Города
Старая Гагра

С озера Рица мы приехали в Гагру и остановились в домике на берегу моря. Этот домик скоро снесут: вместо него и нескольких соседних домов к лету построят гостиницу. Но пока мы вполне комфортно в нем разместились за 1500 рублей в сутки за семерых и сидим вечером у камина, обсуждая планы на завтрашний день.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Гагра делится на старую и новую. В 1901 году Александр Петрович Ольденбургский переселил абхазское население Гагры на 4 км южнее, образовав тем самым поселок Новая Гагра. В Старой Гагре он задумал построить великосветский курорт, не уступавший европейским. Для этого из Норвегии была доставлена в разобранном виде гостиница, а из Вены - ресторан. Выше по склону расположились дворцы принца и принцессы Ольденбургских. В древней приморской крепости Абаата организован санаторий, а по окрестностям города проводились экскурсии. Приморский парк, в котором можно было увидеть финиковые пальмы с Канарских островов или мальву из Сирии, был разбит в 1902 году и занимал площадь в 14 га. В 1911 году на курорт морем прибыли первые 130 иностранных туристов из Германии, а 17 мая 1912 года его посетил император Николай II.

Мы жили в Новой Гагре, которая представляет собой совершенно обычный жилой квартал без всяких достопримечательностей. Поэтому утром мы сели на маршрутку и поехали в Старую часть города. Водитель высадил нас у колоннады, от которой начинается Приморский парк.

Парк оставляет противоречивое впечатление. С одной стороны в нем чувствуется искусство садовника, проявленное в геометрии дорожек и гармонии различных видов растений, высаженных рядом. С другой стороны, он выглядит запущенным. Мусор и листья под ногами, частично разбитые статуи, заброшенные строения в глубине. Канатная дорога к замку принца Ольденбургского, которая вряд ли в ближайшее время станет функционировать. Возможно, летом парк чистят от мусора и он выглядит более опрятным, но сейчас вернуться туда желания не возникает.

В замок принца Ольдебургского мы не попали. Вход нам преградила недружелюбная большая сторожевая собака, о которой предупреждала табличка ниже. От спускавшихся сверху туристов мы узнали, что замок закрыт на реставрацию и зайти туда нельзя. С берега мы увидели лишь развалины замка.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

С крепостью нам повезло гораздо сильнее. Внутри крепостной стены действует храм VI-VII века постройки. Он сложен из грубо отесанного камня и прост по форме. К боковому входу ведет аллея из высоких кипарисов, устремляющихся к небу и заставляющих поднять взгляд вверх. Рядом с ним чувствуешь связь с древними временами. Сама крепость сильно разрушена. На земле лежат барельефы, возраст которых может составлять многие века. Стена, обращенная к морю, почти полностью размыта прибоем.

Привезенный принцем ресторан с крышей из марсельской черепицы и швейцарскими часами на фронтоне сейчас действует. Раньше он назывался "Гагрипш", и в нем бывали Федор Шаляпин, Иван Бунин и Максим Горький. Теперь ресторан называется "Магнолия" и принимает состоятельных абхазов и туристов.

Обратно до дома мы решили пойти пешком. Это заняло у нас больше часа, но по пути мы обнаружили замечательное кафе "Риф", в котором поужинали. Из продуктов в городе нам понравился белый хлеб в буханках и домашнее вино, купленное у бабушки-армянки. И конечно, мандарины!