День 2-й, 22 августа 2024 года, Четверг.
Казань.
Казань, Привокзальная площадь. Отель «Кристалл». Мокрая слобода. Протока
Булак и Старотатарская слобода. Озеро Кабан. Усадьба купцов Сабитовых. Мечеть
Марджани. Екатерина II в Казани. Дом Юнусовых-Апанаевых. Дом Беркутова:
квартира по цене пианино. Юнусовская площадь. Дом Шамиля. Ленин в Казанском
университете. Дом Ушковой. Памятник «летающему татарину» Рудольфу Нуриеву.
Казанский Богородицкий мужской монастырь – место обретения Казанской иконы
Божией Матери. «Ватиканский» список. Церковь Параскевы Пятницы. Дворец
земледельцев. Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году.
Казанская Чаша, Зиланты и Барсы. Ак Барс Арена. Мост Миллениум, Арское кладбище
и Емельян Пугачев. Театр кукол «Экият». «Туган авылым» («Родная деревня»).
Памятник эчпочмаку. Памятник Мусе Джалилю вместо памятника Александру II. Казанский Кремль.
Спасская башня. Здание Присутственных мест. Юнкерское училище.
Спасо-Преображенский монастырь. Мечеть Кул-Шариф. Круглосуточное чтение Корана.
Пушечный двор. Благовещенский собор. Архиерейский дом. Здание духовной
консистории. Смотровая площадка. Губернаторский дворец. Дозорная башня
Сююмбике. Мавзолей казанских ханов. Ужин в «Хинкальной». Улица Баумана. Памятник
Коту Казанскому. Бар «Соседи».
Проснулся я
в 5–30 и, пока все еще спали, быстро посетил туалет, почистил зубы и сел книжку
читать. Проснулись все в 7–00. Жена заявила, что, несмотря на старый вагон, она
отлично выспалась. Заказали у проводницы Лены три стакана кофе и, пока его
пили, поезд в Казань в 7–50 прибыл.
Сойдя с
поезда, на обширную Привокзальную площадь вышли. Украшало ее краснокирпичное
здание железнодорожного вокзала, построенное по проекту архитектора Генриха
Руша в 1896 году.
Здание
городу в 300 тысяч рублей обошлось, но в 1992 году в нем пожар произошел –
сгорело все, кроме стен и фундаментов. Через 5 лет здание восстановили, так что
я решил барышень у одного из двух беломраморных барсов при входе
сфотографировать.
Погода
просто великолепная стояла.
Перекурив,
решили, что неплохо бы с гидом встречающим увидеться, и свояченица позвонила некой
девушке Тане по номеру, который ей в турфирме выдали.
Таня
помахала нам в ответ рукой с середины площади. Выяснилось, что Таня - наш
сопровождающий во время всей поездки гид, а муж ее Георгий (Гоша) – водитель
минивэна. Тут подошли две пожилые женщины из Москвы, тоже в нашей группе
оказавшиеся. Гоша объяснил нам, что 7 человек из группы путешествие из Саратова
начали, уже и Самару посетив, так что теперь в минивэне полный комплект – 12
человек.
-Отель ваш
«Кристалл», он через дорогу, вон там находится, -сообщил Гоша.- Можете в камеру
хранения отеля чемоданы пока сдать, заселяться в нее все равно после обеда
будем. Таскать их с собой не стоит.
Мы так и
сделали. Зашли в холл отеля, спустились вниз и сдали чемоданы в камеру
хранения, получив номерок. Никто не спросил нас, в какой номер мы заселяться
будем и будем ли заселяться вообще. Лайфхак (так нынче полезный совет
называется): приезжаете в Казань, сдаете вещи в камеру хранения отеля
«Кристалл» бесплатно, целый день по Казани гуляете, вечером забираете вещи и
уезжаете.
Холл отеля
вполне прилично для уровня трех звезд выглядел, ресторан тоже внизу находился.
В холле я
(на всякий случай) туристическую карту Казани прихватил.
Со скуки в
магазин «Дары Татарстана» зашли, в здании отеля расположенный. Ничего
интересного в нем не нашли и к минивэну направились.
Нечего и
говорить, что места в минивэне нам самые последние достались.
Вместе с
нами местный гид Фируза поехала.
-Населения в
нашем городе 1 млн 300 тысяч жителей, -начала рассказ гид.- Преобладающими
национальностями являются татары и русские, а вообще в Казани более 100
национальностей проживают.
-Начинаем мы
с вами экскурсию с исторического места города. В 1646 году здесь была Мокрая
слобода основана, расположенная на южной окраине города, в районе нынешнего
железнодорожного вокзала. Слобода находилась в низменной, заболоченной части
волжской поймы. Весной и осенью низкие деревянные избушки с подслеповатыми
окнами утопали в непролазной грязи, летом – в пыли.
-Идея была в
том, чтобы татар сюда заселить и покрестить, но реализовывалась она отнюдь не
ударными темпами. В итоге слобода заселена была беднейшим населением, чтобы
представление о его жизни получить, нужно «Бывшие люди» Максима Горького
прочесть. Самые большие приходы у церквей, при этом церкви очень бедные – уж
больно население нищее.
-Склады с
одеждой и товарами богатыми, при этом оборванное население, которое вокруг складов
этих жило. Репутация неблагополучного места за районом и в советские времена
сохранилась, но к 1000-летию Казани (2005 год) район вокруг вокзала в порядок
привели.
-Сейчас мы с
вами к площади Тысячелетия подъезжаем, слева – Центральный стадион, в 1960 году
построенный. Стадион к тысячелетию модернизировали и сейчас у него рейтинг
четыре звезды по классификации Европейской футбольной ассоциации, то есть на
нем могут матчи самого высокого уровня проводиться.
-Рядом –
здание нашего цирка, похожего то ли на летающую тарелку, то ли на супницу – его
в 1970 году построили. Крыша цирка – без единой опоры - 50 лет простояла.
-Мы с вами
поворачиваем на улицу Лево-Булачную, через протоку Булак Право-Булачная улица
находится. Раньше протока вполне судоходной была, но в конце 18-го века мелеть
начала, а в 60-х годах прошлого века ее еще и засыпали наполовину. В этом году
протоку фонтанами украсили.
-Протока
Булак разделяла Казань на татарскую часть и часть, где русские жили. Так
исторически сложилось: в 1552 году Иван Грозный с четвертой попытки Казань
завоевал, много жителей погибло, а оставшиеся партизанскими вылазками занялись,
и царь татар из Казани выселить приказал. Если на карту Татарстана взглянуть,
то исконно татарские деревни в 40 км от Казани находятся. Татар поселили за
левой стороной протоки Булак, здесь Старотатарская слобода создана была, где
богатые татары жили.
-Сейчас мы с
вами у усадьбы Сабитовых высадимся и на татарский быт посмотрим.
-15-20 лет
назад здесь много непрезентабельных домов стояло, но в 90-е годы власти
Татарстана налог (с юридических лиц) на ликвидацию ветхого жилья ввели, через
некоторое время в Москве налог незаконным признали, но власти Республики
выкрутились: налог на добровольные пожертвования (опять же с юридических лиц) заменили.
В результате все ветхие дома в Казани ликвидировали, а жильцов этих домов
расселили. Но ценные дома сохранить удалось, их отреставрировали.
-Прежде чем
в усадьбу отправимся, на озеро Нижний Кабан взглянем, его Ботаническая протока
с озером Средний Кабан соединяет. Озеро – визитная карточка нашего города, у
него интересная судьба. До революции в нем чистейшая вода была, из нее очень
хорошее пиво варили, квас и лимонады делали.
-После
революции все эти производства под названием «Красный Восток» объединили, а в
озеро местный химкомбинат отходы сливать начал, дно его заилилось – четвертая
степень загрязнения. Вода постепенно очищается: если по променаду вдоль озера
пройти, то и уток, и ондатр встретить можно, но купаться пока не рекомендуется.
Хотя купальщики встречаются, а некоторые сумасшедшие в озере и рыбу ловят.
-На берегу Татарский
государственный академический театр им. Галиасгара Камала в 1986 году
построили, но сейчас для него новое здание строят – настолько театр разросся.
Нынешнее здание поначалу разрушить собирались, но передумали – сейчас власти
города размышляют о том, как его использовать. Труппу театра еще в 1907 году Габдулла
Тукай сформировал, но она по разным площадкам скиталась и гастролировала, так
что, когда в 1986 году ей собственное здание дали, то на его сцене уже 1 января
1987 года спектакль «Голубая шаль» (классика татарского театра) на татарском
языке сыграли. Габдулла
Тукай во всем мире известен, но только не в России, а в Турции ему даже
памятник поставили.
-На
спектаклях наушники выдают и, когда на сцене комедия идет, то три раза смеются.
Первый раз те, кто татарский понимает, второй – те, кто в наушниках перевод
слушает и третий раз те, кто смеется над людьми в наушниках, до которых долго
доходит. А начиналась история труппы в усадьбе Сабитовых, куда мы с вами и
отправимся.
-Усадьба
купцов Сабитовых выглядит примерно так, как и при них: мужская и женская
половины, хотя сами Сабитовы принадлежали к той части татарского общества,
которая за перемены была.
-Двор
тротуарной плиткой сейчас вымощен, хотя на самом деле двор досками застилали, а
при входе в него обувь снимали.
-Татарская
национальная одежда. Сейчас это не жилой дом, а ресторанно-гостиничный комплекс,
плюс лавочки всякие.
-Был такой
немецкий ученый Карл Фукс, который более 30 лет в первой половине 19-го века
преподавал в нашем Казанском университете. Фукс выучил не только русский, но и
татарский и очень много сделал для изучения быта не только татар, но и других
народов, живших в Казани. Фукс писал, что татары очень вкусно поесть любят. У
Фукса дача под Казанью имелась, и он работника-татарина нанял: первым делом
татарин аванс потребовал, на который корову купил. Корову забили, и жена
работника каждый день Фукса мясом кормила.
-Как-то Карл
Фукс (он еще и врачом отличным был) вылечил одну вдову-татарку, а та сына
женила. Какое-то время до свадьбы ужины совместные со стороны как невесты, так
и жениха проводились, причем ужины были женскими или мужскими. На один такой женский
ужин Фукс и напросился, и был за занавеской посажен.
-Ужин с
обильного чаепития начался, потом собственно ужин состоялся, с 12–13 переменами
блюд. Татарочки очень аккуратно ели и особо вкусные куски с собой в мешочек
складывали (Фукс понял, что для детей). Уходя с ужина, женщины небольшие
подарки оставляли, но не все. По окончании ужина Фукс спросил вдову, почему не
все женщины подарки оставляли.
-Они бедные,
-объяснила вдова.
-Но ведь
одеты они богато, -усомнился Фукс.
-Так мы им
эту одежду и выдаем, чтобы они себя уверенно чувствовали, -пояснила вдова.
-То есть в
татарской слободе своих поддерживать старались. Так, собственно, и в Коране
прописано.
-Предки
татар – булгары, а предки булгар – тюркоязычные кочевые хунны.
Кочевые народы животноводами являлись и очень хорошо умели с продуктами
животноводства управляться. Перед нами – туфли татарские, кожа которых ни
влаги, ни пыли не боялась, в них даже весной ходить можно было, поэтому лучший
подарок из Казанского ханства – сапожки. Такая обувь лет 20—25 носится.
-Хозяйственный
двор усадьбы более-менее правильно представлен. Правда, здесь куры и гуси, в
действительности же больше уток держали – воды кругом много.
-Кошки в
татарских домах жили, а вот собаки нет: в исламе они нечистыми животными
считаются, их только для охраны двора держать могли.
-Заборы из
досок высокими делали, чтобы любопытные за женщинами не подглядывали. Птичники
имелись, что касается павлинов – их из-за моды держали: один купил, всем
остальным тоже захотелось.
-Возле дома
татары лук, чеснок и щавель сажали, появление огородов – это уже русское
влияние. Так же как плодовые деревья и кустарники – у русских соседей
подсмотрели. Сами татары татарами себя только в19-м веке называть стали.
Улица Каюма
Насыри
-Шигабутдин
Марджани был мусульманским богословом и просветителем. Марджани разрешил
татарам фотографироваться: благодаря этому фотографии татар 19-го века остались.
Он был имамом Первой Соборной мечети, ныне – мечети Марджани.
-Портрет
Шигабутдина Марджани в галерее Британского музея среди 150 портретов человек,
внесших наибольший вклад в развитие человечества, висит – наряду с портретами
Ньютона и Галилео Галилея. Благодаря ему, в частности, у татар 100%-я
грамотность была. Тот же Фукс писал, что при 3%-й грамотности русского
населения татары поголовно грамотными были. Все дети арабский язык учили
(девочки – на дому, у жены муллы). Марджани ввел в медресе изучение
естественных наук, так что по окончании обучения татарские юноши к поступлению
в университет готовы были.
-Каюм Насыри
также просветителем татарского народа являлся, дом его тоже сохранился на
улице, в честь него названной.
-Вокруг
мечети Марджани сейчас плитку меняют, так же как возле мечети в Казанском
кремле: Казань активно к октябрьскому саммиту БРИКС готовится. Москвичи
прикалываются, что до Казани мэр московский добрался, но это не так: плитку эту
20 лет не меняли.
-Не так
много в Казани зданий 18-го века сохранилось: мечеть Марджани – одно из этих
зданий. В 1767 году в Казань Екатерина II приехала и впервые татарам каменные мечети построить
разрешила. И не только: разрешила татарам в гильдии купеческие вступать, да и
земли в русской части города покупать. Екатерина в Казани пять дней провела и в
полном восторге от города осталась – она воочию убедилась, что татары не такие
страшные, как ей их описывали.
-Есть такая
легенда, что обрадованные татарские купцы спросили императрицу, какой высоты
минареты строить можно? Мудрая Екатерина ответила: «Власть моя только на землю
распространяется, над небом я не властна».
-Несколько
слов про минареты. Иногда минарет из крыши выступает, иногда рядом с мечетью в
виде отдельных башен. Почему их строить начали? Живут мусульмане по лунному
календарю, а молиться пять раз в день нужно, и (чтобы верующие не забыли)
муэдзины на минареты поднимаются и верующих на молитву созывают. Женщинам
посещать мечеть не обязательно: считается, что они и дома молиться могут – у
них и так дел полно. В любом случае, в мечети отдельный зал для женщин имеется:
главное условие – чтобы женщин молящиеся мужчины не видели, считается, что это
их от молитвы отвлекает.
-Мы с вами в
богатой части Татарской слободы находимся, здесь купцы и успешные ремесленники
селились, которые в состоянии себе дома построить были. Одним из них сапожник Каримов
был, шивший обувь на заказ. Интересная история с его дочерями произошла. Как
известно, у мусульман девушку замуж мужчина выдает: если нет отца, то брат,
дядя и т. д. Но тут революция, потом Гражданская война и у девушек этих
(красивых и хороших) мужчин в доме ни одного не осталось. Так две сестры
старыми девами век свой и дожили.
-Дом их один
местный художник выкупил, его отреставрировали и теперь в нем хостел
располагается.
-Я уже
упоминала вам фамилию Апанаевых, эта семья была одна из самых богатейших в
Татарской слободе, у них здесь 14 домов в собственности имелось. Называется этот
розовый дом «Дом Юнусовых-Апанаевых». Почему такое двойное название? В конце
18-го века на этом месте дом служилого татарина Юнуса находился, который денег сумел
накопить, и дети его купцами стали. Он завещал им, чтобы ни они, ни их дети ни
в коем случае денег для бизнеса в долг не брали, но его правнуки правило это
нарушили: ссуду взяли, а отдать не смогли и продали родовое гнездо
родственникам, Апанаевым.
-В начале
20-го века дом в самых модных тенденциях того времени перестроили, но, несмотря
на европейский внешний вид, в доме мужская и женская половина имелись.
Интересна судьба Апанаевых: как всякие богатые татары, они благотворительностью
занимались. У них сестра туберкулезом заболела и, чтобы за ее здоровьем
следить, Апанаевы дорогущий рентгеновский аппарат купили. Сестру спасти не
удалось и Апанаевы аппарат рентгеновский на нужды города отдали.
-После
национализации в 1918 году здесь роддом был, сейчас – поликлиника и
травмопункт. В нем мраморная лестница и зеркало, в которое Апанаевы смотрелись,
сохранилось.
-Вот этот
дом тоже интересный. Это дом врача Николая Ивановича Беркутова, он был врачом
5-й полицейской части (как раз Татарская слобода). Беркутов активным товарищем
был, гласным Казанской Думы являлся и во всех заседаниях участвовал; также
известен был тем обстоятельством, что, если у людей денег не было, то он их бесплатно
лечил. В этом доме Беркутов и жил, и пациентов принимал.
-В память о
былых заслугах большевики дом Беркутову оставили. Детей у доктора с женой не
было, и они дальнего родственника-сироту по фамилии Жидков усыновили. После
смерти Беркутова дом на две квартиры поделили: в одной из них Жидков жил, в
другой троюродные племянники Беркутова Федоровы поселились. После войны Жидков
квартиру госпоже Сабировой продал, подписав договор купли-продажи и деньги
получив, но буквально через неделю в СССР денежную реформу провели и на те
деньги, что Жидков получил, он разве что пианино купить смог, а госпожа
Сабирова выгодное вложение совершила – потомки ее до сих пор здесь живут.
-Сейчас мы с
вами дорогу перейдем и на Юнусовской площади окажемся. У татарского населения
Казани был свой центр – Юнусовская площадь, служившая местом собраний жителей Старотатарской
слободы. Где-то нужно было татарам императорские указы объявлять.
-Дом Шамиля.
Было такое семейство Апаковых, из поколения в поколение состояние умножавших.
Так получилось, что унаследовал все потомственный почетный гражданин Казани Ибрагим
Апаков, который мог уже и не работать, но человеком он активным оказался и
купцом 1-й гильдии стал. По всей Казани у Апакова несчитанное количество
недвижимости имелось. Дети у него с женой рождались, но умирали, одна только дочь
по имени Бибимарьямбану осталась.
-Умница и
красавица Бибимарьямбану на французском лучше говорила, чем на татарском и
самой модной девушкой Казани была: то, что она сегодня надевала, послезавтра
все красавицы Казани носили.
-18-летняя Бибимарьямбану
замуж за 45-летнего генерал-майора в отставке Мухаммед-Шафи, третьего сына
имама Шамиля, вышла. Генерал в Казань с 23-летним сыном приехал, и (казалось
бы) сын для женитьбы больше подходил, но Мухаммед-Шафи решил, что он и сам еще
ого-го и посватался. Жили они, кстати, хорошо – генерал небедным человеком оказался.
-Бибимарьямбану
родовое гнездо снесла и этот дом в 1903 году на его месте построила. Прожили
они здесь недолго. Семейная пара много путешествовала, благо финансовые
возможности позволяли, и каждый год на воды в Кисловодск ездила. Во время одной
такой поездки в 1906 году Мухаммед-Шафи скончался, вдова похоронила его там же,
на Кавказе, и в Казань вернулась. В Казани она продала всю оставшуюся
недвижимость (3–4 дома) и этот дом, а сама вместе с дочерьми в Санкт-Петербург
перебралась: там уже серьезная татарская диаспора имелась.
-Этот дом
купец Валиулла Ибрагимов купил. Здесь он не жил, он тут собственное
производство шоколада наладил: на втором этаже шоколадные конфеты делали и в
коробки их фасовали, а на первом магазин располагался. Было особым шиком
подарить коробку шоколадных конфет с фотографией красивой татарочки на крышке
коробки – девушек специально искали.
-После
революции в доме коммунальные квартиры появились, в 1980 году квартиры
расселили и решили в нем шахматный клуб сделать, благо башенки дома на
шахматные фигуры похожи, но в 1986 году дом Шамиля в музей Габдуллы Тукая
превратили. Есть в музее и экспозиция, обитателям дома посвященная. Интересный
момент: в доме кухни не было, потому что Бибимарьямбану запаха кухни не любила
и еду во флигеле готовили, а после по галерее в дом привозили.
-А сейчас по
улице Татарстан мы с вами в русскую часть города отправимся. Справа мы площадь
с фонтанами видим, пересекаем Булак и на улицу Пушкина въезжаем.
-Здесь у нас
здания сталинской эпохи и памятник Габдулле Тукаю в центре небольшого сквера.
-Слева от
нас улица Баумана, ставшая пешеходной в 1986 году. Здесь она заканчивается, от
вашей гостиницы улица недалеко. Поворачиваем на Профсоюзную улицу – в ханский
период это дорога была. В 1767 году, когда Екатерина Великая Казань посетила,
она подписала регулярный план нашего города и дорога в улицу превратилась.
-Справа –
памятник Ленину-студенту, он в нашем университете несколько месяцев учился,
поступив в него в 1877 году. Старший брат Ленина принял участие в покушении на
Александра III и был казнен. Несмотря на то, что
Ленин (как и его старший брат) гимназию с золотой медалью окончил его, как
брата государственного преступника, ни в Московский, ни в Санкт-Петербургский
университеты просто не приняли бы, поэтому он в Казанский университет поступил.
На семью в Симбирске после казни старшего брата косо поглядывали, поэтому и
семья в Казань к родственникам переехала.
-Но потом в
Москве и Санкт-Петербурге студенческие волнения начались, потому что плату за
обучение в пять раз подняли и мундир студентов носить заставили, а мундир – это
дорого. Волнения и в Казанском университете начались. Несмотря на то, что
советская пропаганда пыталась представить Ленина как организатора тех волнений,
он им не был, просто как неравнодушный человек не мог мимо пройти и в числе
прочих бросил свой студенческий билет в актовом зале. После чего из
университета исключен был и сослан в ссылку в имение своего деда в селе
Кокушкино в 30 км от Казани – домашний арест, по сути.
-Основан
университет был в 1804 году и в 19-м веке около 20 лет ректором его Николай
Лобачевский являлся.
Памятник-бюст
Лобачевскому
Университет
-Дом
Ушковой, возле которого мы остановились, не просто дом – это такой подарок
Алексея Ушкова его невесте Зинаиде. Зинаида Ушкова в Казани дамой была
известной – молодая, красивая, дочь профессора. Ушков богат был до неприличия,
и Зинаида замуж выйти согласилась.
-До
недавнего времени в доме Ушковой Национальная библиотека располагалась,
руководство которой очень просило еще одно здание в городе для размещения своих
фондов. В итоге Национальной библиотеке Ленинский мемориал отдали, я вам его
покажу – красное здание в виде знамени развернутого, а дом Ушковой освободить
попросили.
-Сейчас в
доме Ушковой экскурсии проводятся и пока решают, что в нем разместить: то ли
отель, то ли бутик. Чем это здание уникально – каждая комната в своем
уникальном стиле отделана: есть даже грот, где тропические растения росли.
Растений давно нет, а само здание ремонтируют.
-Мы с вами
по улице Дзержинского едем и на Театральную поворачиваем.
-Рядом с Татарским
театром оперы и балета имени Мусы Джалиля мы можем увидеть пятиметровый
бронзовый памятник «летающему татарину» Рудольфу Нуриеву.
-Автор –
Зураб Церетели, 2018 год.
-Здание
театра оперы и балета в 50-е годы прошлого века построено, хотя сам театр в
1934 году основан. Здание в 1938 году строить начали, но из-за войны
строительство заморозили и достраивали театр уже немцы пленные.
-Справа
здание Ратуши, построенное в 1860 году в качестве Дворянского собрания. Мы
площадь Свободы проезжаем, здесь комплекс правительственных зданий находится –
Госсовет и Совет Министров Республики Татарстан.
-Поворачиваем
с вами на улицу Большая Красная (бывшая Большая Казанская).
-Бывшее
название улицы связано с таким важным событием, как обретение Казанской иконы
Божией матери. Произошло это событие в очень непростое для Казани время, в 1579
году – 27 лет прошло после взятия Казани, а город все никак не мог возродиться
в качестве большого торгового города, каким в ханские времена был. Причина
понятна: основное население в 1553 году выселено в татарские слободы было, а на
освободившееся место людей со всей Руси сгоняли, с мест насиженных срывая. Плюс
пожары, наводнения и эпидемии – люди в унынии пребывали. Торговля велась
конечно, но до уровня жизни в ханский период еще очень далеко было.



-В 1579 году
девочка Матрона десяти лет говорит своей матери, что к ней явилась Богородица с
маленьким Иисусом на руках и велела пойти к определенному месту для того, чтобы
обрести образ Богородицы. На Матрону чуть ли не с кулаками набросились: «Кто ты
такая? Крепостная девчонка!» и Матрона притихла, но, когда Богородица еще два
раза к ней явилась, Матрона настойчивее стала. В конце концов в нужное место
сходили и образ этот обрели. Произошло это 21 июля (по новому стилю) 1579 года.
-Сейчас мы с
вами пройдем к месту обретения образа. Вон то крылечко с черным козырьком, к
Казанскому собору пристроенное, там небольшой пещерный храм находится – в нем
по воскресеньям литургия проводится, любой желающий поприсутствовать может.
-Дело так
происходило. Матрона ведь место показала, где яму вырыли и икону нашли. Но
вначале она вместе с матерью к архиерею казанскому пришла, но тот их прогнал –
ладно бы старец какой, а тут ведь девка крепостная. Что делать, идут Матрона с
матерью на пепелище, которое Богородица Матроне указала, и копать начинают.
Соседи, узнав в чем дело, к раскопкам присоединяются. В процессе раскопок на
Матрону ругаться начинают – все ты, мол, девка, выдумала. Делают еще пару
ударов заступом и достают икону, завернутую в ветхое сукно вишневого цвета
(рукав стрелецкого кафтана).
(Тут
отступление сделать следует. Откуда в ханской Казани рукав стрелецкого кафтана
взялся, спрашивается? Гиды в Казани вопрос этот старательно стороной обходят, а
ведь он весьма интересен. Дело в том, что Казанское ханство набеги на Русь
регулярно совершало, в ходе которых пленников захватывало, пленников через Крым
в Османскую империю переправляли и там на рынке рабов продавали. Вряд ли работорговля
русскими основной причиной взятия Казани стала, но все-таки: камень на камень,
кирпич на кирпич…)
-Развернули
сукно, а под ним дивный образ, словно только что написанный. Отслужили на месте
обретения иконы молебен, его священник гостинодворской церкви Ермолай провел.
Несут икону в ближайший храм, по дороге до нее Иосиф, три года как ослепший,
дотрагивается и прозревает. Все понимают, что икона чудотворная, крестный ход
уже в Благовещенский собор направляется, который на территории Казанской
крепости находится, по дороге до иконы Никита (пять лет как слепой)
дотрагивается и прозревает.
-Тогда
известие вместе со списком иконы Ивану Грозному отправляют. Это был до
крайности смелый поступок: дело в том, что Иван Грозный человеком очень
религиозным был, но проблема фальшивых реликвий и тогда остро стояла. Так что
царь специальный, указ издал, в котором сказано было, что, если кто представит
чудотворные мощи или икону, которые подлинными не признают, того человека на
кол посадят.
-Получив
список иконы (список – не копия!), Грозный очень удивился: в иконах он
разбирался. Обычно Богоматерь и Иисус вполоборота изображены, а тут – анфас,
руку Богородицы не видно, Иисус как будто парит рядом с ней, еще у Христа
двуперстное знамение (по этой причине икону очень почитали старообрядцы
позднее, когда раскол произошел).
-Тогда Иван
Грозный на месте обретения иконы монастырь основать распорядился: число
паломников растет и в результате этого паломничества уже в первой половине
17-го века Казань по уровню благосостояния на уровень ханского периода выходит,
а в конце 19-го века три четверти городского бюджета – это средства, от
паломников полученные: им где-то жить нужно было, что-то кушать, сувениры,
подарки родным – такой паломнический туризм. В начале 20-го века это второй по
значимости на Средней Волге женский монастырь.
-Поток
паломников не прекратился даже когда в 1904 году икону украли. Воров нашли,
полиция решила, что украли ее из-за оклада: небольшая по размеру (22 на 26 см)
икона, но вся поверхность покрыта золотом, жемчугами, платиной, изумрудами,
рубинами. Предположили, что когда воры снимали оклад, то сделали это не
аккуратно: икона треснула и воры (недолго думая) сунули ее в печку.
-Глубоко
религиозное общество, да и воры православными были, поэтому никто не верил, что
икону сожгли и продолжали ее весь 20-й век искать. Была, в частности, версия,
что воры икону старообрядцам на самом деле продали. В начале 2000-х годов
известно стало, что папа Иоанн Павел II в покоях своих на православную икону
молится. Не сразу удалось договориться, но икону в Казань вернули в итоге.
Взглянули на нее и поняли – не она: размерами больше, и хоть явно в Казани написана,
но в 18-м веке.
-Теперь
«Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери висит в возрожденном
Казанском соборе уже мужского монастыря. В 30-х годах прошлого века собор
взорвали, а в 2015 году решили его возродить, точно такой же построив и 21 июля
2021 года двери собора для верующих открылись. Справа от алтаря – «Ватиканский»
список.
Казанская
Икона Божией Матери, «Ватиканский» список
-В свое
время Казанский собор хотели кольцом зданий окружить, но построили только
полукольцо и передумали, а уже в 80-е годы 19-го столетия построили вот этот
Крестовоздвиженский храм, в котором, кстати, в 2005 году и разместили
«Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери – тогда он главным храмом
монастыря являлся.
Крестовоздвиженский
храм
-Но сейчас
службы в Крестовоздвиженском храме не проводятся, он скорее музеем и лекторием
служит. Все службы – в Казанском соборе.
Время было
11–00. Фируза дала нам 10 минут свечки поставить и записки в храме написать.
Группа наша не очень религиозная оказалась, поэтому некоторые вместе с нами
местный платный туалет посетить успели.
-Покидаем мы
с вами Богородицкий монастырь, -сообщила Фируза, когда все в минивэне
собрались.- Историческая площадь монастыря гораздо больше была. Мы сейчас три
5-этажки проехали – это тоже территория монастыря была. По секрету сообщу, что
5-этажки на монастырском погосте построены.
-Всегда не
очень богатым соседом монастыря соседняя церковь Параскевы Пятницы являлась,
справа от нас. В 1727 году на средства Ивана Афанасьевича Михляева церковь
построена, ей скоро 300 лет будет.
Церковь
Параскевы Пятницы
-У вас будет
10 минут, чтобы у Дворца земледельцев сфотографироваться.
-Дворец
земледельцев в 2010 году построен. Разместилось в нем Министерство сельского
хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. Оба наших руководителя – и
Шаймиев, и Минниханов сельскохозяйственный институт в свое время закончили и
хорошо роль сельского хозяйства в экономике республики представляют: скорее
всего, именно поэтому Дворец земледельцев и был построен.
-На
строительство более 2 млрд. рублей потрачено, но внутри все (как говорят) очень
просто – обычное офисное здание, поэтому экскурсии туда не водят. А зачем?
-Дворец
имеет насыщенную архитектурную подсветку в тёмное время суток. Центральный
элемент - дерево 20-метровой высоты - выполнен из бронзы. Его зелёная подсветка
символизирует листву. Отметка вершины центрального шпиля - 48 метров.
-Споры
вокруг Дворца земледельцев хоть и поутихли, но не до конца. Сам архитектор
обозначил его как классицизм с элементами эклектики.
-Сейчас мы с
вами по Кремлевской дамбе едем, она берега реки Казанки соединяет и Центральный
район с Московским.
-Посмотрите
налево и вы увидите там храм-мемориал в виде усеченной пирамиды, он сейчас
блеклый (его в порядок приводят) – это место памяти воинов, бравших Казань.
После падения Казани Иван Грозный распорядился все останки павших русских воинов
в одном месте захоронить – тогда это правый берег реки Казанки был.
-Рядом
монастырь основали, послушанием монахов которого было ежедневное поименное
упоминание каждого погибшего при взятии Казани: в монастыре книги писцовые, где
каждое имя написано было. У монахов жизнь и так несладкая была, а их еще и
каждую весну затапливало, поэтому по просьбе монахов монастырь повыше
перенесли, а храм-памятник в 1823 году, при Александре I, построили.
-В конце
50-х годов прошлого века река Казанка, после создания Куйбышевского
водохранилища, разлилась и храм-мемориал на острове оказался. Он уже 10 лет на
реставрации.
-В правый
окна автобуса мы видим современное сооружение, это «Центр семьи Казан»,
Казанская Чаша в виде большого казана. Здание к 2013 году в качестве
пресс-центра Универсиады построили, но к концу строительства поняли, что такое
количество журналистов, аккредитованных для освещения ее проведения, просто
физически в здании не поместится, поэтому здесь штаб Универсиады разместили, а
пресс-центр в другом месте развернули.
-Я вам 15
минут погулять здесь дам.
-Сейчас в
Чаше ЗАГС находится, с тремя залами: Золотым, Серебряным и Бирюзовым.
-Автор
здания - бурятский скульптор и
архитектор Даши Намдаков. Он не
столько в России известен, сколько во всем мире. От Чаши отличная панорама
местности открывается. Вода реки Казанки чистая, благодаря сернистым примесям
использовать ее для питья нельзя, так что в хорошую погоду горожане в ней с
удовольствием купаются.
-В 2016 году
около центра семьи была установлена скульптурная композиция «Он и Она» в виде
пар Зилантов (символов
города) и Барсов (символов
республики) с детенышами, которые символизируют собою верность, крепость
брачных уз и стоят на страже семейных ценностей. Автор тоже Даши Намдаков,
статуи в Италии отливали.
-Зиланты
смотрят на реку Казанку, Барсы – на центр города. Понятное дело, что к автору
скульптур тут же претензии возникли, хотя я лично за все новое. Например, Зилант
(символ Казани) – это дракон на двух ногах, а у Зилантов возле Казанской Чаши
по четыре ноги. Но он художник, он так видит.
-Кто такие Зиланты?
Почему Зилант на гербе Казани представлен? Легенда гласит, что, когда первые
жители на нынешнем Кремлевском холме поселились, то все у них хорошо было (воды
много, заливные луга), но уж больно змей много. Чтобы от змей избавиться,
жители по весне по периметру холма солому разложили и когда змеи после зимней
спячки на солнце погреться из нор выползли, то солому ту подожгли и все змеи
погибли.
-И только
Зилант, царь змей, благодаря своим крыльям смог спастись и улететь за реку
Казанку. Он начинает мстить: изводит скот, не дает сеять и убирать урожай. Со
временем казанцы поняли, что даже с такими божьими тварями как змеи жить в мире
нужно, попросили у Зиланта прощения и дарами его задарили. Зилант не только
горожан простил, но и оберегать и защищать их стал.
-Благодаря
этой легенде в 1781 году Екатерина II утвердила
герб нашего города. В советский период герба у Казани не было, а в 90-е годы
вернулись к гербу 18-го века.
-Что
касается барсов, то Ак Барс (Белый барс) – герб Республики Татарстан, это
отсылка к более древнему происхождению татар от булгар, а тех – от хуннов,
которые на границе с Китаем жили. Барсы у нас не водятся, выращивать их здесь
пытались, но не получилось – здесь они дохнут (климат им наш не нравится), а
вот на Алтае барсы до сих пор с удовольствием живут.
-По
наследству от булгар и хуннов Барс (тотемное животное, символ власти, богатства
и счастья) стал гербом Республики Татарстан.
-Мы мимо
самого большого стадиона в Казани – Ак Барс Арена – проезжаем. Построен к
Универсиаде, 45 тысяч зрителей вмещает. На фасаде стадиона – самое большое в
Европе медиа табло. В начале по этому табло рекламу круглые сутки гоняли, и жители
окрестных жилых комплексов жаловались, что от этой иллюминации никакие жалюзи
не помогают и в итоге решение было принято: табло теперь с 7 утра до 11 вечера
работает.
-Не так
много в мире городов-миллионников с тысячелетней историей, а Казань еще и город
с молодым лицом – каждый десятый житель нашего города студент. Казанский
университет – самый старый провинциальный университет в России.
-В прошлом
году Казань 4 млн туристов приняла, отелей не хватает и их усиленно строят. Вот
эти невысокие коттеджи на берегу – VIP-номера
одного из таких гостиничных комплексов. Интересная история с этой гостиницей
произошла: вначале ее к Универсиаде открыть планировали, но не успели, потом –
к 2018 году, когда Казань часть матчей Чемпионата мира по футболу приняла, тоже
не успели, потом вообще идея возникла, что неправильно отели на берегу Казанки,
заслоняющие вид на центральную часть города, строить. Издали даже постановление
об их сносе, но опять передумали: зачем ломать уже построенное? Лучше думать
надо при выдаче разрешений на строительство.
-Мы с вами
вантовый мост Миллениум пересекаем, к 1000-летию построенный, и возвращаемся на
левый берег Казанки. Из-за строительства моста частью любимого горожанами парка
Горького пришлось пожертвовать, а сейчас к нему вплотную Арское кладбище
подошло – самое старое кладбище города.
-Есть
несколько версий основания Арского кладбища и одна из них гласит, что основано
оно было в 1774 году усилиями Емельяна Пугачева. В 1773 году Пугачева по доносу
арестовали и отправили в Казань, где привели на допрос к генерал-губернатору
Брандту, не придавшему делу Пугачева серьезного значения. Заключенных в те
времена не кормили, они сами себя пропитанием обеспечивали. В сопровождении
двух караульных заключенные ходили по городу и милостыню собирали. У Пугачева
это лучше всех получалось (он за словом в карман не лез) и заключенные его на
сбор милостыни часто посылали.
-Гуляя по
Казани, Пугачев все части города изучил и обратил внимание, что в городе
старообрядцев очень много. Старообрядцы очень крепко на ногах стояли: все
состояние целиком старшему сыну переходило, а остальные ему просто помогали,
нельзя было пить, курить и роскошествовать. Из поколения в поколение семейный
капитал старообрядцев только увеличивался.
-К тому
времени Пугачев окладистую бородку отрастил и когда его спрашивали, за что он в
тюрьме оказался, то Емельян (поглаживая бородку) отвечал, что за веру
пострадал. В один из православных праздников, когда Пугачеву особо много еды и
денег подали, он уговорил своего единственного (по случаю праздника) конвоира
зайти в трактир, где напоил того до беспамятства и сбежал. Спрятали его
старообрядцы на территории Суконной слободы, откуда на Урал переправили.
-Через год,
в июле 1774 года, Пугачев в Казань с огромным войском вернулся. 1700 домов было
сожжено, по количеству домов Казань даже к 1917 году не восстановилась.
Штурм
Пугачевым Казани, картина Ф. А. Моллера
-К
восставшим жители Суконной слободы присоединились, выразив таким образом свое
недовольство. Суконная мануфактура в 1714 году Петром Великим для нужд армии и
флота основана была. Работали на ней приезжие свободные люди, которым земельный
участок бесплатно выдавали. С учетом того, что самый ленивый работник
мануфактуры в месяц не меньше 20 рублей зарабатывал, а сруб избы 7–10 рублей
стоил, уровень жизни работников достаточно высоким был.
-Но в 1755
году императрица Елизавета Петровна указом своим работников суконных мануфактур
в разряд посессионных крестьян переводит, то есть свободные люди в крепостных
при мануфактурах превратились. Самое страшное, что крепостными и их дети стали:
детей также жуткие условия труда и 12–14-часовой рабочий день ожидали.
-Подошедшие
регулярные войска под командованием Михельсона без труда восставших разбили,
Пугачев без армии остался и бежал, а в 1775 году казнен был. Начались
репрессии, вся Суконная слобода виселицами буквально утыкана была: казнили
быстро, без суда и следствия. Огромное количество жертв восстания к образованию
Арского кладбища и привело.
-К
1000-летию ветхие здания Суконной слободы снесены были. Сейчас выходим и
полюбуемся на здание Казанского кукольного театра «Экият».
-Название
как «Сказка» переводится и это действительно настоящая сказка. Тут неподалеку
станция метро «Суконная слобода» находится: рекомендую на театр при вечерней
подсветке полюбоваться. Построенное
в виде сказочного замка-дворца здание театра является важной и популярной
достопримечательностью города.
-Спектакли в
театре на русском и татарском языке ведутся, проводятся спектакли и для
взрослых. Спектакль «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина три «Золотые маски»
получил. В спектакле две ледяные куклы участвуют.
-Театр в
1934 году образовался и на разных площадках выступал, даже в церкви бывшей.
Нынешнее здание в 2012 году открылось и в 1,2 млрд рублей обошлось. Это самый
большой кукольный театр в мире.
-Нижний ярус
театру не принадлежит – там Центр Хабенского и Детский центр «Экият» (с залом
на 650 человек) работают. Театру второй и третий этажи отведены, четыре башни
соответственно Весна, Лето, Осень и Зима называются. Два зала в театре – на 100
и 250 человек. Каждое кресло и на взрослого, и на ребенка (если кресло
перевернуть) рассчитано, под каждым креслом поддув: в зависимости от сезона
теплый или прохладный воздух подается.
-В театре
три спектакля в день даются, всего в нем 131 человек работает, из них 34 –
артисты. Взаимозаменяемости никакой: если артист заболевает, то спектакль
отменяют. Будучи бюджетным учреждением, театр самоокупается. Один выходной день
в неделю – понедельник. Вы можете на стилобат подняться и погулять там.
-На шаре
Маленький Принц стоит, но в татарской национальной одежде (так руководство
Республики пожелало).
-Маленький
Принц в татарском плену, -хмыкнул я.
Фируза с
нами попрощалась, а мы ее за интересную экскурсию поблагодарили.
Обедать мы в
«Туган авылым» («Родную деревню») отправились. Она через дорогу от кукольного
театра расположена. Фируза напоследок сообщила, что в месте этом татары никогда
не жили, но к 1000-летию Казани ресторанно-развлекательный комплекс, под татарскую
деревню стилизованный, именно здесь создать решили.
Время на
часах - 12–30, а обед у нас на час дня назначен был, так что Таня с Гошей нас
полчаса погулять попросили.
Мы и
погуляли.
«Деревня»
как деревня, ничего особенного. Локация, сильно перегруженная абсолютно всем –
начиная от избушек с мастерскими и кафешками и всякими элементами уличного
дизайна заканчивая.
Разве что
памятник эчпочмаку – треугольному татарскому пирожку – любопытен был. Да и то –
в каждой стране, а то и в каждом регионе этой страны (включая Россию) по своему
пирожку.
В «деревне»
при этом тесно достаточно.
20 минут для
исследования «деревни» с избытком хватило, и мы к воротам (месту встречи)
пошли.
Перед
воротами на Петербургской улице ярмарка располагалась.
Там мы
суджук и татарские сласти купили, а я тюбетейку за 250 рублей.
Дело в том,
что сыну в Узбекистане халат подарили, который немедленно на даче оказался. Это
не совсем обычный чапан – халат с полушубок толщиной и на полу вполне
самостоятельно стоит. Вот в пару ему я тюбетейку и приобрел.
-Наденешь
халат, а на голову тюбетейку и в таком прикиде за грибами в лес пойдешь,
-размечтался я.- Белые с подосиновиками от изумления сами из-под деревьев
повылазят.
Обедать мы в
двухэтажное кафе на территории «деревни» отправились. Столы нам на втором этаже
накрыли.
Обед вполне
«столовским» по вкусу оказался: салат оливье, лапша куриная, рис с курицей и
чай из пакетиков. Плюс по эчпочмаку с начинкой из лука и картофеля.
Быстро с
обедом управившись (барышни его лишь поклевали), узнали, что отъезд только в
13–45 и пошли кофе пить – в «деревне» точка имелась, где кофе по-восточному, на
песке варили.
Лавочек
свободных в «деревне» не нашлось, поэтому подходящий столик на пути к автобусу
обнаружили.
Допив кофе,
в минивэн погрузились и на экскурсию в Кремль поехали.
Ехать
недалеко было – по прямой практически.
Прямо в Кремль
Кремлевская улица ведет.
У южного
фасада Кремля памятник Мусе Джалилю (1966) установлен, поэт как бы разрывает
сковывающие его путы колючей проволоки.
Рядом с
памятником стена из гранитных блоков с цитатами из стихотворений Мусы Джалиля и
стилизованными изображениями ласточек установлена. На ней позднее отчеканенные
портреты десяти подпольщиков, вместе с Джалилем казненных, установили.
В 1942 году
в Вермахте коллаборационистский легион «Идель-Урал» создали, в котором
батальоны из пленных татар имелись. Муса Джалиль и его соратники легион изнутри
разлагали, но их предатель выдал и всех подпольщиков в берлинской тюрьме
гильотинировали.
Когда-то, с
1895 по 1918 годы, неподалеку от нынешнего памятника Мусе Джалилю памятник
царю-освободителю Александру II располагался. Нижний его ярус драконами-зилантами
украшен был.
В отличие от
памятника Мусе Джалилю, памятник Александру II лицом к Кремлю стоял.
У Спасской
башни Кремля нас гид Диляра ожидала.
Через ворота
Спасской башни мы в Кремль и попали, вход в Кремль (что всегда москвичей
удивляет) свободный, при этом никаких тебе металлодетекторов.
-Я
аккредитованный гид и проведу для вас экскурсию «Кремль сквозь века», -заявила
Диляра.- Курить на территории Кремля нельзя.
-Мы с вами
на территории Казанского Кремля находимся, здесь наш 1000-летний город
зародился. В России только 40 городов кремли имеют. Обязательными условиями для
возникновения кремля два обстоятельства являлись: он должен был на
возвышенности находиться и не меньше, чем с двух сторон водой омываться. У нас
это самая большая река Европы Волга и впадающая в нее Казанка. Люди на этом
месте за 8000 лет до н. э. жили.
-Первая
дозорная крепость здесь в 9-м веке н.э. появилась, это была крепость Великой
Булгарии. Булгары – это древние предки татар. Когда-то, в эпоху Великого
переселения народов, они в Прикавказских степях жили.
-Часть
племен на Кавказе осталась – это Кабардино-Балкарская Республика, часть племен
в Европу ушла, и они Болгарию основали, третья часть на земли финно-угорских
народов, на Среднюю Волгу, пришла и основала процветающее царство Великая
Волжская Булгария. Почему же оно процветало? Потому что на перекрестье торговых
водных и сухопутных путей между Западом и Востоком располагалось.
-Пути в те
времена через лесные чащи небезопасными были, поэтому передвигаться по воде
предпочитали, а зимой – по замерзшим руслам. Место для города не случайно
выбрали – здесь Волга поворот на 90 градусов делает и очень хорошо видно, кто
по реке идет, а дальше уже Волга (не петляя) несет свои воды в Каспийское море.
Именно от названия этой дозорной крепости «Каз ан» («Северная граница») и
родилось (по мнению ученых) название нашего города. Есть и другие версии:
например, от котла («казана»).
-В 1236 году
внук Чингисхана хан Батый завоевал Великую Волжскую Булгарию, и она вошла в
состав Золотой Орды в виде Казанского княжества со столицей уже в Казани, а
столицу Булгар показательно разрушили, потому что она сопротивление захватчикам
оказала. Спустя столетия из Золотой Орды стали самостоятельные ханства
выделяться. Первым выделилось Казанское, потом Астраханское, Сибирское,
Ногайская Орда и Крымское ханство.
-Казанское
ханство только сто лет просуществовало: времена неспокойные были и за это время
на его престоле 13 ханов сменилось. Молодой Великий князь Иван Васильевич
(тогда еще не Грозный) три похода на Казань проводит и на третий раз Казань
берет. Тогда же по мирному договору к государству Российскому Астраханское
ханство и Ногайская Орда присоединяются, положив конец мечтам Османской империи
за счет бывших земель Золотой Орды расшириться.
-Это была
историческая справка, а теперь давайте оглядимся. Перед нами здание
Присутственных мест – самое длинное здание (260 метров) Казанского Кремля.
Император Петр I по всей России Присутственные места
организовать распорядился. В них чиновники судебные и гражданские дела
разбирали, а также резиденция губернатора находилась. Сейчас на первом этаже –
заведения общепита, а наверху – выставочные пространства.
-Все, что вы
в Кремле увидите – это постройки после присоединения Казани (16-х – 19-х
веков), а булгарские постройки (их остатки) в виде археологических памятников
сохранились. В 2000 году Казанский Кремль вошел в список Всемирного наследия
ЮНЕСКО, его 4 млн человек в год посещают.
-Слева от
нас – светлое трехэтажное здание юнкерского училища, рядом с ним одноэтажное
здание Манежа – здесь строевой подготовкой занимались.
-Юнкерское
училище за время своего существования 25 тысяч младших пехотных офицеров для
Казанского и Московского военных округов выпустило, а до юнкерского училища
здесь школа военных кантонистов (кантон – это округ) располагалась, в ней
дети-сироты военных с 12-ти лет учились, их особенно много после войны с
Наполеоном стало. В настоящее время на первом этаже – музеи, на втором и
третьем – художественные галереи.
-Взглянем на
карту. Кремлевские стены очертания холма повторяют, длина их -1800 метров. До
нашего времени дошли 8 башен, 4 из которых проездные. Площадь Кремля – 13,5 га.
Много это или мало? Площадь Московского Кремля 28 га, Нижегородского – 22 га, а
Псковского – 4 га, так что мы в золотой середине находимся.
-Самая
главная башня Кремля – Спасская, через которую мы и вошли. Вот так она в 16-м
веке снаружи и изнутри выглядела. Вход в башню снаружи ров и частокол защищали,
при этом вход справа и извилистым был – по всем правилам фортификации того
времени. Третьим ярусом башню уже в 18-м веке надстроили.
-В настоящее
время в башне музей Спасской башни работает, там есть артефакты времен взятия
Казани (секиры, ядра каменные). Меня поразил планшет с наконечниками стрел.
Обычный наконечник – широкий, узкий – бронебойный, а еще раздвоенный есть –
такой стрелой тетиву у лука противника перебивали, до того мастерство лучников
усовершенствовалось.
-Часы на
башне и в царское время имелись, только не стрелки двигались, а циферблат.
Увенчивал башню двуглавый орел, после революции – серп и молот, сейчас – 2-метровая
звезда.
-Спасская
башня и пространство за ней в Кремле – эта та часть, которая в ханскую крепость
не входила, при Иване Грозном Кремль на 100 метров длиннее стал.
-Мы с вами
на территории Спасо-Преображенского монастыря находимся. Во времена Ивана
Грозного конец света ожидался, так как летоисчисление не от Рождества Христова,
а от Сотворения Мира велось. Царь не только власть представлял, но и духовным
лидером являлся и спустя три года после взятия Казани Иван Грозный отправляет
сюда 200 псковских мастеров во главе с Яковом Постником Бармой и Иваном Ширяем
(последние в Москве на Красной площади великолепный собор Василия Блаженного
построили, взятию Казани посвященный).
-Им
приказано было Кремль к весне отстроить, но строили Кремль 13 лет. Одной из
задач царя было привнести свет православия в новые земли, где исповедовали
ислам, а часть народов (марийцы, чуваши и мордва) вообще язычниками были. И
здесь был монастырь основан, мы находимся перед фундаментом его главного храма
– Спасо-Преображенского собора. Вот так он выглядел. Собор пятиглавый: четыре
малые главы – Евангелисты, центральная глава – Спаситель.
-В советское
богоборческое время малые храмы сохраняли: их под производство, склады и тюрьмы
НКВД использовали, а большие храмы взрывали. От монастыря только два строения остались
– это церковь Николы Ратного и Братский корпус. Максимальное число монахов 24
человек достигало, расширяться монастырю некуда было (крепость в крепости) и
жил он за счет богатых земель за пределами Кремля.
-При каждом
монастыре кладбище имелось, на погосте Спасо-Преображенского монастыря за
несколько веков (как считается) не менее тысячи человек (в 6–8 слоев) захоронено.
В советское время здесь воинская часть стояла и о кладбище монастырском только
газон напоминает.
-И несколько
чудом уцелевших надгробных камней – вот этот, например, казанского мещанина
Соболева, скончавшегося в 1886 году.
-Повернемся
и еще на одну башню взглянем. Это Преображенская проездная башня, на верхушке
ее флюгер находится, что он напоминает?
-Петуха,
-уверенно группа ответила.
-Почти
угадали, -улыбнулась Диляра.- Это символ нашего города, Зилант. В 1781 году
Екатерина II, узнав, что это существо оберегом
города считается, утвердила Зиланта на гербе Казани. Этой змей в золотой короне
и с красными крыльями. Дракон такого вида (смесь змеи и птицы) василиском
называется.
-Мы с вами к
мечети Кул-Шариф направляемся. Эту мечеть 9 лет строили и в 2005 году открыли,
решение о ее строительстве указом первого президента Республики принято было. В
указе сказано, что возрождение мечети в целях сохранения исторической
преемственности производится. Дело в том, что в ханской крепости была много
башенная соборная мечеть, которой руководил имам по имени Кул-Шариф.
-Это был
духовный деятель, дипломат, переговорщик и даже поэт. Кроме того, он был по
происхождению сеид, то есть потомок пророка Мухаммеда и очень большим
авторитетом обладал – если хан на коне ехал, то при встрече с Кул-Шарифом хан
обязан был спешиться. При мечети училище (медресе) и библиотека, полная
старинных и современных книг, имелись. Когда войска Ивана Грозного уже в
ханскую крепость ворвались, Кул-Шариф вместе с учениками оборонял мечеть и все
они погибли. Память о Кул-Шарифе сохранилась – это и есть сохранение
исторической преемственности.
-Но в нашей
Республике ничего не делается только для одного народа или одной конфессии – по
этому же указу начата была масштабная реставрация сохранившегося на территории
Кремля Благовещенского собора.
-Мечеть
Кул-Шариф восьми башенная. Мы видим четыре высоких минарета, два малых минарета
и два золотых декоративных минарета, украшающих портал входа.
-Высота
самых высоких минаретов 58 м, высота купола – 39 м, диаметр купола - 17 м и
обратите внимание, что в основание купола вписаны окна в форме тюльпанов:
тюльпаны у тюркских народов – символ вечного возрождения жизни и благоденствия.
Это не арабская мечеть, а мечеть с ярко выраженным национальным лицом и вершины
самых высоких минаретов выполнены по образцу самого красивого минарета дореволюционной
Казани – минарета Азимовской мечети.
-Сама мечеть
из монолитного железобетона выполнена, стены мрамором отделаны, корпус восемь
высоких арок составляет – они сложенные в молитве руки символизируют, а в арки
высокие стрельчатые окна вписаны.
-Мечеть на
полторы тысячи человек рассчитана, а вот эта площадь в праздник 10 тысяч
человек вместить может. Обратите внимание: на вершинах минаретов золотые
полумесяцы и все они в сторону Мекки направлены, как и в любых других мечетях
мира. Арки мечети резьбой украшены – это суры из Корана.
-В мечети
есть такой служащий – муэдзин, пять раз в день он верующих на молитву созывает,
но мы в музее-заповеднике находимся, через дорогу – православный храм, поэтому
призыв на молитву с высокого минарета только в фойе мечети звучит, да то раз в
неделю – в пятницу, в середине дня.
-Женщинам
платки можно на входе в мечеть получить, фотографировать в мечети можно, только
верующих снимать нельзя. Пойдемте. Обувь снимать не нужно – она только в
молельных залах снимается, а туристический балкон дает возможность запрет этот
обойти.
-Мы с вами
на втором уровне находимся – это фойе мечети, под нами – цокольный этаж, где
комнаты ритуального омовения находятся и Музей ислама. Третий уровень – это
мужской молельный зал на 720 человек, четвертый уровень – женский молельный зал
и пятый – туристический балкон. На всех уровнях стены из светлого мрамора, полы
из цветного гранита, стены и потолок украшены геометрическим или растительным
орнаментом, поскольку в исламе изображения животных и человека запрещены.
-В центре
фойе ювелирная модель мечети. Модель выполнена в масштабе 1:80 из серебра
ручным способом в сканно-филигранной технике, излюбленной технике волжских
татар. Сделана в Костроме мастерами ювелирной компании «Алмаз Холдинг».
-Вес изделия
без подставки без малого 10 кг, подставка из змеевика. Модель – подарок мечети
от правительства Республики Татарстан.
-На этой
стене мозаика, изображающая крупнейшую в мире мечеть аль-Харам в Мекке, во
внутреннем дворе которой расположена главная святыня ислама Кааба.
Полумесяцы минаретов мечети аль-Харам в сторону Каабы повернуты. С арабского
Кааба как «куб» переводится. Считается, что постройку эту первый человек на
Земле – Адам – возвел. В одну из стен Каабы вмонтирован камень
(предположительно метеоритного происхождения), который изначально белым был, но
от грехов людей почернел.
-Постройка
всегда накрыта черным покрывалом из шелка, на котором строки из Корана вышиты,
меняют покрывало раз в год. Когда постройка стала ветхой, другой пророк –
Авраам (Ибрагим) – обновил ее. Наблюдая за работой строителей, он на
определенном месте стоял, где отпечатки его ног на камне сохранились. В Мекке в
571 году пророк Мухаммед родился, которому через ангелов Коран был ниспослан.
То есть он не был автором, Мухаммеду Откровение ниспослано было, и он об этом
своим ученикам рассказывал, которые все записали и так ислам родился.
-Следующая
мозаика изображает город Болгар (столицу Великой Волжской Булгарии) до его
разорения в 1236 году ханом Батыем. В 922 году туда прибыло посольство
багдадского халифа Аль-Муктадира. Из Багдада 5 тысяч человек вышло, но путь был
очень далеким и тяжелым, так что дошло гораздо меньше. В результате посольства
Великая Булгария ислам в качестве государственной религии приняла и стала (как и
ее наследник Татарстан) самым северным государственным образованием, ислам
исповедующим.
-Болгар в
настоящее время живет, в 2014 году он также вошел в список Всемирного наследия
ЮНЕСКО, сохранились его прекрасные памятники, археологические раскопки ведутся.
Он в 180 км от Казани на левом берегу Волги находится, ниже слияния Волги и
Камы.
-В этой
комнате с начала 2015 года Коран круглосуточно читают, чтец только на молитву
прерывается. Коран примерно за сутки прочитывается и в течение этих суток либо
15, либо 25 чтецов меняются, но каждый чтец очередной стих до конца дочитать
должен. Для чего это делается? По окончании чтения Корана молитва возносится, в
которой Всевышнего о мире, благополучии и благоденствии просят. У Аллаха (для
сведения) 99 имен и тот, кто их выучит, войдет в Рай.
-Чтецы эти
высокообразованные. По мнению мусульман, туда, где звучит Коран, неудержимо
ангелов тянет, а ангелы желания выполняют. Впервые традицию круглосуточного
чтения Корана турецкий султан Селим I заложил и вот уже 500 лет во дворце
Топкапы Коран круглосуточно читают. Ну а теперь на туристический балкон
поднимемся.
Пробыли мы
на балконе недолго, благо уже очередь из желающих подпирала, и вскоре вниз
спустились.
-Вот эта
скамейка кожей казанской выделки с инкрустациями обита, -пояснила гид по
дороге.- Из этой кожи отличные сапоги делают. Части кожи знаменитым казанским
швом соединены: час работы – это 1 см такого шва. Как я говорю, это одни из самых
дорогих лавочек в мире.
-По
сравнению с мечетями в Грозном Кул-Шариф, прямо скажем, весьма скромно
выглядит, -сообщил я сестренкам.- Но со вкусом выстроена.
-Мы перед
собой огороженную территорию видим, -продолжила рассказ Диляра.- Здесь дорогие
джазовые концерты проходят, это место Пушечного двора.
-Ансамбль
Пушечного двора состоит из четырёх корпусов. Здесь располагался один из
крупнейших в России артиллерийских дворов по изготовлению и ремонту
артиллерийских орудий. Казанский Арсенал внёс свой вклад в победу русского
оружия в войне 1812 года. Неподалеку отсюда мечеть Кул-Шариф некогда
располагалась, но при восстановлении мечети историческую застройку решили не
трогать и мечеть на территории Юнкерского училища возвели.
-Перед нами
Благовещенский собор, построенный в 16-м веке. Голубые маковки говорят нам, что
собор Богородице посвящен, золотые звезды на маковках – это Вифлеемская звезда,
пятая центральная золотая глава – это Спаситель. Собор, к счастью, не взорвали:
хочется думать, что нашелся понимающий человек и собор архивом заняли: стеллажи
с документами от пола до самой крыши находились.
-Реставрацию
собора в 1995 году начали – это очень сложным делом оказалось. Длинная
пристройка к собору (теплая трапезная) в 18-м веке появилась. Изначально купола
собора были шлемовидными – это древняя византийская традиция, означающая, что
духовенство ведет борьбу с силами зла и тьмы. Сейчас купола луковичной формы - символ
духовного горения, символ пламени свечи.
-Давайте
вдоль собора пройдем и на Смотровую площадку выйдем. Мы видим перед собой
двухэтажный архиерейский дом, он был в 19-м веке построен, а до него дом был
бревенчатый с пристроенной бревенчатой же церковью, наверху дома сакральный
символ – Всевидящее Око.
-Взгляните
направо – это здание духовной консистории, простое белое двухэтажное здание с
высокими арочными окнами второго этажа. Если в здании Присутственных мест дела
гражданские решались, то здесь - дела духовные: очень редко разрешения на
развод давались, епитимьи накладывались: именно в этом здании за попытку
застрелиться будущий писатель Максим Горький на 7 лет от церкви отлучен был.
-Он совсем
молодым человеком в Казань приехал, чтобы в университет поступить. Семья его
обеднела и у него не было даже документа об окончании гимназии, очень
бедствовал, жил в трущобах, работал в пекарне, разносил пирожки и булочки для
студентов университета, украдкой лекции знаменитых казанских профессоров
слушал, и Горький сказал впоследствии: «Физически я родился в Нижнем Новгороде,
а духовно – в Казани». Сюжеты многих произведений Горький из своей жизни в
Казани взял. В предсмертной записке, перед тем как попытаться застрелиться,
Горький написал: «В моей смерти прошу винить немецкого поэта Гейне, выдумавшего
зубную боль в сердце».
-Развернитесь,
прошу вас. Перед вами собор 16-го века, работа псковских мастеров. Справа более
поздний придел святых Петра и Хевроньи, слева – более поздний придел святых
Бориса и Глеба.
-Монеты
звенят здесь не случайно: во время археологических работ перед алтарной частью
найдена была самая древняя в мире чешская монета – монета князя Вацлава,
отчеканенная не позднее 930 года. Чешские власти обращались к нам с просьбой
отдать им монету, но мы не отдали.
-Перед нами
река Казанка, она делит наш город на две примерно равные части. На правом ее
берегу новые жилые районы и промышленные предприятия.
-Зайдемте в
Благовещенский собор и на интерьеры его полюбуемся.
-В
Благовещенском соборе все российские императоры и императрицы побывали, кроме
Николая II.
-Побывали в
соборе также Радищев, Островский и Александр Пушкин, а молодой Федор Шаляпин
пел здесь в церковном хоре.
-Подойдемте
к зданию губернаторского дворца. Построен он в 19-м веке в стиле итальянского
палаццо.
-Николай I, побывавший в Казани в 1836 году, принял нашу
дозорную башню за ханскую мечеть и распорядился ханский дворец восстановить, и
уже в нем резиденцию губернатора разместить. Проект 9 лет делали, автором
проекта Константин Тон является.
-На втором
этаже покои губернатора и императорская квартира находились, на первом этаже –
квартира губернатора, в цокольном этаже – канцелярия губернатора. В этом дворце
всегда власть находилась. В ходе раскопок фундамент ханского дворца обнажили,
они чуть выступают, перед дворцом фонтан с крылатыми драконами. Сейчас во
дворце – резиденция Раиса (Главы) Республики Татарстан.
-Символ
нашего города – дозорная башня Сююмбике, она сейчас реставрацию проходит. С ней
связана известная легенда о царице Сююмбике и ошибка принимающих башню за
минарет объяснима, хотя нижние ее три яруса Боровицкую башню Московского Кремля
напоминают.
-Никакого
отношения к Сююмбике башня не имеет, построена она не то в 1708, не то в 1710
году. Это было время народных восстаний и нужна была высокая дозорная башня для
наблюдения за окрестностями. Сама царица, чьим именем башню называют, в Казани
до 1551 года находилась, т.е. между царицей и строительством башни промежуток в
160 лет.
-Что же
гласит легенда? Сююмбике была вдовой-царицей и регентом при малолетнем сыне
Утямыш-Гирее – это исторический факт. Она была дочерью правителя Ногайской
орды, очень образована (даже стихи писала, стихи сохранились) и необыкновенно
красива: вы можете в этом убедиться, когда взглянете на ее портрет на родословном
древе князей Юсуповых в подмосковном имении «Архангельское». Дело в том, что
основатели династии Юсуповых – два родных брата Сююмбике.
(Я потом
вспомнил, что родословное древо Юсуповых, а также портрет Сююмбике и ее отца
еще и во дворце Юсуповых на Мойке в Петербурге имеются).
-Согласно
легенде, Иван Грозный, узнав о красавице Сююмбике, послал сватов в Казань, но
царица (помня мужа) замуж за Грозного выйти отказалась. Царь взъярился, собрал
многотысячное войско и Казань взял: свадьбе быть, но царица свадебный подарок
попросила – за 7 дней 7-ярусную башню построить, что и было сделано. Во время
свадьбы царица попросила разрешения на башню подняться, чтобы с местами родными
попрощаться. Поднявшись на башню, царица в белого лебедя превратилась и
улетела.
-Историческая
память о Сююмбике в Казани сохранилась, и горожане ее по-доброму вспоминали: за
два года правления царица снизила налоги для самых малообеспеченных слоев
населения. На самом деле Сююмбике старше Ивана Грозного примерно на 10 лет была,
и она действительно не покорилась, но другому царю – соратнику Ивана Грозного
касимовскому хану Шах-Али. Иван Грозный по просьбе Шах-Али выдал Сююмбике за
него, но Шах-Али Сююмбике не приглянулся, и та предприняла две попытки Шах-Али
отравить, а по прошествии шести лет умерла в заточении. Было ей на тот момент
37 лет.
-Башня
Сююмбике кренится, потому что на неоднородных фундаментах стоит, здесь был
ханский двор. Частично башня на ханских усыпальницах стоит, при археологических
раскопках 1970 года здесь шесть усыпальниц казанских ханов нашли. Башня
занесена в список сорока падающих башен мира. Её отклонение от вертикали
составляет 2 метра, на сегодняшний день падение башни остановлено.
-Я вам
покажу, как (по мнению нашего художника, опирающегося на летопись) ханская
Казань выглядела.
-Много
башенная мечеть Кул-Шариф. Крепостные стены Казани частично белокаменными (в
северной части) были, а в той части, которые к Преображенской башне относятся,
стены из дубовых бревен сложены были (мореный дуб, забутованный камнем, толщина
стены 6 м).
-Там, где мы
сейчас находимся – трехбашенный ханский дворец с ханской мечетью, павильонами и
мавзолеями. После смерти своего мужа Сююмбике над его усыпальницей высокий
минарет построила.
-А мы подошли
к концу нашей экскурсии, а именно к Тайницкой башне.
-Из шести
захороненных ханов двое лучшим образом сохранились и по методу академика
Герасимова облик их воссоздали. В 2017 году останки этих ханов смогли забрать в
Казань, где их в этом новом мавзолее захоронили.
Ханский
мавзолей
-Что на нем
изображено? Дерево, а внизу сосуд бессмертия. Мы видим двух птиц и птенцов в
гнезде. По мнению тюрков еще доисламского периода, душа, умирая, устремляется на
небо ястребом, вот эти ястребы здесь и изображены.
-А поскольку
все ханы потомками Чингисхана были, то завершает этот мавзолей родовой знак
Чингисхана – его тамга.
-И завершает
нашу экскурсию Тайницкая башня, увенчанная знаком ЮНЕСКО. Знак ЮНЕСКО – это
круг, символизирующий все живое, внутри круга – сложенные человеческие ладони.
-Так
выглядела классическая башня работы псковских мастеров.
-Взгляните
через реку и вы увидите часовню-обелиск - это самый древний памятник,
возведенный над общей могилой русских воинов, погибших при взятии Казани.
Поблагодарив
гида, честно два часа отработавшего, через Тайницкую башню мы Казанский Кремль
покинули.
Часть
группы, уже переночевавшая в Казани, осталась гулять по центру, мы же в отель
заселяться поехали. Заселение быстро произошло, в номере мы уже в 16–30 разместились.
Номер вполне
приличным оказался.
Имелись там
тапки одноразовые и даже губка для чистки обуви.
В ванной –
одноразовые шампуни, гели для душа, мыло и даже зубные щетки с пастой.
Единственный
минус – WI-FI в отеле настолько слабым был, что мы предпочли
мобильным Интернетом пользоваться.
В душ я
первым отправился, потому что следовало вином компанию на вечер обеспечить.
Взглянув на
Яндекс-карту в телефоне, обнаружил рядом с отелем магазин «Чижик» и
обрадовался: выходило, что эта сеть и до Казани добралась. В «Чижике» мы всегда
португальское вино покупаем.
Увы и ах: из
алкоголя в «Чижике» только пиво продавалось. Тут я вспомнил, что и в Москве
«Чижики» без лицензии встречаются и, купив бутылку воды и пакет сока, в номер
вернулся.
Еще один
«Чижик» по адресу улица Пушкина, 19 нашелся. Вызвали Яндекс-такси, и я туда
поехал. Попросил водителя подождать меня пять минут, но тот ответил, что уже
новый заказ получил, поэтому отдал я ему 200 рублей и в магазин пошел. В этом
«Чижике» тоже только пивом торговали и тут я наконец на кассе вопрос задал:
выяснилось, что все «Чижики» в Казани пока без лицензии работают.
Огорчившись,
в отель решил пешком вернуться: может по дороге магазин какой-нибудь
подвернется? Улица Пушкина переходила в улицу Татарстан, с которой на улицу
Габдуллы Тукая повернуть следовало, а там и отель неподалеку.
Погода
отличная стояла, так что прогулка обещала приятной быть.
Симпатичное
здание университета, фонтаны в протоке Булак, здание Драмтеатра.
Зашел в
магазин «Магнит», но ассортимент его меня не устроил.
Когда
свернул на улицу Тукая, народу поменьше стало.
Еще раз
подивился мирному сосуществованию мечетей и православных храмов.
Дошел я до отеля
минут за 45 и доложился барышням о полном провале миссии. Еще накануне поездки свояченица
предупредила, что у нас ужин с читательницами ее ЖЖ, которых она пока еще не
видела, предстоит.
Столик
поклонницы свояченицы рядом с Привокзальной площадью, в «Хинкальной» на улице
Чернышевского на 19–00 заказали.
Читательницами
оказались сестры Лена и Таня – вполне милые барышни. Они вручили жене и
свояченице заранее приготовленные подарки. Хорошо хоть свояченица к встрече
подготовилась и Лене с Таней тоже подарки припасла, так что краснеть не
пришлось.
Девушки
разные разносолы грузинские заказали, а я - шашлык. Они «Маргариту» пили, я же
пива попросил. Еду в «Хинкальной» из серии «съедобно» подавали.
В разговоре
выяснилось, что Интернет плохой во всей Казани, а не только в нашем отеле.
-Мы в центре
города живем, -рассказывали сестры.- Так у нас там провайдер «Skynet» - монополист и ничего с ним не поделаешь.
Кроме того, Лена
и Таня (явно стесняясь) спросили не режет ли нам (москвичам) слух их казанский акцент.
-Акцент проявляется,
когда люди на неродном языке разговаривают, -ответил я.- А русский для вас
родной, так что речь скорее о говоре идет. Так вот, ваш говор от московского
ничем не отличается.
Когда счет
принесли, Лена и Таня решительно заявили, что оплатят его сами. Мы решили, в
свою очередь, барышень бутылкой вина угостить, но в «Хинкальной» приличного
вина не нашлось.
-Для того,
чтобы вина выпить, нам скорее бар, чем харчевня, необходим, -заметил я.
-Тогда нам
на Баумана нужно, -сообразили Лена и Таня.
И по улице
Чернышевского мы на улицу Баумана пошли. Минут за 15 туда добрались.
На
пересечении с улицей Мусы Джалиля памятник Коту Казанскому установлен. У подножия
выгравирована фраза «Кот казанский: ум астраханский, разум сибирский…». Кота
Алабрыс прозвали.
В 1745 году
императрица Елизавета Петровна, узнав, что в Казани нет мышей, распорядилась
перевезти 30 казанских котов в Санкт-Петербург, для ловли мышей в недостроенном
Зимнем дворце. Коты казанские прекрасно с задачей этой справились.
Улица
Баумана весьма на московский Арбат похожа (так же шумно), поэтому мы свернули в
боковой переулок, поднялись по лестнице и на Профсоюзной улице уютный бар
«Соседи» нашли.
Бутылочка
новозеландского «Совиньона» нам в 3100 рублей обошлась – ровно в половину ужина,
оплаченного сестренками, и это при том, что средняя зарплата в Казани (по
словам Лены и Тани) 35-45 тысяч рублей в месяц составляет.
Впрочем,
молодежь, гулявшая по улице Баумана (бывшей Большой Проломной), особо не
заморачивалась и пила в основном пиво из бутылок и коктейли из банок.
Мы спросили
Лену и Таню, где вина на вечер купить можно, и они отвели нас в сетевой магазин
«РусАлка» на той же улице Баумана.
Пол в
магазине липким оказался, потому что некто бутылку сидра до нас разбил.
-А помыть не
пробовали? -спросили мы.
-Помыли уже,
-весело продавец ответил.- Только сидр ведь сладкий очень.
Сраженные
этой стройной логикой, купили три бутылки чилийского «Совиньон Блан» по 899
рублей (ничего дешевле не нашлось), попрощались сердечно с сестрами и в отель
пошли. В магазине нам, кстати, 3 рубля сдачи с 2700 рублей отдать забыли, да мы
и не спросили.
-На средство
для мытья полов собирают, -сообразил я вслух.- Сочувствую. Сладкий сидр – штука
страшная: от него диабет заработать можно, да еще и к полу заодно прилипнуть.
Вечером
понятно стало, что рядом с вокзалом (и нашим отелем) полно хостелов.
Убедившись,
что завтрак в отеле с 7 до 11 часов утра, в номер понялись.
Закусывали
вино грушами, которые я с дачи привез. В полночь жена и свояченица поздравили
меня с наступившим Днем рождения. Спать около часу ночи легли, допив (с
некоторым усилием) вино.
Почему-то (на
ночь глядя) в голове моей зазвучала старинная песня Александра Лаэртского «Дети
хоронят коня»:
На глазах у
детей съели коня
Злые татары
в шапках киргизских,
Средь сучьев
из леса сиротливо стучит
По стволам
деревянным птица тупая.
Имя ей Дятл
и стуки его
Заглушают
рыдания детских глаз.
Дети хоронят
останки коня,
Там лишь
кишки и шкура его...
-И никакие
они не злые, татары эти самые, -размышлял я, засыпая.- По большому счету все
татары в Москве давно обосновались, а шапки киргизские продали и теперь их от
русских не отличишь.