Гора Мамздышха

Гора Мамздышха возвышается над уровнем моря на 1876 м. С нее отлично видны Гагра, Пицунда и олимпийские объекты рядом с Сочи. На вершину горы в 1904 году была проложена дорога со смотровыми площадками. Сама вершина безлесая.
 
OLYMPUS DIGITAL CAMERA 
 
День 1. Мы стартовали утром из города Гагра. Поднявшись вверх по серпантину, вышли на объездную дорогу с оживленным движением. Пересекли ее и продолжили подниматься по тропе. Тропа неявная, заросшая колючками. Все вздохнули с облегчением, выйдя на дорогу к вершине. На ней уже почти не встречалось машин.
 
Дойдя до отмеченной в GPS  точки, мы пошли вверх по тропе. Тропа сначала читалась хорошо, потом пропала, оставив нас в цепких когтях колючих стеблей. Двигаться по такой заросшей местности трудно и малоприятно. Источники воды на пути отсутствуют. За день мы набрали 1000 м и встали у границы снега на 200 м ниже дороги.
 
День 2. Мы поднялись на частично занесенную снегом дорогу. Какое-то время шли пешком, потом одели снегоступы. Путь достаточно длинный, но трудности не представляет.
 
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
 
Выйдя на безлесую часть горы, мы увидели много-много летних домиков. Зимой в них никого нет. Пройдя по холмам, попадаем к триангуляционному знаку. Снегоступы плохо работают на траверсе, поэтому при восхождении по безлесым холмам было логичнее не следовать по дороге, как это делали мы, а идти "в лоб", пусть даже с набором и потерей высоты. На вершине обедаем, фотографируемся и спешим вниз. К темноте выходим на дорогу, зажигаем фонарики и спускаемся до лагеря.
 
День 3. Сбрасываем до дороги, идем по ней до селения и спускаемся узкими улочками вниз. Дальше садимся на маршрутку и едем в Новый Афон.
Снаряжение

Для передвижения по снегу мы использовали снегоступы различных моделей. У меня были MSR Evo Ascent от Cascade Design. Они одеваются на любой ботинок, в моем случае Asolo Granite GV.

Evo_Ascent

Так как в группе был участник на лыжах, это позволило сравнить две техники передвижения. Снегоступы практически не проваливались в снег, хорошо держали на подъеме и спуске. Они более маневренные, чем лыжи, что позволяет ходить между камней и в лесу. Лыжи быстрее на спуске и удобнее на траверсах. Для нашего маршрута снегоступы подошли как нельзя лучше.

Следует отметить важность наличия у снегоступов рамы с зубцами. Она позволяет ноге не скользить в бок на крутом склоне при траверсе. У одного из участников были безрамные снегоступы и в результате она была вынуждена на Мамздышхе их снять и идти пешком. Поднимающаяся пятка полезна при восхождениях на склоны "в лоб".
 
Ночевали в двух палатках в индивидуальных спальниках. Мой спальник RedFox Ice Dom был слишком жарким для нашей погоды, но не чрезмерно. Ночью образовывался конденсат на стенах палатки, и с утра спальник просушивался на солнце.
 
I

В Адлере и Гаграх мы нашли газовые баллоны только с соединением Easy Click. У нас было два накручивающихся джетбойла. Про переходник забыли и в итоге оказались без горелок и канов. Выход пришел в виде эмалированой пятилитровой кастрюли с ручкой из проволоки-шестерки. Весь поход мы готовили на кострах. В дальнейшем стоит закладывать в планы поездку от аэропорта в Красную поляну за газом.

На случай лавин взяли три бипера Pieps DSP Tour и две лопаты. Лопаты также использовались для копания ямы под костер.
PIEPS_DSP_TOUR_0
 
Остальное снаряжение совершенно стандартно для зимних походов и его описание интереса не представляет.

О Маршруте