Велопоход по Тянь-Шаню. 2013.

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Велопоход по Тянь-Шаню.
 
ОТЧЕТ

1. Дорога вдоль Большого Южного Чуйского Канала. 1. Дорога вдоль Большого Южного Чуйского Канала.
2. Дорога вдоль р. Кегеты. 2. Дорога вдоль р. Кегеты.
3. Дорога вдоль р. Кегеты. 3. Дорога вдоль р. Кегеты.
4. СА во время перекуса. 4. СА во время перекуса.
5. ЗаКат у ручья. 5. ЗаКат у ручья.
6. Дорога к перевалу Кегеты. 6. Дорога к перевалу Кегеты.
7. В районе лагеря С02. 7. В районе лагеря С02.
8. Уничтоженный участок дороги. 8. Уничтоженный участок дороги.
9. Подъем на пер. Кегеты. 9. Подъем на пер. Кегеты.
10. Подъем на пер. Кегеты. 10. Подъем на пер. Кегеты.
11. Подъем на пер. Кегеты. 11. Подъем на пер. Кегеты.
12. Подъем на пер. Кегеты. 12. Подъем на пер. Кегеты.
13. Подъем на пер. Кегеты. 13. Подъем на пер. Кегеты.
14. Пер. Кегеты 3766м. 14. Пер. Кегеты 3766м.
15. Пер. Кегеты 3766м. 15. Пер. Кегеты 3766м.
16. Спуск с пер. Кегеты. 16. Спуск с пер. Кегеты.
17. Спуск с пер. Кегеты. 17. Спуск с пер. Кегеты.
18. Спуск с пер. Кегеты. 18. Спуск с пер. Кегеты.
19. Спуск с пер. Кегеты. 19. Спуск с пер. Кегеты.
20. Спуск с пер. Кегеты. 20. Спуск с пер. Кегеты.
Дорога вдоль р. Вост. Каракол. Дорога вдоль р. Вост. Каракол.
Дорога вдоль р. Вост. Каракол. Дорога вдоль р. Вост. Каракол.
23. Вид с пер. Каракол. 23. Вид с пер. Каракол.
24. Пер. Каракол. 24. Пер. Каракол.
25. Пер. Каракол. 25. Пер. Каракол.
26. Долина р. Зап. Каракол. 26. Долина р. Зап. Каракол.
27. Спуск с пер. Каракол. 27. Спуск с пер. Каракол.
28. Брод. 28. Брод.
29. Вид из лагеря C05. 29. Вид из лагеря C05.
30. Дорога вдоль р.Кекемерен. 30. Дорога вдоль р.Кекемерен.
31. Дорога и скалы вдоль р.Кекемерен. 31. Дорога и скалы вдоль р.Кекемерен.
32. Каньон р. Чиль. 32. Каньон р. Чиль.
33. Вид на оз. Сон-Кель с пер. Чильбель. 33. Вид на оз. Сон-Кель с пер. Чильбель.
34. Оз. Сон-Кель. 34. Оз. Сон-Кель.
35. ЗаКат на стоянке С07. 35. ЗаКат на стоянке С07.
36. Оз. Сон-Кель. 36. Оз. Сон-Кель.
37. Спуск с пер. Терскей-Торпок. 37. Спуск с пер. Терскей-Торпок.
38. Пер. Терскей-Торпок. 38. Пер. Терскей-Торпок.
39. Утро в районе лагеря С07. 39. Утро в районе лагеря С07.
40. Подъем на перевал 3024м. 40. Подъем на перевал 3024м.
41. Подъем на перевал 3024м. 41. Подъем на перевал 3024м.
42. Вид на трассу А365. 42. Вид на трассу А365.
43. СА подкачивает колесо. 43. СА подкачивает колесо.
44. р. Малый Нарын. 44. р. Малый Нарын.
45. р. Малый Нарын. 45. р. Малый Нарын.
46. р. Малый Нарын. 46. р. Малый Нарын.
47. р. Болгард. 47. р. Болгард.
48. р. Болгард. 48. р. Болгард.
49. Вид на р. Бурхан из лагеря С10. 49. Вид на р. Бурхан из лагеря С10.
50. Один из бродов вдоль р.Бурхан. 50. Один из бродов вдоль р.Бурхан.
51. Один из бродов вдоль р.Бурхан. 51. Один из бродов вдоль р.Бурхан.
52. Дорога вдоль р. Бурхан. 52. Дорога вдоль р. Бурхан.
53. Дорога вдоль р. Бурхан. 53. Дорога вдоль р. Бурхан.
54. Радуга. 54. Радуга.
55. Утренние заморозки. 55. Утренние заморозки.
56. Верховья р. Бурхан. 56. Верховья р. Бурхан.
57. Приток р. Бурхан. 57. Приток р. Бурхан.
58. Приток р. Бурхан. 58. Приток р. Бурхан.
59. Приток р. Бурхан. 59. Приток р. Бурхан.
60. Верховья р. Бурхан. 60. Верховья р. Бурхан.
61. Верховья р. Бурхан. 61. Верховья р. Бурхан.
62. Подъем на пер. Арабель. 62. Подъем на пер. Арабель.
63. Вид с перевального плато в долину р.Бурхан. 63. Вид с перевального плато в долину р.Бурхан.
64. ЗаКат на пер. Арабель. 64. ЗаКат на пер. Арабель.
65. Плато в районе пер. Арабель. 65. Плато в районе пер. Арабель.
66. . ЗаКат на обеде. 66. . ЗаКат на обеде.
67. Озеро в районе пер. Арабель. 67. Озеро в районе пер. Арабель.
68. Плато в районе пер. Арабель. 68. Плато в районе пер. Арабель.
69. Плато в районе пер. Арабель. 69. Плато в районе пер. Арабель.
70. Спуск по Барскаунскому ущелью. 70. Спуск по Барскаунскому ущелью.
71. Спуск по Барскаунскому ущелью. 71. Спуск по Барскаунскому ущелью.
72. И лошадь нужно заправлять.. 72. И лошадь нужно заправлять..
73. Доехали... 73. Доехали...
74. Архитектурные формы у дороги. 74. Архитектурные формы у дороги.
75. В районе лагеря С16. 75. В районе лагеря С16.
76. Вид на пер. Учкуйген со стороны пер. Кёк-Бель. 76. Вид на пер. Учкуйген со стороны пер. Кёк-Бель.
77. Спуск с пер. Кёк-Бель. 77. Спуск с пер. Кёк-Бель.
78. Григорьевское ущелье. 78. Григорьевское ущелье.
79. Дорога к пер. пер.Кок-Айрык. 79. Дорога к пер. пер.Кок-Айрык.
80. Дорога к пер. пер.Кок-Айрык. 80. Дорога к пер. пер.Кок-Айрык.
81. Закат над оз. Иссык-Куль. 81. Закат над оз. Иссык-Куль.
82. Подъем к пер. Кок-Айрык. 82. Подъем к пер. Кок-Айрык.
84. "Памятные" надписи на мосту. 84. "Памятные" надписи на мосту.
85. р. Туйк-Тёр. 85. р. Туйк-Тёр.
86. Подъем к пер. Кок-Айрык. 86. Подъем к пер. Кок-Айрык.
87. Подъем к пер. Кок-Айрык. 87. Подъем к пер. Кок-Айрык.
88. Лагерь С18. 88. Лагерь С18.
89. Подъем на перевал Кок-Айрык. 89. Подъем на перевал Кок-Айрык.
90. Подъем на перевал Кок-Айрык. 90. Подъем на перевал Кок-Айрык.
91. Подъем на перевал Кок-Айрык. 91. Подъем на перевал Кок-Айрык.
92. Подъем на перевал Кок-Айрык. 92. Подъем на перевал Кок-Айрык.
93. Брошенный трактор. 93. Брошенный трактор.
94. Перевал Кок-Айрык. 94. Перевал Кок-Айрык.
95. Перевал Кок-Айрык. 95. Перевал Кок-Айрык.
96. Спуск с пер. Кок-Айрык. 96. Спуск с пер. Кок-Айрык.
97. Спуск с пер. Кок-Айрык. 97. Спуск с пер. Кок-Айрык.
98. Спуск с пер. Кок-Айрык. 98. Спуск с пер. Кок-Айрык.
99. Найденная аптечка. 99. Найденная аптечка.
100. Спуск с пер. Кок-Айрык. 100. Спуск с пер. Кок-Айрык.
101. В районе лагеря С19. 101. В районе лагеря С19.
102. Дорога вдоль р. Чонг-Кемин. 102. Дорога вдоль р. Чонг-Кемин.
103. р. Чонг-Кемин. 103. р. Чонг-Кемин.

Сокращения: ППХ - правый по ходу движения, ЛПХ - левый по ходу движения, ПОР - правый орографически, ЛОР - левый орографически. Значения высот приведены по показаниям GPS.

 

Заброска - выброска

Регулярным авиарейсом компании Аэрофлот из Москвы в Бешкек. В Аэрофлоте велосипед рассматривается как дополнительное место багажа (если у вас уже есть багаж) и оплачивается за 50 евро в одном направлении. Если кроме велосипеда у вас нет никакого багажа, то и оплачивать ничего не надо :)

 

03.08.13. День 00.

Перелет из Москвы в аэропорт Манас (Киргизия).

После почти бессонной ночи наконец-то приземляемся в аэропорт нас. Идем получать багаж. Одна наша сумка с багажом выехала почти сразу же, вскоре привезли тележку с велосипедами, причем их было наверное штук 10 (даже больше, чем мы видели в Исландии), а вот вторую сумку пришлось ждать очень долго, пока не выяснилось, что ее, как и багаж половины пассажиров самолета оставили в Москве. Ну и тут началось светопреставление - персонал начал нас отфутболивать то на 3-й этаж к представительству Аэрофлота где нас ждали закрытые двери, то обратно в зону получения багажа. Особый атмосфера создавалась публикой: большинство привыкли прокладывать свой путь в жизни исключительно локтями. Но мне, одному французу и немцу удалось организовать международный альянс около окошка оформления потерянного багажа, и оформить свой багаж в первой десятке. Так или иначе, часа два мы потеряли. Да, что там два часа! Целый ходовой день потерян (и хорошо если один). Выходим к знакомому водителю, который нас должен был встречать, он нас охотно селит в свой пустующий дом на краю Бишкека. Бессонная ночь дает о себе знать, и мы заваливаемся спать. В окно замечаю плотную низкую облачность в горах и в голове мелькает мысль, о том, что "может быть все это и к лучшему". Спим до обеда и идем гулять по городу.

 

04.08.13. День 01. (68 км. Высота - набор: +534м, сумм: 596м, мин 735м, макс 1278м.)

Бишкек - Большой Южный Чуйский Канал - пос. Кара-Джыгач - пос. им. Алиаскара Токтоналиева - р. Кегеты - пос. Отогон - Стоянка С01.

С утра звоним в аэропорт - ура! Наш багаж приехал. Нам предлагают либо самим его забрать из аэропорта, либо забрать на следующий день из Бишкека. Все же беспардонность наших авиакомпаний не перестает удивлять. Зовем нашего знакомого и мчимся на его машине за багажом. В аэропорту паноптикум продолжается - туповатый персонал явно завис на цикле "паспорт - багажная - кватанция - заявление об утере - паспорт" и долго соображают, как нам его выдать. Но, наконец, замкнутый цикл что-то нарушает и мы получаем свои вещи. Плюс ко всему местный "мундир" начал вымогать из нас денег - типа в эту зону выдачи багажа доступ будет возможен только через час, но за мзду он нас пропускает, и на обратном пути мы ему должны отслюнявить денег. На обратном пути я ему говорю, что деньги у друга в машине и сейчас за ними схожу. После чего мы благополучно уезжаем в город - оставив наивного взяточника с носом - денег захотел, дурачек.. Нам бы своих дармоедов-чиновников прокормить, а тут еще чужие нахлебники лезут... Быстро собираемся и в 11:45 выходим на маршрут. Пообедали на выезде из города в забегаловке. Взяли мясо с картошкой, под названием куурдак - не особый шик, явно приготовлено не сейчас, хотя убеждали и били себя пяткой в грудь, что готовить будут сразу, да и погрето так себе. Но червячок заморен, холодный квас охладил наши перегретые на солнце организмы и можно двигаться дальше. Свернули с дороги на ЛПХ на грунтовку вдоль Большого Южного Чуйского Канала. Дорога идет по обеим сторонам канала, периодически с берега на берег перекинуты мостики. В самом начале это вовсе не канал, а сухая, засыпанная мусором канава. Да и дорога напоминает путь по помойке - кучи мусора по сторонам. Но через некоторое время мусор заканчивается. В канале появляется вода, потом проточная вода (фото 1). Пить ее все же не стоит, а жара стоит не детская. Хорошо, что мы запаслись водой заранее, по полтора литра на человека. И все равно не хватило, до магазина дотянули лишь к вечеру. Интересно, что канал проходит, как бы подрезая склон, а ручьи и речушки, стекающие со склона, проходят над или под руслом канала... Свернули ближе к вечеру на дорогу вдоль р. Кегеты. Сначала дорога не очень - щебенка, но перед п. Отогон выкатились на асфальт. В деревне в магазине покупаем и пьем воду - наша уже давно закончилась. За деревней съезжаем с дороги к реке и встаем на ночлег в 20:15. Тут есть небольшой пятачок [C01], который не виден с дороги. Ставим палатку. Выяснилось, что я получил один микропрокол, скорее всего тонкой проволокой, когда проезжал через помойку в начале пути. Тепло, погода хорошая.

 

05.08.13. День 02. (31 км. Высота - набор: +1726м, сумм: 1911м, мин 1255м, макс 2996м.)

Стоянка С01 - р. Кегеты - стоянка С02 

Выезжаем в 8:30. Погода хорошая, солнечная. Продолжаем ехать по асфальту еще примерно 7 км. Далее едем по грунтовке (фото 2, 3). Едем не спеша, постепенно набирая высоту. Набор плавный. Доезжаем до шлагбаума [Shlak], после него стали попадаться участки, где дорога была смыта и теперь покрыта галькой. Как правило, ехать по ним не удается и эти участки приходится преодолевать пешком. Перекусываем у небольшого мостика через речку. Сникерсы предательски растаяли на солнце и что бы хоть как-то вернуть им потребительские свойства, приходится замачивать их в воде (фото 4). После мостика смытых паводком участков дороги становится значительно больше. Проходим их пешком. Проходим еще через два мостика. За последним участок дороги полностью уничтожен сошедшим селем. Преодолеваем его, помогая друг другу выталкивать груженые велосипеды до сохранившихся участков дороги. У последного моста мы встретили киргиза, разговорились, он сказал, что мостики, по которым мы шли, восстановили совсем недавно. Этим, наверное, можно объяснить то, что нам не пришлось преодолевать технически сложных бродов, описанных в различных отчетах на этом участке пути. За участком разрушенной дороги два небольших брода через ручьи, которые можно перейти по камням или проехать в седле (фото 5). Далее идет большой участок дороги в хорошем состоянии, покрытый зеленой травой словно газон (фото 6). Встаем в 17:30 на зеленой площадке (фото 07) на высоте 2995 м [C02]. Тут прохладно и приходится утеплиться. Весь день была хорошая солнечная погода.

 

06.08.13. День 03. (26 км. Высота - набор: -42м, сумм: 1098м, мин 2762м, макс 3784м.)

