ДНЕВНИК ПОХОДА, Часть III
 
Norway-2019_2Rep_511
 
 
 
 
22.08.2019_Артем
Утро в Лагере №9 на озере Geitebufjorden (N60°03'07,27"   E8°16'49,51").
 
Вчера утром было очень холодно. После завтрака Искандер пошел рыбачить пока я и Слава собирали лагерь. Нашими соседями на озере оказалась немолодая (насколько я мог судить) пара, мужчина и женщина.
 
Norway-2019_2Rep_481
Norway-2019_2Rep_482
 
Искандер ничего не поймал и вышел раньше нас, чтобы попытаться на соседнем озере, где еще действовала лицензия. Мы догнали его у подвесного моста через небольшую речку. Остановились и отдыхали, пока он рыбачил, примерно час.
 
Norway-2019_2Rep_483
Norway-2019_2Rep_485
Norway-2019_2Rep_484Norway-2019_2Rep_486Norway-2019_2Rep_487
Norway-2019_2Rep_489
 
За это время наши ночные соседи догнали нас и прошли мимо. Навстречу тоже попадались туристы. Две совсем молоденькие девушки с большими рюкзаками, которые стали причиной их затруднений при подъеме на подвесной мостик и наших незамысловатых мужских шуток («Слава, помоги же ей, подтолкни под попку!»).
К обеду вышли к большому озеру (Stordalsloni). Озеро, судя по обнажившимся песчаным пляжикам по берегам, ощутимо обмелело, по сравнению с обычным уровнем. Сварили обед и надули пакрафты.
 
Norway-2019_2Rep_490
Norway-2019_2Rep_491
Norway-2019_2Rep_494Norway-2019_2Rep_492Norway-2019_2Rep_496
Norway-2019_2Rep_497
 
Погода была очень хорошая весь день, очень солнечная, на озере в спину задул легкий попутный ветер. Мы прошли большое расстояние. Озеро поворачивало на Юг, вместе изгиба в него вдавался мыс, мы остановились на пляже в самой узкой его части, намереваясь завтра перетащить лодки посуху, чтобы не огибать весь мыс и сократить путь.
На одной из остановок я собрал грибов на ужин. Приготовили гороховый суп с грибами, на вид довольно отвратительного, бурого, цвета.
 
 
Впечатления дня_Искандер
Вчера был полностью солнечный день, ни единого дождика, просто удивительно! И пешка, и сплав в такую погоду – сплошное удовольствие. Еще бы рыбалка дала результат… Но в этом походе с рыбой туго. Была одна поклевка на озере Vrasjaen, но не реализовалась.
 
Norway-2019_2Rep_488
 
Это было последнее место, где работала лицензия, так что зачехлил спиннинг окончательно – рыбалке в Норвегии конец! На том же озере, в самом финале рыбалки, потерял футляр, защищающий кольца телескопа, пришлось мастрячить из подручных материалов. А вот на стапеле нашел маленькую колебалку – без тройника, зато made in Norway! Получил компенсацию за утрату )
 
KODAK Camera
Norway-2019_2Rep_498
 
На озере Viervatnet встретили рыбаков на моторке, при обгоне они вежливо сбросили газ и обошли нас на малом ходу. Приятно, у нас такое поведение встречается все реже, обычно лупят на полном, кичась скоростным превосходством.
 
Norway-2019_2Rep_503
Norway-2019_2Rep_499   KODAK Camera
Norway-2019_2Rep_500
Norway-2019_2Rep_504Norway-2019_2Rep_509Norway-2019_2Rep_507
Norway-2019_2Rep_508
 
 Встали в очень живописной бухте – пляж, камни, наверху тундра и озерцо. И от ветра хорошо прикрыто.
 Но главное – это стратегическое расположение: здесь узкий (700 м) перешеек в озеро Oksedalstjonni, позволяющий сократить сплав на 7 км.
А поскольку сегодня с утра на улице опять творится черт-те что, мы воспользуемся этой срезкой.
 
Norway-2019_2Rep_510
 
 
 
 
 
23.08.2019_Слава
Утро в Лагере №10 на озере Kilsfjorden (N60°02'09,31"   E8°19'10,66"). 
Вчерашний день.
 
Пронесли лодки по берегу метров 500, чтобы немного срезать, и пошли по озеру (Kilsfjorden). Дождь при очень сильном встречном ветре. Часа в 4 подошли к бухте напротив моста, где устроили обед и разбили лагерь, так как дождь и ветер не прекращались.
 
