Турклуб ОБАНА снова на Полярном Урале. В этот раз поход выполняется интернациональной, Российско - Шведской командой.
пос. Полярный - оз. Естото - р. Естовис - р. Нияю - р. Большая Уса - р. Уса - пос. Елецкий

План маршрута

4 июля: Москва
4 июля: Москва - Лабытнанги поезд 42ч
6 июля: Полярный
8 июля: Естото
10 июля: Естовис
Полярный Урал 2005 или Шведы на Полярном Урале.
6 июля.

Ну, вот мы опять на Полярном Урале. В этом году Урал встретил нас не очень приветливо, моросящий дождь со снегом и пронизывающий ветер. Как раз то, что нужно, чтобы проверить наше снаряжение. А проверять есть чего! Ребята из Нова Тура опять не поскупились. Мы тестируем новую модель палатки "Снежная 4 комфорт", два новых рюкзака: Тибет, с экспериментальным поясом и Таймыр 120, и такие необходимые вещи, как планшет и компрессионный мешок. А двое из нашей команды одеты в новые куртки Непал и Циклон. Ну и, само собой, с нами наши спальники и самонадувающиеся коврики от Нова Тур оставленные с прошлого похода, а у Гаврилы Петровича (Бодрый) прошлогодняя модель Таймыра. Всё тестируемое оборудование - новинки, да и мы сами идём по новому маршруту: от 110 (посёлок Полярный) пешкой до озера Естото, а там по воде Естовист - Ния-ю - Большая Уса - Уса - посёлок Елецкий.

В этом году у нас интернациональная команда, с нами два шведа Майкл и Кристер, на первый взгляд отличные парни. С прошлогодней команды только я (Василич), Бодрый и, конечно Бибик, также с нами Гаврила Петрович (он же Егор, он же Захар Полярноуральский) участник безумия Полярный Урал 2002, три года мялся и воспитывал сына, участвовал в локальных вылазках в тайгу и на Волгу, но, в конце концов, вернулся в ряды организованной тургруппы.

Ну, поехали!

110-ый расселили, странно видеть пустым некогда немаленький посёлок, проходя по нему, ощущаешь себя сталкером из "Пикника на обочине". Немного поплутав по поселку, мы вышли на тракт и направились в сторону гор. На дороге попались двое на мотоцикле мы уточнили у них правильность пути и, получив утвердительный ответ, направились дальше. Через пару - тройку километров первая преграда - Малая Пайпудына. Немного побродив по берегу и с печалью посмотрев на остатки сгоревшего моста, переобулись в неопрен и полукеды, и я полез в воду, холодно и глубоко! Текуха бешеная, Бибик ломанулся за мной. На берег мы вышли весьма подмокшими. Кристер походил вокруг и, не переобуваясь, перешёл реку ниже остатков моста, остальные двинулись по его следу. Пока я их ждал, нашёл золотой корень, одиноко растущий на берегу, который тут же был отправлен в спирт. После брода двинули дальше и встали на ночлег на Волчьем ручье, в распадке. Холодно, +4 градуса, давление 730 мм и падает, под самый вечер пошёл снег. Вот тут то мы и оценили достоинства увеличенного тамбура палатки, примус поставили прямо в нём и приготовили ужин, практически не выходя наружу! Так же и откушали его прямо в палатке, благо площадь позволяет, разбавив его спиртом на Золотом корне и... двумя пузырями шампанского! В этом году мы решили, что тащить бесполезные кирпичи первоходам это кощунство и потому заменили их шампусиком с дарственной надписью и логотипом Нова Тура. Интуристы были на седьмом небе от счастья.

7 июля.

За ночь снегом завалило и окрестные горы, и палатку, а нам то что, внутри тепло и сухо и мухи не кусают (что немаловажно скажу я вам)! Наскоро позавтракав, двинули дальше. Выглянуло солнышко и на душе потеплело. Встретили по дороге двух местных ребятишек, они сказали, что идут из чума, с Мраморного, подсказали дорогу на Естото, от них мы узнали, что хариус не поднимается выше Волчьего, а Егор с утра пытался порыбалить, но не дошёл до найденной нами с Бодрым рыбацкой стоянки и потому лишь оборвал одну блесну.

Дорога - чудо, рюкзаки удобнейшие, погода, правда, периодически меняется, но идти одно удовольствие. Темп взяли такой, что перекусывали уже на Звенящем, а на ночь встали на Развильном. Отсюда видно старые балки, вышку на карьере и несколько чумов на том берегу реки, а так же загадочную дорогу уходящую в горы, на карте её нет, а куда она ведёт спросить некого.

8 июля.

С утра разбудил грохот колонны вездеходов проходящих мимо, ещё немного поблаженствуя в тёплой палатке, в спальничке да на коврике Комфорт - Лайт, полезли наружу. Опять холод и морось, но надо завтракать и собираться в дорогу, благо это быстро, в рюкзак Тибет всё так удобно помещается, спальник в специальный отсек снизу, а барахлишко сверху, вся одежда в компрессионный мешок, очень удобно и компактно. Посуда в клапан, благо там куча кармашков и под кружки, и под ложки - вилки, и под документы (внутренний) и даже под очки! А, что не поместилось, так сбоку ещё два объёмных кармана и даже спецкарман под бутыль со спиртом. И на поясе по кармашку под всякие нужности, ну очень удобно, всё под рукой. Да и сам рюкзак на спине лежит, как влитой.

Планируем сегодня дойти до озера. Перейдя Развильный, встретили на сгоревших балках, напротив чума двух учёных - ботаников, их забросил с утра вездеход. Уточнив дорогу, побежали дальше и вскоре свернули налево от тракта в сторону Карьерного ручья, форсировали его и, поднявшись по крутому берегу, пошагали по болоту в сторону перевала. На перекусе встретили оленевода со стадом в две с половиной тысячи голов, угостили какао с бутербродами, немного поболтали и он показал нам короткую дорогу к перевалу, а позже подошёл молодой оленевод и проводил нас до озера Подкова. На озере стоит чья то палатка с кухней и огромным газовым баллоном, а позже мы увидели и обитателей этого жилья, рыбаки с резиновой лодкой, заготавливают хариуса. Но нам некогда было с ними болтать, вечереет, а нам ещё перевал делать.

Перевал делали тяжело, очень крутой подъём, да к тому же застёжка на поясе рюкзака расстёгивалась раз 30, слишком маленькая, вот она экспериментальная снаряга, Микки так и сказал all shit made in fuckin Taiwan! В горах туман, Бодрому сразу вспомнился Норфолкский полк, сфотографировались на туре и побежали вниз, спуск ещё круче, по дороге вдоль ручья море золотого корня. И вот, наконец-то озеро и балки на нём. В балке, оказалось, есть люди - рыбаки с Воркуты, Толя и Ваня, приехавшие сюда на самодельных вездеходах - каракатах. Мужики оказались очень гостеприимными и мы, поужинав, и развесив всё промокшее бельё и обувь улеглись спать в балке.

9 июля.

Целый день делали катамаран и топили баню, мужики сходили на охоту и подстрелили куропатку, из неё получился отличный борщ.

В бане парились по очереди, шведы намылились и тихонько тащились в тепле, но тут к ним зашёл Иван и поддал пару ковшей на камни - они все в мыле так и повыскакивали наружу! Позже Микки говорил, что почувствовал себя, как курица в кипятке, а после того, как Иван (в транскрипции Микки crazy fishermen) захохотал и поддал ещё разок, то парни решили, что он хочет их убить и ломанулись прочь под оглушительные раскаты Иванова смеха.

К вечеру потеплело, а в балке, так вообще парилка и мы, вдоволь напарившись и набив брюхо, поставили палатку у балков и залегли спать.

10 июля.

Сегодня день рыбака. Мы спустили кат на воду и, попрощавшись с мужиками, погнали по озеру, вначале шли зигзагом, а потом приноровились и пошли спокойно. В озере полно рыбы, вскоре слились в Естовист. Речушка местами очень глубокая, но потом становится шире и, не смотря на текуху мельче, несколько раз приходилось спрыгивать в воду и перетаскивать кат.

Встали на перекус за перекатами, побросали результат -1 блесна, пошли дальше и остановились на ночлег на высотке. Погода - класс, =19 градусов, безветрие. Пошли рыбалить, но вместо рыбы - нет клёва, набрали золотого корня. К 00.00 похолодало - солнце зашло за горы, и температура упала до -7 буквально за 15 - 20 минут. Залезли в тёплые спальнички и тут же отрубились.

11 июля.

С утра зашили и подклеили катамаран - порвались вчера маленько на камешках, но, как только спустились на воду, где-то через километр, зацепились за острый зуб и порвались от середины до носа. В спешном порядке эвакуировались на берег и, пока зашивались и клеились, благо жарко и сухо, ловили рыбу, но безуспешно. Часика через два пошли дальше, река всё шире и мельче. В итоге она кончилась огромным разбоем. Побродив по щиколотку в воде, решили встать на левом берегу, напротив 5-го поста.

12 июля.

Проснулись, позавтракали и сходили на разведку и, после километрового обноса, поплыли дальше. Речка становилась всё глубже, перекаты, стремнины и локальные порожки, и вот, слияние с Ния-ю. Сразу увидели в воде хариуса и остановились, зачалившись на каменном островке. Рыбалка удалась на славу - 10 штук, примерно 10 - 11 кг. Счастливые пошли дальше. И вот впереди каньон и шум водопада. Зачалились на П.Б. и встали на ночь прямо у порога.

Порожек - блеск, два слива, после первого полубочка, а после второго хорошая пенная бочка и струя, бьющая в скалы, нависающие по правому берегу, ниже по течению валы и прижимчик к левой стене каньона. Эх, покатаемся завтра.

Пришла в голову гениальная идея - устроить грандиозную стирку, сказано - сделано, покидали носки и трусы в садок, Бодрый закинул парадно - выходные треники и, всё это дело на верёвке опустили в порог, минут через 5 шнур оборвался, и мы долго смотрели, как уплывают штаны Бодрого, помахивая нам на прощание белыми кармашками.

13 июля. (Авось 13)

С утречка перенесли вещи за порог на небольшой пляжик, переправили Кристера с фотоаппаратом на тот берег и погнали кататься. Порог прошли чудненько, под восторженные крики зачалились, обнесли катамаран на "старт" и, забрав Кристера, прошли порог впятером. Загрузили вещички и довольные двинули дальше. Вдруг, за левым поворотом, после шиверы, течение усилилось и нас понесло с огромной скоростью, левый баллон чиркнул об острый камень и разошёлся от середины до кормы, внутренний баллон на половину вырвался наружу, Егор несколько раз крикнул - мы тонем, к берегу, но выгрести было невозможно, нас снесло в порог. Рама не выдержала нагрузки и сломалась. Мы гребли, как безумные и нам удалось сойти с основной струи и, сразу за сливом, мы выгребли в небольшое улово. Быстро спрыгнув с катамарана попытались с Бодрым затянуть его в заливчик, но струя решала всё за нас, мы стояли по пояс в воде, держа кат и видя, как за поворотом скрываются наши вещи и некоторые члены экипажа. Первым уплыл Егор на рюкзаке Бодрого, потом снесло Кристера, но он смог зацепиться за скалу за поворотом и, к нашему удивлению, через минуту уже стоял на скале над нами. По быстрому сняли с ката все оставшиеся вещи и Бибика, приспустили оставшийся целым баллон и, затащив остатки катамарана на скалу побежали, вниз по течению, искать Егора.

Первым делом мы увидели рюкзак Бодрого лежащий на берегу, затем куртку и очки Егора, а так же сумку от палатки набитую всяким барахлом и спиртом и, не успел я произнести - "очки и куртейка лежат на песке, никто не плывёт по опасной реке", как и самого Захара Полярноуральского, стоящего на другом берегу со второй сумкой. В общем, мы потеряли только костровую решетку и гермочехол от рюкзака Бодрого, надо вам заметить, что рюкзачок не особо подмок.

Минут 10 мы безуспешно пытались докинуть до Егора верёвку, затем он залез по отвесной стене наверх и подошёл к порогу, там сужение, успешно перекинули шнур, переправили сумку, а затем и самого Егора, обвязавшись, он плыл, а мы тянули. Слава Богу, все остались целыми и невредимыми!

Разбили лагерь над порогом и стали ремонтировать кат. Ремонт рамы и баллона занял у нас несколько часов, спать разошлись к 5 утра. Пока сохли заплатки сходили на разведку и просмотрели весь каньон - порог на пороге! И тот, на котором мы сломались не самый сложный.

14 июля.

Встали часов в 12 и, собрав рюкзаки и доделав кат, перенесли вещи за каньон, примерно 4 -5 км. И погрузившись на пустой катамаран, потихоньку сплавились до выхода из каньона. Пороги - сказка, но не для нашего ката в его нынешнем состоянии и, потому, часть из них обнесли, последние 2 по высокому правому берегу, прямо не сплав, а скоростной обнос какой то!

Наскоро перекусив и, загрузив багаж на кат, двинули дальше и вскоре, где-то через 4-5 км после последнего порога, у ручья Хойбыктакюган, дошли до слияния с Большой Усой, где и встали на ночлег. Наловили рыбы и запекли её в фольге - объедение! Б.Уса полноводнее, но более грязная и рыба берёт лучше в Ния-ю. После ужина разбрелись по палаткам, убрав все веши под тент, погода явно портилась.

15 июля.

Разбудил шум дождя, выглянул наружу - за бортом ливень и пронизывающий ветер, +7. Часок поразмышляв, лёжа в тёплой, сухой палатке собрались в этих же апартаментах на совет, решение - сплавляться до дамбы, а там, в зависимости от погоды, либо дальше, до Елецкой, либо уезжать оттуда в Воркуту.

Сплав получился тяжёлый, холодно, мокро, благо есть курточки от Нова Тура, в которых всегда сухо и комфортно. Пройдя 2 последних порога, перед слиянием с Малой Усой, где-то через час - полтора, встретили на берегу 2-х рыбаков, они подсказали, что до дамбы ещё 15 км. Дождь прекратился, но продолжал дуть сильный, но, слава Богу, попутный ветер. Мы натянули костровой тент, как парус и, буквально, долетели до водохранилища.

И вот впереди забор и ветряки на холме. Мы зачалились на высоком правом берегу и полуживые от холода бросились ставить лагерь. Переодевшись в сухое и усугубив, для сугрева, организовали ужин, опять превратив нашу палатку, с её огромным тамбуром и постеленным на землю тентом, в ресторан. Жизнь продолжалась!

16 июля.

С утра солнце и жара, сомнения развеялись со вчерашними тучами - сплавляемся дальше! Обнесли дамбу. Поболтав с местными узнали, что до Елецкой примерно 70 км. На воду встали под дамбой - грандиозное сооружение! Хорошо, что нас предупредили об её существовании, а не то... вот бы с неё скатиться, но охрана не даёт.

Текуха на реке такая, что сплавляемся, полулёжа, иногда привставая на быстринах и перекатах, попутно ловим рыбу - 2 больших и 2 мелких хариуса на уху.

Сегодня суббота, по берегу, через каждые 500 м, то рыбаки, то отдыхающие, приехавшие сюда на пикник с Советского и Воркуты. Многие машут руками и зазывают к себе, но мы сплавляемся дальше. К вечеру, найдя практически дикое место, чалимся на правом берегу. До Елецкой ещё где-то 40 км, погода - класс, всё путём.

17 июля.

Поднялись пораньше, погода - класс, на небе ни облачка! Спустились на воду и потихоньку пошли. Ветер мордвинд, т.е. в морду всю дорогу. Гребём не торопясь, лишь изредка напрягаясь, что бы не останавливаться совсем, держась, по совету одного рыбака, правого берега. По дороге пытаемся ловить, но рыба уже не та - мелочь. Да, это вам не Ния-ю! И вот, где-то часикам к 9, показался мост, прошли под ним и, завернув налево, в узкую протоку, зачалились на левом берегу. Сбегали на разведку и, не найдя места получше, решили стать на ночь тут же.

18 июля.

Проснувшись, пошли в Елецкий. Пришли к 11.00, касса на станции уже закрыта до 13.00. Пока ожидали открытия кассы - пили холодное пиво. Погода отменная - жара, пиво холодное - блаженство! После часа подошли в кассу, нам сначала не хотели продавать билеты, мол, приходите завтра с утра, но, узнав, что с нами иностранцы попросили подойти к 15.00. Опять пьём пиво и узнаём о забросе к подножью Пайера, на следующий год. После 15.00 купили билеты, хлеба и, естественно пива, пошли обратно в лагерь. Где весь вечер разбирали кат и "готовились" к отъезду, закатив прощальный ужин.

19 июля.

Встали в 6.00, собирались до 8, шумно деля вещички и, в конце - концов, выдвинулись на станцию. Форсировали Лёк-Елец и, часикам к 10 прибыли. Мы с Гаврилой Петровичем (Бодрый) посетили местный магазин, где приобрели новые носки и тренировочные, взамен "постиранных", а так же пива и еды в дорогу.

И вот горы остались позади. До свидания Полярный Урал! До следующего года!