К медведям, в глушь, в тайгу, за Поеж!.
Что есть лес, что тайга? Определения этих слов можно найти и
в толковом словаре, и в учебнике ботаники. В сознании же тайга - хвойный лес, только более дремучий, дикий,
безлюдный. Река Поеж не каждую машину пропустит на свой левый берег, возможно
за ней тайга и начинается.
Внедорожник тоже должен быть подготовлен к экстремальной
езде – иметь лебедку, хайджек, шноркель, большие «грязевые» колеса и компанию
из хотя бы еще одного себе подобного.
Итак, пройден путь, описанный выше, на одометре 220 километров,
собиратели лесных даров и рыболовы свернули с лесной дороги направо и
обосновались на берегу Белого Луха, экстремалы продолжают движение. Через 11 километров лесная
грунтовка выводит на грейдер от паромной
переправы через Унжу до Тимошино в месте, обозначенном на карте, как Смолзавод.
От существовавшего в былые времена
завода и поселка при нем осталось только название, да поставленный
несколько лет назад православный поклонный крест в память о невинно убиенных
мучениках коммунистического режима.

28
километров вполне хорошего «грейдера» отделяют это место
от локальной столицы – сельского поселения Тимошино. В Тимошино есть несколько
магазинов и вышка сотовой связи – все необходимое перед выходом за пределы
цивилизации. Еще несколько километров дороги с твердым покрытием, деревня
Халабурдиха, и начинается … Нет, не бездорожье, но такая дорога, что, порой
лучше ехать в стороне от нее. Еще несколько километров, которые в дождливую
погоду являют собой «десять в одном» и за деревьями, прорастающими на
заброшенных полях появляются крыши домов. Перед нами деревня дворов в пятьдесят
вдоль одной улицы, в которой, со слов тимошинцев, один постоянный житель. Это
Кукуй Первый, десяток домов закрыты, видимо их хозяева дачники. Остальные
брошены. Улица спускается к ручью, после которого начинается подъем к деревне с
названием Кукуй Второй. Дорога проходит задами, но видно, что запустение в этой
деревне еще большее, только один дом похож на обитаемый в дачный сезон.

Сразу за деревней дорога ныряет в лес. В принципе она
проходима для серьезного внедорожника, но ошибки чреваты упражнениями с
лопатами, лебедкой или хайджеком. Поэтому перед каждым проблемным местом лучше выйти и осмотреться – в таких случаях
медленно ехать получается быстрее. И
вот, через полтора километра и, кому как повезет, определенного числа часов или
минут, дорога выводит к условной границе. Конечно, за Поежем такой же лес, и
деление на лес и тайгу сугубо эмоциональное, но все же форсировать такую речку
на легковом внедорожнике отважится не каждый. И правильно сделает, если мотор
захлебнется, куковать придется долго или очень долго, ведь Кукуи не жилые и за
трактором придется бежать очень далеко.
Но, если приспичит пересечь эту условную границу, нужно предварительно
изучить брод не опасаясь замочить трусы. Съезд в реку и выезд из нее пологие,
песчаные – лучше не бывает, дно тоже – ровный песочек, глубина – по …, по
погоде. В общем, брод идеальный, как его преодолевать опытные таежные джиперы
знают, а которые не опытные, могут такой опыт приобрести, только не надо
надеяться, что за даром. В этом месте наличие второй машины наиболее важно,
чтобы вытащить из воды ту, которая может заглохнуть в реке.

Весь этот лес, тайга, по которой проложен маршрут, площадью
в несколько сотен квадратных километров в годы коммунистического режима был
зоной УнжЛага. По его территории были проложены железнодорожные линии, и
узкоколейные, и широкой колеи. Для них прорубались просеки и возводились
насыпи, мосты. Десятки концентрационных лагерей, некоторые из которых до сих
пор видны, даже из космоса, вмещали в себя до тридцати тысяч узников, тысяч сто
из которых, погибших за двадцать лет существования УнжЛага, так и остались
лежать в этих местах. Но прошло время, деревянные мосты сгнили, рельсы
растащили, лагерные бараки обрушились, о политзаключенных УнжЛага еще при
коммунистах приказано было забыть, нынешняя власть тоже вспоминать не желает.
Остались насыпи и просеки, по ним и передвигаются редкие люди, в основном
охотники и лесники, чаще на тракторах и «пневматиках», но иногда и на
полноприводных автомобилях.

Трудно сейчас определить, но скорее всего, дорога после
брода проложена по одной из бывших узкоколеек, ведущих к основной магистрали, Главному
Усу – железнодорожной линии широкой колеи, от которой осталась только просека
и, местами, насыпь. Благодаря большому содержанию песка в грунте дорога таковой
и остается, а не превращена в канаву с жидким месивом, как это бывает на
болотистых грунтах. До главного уса она идет вдоль Поежа, который, петляя, то
приближается почти вплотную, то теряется за деревьями.

Колея сравнительно не глубокая, УАЗ с «гражданскими» мостами,
на стандартной резине практически везде по колее проходил, хотя и не слабо,
порой, задевая картерами редукторов мостов. В некоторых местах, видимо, где
почва болотистая, в дороге видны остатки гати. На четырехкилометровом участке
от брода до Главного Уса на карте обозначен ручей и брод, приятным сюрпризом
было то, что вместо брода был обнаружен мостик через ручей. 1700 метров по Главному
Усу до разрушенного моста через Поеж и расположенного рядом брода по таежным
меркам можно считать автомагистралью. Перед мостом большая охотничья избушка.

Есть такое выражение: «Закон - тайга, прокурор - медведь». Его
применимость является косвенным признаком, отличающим тайгу от леса. По таежным
законам пользоваться такими избушками могут все, но, соблюдая таежные законы. А
именно - пришел промокший, замерзший, голодный – разжигай печь сухими дровами,
вари крупу, все что найдешь в избушке - твое, а когда отогреешься отдохнешь –
заготовь дров, оставь, что-то из своих запасов для тех, кто прийдет после. А
если напаскудишь, можешь и навсегда в тайге остаться – медведь, ведь не следует
УК при вынесении приговора. В близко и не очень близко расположенных лесах
таких избушек нет, там другой закон, позволяющий безнаказанно гадить.
Главный Ус в месте его пересечения с рекой Поеж - конечная точка маршрута. И если поездка на
берега Белого Луха обусловлена сбором грибов и ягод, рыбалкой, то «ломится» в
такую даль за грибами глупо. Рационального ответа на вопрос, «Зачем же нужен
этот Главный Ус», нет. И грибов, и ягод
в этом месте не меньше, но не они являются целью экстрималов, сталкеров.
Особое уединение, покой этих мест не измерить ни килограммами, ни штуками, но
именно они и влекут сюда из шумного суетного города.
Анатолий
Нестеров