"Викинги" на исторической Родине

Идет загрузка карты ...
Путешествие в регион фьордов на байдарках "Викинг". Формат: На машине Санкт-Петербург --- Турку, паром Турку -- Стокгольм, далее на машине до Naeroyfjord (Gudvangen), 6-ти дневный водный маршрут (на байдарке по Naeroyfjord -- Aurlandsfjord -- Sognefjord, с пешей прогулкой по не маркированной тропе вдоль горной реки), на поезде Flom -- Myrdal (пешком обратно), на машине однодневная экскурсия в Bergen
 
Краткая информация

Основная Цель поездки: 
Максимально полно погрузиться в ауру Норвежских фьордов, увидеть их со всех сторон, прочувствовать их всеми фибрами души, не распыляясь на  многие и многие другие, так манящие к себе, достопримечательности Норвегии. 

Снаряжение (на четверых взрослых):
Две палатки, две байдарки "Викинг 4,7", тент 6х3, две газовые горелки с ветрозащитными складными экранами, 4 газовых баллона 1л, КЛМН.

Одежда:
Из расчета на прохладную сырую погоду - непромокаемые куртки,  флисы, штаны, термобелье, перчатки, сапоги, кепки. Трекинговая обувь.
Для байдарки неопреновые носки и ботинки, неопреновые перчатки. 

Проживание: 
Палатка (в т.ч. в кемпинге), две ночи в 4-х местных кабинах в кемпинге. 

Питание: 
Самостоятельное (3/4 - на горелках и 1/4 на эл.плитках кухни в кемпенгах); Большая часть продуктов из России (свежие овощи, крупы, орехи, сухофрукты и пр., мясные консервы (тушенка), консервированная фасоль, специи для супа, чай...), мясные консервы из Финляндии (бифстроганов  - для плова), продукты из местных супермаркетов (хлеб, картофель, помидоры) , сыр с козьей фермы (по дороге Myrdal -- Флам)

Погода:
Раньше неоднократно слышали от соотечественников, посетивших ранее Норвегию: "..с погодой нам не повезло..." :)))  
Сами сделали следующий вывод: Норвегия в регионе фьордов - это точно не общеизвестный Северо-Запад (Южная Карелия и Финляндия:)), и погода там в июле вряд ли будет когда нибудь держаться хотя бы неделю подряд с температурой +25 и совершенно безоблачным небом. На протяжении дня можно застать все проявления погоды (хорошо, хоть без снега :)) - такова природа симбиоза гор и Атлантики. А бесконечно похожая реклама о Норвегии, где царит безоблачное небо, и туристы в одних шортах гуляют по ледникам - это всего лишь реклама. Иначе, кто же побежит летом  любоваться суровыми клубящимися между гор тучами, и многочасовыми моросящими дождями :)))
Исходя из вышесказанного и собственной готовности к любой погоде, сочли, что с погодой нам повезло! 50/50 солнца, дожди заставали нас в основном или в байдарке, или спящих в палатке - т.е  дискомфорт минимальный. Температура воздуха от + 10 до +17. Воздух - кристально чистый! 

Вода:
Вся вода, которая окружала нас в регионе фьордов - холодная и очень холодная :)) Питьевую воду в байдарочном и пеших походах пополняли из водопадов. 

Огромную помощь в разработке байдарочного маршрута оказал  прошлогодний отчет Дарии Боричевой  http://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=7dab765a-57fc-4e3b-ba47-2230b36f42af  
 :
Внимание! (специально здесь, что бы не прошло мимо) , кто запланирует посетить байдарочную стоянку Salthella в Naeroyfjord - осторожно, клещи! Читать внимательно параграф "Возвращение в Gudvangen".
 

Набережная Turku

Набережная Набережная
Геликоптер капитана Немо Геликоптер капитана Немо
Машина времени Машина времени
Гадание на ромашке Гадание на ромашке
14/07 (сб)
Выезд из СПб на машине в 7.30. 
На границе в Торфяновке всего (!) два часа.  Далее по Е18 до Турку. Прибытие за три часа до регистрации на паром .

Прошли 520 км.

Погуляли по набережной Турку, осмотрели парусник Suomen Joutsen. 





"...но мы спё'йли винт у к'ьейсера, и нас опять  заносит...." (с) М. Жванецкий (Одесский пароход :))))





Здесь же на площадке располагается некая выставка различных судов, в том числе и из разряда очумелых ручек и голов :))). 



20:00 Отплытие на пароме Турку --- Стокгольм (Viking-line). 


Путь до Gudvangen

Первый водопад! Первый водопад!
Цветная галерея в тоннеле Цветная галерея в тоннеле
Ой! Где-то тут троли!!! Ой! Где-то тут троли!!!
Волосатые крыши :)) Волосатые крыши :))
Круизный лайнер идет к Flam Круизный лайнер идет к Flam
15/07 (вс)
7:00 выгрузка с парома в Стокгольме и далее по Е18 до Оslo. На Шведской территории очень понравились ухоженные остановочные площадки. 
В Оslo уходим на  Е16. 
Ближе к вечеру, пройдя 750 км,  понимаем, что до Flam (как планировали)  не дотянем, и останавливаемся в кемпинге в очень красивом месте Fagernes  (N 60° 58.934', E 9° 13.994' ). 
 Там же начинаем осознавать, что норвежцам их +13, как нам наши +25! Все в шортах и майках, дети купаются в озере по 40 минут! Со стороны - все как в рекламных буклетах!!! (только туристы  в куртках и штанах :))) 

16/07 (пн)
Утром выезжаем из  Fagernes с целью доехать до Flam и сесть на поезд до Myrdal.  Вокруг уже горы и нас начинают переполнять впечатления от видов вокруг, и уставать шеи от вращения головой на 380 градусов :)) 
Первый же водопад  (не большой, как выяснилось потом, но мощный) поверг в весьма приятный мандраж, стояли, смотрели и никак не могли оторваться.. 
Высшая точка на перевале по E16 - 1010 м.  Где то на середине подъема продают местную клубнику. 


Тонель между Laerdal и Aurland 24 км с тремя разноцветными галереями. Пожалуй, единственное место, где мы ощутили Дух Троля. Больше Норвегия нигде и никак не ассоциировалась у нас с этим уродцем, который таращится на туристов со всех прилавков магазинов и других общественных мест :))





Во Flam прибыли около 11:00, и... Нас ждал очень крепкий облом! Все билеты уже распроданы до самых вечерних рейсов. 
Но все что ни делается - все к лучшему! Добрались до Gudvangen и остановились в кемпинге Vang. Прошли сегодня около 200 км
За то до вечера было время спокойно подготовиться к выходу на байдарках, полазать к сливам первых водопадов, и погулять по горной реке! Такое обилие совершенно чистой прозрачной воды вокруг мы еще не видели! Но такой холодной.. :(((

"Викинги" идут по фьордам

Пункт проката каяков Пункт проката каяков
Водопады, водопады, водопады!!! Водопады, водопады, водопады!!!
Байдарки среди Стен Байдарки среди Стен
Стапель Стапель
Рейсовые  паромы Рейсовые паромы
17/07 (вт)
С утра оставили машину за заправкой Shell. 
Справа в дальнем углу площадки для парковки на заправке есть выезд на грунтовку, которая и приводит к месту стапеля.  

Слева пункт проката каяков 

Так сложилось в природе, что Gudvangen за все время, которое мы провели в нем до отплытия, и после возвращения в него, был постоянно затянут клубящимися солнценепробиваемыми тучами, и периодически моросил дождь (В кемпинге нам рассказали по нашему возвращению, что и в наше отсутствие было так же) . Когда смотришь на тучи, которые перекатываются, перемалываются, ворочаются и вспениваются  между двумя стенами гор, и совершенно не собираются рассасываться, создается впечатление, что именно здесь зарождаются все Атлантические циклоны :)).  
Однако, на время стапеля дождик дал нам спокойно упаковаться и задраиться, и только потом уж включил постоянный режим. 
Но когда ты уже на воде,  это нисколько не беспокоит, тем более, что вокруг нас стали расступаться Стены с бесчисленными водопадами и водопадиками, которые начинают свой бег от куда-то из-за облаков, и было как то уже не до изысков погоды - нижняя челюсть начинала помаленьку зачерпывать воду из фьорда!!!  (а на вкус здесь она оказалась почти пресной).
При пересечении фьордов нужно принимать во внимание полный обман зрения в видимых расстояниях.  Если кажется, что до другого берега "каких то 500 метров", то смело можно сразу умножать на 4!  И решив "махнуть" к водопадику на противоположный берег, не забывайте про паромы, которые ходят по маршруту Gudvangen - Flam с весьма высокой частотой, и довольно резво.
Naeroyfjord и стоянка "Комфортная" (N 60° 56.893', E 6° 56.772')

Стоянка "Комфортная" Стоянка "Комфортная"
Созерцать можно бесконечно... Созерцать можно бесконечно...
Море... Море...
Прошли 9 км. Остановиться на первую ночь мы планировали на общеизвестной байдарочной стоянке Salthella (N 60° 56.934', E 6° 56.048'). Но, на противоположном берегу мы увидели одну ("из типовых") полянку, которые попадались ранее по берегам Naeroyfjord (например, см. выше фото слева "Водопады! водопады!" Полянка при водопаде).  И на берегу стояли две байдарки! (На предыдущих мы никого не видели, и решили, что это частные луга, и стоянки на них запрещены) Естественно, увидев братьев по разуму, нам захотелось узнать о здешних порядках побольше. 
Байдарки готовили к отплытию две миленькие норвежские Валькирии - мама (~45 лет) и дочка (~20 лет). И потому, как они управлялись с задачей,  было очевидно, что это опытные морские волчицы, и дочка, скорей всего, вообще в байдарке и родилась :))  Они рассказали нам, что подобные полянки занимать под ночевку можно (что, собственно, они тут и делали), руководствуясь общим принципом: не менее 300 метров от жилых домов, не на поле с посевами, да и не в прямой видимости.  
Отходя, маман по-заправски покидала спининг и пояснила, мол:  "fish jump". Сначала мы не совсем ее поняли, но через некоторое время, мы увидели, что это значит - рыба действительно прыгала, да еще как!!!  Иногда то здесь, то там, над водой подлетали метра на полтора весьма приличные экземпляры! Я тоже попытался ловить "по-карельски", но местную рыбу данный способ, видимо, совсем не заинтересовал :)))
В левой части полянки оказывается есть туалет, и у воды - очаг из камней, а полянка имеет очень хорошие площадки под палатку около орехового дерева, что и послужило окончательному решению в выборе места для ночевки.  В последствии, были обнаружены за валунами складные большие столы и скамьи с хорошей обработкой, что окончательно привело нас к мысли, что такие полянки целенаправленно используются водными или пешими туристическими группами (в последствии мы в этом и убедились). 
Мдя... Не альпинисты мы, а водники...

Скандальные кулики Скандальные кулики
Справа - мальчики Справа - мальчики
Слева - девочки (и дети) Слева - девочки (и дети)
Красным примерный трек... Красным примерный трек...
Начало подъема Начало подъема
Уклон начал прижимать к траве... Уклон начал прижимать к траве...
Мыс Beitelen (Западная сторона) Мыс Beitelen (Западная сторона)
Овцевоз Овцевоз
Уклон начал прижимать к траве... Уклон начал прижимать к траве...
А вот истинному альпинисту даже весело А вот истинному альпинисту даже весело
Все! Это наш вертикальный предел! :((( Все! Это наш вертикальный предел! :(((
18/07 (ср)
С утра вместо запланированного подъема в 9:00 разборки местных куликов разбудили нас в 6!!! Оказывается, чайки - это далеко не самые скандальные птицы!  :))) 
Видимо, уже было улегшийся дух города, но возмущенный в подкорке утренним птичьим базаром, дал о себе знать -  в такую рань в голову сразу полезли философские мысли: "... птицы... они ведь совсем, как люди... или люди - совсем, как птицы... Если они живут в лесу обособленной парой, то они поют друг другу задушевные песни, а если они живут тесными колониями (как в городе), то непременно собачатся, начиная с самого восхода солнца!..."
Сегодня, совместно с  переходом  на байдарках в Aurlandsfjord, запланирован подъем  по тропе "Stigen" на мыс Beitelen с Восточной его стороны. Начало тропы N 60° 58.263', E 7° 4.122'). Хочется взглянуть на Aurlandsfjord с самой орлиной кручи!.. Информация о тропе взята от сюда: http://www.fjords.com/adventures.shtml
Водопады не перестают восхищать. Умиротворяющий шум их равномерно распределен по всем фьордам.
На самом мысу Beitelen почти на отвесных стенках пасутся козы. Причем, на правой стороне - мальчики, а на левой - девочки (и детки). И пройти друг другу не могут. Мы всю дорогу решали, как они туда попадают, ведь кругом них отвесные скалы! Позже, мы увидели - как. Высаживает их туда утром, и забирает вечером специальный овцевоз :))) Это видимо так устроено, что б заборов не городить на пастбищах, да и пастбищ то в этом диаганальном мире не так уж и много... 

Подходя к причальчику в основании тропы, мы увидели, ГДЕ идут люди по этой тропе (см.фото. Красным показан примерный трек), и нам уже стало нехорошо. А когда сами поднялись по нетвердой тропке, петляющей по травянистому склону 45° без всяких ограждений, стало уже совсем туго. И наконец, когда мы увидели, что тропа пошла по приступу отвесной стены, и там нет никаких перил, то решили, что Норвегия (в отличии от Финляндии), видимо, не сильно дорожит безопасностью туристов, а потому решили дальше не ходить:(((  Николай - член нашей группы, в прошлом альпинист - прошелся дальше и дал оценку этой тропке, как - 2б. Не поручусь за соответствие каким то там спортивным разрядам, но эта тропа явно не для простых ровнинных туристов-пешеходов, потому что при всей ее опасности, напрочь лишена всяких средств безопасности (ограждений, перил, страховочных канатов, ит.п.). И опять надо отдать должное норвежским туристам - не боятся они ни своего лета, ни своих круч... Например, одна пара (лет 50-ти) из Осло (обычного городского вида) весьма бодренько обошла нас, да еще и с шуточками: "Ух! здесь, мол, и убраться можно". 
 Внизу нас ожидал еще один сюрприз  - отлив! До сего момента мы еще не успели заметить, на сколько это явление здесь так сильно выражено! Наши груженые байдарки, оставленные рядом с водой, теперь находились на крутом каменном лбу в трех метрах от воды, и все это расстояние было  усеяно острыми валунами, которые раньше скрывала вода.  
Так, со сказочными пейзажами, завораживающими потоками из под неба, коварными склонами и убегающей с берегов водой, нам мало по малу раскрывались фьорды.
  Перекусили и пошли по Aurlandsfjord в сторону Sognefjord ко второй стоянке, где нас "ожидал" праздничный ужин в честь главного события этого дня - День Рождения Николая!

 

 . 
Aurlansfjord и стоянка "Приветливая" (N 61° 0.907', E 7° 3.358')

Стоянка "Приветливая" Стоянка "Приветливая"
Вид на Юг. Мыс Beitelen  Вид на Юг. Мыс Beitelen
Вид на Север Вид на Север
Прошли 14 км.
Названия стоянок родились уже после прохождения маршрута на основании эмоций и ощущений, которые навеяло нам то или иное место. Эта стояночка запомнилась нам именно какой то душевной легкостью, фантастическими пейзажами и приветливой погодой, которая сподвигала нас даже окунуться во фьерде! Причем оба раза, как при движении в сторону Sogne, так и обратно. Здесь, очень хороший заход в воду (в время отлива).
Здесь любят охотиться у берега тюлени и дельфины. 
На этом мысу на нескольких естественных "террасках" могут расположиться 2-3 небольшие палатки. (Правда, если будет сильный ветер, то ввиду отсутствия на мысу кустарников и деревьев мало не покажется) 
"Приветливую" можно было бы назвать и "Стратегической" по ее очень удачному расположению и, единственно возможную, для относительно небольших переходов  на байдарке (до 10 км в день)  по различным маршрутам.  От Salthella - 10 км, от Undredal всего - 8 км. Т.е. через нее можно ходить как в Sognefjord, так и по маршруту Flam -- Undredal -- "Приветливая" -- Salthella -- Gudvangen.
И наконец, именно рядом с этим местом находится начало пешеходной тропы вдоль горной реки, прогулка по которой вызывает поистине незабываемые впечатления! (но об этом - ниже). 
Пришли не поздно, а посему было время полюбоваться окружающей красотой и мощью гор, сделать праздничный ужин (плов!), и с чувством с толком с расстановкой поздравить Николая с  Днем рождения. За душевной беседой так и не заметили, как над Sogne зардел закат.



