Отчет в стиле "Художественного очерка"
пос. Орлик - хутор Хутэл - пер. Дэдэ-хутел - оз. Хара-нур - р.Додот - перевал на р. Дэди-хем - р. Бедий -р. Хамсара -р. Бий-хем. -г.Кызыл

Саян 11-го года

Прохождение Прохождение
Саяны Саяны
В Долине Додота В Долине Додота
На "суровом склоне" На "суровом склоне"
Сквозь ветви лиственниц Сквозь ветви лиственниц

Пеше-водный поход по Саянам, совершенный с 1  по 26 августа 2011 г.

Нитка маршрута: пос. Орлик - хутор Хутэл - пер. Дэдэ-хутел - оз. Хара-нур - р.Додот (сплав) - перевал на р. Дэди-хем - р. Бедий (сплав) -р. Хамсара -р. Бий-хем. -г.Кызыл

Идея посетить Саяны возникла довольно давно, но осуществлена она была только к лету 2011г.

Итак, нас четверо, 2 катамарана, 4 «баула». Одна дорога способна оттолкнуть мысль о посещении тех краев – 3-е суток в поезде, так и хочется сказать:

- А может лучше на север, на Урал?...

Но волей-неволей пришлось-таки подготовить спас жилет и отправиться в Саяны.

…Поезд Москва-Чита прорезал Уральские хребты и устремлялся на восток. Поначалу в окнах мелькали глухие уральские деревеньки, речки с утесами, но постепенно местность выровнялась и за окнами поезда поползла унылая лесостепь.

- Это и есть Сибирь?, допытывался я у своих компаньонов по экспедиции, но так и не получил вразумительного ответа, а между тем местность представляла собой все те же березовые рощицы среди степи.

Дорога
Железная дорога

На подъездах к Красноярску я обрадовался, появились высокие холмы, среди которых поезд извивался змейкой, а на холмах преобладали сосны, среди прочих хвойных и лиственных деревьев. Названия станций говорили сами за себя: «Боровой», «Ягодная», и я воскликнул – Вот она Сибирь! Однако, радость была недолгой, наш состав пересек Енисей по ж/д мосту, попетлял среди горок и снова выкатился на равнину.

02.08.  Утром следующего дня поезд по прежнему катился по «пампасам».

- А где Верхнеангарский хребет? – спросил я. На что был получен ответ, подчеркивающий мою некомпетенцию в области географии. Поезд незаметно подкрался к Иркутску, а там тоннель и перед нашим взором предстал Байкал – его невозможно описать словами, его надо видеть хоть раз в  жизни. В Слюдянке вышел почти весь вагон – одни туристы. Так получилось, что нас встречали 2 машины и буряты пытались содрать неустойку. После нескольких переговоров и паузы на берегу чудесного озера Байкал, мы выехали с человеком по имени Мунку.

Байкал
В Слюдянке
Слюдянка

Дорога в Орлик незабываема: и горный серпантин, и глубокие ущелья, камнепады, а главное ощущение бесконечно тянущихся гор. Едем-едем, а горы не кончаются. Что меня удивило, так это почти полное отсутствие отечественных автомобилей на дорогах. Лишь в Орлике есть УАЗы да нивы, а так в основном «япония». Не спеша перегрузившись в УАЗ мед помощи, мы продолжаем свое путешествие по Саяну, а саян…

Поселок Орлик
В Орлике

Саян это сказка, горы до небес, покрытые лиственницей долины и изумрудные реки. Я до сих пор не верю, что это не сказка. УАЗ несется по ухабам, мы подлетаем до потолка вместе с рюкзаками, ведь за рулем Ким, водитель скорой помощи и троюродный брат Мунку. Уже под хутором Хутел мы чуть было не садимся на подвеску на крупном булыжнике и все-таки техника проходит, прощаемся с заброской, и вот мы в начальной точке нашего маршрута.

03.08. «А в горах стоит туман» - именно так можно было охарактеризовать утро первого дня ходового дня, туман плотно закрыл все горы, да и висел на окружающих деревьях.

Приручение

На завтрак пожаловало стадо коров, кстати, ухоженных и чистых  и Санек даже попытался приручить одну из них. Вот и настала пора одевать рюкзаки. Кто в болотниках, кто в сапогах, а я в китайских кроссовочках на липе – хоть и предупреждали что на перевале болота, я махнул рукой, ведь на карте их нет. И начался подъем на перевал.

'Командо'
В Саянах

Постепенно рассеялся туман, и наша группа обнаружила себя в  долине ручья, зажатого высокими скальными вершинами. Небо было ясное. Не мудрено, что на первом мало-мальски серьезном болоте мои кроссовочки погрузились в жижу. Я, конечно, не очень обрадовался, но делать было нечего – вперед к Олон-Нуру! Наскоро спустившись с перевала Дэдэ-Хутел, любой путешественник окажется на живописном озере Олон-Нур, через протоки которого перекинуты деревянные мостки, коими было решено воспользоваться, слегка перекусив.

Олон-нур
Мостки

Ну а дальше началось путешествие по знаменитой лавовой долине, обрамленной острыми пиками.

Лавовая долина
Долина

Тропа виляла меж камней, жалась между крутыми скалами и застывшей лавой, утопала в зарослях ивы и наконец, вывела нас к заброшенному бурятскому домику.

Остатки хижины

Капитан с картой немного отстал, и мы вжали дальше по тропе, предвкушая скорую встречу с озером Бурсугай, а значит ужином и ночлегом. Но не тут-то было, тропа вела вверх по притоку, спускающемуся в долину, так что нам пришлось возвратиться к летнику, где мы и встретили наших компаньонов. Сверившись с картой, была найдена альтернативная тропа, пройдя по которой мы и очутились на берегу озера Бурсугай, где я и не замедлил искупаться, несмотря на ледяную воду. Жаль, что мы опять разминулись, и пол группы нашла себе другое место для лагеря. Пришлось нехотя перебираться туда, т.к. у них было все костровое имущество и палатка.

Вечер закончился далеко за полночь в неярком свете туристского костра и созерцанием надвигающегося циклона.

Рассвет
озеро Бурсугай

04.08. Утреннее солнце осветило озер Бурсугай-нур, когда я вышел на его песчаный берег, чтобы запечатлеть рассвет.

Бурсугай-нур
Рассвет
Выводок гусей испугавшись моего прихода, сделал круг и скрылся в прибрежной тайге. На стоянке уже вовсю готовили завтрак. Особенность Саян в том, что они довольно сухие. От места ночлега до обеда редко встретиться хотя бы один ручей. А погода, нужно отметить, стояла жаркая, пот лил градом под рюкзаком.

Привал на тропе
Привал

Конные тропы, по которым буряты передвигаются в здешних лесах, отнюдь не приспособлены для ходьбы с рюкзаком. Очень часто они размешаны лошадьми, особенно в сырых местах, да и корни деревьев, упавшие лесины, все это создает неудобства пешему путнику. Поэтому скорость передвижения по такой тропе весьма невелика – «трекинг» не состоялся. На одном из привалов неожиданная встреча: двое конных бурят и несколько пустых лошадей – забросили туристов на Додот, за лошадьми бегут две поджарые собаки.

Застывшая лава
Лава

Пока наши спутники не подошли к реке и обеду я решил устроить купание в реке Хакта. Прыжок в омут за перекатом и я в обжигающей ледяной воде. Надо заметить, в Саянах очень мало гнуса, он присутствует только в сырых местах, так что по лагерю можно смело ходить загорая.

'И никаких рагулек'

Вечером этого дня я лежал уставшим на рюкзаке, рядом с заливом озера Хара-Нур. Из-за пика Буда-ханда выползла черная туча, били молнии. Засыпали в палатке под шум дождя.

Радуга

05.08. Сегодня у нас запланировано посещение долины вулканов. А чтобы  попасть нужно пройти о восточной оконечности Черного озера до второго выхода тропы на лавовые плиты, где и будет развилка – одна тропа уйдет через лавовое поле в долину Вулканов, а другая вдоль борта долины на реку Хакта.

Лавовая долина
Лавовое поле представляет из себя изрытое пространство, воронки-кратеры, плоские плиты с глубокими трещинами и наконец, острые нагромождения застывшей лавы. Поразительно мягкий климат в Саянах, пол дня льет дождь, а довльно тепло, можно передвигаться чуть ли не в тельняшке.

Потухший вулкан
Вулкан

В самой долине вулканов тропа очень хорошая, скоростная, без зарослей карликовой березки и травы. А вот и сам вулкан, вырос перед нами посреди долины. Цель выхода достигнута, фото на память и в обратный путь по альпийским лугам, к счастью они подсохли. То тут, то там мелькнет жирная мышь, бурундук или бобретто. К счастью, когда мы возвратились в лагерь на озере туда уже дошел обоз с салом.

Серега
Шеф

06.08. Туман поднимавшийся над озером Хара-Нур закрывал вершины окрестных гор. В заливе озера играла рыба.

Командор, пик Буда-ханда
Пик Буда -ханда

Так началось очередное утро нашего путешествия. Сергей встал первым и уже готовил вермишель на молоке. Было весьма прохладно, рюкзаки был целы после ночного пришествия бурундуков.

Хибарка на Черном озере
Хибарка

Переход вдоль Черного озера выдался весьма тяжелым. Тропа была явна не в фаворе у местных жителей – вся в лесных завалах и мокром кустарнике. Залив-мыс-залив-мыс, топтали мы прибрежные камни. На впадении одной из речушек мне посчастливилось поймать Саянского хариуса. Свежий хариус отдает запахом огурца.

Хара-нур - Черное озеро
Хара-нур

Тем временем в долину озера с юга входил циклон, и во уже горы позади нас окутаны белесой пленой дождя.

Непогода над озером
Черное озеро в непогоду
С каждым переходом я все сильнее и сильнее мок, пока не обнаружил, что сырой до нитки. Пересечение насквозь сырых зарослей ивняка было последней точкой. Костер не хотел разгораться, но закрытый спинами, на которые с неба устремлялись потоки воды, все-таки вспыхнул. А дальше был ужин, просушка вещей под тентом и темнота, накрывшая долину, а дождь все таки лил…

Под дождевым тентом
Под тентом

07.08. Холодный северный ветер гнал низкие облака. На тент палатки падали капли воды. Ветер сдувал остатки вчерашнего ненастья с лиственниц и крепких кедров. Под тентом тлели остатки вчерашнего костра. Сегодня нам предстоит перевалить в долину реки Додот. Тайга отсырела, все ручейки наполнились водой, и даже тропа превратилась в топкое месиво.

По сырой тропе
По тропе

На перевале бросаю 10 рублей железом в местный кедрач, надо задобрить духов, чтобы пропустили. И действительно через несколько переходов показалась речка Дэдэ-ишхе, по ней нам предстоит сплав.

Начался трудодень по постройке катамаранов. Возвращаясь с лесиной к месту стапеля, обнаружилось, что у нас гости – двое бурят охотников на лошадях, едут продавать медвежьи лапы китайцам. Красивы бурятские лошади, поджарые, спокойные, терпеливо ждут свих хозяев. К счастью погода наладилась. Вечер выдался холодным, на небе сияли звезды.

Утро на стапелях
Утро
Экспедиционеры готовы к сплаву
Рафтеры

08.08. Стапель закончен и полетели первые километры сплава по Додоту. Бурятия страна контрастов, еще с утра на палатке лежал иней, но вот выглянуло солнце и можно сплавляться в одной футболке. Жаль что в реке за ночь вода упала, поэтому пришлось проводить катамараны по каменистым шиверам.

Верховья Додота
Командор на мели
Мель
На обеде неожиданно обнаружилось, что пропал топор, пришлось отцу возвращаться по берегу до предыдущей стоянки.

Томагавк
А речка устремлялась дальше, шиверы сменялись плесами, на одном таком плесе в яме мы увидели стайку хариусов. Движение катамарана испугало их, и они разбежались в стороны, как бы уступая ему дорогу. Вскоре берега реки повысились, течение подхватило катамаран. Пройдя устье реки Шан, наши катамараны уткнулись носами в прибрежную гальку – пора остановиться на ночлег. Первая рыба в фольге и ягодные кусты, увешанные гроздьями голубики.

Пейзаж
Вечер на Додоте
Вечер

Что я запомнил в этот день, то, как катамаран сел на камень и с треском лопнула вязка под моей гондолой, аж мурашки по коже – думал баллон пробило.

09.08. Утром у меня сложилось ощущение, что завтрак состоял из одной голубики. Наша река из стремительной горной речки постепенно превратилась в гребной канал среди болотных кочек.

Додотские тиши
Вода была на редкость прозрачной, но сколько мы не вглядывались в глубины Додотских ям, ничего живого заметить не удавалось, река была пуста. И лишь в большом заливе, где резвился выводок утят последовала долгожданная щучья поклевка, но увы я поленился привязать стальной поводок к леске, и щука исчезла под берегом с моей блесной в зубах. На берегу озера Узур-Балок-нур я обнаружил обжитую стоянку с чурками, грузилом для лодки, какими то стенами, видимо для сооружения балка, а главное огромную кучу стеклянных бутылок.

Узур-Балок-нур
Узур-балок-нур

В том месте, где из озера в реку уходила протока была азартная рыбалка на местных щучек. Быстро парит блесна над каменистым дном, тут то из-за камня или травы вылетит ей наперерез пятнистая щука и далеко не каждую удается подвести к берегу.

Но вот и позади спокойный участок реки, впереди шумит перекат, река бешено мчится по камням на протяжении 5 километров, без единого плеса. Нет-нет, да  и обдаст крутой речной вал холодной водой. Последние метры шиверы пролетают уже под дождем. Вершины окрестных гольцов закрывает плотный туман. Снова непогода пришла в Саяны.

Непогода
Туман

10.08. Вчера вечером Сергей первый раз сушил болотники, промокшие на сплаве, «Дай бог не последний», сказал я тост и опорожнил кружку с чаем, чокнувшись об котелок.

Сегодня спокойные участки сплава чередовались с быстротоком, пошли острова, глубокие ямы под обрывами, река текла по лесу, петляла от одного живописного холма к другому. Я даже поверил, что оказался в настоящей Сибири, река стала глухой, по берегам появились осинки и березняк. Додот то сужался на лесном каменистом перекате, то разливался многочисленными протоками, и собирался в одно большое озеро – яму, где чернота была такая, что не видно дна. На одном из поворотов увидели человека с моторкой, оказывается на холме в лесу стоит целое подворье, не видное с воды, охотники, собаки, генератор. Нам подарили копченостей – мяса и хариуса, вкусноты необыкновенной. На берегу лежала туша медведя с обрубленными лапами – спрос китайцев на это продукт, кажется, сильно повлияет на популяцию медведей, хоть и охотники говорят, что зверя много.

Спать ложились за полночь, сегодня весь день моросил дождь, впереди был слышен отдаленный грохот речного порога.

Додот

11.08. Вид скал, обрамлявших реку, не предвещал ничего доброго, вода уходила куда-то вниз, да еще и дождик накрапывает.

На пороге
Порог
С кормы катамарана был извлечен оранжевый мешочек – морковка, «а почему не картошка?», недоумевал я, ведь она как нельзя лучше подходит к ухе.

Додотская труба

При попытке завести катамаран выше по течению, Санек упал в воду, мое весло полетело вслед за ним. Раз такое начало, то может и не стоит соваться в это бешеный слив?

Флагманский катамаран
Слив

Но чего уж там и полетел катамаран в бездну, первая, вторая ступень порога и вроде все…

Рафетры
Теза выныривает из под слива
Прохождение Додотской трубы
В улове плавает зеленый спас жилет, надеюсь его хозяину повезло больше. А река явно была против нашего присутствия, холодный дождь со встречным ветром явно не способствовал рыбалке и активному отдыху, что и оставалось, как греться греблей на галерах. Большого желания идти до водопада Саянские Бани не выразил никто, а посему придется покинуть негостеприимную долину реки Додот и отправиться в горы.

Вечер на реке
после заката

12.08. (Здесь группа разделилась, половина пошла в среднее течение реки Бедий, другая попыталась достигнуть верховьев той же реки, что из этого получилось, читайте ниже) Как такого похода в горы не получилось. Погода налаживалась, освещая березки, ели и лиственницы на белом стланнике, когда мы бодро шагали по тропе вдоль притока Додота Чингис-Амы.

Река Чингис-ама
Чингис-Ама
Тропа периодически терялась в прибрежных зарослях и кочках, на преодоление которых ушло много сил. На крупном ручье (Это была Чингис –Ама) Санек упал в воду и набрал в сапоги.

А далее была совершена ошибка, ручей перешли вброд и наткнулись на хорошую тропу, усеянную голубичными зарослями и кустами можжевельника. Пройдя по которой, неожиданно вдруг очутились на берегу Додота, где он выходит из скальных шивер.

И вот мы снова у Додотской трубы
Мы снова на Додоте
Додот злая река, не хочет отпускать нас, горы заволокло туманом, и пошел дождь, ничего больше не оставалось, как устраивать лагерь.

Ночевка у костра
У костра

13.08. Сегодня ночевали у костра, периодически подбрасывая поленья в тлеющий очаг. На прощание  кинул я червонец в реку со словами – отпусти, Додот, и Додот отпустил…

Долина Чингис-амы
Тайга

Отматывали мы в обратную километры по тропе, что прошли вчера. В Саянах основные грибы это маслята, редко - редко встретиться красноголовик или подберезовик, а оранжевые лисички еще большая редкость. А погода не баловала, то и дело налетали темные облака и посыпали дождем. Дело в том, что Саяны покрыты лесом и ориентирование по карте очень затруднительно. До сих пор не понимаю, как мы прошли искомый перевал и, поблуждав немного, вышли к нужному нам озеру Кара-холь, в окрестностях которого оказалось множество тропинок, идущих в разных направлениях.

Прекрасный пейзаж с болотцем и рюкзаком
Рюкзак у болота
Озеро Кара-холь
озеро Кара-холь

И все таки проснувшись утром на берегу Додота, к вечеру я оказался на Дэди-хеме, притоке р. Бедий, по которой нам предстоит сплав.

14.08. Сегодня меня разбудил стук дождя, барабанящего о стенку палатки. Как не неприятно вставать, а надо выходить на улицу, готовить завтрак, собираться в путь.

Оз. Дэди-холь
Дэди-холь

Тропа, по которой мы шли, забирала вверх по крутому склону, а внизу в голубой ряби, сквозь хвойные ветки лиственниц проглядывало озеро Дэди-холь. Там, где из озера вытекает речка, образовался перекат с черным омутом. А тропа ведет нас дальше в лес, там дымится костер, это наши спутники, жаль, что они уже ушли, придется их догонять. На броде через каменистый ручей отдыхаем, варим уху, и тут я замечаю, что на спиннинге нет, ни блесны, ни лески, похоже зацепился где-то в лесу, когда нес снаружи рюкзака.

Дэди-хем кэмп
Приходиться возвращаться, благо недалеко – вот она леска, вьется среди зарослей карликовой березки вдоль тропы, а на конце блестит блесна. Когда я вернулся в лагерь, уха была уже готова. К счастью сегодня мы уже никуда не идем, строится катамаран, завтра будет сплав, а Саянская погода никак не унимается, уже который день идут дожди.