Norway-2019_2Rep_512
 
Позже дождь закончился, а вечером вышло солнце. Немного подсушились, пока оно не скрылось за горизонт.
 
Norway-2019_2Rep_520
 
 
Впечатления дня_Искандер
Дождь, дождь, дождь. Мордевинд неистовый и беспощадный. Слабое место выхода в Рьюкан все-таки сыграло. Кое-как, галсами вдоль береговой линии, одолели 7 км и встали перед мостом. Все вымокли до белья и задубели как цуцики, полуднёвка.
При попытке пересечь залив Килсфьёрдена мы со Славой были остановлены стеной ветра и вынуждены были пережидать. Артем опять оторвался вперед и отстаивался по другую сторону залива. Притом буквально часом раньше он клеил дыру в днище. Если б его односекционная лодка спустила в заливе, мы бы ничем не смогли ему помочь, вполне мог загнуться в ледяной воде. Но ничему не учится парень, даже удивительно. Не удержался, отматерил как следует, но, похоже, без эффекта... Это было самое яркое впечатление дня.
В конце полуднёвки выглянуло солнце, и мир преобразился. 
 
Norway-2019_2Rep_515
Norway-2019_2Rep_516
Norway-2019_2Rep_517
 
Вновь выходить на маршрут было уже поздно, так что просто гулял и фотографировал на память живописную местность. Вряд ли когда-нибудь еще окажусь здесь.
Парни сушили шмотки и собирали грибы.
 
Norway-2019_2Rep_513
 
 
 
 
 
23.08.2019, 21:10_Искандер
Вечер в Лагере №11, на берегу горного ручья в долине Tragastolkdalen (N59°54'32,88"    E8°29'15,95").
 
Сегодня поднялись в 8 по Москве, как раз перестал дождь и начало выглядывать солнце. На нем и на ветру досушили все промокшие накануне вещи. Славе сегодня вроде полегче, Артем еще покашливает, но в целом команда в норме.
 
Norway-2019_2Rep_521
 
После завтрака вышли на воду, и тут… включили мордевинд. Ни раньше, ни позже )) Кое-как прошли мост, прогребли еще с километр и уперлись – ветер гонит волну с барашками, захлестывает и держит на месте. Двигаться кое-как можно, но затрачиваемые усилия совершенно не адекватны результатам.
Выбросились на лб (где обозначена грунтовка) и стали сушить пакрафты – сплавная часть маршрута на этом закончилась, хотя по плану нам следовало прогрести еще около 5,5 км к плотине на Strengetjørni nedre. Ну да ничего, дойдем туда пешком, по километражу выйдет примерно столько же. Этим и хорош пакрафтинг – в любой момент можно сменить сплав на пешку без особых потерь и сложностей.
 
Norway-2019_2Rep_522Norway-2019_2Rep_523Norway-2019_2Rep_524
Norway-2019_2Rep_525
 
Ветер дул сильный, но благодаря солнцу мы не мерзли, и лодки высохли довольно быстро. Уложились и вышли через тундру к дороге.
Грунтовка оказалась отличного качества, топали с удовольствием, с шутками-прибаутками. По дороге изредка проезжают джипы с автотуристами-пенсионерами, все вежливо притормаживают и улыбаются. По обочинам в зарослях карликовой березки – вездесущие грибы.
 
Norway-2019_2Rep_526
Norway-2019_2Rep_527
Norway-2019_2Rep_528
Norway-2019_2Rep_530
 
Подойдя к озеру Haraldsja, мы расстались с грунтовкой и вновь вышли на маркированную тропу, которая вывела нас напрямик к плотине. По пути встретили норвежскую туристку, путешествующую в одиночестве. Она поведала, что в молодости тоже ходила с большим рюкзаком и ночевала в палатке, а теперь строит маршруты с ночевками в хижинах, чтобы не таскать лишнего. У ее семьи есть свой домик  на озере, где они часто проводят время.
У плотины расположился небольшой хуторок. Вход на плотину свободный, никакой колючки или охранников с автоматами. Красота! Прошли по всем створам на другой берег озера и снова вышли на тропу, ведущую в сторону Рьюкана. На перекуре нашли потерянный пакет с продуктами, но в нем все размокло и не пригодно к употреблению.
 
Norway-2019_2Rep_532
Norway-2019_2Rep_531Norway-2019_2Rep_533Norway-2019_2Rep_534
Norway-2019_2Rep_535
 
Обедали гороховым супчиком на берегу ручья, с видом на живописную гору Grottehovda. Поскольку поход заканчивается раньше, появились излишки продуктов и паёк увеличился, что очень кстати. К этому обеду прибавились колбаса, сыр и галеты. Жируем! ))
После обеда совсем потеплело, идем без флисок и трикошек, солнце жарит вовсю, красота! Обидно, что распогодилось лишь под конец – сегодня последний полный ходовой день, завтра должны выйти в Рьюкан, а вечером быть уже в Осло.
Горная тропа вьется вверх-вниз от долины к долине по очень живописным местам. Идем – любуемся, впитываем напоследок прекрасные виды Хардангервидды.
 
Norway-2019_2Rep_538
Norway-2019_2Rep_539
Norway-2019_2Rep_536
KODAK Camera
 
Впереди показался островерхий конус какой-то далёкой вершины, так и притягивает взгляд (дома выяснил: это виднелся северный профиль Gaustatoppen (1883 м), наивысшей точки района Телемарк).
 
Norway-2019_2Rep_541
Norway-2019_2Rep_537
Norway-2019_2Rep_542
 
Уже под вечер, в 17:30, мы подошли к хижине Helberghytta. Оставили там пустой газовый баллон и от души пообщались с приветливым смотрителем. Седовласый норвежец тоже принял нас за итальянцев (уж не в первый раз, навевает на мысли ))). Сказал, что сейчас не сезон, в приюте всего два постояльца, а в хорошее время все 40 коек заняты и приходится стелить дополнительные матрасы. Расспросил нас про маршрут и посоветовал спускаться в Рьюкан на фуникулёре, т.к. дорога сильно серпантинит. Тепло попрощались и тронули дальше, чтобы оставить назавтра лишь небольшой кусок пешки.
Чуть дальше попались навстречу две группы, идущие в хижину – мощные спортивные норвеги с собакой и молодая парочка. Вот и постояльцы дядьке привалили )) Встали, в виду приближающейся тучи, около восьми вечера на уютной полянке. Узкая долина, рядом журчит ручей, напротив – горы. Красота!
 
Norway-2019_2Rep_544
 
Сейчас парни варят привычную грибную добавку ко всем нашим блюдам. Как мы будем жить без норвежских грибов – не представляю... Завтра подъем в 6 утра и ранний выход. Расписания автобусов нам не известно, так что желательно выйти в Рьюкан пораньше, до обеда.
К сожалению, этот интересный поход заканчивается, завтра (24.08) по плану должны ночевать в Осло, а вечером 26.08 вылет в Казань.
 
Norway-2019_2Rep_543
 
 
 
 
 
25.08.2019_Артем
Кемпинг Ekeberg, Осло
 
Вчера встали рано. Пока солнце не вышло из-за ближайшей горки, было весьма холодно, всюду иней.
 
 
В путь тронулись около 9:00 по Москве. Через несколько километров по тундре появились первые хвойные деревья, тропа пошла на спуск, и мы вошли в настоящий лес. У небольшого водопадика умылись и, насколько возможно, привели себя в порядок.
 
 Norway-2019_2Rep_545
KODAK Camera
KODAK Camera
Norway-2019_2Rep_548
 
Спускались с плато по автомобильному серпантину, вокруг появлялось все больше признаков цивилизации. У фуникулера остановились, узнали цену (около 800 рублей с человека), показавшуюся нам неприемлемой, и сходили в туалет. Первый настоящий ватерклозет с теплой водой и бумажными полотенцами, которые я немедленно натырил себе, так как из-за бронхита и постоянного насморка полностью израсходовал запасы туалетной бумаги и вынужден был побираться, периодически просить ее у Славы и Искандера.
 
KODAK Camera
Norway-2019_2Rep_549Norway-2019_2Rep_552Norway-2019_2Rep_550
KODAK Camera
 
К обеду спустились в Рьюкан, небольшой городок в долине реки между двух горных плато. Место показалось нам замечательно живописным, чему, в немалой степени, способствовала отличная солнечная погода.
 
KODAK Camera
Norway-2019_2Rep_558Norway-2019_2Rep_556
  
На местной автостанции выяснили что утренний автобус в Осло мы пропустили, а следующий будет в 15:50, так что у нас было около трех часов. В ближайшем супермаркете закупили еды – рыбу, жареного цыпленка, хлеба и пива. Расположились за столиком в сквере, рядом с автостанцией, под большим каштаном.
После обеда Слава и Искандер пошли в супермаркет, взять провизии на ужин, так как мы должны были приехать в Осло поздно. Я остался в сквере, расстелил пенку под каштаном и поспал.
 
Norway-2019_2Rep_562
Norway-2019_2Rep_563
Norway-2019_2Rep_564
 
В обозначенное время пришел автобус, на котором мы, с одной пересадкой, доехали до Осло. На пересадке случилась незапланированная задержка. Когда водитель автобуса, на котором мы должны были ехать в Осло, не приехал. Около получаса понадобилось, чтобы вызвать другого водителя, которым оказалась женщина.
По дороге в автобус село много людей направлявшихся на какой-то музыкальный фестиваль. Они веселились, пили пиво и не только. Меня удивила женщина, сидевшая впереди нас с подругой, за час пути она спокойно уговорила плоскую бутылку виски, без видимых признаков опьянения, если не считать громкой болтовни. Все они сошли в небольшом городе, примерно за час до Осло.
Мы прибыли на центральный автовокзал. В автомате купили суточные проездные билеты, т.к. на следующий день у нас был план поехать в музеи. Остановку нашего автобуса, однако, нашли не сразу и не без труда, пришлось потаскаться с рюкзаками.
Обратил внимание на огромных наглых чаек, подравшихся из-за булки прямо на проезжей части, не обращая внимания на сигналящие машины. В кемпинг добрались уже в сумерках, быстро поставили палатку и поужинали. Слава с Искандером завалились спать, а я вначале отправился в душ.
В кемпинге пообщались с белорусской группой, которые отмечали окончание своего похода. Их инструктор был в Норвегии не первый раз, узнав, что мы собираемся в музей Фрама, сказал, что он там был, и музей очень крутой, а вот в музей корабля викингов ходить не советовал.
 
Norway-2019_2Rep_554
 
 
 
 
 
25.08.2019_Слава
Кемпинг Ekeberg, Осло
 
Сегодня гуляли по Осло. Поскольку вчера не успели закупиться, то начало дня выдалось еще более голодным, чем предыдущий вечер. Попили чай с парой конфет до с хлебом и по ехали по музеям.
Добирались на автобусе с одной пересадкой (на 34-м до конечной, потом на 30-м). Ехали по вчерашнему суточному билету за 108 NOK. Автобус был полон, многие вышли на остановке «Этнографический музей» (или что-то в этом роде).
А мы сперва сходили в музей Кон-Тики, потом в музей Фрама. Первый понравился больше, поскольку приняли нас там несколько радушнее, но оба музея, конечно, поразили и восхитили.
 
Norway-2019_2Rep_573
Norway-2019_2Rep_566Norway-2019_2Rep_576
Norway-2019_2Rep_570
Norway-2019_2Rep_576-1Norway-2019_2Rep_577
Norway-2019_2Rep_580
Norway-2019_2Rep_582Norway-2019_2Rep_582-1
Norway-2019_2Rep_582-2
Norway-2019_2Rep_582-3
 
Наслаждались достижениями норвежского мореходства мы до самого обеда, так что, выйдя из музея, сразу поехали в центр (музеи находятся на окраине и продуктовых магазинов там толком нет).
Перекусив в тихом европейском дворике, мы продолжили нашу прогулку пешком – осмотрели весьма скромный дворец и пару присутственных мест, более интересных в архитектурном плане.
 
Norway-2019_2Rep_588
Norway-2019_2Rep_593
Norway-2019_2Rep_587
Norway-2019_2Rep_591
 
Затем мы безуспешно прогулялись за сувенирами и малопродуктивно за гостинцами – с трех часов дня магазины стали стремительно зарываться (воскресенье!), в том числе искомый DNT, магазин местной федерации активного туризма. Также, в поисках обеда, мы обнаружили, что супермаркеты KIWI в Осло по воскресеньям закрыты.
Не без труда по интернету нашли магазин, который работал в воскресный вечер, и отправились туда по набережной. Заодно посетили старую крепость.
В кемпинг успели вернуться по суточному билету. Готовили снова в темноте и, в итоге, поужинали заполночь.
 
Norway-2019_2Rep_595
 
 
 
 
 
26.08.2019_Искандер
Записано дома по памяти.
 
Утром в день отъезда спокойно выспались, погода отличная, как будто и не было двухнедельного прессинга... Накануне вечером очень долго готовили праздничный ужин – электроплиты на кухне годятся скорее для разогрева или легкой поджарки, но не для длительной готовки. Мы же решили сварить уху из сёмги, раздобыли для этого дела свежий картофель и лук, а специи у нас были...
 
Norway-2019_2Rep_596
 
Пока тусовались на кухне, наблюдали за девичьим контингентом кемпинга и даже пытались пристроить Славу, но безуспешно – не желает наводить интернациональные мосты, несмотря на перспективы. Ужинали в глубокой темноте, на веранде, с фонариками.
Утром собирались не спеша, тщательно упаковывая вещи для перелета – большие рюкзаки в багаж, маленькие в ручную кладь. Везем домой норвежский сыр, сладости-вкусняшки и сувениры. На жарком солнце высушили все влажное, включая пакрафты.
 
Norway-2019_2Rep_601
 
На обед были традиционные макароны с креветками и фасолью, а также аутентичные рыбные котлеты из супермаркета, которые мы намеревались приготовить на гриле. Но они оказались совершенно несъедобными, навроде подмокших ватных тампонов. Надкусив первый тампон, я сразу оставил эту затею, но парни героически пытались их одолеть. После трапезы некоторых сморило.
 
Norway-2019_2POINT_606
Norway-2019_2POINT_607
Norway-2019_2Rep_604
 
Вылет был вечером, на этот раз вышли заблаговременно и добрались до аэропорта уже известным путем, без нервов и суеты. Перед вылетом успели даже перекусить.
Посадка прошла без проблем, полет тоже. Времени на пересадку в Вантаа на этот раз было достаточно, так что и там все прошло спокойно.
В Казань прибыли полтретьего ночи, вызвали такси и по омытому дождями городу разъехались по домам. Поход окончен!
 
Norway-2019_2Rep_605
 
   
 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 

 
Маршрут
Оказался удачным, как мне кажется, получилось выстроить красивый пакрафтинг в этом районе. Разумеется, есть еще кое-какие варианты-задумки, но оставим их на будущее. Реализованный же маршрут разнообразен и интересен, в пешей части технически несложен, в водной требует определенной квалификации и – главное – внимания и собранности.
Рекомендую заблаговременно поработать с картами и космоснимками Квенны, а также забить в навигатор точки основных порогов и водопадов, чтобы быть наготове и не влететь в какую-нибудь Ж (это вполне реально – пороги часто идут по нарастающей, и при небольшом расходе воды можно не услышать на общем фоне шум приближающегося срыва). Не ленитесь просматривать и обносить – перепады там серьезные.
Треки и точки с нашего похода доступны по ссылке. Там же присутствуют точки основных порогов – какие-то я отмечал с берега, какие-то ставил по космосникам. При прохождении осмотренных порогов треки не писались, т.к. навигатор оставался на берегу. Что шлось с ходу – попало в трек. Отдельно выкладываю треки и метки от Магнуса Олсена, норвежского пакрафтера, который очень помог мне советами при подготовке этого похода. За что ему Большое спасибо!
При подготовке маршрута также весьма полезной оказалась карта от ассоциации DNT: на ней прорисованы все маркированные треки и хижины. Скачать эту карту для загрузки в навигатор бесплатно не получится, но можно установить приложение Norgeskart outdoors для смартфона, в нем загруженные заранее тайлы будут доступны в оффлайне около 2 недель. 
 
Погода
Это отдельная тема, как и у многих в сезоне 2019 )) Полностью солнечных дней без осадков у нас было 3 из 14, в остальное время преобладали холодный ветер с дождями, изредка ливневыми; солнце иногда показывалось, но ненадолго. Температура днем в основном 8-10 градусов, ночью пару раз были заморозки, под Хартейгеном вообще выпал снег. Самое обидное, что в июле до самого нашего приезда в Норвегии стояла жара, и она вновь восстановилась после нашего отъезда ((( Как пошутил Магнус, «you had a really Bad Luck with the weather!»… Что весьма близко к истине ))
 
Снаряжение
Особых нововведений в этом сезоне не было, использовали проверенные решения.
 
 Пакрафты. У нас были две каржаевские «Иволги» стандартного размера и тритоновский пак-каяк «Кроссривер». Испытания шкуродерами и внезапными камнями в порогах обе Иволги прошли без последствий, ну а Кроссривер традиционно получил несколько пробоин и, соответственно, несколько новых латок Тайвека на днище. К счастью, баллоны в этот раз клеить не пришлось. Зато на озерной части Ривер имеет неоспоримое преимущество за счет обводов и меньшей парусности – в сильный мордевинд угнаться за ним на Иволге сложно. Был момент, когда встречный ветер попросту остановил наши пакрафты и не позволил продвигаться дальше. А пак-каяк преодолевал ветровую преграду и шел вперед.
Возможно, кому-то будет полезен мой сравнительный видеообзор этих двух лодок; он снят в 2017 году, но с тех пор, насколько мне известно, ничего не изменилось.
В деле преодоления ветра пак-каяку помогает также укладка рюкзака за спиной гребца. В этом походе я тоже попробовал на своей Барабульке уложить рюкзак за спину и сместиться вперед. На озерной части получил выигрыш, что ожидаемо – вся выступающая часть груза оказалась сзади, и парусили лишь объемный нос пакрафта и гребец. А вот в порогах все не столь однозначно.
Далее пойдут идеологические рассуждения, для кого сей вопрос не актуален – смело пропускайте. Если коротко – мне удобней идти пороги, когда рюкзак лежит спереди.

Я понимаю, откуда растут корни «смещенной» посадки – на пустом пакрафте в крупных валах сильно закидывает нос и есть опасность кормовой или диагональной свечки. И даже объемная корма не всегда может спасти. Поэтому разумно сместить гребца ближе к центру, и проблема таким образом решается.
Но если идти пороги не разгружаясь (а в нормальной пешеводке это обычное явление, ибо график), то с таким подходом возникает проблема: не всякий экспедиционный рюк войдет за спину в пакрафте, а если и войдет, то вся масса будет сконцентрирована в кормовой части. Речь идет не о пвд-шных рюкзачках с символическим грузом до 10 кг, а о полноценном рюкзаке длительной автономки, ближе к 30 кг.
Пакрафт при такой неравномерной развесовке управляется и разгоняется хуже, это мои личные ощущения с норвежских порогов. Гребец ~64кг плюс рюкзак ~27кг, итого более 90 кг сконцентрировано в задней части лодки, а в носу – только ноги. Дать быстрый разгон такой конструкции для резкого маневра трудно, я порой не успевал переложить курс и упускал задуманную траекторию.
А вот если тяжелый рюкзак расположен в носовой части, по классической схеме, то развесовка получается более равномерной и пакрафт в целом управляется лучше. Загруженному носу достаточно толчка, чтобы маневр начался, дальше он подтягивает остальное. Ну и в бочках массивный нос бывает полезен.
И еще одно соображение. На мой взгляд, смещение гребца ближе к центру ставит под вопрос необходимость высокой объемной кормы, этого классового признака пакрафтов. Ибо кормовая свеча уже не столь вероятна. И логическим продолжением этой схемы является переход от геометрии пакрафта к геометрии надувного каяка или одноместной байдарки. Кстати, Кроссривер как раз из этой серии. Таким образом, если изначально предполагать посадку ближе к центру, то вместо пакрафта разумнее делать пак-каяк ;))

При этом сам производитель «Иволги», Сергей Каржаев, в последнее время по умолчанию предлагает установку сиденья со смещением к центру (это определяется расположением крепежа сидушки на бортах пакрафта и «очка» на съемном фартуке). Видимо, основная масса покупателей предпочитает короткие вылазки с малым грузом.
 
Палатка. Взяли кондовую «Ладогу-2» от Нормала и не прогадали – все сложности с погодой выдержала отлично, как и ожидалось. В ночь перед стартом в Кинсарвике пронесся ураган, поваливший несколько палаток в кемпинге, Нормал выстоял. Втроем, конечно, тесновато, но терпимо. Зато даже в самые холодные ночи в палатке было очень тепло – плотная ткань внутрянки создает отличный барьер.
 
Групповой тент. Взял свой 2,8х4м из силиконки от Снаряжения; вес с колышками и оттяжками чуть меньше килограмма. Ветра в тундре знатные, а грунт держит слабо, так что приходилось укреплять колышки камнями. Несмотря на это, несколько раз тент валило, а в одну из особенно ветреных ночей оторвало коньковую оттяжку, пришлось шить на месте. При внимательном осмотре оказалось, что петли для оттяжек прошиты слабовато, надо укреплять.
 
Рюкзаки. Парни шли стандартно: рюк 120 л + гермовкладыш.
Я же второй сезон в длительных пакрафтингах использую доработанный драйбэг «Canyon-90» от СПЛАВа. Эпизодическая модернизация ведётся до сих пор, много чего уже сделано: изготовлен съемный пояс, усовершенствована подвеска, добавлены боковые фиксаторы и грузовые ручки, внедрен внутренний съемный каркас, ну и еще по мелочи. Перед норвежским походом изготовил гермоклапан, который можно использовать как рюкзачок для радиалок и небольшую герму для мелочей на сплаве.
В современном виде драйбэг уже стал приближаться к искомому идеалу )) Единственный пока не решенный недостаток – длинная спина драйбэга. Регулировка подвеса лямок в нем символическая – либо на гиганта, либо на карлика, единственное рабочее положение – среднее, и оно на высоких людей. Для моего роста 174 см спина в нем длинновата и пояс немного не на месте, но терпимо. Поскольку у меня точка крепления пояса совмещена с фиксаторами лямок, то просто так поднять его не получается.
 
Ремкомплект и ремнаборы. Общественный ремкомплект включал швейный набор с капроновыми нитками (пригодился для ремонта тента), два вида скотча, веревки, проволоку, оселок, небольшую ножовку, пару гвоздей и еще по мелочи. Кроме этого, каждый пакрафт должен был комплектоваться индивидуальным ремнабором (клей, ацетон, ТПУ-ткань, лента Tyvek). Поскольку ацетон запрещен к провозу в самолетах, нам пришлось покупать его в Осло. Нужно было чуть-чуть, но в хозмагах нашли только литровую бутыль, которая встала нам в 1000 руб.
 
Одежда
Тут ничего особенного. У меня был ходовой костюм из дельтапланки, плюс комплект декатлоновской псевдомембраны (куртка и штаны Tribord) для дождей и сплава. Дождило постоянно, так что практически не вылезал из них. Куртка у меня уже не новая, для подстраховки взял запасную тонкую. Сильные продолжительные дожди пробивали оба слоя. Из-за холодов большую часть похода не снимал ходовой флиски и трикошек. Ну и обязательным пунктом – отдельный спальный комплект флиса.
 
Обувь
В последние годы для тундры и т.п. северов у меня утвердился комплект: ЭВА-сапоги (на ходовую и сплав) плюс ЭВА-кроссовки (в дорогу и лагерь). ЭВА-кроссовкам пошел уже 4-й сезон и, похоже, он был последним – на пятках начали разваливаться. Для такой лёгкой и дешевой обувки результат очень неплох.
А вот с сапогами интереснее. До этого за три сезона износил комплект Нордмана (Псков-Полимер) – при хождении по горам под грузом ЭВА растягивается, на пятках образуются складки, в конце похода 2017 года один сапог протерся до дыр. К 2018-му купил новую пару, но сапоги оказались еще мягче, на кольском куруме было некомильфо. К сезону 2019 озадачился поиском ЭВА-сапог с усиленной колодкой. После перебора разных вариантов почти склонился к Torvi, но в конце-концов удалось отыскать редкое ныне детище ИП Колесника – сапоги «Диггер». У них очень толстая подошва с глубоким протектором и серьезно усилены пятки с носками. На ногах ощущаются почти как ботинки, удары по камням практически не отдают в ступню. Вес, за счет тонких голенищ, вменяемый – 686 грамм пара. Такие голенища, к тому же, придают сапогам компактность в свернутом виде. Подошва хорошо «липнет» к камням, даже мокрым – в горах Норвегии не испытывал никаких проблем.
Кстати, именно эти сапоги использует в своих пешеводках последних лет Марина Галкина. Ей удалось удлинить голенища, превратив сапоги в бродни.
У сапог Диггер оказалось всего два недостатка:
1) большой перепад ширины голенища от входа до щиколотки, в результате нога с некоторым трудом лезет в колодку, но главное – не удается полностью загидрить стык голенища со штаниной;
2) сапоги трудно найти в продаже, я свою пару выписал из Кемерова; контакты на оф. сайте отмалчиваются.
Обувь у парней: Слава взял треккинги плюс ЭВА-сапоги. Артем – треккинги и сплавные тапки. Неопреновые носки были у всех.
 
Спальный комплект
Третий сезон использую такой набор: спальник на клималшилде СПЛАВ «Капсула» (1024 гр) + надувной матрасик от Naturehike (430 гр) + фольгированная ЭВА-подстилка 2x1м (136 гр), которая защищает матрас от проколов и утепляет спальное место. Для надувания матраса использую насос-мешок (95 грамм), он же служит гермой для спальника. Можно надувать и ртом, но тогда внутри скапливается влага. Ну и отдельная герма для спальника в пешеводке не повредит.
К сожалению, в конце второго сезона эксплуатации матрасик стал подтравливать – появились микродырки на границах сварного рельефа. Похоже на технологический просчет. К слову, новые модели этих матрасов у Naturehike имеют другую форму рельефа – возможно, в них этот недостаток устранен.
 
Водное снаряжение
Из общественного – спасконец 20 м, остальное индивидуальное. Самодельный спасик с комплектом подушек (395 гр), самодельная каска для мягкой воды (189 гр). Для норвежских речек она слабовата, но свой Бампер я отдал Славе, так что вариантов не было.
В качестве импровизированного квази-драйсьюта использовал комплект Tribord из Декатлона (штаны+куртка), он же ходовой на пешке в дождь. От куртки каякера пришлось отказаться из-за ограничений по авиабагажу. Обошелся, но в ней было бы удобнее. Стык куртки и штанов загидривал широким неопреновым поясом (180 грамм).
На ногах ЭВА-сапоги. Штанины фиксируются поверх голенищ и дополнительно обматываются латексной лентой. К сожалению, голенища Диггеров в верхней части имеют избыточную ширину, что мешает организовать хорошую гидроизоляцию таким способом.
Для сплава в холодном климате следует озаботиться перчатками.
 
Рыбалка и снасти
Рыбалка во внутренних водах Норвегии платная, стоимость лицензии зависит от района и водоема. Лицензия индивидуальная, оформляется на конкретного рыбака и не может передаваться другим участникам группы. На 15 дней похода лицензия на одного рыбака обошлась в 3920 руб. (с учетом банковских пошлин).
Рыбалка не дуровая – трудовая; форель пуганая и добыть ее непросто. Были поклевки крупного гольца, но не реализовались. Вообще, клев был очень вялым – думаю, еще и непогода сыграла. Местные на озерах ставят сети, легально.
Рыбачил на спиннинг: телескоп Шимано (служит верой и правдой уже третий пешеводный сезон), катушка инерционная (Нельма), набор блесен – вращалки Meps, Caperlan + разные колебалки.
 
Питание
Шли примерно на 400 граммах плюс неучтёнка в виде грибов и рыбы. Рыбы было немного, а вот грибов по нашей погоде – завались (белые, подберезовики и подосиновики). Приварок имели к каждому блюду, так что не голодали. Грибами я наелся, думаю, на несколько лет вперед ))) Ну и с черникой-голубикой-морошкой был полный порядок.
На пеших переходах традиционно делали сух. перекусы – галеты, колбаса, сало, сухофрукты, орехи, конфеты. Горячие обеды расслабляют, потом лениво в лямки лезть. А вот на сплаве варили полноценные.
 
Кухня
С 15 апреля по 15 сентября в Норвегии костры под запретом в зонах возможного возгорания (леса, поля с сухой растительностью и около). Как показал опыт, на каменистых площадках без растительности и прибрежных галечниках кострища встречаются. Мы готовили на газу. Брали 2 алюминиевых котелка с крышками, две горелки (основную и страховую) и ветрозащиту. Еще был рулон фольги, но не пригодился.
 
Вес
Ограничение на авиаперелет было 23 кг багажа и 8 кг ручной клади – итого 31 кг / чел., в которые нам вполне удалось уложиться. Газ мы закупали в Осло, там же взяли литр подсолнечного масла и сыр на весь маршрут. В зависимости от личной экипировки, стартовый вес рюкзаков участников разнился. Мой рюкзак весил чуть больше 31 кг – это плата за холодный климат и необходимость водной снаряги. Общественный груз и расходники делились поровну между участниками. Продукты были расфасованы по дням и распределены по рюкзакам для равномерной разгрузки. Всего расходников (газ, продукты, «мельдоний») вышло по 8,7 кг на человека.
Километровый набор высоты в первый день похода со стартовым весом немного утомил, но через день-два, когда группа «втянулась в лямку», стало проще. На выходе с маршрута почти летели ))
 
Финансы
Поход целиком обошелся мне около 45 тысяч рублей (без Шенгена, который уже был). Львиная доля этой суммы – транспортные расходы: авиаперелет ~19500, поезд OsloVoss ~7000, автобусы ~4500, электрички в аэропорт ~1600. Две ночи в кемпинге ~2800, продукты на поход + питание в городах ~5600. Остальное ушло на ништяки, гостинцы и сувениры.
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, пройден интересный маршрут в новом для нас формате загранпакрафтинга. Что сказать напоследок? Поход удался и, несмотря на погодные неурядицы, очень понравился. Природа Норвегии прекрасна, жители приветливы, нацпарки многочисленны – а значит, есть повод туда вернуться!
 
 
Больше походов, хороших и разных!
hrapitan,
февраль 2020
 
 
Norway-2019_2Rep_341

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Норвегия
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Искандер Карманов