Sognefjord и стоянка "Сосновая" (N 61° 5.298', E 7° 1.606')

Горная река Горная река
Выход в Sognefjord из Aurlandsfjord Выход в Sognefjord из Aurlandsfjord
Sognefjord в сторону океана Sognefjord в сторону океана
Вид на Sognefjord со стоянки "Сосновая" Вид на Sognefjord со стоянки "Сосновая"
Плантации мидий Плантации мидий
Плантации малины Плантации малины
Sognefjord в сторону Laerdal Sognefjord в сторону Laerdal
Выход на каменную ванну только в прилив Выход на каменную ванну только в прилив
19/07 (чт)

Погода по прежнему радует :)) Дождь ночью убаюкивает монотонным шуршанием по палатке и позволяет понежится в спальничке до 9, а дальше - солнце  и попутный ветер! 
На завтрак любители морской кухни смогли вдоволь насладиться мидиями, собранными прямо тут же с обнажившихся при отливе камней. 
Сразу за мыском увидели мощный слив горной реки. На карте вдоль нее числится еще одна не маркированная  тропа, и мы решили, что на обратном пути обязательно попробуем по ней пройтись.
На левом берегу Aurlandsfjord перед выходом в Sognefjord небольшое поселение Simlenes, и на самом берегу его такие впечатляющие плантации малины!
И вот наконец нам открылся Sognefjord во всем своем величии. Идущий со стороны океана круизный лайнер в створах фьорда кажется маленьким катерком... (Как там у классика?.. - "... редкая байдарка дочешет до середины Sogne..." :)) 
Прошли в сторону Laerdal  до паромной пристани Fronningen с целью увидеть фьорд по всем направлениям, да и избавиться от скопившегося мусора. Надо сказать, что на пристани (общественное  место же, все таки!) с мусорными баками  оказалось как то не очень... Нашли только общий грузовой мусорный контейнер в отдалении на берегу.
Поход до запланированной стоянки на мысу Klovsteinen (N 61° 5.298', E 7° 1.606') мы решили не совершать. Встречный Восточный ветер начинал заметно крепчать, да и пришло осознание того, что движение на байдарке в Sognefjord лишено той динамики, которая наблюдалась в более узких фьордах, и было решено вернуться к приглянувшемуся ранее месту на сосновом бережку с хорошим причальным местом (мы тут перекусывали). К тому же это позволит по утру довольно быстро вернуться на стоянку "Приветливая", и у нас будет предостаточно времени для того, что бы таки совершить прогулку по тропе вдоль горной реки.) 
Прошли 18 км.
Весь мыс покрыт сосновым лесом, что оказалось редкостью для этого региона (в основном - лиственный), и есть 3-4 горизонтальные площадки для установки небольших палаток.  Неоднократно мимо проходили дельфины целыми стаями, а на берегу даже встретилась морская выдра. 
Весь вечер ветер играл суровыми рваными тучами и устраивал над фьордом светопредставления, а к положенному для сна времени пригнал моросящие тучки, что бы мы шли отдыхать пред грядущим днем. 
 
Тропа вдоль горной реки

Горная река Горная река
Вид на фьорд с отметки 300 метров Вид на фьорд с отметки 300 метров
Бирюзовая вода... Бирюзовая вода...
Еще один водопад Еще один водопад
Тропа вдоль реки Тропа вдоль реки
Один из нескольких мощнейших водопадов реки Один из нескольких мощнейших водопадов реки
Мост - всегда "соединяет два мира" Мост - всегда "соединяет два мира"
20/07 (пт)
Погода по прежнему балует! Ночной дождик закончился к подъему, переменная облачность, ветерок попутный!  
Быстренько собрались и пошли в сторону "Приветливой". Пока шли, ветер усилился и успел прилично раскачать волну. Но когда волна попутная, когда она нагоняет сзади, проходит с шипением вдоль борта и протаскивая байдарку вперед, это только усиливает удовольствие от процесса. 
Прошли 9 км.
Наскоро поставили лагерь на "Приветливой", закинули вещи в палатки,  и на пустых байдарках подошли к типовому причальчику начала тропы (N 61 1.193', E 7 3.526'). Байдарки оставили на причале, и пошли вдоль реки по тропе, которая читалась за исключением редких случаев весьма отчетливо. 
В отличии от маршрута "Stiegen", эта тропка, идущая в лесу между горами,  оказалась очень приветливой и безопасной, хотя  и имеет местами очень крутой подъем. На протяжении почти всей тропы видна река, а уж слышна она точно везде. Русло реки в нескольких местах сбрасывается   высокими, мощно-ревущими водопадами, расточающими вокруг себя огромные облака тумана и брызг, в которых постоянно стоит яркая радуга. По маршруту есть два пешеходных моста через реку, что предает ему особую прелесть :)). Иногда деревья расступаются или  остаются где то внизу, и тогда открываются завораживающие виды на фьорд. Почти по всему маршруту попадается земляника.
Мы поднялись по тропе на отметку 620 м в восточном направлении (~3 км) до местечка "Oygarden" (дом лесника какой-то). Дальше (по карте) тропа должна повернуть на Север и подняться до Nordheimsdalen (900 м), от куда мы рассчитывали полюбоваться на фьорд, но на местности она не свернула, так и пошла дальше на Восток вдоль реки. Чтож, это не совпадало с нашими планами, но и пройденного пути нам было предостаточно по полученным впечатлениям, и мы повернули обратно.
  Пришли к берегу в самый отлив. Причал нависал над водой на высоте 4(!) метра :)) . Байдарки на воду спускали  на веревках, а сами спускались в них по лесенке рядом с причалом.
Вернулись в лагерь и тут же искупались, благо день стоял по настоящему летний!
Вечером перед нами долго позировал тюлень (места, знать у него здесь рыбные :))
Возвращение в Gudvangen

А Naeroyfjord встречает нас все тем же... А Naeroyfjord встречает нас все тем же...
На "Комфортной" аншлаг!!! На "Комфортной" аншлаг!!!
Salthella (стоянка "Беспокойная" :))) Salthella (стоянка "Беспокойная" :)))
Пляж Salthella Пляж Salthella
"Викинги" вернулись!!! "Викинги" вернулись!!!
Чей-то драккар  заплутал среди времен Чей-то драккар заплутал среди времен
Может и правда это были Великаны... Может и правда это были Великаны...
"Силиконово-графическая ареальность" Naeroyfjord-а "Силиконово-графическая ареальность" Naeroyfjord-а
4-х местный домик в кемпинге Vang 4-х местный домик в кемпинге Vang
21/07 (сб)

Звук, разбудивший сутра, показался недобрым. И точно, это ветер изменил свое направление на противоположное и уже вовсю трепал палатку со стороны открытой фрамуги.  Все, лафа закончилась,  Naeroyfjord встречает нас косматыми тучами и моросящим дождем, а идти предстоит теперь против сильного встречного ветра. 
Пока пересекали Aurlandsfjord, мимо от куда-то из завихрений стихии и времени выскочил и прошел мимо драккар (только до безобразия стилизованный :)).
Узкий  Naeroyfjord образовывает очень хорошую аэродинамическую трубу, и уже на подходе к нему лукавый начинает нашептывать о тщетности борьбы со стихией. Но оказалось, что вплотную к берегу есть зона в пару метров, где поток воздуха, видимо, задирает уже вверх по склону, и в ней хватает сил двигаться вперед. Так, мало-по-малу, шхерясь вдоль самых стен, мы прошли 11 км до "Комфортной" (а по нагрузке - все 30! :)).  
Но "Комфортная" оказалась уже занята большой группой байдарочников. Очень похоже, что у них тут что то вроде слета на выходных - байдарки и палатки продолжали прибывать до позднего вечера. Мы встали на Salthella. 
Поужинали, я в последний раз попытался поймать хоть одну рыбку (не поймал), прошлись еще по одной туристической тропе посмотреть на фьорд с высоты. 
Вершины гор частично проступают сквозь туманности создавая впечатление голографического изображения...
Так как внимательно прочитать весь отчет Дарьи никто не удосужился,  нам приспичило встать немного в отдалении от основного пляжа (правее), А если б прочитали, то могли бы и избежать этой нереальной атаки клещей (у нее про них написано). Такого количества этих тварей никто из нас до сих пор в своей жизни еще не видел.  Основное гнездо у них под большой развесистой березой в траве, где мы и поставили "благополучно" палатки. Вобщем "..душили мы их, душили...душили мы их,  душили... (с) "Собачье сердце"), но после 25-го ползущего в палатку гада мы не выдержали, и буквально  уже перед сном, перебазировались на стриженный газон пляжа. 
Сами понимаете, что после такого спиться не важно, все время кажется, что по тебе кто-то ползет :))) 
 
22/07 (вск)
Утром, пока паковали вещи, а пустые байдарки стояли на пляже в ожидании загрузки, совершенно неожиданно налетел шквальный порыв ветра, и одним махом поднял и погнал байдарки вдоль кромки воды, как надувные мячики!!!  Еще бы чуть чуть, не подоспей Николай вовремя, и их унесло бы в море-окиян, и догнать их уже точно не удалось бы ...
В общим, когда мы наконец вышли на воду, все вздохнули с облегчением, а Salthella получила название - "Беспокойная" :)))
Naeroyford сегодня явил себя в какой-то совершенной фантастической ареальности! Отсутствие теней и зеркальная поверхность воды,  колышущаяся длинными волнами с малой амплитудой, все это сильно напомнило силиконовую графику! В какой то момент отражение гор в воде начинает обманывать чувство гравитации, и перестаешь осознавать, где верх, где низ, где поверхность воды, а где небо... Виртуальный Мир...
Прошли последние 8 км. Все, водный поход, о котором мы так долго говорили - свершился!!! Пакуем байдарки и перемещаемся в теплый  4-х местный домик уже знакомого кемпинга Vang, что бы как следует посушить вещи и привести себя в порядок после недельной робинзонады. Вечером "зкактываем" праздничный стол в туристическом ресторанчике.
А в котле Gudvangen по прежнему варится очередной циклончик, и пена клубящихся туч сползает с его стен, неся заряды моросящего дождя...  
Железная дорога Flamsbana

Приятный такой вагончик Приятный такой вагончик
Первый участок - серпантин вдоль водопада (вид с поезда) Первый участок - серпантин вдоль водопада (вид с поезда)
Серпантин Серпантин
Очень живописные участки вдоль реки Очень живописные участки вдоль реки
И даже тоннель! И даже тоннель!
Очень мощный водопад Очень мощный водопад
Начало дороги из Myrdal Начало дороги из Myrdal
На серпантине вдоль водопада На серпантине вдоль водопада
И опять весь путь горная река И опять весь путь горная река
Козья ферма по дороге, где продают сыры Козья ферма по дороге, где продают сыры
Очень общительная козочка Очень общительная козочка
Перекус этим самым сыром Перекус этим самым сыром
23/07 (пн)

Информация по  Flamsbana http://www.visitflam.com/flam-railway/

Один мой друг, побывавший здесь ранее,  очень рекомендовал посетить Flamsbana таким способом: на поезде подняться до Myrdal, а спуститься обязательно своим ходом - пешком или на велосипеде (сам он спустился на велосипеде, но решил, что пешком возможно получишь больше эмоций).  Прислушавшись к его мнению, мы решили идти пешком. 
Спустившись, сделали следующий ввод: действительно, то, что можно увидеть с поезда является лишь малой толикой того, что открывает пешая прогулка. Но велосипед, несомненно,  позволяет сделать ее более легкой и динамичной. Так что мы бы порекомендовали на обратную дорогу все таки воспользоваться велосипедом.

Мы приехали во Flam в 8:30 и взяли билеты на 9:45, а пока решили осмотреть магазинчики.  
Тут же рядом с поездом прокат велосипедов 250 NOK - день (100 NOK -2 часа, но поезд поднимается час, и тогда остается всего час на спуск 21 км - это слишком мало, что бы  насладиться видами)
  Поезд произвел приятное, такое душевное впечатление, а видно с него, как уже было  сказано, относительно немного.  
Myrdal встретил сыростью и холодным ветром, но как только начали спускаться по серпантину, стало значительно теплее. Солнце стало периодически перемежаться с кратковременными дождиками, видимость при этом была хорошей. 
После крутого грунтового серпантина вдоль водопада дорога продолжает идти вдоль горной реки и становится  укатанной и пологой, т.е. совершенно удобной и приятной для путешествия по ней на велосипеде.  
Немного позже после серпантина на дороге стоит козья ферма. Некоторые козочки отличаются особой общительностью, хотят, что бы их погладили :)) На  ферме купили сыр из топленого козьего молока (очень напоминает чем то вареное сгущенное молоко).  
Так как эта дорога идет параллельно  Flamsbana, то можно сойти с маршрута и сесть на поезд на любой станции, но что бы не упустить ни одной достопримечательности этого замечательного места, мы прошли весь маршрут полностью - 21 км. На все остановки и созерцания у нас ушло: 1 час на подъем поездом и  6 часов на спуск пешком. 




Ночевать решили в одном из нескольких кемпингов, что числятся на карте в районе Aurlandsvangen по 50-й дороге, т.к. на следующий день запланировали "релаксационную дневку :))" с  посещением смотровой площадки Stegаstein. В итоге, из всех осмотренных кемпингов ( для релакса) Skaim  оказался наиболее симпатичен.
Aurlandsvagen - Stegastein - и солнце!

Смотровая площадка Stegastein Смотровая площадка Stegastein
Вид на Aurlandsvagen Вид на Aurlandsvagen
Вид на Север в сторону  мыса Beitelen Вид на Север в сторону мыса Beitelen
И вот мы дождались лета! :))) И вот мы дождались лета! :)))
Нижняя смотровая площадка на серпантине Нижняя смотровая площадка на серпантине
Набережная Aurlandsvagen Набережная Aurlandsvagen
Aurlandsvagen - южный городок! :)) Aurlandsvagen - южный городок! :))
24/07 (вт)

Кемпинг  Skaim (N 60° 53.482', E 7° 13.967')  оказался очень приятным местечком. Стоит в живописном месте на горной реке, и она ненавязчиво заглушает шум машин, проходящих по 50-му шоссе. Сам кемпинг не многочисленный и уютный (кухни нет). Хозяин практикует прокат байдарок в Aurlandsvagen, и от того не всегда на месте (с палаткой можно встать не дожидаясь его ). 
300 NOK  машина + две палатки, 10 NOK / 4 мин - душ.
650 NOK  домик 2х2.
Как и подобает в "релаксационный день", никуда с утра не торопясь, позавтракали любуясь окружающим миром, а затем поехали на смотровую площадку Stegastein. 
Вид с нее просто впечатляет! Наконец таки мы увидели фьорды с высоты! 
Aurlandsvagen - в солнечную погоду ну просто южный морской городок! Весь беленький и цветущий, а в сочетании с морским запахом ... Прошлись по его набережной, погуляли по его улочкам среди ухоженных двориков, утопающих в зелени, и поехали обратно в кемпинг просто позагорать, потому что солнце в этот день наконец-то явило нам  НАШЕ ЛЕТО! :)))
Вот так неспешно загорая и наслаждаясь покоем, мы подвели итоги по программе фьордов, и сочли, что тема Sognefjord - раскрыта :)). Но у нас еще целых два дня!  И тут рождается замечательная идея, с какой "точки зрения" еще можно взглянуть на фьорды - ведь их можно рассмотреть сквозь призму истории.  Ну а где, как ни в Бергене,  это можно сделать лучше, тем более, что в оставленные нам сроки он досягаем! 
Итак: завтра мы отправляемся в Берген!
Дорога №7 Granvin ---> Bergen

Дорога №7. Нац.туристическая достопримечательность Дорога №7. Нац.туристическая достопримечательность
Steinsdalsfossen - очень мощный! Steinsdalsfossen - очень мощный!
Под водопадом сделан проход!!! Под водопадом сделан проход!!!
Одна из смотровых площадок Одна из смотровых площадок
На смотровой площадке дикая черешня! На смотровой площадке дикая черешня!
Очень крупная и вкусная! Очень крупная и вкусная!
25/07 (ср)

Дабы не гнать "галопом по европам",  и посвятить Бергену полный экскурсионный день, мы решили остановиться у его подступов в каком -нибудь кемпинге, выспаться, отдохнуть, и с утра пораньше с отчистившейся  "коробочкой для впечатлений"  вступить на его улицы :)) Как выяснилось позже, решили правильно, потому что на первый взгляд небольшое расстояние от Aurlandsvagen до Бергена (190км) обманывает, как во фьорде, и превращается в полнодневное путешествие, потому что путь туда изобилует достопримечательностями, мимо которых просто так не проедешь, да и сама дорога не позволяет "пролететь ее с ветерком".   
Сначала шли по Е16 до Voss. На этом участке на какой то речке  наблюдали любительский сплав на рафтах и  незадолго до Voss водопад Tvindefossen (N 60 43.567', E 6  29.155'). В Voss уходим на  13-ю и движемся до развязки c 7-й в районе Granvin. 
Решили всю семерку - национальную туристическую достопримечательность - разделить на два этапа. Первый - от Granvin в сторону Бергена вдоль Hardangerfjord - сегодня, а оставшуюся часть в сторону Granvin ---> Oslo - на обратном пути. Конечно, можно пройти ее и всю за один день, но впечатления от дороги будут скорей всего скомканные, и времени на остановки, отдых  и созерцания всех красот совсем не останется (а водила вообще  рассмотреть ничего не успеет, потому что будет постоянно занят только тем, что бы вписаться в ускользающую в сторону дорогу, да  не сойтись в лоб с очередным  "пузатым" кемпером. ) .
Итак, участок 7-ки вдоль Hardangerfjord представляет из себя  очень узкую однополосную дорогу с довольно плотным трафиком в обоих направлениях. С каждой очередной смотровой площадки  Hardangerfjord открывается по новому! По сравнению с виденными фьордами ранее, он уже кажется настоящим морем с островами вдали...  
На одной из смотровых площадок растет черешня - крупная и сладкая - ну просто Краснодарский край какой-то :))! 
Сразу за тем, как дорога уйдет с берега фьорда, на ней встречается водопад Steinsdalsfossen (N 60 22.246', E 6 6.194'). Замечателен он не только своей мощью, но и тем, что под ним устроен пешеходный проход!  
   Далее шили по 7-ой до развязки с E16 в районе Trengereid, далее по E16 до кольца в Indre Arna, где свернули на 580-ю. На 580-ой по карте числится  несколько кемпингов. 
Остановились во втором по ходу - Brattland (N 60 21.132', E 5 26.150).  Путь сегодня составил 230 км. 
По 580-ой ходит рейсовый автобус №90, который подвозит до конечной остановки трамвая в Nesttun, который, в свою очередь, до центра и довезет. Это очень удобно, если вы не хотите  ехать на машине в Берген, что бы, например, не тратить время на поиск удобных стоянок (мы уже были наслышаны о финансово поплатившихся за неправильную парковку), или собираетесь там попробовать местной морской кухни на знаменитом рыбном рынке и запить это чем нибудь, не допускающим потом езды за рулем :))
Bergen

Трамвай в Бергене Трамвай в Бергене
Центр. Рядом остановка трамвя Центр. Рядом остановка трамвя
Самые старинные дворы города Самые старинные дворы города
Улицы города Улицы города
Вот это настоящий викинг! Вот это настоящий викинг!
Ездить в нем одно удовольствие! Ездить в нем одно удовольствие!
На втором этаже средневекового "гипермаркета" На втором этаже средневекового "гипермаркета"
26/07 (чт)
Утром налегке отправились в Берген на автобусе. Автобус №90 от Brattland до Nesttun идет около 30 мин . В Nesttun у него конечная остановка. Далее на трамвае от Nesttun до центра 25 мин., но езда на таком трамвае сущие удовольствие!  (Я бы даже сказал, что подобный транспорт наверно и есть единственное решение организации пассажиропотоков в городах, задыхающихся от пробок). Надо отметить, что на группу (от 3 чел.) общий билет и на автобус и на трамвай получается дешевле. (1 чел. - 27 NOK, а на 4 чел. - 84 NOK ). Билеты можно взять в автомате тут же на остановке. При входе в трамвай надо приложить к валидатору. (Информация для зайцев-любителей: через пару остановок вошел контроль - четыре приятных молодых человека в униформе, спортивного вида, с такими не поспоришь)
Поездка на трамвае заменяет экскурсию по городу. Проехав до центра, уже имеешь представление о кварталах города. Пешком это сделать нереально, путь получится долгим и запутанным, не стоящим усилий и времени.
При выходе из трамвая центр поразил обилием модерна (по сравнению с простеньким Nesttun). Естественно, сразу устремились к самой древней его части города - Ганзейской набережной (минут 10 пешком). И недаром.На фоне белых суденышек и синей воды бухты открывается стройный  ряд домов. Одни были помладше, но посолиднее. Каменные, в стиле северный модерн. Но жемчужиной являются маленькие, деревянные, разноцветные. С виду они скромные. Но когда входишь в покосившуюся от времени подворотню....   В торговых рядах с деревянными мостовыми среди старинных домиков  стоит запах настоящей древней-предревней  древесины. Иные стены отмечены датами начала второго тысячелетия.  Сейчас здесь сплошные сувенирные лавки и прочие магазинчики для туристов. Но и они здесь под стать окружающей атмосфере - штучные изделия из шести, кружева, камни, дизайнерские украшения, предметы быта. Поднимаясь на второй, третий этаж начинаешь прямо кожей ощущать прошлые века...
В конце набережной - Королевский замок. Но, по сравнению с ароматной и живой стариной деревянных кварталов, особых эмоций он не вызвал. Вернулись обратно по живописным боковым улочкам, попутно поднявшись к пожарной каланче, откуда открывается живописный вид на город.
Время уже перевалило за три часа, и мы решили, что не плохо бы было посетить Рыбный рынок с целью купить "настоящей свежей" рыбы. Друг, побывавший в Норвегии в прошлом году, рассказал  о том, как он попробовал здесь рыбу, и понял, что то, что продается в наших магазинах под видом свежей и охлажденной - рыбой  называться не должно. 
Рынок действительно поразил своим изобилием ассортимента всевозможных морских и речных  гадов :)))  И кто бы мог подумать, что ярко красная семга, так и просящаяся в корзину покупателя, имеет меньшую ценность по сравнению с бледненькой.А все от того, что рыба с бледным окрасом - и есть натуральная, пойманная в море, а цветастая и яркая - с рыбных ферм, где окрас за счет специальной кормежки могут сделать даже синий! (это все продавец рассказал :)). И цена, конечно, тоже не вписывается ни в какие наши представления о стоимости рыбы, но рассказ друга требовал экспериментального  подтверждения, свою рыбку поймать не удалось, и любопытство взяло вверх! Так как гулять мы планировали до вечера, рыбу продавец любезно согласился подержать пока у себя в холодильнике.
Далее гуляли по узким улочкам старого Бергена. Под ярким теплым солнцем город напоминал прямо таки южный морской курорт! Белые домики, зеленные терраски, все те же крутые лестницы, соединяющие лабиринты улиц на разных уровнях склона...  
В соборе звучал орган....
Не однократно читал, что викинг мог  выпить много пива и остаться в боевой форме! Но что бы традиция смогла пройти вот так через века!...:)))))) 

В общем, в Бергене надо обязательно побывать, он оставил одно из самых сильных впечатлений о Норвегии. Мы, правда, видели его при солнце, а говорят, что здесь 360 дней в году идет дождь. Но, думаю, более суровая погода не испортит его старинное, морское, элегантное лицо...
Вернулись в кемпинг и приготовили в летней кухне на мангале рыбу. Безусловно, мы не пожалели, что решили ее попробовать. Она действительно отличается (в лучшую сторону) от нашей магазинной. (Но если бы эта же самая рыба лежала бы в наших магазинах по этим же самым ценам, то сильным спросом она бы точно не пользовалась :))
Дорога №7 Granvin --> Oslo --> дорога к дому

Лунные пейзажи Hardangervidda Лунные пейзажи Hardangervidda
Домик-землянка. Кто.. и зачем тут живет?... Домик-землянка. Кто.. и зачем тут живет?...
Качель-карусель на детской площадке Качель-карусель на детской площадке
27/07 (пт)
Все, начинаем движение в сторону дома. Что бы не повторяться и не утомлять водителя узкой сложной 7-ой дорогой, назад пройденный участок 7-ки  обходим по E16. Далее так же в Voss на 13-ю, и наконец в Gravin опять выходим на 7-ку. Сразу после Gravin 7-ка ныряет в 8-ми километровый туннель, а на выходе из туннеля на многих картах уже числится мост на другую сторону фьорда, где 7-ка и продолжается. Однако, мост еще не достроен, и переправа на противоположный берег осуществляется по прежнему паромом (180 NOK c машины) чуть дальше в районе  Bruravik.
На пароме с нами переправляется очень большая велосипедная группа (около двухсот), похоже на какой-то велосипедный марафон.  (Забегая вперед скажу, что в последствии мы были шокированы их способностью проходить такие расстояния по таким сложным  горным дорогам!)
7-ка на этом участке тоже в основном однополосная и идет среди гор. Туннели, которые здесь СПИРАЛЬЮ ПОДНИМАЮТСЯ ВНУТРИ СКАЛ превосходят всякое воображение! 
Поднявшись по очередной спирали сразу метров на 300(!), увидели оживленную стоянку. От сюда идут тропы на обзорные площадки одного из самых больших водопадов Норвегии -  Voringsfossen (N 60 25.633', E 7 15.003').  Такой "Грандиозус" фотографировать на мыльницу вообще бессмысленно, нужно просто стоять, смотреть и впитывать его всем существом. (Общее представление о нем можно получить здесь: http://www.voringfossen.com/fossen.htm). Вообще, самый лучший вид на водопад открывается от отеля с противоположного  берега каньона (тому, где мы были). 
После водопада начался подъем на плато Hardangervidda. Высшую точку gps-ник отметил 1340 м. На плато царит поистине лунный пейзаж! Отсутствие растительности, большие поля снега, температура +5. И здесь готовится к принятию тех самых веломарафонцев машина сопровождения! (На раскладных столиках расставляют тонизирующие напитки и легкие перекусы... ) Мдя, не слабые ребята!) 
Где то недалеко от высшей точки стоит "туристический центр" - несколько домиков землянок, в одном из которых организован сувенирный магазинчик :)) 
Когда спустились с Hardangervidda, мы попали в настоящее лето! Погода на другой стороне гор в глубь Скандинавии оказывается совсем другая :)))
Проехав 630 км, дотянули до шведской границы и устроились на ночлег в ближайшем кемпинге по Е18 уже на шведской территории. Он расположен на большом озере, и мы наконец первый раз за отпуск вдоволь накупались в теплой ласковой воде! :)))

28/07 (сб)

До Стокгольма осталось 425 км, и мы спокойно позавтракали, собрались и отправились в путь.  По дороге опять останавливались на обед на одной их замечательных шведских стоянок. Здесь очень понравилась качель-карусель на детской площадке :))
В Стокгольм прибыли за час до начала регистрации на паром. 

29/07 (вс)
Пока мы двигались из Турку до границы, нас несколько раз накрывала гроза с тропическими ливнями. Успели искупаться на перекусе в районе Хамины. 
Границу прошил всего за час! 
   
17:30 - вот мы и дома!

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Норвегия
еще маршруты
О Маршруте