Армения / Самостоятельная поездка | Автотуризм | Пешеходный туризм | Спортивный туризм
 

Великолепная Армения. Часть 2-я: Арагац, Амберд. Сагмосаванк. Озеро Севан и Дилижан. Гарни, Гегард, Музей Геноцида.

29 - 31 августа 2016 г.
Памятник армянскому алфавиту, гора Арагац, крепость Амберд и церковь Ваграмашен. Монастырь Сагмосаванк. Озеро Севан и Монастырь Севанаванк. Монастырь Джухтак. Дилижан, памятник героям фильма «Мимино». Пикник на озере Гош. Монастырь Гошаванк. Гарни. Храм Митры. Монастырь Гегард. Мемориал жертвам Геноцида.
Нитка маршрута
Ереван - гора Арагац - Севан - Дилижан - Гарни
 
Памятник армянскому алфавиту, гора Арагац, крепость Амберд и церковь Ваграмашен. Монастырь Сагмосаванк.

Часть 1-я здесь:

https://www.marshruty.ru/travel/armenia-2016-1

День 4-й, Понедельник, 29 августа 2016 года. Памятник армянскому алфавиту, гора Арагац, крепость Амберд и церковь Ваграмашен. Монастырь Сагмосаванк.

Памятник армянскому алфавиту. Гора Арагац. Озеро Кари и настоящий армянский хаш. Крепость Амберд и церковь Ваграмашен. Святой Крест. Монастырь Сагмосаванк. Касахское ущелье.

Поутру еле проснулись, но к 9-30 (времени приезда Вити) все были готовы. Витя сообщил, что, поскольку накануне мы поздно вернулись, сегодня у нас полу ленивый день будет и отправимся мы на север, к горе Арагац.

001-ТРЦ

Уже через 40 минут нам заправка потребовалась, которая опять 20 минут заняла.

003-Заправка

Возле заправки в ряд спецтехника стояла.

002-Заправка

Оказалось, что газ, используемый для заправки баллонов, это метан, который хуже, чем пропан, в России используемый, причем метан не сжиженный, а сжатый.

В 10-30 мы к памятнику армянского алфавита подъехали. Он на окраине села Арташаван, в 33 км к северо-западу от Еревана находится, на западном склоне горы Арагац.

004-Карта
005-Памятник армянскому алфавиту
006-Памятник армянскому алфавиту

-Памятник создан в 2005 году, в честь 1600 – летнего юбилея армянского алфавита (дата создания - 405-406г н. э.), -рассказывал Витя.- Создатель армянских букв ученый и мыслитель Месроп Маштоц тоже запечатлен здесь в камне, вместе со своими учениками.

007-Памятник армянскому алфавиту
008-Памятник армянскому алфавиту

-Изначально алфавит созданный Месропом Маштоцем включал 36 букв. Несколько позже, во времена средневековья, алфавит был дополнен еще тремя буквами. С тех пор он сохранился до наших дней практически в неизменном виде.

009-Памятник армянскому алфавиту
010-Памятник армянскому алфавиту

-Главной целью создания армянского алфавита было найти возможность перевода Библии на армянский язык. Маштоц хотел сделать Библию более доступной для своего народа и помочь распространению идей христианства.

011-Памятник армянскому алфавиту

-Комплекс включает скульптуры 39 букв армянского алфавита, а также памятники великим армянским мыслителям. Все буквы и статуи сделаны из армянского туфа.

012-Памятник армянскому алфавиту
013-Памятник армянскому алфавиту

Тут у нас идея родилась: сфоткаться у буквы, с которой имя каждого начинается. И Витя нам эти буквы показал.

014-Памятник армянскому алфавиту
015-Памятник армянскому алфавиту
016-Памятник армянскому алфавиту
017-Памятник армянскому алфавиту
018-Памятник армянскому алфавиту

-А что это там неподалеку за железный крест такой странный? -спросил я.

-Я вам его на обратном пути покажу, -пообещал Витя.

На фотосессию нам четверть часа хватило. Сев в машину, дальше наверх отправились.

019-Памятник армянскому алфавиту

Дорога просто ужасной была. Ее еще во времена СССР заасфальтировали, но после ни разу не ремонтировали. Местами приходилось с нее съезжать и рытвины по полю объезжать.

В полях возле дороги брошенные машины встречались, один раз даже автобус попался.

020-Брошенныи автобус

Забирались мы вверх минут 40.

По дороге стойбища попадались с большими палатками и вагончиками.

021-Стоибище

-Это пастухи наемные стада коров и овец по 300-500 голов пасут: с конца июня по август, -пояснил Витя.- Очень прилично зарабатывают – достаточно, чтобы всю зиму не работать.

022-Гора Арагац

-Последний отрезок пути – с хорошим асфальтом. Его за свой счет хозяин ресторана, куда мы хаш кушать едем, проложил. Хаш в холодную погоду едят, а там всегда холодно.

023-Гора Арагац
024-Гора Арагац

-Ресторан (вместе с отелем) на берегу ледникового озера Кари располагается, на высоте 3200 метров над уровнем моря. Кари – это по-армянски «Каменное». Озеро снежники питают, поэтому вода в нем всегда холодная, в озере форель выращивают.

025-Карта

-Древняя легенда гласит, что когда-то горы Арарат и Арагац стояли рядом и были любящими братом и сестрой. Но однажды они поспорили, кто же из них выше и красивее. Мудрая гора Марута пыталась помирить неразумных, но все ее попытки были тщетны. Отчаявшись, она послала им проклятие, которое отдалило горы друг от друга, навсегда разлучив их. От горя на вершине горы Арагац появилось целое озеро слез.

026-Карта

-Арагац – самый высокий горный массив на территории современной Армении. Его высота 4090 метров.

-Что значит «нет туалета»? -встревожилась свояченица, увидев плакат на заборе.

027-Ресторан

-Это значит, что туалет только для посетителей, -ответил Витя.- Ресторан этот очень популярен: сегодня понедельник, поэтому посетителей пока нет, а в выходные здесь не протолкнуться.

028-Ресторан

-Тут, кроме ресторана с отелем, еще физическая лаборатория и метеостанция имеются. Мы однажды с другом сюда приехали и буран начался – трое суток ничего не видно было, так нас на метеостанции приютили, потому что ресторан с отелем только в сезон работают. Поздней осенью, зимой и ранней весной до озера не добраться, да и добираться незачем – один снег кругом.

В начале мы на улице расположиться решили, но дул такой ветер, что мы тут же внутрь убрались.

029-Ресторан

-Хаш подорожал, -констатировал Витя, заглянув в меню.- Раньше порция 2700, а сейчас 3000 драмов стоит.

И заказал шесть порций хаша, тарелку с соленьями, зелень и лаваш. Как пояснил Витя, хаш на такой высоте 48 часов на углях варится, потом замораживается и месяц в холодильнике хранится. Есть хаш лавашом полагается, но иностранцам ложки выдают.

Наконец принесли хаш. Это была омерзительного вида и вкуса похлебка, в центре плошки с похлебкой говяжий мосел болтался. Мы попытались улучшить похлебку солью и перцем, но видимого эффекта это не принесло. Витя с Люсей, тем не менее, с удовольствием хаш уплетали.

030-Хаш

Рома такую физиономию скорчил, что мы, не колеблясь, плошки в сторону отставили и кофе попросили. Кофе хороший сварили, прямо как турецкий.

031-Хаш

За хаш мы, кстати, 22 000 тысячи драмов (с учетом того, что 10% чаевых в счет включены были) заплатили, то есть 3000 рублей с лишком.

К полудню, таким образом, мы совершенно свободны оказались и решили по окрестностям озера погулять: не зря же мы сюда с таким трудом добирались.

032-Озеро Кари

Местность прямо волшебной выглядела – мы с удовольствием час провели. На солнце вроде и не так холодно было.

033-Озеро Кари
034-Озеро Кари
035-Озеро Кари
036-Озеро Кари
037-Озеро Кари
038-Озеро Кари
039-Озеро Кари

Сверху хорошо стойбища с пасущейся скотиной видны были.

040-Стоибище

Напоследок Витя с Ромой на горку с установленным на ней крестом сбегали: за 20 минут управились.

041-Горка

Примерно в 13-25 мы спуск начали и через 20 минут у крепости Амберд остановились. Город-крепость на скалистом южном склоне горы Арагац на высоте 2100 метров находится, на треугольном мысе, образованном в месте слияния рек Амберд и Аркашен, и с двух сторон глубокими ущельями защищена.

042-Карта
043-Крепость Амберд

-К крепости Амберд единственная дорога, проходящая по горным серпантинам, ведет, -рассказывал Витя.- Крепость практически неприступной была: попробуйте по этим склонам со снаряжением забраться – это вообще скалолазом быть нужно. Сама крепость с 7-го века известна.

044-Крепость Амберд
045-Крепость Амберд
046-Крепость Амберд

-Что интересно, в крепости два подземных хода имеются – сейчас они перекрыты. В одном из подземных ходов керамические трубы проложены, по которым в крепость питьевую воду из небольшого горного озера подавали.

048-Крепость Амберд

-Несмотря на неприступность, крепость не раз захватывали и разрушали. На этот случай тайные комнаты предусмотрены были. Во время одного из захватов в этих комнатах царь с семьей, со слугами и всем гарнизоном укрылись и месяц в них прожили – воды и припасов хватило.

051-Крепость Амберд
049-Крепость Амберд

-В 70-е годы 11-го века крепость турки-сельджуки захватили и в качестве казарм использовать ее стали, но в 1195 году объединенные армяно-грузинские войска крепость освободили. В 1236 году Амберд татаро-монголы захватили и почти до основания разрушили, но крепость восстановили. Окончательно Амберд в конце 14-го века обезлюдел, после походов Тамерлана. В 2005-2007 годах на территории крепости реставрационные работы проводились.

-А зачем на этих кустах белые тряпочки повязаны? -спросила свояченица.

047-Крепость Амберд

-Это просто дурацкая традиция, -ответил Витя.

-Стены крепости из массивных базальтовых плит сложены, которые когда-то роль свою выполняли отлично – защищали от снарядов осадных орудий. Местами толщина стен достигает 4-х метров. Внутри крепости сохранились фундаменты построек и некоторые стены.

-Крепость Амберд - не самая популярная достопримечательность Армении, но жемчужиной средневековой архитектуры Кавказа ее назвать вполне можно.

-На территории крепости находится замечательный памятник средневековья - церковь Ваграмашен, построенная ближе к оконечности мыса и датируемая 1026 годом.

050-Церковь Ваграмашен

-Ну что, пойдем крепость штурмовать? -предложил Витя.

052-Крепость Амберд

-Конечно пойдем, -согласился Рома.- Что мы, хуже турков-сельджуков каких-нибудь?

053-Крепость Амберд
054-Крепость Амберд

И полез наверх первым.

055-Крепость Амберд
056-Крепость Амберд

Следом и мы подтянулись.

057-Крепость Амберд

Оказалось, что «взять» крепость гораздо проще, чем из «взятой» крепости вниз спуститься.

058-Крепость Амберд
059-Крепость Амберд
060-Крепость Амберд
061-Церковь Ваграмашен

Напоследок церковь Ваграмашен посетили.

062-Церковь Ваграмашен
063-Церковь Ваграмашен
064-Церковь Ваграмашен

Несмотря на то, что церковь – начала 11-го века, особых отличий от уже увиденных армянских храмов мы не заметили.

065-Церковь Ваграмашен
066-Церковь Ваграмашен
067-Церковь Ваграмашен

Сфотографировавшись на фоне крепости, пошли к машине. На осмотр Амберда у нас час ушел.

068-Крепость Амберд
069-Крепость Амберд
070-Крепость Амберд

На стоянке Витя нам (в компенсацию за хаш) огромный лаваш купил.

071-Лаваш

Подъехали к тому самому железному кресту, который рядом с памятником армянскому алфавиту находится.

072-Святои Крест
073-Святои крест

-Святой Крест имеет высоту 33 метра, символизируя 33 года – земной возраст Христа, рассказывал Витя.- Состоит памятник из более чем 1700 небольших металлических крестов, количество которых символизирует возраст христианства в Армении. Каждый год к ним прибавляется по одному новому кресту.

074-Святои крест
075-Святои крест, окрестности
076-Святои крест, окрестности
077-Святои крест, окрестности

-Последним пунктом нашей программы на сегодня монастырь Сагмосаванк будет, -сообщил Витя.

078-Карта

-Монастырь Сагмосаванк основан в 1215 г., когда здесь храм святой Сион (сурб Сион) построили. Позже храм оброс пристройками с западной и южной сторон: притвор, книгохранилище и еще одна церковь – Пресвятой Богородицы (сурб Аствацацин). Все эти сооружения и составляют монастырский комплекс Сагмосаванк.

079-Монастырь Сагмосаванк
080-Монастырь Сагмосаванк

-Монастырь Сагмосаванк славился хранилищем манускриптов. Здесь создавались и копировались множество миниатюр-иллюстраций.

081-Монастырь Сагмосаванк
082-Монастырь Сагмосаванк
083-Монастырь Сагмосаванк
084-Монастырь Сагмосаванк
085-Монастырь Сагмосаванк
086-Монастырь Сагмосаванк
087-Монастырь Сагмосаванк
088-Монастырь Сагмосаванк

-Но я вас сюда не только ради монастыря привез, а еще и Касахское ущелье показать, наш армянский Гранд-Каньон глубиной 200 метров. Это очень красивое место, о котором мало кто знает.

089-Касахское ущелье
090-Касахское ущелье

В 16-00 программа наша закончилась и мы домой поехали.

091-Дорога в Ереван
092-Ереван
093-Ереван
094-Ереван

Нужно было мясо и овощи для завтрашнего пикника купить. Сунулись в «SAS», но там баранины не оказалось, зато свинина и телятина продавались.

Потом в «Ереван-Сити» (что-то вроде нашего «Ашана») поехали. Овощи и мясо там скверными оказались, зато вино дешевым. Бутылка «Армении» 1600 драмов стоила, а в «SAS» - 1760, поэтому мы сразу 10 бутылок купили. Получалось, что 10-я бутылка «Армении» - в подарок.

Потом на рынок отправились, где на жаре над мясом мухи тучами роились, но баранины и там не было.

095-Рынок

После на рынок возле нашего дома зашли, там тоже баранины не нашлось.

096-Рынок
097-Рынок

-Как же так? -возмущалась свояченица.- Овцы по горам целыми отарами бродят, а в магазинах баранины нет.

-Потому что армяне свинину предпочитают, -вежливо сообщил Витя.

В конце концов мы вернулись в «SAS», где свинину и говядину купили, а также зелень, помидоры и огурцы. Удивляло, что минимум треть продуктов в магазинах российскими были: майонезы, соусы, специи и йогурты, молоко и т.д.

098-Продукты
099-Продукты

Закончили закупки в 18-00, мясо отдали Вите, чтобы замариновал, а сами домой отправились. У нас много недоеденной за предыдущие дни еды оставалось. Порезали еще помидоры с луком и отличный домашний ужин получился.

100-Ужин

Удивительно невкусными армянские огурцы оказались, прямо как в Израиле.

Спать рано легли несмотря на то, что завтра Витя за нами в 10-00 заехать обещал.

Приложение: пост в ФБ.

Настоящий армянский хаш

Гадость редкая. Мы до него часа два из Еревана добирались. Да еще как добирались. По асфальтовому серпантину, с советских времен оставшемуся. То есть асфальт хорошо положили. Когда-то. Проблема в том, что с тех пор его никто не чинил. «Фронтовая» дорога, одним словом.

По дороге стойбища с гуртами овец и стадами коров попадались. Пастухи живут хорошо (по армянским, понятно, меркам). То есть, поработав с конца июня по конец августа, зимуют не работая.

Кончилось тем, что значительную (и заключительную) часть (уже отремонтированной) дороги оплатил сам владелец таверны, производящей аутентичный хаш. Иначе «бизнес падал».

Поэтому и цены у него – соответствующие. Порция хаша – 3000 драм (дели на семь, получишь в рублях).

Высота кабачка – 3200 метров (то есть, он на ней находится). Рядом Каменное озеро, в котором форель разводят, питаемое снежниками западной стороны горы Арагатц. Тут же метеостанция, а рядом – физическая лаборатория, в которой 6 человек работают (во времена СССР – 40).

В общем, принесли этот самый хаш. Варят его из говяжьих мослов 48 часов. Еще бы: на такой высоте вода и то через три часа закипает. По вкусу – бульон, разбавленный молоком. Есть можно только в одном случае: закидать варево солью, перцем, измельченным чесноком и кинзой. Но мы и после этого не смогли.

В миске с хашем болтался какой-то мосел.

-А мяса они сюда положить не пробовали?– спросила (в пустоту) жена.

-Боже, -вспомнил я. – А когда мама холодец готовит, ежели тарелку этого самого холодца еще горячего жахнуть, это как называется?

-Чудо, -ответил я сам себе.- Не хаш.

Озеро Севан и монастырь Севанаванк. Монастырь Джухтак. Дилижан, памятник «Мимино». Пикник на озере Гош. Монастырь Гошаванк.

День 5-й, Вторник, 30 августа 2016 года. Озеро Севан и монастырь Севанаванк. Монастырь Джухтак. Дилижан, памятник героям фильма «Мимино». Пикник на озере Гош. Монастырь Гошаванк.

Озеро Севан. Монастырь Севанаванк. Хачкар с Иисусом Христом. Легенда монастыря Джухтак. Дилижан: памятник героям фильма «Мимино». Пикник на озере Гош. Монастырь Гошаванк. Дерево Мхитара Гоша: загадать желание.

Просыпались не торопясь, Барышни даже яйца успели сварить, правда, яйца у них вкрутую получились. Вода из-под крана и правда вкусной оказалась.

В 10-00 на двух джипах за нами Витя со своим приятелем Грачом приехали.

001-Витя и Грач

Мы с женой и Ромой к Вите сели, а Люся со свояченицей – к Грачу.

Памятуя о предстоящем пикнике, мы с собой дюжину бутылок вина прихватили. У Вити и Грача сумки-холодильники с собой имелись, поэтому в «Ереван-Сити» за льдом и углем для мангала заехали.

002-Ереван
003-Ереван
004-Ереван
005-Ереван
006-Ереван

Ехать всего час по хорошей четырехрядной дороге с разделительной полосой предстояло. Расстояние от Еревана до Севана – 60 км. Если Ереван расположен на высоте 900 метров, то Севан – на 1900 метрах над уровнем моря, летом на озере жители Еревана от жары спасаются.

007-Дорога на Севан
008-Дорога на Севан
009-Карта

Добравшись до озера, джипы на стоянку поставили. Тут же стихийный рынок располагался.

010-Барахолка

Свояченица с чучелом медведя за 200 драмов сфотографировалась, я же камнями заинтересовался.

011-Барахолка

В итоге я магнит за 500, шесть гематитовых шариков также за 500 и лунный камень за 3000 драмов купил – в качестве сувениров из Армении.

012-Барахолка

Первым делом мы на фоне Севана сфотографировались.

013-Севан
014-Севан

-Согласно одному из преданий, ванские армяне, вынужденные покинуть свои края, переселились на берега озера Севан, напоминавшие им родину, -рассказывал Витя.- Но холодный и суровый высокогорный климат не понравился им. Вспоминая мягкий и тёплый воздух озера Ван, они с горечью восклицали: «Чёрный Ван (сев Ван) достался нам, чёрный Ван».

015-Севан

-На самом деле название от урартского «суниа», т.е. «озеро» происходит.

016-Севан

-То место, где мы стоим, не всегда полуостровом было: когда-то это остров был. В начале 20-го века подсчитали, что 95% поступающей в Севан воды испаряется и решили глубину озера на 45 метров уменьшить, а высвободившуюся воду для орошения и производства электричества использовать. Кроме того, образовавшуюся в результате спуска воды землю для сельского хозяйства применить планировали.

017-Карта

-Араратская долина от недостатка воды страдает, для орошения ее и предназначалась вода из Севана. Севан состоит из двух чаш: большой и малой. Наибольший объем воды в Малом Севане сосредоточен, который большую глубину имеет. Большой Севан мелководный, его глубина 30 метров не превышает. Большой Севан осушить планировали, чтобы поля на этом месте вспахать.

018-Севан

-В течение 50 лет воду из Севана спускали, пока не выяснили, что экология озера ухудшается, а освободившиеся земли для сельского хозяйства непригодны. Тогда прорыли тоннель и стали в Севан воду закачивать, после чего под воду деревья и первые этажи пансионатов уходить стали. Пансионатам часть потерь возместили, но только процентов 30, не больше. С 2006 года уровень воды в Севане ежегодно на 30 см в год растет.

019-Севан
020-Севан
021-Севан

-Монастырь Севанаванк – один из первых монастырей Армении, в 305 году построен, сразу после принятия Арменией христианства. Как и все другие монастыри, неоднократно разрушался.

022-Монастырь Севанаванк
023-Монастырь Севанаванк
024-Монастырь Севанаванк
025-Монастырь Севанаванк
026-Монастырь Севанаванк

-Обратите внимание на этот хачкар. Обычно в центре хачкара крест вырезан, а на этом – Иисус Христос. Таких хачкаров всего 13 в мире, причем двенадцать – в Армении и один в Иерусалиме.

027-Хачкар с Христом
028-Монастырь Севанаванк

-Вон там внизу за забором – вилла бывшего президента Армении.

030-Вилла бывшего президента Армении

Мы еще немного в окрестностях монастыря погуляли, на Севан любуясь.

029-Монастырь Севанаванк
031-Севан
032-Севан
033-Севан
034-Монастырь Севанаванк
035-Монастырь Севанаванк

Нагулявшись, вниз на пляж пошли.

036-Севан
037-Севан

В кафе пива и воды заказали и заняли беседку на отдельном пирсе.

038-Беседка

В беседке раздумывали: купаться или нет? По словам Вити, вода в Севане плюс 20 градусов была, поэтому желающих купаться (кроме уток) не видно было.

041-Утки
039-Беседка
040-Беседка
042-Монастырь Севанаванк
043-Севан

Окунуться в воды озера решились я, свояченица и Рома.

044-Севан
045-Севан

Обсохнув, в 13-30 в Дилижан поехали. Расстояние от Севана до Дилижана – 40 км.

046-Севан
047-Дорога в Дилижан

По дороге Витя и Грач остановку сделали, чтобы лепешки из тандыра купить.

048-Дорога в Дилижан
049-Дорога в Дилижан

Для того, чтобы в Дилижан попасть, нужно тоннель длиной 1,9 км преодолеть.

050-Дорога в Дилижан
051-Дорога в Дилижан

Пейзаж на глазах менялся: горы лесом покрыты.

-Несмотря на то, что на территории Дилижана люди еще в первом тысячелетии до н.э. жили, до недавнего времени Дилижан небольшую деревню из себя представлял. Первое письменное упоминание о нем к 17-му веку относится.

-После вхождения Армении в состав Российской империи на землях вокруг озера Севан и современного Дилижана русские поселения создаваться стали. В Армению переезжали казаки и староверы молокане. Выходцы из России старались селиться в местах, которые по климатическим условиям им родину напоминали.

-С собой они привозили картошку, морковь, капусту и свеклу, которые до этого у армян особой популярностью не пользовались. Сейчас, почти два века спустя, соления молокан в Армении вне конкуренции – перед праздниками за ними из Еревана и других городов едут.

-В 19-м веке Дилижан постепенно в курорт превращается, здесь лечебницы для легочных больных строят. Сейчас численность населения Дилижана – 20 тысяч человек.

-Но прежде мы в еще один монастырь заедем.

052-Карта

-Монастырь Джухтак (Джухтакванк), или Парный монастырь, расположен в 3 км к северо-западу от города Дилижан, на склоне лесистой горы. Он построен на живописной поляне, окруженной со всех сторон лесистыми склонами.

-Название церкви произошло от количества церквей в ансамбле — джухт (пара). Монастырь 12-13-ми веками датируется.

-Сейчас я шлагбаум открою, и мы на территорию монастыря въедем.

053-Монастырь Джухтак
054-Монастырь Джухтак

-Существует легенда об этом монастыре. Жили некогда два брата, влюбившиеся в одну и ту же девушку. Оба к отцу ее посватались, а тот решил: «Кто из вас самую красивую церковь построит, за того я дочь и выдам».

055-Монастырь Джухтак
056-Монастырь Джухтак
057-Монастырь Джухтак

-И братья за работу принялись. Со временем один из них понял, что у второго церковь красивее получается, да и достроит тот ее быстрее. Тогда менее удачливый столкнул брата с лесов, тот упал и разбился, а купол так недостроенным и остался.

058-Монастырь Джухтак
061-Монастырь Джухтак

-Родного брата за бабу грохнул? -ахнула Люся.

-Именно, -подтвердил Витя.- Хотя это-то и странно: взгляните, церкви почти одинаковые.

059-Монастырь Джухтак
060-Монастырь Джухтак

-Тут пожертвования какие-то лежат, -заметил Рома.

062-Монастырь Джухтак

-Видно, кто-то в автокатастрофе выжил, -констатировал Витя.- Вот пожертвование и принес.

063-Монастырь Джухтак

-А вы всех туристов сюда возите? -спросила жена.

064-Монастырь Джухтак
065-Монастырь Джухтак

-Своих да, -подтвердил Грач.- В монастырь Джухтак только на джипах добраться можно – дорога никакая.

Из монастыря Джухтак до Дилижана доехали, но только для того, чтобы на памятник героям фильма «Мимино» взглянуть.

066-Памятник героям Мимино

Памятник в 2011 году открыт и одновременно водоразборной колонкой служит, а вода в Дилижане очень вкусная, чем и не замедлили Грач с Витей воспользоваться, наполнив водой бутылки.

067-Памятник героям фильма Мимино, Дилижан
068-Памятник героям Мимино

Где-то в 15-00 Дилижан мы покинули и отправились к озеру Гош (оно же Гейгель) на пикник.

069-Дилижан
070-Дорога на озеро Гош
071-Дорога на озеро Гош

Дорога к озеру – полный кринж, как нынче выражаться принято, если это вообще дорогой назвать можно. В одном месте из джипов даже выйти пришлось, потому что с людьми особо злостную колдобину они бы не преодолели.

072-Карта

-А как до озера без джипов добраться? -спросил я Витю.

-Только пешком, -ответил тот.- Полтора часа подъем, а с огромным рюкзаком – еще дольше.

073-Дорога на озеро Гош
074-Дорога на озеро Гош

Добрались мы до озера к 16-00.

075-Озеро Гош

Честно говоря, взглянув на озеро Гош, я не сразу понял, чем оно так уж хорошо.

076-Озеро Гош
077-Озеро Гош
078-Озеро Гош
079-Озеро Гош

Расположенное на высоте 1500 метров, озеро крохотное и очень на подмосковное похоже.

080-Озеро Гош

Разве что купаться в нем не стоит: даже летом температура воды в озере плюс 14 градусов.

081-Национальныи парк

Но потом сообразил: пусть и замусоренные, но берега озера Гош столами с навесами и стационарными мангалами оборудованы. Два стола с навесами уже заняты были, но и нам один стол достался.

И работа закипела: Витя с Грачом развели огонь в мангале, барышни овощи резали.

082-Шашлык

К половине шестого шашлык был готов. Под разговоры с вином съели его с удовольствием и не торопясь.

083-Озеро Гош

Собрав мусор в пакеты, забрали его с собой и обратно двинулись.

Последним пунктом программы этого дня стало посещение монастыря Гошаванк. Это был уже третий по счету монастырь за день.

084-Карта

-Монастырь основан на месте разрушенного монастыря Гетик в 1188 году и основал его Мхитар Гош, -рассказывал Витя.- Мхитар Гош, живший в 12-13-х веках, являлся выдающимся представителем армянского Возрождения. В те времена Армения под властью мусульман находилась и последние разрешали армянам судиться между собой по собственным судебным законам, которых еще не существовало. Гош составил «Армянский судебник», который много столетий использовался.

085-Монастырь Гошаванк
086-Монастырь Гошаванк
087-Монастырь Гошаванк

-Мхитар Гош в этом монастыре, названном им Нор-Гетик, 25 лет прожил и после его смерти монастырь в честь Гоша переименовали. Вот этот памятник ему установлен. Гош среди прочего около двух сотен басен написал, и знатоки ставят его произведения в один ряд с баснями Эзопа и Лафонтена.

088-Монастырь Гошаванк
089-Монастырь Гошаванк
090-Монастырь Гошаванк
091-Мхитар Гош

Мхитар Гош

093-Монастырь Гошаванк
094-Монастырь Гошаванк
095-Монастырь Гошаванк

-Это знаменитый хачкар в Гошаванке, известный как «Асегнагорс» («Вырезанный иглой»), 1291 год.

096-Хачкар

-Вон там дерево раздвоенное растет, его еще Мхитар Гош посадил. Существует предание, согласно которому пока это дерево растет, до тех пор и Гошаванк существует. Если между двумя стволами встать, то можно желание загадать и оно исполнится. Пойдемте загадывать.

092-Дерево Мхитара Гоша

-По-моему, это грецкий орех, -сообщил я.

097-Дерево Гоша
098-Дерево Гоша
099-Дерево Гоша
100-Дерево Гоша
101-Дерево Гоша
102-Дерево Гоша

Покинув монастырь, домой поехали.

103-Дорога домои
104-Дорога домои

В одном месте дорогу коровы перекрыли.

105-Дорога домои

В 19-40, не доехав до Дилижана, оба джипа на заправку встали, которая опять же 20 минут заняла.

106-Заправка

Когда уже совсем стемнело, заехали в магазин за свежей рыбой, заодно и туалет посетили.

107-Дорога домои
108-Магазин
109-Магазин

Купили две маленькие и одну большую рыбку за 2500 драмов. Люся пообещала их пожарить.

110-Магазин
111-Магазин

Дома в 22-30 оказались.

Гарни, монастырь Гегард, Музей геноцида.

День 6-й, Среда, 31 августа 2016 года. Гарни, монастырь Гегард, Музей геноцида.

Гарни. Храм Митры. Царская баня с гипокаустом. Ущелье реки Азат – «Симфония камней». Монастырь Гегард («Святого Копья»). Шараканы – армянские религиозные песнопения. Краска для хачкаров. Матах – благотворительное пожертвование. «Святое Копье» центуриона Лонгина. Мемориал памяти жертв геноцида. Армянский вопрос. Ресторан «Эл Гарден». Прогулка по центру Еревана.

Проснулись в 9-00, Витя заехал за нами в 10-30.

Во дворе из машины выскочил симпатичный мужчина и представился хозяином нашей квартиры Авой. Ава извинился, что не смог встретить нас лично, поскольку вместе со сборной по вольной борьбе в Рио-де-Жанейро был, а завтра на сборы во Францию улетает.

001-Ереван

Мы попросили Аву, чтобы он прислал 4 сентября Арута за ключами от квартиры.

002-Ереван

Гарни, куда мы направлялись, в 28 км к юго-востоку от Еревана находится.

003-Карта

На этот раз Витя в качестве гида свою подругу Мару взял, у той как раз в органик-кафе, где Мара помощником управляющего работала, выходной был.

Мара объяснила нам, почему вчера Грач в загадывании желаний у двойного грецкого ореха Мхитара Гоша участие не принял: во-первых, Грач недавно женился, а, во-вторых, он грин-карту в США выиграл, так что желаний у него пока не осталось.

Билет в Гарни 1200 драмов стоил.

004-Билет в Гарни

-Подавляющее большинство туристов едут в Гарни для того, чтобы побывать в расположенном здесь языческом храме, -начала рассказ Мара.- Храм был построен в 1-м веке н.э. в уже стоявшей на этом месте древней крепости и посвящен языческому богу Солнца, небесного света и справедливости Митре.

005-Гарни

-Крепость построена царем Трдатом I еще в 77 году н.э.

006-Гарни

-До нашего времени сохранился лишь фундамент крепости. И крепость, и храм разрушены были мощным землетрясением 1679 года.

007-Гарни

-Храм в советское время (в 70-х годах прошлого века) восстановили, при этом реставраторы использовали сохранившиеся детали храма, а недостающие мастера вырезали из базальта – из него храм и построен.

008-Гарни
 

-Что касается крепости, то огромные блоки, из которых сложены были ее стены и башни, соединялись между собой металлическими скобами, а места соединений свинцом заливали. Саму крепость восстанавливать не стали.

017-Крепость, Гарни
009-Гарни

-Храм расположен на треугольном выступе скалы, а на 100 метров ниже, в ущелье, течет река Азат.

018-Крепость, Гарни
019-Крепость, Гарни
020-Крепость, Гарни
010-Храм Митры, Гарни
011-Храм Митры, Гарни
012-Храм Митры, Гарни

-Храм Митры представляет собой одноэтажное здание, окруженное со всех сторон портиками и колоннами, и очень архитектурно с греческими храмами схож. В большом внутреннем зале статуя Митры установлена была.

013-Храм Митры, Гарни

-Храм сложен из блоков гладко тёсанного базальта. Камни длиной около двух метров скреплены скобами и штырями. По всей ширине фасада тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают сооружению величественность и торжественность. Пилоны по сторонам лестницы украшены рельефами. На них изображены обнаженные атланты, стоящие на одном колене, с воздетыми вверх руками, поддерживающие жертвенники.

014-Храм Митры, Гарни
015-Храм Митры, Гарни
016-Храм Митры, Гарни

-После принятия христианства все языческие храмы, за исключением храма в Гарни, были разрушены. Его же армянские цари, разбив и выбросив мраморные статуи, в качестве своей летней резиденции использовали.

021-Крепость, Гарни
022-Крепость, Гарни
023-Крепость, Гарни
024-Крепость, Гарни

-Внутри крепости двухэтажный дворец располагался. В нем было десять комнат, кухня и винный погреб.

025-Храм Митры, Гарни

-Неподалеку, в отдельном строении, была баня построена. Царская баня в 50 метрах северо-западнее храма Митры находится. Баня на четыре помещения делилась. В первой комнате была раздевалка, вторая комната - с холодной водой. Третья комната – с теплой водой, четвертая – с горячей водой. В раздевалке на полу – мозаика.

026-Храм Митры, Гарни
027-Царские бани
028-Царские бани

Царские бани

-В центре мозаики – орнаментированная плетеная рамка, внутри которой разноцветными кубиками мастерски изображены человекоподобные мифологические существа - Океания и Море. Над ними из таких же кубиков загадочная надпись на греческом собрана: «Работали, не получив ничего». Благодаря мозаике можно датировать само помещение бань – конец 3-го века н.э.

-По поводу этой надписи две версии существуют. Первая (очевидная) – мастерам за работу не заплатили, попросту их кинув. Вторая: мозаика – подарок от мастеров.

-Обогревалась баня отопительной системой, известной под названием «гипокауст». Гипокауст еще в Древней Греции изобрели, а римляне усовершенствовали. Под двойным полом купальни равномерно расположены многочисленные столбики, сложенные из обожженного кирпича круглой формы, скрепленных друг с другом тонким слоем глины.

029-Царские бани

-Горячий воздух и дым из печи, находившейся снаружи бани, проходя между столбиками, согревали сначала помещение, предусмотренное для купания горячей водой и, потеряв часть тепла, поступали в помещение с теплой водой, далее, окончательно остыв, доходили до купальни с холодной водой.

-Ущелье реки Азат примечательно своими кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных базальтовых призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней». Предлагаю по нему прогуляться.

030-Ущелье реки Азат

-Спустимся в ущелье по мосту 11-го века, недавно отреставрированному.

031-Ущелье реки Азат
032-Ущелье реки Азат
033-Ущелье реки Азат
034-Ущелье реки Азат

Ущелье, что и говорить, феерическое зрелище собой представляет.

035-Ущелье реки Азат

Базальтовые трубы очень на гигантский орган похожи.

036-Ущелье реки Азат
037-Ущелье реки Азат
038-Ущелье реки Азат
039-Ущелье реки Азат
040-Ущелье реки Азат
041-Ущелье реки Азат
042-Ущелье реки Азат
043-Ущелье реки Азат
044-Ущелье реки Азат
045-Ущелье реки Азат
046-Ущелье реки Азат
047-Ущелье реки Азат
048-Ущелье реки Азат
049-Ущелье реки Азат
050-Ущелье реки Азат

Я в ущелье симпатичный круглый камень размером с большую картофелину нашел.

051-Ущелье реки Азат

Сев в машину, в монастырь Гегард поехали.

052-Карта

-Точная дата основания монастыря неизвестна, -рассказывала Мара.- Однако известно, что место для монастыря выбрано не случайно, так как в дохристианские времена весьма почитались места с природными родниками, а ключ с родниковой водой как раз и находится внутри основного притвора. Бьет он и сейчас.

053-Гегард

-Полагают, что в начале 4-го века, в первые годы установления в Армении христианства как государственной религии, был основан монастырь, называющийся Айриванк – «Монастырь пещер». С момента образования монастыря монахи жили прямо в нем и в соседних пещерах, используя их как кельи. Летописи сообщают, что в монастыре кроме келий имелось также несколько церквей, жилые помещения и различные служебные постройки.

054-Монастырь Гегард

-Монастырь прославился как школа для составления манускриптов, музыкальная академия и место паломничества.

055-Монастырь Гегард

-В 920-х годах монастырь Айриванк разграбили и разрушили арабы. Впоследствии монастырь был восстановлен и защитными стенами окружен, которые и до наших дней сохранились, но многочисленные манускрипты монастыря навсегда утеряны были.

064-Монастырь Гегард
065-Монастырь Гегард
061-Схема монастыря Гегард
062-Схема монастыря Гегард

-С конца 13-го века монастырь местом массового паломничества являлся, так как в нем хранилось Святое Копье, которым, как повествует Новый Завет, римский легионер пронзил распятого Христа. Вследствие этого монастырь прозвали Гегардаванк («Монастырь Копья»). Другой реликвией в монастыре являлся деревянный фрагмент Ноева Ковчега.

-Монастырь и позже грабили: татаро-монголы, а затем и тимуриды, частично пострадал он от землетрясений 1127, 1679 и 1840 годов. Монастырь в дальнейшем восстановлен был и служил летней резиденцией армянских католикосов.

-Верхний притвор, в котором мы находимся, вырублен в твердой скальной породе в 1288 году. Вдоль узких лестниц, ведущих в притвор, имеется множество крестов, высеченных в камне, которые можно увидеть на всей территории монастыря.

057-Монастырь Гегард
060-Монастырь Гегард

-Притвор имеет центральную планировку, а его свод поддерживается четырьмя колоннами, целиком высеченными в скальной породе. Акустика помещения поразительна и превосходно подходит для исполнения шараканов – армянских религиозных песнопений, звуки которых как будто прямо к небу возносятся.

058-Монастырь Гегард
059-Монастырь Гегард

-Монастырь был известен еще и своей музыкальной школой и композиторами шараканов, среди которых была Саакадухт, творившая и обучавшая музыке в 8-м веке. Каноны того времени требовали, чтобы женщина не появлялась перед монахами, но, благодаря своим произведениям, Саакадухт была настолько знаменита, что церковь разрешила ей преподавать в монастыре, оставаясь, однако, за занавесью.

066-Монастырь Гегард
067-Монастырь Гегард

-Часто вместе с группами туристов и паломников приезжают певцы священных песнопений. Как раз сейчас такой хор мы и послушаем.

-Наверху северной стены притвора выдолблен герб могущественного рода Прошьянов, под ним лежат останки рода Прошьянов. На гербе изображены два льва, скованные железным кольцом, которое держит зубами бык и орел с овцой в когтях.

063-Герб рода Прошьянов

-Неотъемлемой частью монастырского комплекса является множество монашеских келий, вырубленных в скалах, окружающих монастырь. Многие из них были разрушены во время землетрясения.

068-Монастырь Гегард

-В монастыре поддерживался весьма аскетический образ жизни, и монахи жили, работали и молились в подобных кельях. Некоторые из них не покидали своих маленьких жилищ до самой смерти.

069-Монастырь Гегард

-Прямо в скалах вблизи келий и выше церкви выдолблено множество орнаментированных хачкаров. Некоторые из них относятся к раннему средневековому периоду, но большинство датировано 11-13-ми веками и лишь некоторые из них относятся к более позднему периоду.

070-Монастырь Гегард

-Будучи самым популярным местом для паломничества в Армении, монастырь получал в дар земли, пожертвования, манускрипты и сокровища от богатых паломников, имена которых зафиксированы на стенах монастыря и многих хачкарах.

-Хачкары Гегарда являются неповторимыми образцами искусства и поражают своей композицией и исполнительским мастерством. Цвет хачкаров является результатом нанесения на них красной краски «вордан кармир» - красителем, получаемым из определенного вида кошенилей (червей).

056-Хачкары
071-Хачкар

-Вордан кармир экспортировался за пределы страны и ценился в странах Европы и Ближнего Востока даже выше золота. Долговечность красителя доказана сама по себе: краске, которую вы видите, более 800 лет.

-Вон там под навесом мясо разделывают. Это матах – традиционное благотворительное пожертвование в Армянской апостольской церкви. Матах - это милостыня, а не приношение в жертву животных. Дословно матах означает «вознести соль».

072-Матах

-Для совершения матаха необходимы животное, которое должно быть особью мужского пола (ягнёнок, бычок, петух или голубь), и соль. Нельзя жертвовать больное или имеющее увечья животное, так как дары, преподносимые Богу, должны быть чистыми и непорочными. Закалывать животное должен мужчина. Голову и внутренности необходимо предавать земле, чтобы остатки животного, которое будет освящено вследствие обряда матаха, не достались в пищу другим животным.

073-Монастырь Гегард

-В варке жертвенного блюда участвуют женщины. Жертвенная пища не может быть зажарена. Поскольку матах - это не кровное жертвоприношение, роль священнослужителя сводится исключительно к освящению приносимой жертвователем соли. То есть церковью благословляется не само животное, а именно соль, так как она служит символом чистоты и освящения. Освященной солью кормится животное, после забоя мясо варится в воде, приправленной этой же солью. Ничего кроме соли к мясу не добавляется.

074-Монастырь Гегард

-Вместо мяса животного может быть совершено любое пожертвование, например хлеб, другая пища, одежда, деньги и т.д. Пиршество или вкушение мяса пожертвованного животного не являются смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимущим, тем самым исполняя заповедь.

075-Монастырь Гегард

-Пойдемте прогуляемся. Это та же самая река Азат, только возле Гарни она полноводней.

076-Монастырь Гегард
077-Монастырь Гегард

-Широкую известность монастырь получил благодаря хранившимся в нем реликвиям, в число которых входили реликвии св. апостолов Андрея и Иоанна, переданные в дар монастырю в 12-м веке.

078-Монастырь Гегард

-Начиная с 1250-х годов в числе реликвий упоминается реликвия, получившая современное название «Святое Копье». Эти копьем пронзен был распятый Христос.

079-Монастырь Гегард

-Хотя «Евангелие от Иоанна» (19:34) не упоминает имени владельца копья, христианство традиционно приписывает копье римскому центуриону Лонгину. Говорят, что смесь воды и крови, хлынувшая из раны Спасителя, плеснула в глаза центуриону и мгновенно их исцелила. Пораженный этим чудом, центурион принял христианство и начал проповедовать его на Ближнем Востоке, нося копье с собой. Позднее Лонгин поселился в Каппадокии, где и был замучен.

-Святое Копье упоминается также св. апостолом Фаддеем, который вел проповеди вместе с св. апостолом Варфоломеем в первом столетии нашей эры. Оба они вели свое богослужение в южных провинциях Армении. Св. Фаддей всюду носил Святое Копье с собой, а в Арбазе основал христианскую общину и епископат, где и скончался в 66 году.

-До того, как Святое Копье в конце 13-го века передано было в Гегардаванк, оно хранилось в церкви св. Фаддея, построенной над его могилой. Реликвии, переданной в средние века в Айриванк, бесчисленные паломники поклонялись. В настоящее время Копье в сокровищнице Первопрестольного Святого Эчмиадзина хранится.

-Образцы Святого Копья хранятся также в Вене, Кракове и Риме и известны как «Святые Копья». Однако копье, хранящееся в Эчмиадзине, считается подлинным «Святым Копьем».

080-Монастырь Гегард

Выйдя из монастыря, мужчину заметили, который петуха для матаха нес.

081-Монастырь Гегард

У подножия монастыря совершенно ничейный куст с абсолютно созревшей алычой нашелся. Освежившись алычой, сели в машину и обратно в Ереван поехали.

082-Алыча
083-Ереван
084-Ереван

По дороге остановились у музейного магазина завода «Арарат», где за 16440 драмов я докупил (на подарки) еще одну бутылку 10-летнего коньяка «Арарат», для чего поменял 100 долларов по курсу 473 драма за доллар.

085-Справка об обмене
086-Чек

После «Арарата» в «Ереван-Сити» отправились, где пять ящиков вина «Армения» приобрели и в багажник погрузили.

-А не многовато вам вина на оставшиеся четыре дня? -удивилась Мара.

-Вообще-то пять, включая сегодняшний вечер, -пояснил я.- И я очень надеюсь, что хватит.

087-Ящики с вином

Мемориал памяти жертв геноцида, расположенный на холме Цицернакаберд («Крепость ласточки»), стал последним объектом нашего изучения в этот день.

088-Карта
089-Мемориал геноцида

-Двенадцать бетонных плит образуют усеченную пирамиду, внутри которой горит вечный огонь и звучит траурная музыка, -рассказывала Мара.- Рядом расположена 44-метровая стела, которая символизирует волю к возрождению армянского народа. Стела разделена на две части глубоким разломом, как и единая Армения разделена на Западную и Восточную.

090-Мемориал геноцида

-К памятнику ведет траурная аллея, вдоль которой располагается стометровая мемориальная стена с нанесенными на нее названиями городов и деревень, по которым проходил путь депортированных во время геноцида армян. Мемориал в 1967 году открыт.

091-Мемориал геноцида
092-Мемориал геноцида

-В музейном парке есть аллея из канадских елей, посаженных известными политиками.

093-Музеиная аллея
094-Музеиная аллея
095-Музеиная аллея

-Последним достроенным зданием комплекса стал открытый в 1995 году на другом конце парка музей геноцида. Музей почти целиком находится под землёй и состоит из двух этажей общей площадью 2000 кв.м. Начнем с музея.

096-Музеи геноцида

Оказалось, что вход как во весь мемориал, так и в музей геноцида – бесплатный. Более того, нам выделили очаровательную женщину, которая и экскурсию бесплатно провела.

097-Музеи геноцида

-Всем известно, что в янычары (личную гвардию султана) брали самых крепких мальчиков-христиан, -начала рассказ гид.- Армяне были одной из самых образованных, влиятельных и экономически самостоятельной частью общества Османской империи. Они имели очень хорошо организованную систему образования, начиная с детского сада. Армянские девушки высшее образование получали.

098-Музеи геноцида

-Производство, внешняя и внутренняя торговля, архитектура, медицина, книгопечатание – во всем этом армяне уже к концу 19-го века преуспевали. Первые газеты, театры, фотографирование, спорт – все это армяне развивали. Мусульманам заниматься спортом категорически запрещалось, а у армян свои спортивные клубы и футбольные команды имелись.

100-Музеи геноцида

-Все это требовало гарантий безопасности для армян со стороны турок, но таких гарантий не было. Пункт 61 Берлинского договора 1878 года обязал турков соблюдать права армян, которые мечтали о создании автономии в Западной Армении или даже собственного государства. Вопрос о создании автономии в Западной Армении вошел в историю как Армянский вопрос.

102-Музеи геноцида
103-Музеи геноцида
104-Музеи геноцида

-Султан Абдул-Гамид II для его решения организовал в 1894 -1895 годах резню армянского населения, ставшую первой волной массовых убийств и прологом последующего геноцида. В ходе этой резни по разным оценкам погибло от 50 до 300 тысяч человек.

105-Музеи геноцида
099-Музеи геноцида

-В 1908 году, совершив государственный переворот, в Турции к власти пришла партия младотурок. Падение кровавого режима султана Абдул-Гамида II приветствовали все народы Османской империи. С младотурецким правительством связывали надежды, что оно отменит правовое неравноправие христиан и дарует народам империи демократические свободы. Однако правительство младотурок повело политику ассимиляции других народов. Официальной политикой стали пантюркизм и панисламизм. Встретив сопротивление своим планам, правительство младотурок стало силовыми методами действовать.

106-Музеи геноцида

-В Киликии в апреле-мае 1909 года по приказу правительства были спровоцированы грабежи и резня армян. В некоторых городах и селах армянское население спаслось благодаря героической самообороне. В целом было убито 30 тысяч армян.

107-Музеи геноцида

-Накануне Первой мировой войны в Турции к власти пришел триумвират из лидеров партии младотурок, который сконцентрировал в своих руках всю полноту власти. Все государственные вопросы в Османской империи теперь решали: Талеат – премьер-министр и министр внутренних дел, Энвер – военный министр и Джемаль – военно-морской министр.

-В 1911 году началась турецко-итальянская война, в результате которой Турция потеряла значительные территории. В 1912-1913 годах произошли Первая и Вторая Балканские войны. Балканские народы, объединив силы, разгромили заклятого врага и освободили свои национальные территории, некогда захваченные турками.

-Толпы турецких беженцев с потерянных европейских территорий хлынули в азиатские области Турции. Правительство младотурок стало заселять обезлюдевшие армянские села и городские кварталы мусульманскими переселенцами из европейских областей империи.

108-Музеи геноцида

-После Балканских войн Армянский вопрос вновь был включен в повестку дня международной дипломатии. В 1913 году великие державы пришли к соглашению и потребовали от младотурецкого правительства провести реформы в Западной Армении. На Россию была возложена миссия проследить за выполнением реформ.

-26 января 1914 года было подписано русско-турецкое соглашение по проведению реформ в Западной Армении. Согласно нему, из населенных армянами областей должны были быть образованы две территориально-административные единицы во главе с губернаторами-европейцами. Дискриминация по национальному или религиозному признакам должна была быть отменена и введено равноправие всех граждан. Все национальности должны были иметь равное представительство в административных органах, полиции и суде. К лету 1914 года уже были назначены губернаторы-европейцы, но они не успели приступить к своим обязанностям.

-Воспользовавшись началом Первой мировой войны, правительство младотурок отказалось от выполнения обещанных реформ.

111-Музеи геноцида

-Еще в 1911 г. в Салониках на тайном совещании партии младотурок было принято решение отуречить всех подданных, а христиан – депортировать из Западной Армении (Восточной Турции) или уничтожить. С началом Первой мировой войны младотурецкое правительство решило воспользоваться благоприятной международной ситуацией и осуществить эти решения.

-Надеясь сохранить остатки ослабленной Османской империи, правительство младотурков приняло на вооружение политику пантюркизма – создания огромной Турецкой империи, вбирающей в себя все тюркоязычное население Кавказа, Средней Азии, Крыма, Поволжья, Сибири, и простирающейся до границ Китая. Политика пантюркизма предполагала тюркизацию всех национальных меньшинств империи. Армянское население рассматривалось главным препятствием для реализации этого проекта.

-Геноцид - это организованное массовое уничтожение группы людей, требующее центрального планирования и создания внутреннего механизма его осуществления. Именно это и превращает геноцид в государственное преступление, поскольку только государство обладает ресурсами, которые можно использовать в подобной схеме.

-Геноцидом армян называют массовое убийство армянского населения Османской империи во время Первой мировой войны. Эти избиения были осуществлены в разных регионах Османской империи правительством младотурок, которые были в тот период у власти.

-24 апреля 1915 года, с ареста и последующего истребления около тысячи представителей армянской интеллигенции, в основном из столицы Османской империи Константинополя (Стамбула), начался первый этап уничтожения армянского населения. Ныне 24 апреля отмечается армянами всего мира как день памяти жертв Геноцида.

-Вторым этапом «окончательного решения» Армянского вопроса стал призыв в турецкую армию около трехсот тысяч армянских мужчин, позднее разоруженных и убитых своими турецкими сослуживцами.

101-Музеи геноцида
112-Музеи геноцида

-Третий этап Геноцида ознаменовался резней, депортацией и «маршами смерти» женщин, детей и стариков в сирийскую пустыню, где сотни тысяч людей были убиты турецкими солдатами, жандармами и курдскими бандами, либо гибли от голода и эпидемий. Тысячи женщин и детей подверглись насилию. Десятки тысяч были насильственно обращены в ислам.

110-Музеи геноцида

-В ходе Геноцида 1915 года армянское население некоторых областей путем героической самообороны смогло спастись или погибло с честью – с оружием в руках. Пример героической самообороны показали защитники Мусалера. Получив приказ о выселении, 5-тысячное армянское население 7 сел области Суетия (на берегу Средиземного моря, близ Антиохии) решило защищаться и укрепилось на горе Муса. Руководил самообороной офицер и герой турецкой армии, армянин Тигран Андреасян. Полтора месяца шли неравные бои с вооруженными артиллерией турецкими войсками. С французского крейсера «Гишен» заметили призыв армян о помощи, и 10 сентября 1915 года оставшиеся в живых 4058 армян были переправлены в Египет на французских и английских судах. История этой героической самообороны, со слов очевидца, описана в романе австрийского писателя Франца Верфеля «40 дней Муса-Дага». Роман множество переизданий выдержал.

109-Музеи геноцида

-В канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян. Около полутора миллиона было уничтожено за период с 1915 до 1923 года. Оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру.

113-Музеи геноцида

-В ходе Геноцида было уничтожено более 2000 армянских деревень, столько же церквей и монастырей, армянские кварталы более 60 городов. Младотурецкое правительство присвоило награбленные у армян ценности и вклады. В Западной Армении практически не осталось армянского населения.

-Ответственность за Геноцид армянского населения лежит на руководителях младотурок. Премьер-министр Турции Талеат впоследствии заявил цинично, что не существует более Армянского вопроса, так как нет больше армян, и что за три месяца лично он сделал для решения Армянского вопроса больше, чем султан Абдул-Гамид II за 30 лет своего правления.

-Младотурецкие лидеры после поражения в войне бежали из Турции, но уйти от возмездия им не удалось. В марте 1921 года в Берлине застрелили Талеата, при чем суд оправдал убийцу. В июле 1922 года в Тифлисе убили Джемаля, в августе 1922 года в Средней Азии - Энвера.

-Последней стадией Геноцида является тотальное и абсолютное отрицание турецким правительством массовых убийств и уничтожения армян на их же родине. Несмотря на процесс международного осуждения Геноцида армян, Турция продолжает бороться против его признания всеми средствами, включая пропаганду, фальсификацию научных фактов, лоббирование и т.д.

-На сегодняшний день более 30 стран мира, включая Россию, признали геноцид армян в Османской империи 1915 - 1923 годов.

Мы поблагодарили гида и отправились к Вечному огню, чтобы минутой молчания отдать дань уважения всем жертвам Геноцида.

114-Музеи геноцида
115-Музеи геноцида
116-Музеи геноцида
117-Музеи геноцида

Вышли мы из Мемориала несколько подавленные и Мара, дабы поднять всем настроение, в заведение «Эл Гарден» зайти предложила, тут же рядом расположенное.

118-Карта
119-Эл Гарден

Заведение оказалось очень симпатичным и в саду расположенном. Имелись там и пруд с утками, и пуфики, и даже живые кролики.

120-Эл Гарден
122-Эл Гарден
123-Эл Гарден
125-Эл Гарден

Разместиться на пуфиках некоторых усилий стоило, зато в саду - чистый релакс и прохладно.

121-Эл Гарден

Никакой еды заказывать не стали, попросили минералку, кофе и пиво, мохито и мороженое, и далее по списку.

124-Эл Гарден
126-Эл Гарден
127-Эл Гарден

Заведением «Эл Гарден» недешевым оказалось: по счету (с учетом чаевых) 28 000 драмов отдали – обычно мы такую сумму за ужин на всех платили. Впрочем, оно того стоило.

128-Ереван
129-Ереван
130-Ереван

Выгрузив вино в квартире, решили, что ужинать еще рано. Переоделись и пошли по центру Еревана гулять.

131-Ереван

Мимо памятника Грибоедову к площади Республики прошли.

132-Памятник Грибоедову

Памятник А.С. Грибоедову

133-Площадь Республики
134-Площадь Республики

Оттуда – к Оперной площади.

135-Оперныи театр
136-Памятник Араму Хачатуряну

Памятник Араму Хачатуряну

От Оперной площади до Северного проспекта прошли и по нему прогулялись.

137-Северныи проспект
138-Северныи проспект
139-Северныи проспект
140-Ереван

Вернувшись на площадь Республики, домой пошли ужинать.

141-Площадь Республики
142-Площадь Республики

-А вы обратили внимание, что ни одного «Макдональдса» в Армении мы не видели, -заметила жена.- А вот «KFC» регулярно встречаются.

143-КФС

Свояченица сварила картошку, жена сделала салат, а Люся рыбу пожарила. После ужина Рома по барам гулять отправился, прихватив с собой жену и свояченицу. Вернулись они в полночь.

Люся к тому времени уже спала, а я гранатовое вино из «Арени» дегустировал.

Анатолий Новак,

15 января 2024 года


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте