Путешествие по Скандинавии

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
В октябре 2009-го года самостоятельно ездил в Скандинавию. Головокружительные приключения и всепобеждающая любовь, нечеловеческие лишения и дерзкие преступления на фоне суровой северной природы. От создателя отчета по Тернопольской области!
 

Полную версию отчета с фотографиями (113 шт.) можно посмотреть в моем жж:

http://road-movies.livejournal.com/6757.html - начало
http://road-movies.livejournal.com/6989.html - окончание



Подготовка
www.skyscanner.net Отличный и удобный поиск самых дешевых авиабилетов. В конце перебрасывает на сайт авиакомпании для покупки билета
www.wikitravel.org/en Классные путеводители и актуальная информация по трансферу в/из аэропортов (только английская версия, русская очень неполная).
http://www.lonelyplanet.com/thorntree/index.jspa - гигантский форум на английском языке с ответами на любые вопросы, связанные с путешествиями. По каждой стране есть очень полезный FAQ.
http://shop.lonelyplanet.com/index.jsp?lpaffil=lphp-topindex – можно бесплатно скачать некоторые главы путеводителей Lonely Planet (самая полезная из них – Getting started) по любой стране мира. На английском языке.
www.wizzair.com, http://www.airbaltic.com, http://aerosvit.ua, http://norwegian.no – авиакомпании
www.swebusexpress.se и www.gobybus.se - автобусы в Швеции
www.sj.se – ж/д Швеции
http://www.nsb.no – ж/д Норвегии
http://www.dsb.dk/cs/Satellite?pagename=DSBUK/Forside - ж/д Дании
www.vr.fi/eng - ж/д Финляндии
www.vikingline.fi, http://www.tallinksilja.com/ - паромы в Скандинавии. Viking Line обычно дешевле.
www.eckeroline.fi – один из паромов Хельсинки – Таллинн
http://www.aferry.co.uk/helsingborg-helsingor-ferry.htm - паром между Швецией и Данией Helsingborg - Helsingor
www.eurolines.com – автобусы по всей Европе
www.ecolines.net – автобусы в Прибалтике, немного дешевле Eurolines
www.hostelworld.com – хостелы во всем мире
www.booking.com – бронирование гостиниц без предоплаты
http://rapidshare.com/files/301451364/Scandinavian_Europe8th_Edition_February_2007.rar.html - Путеводитель по Скандинавии Lonely Planet на английском языке (13 Mb). Есть информация по всему моему маршруту, кроме Риги. Я распечатывал нужные разделы. Мне он очень помог, особенно в маленьких городах.



Маршрут
Сб  10.10  Авиаперелет Киев - Осло (www.Wizzair.com) 11:10-13:00  16,5€ (198 грн) 
Ночной автобус (www.swebusexpress.se)  Осло - Helsingborg  23:00-5:35 (6 h 35 min)  21,1€ (211 SEK)
Вс  11.10  Паром Helsingborg (Sweden) to Helsingor (Denmark)  20SEK (2€), длительность 20 мин.  (ходит каждые полчаса)
Поезд Helsingor - Hillerod 11:48-12:15, ходят примерно каждый час, 63 DKK (8,4€)
Поезд Hillerod-Копенгаген 16:00-17:00, ходят каждые 20 минут, 93 DKK (12,4€) или 59 DKK (7,9€) по short trip ticket
Пн  12.10  Копенгаген 
Вт  13.10  Copenhagen – Malmo C – электричка, едет 35 минут, ходит каждые 20 минут, 63 DKK (8,4€) – молодежный, 78 DKK  - взрослый
Ночной автобус (www.swebusexpress.se)  Мальме  - Стокгольм  22:10-6:20  32,6€ (326 SEK), студ.
Ср  14.10  Стокгольм
Чт  15.10  Стокгольм
www.vikingline.fi  Stockholm – Turku  20.10 - 07.35  17,5€  (студ., взрослый – 19,5€)
Пт  16.10  поезд Турку-Хельсинки www.vr.fi/eng InterCity2 28,4€ взрослый (ходит каждый час, едет 2 часа)
Сб  17.10  Паром Хельсинки-Талинн  9:00-12:00 (www.eckeroline.fi)  19€ (только по утрам)
Вс 18.10  Таллинн – Рига (278 км)  Автобус (www.ecolines.net)  14:00-18:10  13€ 
Пн 19.10  Рига-Киев 13:15-14:50  (покупал на Aerosvit.ua, на самом деле летел AirBaltic.com)  82,34  €

Билеты
Авиабилеты, билеты на 3 автобуса, паром Хельсинки-Таллинн я покупал заранее. Билеты на поезда в Дании и Финляндии, паром Helsinborg - Helsingor покупал на месте, их цена перед отправлением не меняется. Паром www.vikingline.fi бронировал на их финском сайте по инструкции http://www.bpclub.ru/index.php?showtopic=13078
Билет выкупал в Стокгольме в их офисе в центре города (Cityterminalen). Пытались сбить 5€ booking fee за то, что не купил на их сайте, а только забронировал. Но я сказал, что не знал, что это было невозможно, и кассир не стала брать 5€. Оплатить на сайте возможно только картами скандинавских банков. Возможность забронировать есть только в финской версии сайта, так что придется помучаться. Инструкция поможет. 

Курс валют и деньги
Норвегия. 1€=8,4 норвежских крон (NOK)
Дания. 1€=7,2 датских крон (DKK)
Швеция. 1€=10 шведских крон (SEK)
Финляндия. Валюта – евро (EUR).
Эстония. 1€=15 эстонских крон (EEK)
Латвия. 1€=0,7 лата (LVL)

Так как в каждой стране своя валюта, удобнее не менять каждый раз деньги, а расплачиваться карточкой. Оптимальная схема – поделить деньги на 3 одинаковых части. 1 часть – наличка в мелких евровых купюрах, 2-я и 3-я часть – евровые карточки Visa Classic и выше (не Electron) от разных банков.
У меня была наличка в евро и одна карточка (соотношение денег 1 к 3), во время поездки карточку заблокировали и появились проблемы с выживанием.


Жилье
Во всех городах я жил бесплатно по http://www.couchsurfing.org/, также у меня были 2 ночи в автобусах Swebus Express и одна на корабле Стокгольм-Турку.
Но самые дешевые хостелы в городах я пробил:
Осло - http://www.ankerhostel.no
В этом хостеле я останавливался в прошлый раз. 10 минут пешком от ж/д вокзала (Oslo S),  автобусной станции (BussTerminalen) и главной улицы – Karl Johans gate. Койка в 6-местном номере – 25-26,5€. Хороший хостел.

Копенгаген - http://www.hostelworld.com/availability.php/Sleep-in-Heaven/Copenhagen/690
20.37€ с человека за ночь, койка в 14-местном номере

Стокгольм - http://www.hostelworld.com/availability.php/Acco-Hostel/Stockholm/32067
18.34€ с человека за ночь, койка в 10-местном номере

Хельсинки - http://www.hostelworld.com/availability.php/Hostel-Stadion/Helsinki/12127
20€ с человека за ночь, койка в 12-местном номере

Таллинн - http://www.hostelworld.com/hosteldetails.php/Mahtra-Hostel/Tallinn/1410
€8.39 с человека за ночь, койка в 6-местном мужском номере

Рига - http://www.hostelworld.com/availability.php/Riga-Backpackers-Hostel/Riga/13449
5€! с человека за ночь, койка в 10-местном номере


Фотографии
http://road-movies.livejournal.com/6757.html
- начало
http://road-movies.livejournal.com/6989.html
- окончание

Подробные фотоотчеты про каждый город буду со временем выкладывать в http://road-movies.livejournal.com


Путешествие

1-й день. 10 октября, суббота.

Самолет www.wizzair.com у меня был в 13:00. В Киеве в аэропорт ходят автобусы с Южного вокзала (25 грн.) и с метро Харьковская (20 грн.). Удобнее ехать с метро Харьковской. На зеленой линии садитесь в последний вагон, на Харьковской выходите в подземный переход, поворачиваете направо, затем налево. Сразу возле перехода – автобусная остановка.
Я ехал только с ручной кладью – рюкзак 35 л. Ограничение по весу – 10 кг. Поскольку я взял с собой довольно много еды, вес рюкзака был около 12 кг. Я одел фотоаппарат на шею, шоколадки и яблоки рассовал по карманам, папку с документами, распечатками и книжками небрежно взял в руки. Рюкзак во время регистрации взвесили – 9,6 кг.

Torp
Прилетели в Торп. В Норвегии время переводится на час назад (Гринвич + 1 час) по сравнению с киевским.
В Осло 3 аэропорта – Sandefjord Torp, Rygge, Gardermoen. Torp – самый дальний, используется бюджетными авиакомпаниями. Находится в 116 км от Осло. Каждый рейс встречают автобусы Torpekspressen. http://www.torpekspressen.no/Englishinformation/tabid/112/language/nb-NO/Default.aspx
Автобус едет 1:30, стоит 180 NOK (19,8€), если  будете и улетать из Торпа, выгоднее сразу брать билет туда-обратно – 300 NOK (33€) / 260 NOK (28,6€)  взрослый/студенческий). Студенческие не проверяют. Билеты можно купить у водителя, карточки принимаются.
1€=8,4 норвежских крон (NOK).
На таможне вещи не смотрели, на паспортном контроле спросили только турист ли я и как долго собираюсь оставаться в Норвегии. В этом аэропорту возможно сделать покупки в Duty Free и после прилета. Мое стремление к роскошной жизни ограничилось тем, что я набрал в туалете воды в пластиковую бутылку. Таким же образом потом постоянно пополнял запасы воды. Вода из крана в Норвегии – самая вкусная в Европе, куда там нашей негазированной минералке.
Скандинавия – самый дорогой регион в мире, цены на все очень высокие, поэтому я экономил как мог, используя для этого разные способы. Я путешествую очень часто, стараюсь делать это максимально бюджетно. Большинство европейской и американской молодежи путешествует таким же образом.
Когда улетал из Киева, там было +15 °С. В Норвегии было +1. Меня это слегка эпатировало. Вышел из аэропорта, общественным автобусом побрезговал, пошел на трассу. Прошел пешком 1-2 км, голосуя. Подобрала приятная пара, довезли меня полтора километра до трассы Е18. От той точки до Осло было 114 км. Пошел вдоль трассы в сторону Осло. Прошел километра два, хорошей позиции для автостопа не было, стопил – безрезультатно. Стал за мостом, минут через 15-20 остановился Мартин, взял меня до Осло. Сказал, что остановился, потому что подумал, что «никто не подберет этого парня». Мартин из Трондхейма, там вчера выпал первый снег. Он молодой, учится на втором курсе из трех на медбрата. Служил в норвежской армии, год обязательной службы в Норвегии, потом добровольно в силах быстрого реагирования в Афганистане. Говорит, что было довольно безопасно, так как они служили на севере страны. Норвежское правительство отказалось посылать своих солдат на юг Афганистана, в отличие от датского. Датчане дислоцируются в основном на юге, часто участвуют в столкновениях и гибнут. Мартин подал заявление, чтобы учиться год по обмену в Австралии. Как вторую страну указал Новую Зеландию, а как третью – Россию, чтобы заявка выглядела более убедительно. На его курсе много девушек, в этом конкурсе высокая конкуренция, Мартин надеется, что ему поможет служба в Афганистане. Он закладывал под десна странную субстанцию из металлической коробочки – мне потом объяснили, что это разновидность никотина. Мартин довольно скептически отзывался об автостопе в Норвегии, сказал, что стопщиков очень мало и подбирают редко, потому что люди очень замкнутые и закрытые. Он жаловался, что Норвегия варится в собственном соку, никому нет никакого дела до того, что происходит в мире, и первые полосы газет  - всегда о норвежских новостях, которых нет. Города он не знал вообще, ездил строго по GPS. Высадил меня, как потом оказалось, не очень далеко от центра.

