Калининградская область / Самостоятельная поездка | Автотуризм
 

Культурный активный отдых в Калининградской области

19 - 25 февраля 2016 г.
Как культурно недорого активно отдохнуть на Балтийском море, в Калининграде и области, охватив наибольшее количество достопримечательностей за неполную неделю. Самые понравившиеся места, впечатления, справочная информация.
Нитка маршрута
А\п Храброво-г.Калининград-г.Янтарный-г.Светлогорск-г.Зеленоградск-Куршская коса-пос.Мамоново-пос.Правдинский-г.Багратионовск-г.Балтийск-Балтийская коса-Калининград- а\п Храброво.
 
Готовимся к поездке. Общая информация. Планы.

     Несколько лет уже хотела посетить Калининград, нашу самую западную область, и наконец возможность представилась - сразу две авиакомпании ("Победа" и "S7") объявили недорогие перелеты, порядка 1500 р. в одну сторону. Но как частенько бывает, пока народ собирался и согласовывал отпуска, билеты подорожали :) и пришлось лететь за  2300, что все равно дешевле поезда и обычных цен на самолет. Кроме того, для поездки на поезде необходим загранпаспорт, билеты на него нельзя купить дистанционно, через сайт rzd ( и любой другой). Только личное присутствие в кассе всех, кому нужен билет.  И на своей машине для нас не вариант - необходима шенгенская виза. А с перелетом никаких сложностей, действует российский паспорт.
     Поскольку в Калининградской области очень много интересных и исторических мест, а времени мало, для большей мобильности лучше арендовать машину. Внимательно сравнив условия аренды, цены, услуги в разных компаниях по аренде авто, выбор пал на Алиса Голд - ассортимент на любой вкус, достаточно демократичные цены на залог и дополнительные услуги. Забронировали Chevrolet Lacetty - вместительный универсал на пятерых человек. И ни машина, ни сотрудники компании не разочаровали: встретили в аэропорту и забрали назад машину вовремя, на песок в салоне не ругались, а процесс оформления занял минут 10.  "Шеви"  оказался новым, опрятным и приятным, служил нам верой и правдой, несмотря на мою тягу к бездорожью ))
 
 
     Одним из главных критериев выбора жилья для нас была наименьшая стоимость и недалеко от центра, где сосредоточены все интересные места. Сравнив отели, хостелы, частные предложения - лучшим вариантом показалась квартира с пятью спальными местами, 1500 р. в сутки. Большой плюс квартиры - можно готовить самостоятельно домашнюю еду на свой вкус, экономя на общепите, ну и конечно гораздо больше пространства, чем в том же хостеле за ту же цену. Квартиру можно найти на avito.ru , выбрав область поиска и параметры "посуточно". Предложений в разных районах полно, цены тоже разные, в летний сезон дорожают.
    Конечно, самое бюджетное - велосипед вместо аренды автомобиля и палатка вместо квартиры, но по условиям культурного семейного зимнего отдыха такие привлекательные варианты не рассматривались.
    Погода в Калининграде, а тем более на побережье, что зимой, что летом - влажная, ветреная и порой непредсказуемая: только что из хмурых туч до горизонта моросил противный затяжной дождик, как через час выглядывает солнце, и не проходит 10 минут - уже льет как из ведра, а небо голубое :) Радуги наблюдали по нескольку раз на дню.
Поэтому не получалось спланировать все поездки заранее: когда лучше весь день гулять на природе, а когда - попрятаться в музеи или выбрать дальнюю дорогу в комфортном салоне. Приходилось подстраиваться на месте. Зимы здесь мягче и короче московских, во время нашего пребывания (конец февраля) снега уже нигде не было, температура поднималась от 0 до +5.
 
     В  последний момент от поездки отказался общий знакомый Николя, получился "девичник" - Оксана, ее мама, Ирина Юрьевна, моя сестра Сима, ну и я.
     Времяпровождение предполагалось насколько возможно разнообразным, культурным и как получится - ведь каждому из нас интересно что-то свое и одинаковых людей не бывает ) Не обойти вниманием историю этой земли - от древних пруссов до Второй мировой войны, нельзя не полюбоваться уникальной природой обособленного русского уголка.  Получилась непередаваемая смесь из руин орденских замков, кинотеатра, заброшенных военных бункеров, органного концерта, памятников жертвам концлагерей, музеев, действующих православных храмов в готических кирхах, янтарных карьеров, прогулок по городу и длинных пеших маршрутов на природе...  Времени на вдумчивые прогулки как всегда не хватало.. но надеюсь всем понравилось ) 
На побережье Куршской косы
Вылет: "Осторожно, "Победа" ! Немного о дорогах и обозначениях домов

Боинг 737 "Победа" Боинг 737 "Победа"
Аэропорт Калининграда-Храброво Аэропорт Калининграда-Храброво
Наше средство передвижения Наше средство передвижения
      В Калининград мы летели авиакомпанией "Победа", из Внуково. Благо, аэропорт от дома недалеко и мы успели приехать как раз к посадке, несмотря на вечерние пятничные пробки. В полной уверенности, что все в порядке, наши маленькие городские рюкзачки не превышают стандартной нормы ручной клади, проходим последний контроль перед посадкой. Регистрация закрывается, объявляют посадку... и тут выясняется, что политика "Победы" не предусматривает бесплатного  провоза вообще никакой ручной клади! Кроме фотоаппарата в чехле, мужского портфеля для бумаг и маленькой дамской сумочки.  Все наши попытки объявить городской рюкзак портфелем или вместилищем фототехники не увенчались успехом, и за каждую единицу ручной клади объявлена цена в 2000р... т.е. столько же, сколько билет для человека! Мечемся в панике по зоне дьюти-фри в поисках большого пакета\сумки\чехла, чтобы платить за одну единицу ручной клади, а не за каждую, но нет... такого не предусмотрено, пакетов нигде нет. Регистрация же закрыта и в багаж не сдашь...
    Удалось минимизировать траты путем запихивания моего рюкзака в Оксанин, а у нее ехали еще и мамины вещи. Все равно по 1000 с человека  вышло... Обидно, что в билетах толком не написано было, а я не выяснила заранее.. Что ж, будем знать. "Перехитрил пассажира ? Победа!" )) А еще это наверное единственная авиакомпания, в которой во время полета не предлагают напитков, тем более - перекуса. Бюджетная, ничего не поделаешь. Но в остальном и главном у них все в порядке: летели мы на боинге 737 (а не на "ТУшке-развалюшке"), рейс не задерживали, приземлились вовремя, в 19-55.
 
       А в 20 уже получали машину. Поинтересовавшись у вежливого "алисовца" наличием домкрата и запаски ( с задних рядов доносилось: "хай-джека, лебедки, корозащитной стропы..."), предложили ему доехать до города с нами, почему-то отказался ))) Похоже, небезосновательно: мы умудрились заблудиться, не успев еще выехать из аэропорта  )) Хорошо все-таки на местной машине, а не собственной, не доносится вслед "Понаехали, москали !" ))
 
      Оказывается, в Калининграде пробок тоже хватает. От окраины в центр можно и час ехать. В целом водят тут культурнее москвичей, скорость обычно не превышают, пропускают, не лезут в каждую свободную щель.  
      Двухполосных автомагистралей с ограничением 110  в области вообще раз-два и обчелся: - через Зеленоградск до Светлогорска с ответвлением к аэропорту,  и к Польской границе. Все остальные дороги в области - узенькие однорядные с ограничением в 70 и очень красивые: даже некрупная сельская дорога по обочинам засажена деревьями - дубами, осинами, а на них на уровне метра над землей - белые полосы и светоотражающие значки. Даже зимой, когда листва отсутствует, склонившиеся ветви образуют арки и тоннели над дорогой, представляю, как здорово, когда листва начнет зеленеть!
7
 
     
Imgsrc.ru_47650833sZn
Еще из того, что у нас встречается очень редко: дороги, вымощенные булыжниками. В самом Калининграде таких улиц очень много, особенно в историческом центре, и в области есть довольно длинные, порой десятки километров.
      Качество асфальтового покрытия разное: кроме автомагистралей, в-основном соответствует термину "российские дороги". Есть и трещины, и заплатки, и выбоины, и вспученный\волнистый асфальт.
В отдельных тупиковых направлениях - грунтовки, как положено с ямами, лужами, колеями и грязью :)
 
     Квартиру тоже нашли не сразу. Адрес: Ленинский проспект, 119. Приехали, а такого дома нет! Есть 117 и 121. На карте - тоже самое. Вышли, обошли оба этих дома вокруг. Ну нет такого номера - 119! Звоним хозяйке, а она произносит странную фразу: "Номера домов обозначаются по подъездам".  Это как !? Один и тот же дом может быть и 115 и 117 и 119 ?? Но вскоре действительно нашли подъезд, над которым была табличка 119 и больше не задумывались над причудами домонумерации.
        Квартира - обыкновенная советская двушка со всем необходимым для жизни полностью нас устраивала, отдали хозяйке оплату, зашли в супермаркет неподалеку, поужинали и на этом первый день в Калининграде закончили.
 
Квартирка
Оборонительные форты и культурный шок

Витражи в Кафедральном соборе Витражи в Кафедральном соборе
Кафедральный собор, вид с маяка Кафедральный собор, вид с маяка
На набережной Преголи На набережной Преголи
Остатки форта Гнайзенау Остатки форта Гнайзенау
Внутри форта Гнайзенау Внутри форта Гнайзенау
Концертный зал недалеко от острова Канта Концертный зал недалеко от острова Канта
Такое вот сочетание.. Такое вот сочетание..
Органный зал Органный зал
Фридрихбургские ворота Фридрихбургские ворота
         Чтобы не превращать рассказ о поездке в справочник достопримечательностей, описания не привожу, только в двух словах.
 
         Вставать решили часов в 8-9, чтобы более-менее высыпаться и захватывать основное светлое время. Музеи почти все работают до 18, кассы до 17, тогда как раз темнеет. Ну а природные достопримечательности после 18 уже не сфотографируешь - темно.
       Первый наш полный день в Калининграде знакомились с городом: гуляли по скверу на острове Канта, Рыбной деревне, зашли в маяк, в котором выставка стеклянных поделок и бронзовая чайка для загадывания желаний. Прошлись по деревянным и железным разводным мостам, видели концертный зал Калининградской областной филармонии в старом здании кирхи, прошлись мимо Южного вокзала  к Бранденбургским воротам, одним из семи сохранившихся.
17
       В Главном Кафедральном соборе на острове Канта увидели объявление об органном концерте в 18 вечера и решили сходить. Этот собор наверное единственное место, где соседствуют действующие православная и евангелическая часовня, ( в двух башнях), посередине - музей, а в основном объеме собора - органный зал с трехрядным органом. Здесь же похоронен и сам Иммануил Кант - родоначальник немецкой классической философии.
 
      После обеда  и до 17 осматривали оборонительные сооружения на подступах к Калининграду  - форты Гнайзенау (заброшенный, неокультуренный) и Форт N5 (Фридриха Вильгельма III, музей). Вообще их было 12 больших и 5 малых фортов, сейчас сохранилось немного. Мы посетили большие. Надо сказать, бродить в одиночку с фонариком по трехэтажному огромному сооружению с ангарами, казармами, ДОТами, рвами, окопами, заросшему камышом болоту, глядеть через дыры от снарядов, самостоятельно представлять военное прошлое и печальное будущее этого места нам понравилось намного больше, чем оплачивать экскурсию в его восстановленном брате-близнеце N5.
Форт
     Собственно внутрь даже не заходили - погуляли снаружи, обошли вокруг рва, осмотрели внешние памятники. Для полноты картины наверное следовало и туда с экскурсией заглянуть, но время уже поджимало. 
      На концерт опоздали на 5 минут) Огромный зал был полностью заполнен, нам остались только первые ряды. Стыдно признаться, но до этого момента я никогда не видела настоящий орган, не представляла вообще что это такое и тем более не была на таких концертах. 
      Грянула музыка. Играли Баха. Глубину, мощь, тонкости и оттенки звука словами не передать, это надо слушать. Первое время я думала, там за кулисами сидит целая рота музыкантов, иначе как еще играть такие сложные,  быстрые произведения, извлекая из труб одновременно разные и высокие, и средние, и басовые ноты. По-настоящему проникаться произведениями начало получаться уже ближе к концу концерта. И когда дошло, что исполнял ВСЁ  - один человек.... это был культурный шок ))) Невозможные они люди ) Как и авторы этих произведений. 
       В общем, если вдруг кто не был - сходите когда-нибудь обязательно, не пожалеете. Ну а бункеры и форты.. кто ж их не видел ? )))
 
 
       Ночью несмотря на дождь мы с Оксаной еще раз погуляли по городу. Хотели посмотреть корабли в порту, но по нашу сторону Преголи весь обзор закрывали склады и краны. Порт надо смотреть с другой стороны, где ул. Правая набережная. Проходили мимо Фридрихсбургских ворот, над которыми развевался старый, еще до Андреевского, морской флаг. Красива ночью набережная Преголи в центре, где маяк и Рыбная деревня. В общем ночной Калининград тоже рекомендую.
 
Янтарное побережье.

Карьер, в котором добывают янтарь Карьер, в котором добывают янтарь
Музей Янтаря Музей Янтаря
Поделки из Янтаря Поделки из Янтаря
Янтарь сверкает на солнце Янтарь сверкает на солнце
Рисунки на камнях Рисунки на камнях
Побережье возле Янтарного поселка Побережье возле Янтарного поселка
Променад в Янтарном Променад в Янтарном
Солнечные часы в Светлогорске Солнечные часы в Светлогорске
Пирс и чайки Пирс и чайки
Басик на Янтарном троне с самым крупным самородком Басик на Янтарном троне с самым крупным самородком
Памятник репрессиям на месте шахты Анна Памятник репрессиям на месте шахты Анна
Бывшие молы Бывшие молы
     По прогнозам всех сайтов, в Калининграде и области обещают непрекращающиеся дожди. Ну что ж делать, все равно едем, море-то хочется. И на наше счастье, почти всегда с погодой везет, несмотря на прогнозы. У побережья она особенно переменчивая.
      С утра в Воскресенье посетили кирху Креста (Крестовоздвиженская православная церковь ныне). Во всех источниках написано, что служба начинается в 9 утра, а на самом деле оказалось в 7 (храм на верхнем этаже) и 10-нижний. 
     Остальной сегодняшний день посвятили янтарю и побережью Балтийского моря в районе Светлогорска. Как известно, Калининградская область - единственный в России и ближнем зарубежье поставщик янтаря, кроме того - самое крупное в мире месторождение. Поэтому нельзя было не познакомиться с историей и современностью его добычи.
      Кстати работники Янтарного комбината говорят - дОбыча, ударение на первый слог. Типа это специфичный жаргон работников кирки и лопаты )
Правда сейчас ими  в шахтах никто не махает. Экскаваторами срезается пласт на глубине 50-60 метров, уровень залегания янтарного слоя, затем под давлением размывается грунт, обнаруженный янтарь сортируют. Еще более новая технология - янтароносный слой смешивают с морской водой и солью, в вибрационной машине янтарь всплывает. Он легче соленой воды, так еще можно проверить поддельный камень или настоящий. 
    На краю янтарного карьера стоит большая пирамида, целиком из янтаря. Традиционно в ней можно загадать желание.
   Янтарный комбинат - режимный объект, и я первый раз ходила  в музей строго по расписанию и под конвоем охраны ) В московский "алмазный фонд" и то без сопровождения пускают ))
   В музее множество разнообразных камней разных видов, как и просто гигантских для янтаря, так и обработанных в разное время разными способами. Есть даже янтарный трон, диадема и люстра, изготовленная в подарок Брежневу. Экспонаты бесценные. Там же можно купить понравившиеся современные ювелирные украшения по самым  что ни на есть ценам "от производителя".
 
    И наконец мы оказались на побережье! Море, такое холодное и бескрайнее, оно всегда зачаровывает.. Особенно северное или зимой. Может, потому что наиболее недоступное... 
Дул пронизывающий холодный ветер, высокие волны  с белыми барашками ритмично шуршали, накатываясь на берег... Выглянуло обманчивое солнышко.. и  Оксана с мамой решили окунуться! Переодевшись за какой-то закрытой кафешкой, выскочили на пляж и стремительно ушли в высокие волны. 
   Бродившие по пляжу закутанные во все шубы ( и вообще не рискнувшие высунуться из машин - дует и холодно) мужики пораскрывали рты и принялись скорее фотографировать героинь.
Я в Балтийское зимнее море только ноги окунула до колен )
  Затем мы поднялись до памятника "Маршу смерти" и бывшей янтарной шахты "Анна", в которой когда-то немцы хотели засыпать военнопленных и заглянули на променад.
"Пойти на променад" здесь  - не действие , а место. Даже на карте так и называется. Это специально подготовленная дорожка вдоль побережья, длиной несколько километров, местами проходящая над водой.
    А потом поехали на Светлогорское побережье. Хотели на мыс к маяку заехать, но проезд там перекрыт - военная часть. На высоком побережье тоже очень красиво, хоть ветру так и хотелось понаблюдать, как кто-нибудь сорвется в обрыв ) 
 
 
 
     В самом Светлогорске знаменитые фуникулеры, поднимающие туристов с побережья прямо на вокзал, не только не работали - не сезон, но и кабинки были сняты. Так что увидели мы лишь уходящие вверх столбы и тросы.
На променаде вдоль побережья мельтешат стаи чаек, в будках и будочках продают глинтвейн, пунш, кофе и горячую кукурузу. Здесь же расположены местные достопримечательности - скульптура Ундина, нимфа, большие солнечные часы. Несмотря на ветреную погоду, народу было довольно много, еле нашли место для парковки. Что же творится летом ? )
    Считается, что на побережье во время бури иногда выносит на песок янтарь. Но видимо его высматривать нужно не набегами, а систематически, и явно не  по 5 минут, т.к. конечно он просто так там не валяется. А с гарантией накопать его малюсенькие кусочки можно лишь в песочнице Янтарного карьера.
 
Когда-то на побережье вымывало янтарь..
Куршская коса.

Танцующий лес Танцующий лес
Побережье возле поселка Рыбачий на Куршской косе Побережье возле поселка Рыбачий на Куршской косе
Смотровая площадка среди дюн Смотровая площадка среди дюн
Пески наступают Пески наступают
Отвоеванная у дюн растительность Отвоеванная у дюн растительность
Здание музея Муррариум - бывшая водонапорная башня Здание музея Муррариум - бывшая водонапорная башня
    Четвертый день целиком посвятили Куршской косе. На это поистине чУдное место нужно выделять день целиком, а еще лучше там жить недельку летом с велосипедом )
Погода опять радовала разнообразием - и ливни, и солнце, и радуги, и конечно вездесущий морской ветер. 
     Дорога до Зеленоградска - отличная двухполосная автомагистраль с разрешенной 110, занимает около получаса.
    Зеленоргадск - уютный курортный городок со множеством ныне пустующих отелей и пляжей. Сходили к бювету королевы Луизы в надежде набрать местной минералки - ан нет, всё отключено, из множества краников не течет. 
    Еще здесь есть самый большой в России музей кошек (Муррариум)  в исторической башне, где с экспонатами даже можно поиграть, а напротив него - музей черепов и скелетов (МЧС). Каждому по душе, кому что больше нравится ))
 
    При въезде на Куршскую косу стоит большой пост, где за проезд по национальному парку взимается плата - 300 р с машины(включая водителя) и 150 с человека. Мы вчетвером правда умудрились проехать по билетам на троих. Думали если на обратном пути проверять будут, то кого-то придется пихать в багажник )) Но ни на маршрутах, ни обратно билеты не проверяли.  В 2016 году хотели кардинально повысить цены за посещение, чуть ли не 500 р. Пока такой закон не приняли, но все может измениться...
 
   По парку нельзя передвигаться вне специально оборудованных тропинок и стоянок, ходить в произвольных местах по дюнам, это способствует их разрушению. Вообще вся коса - настолько хрупкая экосистема, что ее столетиями приходится специально укреплять и поддерживать.
   Благо тропинок - экомаршрутов тут на любой вкус: от одного до десятка километров.
Все пройти за день мы и не надеялись,  хотели посетить лишь самые интересные и популярные. 
Kollage1
 
   Для информации об истории Куршской косы и легкого передвижения по ее маршрутам, рекомендую скачать специальное приложение - "Куршская коса" , это аудиогид + GPS (на смартфонах или планшетах c Android  и приемником GPS) . Приложение само отслеживает, где ты в данный момент находишься и голосом рассказывает справку об этой местности. Очень удобно, нам понравилось.
 
   Красота тут конечно...  везде, от густого королевского бора до песчаной пустыни, порывистого ветра на побережье и тихих внутренних озер, окруженных хвойными вечнозелеными...  А раньше здесь все было по-другому. Только широкая песчаная пустыня с подвижными дюнами, которые поглощали поселения так, что они переставали существовать. И только в начале 19-то века придумали, как укрепить дюны и остановить песчаную катастрофу. Тогда же начали экспериментировать, какие растения смогут выстоять  в таких непростых условиях. 
   Многие их них можно увидеть на прогулке по маршруту "Королевский Бор".
Расстояние - 2-9 км. Мы  прошли не всё,  свернули к питомнику Туи Гигантской. Очень красиво там и загадочно... 
Загадочные деревья (Туя Гигантская)
     Вообще леса на Куршской косе необыкновенные. То "зеленые" стволы (покрытые лишайниками), то встающие сплошной стеной сосны (очень часто посаженные), то целый пласт леса - наклонный, "пьяный лес" ( со стороны моря, где постоянно дуют сильные ветра), то "Танцующий лес" - вообще мистическое место )
Никто так и не понял, почему же лес так искривляется, несмотря на многочисленные гипотезы от научных до инопланетных )
   Сейчас проводят эксперимент - в том же месте высадили семена от "кривых" сосен, и самых обычных, не с косы, поглядеть что вырастет.
 
Особо охраняемые танцующие деревья
    Следующий маршрут после "Танцующего леса" - "Высота Эфа" - самая высокая дюна Куршской косы, 60 метров. Тропа представляет собой широкий настил, уходящий круто вверх.  Вокруг - хвойные леса, а с обзорной площадки открываются бесконечные пески и дюны - какой коса была бы, не вмешайся человек. Одновременно можно увидеть и Куршский залив, и Балтийское море.
Последний оплот растительности. Дальше, до границы - голые пески
   И в завершение, почти рядом с Литовской границей - маршрут "Озеро Лебедь". И похоже единственное место, где нет деревянных настилов. Уходящая вверх дорога - песчаная. Погода - отличная, солнышко светит, а у всех фотографов к тому времени разрядились фотоаппараты, поэтому пришлось вступать в клуб любителей анонимных фотографов на телефон )
   Заезжали еще в поселок Рыбачий, просто на Куршский залив посмотреть и  на маяк. 
Выехали обратно в темноте уже. 
Куршская коса. Закат.
 
После ужина вдруг решили сходить в кинотеатр:) Вроде как старейшее здание кинотеатра в Калининграде. "Заря". Из всего репертуара устраивала только комедия, "День выборов-2". Ничего так, миленько )
Сгинувшее величие

Сохранившаяся часть замка Бальга Сохранившаяся часть замка Бальга
Деревья, уходящие в вечность. Бальга. Деревья, уходящие в вечность. Бальга.
Побережье у замка Бальга Побережье у замка Бальга
Арка одной из встреченных по пути заброшенных кирх Арка одной из встреченных по пути заброшенных кирх
Памятник шпротам в Мамоново Памятник шпротам в Мамоново
Деревянные скульптуры Мамоново Деревянные скульптуры Мамоново
Что осталось от Прейсиш-Эйлау Что осталось от Прейсиш-Эйлау
Брандербургский замок Брандербургский замок
Остатки кирхи рядом с Бранденбургским замком Остатки кирхи рядом с Бранденбургским замком
Стилизация под эпоху Стилизация под эпоху
Гнездо на замке Гнездо на замке
"Ад на земле" - жертвы лагерных репрессий "Ад на земле" - жертвы лагерных репрессий
Захоронения сгинувших в этом аду Захоронения сгинувших в этом аду
Белый храм из окон запустения Белый храм из окон запустения
   Шестой день посвятили зАмкам. Тем более, что и погода с утра не радовала: зарядил моросящий дождик. 
   К великому сожалению, все замки Калининградской области находятся  в запустении, грозящим через несколько десятков лет полным уничтожением. Ничего не восстанавливается.. и разбирается на кирпичи местными жителями. Кое-где удалось хотя бы законсервировать, огородить от разбора. Во многих замках с недавних пор пытаются хоть как-то развивать туристическую деятельность, организуют музеи, проводят работы с младшим населением. В замках Бранденбург, Шаакен и  Инстербург действует конно-историческая секция, по праздникам проводятся выступления. Ведь если ребята вырастут с мыслью, что эти замки - последнее достояние прусской культуры,  их надо сохранять и охранять, то возможно нашим потомкам будет чем полюбоваться и узнавать историю этих мест не только из учебников. Ведь еще какая-то сотня лет, и останется только груда камней...
   Наш путь лежал из Калининграда в замок Бальга, проезжая через Бранденбургский замок.  Он находится прямо посреди села, и мы сначала пытались ломиться к нему "с зада", вызвав неудовольствие местных жителей и собак.  Замок огорожен, на воротах с колючей проволокой - телефон смотрителя. Врядли мы только для себя решились бы его побеспокоить, но нам повезло, приехавшие до нас туристы позвонили заранее. Через 5 минут приехал мужик в тулупе на велосипеде и за 50 рублей с носа рассказал нам про это место. От замка в целом остался лишь остов, даже крыши нет. Видны колонны и  кое-где остатки плитки, во дворе старинные колодцы (сейчас - с зацветшей водой и мусором..), частично сохранившаяся стена хозяйственных построек. Помогают с очисткой территории и разбором завалов местные мальчишки. Рядом стоит старая кирха с проржавевшими изогнутыми стрелками часов и вороньем на крыше.
   Замок Бальга - напротив, "дикий",  стоит вдали от жилья, на высоком морском мысу среди старых деревьев, сохраняя дух древних рыцарских времен. Вот здесь-то живо представляется, как  жила здесь община, молились в уединении, поглядывая на море - не идет ли корабль? Сейчас, конечно, можно только угадывать принадлежность окрестных руин  - где-то стена осталась, где-то окопы, остов форбурга. Крутая лесенка вниз, к морю. Громадные валуны на берегу, песок, прибой... Замечательное место, больше всех понравилось. Если времени на все замки нет, можно рекомендовать Бальгу и еще какой-нибудь окультуренный объект, с музеем - для наиболее полного и разностороннего представления. Дорога только сюда с европейским качеством не имеет ничего общего )) 9 километров от трассы - Обычная такая сельская русская глубинка, с кочками и лужами. Местами красивая, выложенная булыжниками.  По дороге встретили ошалевшего мужика на джипе, который пожаловался нам (на легковушке),  какая ужасная дорога )))
   В Следующий замок - Прейсиш-Эйлау, ехали через Мамоново - (уникальный памятник шпротам и аллея деревянных скульптур), Корнево (Остатки кирхи и сохранившаяся водонапорная башня, куда можно влезть наверх), Нагорное (захоронения и памятник жертвам лагерных репрессий). Мрачное и страшное место... Но историю не повернуть вспять  и нежелание задумываться над ужасами не отменяет факт их существования. Эти мученики не должны быть забыты. 
   На дорогах всюду таблички - предупреждения о пограничной территории, в одном месте шоссе подходит непосредственно к Польской границе (видна разделительная полоса и колючка с обоих сторон), но никаких  пикетов\постов на общественных дорогах не стояло, проблем не было.
    Прейсиш-Эйлау, пожалуй, самый большой и самый невезучий замок.  Если история остальных в целом похожа : построили, захватили-подожгли-разграбили - отстроили заново, покинули, потихоньку разрушался, растащили на стройматериалы местные жители, то у этого могла быть другая судьба. В послевоенное время замок был заброшен и шло активное его разрушение, но в 90-х годах нашелся инвестор, который отремонтировал его почти полностью, внутри ( в бывших казармах) открыл гостиницу и ресторан в орденском стиле. Но не сложилось ((  в 98-м году хозяин обанкротился, и всё, что было сделано - тут же подверглось разграблению. Выдрали окна, паркет, всё, что могли унести. Что не могли - попортили. А в 2009 году случился пожар, выгорели к тому же крыша и несколько этажей.  С тех пор так никому и не нужен.. Внутри разгром, мусор, туалет..  А напротив - новенький чистенький белый храм с блестящими золотыми куполами - Веры, Надежды, Любови и матери Софии. Грустно...
Kollage2
Балтийская коса.

Верность Верность
Военный корабль в Балтийском проливе Военный корабль в Балтийском проливе
ВПП ВПП
Замшелые квадраты взлетной полосы Замшелые квадраты взлетной полосы
Подземный бункер на базе Нойтиф Подземный бункер на базе Нойтиф
Ангары для гидропланов Ангары для гидропланов
Пустыни Балтийской косы Пустыни Балтийской косы
Там вдали - корабли, меня манят к себе они Там вдали - корабли, меня манят к себе они
Прощание с Балтийским морем Прощание с Балтийским морем
Маяк Маяк
Дерево игрушек Дерево игрушек
Невеселая жизнь веселого льва Невеселая жизнь веселого льва
Наш паром Вистула Наш паром Вистула
Пирс для старта чаек Пирс для старта чаек
Остовы зданий Остовы зданий
Деревья проросли на крыше Деревья проросли на крыше
Настенные красоты) Настенные красоты)
Надписи  для летчиков Надписи для летчиков
Настенное... Настенное...
Спасательная капсула брошена на берегу Спасательная капсула брошена на берегу
Такой должна быть спасательная капсула Такой должна быть спасательная капсула
Вход в бункер Ляша Вход в бункер Ляша
Внутри бункера. Сцена Сдачи города. Внутри бункера. Сцена Сдачи города.
Космонавт Виктор Пацаев Космонавт Виктор Пацаев
    Последний полный день.. хотелось хотя бы половину дня еще погулять по городу. Так что рано утром отправились к парому на Балтийскую косу. Расписание парома такое: первый из Балтийска на Косу - ровно в 10 утра, затем каждые 2 часа, до 18 часов. Обратно с Косы, соответственно, через 15 минут, т.е. 10:15, 12:15,  и т.д.
Из Калининграда до Балтийска ехать (на машине) примерно час.
   Приехали заранее, за полчаса, и пошли гулять на пирс. Там много скульптур, да и просто красиво. Первая встреченная скульптура - "Женам моряков" , предполагалось, что будет встречать входящие после долгого плавания корабли, но она маленькая, невзрачная и какая-то заброшенная на фоне более новой, очень большой статуи Елизаветы Петровны, на самом краю мыса. За нами традиционно уже увязался пёс - метис шар-пея. Временами он вставал на ограждение, смотрел на море, задирал морду и тихонечко выл..  
    На длинный мол  попасть не успели  - время поджимало и мы рванули обратно буквально бегом, влетев в кассу на паром в 10 ровно. Билеты стоят 70 руб с человека (500 с машины) и действуют туда и обратно. Узенький пролив  из Балтийского моря в Калининградский залив - оживленная магистраль, пока гуляли, мимо нас проходило несколько военных судов и барж. 
    Сразу напротив причала - магазинчик проката палаток, спальников и турснаряжения )  Ведь эта коса - такая же песчаная, как и Куршская, но покороче ( 35 российских километров), без заповедника и совершенно дикая. Поселка здесь только два, и те рядом с проливом. Отдыхай себе свободно.
    Мы же собирались наведаться на бывшую немецкую авиабазу для гидропланов  - Нойтиф и форт "Западный" на Балтийской косе, но со временем вышла опять накладка - 2 часа на всё это - мало!  Лучше пропустить один паром.  И на район Балтийской косы  (в т.ч. сам Балтийск, молы, крепость Пиллау) по-хорошему нужен полноценный день. Что поделать, но уж лучше так, чем совсем никак )
    Нойтиф - впечатляюще. Грандиозно. Громадные ангары, навигационные башни, во время войны, говорят, взлетная полоса даже подогрев имела, а со стороны гавани - светящиеся дорожки для гидропланов. В рабочем состоянии аэродром оставался до 90-х годов, развала СССР, когда все и покинули, началось разрушение.  Сейчас доступ везде свободный, на берегу швартуются рыболовные судна, и просто из села часто приходят рыбаки. Несколько строений используется под автомастерскую.  Везде можно (но аккуратно! Возможно обрушение) лазить. На стенах сохранились оригинальные надписи для летчиков и механиков. Кое-где - рисунки. Ангары конечно в плачевном состоянии, порой только остовы и почему-то устоявшие бетонные лестницы вверх. Смотрится сюрреалистично.  Но вот еще поколение - и ничего этого не останется...  
      Успели более-менее подробно осмотреть только часть строений аэродрома, (он огромный!) и немного погулять по противоположному краю косы, со стороны Балтийского моря. Форт только издалека успели увидеть, как уже надо было обратно. 
На пароме на нашу сторону пришел тот самый грустный пёс. Может, хозяин в море ушел ? Давно, судя по состоянию собаки...
    В Балтийске стоит действующий маяк, его хорошо видно из Калининградского залива. По некоторым данным, в него можно попасть, но по факту это военное ведомство с хорошей охраной, так что можно даже не пытаться. По дороге от маяка до автостоянки заглянули во двор с игрушками - там на стенах, на деревьях и камнях сидят (лежат, висят) множество мягких игрушек. Все они  - далеко не новые, и много лет под ветрами и дождями  сделали даже веселые мордочки какими-то несчастными. 
   На крепость Пиллау даже не посмотрели - торопились обратно. По дороге, в селе Взморье зашли в магазин "Рыба от производителя". Говорят, действительно дешевле, чем обычно. 
    После быстрого обеда, каждый отправился по своим делам, кто куда хотел. По магазинам, музеям..  Я шла в бункер Ляша , но по дороге напала на магазинчик "Русский янтарь" , где фантастически дешевые картины с янтарем. От 70 рублей  - совсем маленькая, а за 100-150 можно купить вполне красивую деревяшку размером чуть меньше листа А4 с вкраплением янтаря. Темы разные - природа, море, животные, виды Калининграда , маяки, корабли и т.д. Ну и по возрастающей, понятно, можно и дорогие картины из разноцветной янтарной крошки найти.
    В бункере - интересно. Про капитуляцию Калининграда много чего узнала. Есть и диорамы улиц времен войны, и скульптуры ростовые, создавая атмосферу. Билет - 150 р. 
    Затем я хотела заскочить в музей Мирового Океана, но оказалось, что в этот день почти все экспозиции (подводная лодка, рыболовный траулер, судно космонавт Виктор Пацаев, научное судно "Витязь", главный корпус, куб воды...) закрыты, попала только в один  - истории Калининградского флота.  Завтра с утра, до самолета, надо будет заглянуть сюда со всеми. Очень интересно. Прогулялась еще по набережной, на мосту залюбовалась видом Преголи и городом так, что проходящий мимо мужик на меня  очень подозрительно косился,  ежесекундно оглядываясь, пока я от моста не отошла )) Думал наверное, прыгнуть хочу. Не, рано еще ))
Романтика Балтийского побережья
Что успеть до возвращения? Отлет домой.

Для таких гидропланов и строили ангары Нойтиф Для таких гидропланов и строили ангары Нойтиф
Подлодка БЕ-413 Подлодка БЕ-413
Глубоководный скафандр Глубоководный скафандр
Исследовательское судно Витязь Исследовательское судно Витязь
Перископ подлодки Перископ подлодки
Шаакен. Чум-очаг) Шаакен. Чум-очаг)
Выставка рыцарского снаряжения, Шаакен Выставка рыцарского снаряжения, Шаакен
Музей инквизиции, Шаакен Музей инквизиции, Шаакен
    С утра убрались в квартире, позвонила хозяйке, а она сказала, что проверять не будет - просто положите ключ в почтовый ящик и хорошего пути! Вот доверчивые ))) Мы конечно ничего не портили и не воровали, но люди бывают разные...
Потом все решили идти в музей Мирового Океана, и не пожалели. Одна только подводная лодка такая интересная!  Больше нигде нет экскурсионной почти действующей подводной лодки, стоящей в естественной среде  - полупогруженной в воду. Прочие подобные - только на суше. 
     Экскурсию по ней не воспроизведу, лучше сами послушайте, а проводил военный пенсионер,  по всей видимости, ранее служивший на подводных лодках. Показывал нам торпедные отсеки, офицерские и жилые модули (ой, несчастные! Там вообще не вытянуться и не развернуться толком )) , все дружно поглядели в перископ, его можно наводить куда угодно, видно даже шпиль главного кафедрального собора. Правда мутное всё, очищать эту систему линз видимо очень сложно. Кстати мы шарились по этой лодке совершенно свободно где хотели, ползали по люкам между отсеками (один я даже закрыла, загерметизировала,  потом еле открыла), ложились на койки матросов, фоткались в противогазах рядом со скафандрами, никто даже не присматривал. Стоило тоже около 150 р, по студенческому - скидка. Вообще в музее много разных судов, не только подлодка, поэтому лучше иметь хоть полдня в запасе посетить всё интересное. Или несколько дней по 2 часа.
   Кроме подлодки мы, к сожалению, успели только сфоткать экспонаты на набережной, (в т.ч. тот самый гидросамолет БЕ-2, для которых был построен посещенный нами вчера Нойтиф) т.к. до отлета хотели заехать в замок Шаакен
 
     Он находится недалеко от аэропорта, но по сельским дорогам быстро не поездишь...
     С экскурсией посетили подвалы замка - выставку инквизиции. Чего только не придумывали люди, чтобы мучить себе подобных! Я о таких приспособлениях даже в книжках не читала. Сам замок - такие же руины, какие мы уже видели не раз, так что не впечатлил. Еще сохранилась (т.е. реконструировалась) трапезная, где висят шкуры, мечи, копья, одежда,  шлемы с забралами. Сейчас используется для заказа банкетов-праздников - свадеб и всего чего угодно ) Что ж, выживают как могут.. Тем более смотрители многое делают для спасения замка и привлечения к нему внимания.
    За час до вылета сдавали в аэропорту полностью угвазданную лачетти, зато с полным баком )) За время наших далеко не асфальтовых похождений в салон нанесли килограммы песка, снаружи - потеки и шматы грязи от бампера до крыши и по всем стеклам ))) Но как-то получилось уболтать молодого человека, восхваляя хорошую техническую исправность машинки, что он взял только 300 р. за мойку и больше ничего не проверял.
   Обратно летели компанией S7 с совершенно противоположными "Победе" условиями - не имели права бесплатного провоза багажа, зато до 10 кг в салон можно было свободно, и наши рюкзаки, рюкзачки и сумочки внимания не вызвали. Но  без приключений все равно не обошлось: Из термоса пришлось  выливать чай, а Оксанин брелок - штопор служба досмотра завернула и заставила выкинуть (((( По идее, его можно было бы определить в багаж, но в нашем случае это по стоимости равнялось практически билету, и явно дороже брелка во много раз. То есть получается, служба досмотра здесь намного четче и тщательней Московской, там-то мы его в салоне провезли... Зато в S7 кормят и поят ! ))) 
  Приземлились чуть раньше срока, и почти час мы с Симой ждали нашу маму с машиной. Тепло попрощавшись, Оксана с Ириной Юрьевной поехали сами, на автобусе. Насколько я поняла, им поездка все-таки понравилась )
 
   Каких-либо глобальных выводов и советов для подготовки на будущее особо нет, основные моменты я по ходу упоминала. Без глобальных провалов тоже обошлось )
Ну, времени бы на всё побольше, это главное, чего не хватало и повнимательнее читать билеты, чтобы не попадаться на уловки авиакомпаний... 
Остальное всё соответствовало ожиданиям - квартирка действительно удобней гостиницы, "Алиса-Голд" - приоритетная контора по аренде авто, рекомендую. 
Про рестораны ничего не могу сказать - не были )) А в магазинах цены примерно как в Москве, может чуть дешевле.
   По стоимости  недельная поездка со всеми музеями, арендой, бензином, жильем, едой (исключая стоимость билетов и личных покупок вроде картин с янтарем) получилась около 9000\чел. Учитывая, сколько всего мы посещали и как активно везде катались, относительно бюджетно. Без машины, ряда музеев, концертов, блинчиков и вкусняшек на ужин было бы дешевле, но мы ни в чем себе не отказывали ))
 
   Спасибо Ирине Юрьевне за компанию и поддержку всех наших поползновений, а особенно - за вкусные завтраки, обеды и ужины! Без Вас мы бы ели дошираки, запивая кефиром. Потому что некогда, не умеем и вообще лень ))
Спасибо Оксане и Симе - за веселую теплую компанию и фоторепортажи. Почти все представленные здесь фотографии - их авторства. 
 
 
Спасибо всем! До новых встреч! 
 
S7

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Shita