюда начинаем забирать правее в ущелье реки Оросдон. Путь до устья от водопада Галдоридон составил 1 час 34 минуты ЧХВ.

Фото 87. Урочище Чафандзар

Фото 88. Урочище Чафандзар

Подъем к поляне Нахашбита начинаем по левому притоку, стекающему рядом с р. Оросдон. Путь проходит по травянистым склонам и лошадиным тропам, далее вдоль русла по каменистому крутому берегу и заросшему травой борту. Путь достаточно неприятный и, вероятно, следовало обойти этот участок и подняться вдоль р. Оросдон и оттуда заходить на поляну. Погода опять портится: туман, временами дождь. В 19:35 выходим на край поляны Нахашбита. Встаём рядом с ручьём у одного из скальных останцев. Здесь же будем дневать. Виден наш дальнейший путь к перевалу Доппах (см. фото 89). Координаты ночёвки: 42°55'58.97"N 43°29'34.40"E.

Фото 89. Место ночёвки и днёвки. Указан наш дальнейший путь к пер. Доппах

Дата: 07.08.20

День пути: 13

Облачно, туман

Маршрут за день: поляна Нахашбита – лед. Нахашбита Малый - пер. Доппах – лед. Нахашбита Ю ветвь (Псыгансу)

Пройденное расстояние, км.: 5,8

Перепад высот, м.: +1102,-280

ЧХВ: 14 мин

Выход группы в 6:27.

Перевал Доппах (3А, 3830)

От места ночёвки проходим поляну, двигаясь на северо-запад. Выше самого большого останца на поляне переходим ручей и траверсируем травянистый склон долины. Уходим вверх в сторону скал, разделяющих долины ледников Малый и Южный Нахашбита (см. фото 91). За 1 час 29 минут ЧХВ поднимаемся до боковой морены ледника Нахашбита Малый. Справа высокая скальная стена, служащая хорошим ориентиром (см. фото 92)

Фото 91. Траверс травянистых склонов

Фото 92. Карман левобортной морены лед. Нахашбита Малый

Из моренного кармана попадаем на ледник. Нижняя часть его зачехлена подвижной осыпью. Движемся по средней части, стремясь к ровному льду (см. фото 93). Нам удаётся это за 50 минут ЧХВ. Надеваем обвязки и кошки, трещин много, но они небольшого или среднего размера L15°-25°. Петляем между ними, а через 25 минут связываемся, так как ледник закрывается, но становится более пологим (см. фото 94).

Фото 93. Лед. Малый Нахашбита. Виден пер. Доппах

Фото 94. Группа на лед. Малый Нахашбита

В связке идём ещё 40 минут по закрытому леднику. Перевальный взлёт с юга сильно стаял и представляет собой скально-осыпной склон с выходами конгломерата. Нижняя часть склона наиболее сложная, поскольку приходится двигаться в связках по конгломерату. Для удобства надеваем кошки и идём под скалы L40°-45°. Связка здесь нужна скорее, чтобы сильно не растягиваться, поскольку из-под ног постоянно уходят мелкие и средние камни (см. фото 95, 96).

Фото 95. Перевальный взлёт пер. Доппах с лед. Нахашбита Малый

Фото 96. Подъем на перевал Доппах

Под скалами снимаем кошки и движемся вдоль них, забирая в кулуар. В кулуаре становиться более полого - 30°-35° (см. фото 97). Продолжаем двигаться по кулуару вдоль скал правого борта. Затем пересекаем его по подвижной средней осыпи и выходим на седловину. Седловина скальная, есть два или три места под палатку, сразу за ней широкая снежная мульда в которой можно поставить ещё несколько палаток.

На перевале снимаем записку группы турклуба «Планета» (г. Ростов-на- Дону) под руководством Роньжина А. А. от 24 июля 2018 года. Координаты перевала: 42°57'42.35"N 43°29'12.65"E. ЧХВ подъёма - 1 час 30 минут. Успеваем просмотреть спуск с перевала и нас накрывает туманом (см. фото 98).

Спуск начинаем от седловины вниз, провесив всего 2*50 м перил по склону

L45°-50°. ПС вешаем на ледобурах. Окончание второй верёвки переход широкого бергшрунда с нависающей верхней частью. На этом участке L70°-80° около 5 метров (см. фото 99). ЧХВ работы на перилах на спуск - 50 минут. Далее движемся в связках вдоль правого борта перевального взлёта, переходящего в ледник. Видимость около 20 м.

Фото 97. Скально-осыпная полка на пути подъёма

Фото 98. Группа на пер. Доппах

Фото 99. Спуск с пер. Доппах, прохождение бергшрунда. Окончание второй верёвки. Дальше в связках

Ледник Нахашбита, Южная ветвь (Псыгансу)

За 50 минут ЧХВ обходим зону нескольких больших трещин, сместившись сначала к центру, а после вновь к правому борту. Проходим крутой участок L40° около 50-80 м лицом к склону и выходим на широкую пологую часть, где и встаём на ночёвку (см. фото 100). Спуск по леднику был осложнён плохой видимостью. Снимки склона и ледника удалось сделать лишь утром следующего дня (см. фото 100-101). Координаты ночёвки: 42°57'59.13"N 43°29'20.51"E.

Фото 100. Спуск с пер. Доппах на лед Нахашбита (Южная ветвь) (лед. Псыгансу)

Фото 101. Ночёвка на лед. Нахашбита (Южная ветвь) (лед. Псыгансу)

Дата: 08.08.20

День пути: 14

Маршрут за день: лед. Нахашбита Ю ветвь (Псыгансу) лед. Нахашбита ЮЗ ветвь

Пройденное расстояние, км.: 3,5

Перепад высот, м.: +450,-370

ЧХВ: 5 ч 18 мин

Выход группы в 7:25

Ледник Нахашбита, Южная ветвь (Псыгансу)

От места ночёвки в связках начинаем спуск по закрытому леднику к левому краю камеры ледника. Погода наладилась, видно вчерашний путь и седловину соседнего с нашим, перевала Санкт-Петербург (3А) (см. фото 102).

Фото 102. Цирк пер. Доппах

Камера ледника оканчивается ледопадом, ведущим к основному телу ледника. Самый короткий и простой путь лежит через левый край. Распутываем начавшийся ледопад с того, что пересекаем широкую продольную трещину по ледовому мосту с попеременной страховкой через ледобур (см. фото 103). С края ледника открывается вид на наш путь по юго-западной ветви ледника Нахашбита (по другим источникам ледник называется Псыгансу) (см. фото 104). Распутываем ледопад средней сложности. ЧХВ от ночёвки - 45 минут.

Фото 103. Пересекаем продольную трещину ледника перед входом в ледопад

Фото 104. Вид на юго-западную камеру ледника Нахашбита и наш дальнейший путь к перевалу Суган

С края ледопада начинаем провешивать верёвки по крутому участку ледопада. Провесили 2*50 м перил, общий угол около 45° с небольшими ступенями в 70°, образованными отдельными частями серраков (см. фото 105).

Техническое описание прохождения маршрута Ч.5.

Фото 105. Спуск вдоль левого борта ледопада

Далее в связках спускаемся по ледовому склону L30°-35° около 200 м и попадаем на ледник. ЧХВ спуска - 1 час 20 минут (см. фото 106).

Фото 106. Движение в связках по закрытому леднику в юго-западную камеру ледника

Выводы: Пройденный ледопад является конечным участком, который входит в локальное препятствие перевала Доппах. По итогам прохождения перевал соответствует своей категории сложности и является простой 3А. С юга склон перевала почти полностью вытаял и носит скально-осыпной характер с обширными участками конгломерата в нижней части. Конгломератный участок достаточно крут, а организовать попеременную или перильную страховку там не представляется возможным. Рекомендуем группам идти его нижнюю часть в кошках и с ледорубами. В случае необходимости можно ночевать на ледниках недалеко от перевала. Например, на леднике Нахашбита Малом с юга или на южной ветви ледника Нахашбита (Псыгансу) с севера вблизи перевального взлёта. Также можно ночевать на самом перевале.