Стоянка С02 - р. Кегеты - пер. Кегеты (3766м) - р. Ю. Кегеты - р. Вост. Каракол - стоянка С03.

Стоянка С02 - р. Кегеты - пер. Кегеты (3766м) - р. Ю. Кегеты - р. Вост. Каракол - стоянка С03. Выход в 8:30, хотели выйти раньше, но потеряли крепежный крюк от велосумки. Пока искали, пока доставали запасной, потеряли время. Погода отличная, солнечная, но утром прохладно. Сразу за местом ночлега начинается серпантин и идет набор высоты. Через пару витков приходим ко второму значительному участку дороги, уничтоженному селем (фото 8). Передвижение тут весьма затруднительно, но мы проходим, не разгружая велосипедов, помогая друг другу по очереди проталкивать их через камни. Далее можно ехать практически до перевала, кроме последних 80-ти метров (по высоте) и нескольких небольших участков, засыпанных породой или со значительным уклоном (фото 9, 10, 11, 12, 13). Высота и отсутствие акклиматизации дают о себе знать - приходится останавливаться, восстанавливать дыхание. Вокруг красота, ледники сияют, по ним иногда проносятся с грохотом начинающие вытаивать камни. На перевал Кегеты [Kegety pass] поднимаемся в 13:20. Перевал завален камнями. Тур ППХ и немного выше. Сняли записку Московских велотуристов (рук. Полякова Ирина) от 06.08.13 - то есть, они прошли сегодня с утра перед нами. Погода хорошая, видимость прекрасная. Дорога с противоположной стороны сильно разрушена, и глядя отсюда на перевал с нашими велосипедами, не могу отделаться от мысли, что выглядят тут они крайне неуместно, как будто их выбросили сюда с вертолета. Сделали несколько фотографий (фото 14, 15) и, оставив записку, начинаем спуск по тропе - остаткам от дороги (фото 16, 17, 18). Я максимально опускаю седло и пытаюсь ехать. Какое-то время мне это удается, но потом дорога, точнее ее остатки заканчивается - она уничтожена оползнями, и мне приходится спешиваться. Явно, что кусок дороги пропал за последний год, ибо в на треке прошлого года в моем GPSе тут нарисованы плавные витки серпантина, а на местности, я оказался на краю дороги, обрывающейся в безграничную стремную сыпуху. Осторожно спускаемся по ней к виднеющимся ниже кускам дороги. Доходим до точки [Att01]. Тут дорога тоже пострадала - завалена породой, некоторые куски сместились вниз на несколько метров. Внизу виден мост. Это второй мост, по описанию первый должен быть ЛПХ и по нему попадают на ПОР берег р. Ю. Кегеты, жив ли он, отсюда не видно (второй мост возвращает дорогу снова на ЛОР берег). Решаем спускаться козьими тропами сразу ко второму мосту, сокращая несколько километров пути и разрухи. Следы на склоне свидетельствуют о том, что предыдущая группа велосипедистов поступила именно так. Не скажу, что это было легкое занятие, т.к. склон достаточно крут и держит не очень хорошо, в дождь тут, наверное, совсем скользко и стремно... Около моста дорога идет на ЛПХ вдоль по ЛОР берегу р. Ю. Кегеты, здесь она на порядок лучше (фото 19, 20). Спуск с перевала до моста занял 1 час. Далее по дороге можно ехать, обходя заваленные камнями участки пешком. Чем дальше, тем дорога лучше, я разгоняюсь и... быстро пробиваю камеру, наскочив на камень - 2 здоровенные дыры. Быстро ее меняем и едем дальше. Выезжаем на дорогу вдоль р. Вост. Каракол и поворачиваем в сторону пер. Каракол (на ППХ). Дорога постепенно поднимается от воды, вид в лучах предзакатного солнца необычайно красив. Примерно через 5 км встаем на ночлег у ручья [C03], спросив разрешение у тусившего неподалеку чабана. Встали в 18:00.

 

07.08.13. День 04. (56 км. Высота - набор: -499м, сумм: 726м, мин 2444м, макс 3473м.)

Стоянка С03 - р. Вост. Каракол - пер. Каракол (3466м) - р. Зап. Каракол - стоянка С04. 

Ночью был небольшой дождь, который к утру закончился. Ночью к нам под тент залезла мышка и никак не хотела потом уходить. Выход в 8:30. Пасмурно, но пока без осадков. Едем вдоль р. Вост. Каракол в сторону пер. Каракол (фото 21, 22). Дорога проходит на некотором удалении от реки, подъем плавный. Пересекаем Вост. Каракол по мостику, после чего крутизна подъема увеличивается. Отдельные крутые участки проходим пешком, остальное проезжаем. На пер. Каракол (3466м) в 11:15. Пасмурно, холодный ветер без осадков (фото 23, 24, 25). Перевальный тур с запиской с ППХ. Снимаем записку велотуристов из Йошкар-Олы под рук. Дубинчук Евгения от 18.07.2013. С перевала вниз к р. Зап. Каракол идут две дороги, мы спускаемся по ППХ (наверное она более старая, но и более плавная). Не смотря на пасмурную погоду, тумана нет и виды на спускающиеся с гор ледники красивы (фото 26, 27). По мере спуска нам встречается некоторое количество бродов, которые преодолеваются либо в седле, либо пешком по камням. Самый глубокий здесь брод (по колено) - в точке [Ford01] (фото 28). Около 13:30 встаем на обед. Это наш первый горячий обед. Во время него сгущаются тучи, становятся слышен постоянный гул непрекращающегося ни на секунду грома. Быстро собираемся, натягиваем на себя мембраны и сваливаем. За скалой небольшой подъем, там наверху которого раскаты грома становятся совсем оглушительными, да и еще поднимается приличный ветер. Глядя на все это великолепие, в последний момент успеваем натянуть на себя бахилы и неопреновые перчатки. Ветер становится штормовым, а нас начинает лупить залпами града размером с горох, летящим почти горизонтально. Причем сквозь дырки в каске достаточно больно лупит по макушке. Из-за порывов ветра ехать невозможно. Прячемся за небольшим камнем и велосипедами. Сидим так минут 10, после чего стихия переходит в разряд обычного дождя, и мы продолжаем путь. Дождь идет до самого вечера с несколькими перерывами. По дороге мы спускаемся все ниже, и ниже, и только около юрт начинается локальный, но противный подъем. Наверху нас встречает новый залп дождя и поломка крепления багажника ЗаКата. Винт, крепящий стойку багажника к нижнему перу рамы, выкрутился наполовину из пера, а в оставшейся половине сорвал резьбу внутри отверстия в раме. Расстояния на этой раме рассчитаны таким оригинальным способом, что заменить винт на другой более длинный, с гайкой с другой стороны не представляется возможным: тогда цепь перестанет переключаться на самую маленькую звезду. Приводим мероприятия по спасению остатков резьбы. Вроде получилось. Пока копались - продрогли, а ЗаКат еще и промокла местами. Решаем ехать до первого удобного места и там останавливаться. Такое место находится быстро между дорогой и рекой [C04]. Встали в 18:20. Дождь как из ведра.

 

08.08.13. День 05. (117 км. Высота - набор: -730м, сумм: 322м, мин: 1477м, макс: 2459м.)

Стоянка С04 - р. Зап. Каракол - пос. Кожомкул - р. Кекемерен - пос. Кызыл-Суу - р. Джумгал - пос. Чаек - стоянка С05. 

Погода вроде налаживается (фото 29), светит солнце, но под горами стоят тучи и создается ощущение, что вот-вот пойдет снова дождь. Во время завтрака пытаемся немного просушить промокшие вещи и неопрен (последний может скоро завонять). Выходим в 8:30, дорога идет с небольшим уклоном, так, что идется легко. Повстречавшийся киргиз предлагает зайти на чай в юрту, но мы, поблагодарив, отказываемся. Облака постепенно уходят, погода налаживается и мы едем, любуясь красивейшей долиной по которой течет р. Зап. Каракол. Выезжаем на трассу, дорога становится шире, местами превращена в "стиральную доску", но вполне терпимо, не то, что в Исландии. Через мост переправляемся на ЛОР берег р. Зап. Каракол и движемся к пос. Кожомкул, за которым дорога начинает идти по ущелью р. Кекемерен (фото 30). Очень красивое место - скалы, бурлящая вода. Тут, ближе к обеду, мы встретили парочку из Бельгии. Немного пообщались. Около 13:00 встали у реки на обед. По закону подлости в это время налетели тучи, и стал моросить дождик. Хорошо, что он оказался не очень сильным и вскоре закончился, так, что обед нам испортить не смог. За пос. Кызыл-Суу каньон меняет свой вид. Скалы становятся почти красными и круто обрываются в воду. Проехав еще немного, замечаем, что к красным скалам еще добавились и салатовые (фото 31). Вообще это место очень красивое и достойно посещения... Пока я разевал рот по сторонам, пробил колесо. В процессе замены камеры, рядом с нами останавливается машина и из нее выходят трое киргизов. Они здороваются и предлагают свою помощь. С трудом от нее отказываюсь, переводя разговор в русло того, откуда и куда они едут. Узнав, что они с рыбалки, интересуюсь какая рыба тут водится, они что-то мне показывают... За болтовней я перебортовываю и ставлю на место колесо. Мы прощаемся и разъезжаемся каждый своей дорогой. Доехав до слияния с р. Джумгал, сворачиваем на дорогу вдоль р. Джумгал и начинаем плавный набор вдоль нее. Дорога тут проходит через большое количество населенных пунктов, в которых даже есть асфальт. Доезжаем до поселка пос. Чаек, когда уже начинает смеркаться. Пытаемся найти место для ночлега на ЛОР берегу, но безуспешно. Приходится возвращаться снова в поселок. Запасаем воду в бутылки из колонки и выезжаем из населенки. Отъехав с километр, останавливаемся в кустах на поле [C05]. Хорошее место, укромное и с дороги не видно. Говорят, что в Чаеке где-то есть гостиница, но искать ее уставшими под вечер было лень. Координаты гостевого домика из отчета показывают какую-то фигню.

 

09.08.13. День 06. (66 км. Высота - набор: +1290м, сумм: 1649м, мин: 1722м, макс: 3265м.)

Стоянка С05 - р. Джумгал - пос. Каирма - пос. Тюгельсай - пос. Кызыл-Туу - р.Чиль - пер. Чильбель (3265м)- оз. Сон-Кель - стоянка С06.

Ночь была теплой. Выезжаем в 8:45. Дорога в этих местах асфальтированная, едем постепенно, набирая высоту. Тут у нас случилась незабываемая встреча с европейцами. Забравшись на очередной холм, мы увидели молодого папашу европейской внешности с лучезарной улыбкой на устах, вкручивающего на велосипеде со здоровенным прицепом, в котором обычно в Европе возят совсем мелких детей. За ним катила девчушка лет 12-ти на велике с рюкзачком, далее следовала чем-то озабоченная мамашка со своими рюкзачками, а за ней на своем маленьком велике девчушка лет 5-6, причем последняя была соединена псредством жесткой сцепки с велом мамашки... В пос. Кызыл-Туу в точке [T01] поворачиваем в ППХ и по грунтовке выезжаем в выжженную долину, по которой едем в сторону небольшого каньона. По нему идет дорога на перевал. В каньоне ручей Чиль, дорога идет рядом, набор высоты плавный. Каньон небольшой, но очень красивый и уютный (фото 32), к концу сильно расширяется и тут уже появляется значительный уклон и качество дороги ухудшается (щебенка), так, что на пер. Чильбель приходится идти пешком, что мы благополучно и сделали. На перевале мы оказываемся к 18:15. Вид очень красивый во все стороны, перевального тура нет (фото 33). Прекрасный спуск к оз. Сон-Кель (Сон-Куль, Сон-Кёль) (фото 34). Спросив разрешение, встаем за юртами поближе к озеру [C06] (слишком близко лезть не стоит, берег заболоченный и после дождя может быть очень сыро). Воду из озера брать неудобно (до чистой воды надо идти туда, где глубоко) поэтому берем из канавы рядом.


 

10.08.13. День 07. (64 км. Высота - набор: -457м, сумм: 515м, мин: 2564м, макс: 3151м.)

Стоянка С06 - сев. берег оз. Сон-Кель - пер. Терскей-Торпок (3143м) - стоянка С07.

Ночью был дождь и гроза, которые продолжились и утром, так, что завтракать пришлось в палатке (фото 35). Ровно после окончания завтрака дождь заканчивается, мы собираемся и в 9:00 выезжаем. Местность на этом участке пути достаточно пересеченная, холмы следуют один за другим, на некоторые из них велосипеды приходится заталкивать вручную, но с каждого из них открывается замечательный вид на оз. Сон-Кель (фото 36). По мере продвижения местность становится более пологой и на северном побережье практически горизонтальной. Местами дорога разветвляется, и мы в таком случае стараемся придерживаться пути ближайшего к воде. В какой-то момент из очередной юрты нам на встречу выходит "белый человек" и с восклицаниями издалека – «найс ту мит ю» приглашает нас на чай и кумыз. Вокруг него вьются чумазые и в меру оборванные дети, как полагается в таких случаях быть киргизским детям. Гостеприимный европеец показывает нам на некоторых из них и говорит, что это его дети. Не успев понять, что это такая шутка или особый прикол, слышу как дети начинают говорить с ним на чистейшем немецком. Оказывается это немец, который женился на киргизке и теперь приехал отдыхать в юрту на озеро. Эх, немки, немки, бросайте свою эмансипацию, а то через несколько лет все немцы будут азиатской внешности. По мере продвижения на северо-восток, становится более заметно присутствие туристической индустрии: туристические автобусы, джипы, гостевые юрты. Смотрю на карту - скоро наша дорога отойдет от озера, поэтому решаем обедать. Я купаюсь, после чего выясняется, что примус окончательно запакостился тем керосином, что мы купили на строительном рынке в Бишкеке и наглухо отказывается работать. После этого около часа я пытаюсь его реанимировать. Слава Богу, мне это удается. Хорошо, что мы взяли таблетки сухого горючего и Leathermann. После затянувшегося на два часа обеда едем дальше. После мостика дорога уходит на пер. Терскей-Торпок (3143м). Легкость его достижения (100м набора от озера) оказывается мнимой, т.к. дорога к перевалу постоянно, то набирает высоту, то ее сбрасывает. На перевале в 17:25 (фото 37), с него открывается вид на серпантин дороги и реку глубоко внизу (фото 38). Дорога на серпантине неважного качества - подвижная щебенка, сильно не разгонишься. Встаем у реки [06] в 17:45. Примерно в 20:00 нас обнаруживает толпа местной молодежи, идущая от оз. Сон-Кель пешком. Подходят, здороваются, интересуются, откуда и куда едем, я тоже что-то у них спрашиваю. Они переговариваются на киргизском, хихикают и постоянно сплевывают.. Очень скоро они желают нам хорошего отдыха, и уходят куда-то в сумерки, сообщив напоследок, что они из Нарына.

 
 

11.08.13. День 08. (78 км. Высота - набор: -500м, сумм: 839м, мин: 2029м, макс: 3031м.)

Стоянка С07 - перевал 3024 м - р. Он-Арча - пос. Орнок - пос. Нарын - гост. Ала-Тао

Всю ночь идет дождь, гроза. Завтракать приходится снова в палатке. Однако к моменту, когда мы его заканчиваем, заканчивается и дождь (фото 39). До мостика едем под горку, погода налаживается. После мостика начинается подъем на безымянный перевал [pass 3024 m]. Сначала плавный, потом более крутой, с несколькими петлями серпантина (фото 40, 41). Практически все проезжается, кроме нескольких непротяженных крутых мест. На перевале оказываемся в облаке, видимость - так себе. С перевала спускаемся к реке, после чего снова подъем, плюс встречный ветер... Подъезжаем к краю ущелья, на дне которого проходит трасса А365, по которой нам предстоит ехать в Нарын (фото 42). Спускаемся к трассе по краю ущелья. Тут внизу идет активная торговля кумызом и прочими малосъедобными молочными продуктами... Трасса асфальтовая, но в некоторых местах уж лучше бы его не было... Иногда проходят фуры, но не часто. В общем, ехать можно, к тому же все время под уклон. У дороги обедаем невкусным шашлыком и лепешками с запеченными мухами в какой-то задрипанной забегаловке за космические деньги - 450 сом... У моста через р. Он-Арча спуск заканчивается и начинается занудный, хотя и плавный подъем. Подъем заканчивается примерно за 10 км до Нарына. Въезжаем в Нарын около 17:30. Закупаем бензин на заправке для следующей части нашего путешествия и селимся в гостинице Ала-Тао [C08 hotel]. Цены от 250 до 1500 сомов. В номере видны следы слегка косметического ремонта, умеренно грязно, ковер, раскатанный по прогнившему паркету, придавлен кирпичем, унитаз явно с ершиком не знаком, но есть горячая вода и это самое главное. После мытья и постирушки идем закупаться продуктами на следующие 5 дней. Ужинаем в кафе при гостинице. Еду наконец-то готовят при нас, а не приносят какие-то плохо разогретые заготовки с прошлого года. Наконец-то было хоть как-то вкусно.

 

12.08.13. День 09. (76 км. Высота - набор: +473м, сумм: +1081м, мин: 2062м, макс: 2570м.)

гост. Ала-Тао - р. Нарын - пос. Орто-Нура - пос. Таш-Башат - р. Малый Нарын - стоянка С09.

Ночью был дождь, утро хмурое и пасмурное. Завтрак все в той же гостинице - яичница из 3-х яиц. Выезжаем в 9:00. Дорога идет вдоль р. Нарын и благодаря пасмурной погоде и постоянному встречному ветру запомнилась как занудное и противное вкручивание с несколькими спусками-подъемами. Перед мостом через р. Нарын спуск к самой воде и подъем на другом берегу. В этом месте встречаем группу английских велотуристов из 5-человек, путешествующих по Киргизии и далее в Таджикистан на жестких туристических велосипедах. Они расспрашивают нас о возможных путях до оз. Сон-Кель, после чего уезжают, а мы останавливаемся на перекус. После моста дорога идет вдоль р. Малый Нарын. Она очень живописна, идет вдоль каньона, переходя с берега на берег, то поднимаясь от воды, то снова спускаясь (фото 44, 45, 46). Река после дождей многоводная, бурная, коричневого цвета... После обеда начинается мелкий противный дождь, который идет до вечера. Останавливаемся около реки в кустах примерно в километре за постройками пастухов [C09]. Вода в Малом Нарыне с большим количеством взвеси, так, что воду набираем заранее из ручья перед постройками. 

 

13.08.13. День 10. (58 км. Высота - набор: +417м, сумм: 618м, мин: 2529м, макс: 2973м.)

Стоянка С09 - р. Малый Нарын - р. Болгард - р. Кара-Каман - р. Болгард - р. Джылы-Су - р. Бурхан - стоянка С10.

Всю ночь и утром льет дождь, так, что готовить приходится в палатке. К концу завтрака он заканчивается, мы собираемся и в 9:00 выезжаем. Погода пасмурная, но, не смотря на это, окружающие нас ландшафты впечатляют. Вскоре проезжаем последнюю деревню, в которой есть даже магазин. Но он закрыт по причине отъезда хозяина в Нарын. Дорога вдоль р. Малый Нарын и р. Болгарт постоянно скачет вверх-вниз, поэтому иногда не понятно, куда едешь - вверх или в низ (фото 47). Дорога огибает здоровенную скалу и за ней соединяется с дорогой, по которой можно снова попасть на трассу А365 в районе пос. Сары-Булак. По мостам проезжаем через два притока и снова выезжаем к р. Болгарт, причем выезжаем в долину сверху, так, что вид завораживающий (фото 48). Далее спускаемся на уровень реки и едем по широкой долине. Около 13:00 перекусываем, после чего погода начинает портиться. Приходится натягивать на себя полный мембранно-неопреновый костюм. Дует ветер, холодает, дождь усиливается, начинается град. Все это продолжается практически до вечера. Далее движемся вдоль р. Джылы-Су до развилки [T02], отсюда прямо дорога идет на горячие источники и перевалы Тон и Тосор, мы же сворачиваем на ППХ и через мостик попадаем на дорогу, идущую вдоль р. Бурхан к пер. Арабель. За мостом дорогу размыло дождем, и мы премся по грязюке. Сегодня движемся медленно - сказывается болезнь одного участника. К 18:00 добираемся до первого брода. Разведка показала, что в одном месте можно переправиться не разуваясь. Вскоре после брода останавливаемся [C10] (фото 49). Пасмурно, холодает, того и жди, скоро пойдет дождь.

 

14.08.13. День 11. (44 км. Высота - набор: +328м, сумм: 578м, мин: 2924м, макс: 3290м.)

Стоянка С10 - р. Бурхан - стоянка С11 

Около часа ночи почувствовали симптомы пищевого отравления, сразу приняли дозу Полисорба. По большому счету все обойдется, но недомогание наложит отпечаток на темп движения всего дня... Ночью были заморозки, утром оказывается, что палатка вся в инее. Погода разгулялась, светит солнце. Едем по долине. Сегодня должно быть несметное количество бродов, так, что у первого брода сразу переодеваемся в бродильную обувь и так едем до конца дня (фото 50, 51). Движемся все время по ПОР берегу. В точке [Att02] подъезжаем к мосту. Ехать сюда точно не надо, т.к. дорога переходит на другой берег, а нам туда НЕ надо. Обратно на основную дорогу возвращаемся напрямик, и около дороги влезаем в болото. Где-то раньше надо было ехать левее... Погода пока хорошая, места относительно не населенные, и очень красивые (фото 52, 53). Обедаем у ручья за охотничьим домиком - единственном тут капитальном строении. Пока едим, к нам подходит киргизская девочка и говорит, что "бабушка зовет пить чай". Идем в чистую уютную юрту, где нас угощают чаем с молоком, свежими лепешками, маслом, медом. Юрта оборудована китайской солнечной батареей, питающей лампочку и музыкальный центр. После юрты качество дороги ухудшается, местами это просто колея от автомобиля оставленная в траве, но нам удается ехать везде. После 16:00 появляются тучи, и нас накрывает холодный ветер с градом и дождем, в какой-то момент сквозь облака проглядывает луч солнца и появляется радуга (фото 54). Проезжая тут, лучше придерживаться ЛПХ тропинок, чтобы не влезть в очередное болото, как это сделали мы. Дорога постепенно превращается в тропу, но по ней можно ехать, хотя и не быстро. В 18:00 встаем на зеленой площадке недалеко от реки [C11].

 

15.08.13. День 12. (52 км. Высота - набор: -825м, сумм: 678м, мин: 2427м, макс: 3849м.)

Стоянка С11 - р. Бурхан - пер. Арабель (3831 м) - пер. Барскаун - р. Барскаун - стоянка С12. 

Ночью снова были заморозки. На утро трава и палатка в толстом слое инея, вода в котлах покрылась коркой льда, а мокрые после вчерашнего дождя вещи замерзли (фото 55). Но вскоре вышло солнце и наши замерзшие шмотки оттаяли. Выходим в 9:05 (фото 56, 60, 62). Дорога продолжает пересекать притоки р. Бурхан, которые снова приходится бродить. Это несложно, они широкие, но совсем не глубокие (фото 57, 58, 59). Снова нам приходится ехать в мокрой бродильной обуви. В той или иной мере дорога тут есть и практически везде можно ехать, хоть и не быстро. На всем протяжении нашего пути встречаются жилища человека - юрты, брезентовые палатки, хотя их тут крайне мало. Серпантин на перевал (фото 61) относительно крутой, приходится идти пешком, а на особо крутых и сыпучих участках помогаем друг другу выталкивать байки наверх. Но все это не очень сложно. В конце серпантина с ЛПХ стоит небольшая юрта... Еще немного и мы выезжаем на плоское плато (фото 63, 64). Перевальной точки как таковой нет. На плато несколько озер (фото 66). Нам повезло попасть сюда в ясную погоду, и мы можем любоваться видами заснеженных гор и ледников, их отражением в озерах (фото 65, 66, 67, 68, 69). На самом большом озере устраиваем горячий обед (фото 67). Дорога по плато проходит по глинистым почвам и, судя по всему, в дождливую погоду превращается в жидкую грязюку. В некоторых местах еще остались лужи после вчерашнего дождя, есть и заболоченные участки. Так, что этот участок пути лучше ехать в бродильной обуви. Подъем по серпантину занял у нас примерно 40 минут. Выезжаем на трассу Барскаунское ущелье - рудник Кумтор, поворачиваем в ЛПХ в сторону оз. Иссык-Куль. Прекрасный грейдер, но пыль жутчайшая, плюс хороший встречный ветер, так, что до начала серпантина едем очень медленно, ну а дальше нужны только хорошие тормоза, ибо груженый байк разгоняется стремительно, а инертность у него большая.... Перевальная точка Барскауна тоже вещь условная, в одном месте стоит памятный знак, что это перевал и указана высота, что вовсе не соответствует действительности (как и на других подобных знаках этой дороги). Спуск по серпантину и далее достаточно скоростной и доставляет истинное удовольствие, главное затормозить перед поворотом на следующую петлю (фото 70, 71). Мы спускаемся, иногда останавливаясь запечатлеть этот грандиозный спуск, нависающие ледники и снежные шапки гор. Омрачают ситуацию иногда стремительно проезжающие мимо фуры и бензовозы, поднимающие столбы пыли, так, что в лагерь мы приехали сильно "припудренные" пылью. Встаем в 18:00 у реки за елками [C12]. Спешить к Иссык-Кулю, как показывает практика, смысла нет, делать там особо нечего. Лучше тут поближе к горам. Вечером похолодало..

 

16.08.13. День 13. (100 км. Высота - набор: -683м, сумм: 386м, мин: 1612м, макс: 2465м.)

Стоянка С12 - р. Барскаун - пос. Барскаун - оз. Исык-Куль - Каракол - "Неофит" 

Место под лагерь в ущелье оказалось прохладным, и солнечные лучи заглянут сюда совсем не скоро. Завтракаем, собираем пожитки, одеваем теплые вещи в ожидании холодного ветра на спуске. Ночная роса прибила пыль на дороге и теперь ехать стало вполне сносно. Мчимся под гору с приличной скоростью.. В какой-то момент нам на встречу медленно выползла машина с бочкой, которая поливала дорогу, наверное, что бы прибить пыль, на самом же деле на уже увлажненной за ночь дороге она лишь развозила грязь (где же она была вчера?). За 45 минут проезжаем 25 км и оказываемся на берегу Иссык-Куля. Здесь уже тепло, мы снимаем теплые вещи и едем дальше в сторону Каракола (фото 72, 73). Дорога неплохая, асфальт достаточно ровный (ближе к Караколу - хуже). Интенсивность движения небольшая, но ближе к Караколу увеличивается. Водители, правила движения знают весьма примерно, так, что все время нужно быть начеку. Например, машины, едущие по встречке, могут плавно поехать по вашей полосе "в лоб" далее по "вашей обочине". В Караколе селимся в "Неофите" [С13-14_Neofit], моемся, стираемся, идем отъедаться по местным кафешкам (вот уж где нормальная вкусная еда).

 

17.08.13. День 14. 24 км.

Дневка, музей Пржевальского, Краеведческий музей. 

Отдых, велопрогулка до музея Пржевальского, посещение местного краеведческого музея (здание примыкающее к "Неофиту" слева), покупки необходимого, ТО велосипедов.

 

18.08.13. День 15. (45 км. Высота - набор: -146м, сумм: 171м, мин: 1606м, макс: 1757м.)

Полудневка. Каракол - пос. Тюп - пос. Кенрменты - стоянка С15. 

Завтракаем, еще раз прогуливаемся по Караколу: смотрим православную церковь, местный парк, здание университета. С утра пораньше встречаем какого-то упоротого датчанина с банкой "Балтики" и воплями: "Я очень люблю Киргизию: здесь очень дешевый алкоголь и экстази!" На силу от него отделываемся, еще немного гуляем, обедаем и выезжаем в сторону пос. Керменты. По дороге встречаются интересные архитектурные формы (фото 74). Дорога асфальтированная, неплохого качества. Перед п. Тюп ремонтные работы и несколько километров приходится ехать в пыли. В Тюпе перекусываем мороженным и едем дальше. Доезжаем до п. Керменты, где из колонок берем запас воды для ужина и завтрака (вода в Иссык-Куле солоноватая, для приготовления еды не годится) и по небольшой дорожке отъезжаем к берегу Иссык-Куля. Находим небольшую, относительно чистую полянку, скрытую от любопытных глаз, где в 17:20 останавливаемся. 

 

19.08.13. День 16. (75 км. Высота - набор: +457м, сумм: 962м, мин: 1619м, макс: 2263м.)

Стоянка С15 - пос. Керменты - пос. Ананьево - пер.Учкуйген (2200 м) - р. Аксу - стоянка С16. 

С утра небо ясное, но скоро начинают наползать перистые облака. Выходим в 8:15. По асфальту доезжаем до Ананьево. Покупаем немного продуктов и поднимаемся по ущелью. Асфальт заканчивается и начинается разбитая глиняная дорога (интересно, во что она превращается после обильного дождя?). Проезжаем ряд переходящих одна в другую деревенек, где-то между ними обедаем. В районе безымянной деревни доезжаем до развилки [T03]: прямо идет дорога, как нам сказали местные, через горы обратно в пос. Кермерты, а мы поворачиваем на ЛПХ. Едем, постепенно набирая высоту, проезжаем один небольшой ручей, потом крутой спуск к другому, чуть побольше. Перед этим местом развилка, мы поехали по ЛПХ дорожке, хотя, наверное, было бы лучше ехать по ППХ. За ручьем основная дорога уходит в лес, мы сворачиваем на почти заросшую колею на ППХ. В результате оказываемся немного южнее и выше перевальной точки [Uchkuygen pass], отмеченной на карте (сам перевал достаточно широкий) (фото 75). Далее по такой же почти заросшей дороге сбрасываем высоту, следуя вдоль границы леса. По мере приближения к дороге из Семеновского ущелья наша дорога распадается на массу скотогонных тропинок. Здесь мы спускаемся, ориентируясь на дорогу и мостик внизу. Дорога до следующего перевала широкая, машин мало. Доезжаем до р. Аксу, переправляемся на другой берег по мосту и сразу за ним с ППХ останавливаемся [C16] на берегу в зарослях кустарника в 17:30 (фото 76). 

 

20.08.13. День 17. (79 км. Высота - набор: -63м, сумм: 847м, мин: 1622м, макс: 2395м.)

Стоянка С16 - пер. Кёк-Бель (2393 м) - Григорьевское ущ. - пос. Григорьевка - пос. Чолпон-Ата - пос. Чон-Сары-Ой - р. Орто-Кой-Суу Юж. - стоянка С17. 

Выезжаем необычайно рано - в 8:00. Немного прохладно, облачность плотная. До перевала Кёк-Бель [Kek-Bel' pass] доезжаем минут за 45 (фото 77). Дорога глинистая, хорошо, что не было дождя, судя по следам в сырую погоду тут можно утонуть в грязи. Далее едем по Григорьевскому ущелью (фото 78) в сторону Иссык-Куля (через пос. Григорьевка). В этом месте ущелье симпатичное, но сильно испорчено всевозможными закусочными, юртами, палатками и прочими бомжеватыми сооружениями. Специально ехать и смотреть на все это и толпы туристов на каждом углу в этом месте, на наш взгляд, не стоит. Далее едем по дороге вдоль Иссык-Куля до поворота на перевал. Перед пос. Чолпон-Ата затариваемся продуктами в супермаркете и бензином на 3 дня. К повороту на перевал (примерно 1,5-2 км за пос. Чон-Сары-Ой) подъезжаем к 15:30. Сразу же начинается едва заметный подъем. Дорога неприятная - камни с песком, едется медленно (фото 79, 80). На дороге отпечатки велосипедных колес. Встаем около 18:00, спустившись в овраг к р. Орто-Кой-Суу Юж. [C17]. На этот участок пути хорошо взять с собой воды - ее тут нет. За ужином наблюдаем великолепный закат (фото 81). 

 

21.08.13. День 18. (20 км. Высота - набор: +1364м, сумм: 1422м, мин: 2121м, макс: 3521м.)

Стоянка С17 - р. Орто-Кой-Суу Юж. - стоянка С18. 

Вылезаем из оврага у реки снова на дорогу и в 9:00 продолжаем набор высоты (фото 82). Погода хорошая, солнечно, небольшие облака. Дорога не радует - все те же камни и песок. Доезжаем до какой-то постройки, после чего начинается серпантин, ехать по нему почти невозможно. Петли серпантина становятся все длиннее, и длиннее. Мы доезжаем до последних палаток, еще два витка, и дорога начинает идти практически прямо вдоль реки. Тут нас настигают Красноярские велосипедисты, тренирующиеся тут налегке. У них цель - заехать на 3000м. Это случилось как раз в тот момент, когда мы встретились. Мы немного общаемся и продолжаем свой путь: мы дальше вверх, они обратно вниз. Тут можно ехать, и скоро мы доезжаем до конкретного завала (метров 200, между точками [Obst-beg] и [Obst-fin]), точнее часть дороги завалена огромными глыбами, а часть смыта селем. Приходится велосипед и багаж переносить по отдельности в несколько ходок (фото 83). Заодно мы решили и пообедать (воду набрали заранее, она тут есть но далеко внизу). Еще немного проезжаем и в 15:00 набегают тучи и начинается дождь с градом. Напуганные предыдущими отчетами, закупориваемся в мембрану и неопрен по полной программе и едем дальше, но на этот раз была ложная тревога. Катаклизма скоро закончилась, и выглянуло солнце. Доезжаем до капитального мостика [BRG01], через р. Туйк-Тёр (Торт-Тор) (фото 85). На металлических листах, из которых построен мостик, написаны имена его создателей (фото 84). Тут можно набрать воды. Тучи окончательно уносит, и открываются безумные виды на ледники и скалы (фото 86, 87). Определено, в этом месте стоит побывать (и завтра мы в этом окончательно убедимся). Проходим место слияния рек и возвращаемся в ущелье р. Орто-Кой-Суу Юж. Если оглянуться назад, то внизу в дымке виден Иссык-Куль, а за ним заснеженные вершины гор на том берегу. Незабываемая картина. Поднимаемся до высоты 3525м и встаем на ночевку в 17:20. Это будет самая высокая ночевка за этот поход [C18] (фото 88). Мы ужинаем с видом на Иссык-Куль и горы за ним, наблюдая как заходящее солнце меняет цвет их ледников. 

 

22.08.13. День 19. (35 км. Высота - набор: -1018м, сумм: 422м, мин: 2467м, макс: 3852м.)

Стоянка С18 - пер.Кок-Айрык (3849 м) - р. Чонг-Кемин - стоянка С19. 

Ночь была ясной и холодной, на утро обнаружили, что вода в лужах замерзла. Утро солнечное, выходим в 8:10. Продолжаем набор высоты по серпантину на перевал. Дорога на разных участках сильно различается по степени своей разрушенности. Местами встречаются завалы, но все они проходятся пешком без разгрузки велосипедов, местами встречаются промоины, иногда попадаются участки с очень хорошим покрытием - можно ехать (фото 89, 90, 91, 92). Воды (кроме нескольких ручьев) и удобных мест для стоянки далее не будет. Вокруг очень красиво: ледники с прорезающими их глубокими трещинами. Мы подходим к месту, где стоит брошенная, полуразрушенная техника - трактор, вагончик и др. (фото 93) [TR]. На фоне блистающих ледников выглядит все нелепо... Еще один виток серпантина и мы на перевале Кок-Айрык [Kok-Ayrik pass]. Время - 10:10. Перевал обрамляет рамка с полустертыми надписями и ржавым, скрипящем на ветру металлическим флагом (фото 94, 95). Тур с запиской находится не доходя до арки с ППХ (со с стороны Иссык-Куля). Снимаем записку ТК им. Баумана (Москва) под рук. Потаненко (5чел.) от 19.08.2013. Фотографируемся, любуемся окружающим нас великолепием и в 10:40 начинаем спуск. Нам везет - сейчас серпантин не закрыт плотным снегом целиком, как это иногда бывает. Есть небольшая оттаявшая полоса, по которой можно ехать. Дорога тут разрушена сильнее, чем со стороны подъема, есть полностью смытые участки, но даже самые сложные из них проходятся пешком без разгрузки велосипедов (фото 96, 97, 98, 99, 100). Нужно быть внимательнее, ориентируясь среди верхней части серпантина - есть несколько, по видимому, технологических, ответвлений, ведущих неизвестно куда. В какой-то момент находим оставленную (утерянную) аптечку, полную перевязочных средств (фото 99). Спускаемся ниже, дорога немного улучшается, разрушенные участки обходим пешком. Мы видим, что наверху, там, где мы только что были, погода начинает портиться, и нам скорее хочется отсюда уехать. Где-то на середине спуска, когда начинает накрапывать дождь, у велосипеда ЗаКата раздается жуткий металлический скрежет из тормоза заднего колеса. Приходится снимать задний тормоз, извлекать колодки, после чего выясняется, что пружину, раздвигающую колодки каким-то волшебным образом, одной стороной затянуло в колодки, и деформировало о ротор. Быстро ее меняем и едем дальше. Дождь нас только напугал, но так толком и не начался, хотя тучи ходили весьма мрачные. Выезжаем к долине р. Чонг-Кемин. С ЛПХ вижу юрту, реку и дорогу, пересекающую реку. В этом же месте вниз и на ЛПХ уходит небольшая дорожка, мы сворачиваем на нее и прямо выезжаем к броду [Ford02]. Брод простой, не глубокий (до середины колеса). Чуть дальше обедаем и подъезжаем ко второму броду [Ford03]. Этот брод оказался самым серьезным за все время нашего путешествия. Разгружаем велосипеды и, взяв небольшой груз, я иду на разведку. Течение сильное, уровень воды значительно выше верхней трети бедра, волна в трусы захлестывает сразу же, на дне круглые камни, размером с футбольный мяч, в таком потоке неожиданно подвижные и сильно мешающие удерживать равновесие в сильном течении. Что бы поток не сбил с ног, приходится прикладывать значительное усилие. Судя по отчетам групп, бывших здесь в предыдущие годы, уровень воды был немного меньше, и им удавалось катить велосипед по дну русла. Сейчас об этом и речи быть не могло - собьет с ног - 100%. Перетаскиваем байки на плече. За всеми нашими действиями наблюдал джигит, удобно расположившийся на берегу со всеми своими собаками и лошадьми после того, как мы отказались от его платных услуг по перевозу нас на другой берег на лошади... Далее едем до известных стоянок [C19], где встаем в 16:30. Отдыхаем в красивом месте и готовимся к завтрашней выброске в Кемин (фото 101). 

 

23.08.13. День 20. (98 км. Высота - набор: -1443м, сумм: 382м, мин: 1095м, макс: 2574м.)

Стоянка С19 - р. Чонг-Кемин - р. Чу - пос. Кемин.

Выезжаем в 8:15. Погода отличная, ясно, солнечно. Сразу за лагерем небольшой набор, после чего дорога все время идет преимущественно под уклон. Доезжаем до моста через р. Чонг-Кемин. Перед мостом стоит шлагбаум [MON], у которого стоит киргиз и собирает со всех деньги за посещение заповедника с въезжающих туда и выезжающих, если у таковых отсутствует квитанция об оплате. Платим по 50 сом с человека и едем дальше (если нет желания платить, можно срезать через кусты, прямо вниз к мосту). Едем далее, пересекая всевозможные ручейки вдоль р. Чонг-Кемин, дорога красивая, река петляет, часто внизу скалы противоположного берега покрыты лесом (фото 102, 103). По пути встречаем колоритную парочку из Европы не спешно путешествующих пешком в драной в хлам обуви и с осликом, на котором навьючен багаж. Завидя наши велосипеды они сообщают, что год назад тоже ехали на велосипедах, но поменяли их на ослика.. "Интересно, они тут уже больше года тусуются?" - приходит мне мысль, но слишком поздно, когда мы уже прилично отъезжаем... На сегодняшнем участке пути нам попадается один набор высоты в точке [2142 m] (около 120м). Перед первыми деревнями появляется асфальт, сначала неважного качества, но постепенно улучшается. Проезжаем слияние с р. Чу, выезжаем на трассу А365. Далее едем по трассе вдоль р. Чу. Трасса недавно построена китайцами, хорошего качества, идет под горку, едется быстро, но значительное автодвижение располагает к тому, чтобы закончить этот участок пути поскорее. Доезжаем до пос. Кемин - это конечная точка нашего путешествия, надо найти, где переночевать, а завтра с утра нас заберет машина знакомых в Бишкек. В гостинице Кемина останавливаться не хочется, хочется больше побыть на природе. За городом находим съезд к реке и одинокие кусты на берегу, за которыми останавливалась одна из групп прошлого года. Ставить палатку между кустами и рекой не стоит - утром уровень воды в реке повышается! Пока мы тут отдыхаем, купаемся, попиваем кофеек и наблюдаем закат. С наступлением сумерек ставим палатку с другой стороны, собираемся и ложимся спать - завтра в 7:00 за нами приедет машина... Активная часть поездки выполнена! 

 

24.08.13. День 21.

пос. Кемин - Бишкек.

Доезжаем до Бишкека на автомобиле знакомых, селимся, гуляем по городу, покупаем сувениры. Вечером упаковываем велосипеды и багаж, задача - сделать три багажных места, что бы сэкономить на лишних местах багажа. И это нам удается, платку, пенки и еще что-то опихиваем к велосипедам, остальное ссыпаем в сумку-"шотландку" - у нас три места каждое из которых менее 22 кг - экономия 50 евро.  

 

25.08.13. День 22.

Бишкек - аэропорт Манс

Отлет в Москву.  

 

Выводы:

- Технически сложные броды при подъеме вдоль р. Кегеты, указанные в некоторых отчетах, отсутствуют, теперь на их месте построены достаточно основательные мостики.
- Очевидно, что дорога с пер. Кегеты разрушается из года в год все сильнее и сильнее.
- Автодороги. При езде по дорогах с автомобильным движением следует соблюдать максимальное внимание, водители едут крайне не аккуратно и не предсказуемо, о существовании правил дорожного движения многие наверное и не слышали.
- Дорожные знаки иногда установлены не правильно, например вместо знака указывающего крутой спуск, указан крутой подъем.
- Население дружелюбное, не навязчивое, если подходят к вашей палатке, то это скорее всего визит вежливости и любопытства: спрашивают, от куда и куда идете, есть ли закурить, после чего уходят по своим делам. По-видимому, сказывается то, что киргизы народ кочевой, палатку воспринимают как юрту, а у юрты людей по пустякам беспокоить не принято.
- Ремнабор должен быть хорошо продуман и состоять из инструментов и запчастей, позволяющим ремонтировать кроме велосипеда еще и багажник, велосумки, велорюкзак и пр.
- Контроль резьбовых креплений багажника каждый день, разбалтывается и раскручивается все со страшной силой.
- Топливо. При использовании жидкотопливной горелкой НЕ покупайте керосин желтого цвета - убивает горелку наповал! На обычном бензине с заправки все работает нормально. Дров в горах нет.
- Молочные продукты. Их можно купить в юртах и около дорог, на наш взгляд, съедобны только масло и сметана (хотя многие, судя по отчетам, ими восхищались). Кумыз - вкусный, питательный, НО - меняет сознание, причем как-то иначе, чем известные алкогольные напитки, так, что мы употреблять быстро перестали.
- Пищевые отравления. Очень уж не хотелось мне повторять опыт пищевого отравления, которое я получил побывав тут прошлый раз. Мне было так плохо, что я уже готов был сдаваться в местную больницу. Во избежание отравлений было решено: 1. в местах общественного питания брать только горячую пищу и просить ее разогреть как можно лучше, 2. полностью отказаться от потребления всевозможных салатов, 3. перед едой мыть или обрабатывать руки дез. раствором, 4. взять с собой большое количество абсорбирующих препаратов и принимать их при малейших подозрениях на отравление.
- Продукты. Чем больше населенный пункт, тем лучше ассортимент продуктов и наоборот. При выборе продукта обязательно смотрите срок годности, тут море просроченных продуктов, и это никого не волнует. Тушенка плохая, соево-жилисто-кожанная, поэтому мы заранее посчитали количество приемов пище в автономке, где нам понадобится мясо, и взяли этот запас с собой в виде сублимированного мяса (дорого, не очень вкусно, но надежно).
- Батарейки для GPS. Судя по всему тут их покупать не стоит, хватает на 5-15 минут работы. Что бы полностью записать трек и не тащить килограмм батареек, мы решили использовать литиевые батарейки, которые взяли из Москвы. Эксперимент удался, 1 комплект работал 4 дня, без использования экономичных режимов, да и вес этих батарей чуть меньше чем у щелочных. Единственный минус - цена.
- Сотовая связь работает только в районе крупных населенных пунктов. Стоимость - копеечная, даже на звонки в Россию, так что можно смело покупать карточку "Мегкома" или "Билайна", документов для этого не требуется.
- Валюта - сом, но везде без проблем можно расплатиться рублями, долларами и евро.
- Въезд на территорию Кыргызстана для россиян возможен по загранпаспорту или обычному гражданскому (последнее может измениться).


Полную версию отчета, треков, карты для GPS  можно посмотреть тут:
http://www.x-tracks.ru/Reports/kyrgyzstan_2013_velo.htm

 

Комментарии
Иришечка> Пишите, будем коллекцию собирать ;) 
Иришечка21.10.13, 17:08
. Делаем сушеное мясо: надежно и вкусно :) Если интересно, пишите, поделюсь рецептом :) Рецепт озвучьте пож 
.
Terra18.10.13, 01:48
Сушеное мясо равноценно по затратам времени и топлива :) Рецепт 
пришлю :)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Киргизия
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: