республика Тува / Автотуризм
 

Из Тувы на Алтай через перевал Бугузун на малолитражке.

7 - 17 августа 2017 г.
Путешествие по Саянам с прохождением перевала Бугузун на автомобиле ФИАТ-Панда.
Нитка маршрута
Кемерово - Абакан - Кызыл - Мугур-Аксы - Кош-Агач - Новосибирск
 
Хакасия.Сундук.

Путь из Кургана в Хакасию описывать не буду, особо ярких событий там не было.В Хакасии мы начали с Сундуков,вернее с Сундука, ограничились подъёмом только на первый.Заехали с севера, со стороны Кобяково, и этот путь оказался гораздо приятнее,чем южный подход (по нему мы уехали).Подъём к Сундуку не сложный,можно и с малыми детьми подняться.Внизу есть площадка с бесплатной парковкой,если заезжать с севера нужно проехать через не действующий шлагбаум.
1 7а
Сундук.
Потом поехали на Туимский провал,он меня разочаровал.Похож на огромный зуб с кариесом,наверху есть только одна смотровая точка,остальной периметр отгорожен забором.Сделать хорошее фото сложно,не хватает угла обзора.
Ночевали на тихом малолюдном озере Шунет.
2 1в
Шунет.
Хакасия,Саяно-Шушенская ГЭС.

Саму ГЭС описывать не буду,вряд ли смогу сказать что-то новое.Наша цель - подняться наверх. Не доезжая смотровой площадки есть свёрток влево,который смотрится как служебный въезд на промзону. Но проезд открыт для всех, и далее через мост по щебёночному серпантину можно подняться к берегу водохранилища.Там мы катались на своей надувной байдарке, купались (вода тёплая).Место для палатки найти сложно,но мы нашли и переночевали.
Ергаки.

Другое название этого очень красивого горного массива - Спящий Саян.Если смотреть издали на один из хребтов,можно увидеть лежащего на спине человека.
5 1в
Спящий Саян.
Имеет статус природного парка, при посещении обязательна регистрация, посещение бесплатное.Мы свернули на Ергаки на 614 км, и через несколько километров оставили машину на бесплатной парковке.Дальше пешком,с рюкзаком и палаткой.Но это отдельная история.



5 6а
Висячий Камень.
5 12а
Перевал Парабола.
Тува.Кызыл.

В Кызыле мы посетили географический центр Азии.
6 2а
Центр Азии.
Расположен на набережной имени Кужугета Шойгу. На вопрос - "Чем прославился этот человек?" местный ответил коротко - "Он вырастил сына".В ходе короткой экскурсии по городу стало очевидно,что самый уважаемый в республике человек не президент,а министр обороны.
Далее мы поехали по шоссе вдоль Енисея в сторону Чадана, пейзажи вокруг везде красивые.Перед Чаданом огромный портрет Сергея Шойгу - здесь его родина.
Средь мира дольного,для сердца вольного,есть два пути.....

В Чадане нужно было сделать выбор - как все нормальные люди завершить Саянское Кольцо через Ак-Довурак и выйти на Хакасию, или пойти по рискованной не существующей дороге через перевал Бугузун.Про этот путь читал несколько отчётов путешественников, по этому пути два раза проводил экспедицию журнал АвтоРевю.Главный корень сомнений - все они ездили на джипах, или на кроссоверах с большими колёсами.Лишь однажды там прошли два полноприводных пузотёра,Кариб и Корона,но они шли в сопровождении пяти джипов.А что у нас - маленький ФИАТ с маленькими колёсиками на шоссейной резине,скромный 1200-кубовый мотор в 60 л.с. Штатная докатка в качестве запаски,защиты двигателя нет,лебёдки тоже нет.Он мог бы считаться чисто дамским городским автомобильчиком,если бы не один козырь - полный привод. Отягчающее обстоятельство - мы в одиночестве.
26 0
Наша Панда.

Куда-то под лопатку заползает страх,мы сворачиваем с большой дороги и идём в сторону монгольской границы,в сторону приключений.
Ещё не поздно вернуться.

От Чадана до монгольской границы идёт приемлемого качества асфальт. На этом участке мы переночевали, и рано утром подошли к повороту на Мугур-Аксы.Больше асфальта не будет,нитка дороги тянется вдаль за горизонт,никак не покидает ощущение беды за поворотом.
14 2
Поворот в неизвестность.
Дорога очень трясучая,пыльная,редко удаётся разогнаться до 50 км в час, а чаще 15-30.
14 3 Чадан
Тут не разогнаться.
Пейзажи не похожи ни на Алтай, ни на Урал, достаточно красивы,постоянно менялись, но трясучая дорога изрядно утомила.По пути видели местную достопримечательность - "то ли буйвол,то ли бык, то ли тур..."
43 2
То ли буйвол...
43 6
То ли бык...
45 2
Памятник сусликам.
Вопреки сложившемуся в интернете мнению об отсутствии в этих краях заправок,посёлок Мугур-Аксы порадовал несколькими АЗС. Спросил у местного как проехать на озеро Хиндиктиг-Холь - он настоятельно рекомендовал туда не ездить, а идти в объезд через Кызыл-Хая. Спросил у троих других - все отвечали одинаково,что там даже Нива не проедет,только УАЗы,да и те поодиночке не ходят.И я сдался,ушёл на Кызыл-Хая.Дорога туда была такой же трясучей, и не менее красивой.Довольно долго в непосредственной близости с дорогой тянулись два ряда колючей проволоки с пограничными столбами посередине - по ту сторону уже Монголия.
47 2
Так выглядит граница с Монголией.
Никаких погранпропусков у нас не было,но их никто и не спрашивал.Складывалось ощущение,что можно безнаказанно перемахнуть через границу,но рельеф то вокруг холмистый,вполне возможно что где-нибудь на высотках сидят зоркие соколы.
В Кызыл-Хая дорога кончилась.Спрашивали у местных как проехать на Кош-Агач, люди скептически смотрели на наше средство передвижения, и деликатно высказывали сомнения в нашей адекватности.Но направление всё же подсказали. Далее пойдёт просёлок вдоль реки вверх по ущелью,и отойдя от посёлка больше машин мы не встречали.Были пара мелких бродов,в одном нужно было проехать небольшой участок прямо по руслу притока.Потом узкая колея,с одной стороны река,с другой круто вверх.Глубокая колея продавлена УАЗами, и нам приходилось ехать одной стороной колёс по колее,а другой по узкому гребешку посередине колеи, и более широкая машина могла бы так не поместиться.Места для ночёвки в ущелье мы не нашли,остановились уже наверху на плато.
Бугузун.

Утро нас не порадовало.Вся алтайская сторона затянута мрачными тучами.Опять залез под кожу страх неизвестности,быстрый завтрак и скорее в путь,авось успеем пока вода не поднялась.
62
В сторону Тувы небо светлее.

59 2
На плато.
На тувинской земле ещё сухо,но броды уже начались.
63
Не пробить бы картер двигателя.
64
Ещё вода.
65
Разведка.
Для джипов такие броды не представляют опасности,а я перед каждым одеваю высокие сапоги и прощупываю дно.Иногда перемещаю крупные камни. Даже там,где сухо,приходится иногда выходить и разведывать путь между крупными валунами. И чем ближе к перевалу, тем чаще. И всё чаще одолевает горькая мысль - вот сейчас за поворотом будет нечто непреодолимое,и придётся поворачивать обратно...А с неба уже закапало.Некоторые подъёмы просят разгона,а разогнаться не дают большие валуны,страшно пробить поддон или порвать покрышку.Я долго буду помнить то непередаваемое ощущение,когда мы поднялись на перевал.
66  (2)
Перевал.
Но это ещё не было победой - впереди река Бугузун и броды.Дорога уже явно пошла вниз,но и дождь закапал настойчивее.
77 СПУСК
Иногда нужно было ехать прямо по руслу.
79 СПУСК
Вниз по течению.
82
Дорожный указатель в степи.
Иногда дорога разветвлялась,выбирал направление по наитию.И приехали к очень крутому спуску - по округлым окатышам спускался на тормозах, обратно вверх было бы уже не подняться.
83 СПУСК
Крутой спуск.
Оказывается,надо было раньше уйти левее.Зато мы объехали два брода через Бугузун. Остался ещё один.
86 СПУСК
Брод через Бугузун.
Опять переобуваюсь в болотные сапоги, опять разведка. Брод пройден, и только тут начинаю верить,что дальше - только вперёд!! 
Эпилог.

Не так страшен чёрт....Нам конечно повезло,что уровень воды был невысокий...Нам повезло когда мы на этом ФИАТе прошли через плато Ассы, нам повезло подняться на нём из Чарынского каньона....Дерзайте, и вам тоже повезёт!
31 2 МУГУР

Комментарии
Просто огромные молодцы!! Хорошо, что на озеро не поехали.. без защиты поддона это был бы полнейший геморрой! 
! Сам обожаю подобные приключения! В это же время в 17 году на пузотерке "короне" заезжал на плато Укок. Прошлой осенью был возле обсерватории "Пик Терскол".В этом году собираюсь по вашему маршруту на той же полноприводной пузотерке. В будущем есть желание посетить Памир и Непал. Удачи Вам и никогда не сдавайтесь!!!
Молодцы, что прошли. Действительно, повезло. Поднялся бы уровень 
воды и могли бы оказаться в ловушке и надолго "зависнуть" в этих местах. Но именно такие опасные и неопределенные моменты и дороги запоминаются надолго и повышают правильную самооценку в плане "мы прошли там, где другие даже не рискнули"!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Сакен Таженов.