Северная сторона особой сложности не представляет, она достаточно крутая, но короткая около 100 м. Имеется широкий бергшрунд, который возможно преодолеть по мосту или маятником на спусковой верёвке, пройти на подъем первому без рюкзака. Окончательную сложность перевалу придаёт ледопад.

Ледник Нахашбита, Юго-западная ветвь

Быстро пересекаем пологую спокойную центральную часть ледника и начинаем подъем по юго-западной части ледника Нахашбита (Псыгансу) (ЧХВ - 38 минут). Стараемся идти чуть левее центральной части притока ледника – здесь меньше трещин, часть из них засыпана снегом (см. фото 107) L20°-25°. Условно на всём течении притока ледника можно выделить четыре ступени. На первую ступень поднимаемся за 30 минут, ещё за 30 минут на вторую. Ледник достаточно крутой, на участках между ступенями много трещин, часть из них закрыта, имеются участки больших разломов, чтобы обойти их приходится лавировать между центральной частью и левым бортом. Третья ступень – пологое снежное поле, отделена от ледника широкой трещиной около 15 м шириной и глубиной. Чтобы перейти её приходится пересечь весь ледник к левому борту и пройти по лавинному выносу, который образовал прочный мост (см. фото 108, 109).

Фото 107. Движение по ЮЗ ветви лед. Нахашбита

Фото 108. Ступень ледника. Виден пер. Суган

Фото 109. Обход поперечного разлома ледника по конусу выноса у левого борта

На третьей ступени большом снежном плато, мы встаём на ночёвку в 16:15. Выбираем место так, чтобы до него ничего не долетело ни с одного ни с другого борта. ЧХВ подъёма на третью ступень - 1 час 22 минуты. Координаты ночёвки: 42°58'7.08"N 43°27'53.65"E (см. фото 110).

Фото 110. Место ночёвки. Виден путь подъёма на пер. Суган в обход поперечной трещины (утро 09.08.)

Дата: 09.08.20

День пути: 15

Маршрут за день: лед. Нахашбита ЮЗ ветвь пер. Суган - лед. Доппах

Пройденное расстояние, км.: 2,5

Перепад высот, м.: +320,-570

ЧХВ: 8 ч 55 мин

Выход группы в 6:35.

Перевал Суган (3А, 4065 м)

От места ночёвки в связках начинаем подъем на четвертую и последнюю ступень ледника. Уходим под левый борт, чтобы обойти большую поперечную трещину и попадаем на пологую ступень, здесь при необходимости можно поставить несколько палаток, но только если склон над ступенью не лавиноопасен (см. фото 110–112). На выходе к ступени видны старые следы. ЧХВ выхода на полку - 57 минут.

Фото 111. Подъем на четвертную ступень ледника к перевальному взлёту

Фото 112. Перевал Суган с севера. Видны старые следы

Со ступени начинаем провешивать верёвки. Вешаем 2*50 м перил по ледовому склону. Первая верёвка пересекает неширокий бергшрунд (см. фото 112). Склоны L45°. ПС, ППС - ледобуры и вмёрзший камень (см. фото 113). ЧХВ работы на перилах - 1 час.

Выходим на перевал в 9:05. Седловина узкая, скальная. В небольшой снежно- ледовой мульде можно поставить палатку. Координаты седловины: 42°57'53.65"N 43°27'38.97"E. Тур находится в западной части на скалах.

Снимаем записку группы туристов из г. Санкт-Петербурга под руководством Голубева К.А (маршрутная книжка 46/20), даты на записке нет, но судя по следам группа была здесь не более недели назад (см. фото 114).

Фото 113. Подъем на перевал Суган

Фото 114. Группа на пер. Суган

На седловине в скалу забит шлямбурный крюк и есть старые петли. Дублируем все своей петлёй и начинаем спуск по скальному кулуару в 9:35 (см. фото 115).

Фото 115. Начало спуска на лед. Доппах

Спуск представляет собой скально-осыпной кулуар, постепенно расширяющийся в нижней части и выводящий на бараньи лбы, пройти которые можно насквозь провесив дюльферную верёвку и спуститься напрямую в ранклюфт ветви ледника Доппах или обойти лбы слева под скальным массивом вершины Доппах Западный. Спуск осложнён высокой камнеопасностью, а узкий кулуар не позволяет работать на двух верёвках одновременно, поскольку верхние могут спустить камни на нижних. Поэтому приходится много ждать и работать попеременно.

Поскольку кулуар камнеопасный и в нем очень много живых камней, то первого мы спускаем на страховке («парашютиком»). Первая верёвка уводит в сужающийся кулуар, где крутизна местами достигает 60°. После «горлышка» есть старая станция на правом борту кулуара. Укрепляем её и используем (см. фото 116). Вторая верёвка идёт вниз влево к стене массива Доппах (см. фото 117). Там также есть старый крюк, который мы используем для создания многоточечной станции. Дальше кулуар чуть расширяется (см. фото 118). Порода ненадёжная, требует тщательной организации станций на нескольких точках. Третья и четвертая верёвки выводят к бараньим лбам. Решаем двигаться траверсом вниз и влево, в обход лбов, хотя видно много спусковых петель для спуска вниз, но по левому

ранклюфту ледника постоянно летят камни, также иногда прилетает мелочь сверху, поэтому мы и уходим влево под прикрытие более монолитных скал и более пологого спуска. Провешиваем ещё две верёвки косого траверса вниз. Далее Полторы верёвки вниз на ледник. Средняя крутизна спуска 45°-60° с короткими более крутыми участками. Всего на спуск провешено 7,5 * 50 м перил. ЧХВ спуска

- 5 часов 45 минут. Дальнейший спуск продолжаем в связках вдоль левого борта заморененного ледника L 25°-35° до его пологой части. ЧХВ спуска от взлёта - 1 час 13 минут (см. фото 119). Встаём на ночёвку на морене в 17:05 (см. фото 120) (42°57'27.83"N 43°27'24.77"E).

Фото 116. Первая станция в спусковом кулуаре (пройдена 1 верёвка)

Фото 117. Вторая верёвка спуска с пер. Суган.

Фото 118. Выход из кулуара. Дальнейшее движение вниз влево (по ходу)

Фото 119. Пер. Суган с лед. Доппах

Фото 120. Ночёвка под пер. Суган

Выводы: Перевал Суган соответствует категории сложности 3А. Фактически самое сложное препятствие всего маршрута. Имеет ярко выраженную разницу в характере склонов: с севера - снежно-ледовый, а с юга - скальный. С севера основной сложностью является преодоление ступеней ледника и большого количества трещин, с юга – скально-осыпной камнеопасный крутой кулуар и склон. Требует быстрой и слаженной работы, а также качественной перильной страховки с юга. Поскольку много разваливающихся скал, то станции должны быть на нескольких точках или на больших монолитных выступах.

Дата: 10.08.20

День пути: 16

Маршрут за день: лед. Доппах – пер. Гюльчи

Пройденное расстояние, км.: 3,2

Перепад высот, м.: +625

ЧХВ: 4 ч 20 мин

Ледник Доппах

Двигаемся в сторону цирка нашего следующего перевала Гюльчи (2Б). Пересекаем морену, траверсируем ветвь ледника, стекающего со стороны перевала 50 лет ВЛКСМ. Через 10 минут после выхода надеваем кошки и поднимаемся по языку ледника. Проходим следующую ветвь ледника и заходим по крутому 30-35 градусному льду в цирк перевала (см. фото 121, 122). ЧХВ от места ночёвки - 1 час.

Фото 121. пер. Гюльчи с ночёвки

Фото 122. Путь через лед. Доппах в цирк пер. Гюльчи. «У»-образный снежник плохо различим

Перевал Гюльчи (2Б, 4027)

На подходе к перевалу ориентируемся на снежник в форме буквы «У». Под разными ракурсами он виден лучше или хуже. Следует заранее определить нужный вариант подъёма, поскольку с первого взгляда правильный вариант не кажется однозначным, а под самим склоном сориентироваться практически невозможно.

В связках плавно начинаем подъем к нужному кулуару (см. фото 123-124).

ЧХВ - 30 минут. L 20°- 30°.

В 10:10 начинаем подъём по снежнику в связках. Снежник узкий, не плотный, крутизной до 40 градусов. Ступени в нем получаются хорошими (см. фото 125). На подъёме в качестве ППС используем закладки и скальные крючья установленные в скалы борта кулуара. Движемся одновременно.

Фото 123. Начало подъёма на пер. Гюльчи

Фото 124. Заход в подъёмный кулуар пер. Гюльчи

Техническое описание прохождения маршрута Ч.6.

Фото 125. Снежно-скальный кулуар

В верхней части снежник выводит к поясу скал, переходим его, сняв кошки (см. фото 126). Преодолеваем конгломератно-осыпной участок косым траверсом влево, обратно к скалам и основной линии кулуара. Пожалуй, это самый опасный участок подъёма. Много жёсткого конгломерата, осыпи на нем почти нет, страховку организовать сложно. В неблагоприятных условиях рекомендуем провесить по этому участку перила около 50-100 м. Мы движемся укороченными связками с самостраховкой ледорубом. Опять подобравшись к скалам правого борта кулуара выходим на снежно-ледовый галстук и по нему провешиваем верёвку 50 м. ПС, ППС – закладки, крючья, петля на выступе, один ледобур (см. фото 127).

Фото 126. Выход к скальному поясу с попеременной страховкой

Фото 127. Подъем по скально-снежно-ледовому кулуару. Перильная страховка

Далее продолжаем идти вдоль скал с одновременной страховкой. ППС (3 шт.)

- крючья, закладка. Выходим на пер. Гюльчи в 13:00 (см. фото 128). С седловины удаётся заснять как вторая связка подбирает перила и точки. Виден последний участок кулуара, где группа движется одновременно с промежуточными ППС (см. фото 129). Седловина перевала широкая, снежная и пологая (см. фото 130). Сняли записку группы Севастопольского клуба туристов под руководством Охримовича Н.Н. от 12 августа 2019 года. Встаём на ночёвку на перевале. Координаты ночёвки на перевале 42°57'56.22"N 43°26'13.27"E.

Фото 128. Выход на край перевальной седловины

Фото 129. Выход второй связки на плато перевала Гюльчи с одновременной и попеременной

страховкой

Фото 130. Группа на пер. Гюльчи на фоне в. Сугантау (утро 12.08.)

Дата: 11.08.20

День пути: 17

Облачно, туман, временами снег

Маршрут за день: в. Сугантау радиально

Пройденное расстояние, км.: 1,5

Перепад высот, м.: +430,-430

ЧХВ: 5 ч 23 мин

Выход группы в 8:20.

Вершина Сугантау (2Б, 4462)

Накануне вечером погода начала портиться. Ночью был сильный ветер, с утра плохая видимость. Проверяем погоду с 4 утра каждые полчаса. После 6 часов немного раздувает облачность. Из лагеря налегке выходим в связках, пересекаем широкую седловину перевала и верховья ледника, подходим под ледовую стену, отделяющую верхнюю ступень ледника от нижней. Ориентируемся по навигатору и чёрной скале, образующей вместе с ледником ступень. Проходим ступень вдоль границы скал (см. фото 131) и поднимаемся на верхнее плато L до 45° на участке в 80-100 м. Далее пересекаем плато в связках подходим под следующую ступень – ледовые сбросы, выводящую в обход крутой части ледового панциря на широкий гребень, на котором возможно ориентироваться по скальному гребешку. На этом участке пришлось обратиться к фотоснимкам, сделанным накануне, чтобы сориентироваться, поскольку гребень ещё не виден, а пройденная ступень далеко позади. Обходим сбросы вдоль скал в ранклюфте. Подход к скалам около 50 м L 40°. По ранклюфту провешиваем 1*50 м перил. ППС, ПС – ледобуры. Крутизна подъёма L 40°-45° (см. фото 132). Временами начинает идти слабый снег.

Фото 131. Общий вид подъёма на в. Сугантау (вечер 10.08.)

Фото 132. Вдоль скального контрфорса

Дальше двигаемся ориентируясь на скальный гребень и при помощи навигатора. Под ногами осыпь, покрытая снегом. Выходим на вершину в 11:45 (см. фото 133).

Снимаем записку группы туристов МГУ под руководством Смирнова Леонида Викторовича от 20 июля 2018 года. На вершине ветрено, опять начинается снег. Подъём со всеми затратами времени на ориентирование занял 3 часа 25 минут. Спускаемся по пути подъёма по своим следам за 1 час 58 минут до лагеря. Снегопад усиливается.

Фото 133. Выход на вершину Сугантау

Выводы: Радиальное восхождение с перевала Гюльчи на в. Сугантау соответствует заявленной категории 2Б и фактически является частью локального препятствия пер. Гюльчи + в. Сугантау (имеется в классификаторе со сложностью 2Б). Особой технической сложности участок не представляет и усложнён только протяжённостью и участками прохождения с нижней части ледника на верхнюю и выходом с верхней части ледника на гребень.

Суганский хребет достаточно высокий и его массив задерживает облачность, которая может длительное время оставаться в локальной точке, например, около вершины горы Сугантау это стоит учитывать при планировании. В нашем случае низкая облачность несколько затруднила наше продвижение, но у нас имелся навигатор с координатами вершины, описания, снимки, сделанные накануне, а количество снега и его состояние позволяли безопасно пройти локальное препятствие.

Дата: 12.08.20

ЧХВ: 5 ч 56 мин

Выход группы в 8:00.

Перевал Гюльчи

Вопреки опасениям утром погода лучше, чем накануне, но это продлится недолго и к вечеру циклон все же накроет район. За ночь выпало немного снега. Долго откапывали вмёрзшие палатки. Начинаем спуск, придерживаясь центральной части ледника (см. фото 134), а после разведки стремимся к правому борту. На разведку выходим в связках на ледовый бугор в средней части ледника отсюда видно ниспадающий ледопад и далеко внизу ровную часть ледника. Левый борт виден плохо, а вот правая часть просматривается (см. фото 135).

Фото 134. Начало спуска с пер. Гюльчи

Принято решение придерживаться правого ранклюфта, а в случае не прохода выходить на край ледопада. Пересекаем ледник к правому борту. Много закрытых трещин. Далее по осыпи, лежащей на льду, спускаемся вниз L20°-35° (см. фото 136).

Фото 135. Разведка пути. Вид правого ранклюфта с середины ледника. Виден наш путь спуска

Фото 136. Спуск по широкому ранклюфту, заход в моренный карман

Пояс скал, который смотрелся крутыми бараньими лбами сверху с точки разведки, оказался проходим по узкому перешейку (см. фото 137).

Фото 137. Проходим скальный пояс

Основная сложность в нижней части ранклюфта, там, где становится больше открытого льда, на котором лежит подвижная осыпь. Подниматься здесь с тяжёлым рюкзаком было бы трудно, поэтому более классический вариант: обход нижней ступени ледопада справа по ходу (ближе к центральной части и левому ранклюфту) будет более приемлемым (см. фото 138). Нам помог и снегопад, покрывший подвижную осыпь снегом, смёрзшимся и связавшим осыпь утром.

На этом участке разминулись с группой, поднимавшейся на перевал классическим путём через ледопад.

Фото 138. Вид на ледник Ю. Суган с нижней пологой части. Указан классический вариант

подъёма на перевал в обход ледопада (синим цветом) и наш вариант спуска в обход ледопада и крутой части ледника (красным цветом)

Попадаем на открытый пологий ледник. Разведка показала, что спуститься с его языка практически невозможно, поскольку он выводит на бараньи лбы, обрывающиеся вниз на десятки метров. Так что проход есть только через карман правобортной морены ледника. В кармане идёт тропа, отмеченная турами, есть места под палатки, но нет воды. Карман выводит в долину р. Ахсу (см. фото 139). Погода вновь портится.

Выводы (пер. Гюльчи): Перевал соответствует своей категории сложности 2Б, является комбинированным со сложностью с обеих сторон. Очень интересна его южная часть, представляющая собой комбинированный кулуар-коридор, в котором требуется применение разнообразных технических приёмов передвижения и страховки. С севера есть варианты подъёма или спуска: классический с обходом ледопада по «S»-образной траектории от левого края ледника, либо вариант, который использовали мы – спуск/подъем «в лоб» правым ранклюфтом. Второй вариант предпочтительнее для спуска.

Ущелье реки Ахсу ущелье реки Карасу

Попав в ущелье Ахсу переходим реку на правый берег и идем тропой к устью, проходим летник, расположенный на повороте реки и выходим в долину Карасу. Идёт дождь. ЧХВ с начала открытого ледника до момента выхода к устью Ахсу - 2 часа 36 минут. Вдоль реки Карасу идём по грунтовой дороге. До сюда уже можно добраться на внедорожнике. Вскоре выходим на благоустроенную Автодором дорогу с отбойниками и продолжаем движение вниз до нарзанных источников. ЧХВ от устья Ахсу до нарзанов - 1 час 10 минут. Идём под непрекращающимся

дождём на ночёвку, которую устраиваем на берегу притока Карасу Ортозюрек в 17:00 (42°58'53.76"N 43°19'49.22"E). ЧХВ от нарзанов до места ночёвки - 30 минут.

Фото 139. Движение группы правым моренным карманом, выход в долину Ахсу

Перепад высот, м.: +340-270

ЧХВ: 6 ч 52 мин

Река Карасу - река Черек Балкарский

От места ночёвки выходим обратно на грунтовую дорогу и идём до места предполагаемого брода реки Карасу, расположенного рядом с началом ущелья Дыхсу. Воды в Карасу много даже утром. В 2015 году весной руководитель похода с группой перешёл в этом месте в тапочках, а сейчас нужно организовывать полноценную страховку. ЧХВ от места ночёвки - 45 минут (см. фото 141, 142). Решаем, что риск не оправдан и движемся до моста, расположенного ниже по течению реки Черек Балкарский. ЧХВ до моста - ещё 23 минуты (43° 0'26.07"N 43°18'52.34"E).

Фото 141. Место предполагаемого брода через Карасу

После моста идём по тропе, ведущей по травянистым террасам к мосту через р. Дыхсу, перекинутого над тесниной вблизи устья (42°59'16.79"N 43°18'27.19"E – возможна погрешность из-за плохого условия приёма спутников). ЧХВ от моста до моста - 1 час 42 минуты (см. фото 143,144) По дороге много малины, что несомненно сказывается на нашей скорости.

Фото 142. Грунтовая дорога вдоль Черека Балкарского. Видно ущ. Дыхсу направо

Фото 143. Слияние р. Карасу и р. Дыхсу. Видно место нашей ночёвки

Ущелье реки Дыхсу

Фото 144. Мост через р. Дыхсу

Переходим мост и начинаем движение вдоль правого берега реки. Путь сильно осложнён. Тропы, указанной на карте, фактически нет. В самом начале есть несколько туров, которые были сложены несколько лет назад и слабые признаки тропы, которой, видимо, пользовались охотники. Вскоре эта тропа пропадает полностью (см. фото 145). Весь дальнейший путь приходится преодолевать через сплошные заросли кустов, рододендрона и участки звериных троп. Руководитель имел неудовольствие ходить вдоль левого берега реки весной 2017 года, и даже тогда проходимость ущелья была очень осложнена, сейчас же даже не стоит думать идти вдоль левого берега.

Фото 145. Путь вдоль правого берега р. Дыхсу. Полное бездорожье

Вскоре добираемся до прижима, который группа проходит с применением перил (3 м), которые провешены с полки на полку, потому как весь берег – это монолитный борт каньона, поросший бурной растительностью (см. фото 146).

Фото 146. Один из прижимов р. Дыхсу

Техническое описание прохождения маршрута Ч.7.

Иногда удаётся выйти на берег и идти вдоль него, но очень скоро вновь приходится набирать высоту и обходить очередной прижим (см. фото 147). Под конец дня, обходим очередной прижим через лес с густым рододендроновым подлеском. 500 метров по заросшему склону L30°-35°, на котором постоянно падаешь и спотыкаешься, кругом частокол из лиственных пород деревьев.

Велика вероятность разделиться и потеряться в этих зарослях. Шум реки заглушает все звуки и голоса, так что нужен ведущий и замыкающий, ни в коем случае нельзя растягиваться. Этот день показался одним из самых трудных в походе. Повторять путь по Дыхсу нет никакого желания.

Фото 147. Путь правым берегом р. Дыхсу

Пересекаем небольшой приток и к концу дня находим место на отмели у реки под две палатки (42°58'46.83"N 43°17'9.81"E). Встаём в 17:30. Ровняли место около 1 часа (см. Фото 148). ЧХВ по ущелью - 4 часа 2 минуты.

Фото 148. Ночёвка в ущелье Дыхсу

Дата: 14.08.20

День пути: 20

Маршрут за день: ущ. р. Дыхсу – лед. Дыхсу

Пройденное расстояние, км.: 6,5

Перепад высот, м.:+410

ЧХВ: 5 ч 33 мин

Ущелье реки Дыхсу

Продолжаем движение вдоль правого берега реки. Вскоре переходим ещё один ручей, впадающий в реку. Постепенно ущелье расширяется, на реке появляются отмели, по которым идти проще. По крайней мере нет больше прижимов и крутых берегов (см. 149-150).

Фото 149. Ущелье постепенно расширяется

Фото 150. Заканчивается зона леса

Выходим из зоны леса. Вдоль левого борта ледника располагается ровная боковая морена, по которой можно попасть на ледник Дыхсу (он же Дых-Котю- Бугойсу). С этой целью на широких разливах разведываем брод, но несмотря на то, что река течёт по широкому плёсу, брод последнего рукава представляет определённую сложность. Воды в нем примерно по бедро (см. фото 151). Поразмыслив, принимаем решение не рисковать, поскольку страховку организовать сложно и время на это уйдёт много, а вместо этого пройти вдоль правого берега и через язык ледника Айлама выйти на ледник Дыхсу (см. фото 152).

Фото 151. Последний рукав реки Дыхсу, который мы решили не идти

Разведка брода заняла 40 минут. Далее за 1 час подходим под ледник Айлама и в кошках пересекаем его тело (см. фото 152). Ледник ниспадает достаточно круто, ледовые бугры заморенены, крутизна склона до 40 градусов, проходим по ним около 30-50 м.

Фото 152. Идём к языку лед. Айлама, чтобы выйти на левый край лед. Дыхсу (Дых-Котю- Бугойсу)

Ледник Дыхсу

Поднимаемся на фронтальную морену ледника Дыхсу. Морена очень старая, покрыта травой и кустами (см. фото 153). Видно место разведки предполагаемого брода.

Фото 153. Снимок ущелья с фронтальной морены лед. Дыхсу

Пересекаем по морене ледник к левому борту и немного проходим вдоль него (см. фото 154), встаём на ночёвку на удобном песчаном пляже в 16:25, поскольку дальше ледник вздымается буграми, а в моренном кармане может не быть воды (см. фото 155). ЧХВ движения по леднику Дыхсу - 1 час 10 минут. Координаты ночёвки 42°58'49.72"N 43°13'23.59"E.

Фото 154. По лед. Дыхсу

Перепад высот, м.: +890

ЧХВ: 6 ч 22 мин

Выход группы в 7:15.

От места ночёвки выходим в левый моренный карман ледника и плавно поднимаемся к устью реки Крумкол, стекающей из одноименного бокового ущелья (см. фото 156).

Фото 156. Путь по моренному карману лед. Дыхсу

Перед бродом открывается вид на ледник Дыхсу и наш дальнейший путь (см. фото 157).

Фото 157. Лед. Дыхсу

Приходится немного подняться вдоль реки в поисках брода. Река неширокая, но из-за большого перепада течение очень быстрое. Находим место, где река разбивается на два рукава и переходим их последовательно (см. фото 158). Воды не больше, чем по колено. Координаты брода: 42°59'39.62"N 43°12'22.57"E. Время брода - 25 мин.

Фото 158. Брод р. Крумкол

Спускаемся к леднику, выходим на него траверсом крутого левого конгломератного борта за 37 минут. Дальнейший путь имеет два варианта первый, которым воспользовались мы, проходит вдоль левого борта ледника Дыхсу и забирает также левым бортом по леднику Башхауз. На километровой топографической карте, обновлённой М. Голубевым и выложенной в свободном доступе на сайте «Риск», даже имеется тропа по этому пути. Второй вариант – не выходить на ледник, а следовать левой боковой мореной и забирать выше на старую морену, поросшую травой с последующим выходом в её карман (см. указатель на фото 159). Насколько хорош путь там – нам не известно, но морена ровная и в последующем из её кармана можно выйти на ледник (в районе спуска с пер. Песчаный) (см. фото 160). Таким образом можно обойти ледопад и часть ледника с множеством трещин.

Доходим до поворота ледника за 1 час 3 минуты.

Фото 159. Лед. Дыхсу с возможным вариантом обхода ледопада через моренный карман

Фото 160. Снимок Google Earth. Красным – наш вариант обхода, синим – возможный вариант

Разведав правый борт ледника, решено идти вдоль левого борта (см. фото 161).

Фото 161. Наш путь в обход ледопада лед. Башхаауз (красным) и вариант обхода через моренный карман сверху (синим)

Заходим снизу по ледопаду средней сложности (см. фото 162, 163) и спускаемся в ранклюфт, движемся там по осыпи, лежащей на леднике.

Фото 162. Левый борт ледопада Башхауз

Вскоре упираемся в прижим, который приходится обходить по ледопаду (см. фото 163). Много времени уходит на разведку.

Фото 163. Путь по ледопаду, заход в ранклюфт

Космические снимки, изученные до похода, свидетельствовали, что зона трещин ледника находится на месте соединения ветвей ледника и у левого борта, поэтому наша задача выйти на среднюю часть ледника из зоны трещин. В верхней части пытаемся сделать это, но опустившаяся низкая облачность не позволяет просмотреть путь, а часть ледопада, продолжающего тянуться вдоль нашего борта, становиться непроходимой без использования перильной и попеременной страховки. Решаем продолжать двигаться вдоль левого борта (см. фото 164). Постепенно, после следующего поворота (левого по ходу нашего движения), ледник несколько успокаивается и нам удаётся выйти на его срединную морену (см. фото 160). Ориентирование и выбор пути осложнены плохой видимостью (около 20 м), так что доходим до первого возможного места ночёвки и встаём там в 18:05 (43° 0'9.16"N 43° 9'52.76"E). Как оказалось, утром, место выбрано почти идеальное в наших условиях (см. фото 165).

Техническое описание прохождения маршрута Ч.8.

Фото 164. Заморененный борт ледника Башхаауз. Туман

Фото 165. Ночёвка на лед. Башхаауз рядом с пер. Дыхниауш (утро 16.08.)

Дата: 16.08.20

День пути: 22

Маршрут за день: лед. Башхауз пер. Дыхниауш лед. Безенги хиж. Джангикош

Пройденное расстояние, км.: 6,5

Перепад высот, м.: +780,-613

ЧХВ: 6 ч 25 мин

Выход группы в 7:10.

Перевал Дыхниауш (2Б, 3872 м)

От места ночёвки по открытому леднику в обход простых трещин поднимаемся к перевальному взлету. Придерживаемся центральной, а затем правой (ор.) части ледника. Перед выходом в цирк преодолеваем закрытую ступень ледника в связках (см. фото 166).

Фото 166. Подходы к пер. Дыхниауш

Траектория подъёма указана на фото 167 и идёт в обход крутой монолитной части, расположенной непосредственно под седловиной. Начинаем подъем справа по ходу по снежному широкому склону L25°-30° под скальный пояс (см. фото 168). Далее без кошек в связках движемся по конгломератно-осыпному склону к скальному бастиону. Подъём разделён скальными выходами на кулуары. Склоны

Lдо 45°. В верхней части конгломерат становиться плотнее, и мы надеваем кошки и движемся по плотному конгломерату к скалам наверху с одновременной и попеременной страховкой через скальные выступы. Это один из самых сложных участков подъёма. Если в нижней части конгломератного склона группа испытывает технические сложности в преодолении его в связке, то рекомендуем

организовать перильную страховку, поскольку верхняя часть перед выходом к скальному поясу ещё сложнее. Из конгломерата торчат скальные останцы, между которыми мы и движемся с попеременной страховкой через выступы. На выступах много спусковых петель. Таким образом выходим к скальному поясу (см. фото 169), снимаем кошки.

Фото 167. Пер. Дыхниауш

Фото 168. Начало подъёма к пер. Дыхниауш

Фото 169. Выходим к скальному поясу, дальше вдоль скал траверсом

Мы выходим точно в место, где в скалу вбит свежий швеллерный крюк со спусковой петлёй. Скопиться здесь вшестером не получается. Так что начинаем движение связками с попеременной страховкой через крючья, закладки и петли на выступах вдоль скальной стены траверсом (см. фото 170). Траверс выводит нас к осыпному кулуару со средней подвижной осыпью L40°, по которому аккуратно плотной группой мы выходим на северный край седловины в 12:30. ЧХВ от перевального взлёта - 2 часа 10 минут. Координаты перевала: 43° 0'51.74"N 43°8'4.03"E. (см. фото 172).

Фото 170. Дальнейший путь траверсом вдоль скал

С перевала открывается вид на пройденный нами путь (см. фото 171).

Фото 171. Вид с пер. Дыхниауш на лед. Башхаауз. Виден наш путь.

Фото 172. Группа на пер. Дыхниауш. Сзади Стена Безенги

Перевал Дыхниауш (2Б) соединяет ледники Башхауз и Уллучиран (он же – Безенги). На седловине можно поставить 2-3 палатки, вода из снега.

Снимаем записку группы туристов турклуба ПКТ (г. Санкт-Петербург) под руководством Еськова А.В. от 09 августа 2020 года.

Начинаем спуск с перевала в 13:20 в связках с самой низкой части седловины, однако через 40 метров плотный снежный надув заканчивается и начинается лед, поэтому провешиваем 1*50 м перил по снежно-ледовому склону L40°-45°. ПС – ледобуры. Преодолеваем небольшой бергшрунд по мосту (см. фото 173). Далее склон становиться более пологим и плавно переходит в ледник. Спускаемся ещё 150 м в связках до ровного ледника.

Фото 173. Спуск с пер. Дыхниауш по перилам

Выводы: Перевал Дыхниауш соответствует своей категории 2Б. Основная сложность сосредоточена на восточном слоне. Перевал проходится в обход скального бастиона, расположенного непосредственно под седловиной. Путь подъёма в нижней части – по снежнику, переходящему в конгломератно-скально- осыпной крутой склон. В верхней части конгломерат очень плотный поэтому стоит использовать кошки и ледорубы. Если группа испытывает сложности в передвижении в связке в нижней части конгломератного склона, то следует использовать перильную страховку, поскольку верхняя часть более сложная! Дальнейший траверс вдоль скальной стены требует аккуратности и проходим с попеременной и одновременной страховкой, следующий за ним осыпной кулуар камнеопасен из-за очень подвижной осыпи в нем. На спуск с восточной стороны, несомненно, потребуются перила. Весь путь покрыт свободнолежащими подвижными камнями и поэтому камнеопасен. С запада перевал имеет снежно- ледовый склон, не представляющий особой сложности, однако может быть лавиноопасен при неблагоприятных условиях.

Ледник Безенги (Уллучиран)

Пересекаем закрытый ледник (снега до 50 см) к правому борту и далее по открытой части вниз (см. фото 174). Вскоре по правобортной морене начинается тропа, отмеченная турами. Тропа сильно ветвится. Попадаем в облачность (см. фото 175). Пересекаем ледник Селлы и выходим к хижине Джанги-кош в моренном кармане (см. фото 176). ЧХВ от цирка перевала - 1 час 50 минут. Координаты: 43° 1'52.06"N 43° 6'26.40"E. Поблизости от хижины и ниже (австрийские ночёвки) множество палаток.

Фото 174. Цирк ледника Безенги и наш дальнейший путь правым бортом

Фото 175. По морене правого борта лед. Безенги

Фото 176. Ночёвка у хижины Джанги-кош (утро 17.08.)

Дата: 17.08.20

День пути: 23

Маршрут за день: хиж. Джанги-кош лед. Безенги – а/л Безенги

Пройденное расстояние, км.: 14

Перепад высот, м.: +50,-1170

ЧХВ: 4 ч 26 мин

Выход группы в 8:20.

От места ночёвки начинаем спуск по морене, проходим австрийские ночёвки, пересекаем поперечный осыпной вал и спускаемся на ровную узкую правобортную морену. На спуске с вала протянуты стальные тросы для удобства спуска/подъёма (см. фото 177, 178). Движемся по узкой морене до поворота ледника. Здесь расположен мобильный пограничный пост. ЧХВ от хижины до поворота - 1 час.

Далее спускаемся по тропе вниз к леднику. Здесь также протянуты тросовые заграждения (см. фото 179).

Фото 177. Путь от Джанги-коша вдоль лед. Безенги

Фото 178. Вид на верховья лед. Безенги с боковой морены

Фото 179. Спуск с морены на повороте ледника

Далее движемся по центру ледника и чуть ближе к правому борту. Ледник пологий, открытый, трещины небольшие и встречаются редко (см. фото 180).

Фото 180. Группа на фоне стены Безенги

Ближе к языку выходим на край расширившейся срединной морены, есть туры и маркировка краской на крупных камнях. Маркировку и туры складывают годами и при движении ледника каждый год траектория троп несколько изменяется. Далее стремимся к правому борту, переходим ледниковую реку по камням (см. фото 181) и выходим на конгломератную террасу, с которой начинается маркированная набитая тропа (см. фото 182). ЧХВ движения от поворота ледника до выхода на борт долины - 2 часа 8 минут.

Фото 181. Перед выходом на тропу, ведущую вдоль правого борта ледника

Фото 182. Вдоль правого борта долины Безенги по тропе

По тропе выходим к пограничному посту, расположенного рядом с грунтовой дорогой, ведущей в альплагерь Безенги (ЧХВ - 32 минуты). От поста поднимаемся по тропе на старую морену и попадаем в альплагерь (8 минут ЧХВ). Остаёмся тут на ночёвку в 16:25 (43° 6'37.04"N 43° 8'42.76"E).

Дата: 18.08.20

День пути: 24

Маршрут за день: –

Пройденное расстояние, км.: 0

Перепад высот, м.: 0

ЧХВ: 0

Отдыхаем, едим, спим. Лучше ещё день в горах, чем в городе.

Дата: 19.08.20

День пути: 25

Маршрут за день: а/л Безенги – пос. Безенги (подходы)

Пройденное расстояние, км.: 16

Перепад высот, м.: +122

ЧХВ: 3 ч 29 мин

Выход группы в 6:00.

От альплагеря идём по хорошей грунтовой дороге. Вниз можно уехать на автомобиле лагеря или на автобусе ПАЗ, курсирующем между лагерем и посёлком, но мы добираем километраж и прощаемся с горами. За 3 часа 13 минут добираемся до пограничной заставы (см. фото 183, 184). После неё идём ещё 16 минут и останавливаемся в оборудованной беседке. Вскоре после неё мы встретились с водителем и сели в микроавтобус. На этом активная часть похода была завершена (см. фото 185).

Фото 183. Идём по грунтовой дороге по широкой долине

Фото 184. Выход к заставе. Вдалеке виден посёлок Безенги

Фото 185. Окончание маршрута

Потенциально опасные участки на маршруте

1.   Перевалы и вершины:

1.1.       Перевал Воробьевский (2Б, 4000). Перевал соответствует своей категории, имеет среднюю сложность и комбинированный характер, является односторонним со сложностью на восточном склоне. Проходить перевал с востока (лед. Николаева) «в лоб» через правый ранклюфт небезопасно, есть вероятность обрушений с ледопада, или небольших лавин, которые соберутся в правый ранклюфт как в лоток, следует заходить с юга и выходить бортом, не спускаясь на дно ранклюфта.

1.2.       Перевал Уилпатинский Северный (3А, 4300). Перевал средней сложности, соответствует своей категории. С юга и с севера носит снежно-ледовый характер. С юга следует тщательно выбирать кулуар, по которому будет осуществлён подъем или спуск, поскольку на центральной седловине есть нависающие карнизы, свисающие на юг. В нашем случае безопаснее оказалось пройти севернее основного узкого кулуара. Перевал может быть лавиноопасен как с юга, так и с севера.

1.3.   Перевал ХКТ (2Б, 3970 м). Перевал относительно простой. По нашему мнению, сложность его может быть понижена до 2А. С востока простой снежно- фирновый склон, с запада – ледовый, снежно-ледовый. Сложность перевала с запада. Западная сторона может быть лавиноопасной.

1.4.   Перевал Гельфгата Б. (3А, 3989 м). Перевал имеет среднюю сложность для своей категории, достаточно протяжённый. С востока - скально-осыпной, имеет небольшую камнеопасность. На подходах к скальному участку следует внимательно следить за склонами, поскольку небольшие камни вытаивают уже утром и успевают разогнаться до того, как достигнут снежника. В верхней части много подвижной осыпи, следует двигаться плотной группой. С запада наиболее сложная и опасная часть – обход ледовых сбросов ледопада под скальной башней. Этот участок камнеопасен после обеда или в тёплую погоду. Не следует также задерживаться вблизи сбросов ледопада на леднике Западный Караугом. Обвалы с него летят на сотни метров.

1.5.    Перевал Фастаг (2А, 3640). Перевал имеет среднюю или чуть выше средней сложность для своей категории. С ледника Зап. Караугом - скально- осыпной. Сложно организовать страховку на плотном конгломератном склоне. С этой стороны много подвижной осыпи, следует двигаться плотной группой. С запада может быть лавиноопасен. Основная сложность и опасность в преодолении нижней части ледника и участка ледопада средней сложности.

1.6.   Перевал Цихварга (2Б, 3670). Перевал имеет среднюю сложность для своей категории. С востока преимущественно скально-осыпной со снежно- ледовыми участками. Всё, что справедливо для пер. Гельфгата и пер. Фастаг, пройденных с востока, то справедливо и для пер. Цихварга. Много подвижной осыпи, в нижней части плотный конгломерат, на котором сложно организовать страховку. С западной стороны перевал может быть лавиноопасен. Изюминка – широкий бергшрунд на западном слоне. С запада перевал камнеопасен после обеда или в тёплую погоду. Камни летят с северных склонов по диагонали через весь склон.

1.7.   Перевал Доппах (3А, 3830). Соответствует своей категории и является относительно простой 3А. Итоговой сложности добавляет прохождение ледопада Южной ветви ледника Нахашбита (Псыгансу). С юга склон перевала похож на восточный склон пер. Цихварга. В нижней части плотный конгломерат, выше – подвижная осыпь, выходы скал, короткие снежно-ледовые участки. Трудно организовать страховку, камнеопасен. С севера перевал может быть лавиноопасен.

1.8.    Перевал Суган (3А, 4065). Соответствует своей категории сложности, является относительно сложной 3А, которая требует применения множества технических приёмов. С северо-востока основная сложность и опасность в преодолении закрытого ледника с большими трещинами. Надо быть крайне внимательным при прохождении ледника, поскольку сверху нависают огромные ледниковые массы, обрушение которых грозит перекрыть всю ширину ледника. С юго-запада камнеопасный узкий скально-осыпной кулуар. Надо беречь верёвки от перетирания о камни, особенно при прохождении первых 100 метров. Правый ранклюфт ледника, идущий вдоль спускового кулуара, камнеопасен.

1.9.      Вершина Сугантау (2Б, 4462). В классификаторе является частью локального препятствия пер. Гюльчи + в. Сугантау (2Б). Фактически этот участок, если рассматривать его отдельно, оценён нами как 2Б. Участки склона могут быть лавиноопасными. На верхней части ледника есть закрытые трещины. Вершина задерживает облачность, поэтому при ухудшении погоды именно здесь это ухудшение проявится в первую очередь.

1.10.   Перевал Гюльчи (2Б, 4027). Перевал соответствует своей категории и имеет среднюю или чуть выше средней сложности 2Б. С юга перевал может быть камнеопасен, с севера главная опасность закрытый ледник и ледопад.

1.11.   Перевал Дыхниауш (2Б, 3872). Перевал соответствует своей категории сложности и имеет среднюю сложность для своей категории. С юга перевал камнеопасен из-за подвижной осыпи. В нижней и в средней части имеет плотные конгломератные склоны. С севера особой сложности не представляет, но может быть лавиноопасен.

2.   Ледники:

Опасность ледников меняется от года к году в зависимости от количества снега. Приведём пройденные нами участки, которые имели для нас определённую сложность при прохождении.

2.1.    Ледник Николаева на пути к пер. Воробьева имеет простой ледопад, чуть выше закрытый ледник с широкими трещинами. Может потребоваться попеременная страховка или наведение перил.

2.2.  Выход на Центральную ветвь Караугомского ледника после пер. ХКТ

много закрытых и открытых трещин, распутываются быстро.

2.3.    Ледник Западный Караугом (нижняя часть). Множество закрытых и открытых трещин как поперечных, так и продольных, короткие участки ледопада средней сложности.

2.4.       Нижняя часть ледника Харисдор короткий участок простого ледопада и ледопада средней сложности.

2.5.      Восточная ветвь ледника Бартуй, верховья. Неширокие закрытые трещины. Один участок с широкой трещиной, где потребовалась попеременная страховка.

2.6.     Южная ветвь ледника Нахашбита - короткий участок среднего и сложного ледопада (часть локального препятствия пер. Доппах).

2.7.     Крутая юго-западная ветвь ледника Нахашбита. Много закрытых широких трещин.

2.8.     Ледник Южный Суган. Закрытые трещины верхней части. Ледопад удалось обойти.

2.9.   Участок с покровной мореной и выходами льда на леднике Айлама, при подъёме к леднику Дыхсу.

2.10.     Ледопад ледника Башхауз. Средние и сложные участки ледопада. Участки небольшой протяжённости. Самое сложное из того, что было на этом маршруте.

2.11.   Простой ледник Безенги.

В общем, все ледники, встретившиеся в этом походе, можно охарактеризовать как относительно короткие, но достаточно крутые. Длинных спокойных участков мало, в основном ледники сильно пересечены моренами, либо переходят в короткие ледопады простой и средней сложности. Это связано с тем, что общий перепад высот Кавказа достаточно велик, а воздействие потепления очень явное. Исключением является Караугомское плато и его массивный ледопад, а также средняя и нижняя части Безенгийского ледника.

3.   Прочие опасности:

3.1.   Самой явной опасностью Кавказа является камнеопасность, связанная с сильным воздействием глобального потепления. Многие перевалы сильно изменились и продолжают меняться крайне быстро по сравнению с районами более мощного оледенения: Тянь-Шанем и даже Алтаем. Описания десятилетней давности могут оказаться абсолютно не актуальными, особенно для южных склонов. На склонах много конгломерата, который представляется одним из самых сложных типов рельефа для передвижения, поскольку плотность его в одном месте может быть невысока (можно без труда пройти в ботинках), а уже через 3-5 метров двигаться можно только в кошках.

3.2.       Камнепады, лавины, ледовые обвалы. Процессы горообразования включают в себя перемещении снега, льда и камней. Наиболее распространёнными формами этих процессов, опасных для туристов, являются камнепады, снежные лавины, ледовые обвалы. По этой причине следует тщательно выбирать места привалов и ночёвок, а не только тактику прохождения локальных препятствий.

3.3.    В походе было достаточно много непогожих дней. В основном плохая погода начиналась после обеда и сопровождалась сильной низкой облачностью, которая значительно затрудняла передвижение и ориентирование. Следует рассчитывать на неблагоприятную погоду и иметь достаточный запас времени, чтобы двигаться в первую половину дня, а вторую отсиживаться или идти медленно, почти наощупь.

3.4.  Опасность представляют реки. Крупные долины, почти все, оборудованы стационарными мостами, советуем по возможности пользоваться ими, либо

переходить реки в верховьях. Из водных препятствий, которые мы преодолевали следует выделить приток р. Цеядон, на пути к леднику Николаева, где первый участник шёл с верёвочной страховкой без рюкзака. Вторая река приток р. Дыхсу речка Крумкол. Река неширокая, но из-за большого перепада имеет быстрое течение. Мы разведали брод р. Дыхсу в верховьях и решили не тратить время и не рисковать, поскольку организовать полноценную страховку на широких разливах было трудно и обошли реку по леднику Айлама. Брод вполне возможен в верхнем течении недалеко от ледника в среднем и нижнем течении бродить реку будет невозможно (пройти по бревну между валунами, бросить «якорь» с верёвкой и сделать навеску да, но не бродить).

3.5.       Реки и крупные ручьи следует переходить в утреннее время с соблюдением необходимых мер предосторожности и не относиться к ним легкомысленно, поскольку переправы через реки в пешеходных и горных походах являются одними из самых частых причин несчастных случаев.

Расчёт категории сложности маршрута

Итоговые показатели маршрута:

1. Продолжительность маршрута: 25 дней.
  2. Пройденное расстояние: 166,5 км.
  3. Чистое ходовое время маршрута: 124 часа 56 минут.

4. Локальные препятствия:

А) Перевалы категории (4 шт.): пер. Уилпатинский Северный; пер.

Гельфгата Б; пер. Доппах; пер. Суган.

Б) Перевалы категории (5 шт.): пер. Воробьевский; пер. ХКТ; пер.

Цихварга; пер. Гюльчи; пер. Дыхниауш.

В) Вершина категории (1 шт.): в. Сугантау классификаторе приведена в связке с пер. Гюльчи).

Г) Перевал категории (1 шт.): Фастаг.

Д) Перевалы некатегорийные (1 шт.): Авсанау.

5. Категории трудности пройденных перевалов, не соответствующих справочным пособиям:
  6. Протяженность маршрута, количество и категория трудности ЛП превышают минимальные классификационные нормы для похода 5 к.с.
  • пер. ХКТ заявленный и указанный в классификаторе как 2Б по факту прохождения оценён нами как 2А. С востока он имеет простой непротяжённый снежный склон небольшой крутизны. С запада сосредоточена вся его сложность: 4*50м склона в 40°-45°.

Перевалы, имеющие переменную категорию трудности, согласно настоящему классификатору, оценены следующим образом:

• Перевал Цихварга (2Б*, 3670). Оценён нами как 2Б по факту прохождения.

Исходя из итоговых показателей маршрута и классификационных требований можно установить, что пройденный горный маршрут соответствует 5 (пятой) категории сложности.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Часть рекомендаций и субъективных оценок сложности пройденных локальных препятствий приведены в п. 2.8, в том числе: краткие выводы по пройденным локальным препятствиям.

Итоги:

1. Главным итогом похода является прохождение маршрута без изменений в установленные сроки похода с большим запасом времени и прочности. Помимо необязательной днёвки в альплагере Безенги оставалось ещё два дня запаса.
  2. Удалось связать логичной нитью маршрута три района Кавказских гор: Цей-Караугом, Дигорию и Безенги.
  3. В районе Цея и Караугома пройдены интересные перевалы с разным типом рельефа. Перевал Уилпатинский Северный пройден не по центральному кулуару, а по северному более безопасному. В описаниях пройденных ранее маршрутов такого варианта не обнаружено. Помимо этого, пройден редко посещаемый перевал ХКТ (Харьковского клуба туристов), по которому в открытых источниках мало информации. По итогам прохождения удалось актуализировать описание перевала и оценить его как 2А. Пройден перевал Гельфгата (согласно записки пройден последний раз в 2011 году) и закрытый со всех сторон ледник Западный Караугом. С него удалось выйти на перевал Фастаг не стандартным путём, а через высокий борт ледника. Пройдено самое высокогорное плато Кавказа – Караугомское плато.
  4. В Дигории актуализированы координаты седловины некатегорийного перевала Авсанау, которым пользуется большое количество туристов. В этом горном районе пройдены перевалы Доппах и Суган. Перевал Суган интересная и сложная (для района) 3А. Пройден перевал Гюльчи, спуск с которого по леднику Южный Суган произведён по новому варианту вдоль правого борта ледника в обход ледопада. В Суганском хребте Дигорского ущелья пройдена высочайшая точка – вершина Сугантау (4487). Радиальный выход оценён нами как локальное препятствие сложностью 2Б. В классификаторе этот участок является частью локального препятствия пер. Гюльчи + в. Сугантау и имеет общую сложность 2Б. Вершина интересная, с длительным подъёмом по снежным и снежно-ледовыми склонам.
  5. В районе Безенги пройдено редко посещаемое ущелье Дыхсу, само по себе представляющее сложность для прохождения. В нижней части ущелье посещается довольно редко для Кавказа. Пройден перевал Дыхниауш 2Б и ледник Безенги вдоль которого стоит одна из жемчужин Кавказа – Безенгийская стена.
  6. В нашей группе каждый может выполнять любые роли на технически сложных участках и делать это достаточно быстро и успешно. Техника передвижения по различным видам рельефа отработана, что позволило во многих случаях отказаться от наведения перил и пройти технические участки с одновременной и попеременной страховкой, не снижая степень безопасности, а скорее наоборот – использовать утренние часы и находится в потенциально опасном месте меньше времени.
  7. Участники и руководитель приобрели опыт преодоления локальных и протяжённых препятствий: перевалов, вершин, траверсов, бродов и т.д.

Таким образом, можно считать, что поставленные цели и задуманная идея похода достигнуты в полной мере.

Выводы:

1. Имеющийся запас дней положительно сказался на безопасности прохождения маршрута, а также на физическом и психологическом состоянии участников.
  2. Кавказ хорош тем, что в каждом крупном ущелье или долине есть пути сообщения и какая-либо инфраструктура (посёлок, база, альплагерь) – это позволяет делать предварительные заброски. Так сделали и мы: договорились с водителем и базой о том, что отправим на хранение часть продуктов и снаряжения. Это значительно облегчает прохождение длительного похода.
  3. Кавказ имеет значительные перепады высот, поэтому при переходе из одного ущелья в другое и тем более из одного района в другой приходится много набирать высоту и сбрасывать. В связи с этим довольно сложно набрать нужный километраж. Самым простым выходом из это ситуации является равномерное распределение локальных препятствий по всему маршруту с учётом подходов, а также использование длинных ущелий и долин для набора километража. В нашем случае такими длинными перегонами был путь по красивому Дигорскому ущелью, связка ущелий Ахсу, Карасу, долины Черека Балкарского и Дыхсу, ну и, конечно, путь вдоль ледника Безенги и по долине Безенги. Участок пути через Дыхсу можно пройти через связку перевалов Курортный (1Б) и Фытнаргин (3А), чтобы обойти труднопроходимый участок, но в нашем маршруте предполагалось снизить напряжённость к концу маршрута перед преодолением последнего перевала, поскольку у группы уже накопилась усталость. Указанное ущелье осложнено отсутствием троп и дорог, зарослями лиственных деревьев и кустов.
  4. Многие склоны перевалов, покрытые ранее снегом и льдом, стали скально- осыпными со множеством конгломератных участков. Следует быть к этому готовыми. В этих новых условиях повышается камнеопасность, так что необходимо выходить на потенциально опасные участки в утреннее время, пока лед и снег не начали таять, а мосты на ледниках держат. Там, где были ледовые или снежно-ледовые склоны, могут быть осыпи или скалы будьте к этому готовы. Описания десятилетней давности можно считать устаревшими, поскольку изменение рельефа на Кавказе происходит очень быстро.
  5. В летний период на ледниках и склонах снега немного, он достаточно плотный. Конечно, это не относится к аномальным годам или к длительным периодам непогоды.
  6. Готовьте пропуска в ООПТ и пограничные зоны заранее, раньше установленных законодательством на их изготовление, сроков. Это сэкономит вам нервы. Ответы с сайтов ООПТ часто неоперативные и договариваться приходится не один день. Пропуска по почте могут идти долго, могут обнаружиться какие-то ошибки и в выдаче разрешения могут отказать, так что придётся оформлять все заново.
  7. Мобильность малой группы, хорошая личная техника и знание маршрута позволило значительно ускорить и обезопасить прохождение локальных препятствий. Во многих местах предпочтение отдавалось одновременной и попеременной страховке вместо перил. Удавалось максимально использовать

утренние часы и проходить сложные участки по плотному насту и фирну в связке, тогда как в более поздние часы склон «раскисал» и приходилось бы идти по жёсткому льду, находящемуся под этим снегом, или проваливаться в трещины на подходах/отходах, опасаться камнепадов.

Рекомендации:

1. Положительно сказывается на тактике прохождения маршрута знание актуального прогноза погоды на несколько дней вперёд. Такой прогноз можно получать через спутниковый трекер автоматически или через связного на

«Большой земле».

2. Планируя маршрут в районе центрального Кавказа, учтите, что погода имеет обыкновение стабильно портиться после обеда. Это сопровождается осадками и сильной низкой облачностью, затрудняющей ориентирование и передвижение.
  3. Прохождение локальных препятствий:
  • Подъем или спуск с пер. Уилпатинский Северный с юго-восточной стороны может быть осуществлён по разным кулуарам. Северный – наиболее широкий. При неблагоприятной снежной обстановке можно идти прямо по скальному контрфорсу, разделяющему кулуары.
  • в. Сугантау в Суганском хребте задерживает облачность и в её районе часто бывает непогода и плохая видимость. Учтите это при планировании и запаситесь координатами вершины, треком и снимками склонов.
  • Если вы решите идти через ущелье Дыхсу будьте готовы к полному бездорожью. Двигайтесь плотной группой чтобы не потеряться, возможно, придётся использовать верёвку для преодоления прижимов в нижней части ущелья.
  • Брод реки Дыхсу возможно осуществить недалеко от ледника на разливах. Вероятно, потребуется организация страховки для первого и наведение перил.
    1. Через крупные реки в больших обжитых ущельях и долинах перекинуты мосты. Следует пользоваться по возможности ими. Если такой возможности нет, то бродить реки в утреннее время. Кавказские реки, даже небольшие, имеют быстрое и бурное течение.
    2. Для более безопасного и быстрого прохождения снежно-ледовых препятствий планируйте ранние выходы – это позволит больше ходить в связке и меньше использовать перила, а также частично обезопасит от камнепадов.
    3. Для подготовки картографических материалов рекомендуем использовать интернет-ресурс: https://nakarte.me. Программы: GoogleEarth, SASPlanet, карты, обновлённые М. Голубевым: https://risk.ru/blog/6433, сайтами: https://caucatalog.ru/, http://westra.ru/passes/, https://pereval.online/.
    4. Для поиска описаний помимо вышеупомянутых интернет-ресурсов: http://www.tlib.ru/, http://www.mountain.ru/, https://tssr.ru/mountain/pereval/caucasus/.