Часть 7-я. Немецкий музей. Максимилианеум. Терезин луг в субботу.
Часть 7-я.
Немецкий музей. Максимилианеум. Терезин луг в субботу.
–Немцы – самая
управляемая нация в мире.
–Самая
дисциплинированная!
–Но слишком
чувствительная, с уклоном в самокопание и с тягой к раскаяниям.
–С исторической
точки зрения немецкий менталитет объясним: сколько войн ни затевали – все
проигрывали. При этом сражались всегда лучше всех.
«Испытания
любимого кота фюрера в Сибири», Михаил Башкиров
День седьмой,
суббота, 30 сентября 2006 года.
Мост Ludwigsbrucke и Геринг: начало
Пивного путча. Нацистский Мюнхен. Музейный остров. Фонтан с Посейдоном.
Немецкий музей: парусник, пароход и мессершмитты. В поисках подводной лодки. А
мы пойдем на север. Собор Св. Луки. Максимилианеум. Памятник Максимилиану II.
Церковь Св. Анны. Где прихожане? Побег с Октоберфеста. Мариенплац: в поисках
сувениров и пива. Площадь Виктуалиентмаркт. Октоберфестовское пиво в «Valentin Stuberl».
Почему барышням не стоит заниматься шопингом в Мюнхене. Для чего нужен
подъемный кран. The City Tower Card. Пикник в Трюдеринге. Новые наци.
Погода была не хуже вчерашней, ярко светило солнце.
Сев в Трюдеринге на электричку, мы доехали до Штахуса, где сделали пересадку и
через одну остановку вышли на станции «Isartor», откуда по мосту Ludwigsbrucke
попали на Музейный остров (MuseumsInsel), где находится Немецкий музей (Deutsches
Museum).
Мост Людвига выглядел широким и красивым: кто бы знал,
что когда-то именно на нем произошли события, вошедшие в историю: не только
германскую, но и мировую. 9 ноября 1923 года, в день провозглашения Германской
республики, около 11 часов утра Гитлер и генерал Людендорф вывели трехтысячную
колонну штурмовиков из парка недалеко от пивной «Бюргербройкеллер» и
направились во главе ее в центр Мюнхена. На мосту Людвига путь колонне
преградила цепь из полицейских. Геринг, выйдя вперед, пригрозил расстрелять
заложников, находящихся (по его словам) в хвосте колонны при первом же выстреле
полиции. Это подействовало: растерянных полицейских обезоружили и бунтовщики
продолжили (через Мариенплац) путь до Одеонсплац, где и пришел конец Пивному
путчу.

В 1998 году двое англичан (Brian Deming и Ted Iliff)
выпустили книжку «Hitler and Munich», представлявшую из себя путеводитель по
гитлеровским местам баварской столицы. Книжку теперь днем с огнем не найти: на Amazon.com,
во всяком случае, она отсутствует, только обложка имеется. Из книжки (по
отзывам читателей) следует, что почти все гитлеровские «достопримечательности»
в Мюнхене уцелели.
В Рунете тема эта не разработана, зато на англоязычных
сайтах полюбоваться на фотографии нацистского Мюнхена можно запросто, к примеру
здесь (дальше и не искал):
http://www.thirdreichruins.com/munich.htm
Одно из исключений составляет знаменитая пивная «Бюргербройкеллер»
(«Burgerbraukeller»), где начался Пивной путч и где 16 лет спустя (в 1939 году)
на Гитлера было совершено покушение. Впрочем, неудачное: бомба, вмонтированная
в колонну пивной, взорвалась уже после того, как Гитлер «Бюргербройкеллер» покинул.
Пивную в войну разбомбили, но строить на месте этом
ничего не стали. Располагалась она на Rosenheimerstraße, между нынешним
Культурным центром «Гастайг» и отелем «Хилтон», совсем рядом с Музейным
островом. Опознать место можно по памятной плите, посвященной Иоганну Георгу
Элсеру, установившему бомбу и погибшему в концлагере Дахау 9 апреля 1945 года.
Экскурсии по нацистскому Мюнхену проводятся и нынче,
но частным образом: объявления о них можно найти и в Рунете.
Постояв на мосту и полюбовавшись на реку Изар,
развернули карту. Интересовал нас Немецкий музей. Для того, чтобы к нему
попасть, нужно было повернуть направо, но налево обнаружился такой симпатичный
бассейн с фонтаном, увенчанным бронзовой фигурой Посейдона, что мы решили
начать с фонтана.
Вообще-то политехнические музеи не наш профиль, но
все, включая путеводитель, уверяли, что Немецкий музей - это очень круто.
Полное его название («Немецкий музей достижений естественных наук и техники»)
настолько длинное, что музей даже официально именуют просто Немецким.
Путеводитель сообщал, что открытие музея (основан в
1903) состоялось в 1925 году, а более 17 тысяч его экспонатов (среди них -
натуральная подводная лодка) занимают площадь в 45 тысяч квадратных метров. В
заключение путеводитель грустно предупреждал, что на осмотр всего музея
потребуется несколько дней, либо надо сосредоточиться на чем-то уж совсем Вас
заинтересовавшим.
По уверениям того же путеводителя, отдел музея,
посвященный авиации, находился за городом, а транспортный отдел – еще в каком-то
другом месте Мюнхена, так что мы решили обойтись без осмотра и самолетов, и
паровозов (да и всего остального, подразумеваемого под транспортом).
-Если за день все три части посетить, -размышляли мы,-
то ноги можно стоптать по самый ремень на джинсах. Да и крыша совсем съедет. А
так хоть подводную лодку увидим: к транспорту она вряд ли относится, а уж к
авиации - тем более.
Наконец, перейдя мост по светофору, направились к
музею. Честно говоря, снаружи он не впечатлял: мрачное серое здание (с Часовой
башней - Планетарием) было к тому же заслонено соседними домами и деревьями.
Посидев на металлических, в мелкую сеточку, скамейках во дворе, мы решительно
направились к входу.
Билет в музей стоил 8,5 ойро, комбинированный (во все
три части музея) - 15 ойро: мы еще раз порадовались, что обошлись основной
экспозицией. Приятной особенностью музея являлись сразу две возможности: все
экспонаты можно было сколько угодно не только фотографировать, но и трогать
руками.
Первый же зал продемонстрировал, что экспозиция выполнена
с размахом: в нем стояли настоящий деревянный парусник и пароход «Renzo» -
небольшой, но тоже настоящий, причем в пароход можно было зайти и полюбоваться
на машинное отделение, сплошь сиявшее отполированными медными деталями. И это
не считая наличия в зале множества челнов, каноэ и т.п.
Два корабля занимали почти все помещение и совершенно
непонятно было каким образом их туда доставили: неужели через крышу? В общем,
как мы не лазали по металлическим лесенкам на 2-й и даже 3-й этажи, заснять
корабли толком не удалось: целиком в объектив фотоаппарата они попросту не
вмещались.
В соседнем зале дела пошли лучше, в нем неожиданно
обнаружились самолеты, причем разнообразные.
«Messerschmitt ME 262 A-1a», по прозвищу «Ласточка» (Schwalbe),
выпущенный в 1944 году в Аугсбурге, стал первым в мире реактивным самолетом,
производившимся серийно и участвовавшим в боевых действиях. Скорость самолета
(870 км/час) позволяла ему воевать почти безнаказанно, вот только ресурс
двигателей у реактивного мессершмитта был смешной: около 10 летных часов. Тем
не менее, 19 февраля 1945 года трижды герой Советского Союза Иван Никитович
Кожедуб один из МЕ 262 умудрился сбить: немецкий летчик, полагаясь на большую
скорость, назад даже не оглядывался.
Сверху мессершмитта был подвешен несколько странный,
но несомненно военный летательный аппарат.
-На бабочку похож, -задумчиво сообщила жена.
-Скорее, на морского ската, -заметил я.
Много позже в руки мне попала иллюстрированная книга
Вальтера Шика и Ингольфа Мейера «Секретные проекты истребителей Люфтваффе». В
ней на 81-й странице я и обнаружил изображение того самого «ската». Оказалось,
что это – МЕ 163С, тоже реактивный истребитель: его, как и МЕ-262, пытались
запустить в серийное производство.
Рядом с самолетом располагались крылатые ракеты
веселенькой расцветки, почти современные боевые самолеты, вертолеты, поперечный
срез авиалайнера с расставленными пассажирскими креслами и большой винтовой
пассажирский самолет с необычной рифленой обшивкой.
«Messerschmitt BF
109 E-3», прозванный «Эмилем» (Emil), стал первой по-настоящему массовой
моделью этого самолета, начав поступать в войска фашистской Германии в 1939
году: отлично зарекомендовал себя в боях. Вооружены «Эмили» были, как правило,
двумя 7,9-миллиметровыми пулемётами, смонтированными в корпусе, и двумя пушками
калибра 20 мм,
расположенными в крыльях. Война войной, но самолет действительно красивый.
Вдохновленные таким удачным началом, пошли искать
подводную лодку. Чего мы только по дороге не обнаружили: модель водяной
мельницы с огромным деревянным колесом, гигантские механические молоты,
нефтяную вышку, еще кучу каких-то непонятных механизмов, зал высокого
напряжения, где два раза в день сверкает молния (посмотреть, слава Богу, не
довелось) и даже вход в модель шахты с действующими механизмами, выполненную в
натуральную величину: пускали в нее по сеансам.
В жизни не встречал такого бестолкового музея:
несмотря на схему, выданную нам вместе с билетом, мы не всегда понимали, где
именно сейчас находимся и частенько бегали по одним и тем же залам, понимая,
что именно об ту или эту железку уже не один раз ушиблись.
http://www.deutsches-museum.de/
Подводной лодки не было нигде. Найти ее удалось только
в Рунете : особенно трогательно выглядит сиротливый унитаз по соседству с
торпедными аппаратами.
http://www.livinghistory.ru//index.php?showtopic=9348&pid=78650&mode=threaded&show=&st=&
- entry78650
Намаявшись, неожиданно очутились у пароходика опять
и поняли: это судьба, пора на выход. Сумрачно осмотрев незамысловатые, но
дорогие сувениры в музейном магазине, мы вышли на волю.
http://www.deutsches-museum-shop.com/kreativitaet
-Зато настоящий мессершмитт увидели, –резюмировал я.–
Точнее, целых два.
Время у нас имелось, погода стояла отличная, отчего бы
и не прогуляться? Поэтому вдоль реки Изар мы пошли на север (как завещал шакал
Табаки).
Цель-то у нас имелась: хотелось взглянуть на
Максимелианеум (Maximilianeum) -роскошное здание, построенное в 1847 году для
обучения одаренных баварских детей, сейчас в нем располагается парламент (ландтаг)
Баварии.
По мосту, ведущему на противоположный берег Изара, мы
дошли до красивого собора Св.Луки. Собор оказался протестантским, что для
католического Мюнхена весьма необычно: внутри опять никого не было. Отдохнув на
скамейках, полюбовавшись на алтарь и цветные витражные окна, по тому же мосту
мы вернулись к прежнему маршруту.
На берегах сильно обмелевшего Изара загорали люди:
наконец-то нам удалось встретить хоть одну нудистку. Присев на скамейку около официальной детской площадки,
огороженной сеткой рабицей, сняли джинсовые куртки (становилось жарко) и
устроили перекур, а заодно полюбовались на играющих детишек.
Подниматься к Максимелианеуму не стали, просто постояли
у фонтана внизу и сфотографировались на фоне. Мост Maximiliansbrucke, по
которому мы вернулись в центр Мюнхена, украшали статуи Баварии. Сразу за мостом
находился памятник Максимилиану II, возле которого мы свернули направо, к
станции метро «Lehel».
Идти было довольно сложно: велосипедная дорожка, о
которой мы периодически забывали, занимала ровно треть тротуара, так что время
от времени приходилось уворачиваться от велосипедистов.
Около станции находилась церковь, названная в честь
Св. Анны (бабушки Иисуса Христа), с красивым фонтаном перед входом. Нечего и
говорить, что в церкви мы были единственными посетителями.
-Куда же народ подевался? –размышляли мы.– Суббота, а
в церкви - ни души.
Очень скоро ответ на этот вопрос мы получили.
Станция «Lehel» выбрана нами была не случайно:
располагалась она на той же ветке, что и «Theresienwiеse»: мы твердо решили
навестить Октоберфест еще раз.
Смутные сомнения терзать нас начали сразу, как только
мы посмотрели на станцию «Theresienwiеse» и эскалатор, забитые людьми, направлявшимися
на Терезин луг. В субботу, по нашим прикидкам, народу на Пивном фестивале
оказалось раза в три больше, чем в среду (день нашего предыдущего посещения).
Аттракционы были заполнены все: на вращающийся молот,
вмещавший 8 человек, стояла очередь часа на полтора, а уж о том, чтобы
пробраться к статуе Баварии, нечего было и мечтать.
Про пиво также можно было забыть: абсолютно все
павильоны были переполнены (на многих имелись соответствующие предупреждения),
длинные очереди из посетителей ждали свободные места хотя бы на улице. Купить
нам удалось только по свежему яблоку на палочке, облитому шоколадом (1,5 ойро,
очень вкусно), да еще смесь засахаренных орешков (5 ойро за 200 гр.).
-Понятно, откуда родилась пословица «Октоберфест год
кормит» -размышляли мы, оглядываясь.
Между тем толпа сгущалась: один из подвыпивших
посетителей, поставив 4 мааса вверх дном, встал на них, чтобы
сфотографироваться, несколько молодых людей просто прилегли на асфальт
передохнуть. Через минуту на жену упал здоровый молодой верзила, слегка ее
повредив (в ухе у жены зазвенело): молодца
в шутку толкнули приятели.
Верзила, конечно, извинился, но для нас это был сигнал
и мы стали осторожно пробираться к метро: пора было сматываться. Шансы выпить
пива или прокатиться хоть на каком-нибудь аттракционе практически
отсутствовали, а вот риск получить еще раз в ухо (случайно, понятно) был весьма
велик.
В 2 часа дня, втиснувшись в вагон метро, мы удрали с
Октоберфеста. Доехав до Одеонсплац, не торопясь пошли на Мариенплац, к Ратуше,
присматриваясь по дороге, где бы присесть: пить хотелось очень. Пивные, включая
выносные столы на улице, были забиты посетителями.
-Вот Вам и ответ, куда прихожане из церквей делись,
-сообразила жена.– Пиво пьют, нехристи.
Свернув на Мариенплац за церковь Св. Петра, мы попали
в царство сувенирных лавок. Искали пепельницы: привезти их, по обычаю, следует
из каждой страны, где побывали. Поиск был вознагражден: 2 небольшие
керамические пепельницы с изображением Фраукирхе обошлись нам в 18-40 ойро (по
9-20 за штуку). В той же лавке я увидел резную деревянную Мадонну с младенцем,
очень похожую на купленную в Деревне мастеров, только вместо 39 ойро статуэтка
стоила 60.
Пройдя ниже, вышли на площадь Виктуалиентмаркт (Viktualienmarkt):
Продуктовый рынок, сплошь уставленную палатками, в которых продавалось многое:
начиная от мяса и кончая цветами. Имелся на площади и большой пивной сад: мест,
впрочем, не было и в нем. Купив к ужину полкило помидоров «Черри» за 1 ойро,
пошли дальше.
Наконец, в маленьком дворике за рыночной гостиницей
случайно наткнулись на освобождающийся столик при пивной «Valentin Stuberl» и
коршунами заняли места. Подошедшему официанту заказали 3 полулитровые кружки «Original
Paulaner Oktoberfestbier» по 3-70 ойро (не считая 16%-го НДС).
Кружки принесли правоверные, глиняные: стеклянные ведь
совсем недавно появились, чуть больше сотни лет назад, в 1892 году. Пиво
оказалось очень крепким, поэтому хватило его нам надолго: теперь уже и мы с
удовольствием посматривали по сторонам, разглядывая соседей и страждущих,
замерших в ожидании столика.
-Получается, что октоберфестовское пиво в любом месте
Мюнхена выпить можно, –размышляли мы.– А не только на лугу Терезы, куда в
выходные лучше не соваться.
-Похоже, что в Олимпийский парк мы так и не попадем, –горестно
сообщила свояченица и неожиданно заключила.- Ну и Бог с ним.
-Почему? –спросил я.– Я ведь послезавтра улетаю, у Вас
еще целый день будет.
-А шопинг? –вкрадчиво заметила свояченица.– В твое
отсутствие у нас как раз самая волнительная часть путешествия намечается: никто
мешать не будет.
Ну-ну, –улыбнулся я иронически.
И как в воду глядел: шопинг в Баварии – не для
барышень, даже объясню почему. Спустя полгода по возвращению из Мюнхена жена со
свояченицей, примеривая наряды, купленные там в мое отсутствие, сильно
удивлялись: и почему все на полтора-два размера больше, чем нужно?
-Причина одна - баварское пиво, –пояснил я.- Ну и
рулька, разумеется.
В этот момент мимо нас пробежал малыш и, задев
ботинком за брусчатку, плашмя рухнул на мостовую. Бывает такое не только с
детьми, но реакция ребенка удивила: вместо того, чтобы огласить окрестности
мощным воплем, мальчик встал, молча отряхнулся и вернулся к родителям.
-Вот это воспитание, -вздохнули мы, содвинув кружки.– Понятно,
почему ребята, не икая, в свое время всю Европу прошли.
Крепкое пиво слегка ударило в голову, поэтому,
направляясь к Мариенплац, мы сделали круг, благостно рассматривая и прохожих, и
знакомые здания, и даже полицейскую машину. Народ развлекался изо всех сил:
партиями по три человека, пристегнувшись к некому подобию крыла, с высоты
птичьего полета осматривал Мюнхен. Поднимал эту конструкцию в воздух подъемный
кран: слышать о таком его оригинальном применении мне еще не доводилось. К
аттракциону стояла очередь, небольшая, впрочем (не такая, как на Терезином лугу).
В электричке висела реклама «The City Tower Card»,
обещавшая скидки на 30 мюнхенских аттракционах, бесплатные карту города и
проезд на всех видах транспорта. Стоила карта 9,5 ойро в день и 18 ойро - на
три.
-Дороговато получается, –сообразили мы.- Наша
«Partner-Tagesk Innenraum» 8,5 ойро в день стоит, зато - одна на всех.
В Трюдеринг мы приехали засветло, благо нас ожидал
пикник на лужайке. С нас причиталось вино, с хозяев - баранина, купленные вчера
в «Kaufland». Света по этому поводу накрыла пластиковый стол скатертью, а Саша
вытащил из гаража жаровню и принялся готовить угли. Пригодились и наши
помидоры.
К делу Саша подошел творчески: дабы древесный уголь
прогорел быстрее, рядом с жаровней он на палке укрепил обыкновенный домашний
фен. От его технической смекалки мы пришли в восхищение.
Смеркалось быстро: еще быстрее, чем заканчивался наш
отпуск. Баранина пошла на ура, вино - тоже.
-Такая красота кругом, –заметил я.– И зачем Баварии
нацизм в свое время понадобился?
-Я со старыми баварцами беседовал, -ответил Саша.- Они
говорили, что и сами не понимают: будто наваждение какое нашло. Морок, в общем.
-Впрочем, наци возрождаются. И кто бы мог подумать где:
на территории бывшей ГДР, в Восточных землях, -продолжал Саша.– У них и партия
своя есть: Национал-демократическая партия Германии (НДПГ) с легальной
штаб-квартирой в Лейпциге. В 2002 году НДПГ пыталось запретить Правительство,
но помешал скандал: в Конституционном суде выяснилось, что с десяток партийных
лидеров - сотрудники спецслужб.
-Фашистской символикой НДПГ почти не балуется, митинги
проводит с разрешения властей и в основном против ЕС и США, кося под
антиглобалистов. Кроме того, наци активно используют Интернет: симпатичные
партийные сайты, с понятной каждому немцу информацией, регулярно посещает 7%
населения Германии.
-Коричневые предупреждают, что самостоятельно немцы с
демографической ситуацией справиться уже не в состоянии, поскольку последние
четверть века решили не рожать: это означает, что через 50 лет основным
населением Германии станут турки (они же составят большинство и в армии), а
самой распространенной религией – мусульманство. Говорят, иммигранты нужны,
потому что немцы рожают мало, но на самом деле многие бы семьи хотели иметь не
одного ребенка, однако женам нужно работать: пособия немцам сокращают, расходуя
деньги на иностранцев.
-Предлагаю тост, свежий и оригинальный, –заявил я.
-Какой? –заинтересовалась компания.
-За 65-летие начала битвы за Москву, -пояснил я.
Через 2 дня, 3 октября 2006 года, в день 16-летия
объединения Германии, канцлер Ангела Меркель заявила:
-Только треть немцев считает, что в этот день у них
есть повод праздновать. Двум третям праздновать нечего.
Осенью 2006 года НДПГ прошла в ландтаги трех
федеральных земель Германии.
Анатолий
Новак,
11 ноября
2007 года