Осло
Я нашел автобусную остановку, разобрался какой номер мне нужен. Сел в автобус, хотел расплатиться карточкой, так как валюту пока не менял. Водитель-пакистанец сказал, что можно расплачиваться только наличкой. Я сказал, что налички нет, ответ – no problem. Проехал бесплатно 5 остановок, вышел в центре на остановке National Theater. Осло встретило не то что прохладой, а диким морозом. Я не был готов к такому повороту событий. Я уже был в Осло, поэтому особо не усердствовал в осмотре достопримечательностей, спокойно погулял по центру, к вечеру утеплился, потому что было уже невозможно тусить на улице. Заходил греться в кинотеатры и прочие общественные заведения. Поел еды из дома, вспомнил родину.
Вечером весь город смотрел отборочный матч на Чемпионат мира по футболу Дания-Швеция. Дания выиграла 1:0 и заняла первое место в группе, Швеция пролетела, Португалия вышла в плейофф. В Осло в пабах все поддерживали Швецию, видимо там живет и работает много шведов. Поздно вечером нашел один классный спортбар, забитый до отказа, спросил как сыграли Украина-Англия. Когда мне сказали, что Украина выиграла 1:0, я не поверил, но проверить было негде. Настроение улучшилось. В 23:00 сел на автобус www.swebusexpress.se Oslo – Helsingborg (23:00-5:35), 21,1€. Конечная его остановка – Копенгаген, перед Копенгагеном останавливается в Malmo. Билет покупал заранее по интернету, водителю показал только номер билета, записанный в телефон. В салоне было человек 10, все заняли по 2 сиденья, и еще в автобусах Swebus работает туалет! Одел беруши, достал спальник, завел будильник и более-менее выспался.

2-й день. 11 октября, воскресенье
Helsingborg

В 5:45 утра я высадился в Helsingborg (Швеция). Было очень холодно! Швеция встретила неприветливо. Туалет на автостанции затоплен, повсюду мусор. «Настоящий социализм»,  - подумал я. Потом, правда, такого больше в Швеции не видел. Все очень чисто и пристойно. В Хельсинборге недалеко друг от друга находятся ж/д вокзал, автовокзал и место отправления паромов в Helsingor (Дания). В Хельсинборге провел час, посмотрел 34-метровую башню Karnan, оставшуюся от замка 14-го века. Впечатляет. Также среди достопримечательностей – красивая церковь Mariakyrkan. Было еще темно, желающих прогуляться по родному городу в воскресенье в 6 утра замечено не было. Возле церкви видел большое количество непристегнутых велосипедов. Больше такой беспечности нигде не видел. Так что если вам нужен новый железный конь – вперед, в солнечный Хельсинборг.
Паромы Scandilines по маршруту Helsinborg- Helsingor и обратно http://www.aferry.co.uk/helsingborg-helsingor-ferry.htm ходят каждые 30 минут и стоят 2€ (20 SEK), в пути 20 минут. Возле входа на корабль есть автомат по продаже билетов, можно расплачиваться купюрами и монетами. Карточкой вроде бы тоже можно, но я пробовал – ничего не происходило. Я сказал об этом контролеру, который проверял билеты при входе, и он пустил меня бесплатно. Паром отличный – магазины, кафе, открытая палуба.

Helsingor (Elsinore)
1€=7,5 датских крон (DKK).
В Helsingor я приехал из-за замка Kronborg Slot (http://www.ses.dk/en/SlotteOgHaver/Slotte/Kronborg.aspx). Он известен как замок Эльсинор из пьесы Шекспира «Гамлет». Здесь то все и происходило. Правда, сам Шекспир в Эльсиноре никогда не был.
Еще в городе есть 2 интересные церкви – Sankt Olai Kirke и Sct Maria Kirke. Паром прибывает к зданию ж/д вокзала, возле него туристический информационный центр. Церкви можно посмотреть по дороге от вокзала к замку. Городок небольшой, замок очень понравился. Зайти на территорию, погулять вокруг рвов можно бесплатно. Посещение замка стоит 65 или 90 DKK (8,7/12,06€)  - смотря что включено в билет. Замок открывался в 11:00, я не стал ждать и поехал в Hyllerod. С самого утра зарядил противный дождь на весь день.
От ж/д вокзала до выезда из города 3-4 км. От Helsingor до Hyllerod 27 км. От Hyllerod до Копенгагена 47 км. Весь датский остров Zealand, на котором расположен Копенгаген, в длину 100 км, остров абсолютно ровный и практически без лесов.
Я вышел на трассу, простоял на позиции 40 минут под дождем, никто не останавливался, плюнул и вернулся на ж/д вокзал. Билеты продаются только в автомате, можно расплачиваться карточкой. Нормальный билет Helsingor-Hyllerod стоил 63 DKK (8,4€). Есть еще short trip ticket за 59 DKK. Я купил его, но в процессе оказалось, что он будет действителен только через 4 часа – с 16:00 до 1:00. Было 11:45, а поезд Localbana на Hyllerod отходил в 11:48. Я запрыгнул в него. Внутри поезда был автомат, принимающий только наличные, все покупали в нем билеты. В этом автомате билет стоил 31 DKK. Я ничего не мог купить, так как налички не было, а мой билет был еще недействителен. Штраф за безбилетный проезд в Дании – 600 DKK (80€). К счастью, контролеров не было, через 27 минут мы приехали.

Hyllerod
Здесь из интересного есть только замок Frederiksborg Slot и прекрасный большой парк возле него. Вход в замок – 60/50 DKK взрослый/студ. В камере хранения замка можно не покупая билет оставить вещи и погулять по парку. Замок прекрасен, а парк возле него еще лучше. Весь городок очень спокойный и умиротворенный, много детей, все гуляют, идиллия.
После предыдущей поездки на поезде у меня остался неиспользованный short trip ticket. Я подождал 16:00, когда он начнет действовать, и поехал в Копенгаген. Билет нужно закомпостировать в автомате на перроне. Поезд едет час, ходит каждые 20 минут, обычный билет стоит 93 DKK, если покупать заранее short trip ticket – 59 DKK. На этот раз контролеры были.
Замки Kronborg Slot (Helsingor) и Frederiksborg Slot (Hyllerod) очень интересные, городки симпатичные, за день можно посмотреть оба, и еще у вас останется вечер в Копенгагене. Или можно еще добавить город Roskilde (собор Roskilde Domkirke и музей кораблей викингов) или Humlebak (в нем лучший в Дании музей современного искусства Луизианна http://www.louisiana.dk). Также посещение этих городов – отличная возможность почувствовать, как живет Дания за пределами столицы. Есть еще возможность за 120 DKK купить себе однодневный проездной на электрички и целый день кататься по этим городам. Все эти места легко можно посетить базируясь в Копенгагене.

Copenhagen
В 17:00 я приехал в Копенгаген. Мой хост по couchsurfing.org Питер заранее пригласил меня на семейный ужин, посвященный его дню рожденья, который был месяц назад. С вокзала я поехал на автобусе на квартиру к маме Питера. Квартира очень понравилась – такой сдержанный скандинавский дизайн. Это типичная квартира датского среднего класса. Угостили очень вкусным ужином. Еды было в меру, не по 5 кг на человека, как на наших застольях. В тот день Бог послал семье Питера курицу, картошку с морковкой, чипсы в качестве еще одного гарнира, соус и бананы в шоколаде на десерт. Присутствовали его родители, брат, и новая girlfriend папы (родители разведены). Мама скоро собирается на две недели в Перу. Все они рассказали мне много интересного про жизнь в Дании.
В Дании всего два телеканала, остальные платные. Очень популярен сериал The Crime, семья его потом смотрела после ужина. Незначительное большинство населения (51-51,5%) поддерживают консерваторов, их выбирают уже в третий раз подряд. Датское правительство воюет в Ираке и Афганистане, людям это не нравится. Сейчас в Афганистане находится около 700 датских солдат. Начиная с 2002 года, когда Дания направила своих военных в Международные силы по содействию безопасности в Афганистане (ИСАФ), в этой стране погибли 26 датских военнослужащих.
Брат Питера работает в офисе 5 дней в неделю, а по выходным подрабатывает барменом. Недавно ему оставили 200 евро чаевых, весь персонал бара был в шоке, поделили на всю бригаду. Брат хочет накопить денег и уехать этой зимой на 3 месяца в Коста-Рику заниматься серфингом.
Питер - очень классный человек и отлично меня принял. Ему 31 год, живет один, работает учителем в школе и снимает для души документальные фильмы, хочет послать их на кинофестивали. Занимается крав-магой – системой рукопашного боя, которую изобрели в израильских спецподразделениях. Два года у него была девушка полячка, ездил к ней в Варшаву, а она к нему в Копенгаген. А познакомились на каком-то семинаре в Барселоне. Расстались, потому что никто не хотел переезжать. Так же недавно он попробовал новое экстремальное развлечение – лазанье по высоким деревьям без снаряжения. Я на это прореагировал сдержанно, так как в детстве запросто бы стал чемпионом мира по этому виду спорта.
Также все рьяно обсуждали победу Дании над Швецией. Швеция для Дании – как большой брат, который уже порядком достал. У них общая культура, история, весьма похожие языки, но победить соседа в футбольной битве жизненно необходимо. К Норвегии Питер относится снисходительно. В разные периоды истории в регионе доминировала то Дания, то Швеция, и норвежцы всегда кому-то из них подчинялись. Питер говорит, что законодатель моды в регионе Швеция, на нее все ориентируются. Швеция более современная, открытая и прогрессивная. Дания на втором месте, затем – Норвегия. Тем не менее, сейчас Норвегия самая дорогая и богатая страна Европы.  
Потом мы с Питером пошли в его любимое кафе, попили чай рядом с представителями палестинской группировки, затем пошли к нему домой. Он платит за свою небольшую однокомнатную квартиру не в центре 350€ в месяц.

3-й день. 12 октября, понедельник
В понедельник все музеи в Копенгагене закрыты. Питер устроил для меня тур по городу. Показал и Христианию, там он прикупил траву (100 DKK) и гашиш «для друга».
Христиания – это как бы отдельное государство, занимающее часть острова в Копенгагене, недалеко от центра. Территория довольно большая. В этот квартал есть только два входа. В 1971 году хиппи захватили заброшенные военные казармы и устроили там свободную республику. В данный момент государство никак не контролирует Христианию. Там открыто продаются легкие наркотики - на лотках и с ценниками. Тяжелые наркотики в Христиании не приветствуются. Наркотики продаются только на Pushers street, это главная улица, фотографировать там запрещено, штраф далеко не административный. Христиания довольно интересное место, такого больше нет нигде в мире, и многие едут в Копенгаген специально посмотреть на ожившую утопию. Сейчас поселиться там новичку довольно проблематично. Драгдилеры часть от своих доходов сдают в общий фонд, на эти деньги решаются проблемы общины, строятся и ремонтируются дома. У них есть собственный мусоровоз. Явного лидера или совета нет, голосований тоже нет. Собираются каждый понедельник, по всем вопросам договариваются. Многие датские правительства пытались покончить с Христианией, но пока никому это не удалось. А пока жители Копенгагена и гости столицы толпами валят в Христианию, покупают наркотики и тестируют их не отходя от кассы. Питер говорит, летом там приятно просто отдыхать возле воды. Общее впечатления от Христиании – довольно двуликое социальное образование. Пришли свободные, ни от кого не зависящие люди, захватили заброшенный сарай возле реки и сразу же ставят табличку  - No Camping. То есть они тут поселились и наслаждаются свободой, а другим даже платку на ночь нельзя поставить, потому что раньше это было ничье, а теперь – их частная собственность, за которую люди готовы положить жизнь. Обертка из красивых слов, а внутри – все так же, как везде. И выглядит большинство местных обитателей совсем не как приверженцы здорового образа жизни.
Недалеко от Христиании расположен вполне буржуазный район Christianshavn с новыми домами, личными яхтами и катерами.

На всех заведениях в Копенгагене висят таблички со смайликами – грустными или улыбающимися. Это какая-то государственная организация делает внезапные проверки и ставит оценки за чистоту, качество обслуживания и другие параметры. Входя в заведение, всегда можно посмотреть, чего от них ожидать. Ели бы сделать такое у нас,  никакой смайлик не смог бы передать атмосферу неприкрытого ужаса и отвращения от посещения киевских заведений.

Днем Питер привел меня к другому хосту – Луизе. Она живет в трехкомнатной квартире вдвоем с сестрой, гостиную предоставили мне. Ушел гулять, вернулся ночью. Весь день было очень холодно. Среди всего прочего в Копенгагене мне очень понравился замок Kastellet – там размещаются казармы датской армии. Незаслуженно знаменитая русалочка находится возле замка, несколько на отшибе, и если вы ее не видели – ничего не потеряли. В Копенгаген ехать надо точно не из-за нее.
Разноцветные домики с корабликами, которые есть в любом буклете про Копенгаген – это улица Nyhavn. Она небольшая, напоминает Амстердам.
На мой взгляд, люди в Копенгагене одеваются хуже, чем в Осло. В Осло какой-то свой особенный стиль street fashion, такого больше не встречал нигде в Европе.  
Копенгаген – второй город в мире после Нью-Йорка по площади, разрисованной граффити. Особенно это заметно в районе железнодорожного вокзала.
В Дании очень дорогие машины из-за высоких налогов. В Германии или Швеции автомобили намного дешевле. Друг Питера 3 года ездил в Дании на машине, зарегистрированной во Франции, хотя это незаконно.

4-й день. 13 октября, вторник
Утром проснулся один в квартире, позавтракал, проверил почту на белоснежном макбуке (http://www.apple.com) (контекстная реклама), ушел со всеми своими вещами. Квартира запомнилась тем, что душ находился на кухне. Но это хорошо, что он вообще был, потому что в центре Копенгагена часто встречаются квартиры без ванны или душа. В таких домах общая душевая на первом этаже, и часто там вода за деньги! Вот как невесело живется при капитализме.
Я отправился в Statens Museum For Kunst (художественный музей). Он оказался платным, хотя Lonely Planet утверждал обратное. Но LP никогда не врет, раз написано – бесплатно, значит, музей должен быть бесплатным, и я прошел на шару. Датские охранники не обладают такой профессиональной хваткой, как их советские коллеги, поэтому обойти кордоны не составило труда. Народу предлагалось искусство в виде Пикассо – 3 шт., Модильяни – 2 шт., Матисс – 3 шт., один Мунк и много всего другого. Очень интересно. В этой поездке я полюбил Модильяни, хочу теперь его коллекционировать. Так что если кто не знает что мне дарить на день рожденья – я уже избавил вас от мук выбора.
Также посетил Национальный музей (Nationalmuseet). Он был по-настоящему бесплатный. Занимательная экспозиция про историю Дании и выставка «Народы мира».
Трюк для бэкпекера, не раз испробованный в этой поездке – рюкзак можно бесплатно оставлять в камерах хранения музеев. Билет для этого покупать необязательно. Надо только забрать рюкзак до закрытия. Часто нужны монетки в залог для того, чтоб ящик закрылся.
Времени в Копенгагене мне хватило. Нашел классный книжный магазин. Хороший город, чтоб задержаться на продолжительное время, но дорогой. Шаурма (кебаб) в центре стоит 35 DKK, в Христиании 25. Китайская еда take away – 30-38 DKK (3 компонента). Самый дешевый супермаркет – Netto. За все можно платить карточкой, сам проводишь ею в терминале и вводишь PIN-код. Главная шопинг-улица – Stroget и еще одна соседняя.
Вечером сел на поезд Kobenhavn – Malmo C. Ходят каждые 20 минут, длительность поездки 35 минут. Цена - 63/78 DKK (8,4/10,4€) молодежь/взрослый. Для молодежного билета нужна была какая-то Wild card, я все равно купил карточкой в автомате молодежный, никто ничего не спрашивал. На этом же поезде можно приехать в аэропорт Копенгагена Kastrup, это остановка между Копенгагеном и Мальме. В поезде есть карта 3 в 1 -  Копенгаген, Мальме и Гетеборг. Самый дешевый способ (39 SEK или 4€) доехать из Копенгагена в Мальме – автобусы www.swebusexpress.se. Ходят 3 раза в день. Билет без комиссии можно купить только на сайте. В Швеции на вокзалах есть Internet Points, на этих компьютерах есть 5 бесплатных сайтов, один из них - www.swebusexpress.se. Можно оплатить карточкой билет и запомнить или записать номер, распечатывать билет не нужно. В Дании такие точки тоже есть, но там другие сайты в бесплатном наборе.

Malmo
Центральная станция – Malmo C. В Мальме я был 2 часа. Достопримечательности – замок Malmohus с музеями внутри и 3 площади – Stortorget, Lilla Torg и Gustav Adolfs Torg. Мило, но ничего особенного. Сразу чувствуются отличия от Дании. Между Мальме и Копенгагеном 27 км, их связывает недавно построенный мост Oresund. Проезд по мосту для машин – около 30€, водителей это нервирует, предпочитают объезжать через паром Helsingor-Helsinborg, когда едут в Стокгольм.
Автобусный терминал в Мальме для дальних маршрутов находится в 500 метрах на север от ж/д вокзала. LP правильно показывает, где он. У меня был автобус www.swebusexpress.se в 22:10-6:25 до Стокгольма (32,6€/326 SEK), студ.).
1€=10 шведских крон (SEK).
Какой-то асоциальный элемент бомжеватого вида пытался проникнуть в автобус по подложным распечаткам. Водитель очень жестко это пресек и выкинул его сумку на улицу. Бомж не растерялся, настрелял у пассажиров в очереди недостающую сумму, долго о чем-то спорил с водителем, заплатил, и в итоге пробрался в автобус.

5-й день. 14 октября, среда
Stockholm

Десантировался рано утром в Стокгольме на Central Station - там и автобусы, и поезда. У меня было такое ощущение, что после всего, что я делал ночью со своими двумя сиденьями, я должен буду на них жениться. Поспал неплохо.
Взял на вокзале бесплатные карты Стокгольма и, почему-то Таллинна, пошел пешком домой к своему хосту. Он ждал меня к восьми. Сдержанный шведский парень с рыбацким именем Улов сейчас ищет работу. Он очень хорошо знает русский, потому что работал два года в Самаре. Улов  - футбольный маньяк, иногда работает судьей во второй шведской лиге.  У шведа Улова в квартире уже были 3 девочки  - каучсерферы из Мадрида, Барселоны и Рима, и со всеми ними я – простой парень с Лесного массива. Девочки учатся по программе Эразмус в Оденсе, Дания, приехали, как и я, посмотреть солнечный Стокгольм. В то утро я увидел первый в году снег. У Улова дома настоящий перевалочный пункт, почти каждый день гости, поэтому прием путешественников поставлен на поток. Он сидит дома в инете и никуда не ходит, потому что нет ни денег, ни работы, зато есть куча неоплаченных счетов.
Я принял душ и отправился гулять. Стокгольм расположен на 14 островах. Метро стоит 40 SEK (4€), я жил недалеко от центра, поэтому везде ходил пешком.
Исторический центр города – остров Gamla Stan. На нем находится королевский дворец и церковь Storkyrkan, остров состоит в основном из средневековых узких улочек. К северу от Gamla Stan – современный центр города с огромным количеством магазинов и шопинг-моллов. На восток от Gamla Stan – Djurgarden, на нем находится парк  Skansen (Швеция в миниатюре) и Vasamuseet. На острове Skeppsholmen находятся Moderna museet и Arkitekturmeseet.
Во время осмотра Gamla Stan случайно попал на церемонию смены караула королевской стражи. Все туристы радостно наблюдали, солдаты с оголенными штыками всех отгоняли за нарисованные на земле линии, особо свирепствовали, как обычно, японские туристы.
Потом я нелегально пробрался в Moderna museet (http://www.modernamuseet.se), мне очень понравились и экспозиция, и оформление внутреннего пространства музея. В музее есть работы Пикассо, Мондриана, Мюнка, Матисса, Модильяни, а также Энди Уорхолла и Сидни Поллока. Кроме того, в музее проходила временная выставка работ Сальвадора Дали. И сам остров Skeppsholmen очень красивый.
Стокгольм пахнет корицей. Этот город меня сильно впечатлил, мне в нем все понравилось, и я хотел бы вернуться туда еще раз.
Стокгольм – столица дизайна и это чувствуется во всем.
Обнаружил заведение Kungshallen (kungshallen.nu) с тремя этажами фаст-фудов на любой вкус – от шаурмы до сушиков. Находится на Kungsgatan 44, возле станции метро Hotorget. Минимальный обед – от 7,5€.
Окончательно превратившись в ледяного человека, я вернулся домой. У нас был запланирован итальянский ужин. Девочки приготовили пасту. Общались, Улов смотрел футбол, я писал домой гениальные письма.
Провел незабываемую ночь с тремя темпераментными женщинами. Не храпели – и на том спасибо.

6-й день. 15 октября, четверг
Проснулся в 8 утра, девочки тоже, позавтракали. Они ушли, на подушке осталось пара темных волос и мотивационная записка. Улов еще спал крепким сном свободного человека. Я тоже написал всем записки, забрал свой говностаф и ушел. Набрал в супермаркете еды на 75 SEK, моя карточка не сработала, кассирша попросила показать паспорт. Начиная с этого момента, не один раз я вспоминал свой банк теплыми хорошими словами. Кассирша что-то записала и таки выдала мне продукты. Больше эта карточка нигде не срабатывала и я остался с весьма скромной суммой налички в евро. Как потом оказалось, платеж по моей карте за эти продукты не смог бы пройти и никогда уже не пройдет, так что надо было брать устрицы, как и планировал вначале.
Зашел в офис Viking Line в центре города на Cityterminalen. Билет на паром Стокгольм – Турку я бронировал заранее на финской версии сайта Viking Line. Сказал номер бронирования, кассир пыталась сбить 5€ за покупку в кассе, но я ушел в глухой отказ – не знал, невозможно, 17,5€ и ни цента больше. Это цена студенческого билета, взрослый – 19,5€. Она сказала – ок. Пытался заплатить карточкой, не прошло, заплатил из евровой заначки, дали сдачу в евро. Как еще один грязный трюк могу посоветовать брать билеты не до Турку или Хельсинки, а до Mariehamn – это единственная остановка в пути на Аландских островах. Паром огромный, и никто на нем или на выходе билеты не проверяет. Проверяют билеты только при входе, так что можно брать до Mariehamn, это  дешевле (около 8€), а потом ехать куда надо.
Зашел в National Museet, сдал рюкзак в камеру хранения. Там есть ящики с ключом под залог 1 SEK, если рюкзак не влазит в ящик или нет монет, говоришь охраннику, и он запирает рюкзак в кладовку, выдает номерок. В сам музей не ходил, отправился в Djurgarden, размышляя о своей неработающей карточке и смутных перспективах.
За вход в парк Skansen я платить не собирался, тем более в условиях внезапного финансового кризиса. Изучив карту местности, разработал план вторжения. Они неплохо укрепились – забор 2,5 метра, над ним колючая проволока, видеонаблюдение – но ничего не помогло. Вдоль забора идут народные тропы, я нашел в заборе место с примятой колючей проволокой, перелез примерно в самой северной точке парка, недалеко от медведей, но не прямо к ним в вольер. К потерям операции следует отнести утраченную при вторжении крышку от объектива. От Skansen я был просто в восторге, это парк шведской архитектуры и быта под открытым небом, есть зоопарк, фуникулер, жилые дома разных периодов, деревня суоми, средневековый квартал, в домах которого работают ремесленники на потеху туристам. Есть типография, булочная, аптека, домик с тканями, кафе и много всего другого. Везде есть люди, с ними можно пообщаться. Большая зеленая территория. В Скансене спокойно можно провести целый день, есть специальные зоны для пикников.
Хотел еще сходить в Vasamuseet (50/90 SEK студ./взрослый), но  из-за проблем с карточкой отказался. Флагман шведского флота Vasa затонул в 1628 году через несколько минут после спуска на воду. 300 лет спустя его достали, отреставрировали и сделали из корабля самый популярный музей в Стокгольме. Наверное, там прикольно.
Забрал рюкзак из музея и пошел пешком на Viking Terminalen. Он обозначен на любой карте Стокгольма, расположен на острове Sodermalm. Viking Line пускает к своему терминалу дорогие автобусы от Cityterminalen, но это не спортивно. Чтоб найти Viking Terminalen, надо пересечь Gamla Stan с севера на юг (20 минут) и за мостом повернуть налево, пройти пешком еще 20 минут. В порту нужно быть за час до отправления парома. На Check In дают карточку-билет, проходишь по карточке через турникет и это единственный контроль билетов. Когда я проходил, охранника возле турникета не было. Потом ждешь в зале ожидания, за 30 минут до отправления начинается посадка. Паром огромный, 9 палуб, есть все – игровые автоматы, Duty free, рестораны, бары, буфет «шведский стол» (30€), детские комнаты, каюты, палубы для машин, открытые палубы. Для граждан без кают, таких как я, есть sleeping room на 7-м этаже. В ней стоят кресла как в автобусе, все спят на них или на полу в спальниках. Лучше забивать место сразу после прихода на паром.
Наблюдал скопление людей возле входа в буфет (шведский стол, 30€). Заглянул посмотреть, что тут происходит, и как-то незаметно и совершенно случайно оказался внутри. Я посмотрел на длинные прилавки с яствами и обомлел. Перед глазами промелькнуло холодное детство – очереди за сахаром, одиночество, ворованные беляши. Взял тарелку и начал действовать. Это были прекрасные минуты моей жизни. Но ничто хорошее не длится вечно. Романы с красивыми женщинами, молодость, победы сборной Украины по футболу – все это имеет свойство быстро обрываться. Меня рассекретили и корректно депортировали из столовой. Правда, к моменту обнаружения я уже ел исключительно на морально-волевых качествах.
Потом познакомился с немкой Синди, она учится в Art School в Турку по проекту Эразмус (обмен студентами между университетами). Была 3 дня в Стокгольме. Полночи болтали, потом спали на полу в sleeping room. Я хорошо выспался, проснулся уже когда люди покидали корабль.

7-й день. 16 октября, пятница
Turku

Паром Сткогольм-Турку отправлялся в 20:10, пришел в 7:35, в Финляндии время на час вперед по сравнению с Швецией (Гринчич + 2). Попрощался с Синди, пошел смотреть замок, он находится недалеко от морского порта. Также в Турку интересный собор - Turku Cathedral. Город небольшой, интересного не много. Вышел на автостопную позицию за первой ж/д станцией в сторону Хельсинки. Оттуда до столицы было 166 км. Стопил 30 минут, никакой реакции. Пошел на ж/д станцию (300 метров от того места, где я стоял). Поезда ходят каждый час, в дороге почти 2 часа, студенческие цены 14,3-16€, но действительны только для тех, кто учится в финском вузе. Пришлось купить полный билет за 28,4€. Поезд просто поразил, аэрокосмический дизайн, два этажа, есть специальный детский вагон с площадкой, в бизнес-классе бесплатные газеты, кофе, чай на основе самообслуживания.

Helsinki
На вокзале меня встретил мой родственник Олег. У него дома я потратил много времени на переговоры с банком и выяснение ситуации. Оказалось, мою карточку пытались взломать в Испании, и банк ее заблокировал, мои деньги остались. Но мне сообщили, что снять их я смогу только через сутки. На самом деле снять деньги я смог только вечером предпоследнего дня в Риге, когда это было уже почти не актуально.
Потом мы отправились на автомобильную экскурсию смотреть город. Мне особенно понравились финские жилые районы, не в центре. Один из них – богатый район West End. Красивая природа, море.  
Олег работает в Хельсинки с 1991 года. Рассказал, что финны живут очень хорошо. Черта бедности – 1150€ в месяц, средняя зарплата – 5000€, хорошая – 25000-30000€. Столько получает в министерстве чиновник среднего звена. Финны живут в кредит, берут квартиры, машины, лодки, выплачивают все примерно к 50-ти годам. Как только получают пенсию – сразу едут путешествовать. Пенсии хорошие, также у всех к пенсии есть сбережения. Молодое поколение не пьет, иногда немного пива, активно занимается спортом. Алкоголь в Финляндии очень дорогой и достать его непросто. Страна богатая, большой товарооборот. Компания Nokia удерживает 30% мирового рынка мобильных телефонов. Также финны зарабатывают на лесе и транзите товаров в Россию из Азии. Оказывается, везти товары морем через Финляндию дешевле, чем поездом по Транссибирской магистрали. Финны не любят русских, но уважают Ленина за то, что дал им независимость. У памятника Ленину в Тампере каждый день свежие цветы. Как люди финны замкнутые и холодные. Каждые выходные стараются свалить за город, большие любители сауны. Финны любят кататься на кораблях в Стокгольм или Таллинн. На этих паромах есть Duty free с дешевым алкоголем, всю ночь напиваются, танцуют, многие потом даже не выходят в город, на следующую ночь едут домой и все сначала.
Вода из крана очень качественная и вкусная. Цены ниже, чем в Норвегии, но выше шведских.  
Финская природа очень похожа на Карелию, что не удивительно. Центр Хельсинки можно обойти пешком за 20 минут. Есть православный храм, батюшка читает на финском языке. Есть русские радиостанции и газеты.


8-й день. 17 октября, суббота
Утром Олег отвез меня в терминал на паром www.eckeroline.fi 9:00-12:00, 19€. Это был самый дешевый вариант добраться до Таллинна, этот паром ходит только по утрам.
Раньше в Хельсинки были популярны недорогие вертолетные перевозки Хельсинки-Таллинн за 15 минут, но после того, как один из вертолетов упал в море и все погибли, количество желающих резко уменьшилось и полеты прекратились.
На пароме есть Duty free. Была суббота, много людей ехало в Таллинн отдохнуть.

Tallinn
В Таллинне начался затяжной дождь, который закончился для меня только когда я покинул Эстонию. Из порта до центра – 10 минут пешком. Нашел городской музей (Linnamuseum), спросил работника, можно ли оставить рюкзак. Поменял 5€, на эти деньги кутил в Таллинне два дня. 1€=15 эстонских крон (EEK).
Средневековый центр Таллинна очень классный, но маленький, за 4 часа обошел весь. Дождь просто доканывал и традиционно было холодно.
Один из немногих супермаркетов в центре – возле Opera и Estonia Cpncert Hall (одно здание) в сентябре открыли торговый центр Solaris, в подвале - супермаркет. Встретился с Микком, он жил у меня в Киеве по couchsurfing.org. Микк учится на повара, скоро поедет в Норвегию на двухмесячную стажировку. Поехали на автобусе к нему домой.
Автобусные маршруты Таллинна и расписание - http://soiduplaan.tallinn.ee/?a=p.routes&transport_id=bus&t=xhtml&l=en
Городской транспорт стоит 9 эстонских крон, студенческий – 6, билеты надо покупать в киосках и компостировать в салоне. Штраф 600 EEK.
Микк живет в частном секторе, у него свой дом, выделил мне одну комнату. По-русски не говорит. Большинство в Таллинне понимает русский, кто не понимает – знают английский.
Мой хост гулять под проливным дождем почему-то не захотел, я сжал зубы и поехал наслаждаться городом. Обошел Vana Tallinn (старый Таллинн) по второму разу и вернулся домой.

9-й день. 18 октября, воскресенье
Вышел на автобус четко по расписанию, но опоздал на минуту – автобус умчался в туманное утро. В Таллинне в каждом автобусе есть странный мужчина в салатовом жилете. Это не кондуктор, он должен помогать инвалидам и женщинам с колясками заходить в салон. Так как такие пассажиры бывают редко, трудяга сидит без работы и весь день меланхолично медитирует в окно.
Я осмотрел районы вокруг старого центра – ничего особо интересного. В Таллине есть еще парк Кадриорг, но я туда не поехал.
Это был день местных выборов, общественный транспорт ходил бесплатно, все для народа. Поехал на Central Bus Station (Avtobusjaame). Из центра туда ходят 2-й и 4-й трамваи, ехать 10 минут.
У меня был автобус Таллинн-Рига www.ecolines.net, 14:00-18:10, 13/14€ студ./взрослый. Ходят 3 раза в день (6:30, 14:00 и 19:00), немного дешевле, чем Eurolines.com. Жизнерадостный водитель все время вещал, разговаривал как Ельцин, громко смеялся собственным шуткам. Заряжал оригинальные сентенции про «довели страну до ручки» и «хочешь жить  - умей вертеться».

Другие мои фотографии из Таллинна - http://road-movies.livejournal.com/6449.html


Riga
Прибыл в Ригу, развернул кипучую деятельность. Прямо на автовокзале есть центр туристической информации, там раздобыл отличные карты Риги. Недалеко от автовокзала поменял деньги. Курс меня удивил. Оказывается, 1 евро – это 0,7 латов. Так что в Латвии стабильная крепкая валюта. Поехал на троллейбусе к своему хосту Алексу. Билеты в городском транспорте продает водитель, компостировать их не надо. Стоимость – 60 латышских центов. Бросил вещи у Алекса дома, поужинал и отправился смотреть город.
Главные достопримечательности – старая Рига, квартал арт-нуво. Старый центр можно обойти за 3-5 часов. Еще можно подняться в ресторан, расположенный на верхнем этаже самого высокого рижского здания, расположенного недалеко от монумента Свободы. Коктейль стоит от 8 евро, виден весь город. Я не ходил, это рекомендации Алекса.


10-й день. 19 октября, понедельник
Посмотрел квартал арт-нуво, еще  немного центр и поехал в аэропорт. Что приятно – в аэропорт едет городской автобус  - №22 (Abrenes iela - Lidosta, Lidosta – это аэропорт), стоит 0,6 лата, платить водителю, длительность поездки 29 минут, расписание автобусов - http://saraksti.rigassatiksme.lv/?a=p.routes&transport_id=bus&t=xhtml&l=en
Кроме того, на этом сайте есть вся система общественного транспорта Риги.
Я садился в автобус на остановке возле центрального рынка. В автобусе общался с бельгийской девушкой, которая учится в Тарту, Эстония. Она ехала в аэропорт встречать своего бойфренда, почему-то без цветов.
У меня был самолет Рига-Киев 13:15-14:50, 82,34€. Я покупал билет на сайте Aerosvit.ua, на самом деле рейс выполнял самолет AirBaltic.com. 
Прилетел домой и из аэропорта сразу поехал на работу. В Киеве было очень тепло.

Расходы
2 авиаперелета - 98,84€
Автобусы, паромы, поезда – 147,9€
Всего за весь транспорт - 246,74€
Ежедневные расходы (еда, вход в музеи, общественный транспорт) – тут кто как тратит, если экономить – может очень небольшая сумма выйти. Я потратил мало, в том числе и из-за проблем с карточкой.
Жилье – бесплатно. Спасибо всем тем, кто помогал мне идти к успеху!


Выводы
Маршрут и регион в целом очень интересный. Люди воспитанные, доброжелательные, но сдержанные, сильно проявлять эмоции не принято. Если нужна помощь – любой откликнется.
Везде общался с людьми на английском, ни разу не было, чтобы его не понимали. В Эстонии и Латвии многие понимают русский.
Криминальная обстановка везде очень спокойная. В Копенгагене есть негритянские кварталы, но туристы туда редко забредают.
Больше всего мне понравился Стокгольм, потом Копенгаген, Таллинн, Рига. Маленькие датские городки (Helsingor и Hillerod) очень рекомендую к посещению, шведские (Helsinborg и Malmo) – необязательно.
Этот маршрут спокойно можно растянуть на 14-18 дней. Можно добавить по дню в Таллинне, Риге, Копенгагене, Стокгольме, еще можно добавить 3-4 дня в Норвегии на поездку Norway in Nutshell (Берген-фьорды- Флам-Осло). В качестве однодневных поездок можно добавить Roskilde и Humlebak из Копенгагена и Уппсала из Стокгольма.




Комментарии
kaply_sky25.02.10, 03:08
Норвегия ждет!! 
Не знала что можно совершать такие турестические вылазки и обходится столь малым бюджетом!! Вдохновляет на авантюты!! Восхищена )))
Road Movies10.11.09, 14:52
Фото 
Я же написал, что фотографии лежат здесь:
http://road-movies.livejournal.com/6757.html - начало
http://road-movies.livejournal.com/6989.html - окончание
Фотографии 
Без фотографий отчеты читать не интересно: лучше 1 раз увидеть,ч ем 100 раз услышать :)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Дания
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: