Очень красивый и технически несложный маршрут водного похода на Полярном Урале по рекам Хадата и Щучья.
платформа 110км - озеро Хадатинское (Хадат-Юган-Лор) - река Хадата - река Щучья - автомобильный мост через реку Щучью - Лабытнанги

Начало

Тут краткий рассказ о сплаве по рекам Хадата и Щучья в августе 2018 года. Это даже не отчет, а некие пояснения к фильму, который мы сняли во время путешествия. Читать и не смотреть - бессмысленно. Я много матерюсь в видео и в жизни, если вы к такому не привыкли, то смотреть не нужно - не травмируйте себя. Но и читать тогда смысла нет)
Заброска

Заброска на маршрут долгая, трудная и дорогая.
1. Поезд Москва - Лабытнанги. Сходим на станции "Полярный Урал". Поезд стоит около минуты или двух, то есть выбросится из него нужно просто моментально. Мы выбрасывали вещи в то время, как поезд уже начал движение.
2. Пересадка. Около часа тусуемся и отдыхаем на станции "Полярный Урал", ждем поезда Воркута - Лабытнанги, садимся в него и едем до станции "110км"
Зачем нужна пересакда? Потому что поезд Москва-Лабытнанги не останавливается на станции 110км, а проезжает ее мимо, а нам нужно именно туда. Там есть где погулять, можно сходить к знаку границы "Европа-Азия".
3. Пересаживаемся в вездеходы. Нас вез Юрий Жданов (http://www.zhdanov-yamaltour.ru/ https://vk.com/club69622759 тел. 89643866524). Связывались с ним заранее, примерно в начале весны. По стоимости - в 2018 году за заброску 6 человек (все влезают в один вездеход) с нас взяли 66 000 рублей.

5-6 августа. Прогулка вдоль озера и к леднику ИГАН

Нас высадили вездеходы в месте, где река Хадата вытекает из озера Хадат-Юган-Лор. Недалеко от берега озера расположены заросли кустарника (вроде как ольха) - за ним можно спрятаться от ветра и поставить лагерь. Эту ольху можно жечь, она горит, но очень плохо. Других дров возле озера нет.
5 августа, прибыв на место мы сразу легли спать. Выспавшись пошли погулять вдоль озера. Хотели дойти берегом до протоки, соединяющей озера Большое Хадат Юган Лор и Малое Хадат Юган Лор, но так и не дошли. По берегу очень неприятный крупный, скользкий курумник. Идти по нему быстро не получается, выбираешь каждый камень, на который собираешься наступить.
На следующий день - 6 августа мы решили прогуляться до ледника ИГАН. Переплыли на лодке реку Хадата и пошли в сторону гор. Подъем нетрудный. Маленький сложный участок был в конце - пришлось подниматься по достаточно отвесному склону по снегу. Сходить туда стоит, потому что сверху, с гор открывается потрясающий вид на озера.
7-8 августа. Протока между озерами Большое и Малое Хадатюганлор

Утром 7 августа началась наша водная часть похода. Мы должны были пересечь озеро Большое Хадатюганлор с востока на запад и доплыть до озера Малое Хадатюганлор. Озера соединяются протокой.
У нас 4 надувных байдарки: Щука-3 (2 штуки), Налим и Хатанга.
Одну Щуку и Хатангу брали в прокат вот здесь: https://bluedrop.ru/. Получилось так (и это моя ошибка конечно), что прокатные байдарки перед походом я не проверял, не надувал. Когда мы стали надувать прокатную Щуку, обнаружилось, что один баллон не просто дырявый, а фактически сгнил в районе шва. Пришлось ругаться сильно на фирму "Голубая капелька", где взяли байдарки в прокат, и чинить все подручными средствами (склеили и замотали проволокой - весь поход потом держалось отлично). Нужно сказать, что на самом деле ребята из "Голубой капельки" нормальные, много раз нас выручали по байдаркам, так что ругань в видео - это просто эмоции. Проверяйте снарягу перед походом!
Мы доплыли до протоки. До озера Малое Хадаюганлор доплыть по воде трудно (если не сказать невозможно) - протока очень мелкая, течение там встречное. Мы решили поставить лагерь на протоке. Мест для стоянок хороших там нет совсем. Дров тоже. Тент растянуть практически негде. С трудом нашли подходящее место поставили там лагерь.
Само место - потрясающее. Это, как нам показалось, какая-то зона, где формируются облака. Практически постоянно льет дождь и потрясающие виды на горы с облаками. Не будет преувеличением сказать, что это самая красивое место которое я вообще видел в жизни.
8 августа прогулялись до озера Малое Хадатюгалор.
Наконец-то удалось поймать рыбу. С рыбалкой история такая. Рыбаки мы, как говорится, "известные", так что удочки взяли, но что хариуса нужно ловить не на блесну, а на мушку не удосужились узнать. Об этом нам рассказали ребята в поезде. И подарили пару мушек, когда узнали, что мы вообще без них. В итоге, в этой протоке между озерами мы стали ловить хариуса на эти мушки и прям хорошо так наловиили (ну для нашего "уровня" рыбаков это было прямо много рыбы). Причем пробовали ловить на блесну - рыба вообще не реагирует. Рыбы в протоке много - ее прям видно, процесс ловли хариуса на мушку - очень увлекательный. Нарыбачились от души в общем.
Пойманную рыбу зажарили на сковородке. Потрясающе вкусный был ужин!
9-10 августа. Баня и сплав по Хадате

9 августа мы снялись со стоянки на озере, проплыли озеро с запада на восток и начали сплав по реке Хадата. В начале река широко разливается на множество проток и поэтому мелкая, приходилось часто выходить из лодки и проводить ее.
К вечеру мы доплыли до стоянки со стационарной баней. Баня находится по правому берегу возле вездеходной дороги. Представляет из себя железный синий вагончик. Рядом с баней еще один вагончик - в нем можно переночевать. В нашем случае вагончик для ночлега был занят, но зато баней мы воспользовались. Отличная возможность отогреться и просушиться в середине похода.
На следующий день, 10 августа мы продолжили сплав по реке Хадата. Прошли совсем чуть чуть - около 10 км и снова встали лагерем. Этот участок нам очень понравился, река быстрая. множество перекатов, маленьких порожков. Сплавляться одно удовольствие. Технически - никакой сложности, на зато море удовольствия, особенно после того, как предыдущий день постоянно приходилось слезать с мели. Прошли мало, потому что знали, что впереди у нас еще много дней и хотелось подольше задержаться именно среди гор, на реке Хадата. Встали лагерем по левому берегу. В лесу уже достаточно много лиственницы, проблем с дровами не было.
11-12 августа. Дневка на ветреной стоянке и продолжение сплава.

11 августа у нас была дневка. Прогулялись в горы, посмотрели на Хадату сверху.
Ночью поднялся ураганный ветер. У нас выгибало дуги в палатке, даже немного ее порвало. Пришлось в 4 утра переставлять палатки в низину, где ветра было поменьше. В общем ночка получилась так себе.
12 августа прошли 20 км вниз по реке хадата. Встречались перекаты и валы. У каких-то порогов по карте и отчетам стоят категории (первая или даже вторая), но по факту (во всяком случае в нашем случае при том уровне воды) все пороги были бескатегорийные, никакой особенной сложности не представляли.
Встали на стоянке "У рыжих гор". Саму стоянку, обозначенную на карте, мы не нашли, но там достаточное количество ровных площадок, найти стоянку проблемы не составляет. Сами эти "рыжие горы" хорошо узнаются с воды, они действительно рыжие. С дровами проблем нет, кругом растет лиственница.
13-14 августа. Завершение сплава по Хадате, выход в реку Щучья.

13 августа от стоянки у рыжих гор мы прошли около 26 км и встали лагерем практически у места, где Хадата впадает в Щучью. Этот участок реки уже полностью спокойный, река расширяется, становится глубокой и очень спокойной.
14 августа прошли по реке Щучья около 30 км. Стоянок вдоль реки практически нет, вокруг реки - болото, сухих мест, не заросших кустарником немного. С воды стоянки вообще не просматриваются, приходится в поиске стоянки постоянно выходить на берег.
15-17 августа. Дневка на Щучьей и выброска

15 августа мы остались на дневку на реке Щучья. Весь день рыбачили - на реке и на внутреннем озерце около реки.
16 августа мы прошли до места выброски - моста где нас должен был на следующий день забрать трэкол (такая машина с огромными колесами)
17 августа мы встретились с трэколом и благополучно выбросились с маршрута. Выброской заказывали также через Юрия Жданова (контакты в главе про заброску). Стоило это в 2018 году 25 000 рублей.
Вечером 17 августа были в Лабытнанагах, а утром 18 августа у нас оттуда уезжал поезд в Москву. С ночевкой в Лабытнанагах хитрость такая. Поезд, отъезжающий с утра в Москву подают с вечера предыдущего дня. Мы договорились с проводником (не бесплатно конечно) и переночевали на своих местах в поезде.