Улица Рубинштейна, Аничков мост и кони Клодта, Екатерининский сквер, Летний сад и Марсово поле.
«Жили мы в
отвратительной коммуналке. Длинный пасмурный коридор метафизически заканчивался
уборной. Обои возле телефона были испещрены рисунками-– удручающая хроника коммунального
подсознания. ‹…› Наша квартира вряд ли была типичной. Населяла ее главным
образом интеллигенция. Драк не было. В суп друг другу не плевали. (Хотя
ручаться трудно). Это не означает, что здесь царили вечный мир и благоденствие.
Тайная война не утихала. Кастрюля, полная взаимного раздражения, стояла на
медленном огне и тихо булькала…»
С. Довлатов «Наши»
Monsieur l’Abbé,
француз убогой,
Чтоб не измучилось
дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью
строгой,
Слегка за шалости
бранил
И в Летний сад гулять
водил.
Александр Пушкин «Евгений Онегин»
День 1-й, Четверг, 20 октября 2022
года. Улица Рубинштейна, Аничков мост и кони Клодта, Екатерининский сквер,
Летний сад и Марсово поле.
Отель «Невский Контур». Английский завтрак в «Шоколаднице». Улица
Рубинштейна. «Слеза Социализма». Памятник Сергею Довлатову. Щербаков переулок.
Памятник Михаилу Маневичу. Аничков мост и кони барона Клодта. Екатерининский
сквер и памятник Екатерине Великой. Александринский театр. Летний сад. Марсово
поле. Прадеду Правнук. Ново-Манежный сквер и четверо итальянских зодчих.
Приехали мы
в Питер из Хельсинки на машине в 7-00. Это был 30-й день нашего долгого
путешествия в США, чтобы на внуков взглянуть. И обратно вернуться.
21 сентября,
в 10-50, прибыли мы на Московский вокзал Питера, откуда сразу же в «Маму на
даче» на Невском проспекте завтракать отправились. Этих кафе на Невском два:
один возле Аничкова моста (Невский,88), другой – возле Московского вокзала
(Невский,106). Мы в Невский, 106 пошли. Завтрак удался: яйца «Бенедикт» с
лососем, килька, пирожки и облепиховый лимонад. У ресторана собственное
приложение имеется, куда 10% от суммы чека зачислить можно, а потом и потратить:
приложение я тут же скачал.
В 13-00 нас
из ресторана забрали, чтобы в Хельсинки отвезти – на тот (да и на этот) момент
это был самый бюджетный способ в Европу попасть: потому что через Стамбул
лететь – чересчур дорого стало. Маршрут через Хельсинки при наличии второго
паспорта возможен разумеется. По российскому паспорту, даже если в нем Шенгенская
виза имеется, в Финляндию давно уже не пускают.
Итак, 20
октября, пройдя за полтора часа российскую таможню и паспортный контроль, в 7
часов утра мы в Питере оказались. Высадившись на Невском проспекте, возле дома
88, принялись отель свой искать. Зайдя во двор, обнаружили, что двор - двойной.
У двора собственный похмельный охранник имелся, который и помог нам в поисках.
Охранник
привел нас к двери во втором дворе, возле которой вывеска «Anabel» имелась и
сдал нас такому же похмельному охраннику подъезда. Судя по всему, дом как
доходный строился, после 1917 года квартиры в нем коммунальными стали, а после
возврата капитализма коммуналки выкупили, расселили и огромные квартиры на
собственный вкус использовать стали. На первом этаже подъезда различные фирмы прижились,
на втором частная квартира расположилась, третий этаж наш отель «Невский
Контур» занял.
Дальше мы
все знали. Втиснувшись в узкий лифт, по очереди с чемоданами на третий этаж
поднялись, там цифровой код на двери набрали и в отеле оказались. Отелем это
назвать сложно – скорее, апартаментами: рецепция имеется, но в ней никто не
сидит. При рецепции кухонька с посудой, плитой и холодильником организована,
тут же – большой обеденный стол.
В стойке
рецепции, возле СВЧ-печки, лежал ключ от нашего номера («Зеленой комнаты») и
договор.
Номер весьма
приличным оказался. Обошелся он нам на 2 ночи в 6800 рублей.
Оставив
чемоданы в номере, завтракать отправились. «Мама на даче» возле нас закрыто
было, и мы в «Шоколадницу» зашли.
В
«Шоколаднице» английский завтрак (дополнив его жареным беконом) и кофе
заказали.
Расплатившись
по счету и оставив чаевые, вернулись в отель. Помыться не удалось – горячей
воды не было, только зубы почистили. Позвонили хозяйке отеля Анастасии: та
сообщила, что в районе авария и ее ликвидируют.
Решили на
улицу Рубинштейна сходить: дело в том, что там в одной подворотне магазин
петербургских котиков «Яшкин Кот» находится - барышни в нем прикольные зонты с
котами еще в прошлом году присмотрели. Прошли по Невскому в сторону реки
Фонтанки.
Определение
Гоголя, назвавшего Невский проспект всеобщей коммуникацией Петербурга, остается
актуальным. Как считают местные краеведы, город спланирован неуклюже: у
главного проспекта нет ни конкурентов, ни дублеров. Миновать его, добираясь с
одного конца города на другой, практически невозможно. Московскому выражению
«внутри Садового кольца» в Петербурге соответствует лаконичное «на Невском».
Перешли
Невский проспект и на Рубинштейна попали, немедленно в какую-то подворотню запилившись.
Живописную подворотню, между прочим. Я потом про улицу Рубинштейна в
путеводителях разных кое-что почитал и вот что оказалось.







Дом-коммуна
инженеров и писателей (№ 7) - программное авангардное сооружение, построенное в
1932 году знаменитым архитектором Андреем Олем. Ленинградская газета писала:
«Это переходная необходимая ступень от буржуазного ячейкового, строго
индивидуалистического дома-крепости к коллективистическим коммунам будущего».
Дом был кооперативным, жильцы – инженеры, писатели и чекисты. Жившая здесь с
1932 по 1943 годы Ольга Берггольц вспоминала: «Это был самый нелепый дом в
Ленинграде. Появилось шуточное, но довольно популярное тогда в Ленинграде прозвище
«Слеза социализма». Нас же, инициаторов и жильцов, повсеместно величали
«слезинцами». Не было не только кухонь, но даже уголка для стряпни, не было
даже передних с вешалками, вешалка тоже была общая внизу, и там же на первом
этаже была общая детская комната и общая комната отдыха: еще на предварительных
собраниях отдыхать мы решили только коллективно, без всякого индивидуализма».
«Слеза
Социализма»
До 1929 года
улица Рубинштейна называлась Троицкой. Когда-то она была хозяйственным
проездом, идущим вдоль непарадной части вельможных усадеб на Фонтанке.
Исторически это первая коммуникация между Невским и Загородным проспектами
(Владимирский на двадцать лет позже появился). Вплоть до 1860-х годов вся
местность вокруг нынешней станции метро «Достоевская» напоминала скорее деревню,
чем Петербург. Двух – и трехэтажные каменные дома казались небоскребами среди
преобладающей деревянной застройки. Какие-то огороды и пасущиеся козы, собаки
лают. Жили здесь, по преимуществу, люди, связанные с главной торговой артерией
Петербурга: Большой Садовой улицей, представители малого бизнеса и работавшие у
них тогдашние гастарбайтеры, в основном уроженцы Ярославской губернии.
Нынешнюю
застройку улицы определил катастрофический пожар 22 мая 1862 года. Это
случилось в Духов день, когда проходил традиционный смотр купеческих невест в
Летнем саду. Все купечество теснилось вдоль главной аллеи сада, наблюдая процессию
из мамаш и девиц, проходящих через шеренги зрителей. Вдруг в пять часов вечера
пронесся слух: горит Апраксин двор. Извозчики немедленно вздули цены, так что
довольно тучным купцам приходилось либо платить какую-то неслыханную цену
«ванькам», либо, пыхтя и задыхаясь, бежать по Большой Садовой. Действительность
превзошла все худшие ожидания: Апраксин двор уже сгорел. Дул сильный западный
ветер, поэтому огонь перекинулся через Фонтанку. К девяти вечера сгорело все до
Загородного проспекта. В результате в двух шагах от Невского образовалась
пустошь, исключительно привлекательная для застройки.
Почти все
кварталы, прилегающие к улице Рубинштейна и теневой стороне Невского, построены
в одно и то же время, в 1860-70-е годы, когда на престоле находился император
Александр П. Тогдашняя архитектура отличалась исключительным безобразием. Это и
есть Петербург Достоевского: строилась каменная пяти - или шестиэтажная коробка
с максимальным количеством окон. С фасадом архитектор поступал, как стареющая
красавица с макияжем: чем гуще - тем лучше. Только вместо румян и белил он
накладывал штукатурный узор, почерпнутый по преимуществу из немецких альбомов
по зодчеству.
Кварталы
Троицкой (ныне - Рубинштейна) никогда не были престижными. Основное население
по-прежнему составляли купцы и приказчики рынков Садовой улицы,
татары-халатники, мелкий чиновный люд. Здесь Чернышевский писал «Что делать»,
Достоевский - «Братьев Карамазовых», а Гаршин бросался в пролет лестницы.
Множество приезжих, дешевые гостиницы и меблированные комнаты, по вечерам -
толпы праздных гуляк в поисках сомнительных развлечений. Никаких важных для
города магазинов: только ремесленные заведения, ломбарды, трактиры. Особенно
злачным и забубённым считался угол Щербакова переулка и Троицкой. На углу с
Невским проспектом помещался ресторан «Квисисана» - грязный притон, открытый
ночь напролет и заполненный дамами сомнительного поведения и их
клиентами-гуляками.

Тем не
менее, купцы стремились, чтобы их дети вышли в люди. Весь участок от Фонтанки
до Рубинштейна, на котором сейчас находится дом № 23, принадлежал
Петербургскому купеческому обществу и к началу 20-го века его занимали два
сооружения, теснейшим образом связанные с Сергеем Довлатовым и его окружением:
дом, где он жил, и школа, где он учился, в то время - Петровское коммерческое
училище.
В начале 20-го
века улица оживляется - все же центр города. В доме № 18, на месте фабрики
серебряных и бронзовых изделий Верховцева, появляется Троицкий театр миниатюр
(нынешний Малый драматический театр): развлекательное заведение с разнообразным
репертуаре в духе современной stand-up comedy и буфетом, привлекавшим не
меньшее внимание зрителей.
И в эти же
годы в царство эклектики начинает вторгаться модерн. В 1911 году гражданский
инженер Александр Барышников возводит жилой дом Петербургской купеческой
управы, где в квартире № 34 с 1944 по 1975 год будет жить Сергей Довлатов.
Надо
сказать, что в советское время репутация улицы не улучшилась. Предпринимались
попытки осовременить ее образ. В 1929 году она переименована в честь Антона
Рубинштейна: без особого смысла, просто чтобы насолить церковникам. Любимец
царей, выкрест, композитор Антон Рубинштейн четыре года прожил по адресу:
Троицкая улица, 38.
В конце
1950-х формообразующими для улицы Рубинштейна становятся две торговые точки: модное
кафе-автомат на углу с Невским, на месте дореволюционной булочной Филиппова, а
также открытый напротив, на месте бывшего ресторана «Квисисана», лучший в
городе специализированный магазин «Рыба», где в витринах-аквариумах плавали
огромные живые карпы. Здесь же в 1950-60-е свободно и по нестрашной цене
продавали черную и красную икру из аккуратных бочонков. Из-за этого магазина
Довлатов ласково называл родной квартал «улицей Рыбинштейна».
Большая
часть ленинградской жизни Сергея Довлатова прошла в доме № 23 по улице
Рубинштейна, построенном в 1911 году гражданским инженером Александром
Барышниковым. Барышников был известным в городе зодчим, состоял членом
Государственной Думы и даже был назначен министром Временного правительства
после Февральской революции. Исходя из стандартов Серебряного века, дом -
шикарный. Центр города, налет северного модерна, три двора, один из которых
распахнут на улицу Рубинштейна, чугунное литье, фонарики над входом,
декоративные колонны в парадных, кафельные печи. В доме изначально были
устроены лифты, имелось паровое отопление, гаражи. До революции квартиру здесь
имел богатейший купец-лесопромышленник Антип Ефремов, чей сын Иван Ефремов стал
известным на весь Советский Союз писателем-фантастом и видным палеонтологом.
Как и прочие
многоквартирные дома в центре города, в 1920-х он подвергся уплотнению: в жилище,
рассчитанном когда-то на одну семью, теперь ютилось от 20 до 30 человек.
Довлатовская квартира № 34 на третьем этаже до революции принадлежала семейству
Овсянниковых - один из них, «жизнелюбивый инженер» Гордей Овсянников с
домочадцами продолжал жить на уплотненной жилплощади и в 1950-х.
Мать Сергея
Довлатова, Нора Сергеевна, 28-летняя артистка драматического театра, получила в
этой коммуналке две комнаты окнами в темный проходной двор в декабре 1936 года.
Отсюда она уехала в эвакуацию, а в июле 1944 года вернулась на улицу
Рубинштейна со своей большой семьей: в двух комнатах разместились ее трехлетний
сын Сергей, муж Донат Исаакович Мечик, его мама, Раиса Рафаиловна, и родная
сестра Норы, Анель Сергеевна. Постепенно, однако, комнаты пустели: бабушка
Раиса умерла через месяц после возвращения, Донат спустя несколько лет ушел из
семьи, Анеля (так ее звали близкие) вышла замуж и завела собственное хозяйство.
По-видимому,
когда сын и мама стали жить вдвоем, была приглашена немецкая няня Эльза
Карловна, которая присматривала за Сережей, пока мама была на работе. К
Довлатовым она попала по рекомендации подруги Норы Сергеевны, актрисы Нины
Черкасовой. Русская немка очень боялась, что работодатели на нее донесут,
поэтому часто кочевала из семьи в семью. В прозе Довлатова няня,
переименованная в Луизу Генриховну, - трагикомический персонаж: «Она все делала
невнимательно, потому что боялась ареста. Однажды Луиза Генриховна надевала мне
короткие штаны. И засунула мои ноги в одну штанину. В результате я проходил
таким образом целый день».
Кроме
Довлатовых в квартире постоянно жило 6-7 семей, по преимуществу -
интеллигентных пролетариев. Большинство соседей Довлатова превратились в
персонажей его прозы. Квартуполномоченный подполковник Константин Тихомиров так
и вовсе - герой первого плана.
По-видимому,
в начале 1950-х семейство попытались уплотнить: для двух человек две комнаты - «больно
жирно». Категорически не любившая ни к кому обращаться за помощью Нора
Сергеевна на этот раз попросила об одолжении свою близкую подругу Нину
Черкасову. Вмешательство народного артиста СССР, лауреата Сталинской премии,
депутата Верховного совета Черкасова не дало урезать жилплощадь. Тем не менее,
столкновения с соседями продолжались еще долгие годы.
В 1974 году
Нора и Елена Довлатовы совершают удачный обмен жилплощади. Вместо своих двух
комнат на Рубинштейна, 23 они получают двухкомнатную отдельную квартиру № 29 в
дворовом флигеле на той же улице в доме № 22. Дом только что подвергся
комплексному капитальному ремонту: большие коммуналки разбили на маленькие
отдельные квартиры. Второй двор и пятый этаж без лифта, но зато никаких соседей.
Тем не
менее, когда в 2007 году было решено создать памятный знак к 65-летию писателя,
доску скульптора Алексея Архипова установили именно на доме архитектора
Барышникова, где происходили главные события ленинградской жизни Довлатова.
В День
рождения писателя - 3 сентября 2007 года у дома № 23 по улице Рубинштейна, где
жил Сергей Довлатов в 1944—1975 годах, прошла торжественная церемония открытия
мемориальной доски писателю. Автор мемориальной доски — член Союза художников
России Алексей Архипов. Для участия в церемонии в город на Неве прибыли вдова
писателя Елена Довлатова и его дочь Катерина, руководитель Международного фонда
Сергея Довлатова.
С 1 февраля
1978 года, когда Елена Довлатова с дочерью Екатериной уехала в США, Довлатов
еще полгода жил в квартире в доме № 22 вдвоем с матерью, не считая важного
члена семьи, фокстерьера Глаши.
Это время все
увеличивающихся злоключений. В 1978 году он уже не ездил в Пушкинский
заповедник, в редакциях городских газет его не привечали. Последнее место
службы - вахта на ремонтной базе Адмиралтейских верфей, устроенной на пароходе
«Харьков». За Довлатовым начинает охотиться милиция: «Мелкое диссидентство.
Встречи с перепуганными западными журналистами. Обвинения в
притонодержательстве и тунеядстве. Участковый Баенко говорил мне: «Из твоего
дома выбегали полуодетые женщины». Я требовал логики: «Если у меня притон, они
должны были наоборот – вбегать»».
Наконец,
после ареста и скорого освобождения летом 1978 года именно из этой квартиры
Довлатов навсегда покидает Ленинград и улицу Рубинштейна.
4 сентября
2016 года у того же дома, № 23 по улице Рубинштейна, состоялась церемония
открытия памятника писателю Сергею Донатовичу Довлатову, работы скульптора
Вячеслава Бухаева, автора большинства современных памятников в
Санкт-Петербурге.
Памятник
писателю Довлатову в Петербурге стоит на улице Рубинштейна, которая считается
одной из главных «питейных» улиц Северной столицы. Здесь находится множество
ресторанов, баров, кафе, пабов…
И скульптура
Довлатова, как многие отмечают, не только органично вписывается в
концептуальный ансамбль этой интеллигентно-питейной улицы, но и добавляет ей
неповторимый колорит. Хотя в городе на Неве Сергей Довлатов и его друзья часто
посещали ресторан «Восточный» на Невском проспекте, 36, но и на Рубинштейна
наверняка есть места, в которые любил наведываться писатель: выпить он любил. В
его книгах немало об этом, и сам он признавался: «Когда-то я довольно много
пил. И, соответственно, болтался где попало. Из-за этого многие думали, что я
общительный. Хотя стоило мне протрезветь - и общительности как не бывало».
Памятник на
Рубинштейна изображает Сергея Донатовича в дверях собственной квартиры.
Довлатов смотрит на родную улицу с грустью. Элементом скульптурной композиции
является стоящий рядом стол с пишущей машинкой, символизирующей творчество
писателя.
С
Рубинштейна мы в Щербаков переулок свернули, потому что барышни когда-то в
одной из квартир в переулке останавливались. В Щербаковом переулке до революции
татары селиться любили.
В переулке
сквер обнаружился и памятник в нем. Оказалось, что это памятник Михаилу
Маневичу, бывшему вице-губернатору Санкт-Петербурга. Маневич жил на Рубинштейна
и ранним утром 18 августа 1997 года его служебный автомобиль притормозил,
выезжая с Рубинштейна на Невский. В это время с чердака дома на Невском
раздались выстрелы: Маневич был ранен пятью пулями и скончался по дороге в
больницу. Убийц его долго искали и вроде бы нашли – заказали Маневича
тамбовские.
В 2008 году
безымянный сквер в Щербаковом переулке имени Маневича назвали, а в 2013 году
здесь и памятник появился.
По Щербакову
переулку мы и добрались до магазина «Яшкин Кот», где барышни купили-таки зонты с котами.
Выйдя на
Владимирский проспект, мимо Владимирского пассажа, дошли до Невского.
Дворец Белосельских-Белозерских
После Флориды
барышни в Питере зябли, и мы отправились в Гостиный двор колготки им под брюки покупать.
Понятно, что
пришлось Аничков мост пересечь.
Аничков мост
и Аничков дворец
Аничков мост
славится скульптурной группой «Укрощение коня человеком» авторства барона Петра
Карловича Клодта, у которого на ее создание 20 лет жизни ушло.
Мостов
Аничковых несколько было: вначале деревянные, а затем и каменные. Нынешний мост
в 1841 году функционировать начал, но в 1900-е, а потом и в 2000-е годы мост капитально
ремонтировали.
Четыре
скульптурные группы иллюстрируют процесс укрощения коня человеком.
Первая
композиция
Вторая
композиция
Третья
композиция
Четвертая
композиция
Две из
четырех бронзовых композиций уже ко времени строительства моста готовы были, их
на мосту и установили, а вторую пару гипсовые копии представляли. В 1842 году
изготовили третью и четвертую композиции, но до моста они не добрались:
император Николай I подарил эту пару прусскому королю Фридриху
Вильгельму IV.
К 1844 году
третью и четвертую композицию повторно отлили, но они только пару лет на мосту
простояли – император отправил их «королю обеих Сицилий» Фердинанду
II (в Королевский дворец в Неаполе), а место их опять гипсовые копии заняли. Петербуржцы
шутили, что клодтовские кони никогда не смогут занять своё место взамен
гипсовых, но в 1851 году мост наконец был укомплектован.
Во время
блокады Ленинграда скульптуры Клодта сняли и закопали в саду Аничкова дворца –
дабы от бомбежек спасти, а в 1945 году на место вернули. В 2000-х годах
скульптуры реставрировали: интересным открытием стало то, что внутри скульптур
нет никакого каркаса и дополнительных опор.
Я при каждом
удобном случае клодтовских коней фотографирую. Даже в Кузьминках московских.
Кони в
Кузьминках
По пути,
По пути,
естественно, в Екатерининский сквер заглянули.
Когда-то эта
земля Аничкову дворцу принадлежала, но после строительства Александринского
театра (1832 год), названного в честь жены Николая I Александры Федоровны, перед
ним сквер распланировали и назвали Александрийской площадью.
Александринский
театр
Улица
зодчего Росси
В 1873 году
здесь установили памятник Екатерине II по проекту Михаила Осиповича Микешина и
появился Екатерининский сквер, ныне в самом центре площади Островского
находящийся.
Неофициальное
название Екатерининского сквера - Екатерининский сад, хотя среди питерцев он
больше известен по прозвищам «Катькин садик» или «Монмартр». Последнее название
вызвано тем, что местные художники выставляют и продают здесь свои работы, а
также рисуют портреты желающих.
Бронзовая
фигура Екатерины ΙΙ держит в руках скипетр и лавровый
венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у
ног возлежит корона Российской империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы,
однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого
Андрея Первозванного.
Вокруг
пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи:
фельдмаршал П. Румянцев-Задунайский, государственный деятель Г. Потемкин и полководец А. Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Г. Державин и президент Российской академии Е. Дашкова – к Аничкову дворцу, князь А. Безбородко и президент Российской Академии художеств И. Бецкой - к Публичной библиотеке, полярный исследователь и
флотоводец В. Чичагов и государственный деятель А. Орлов-Чесменский - к фасаду Александринского театра. На переднем
фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук,
художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов,
написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в
царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».
П. А.
Румянцев-Задунайский, Г. А. Потемкин и А. В. Суворов
А. А.
Безбородко, И. И. Бецкой
В. Я.
Чичагов, А. Г. Орлов-Чесменский
Г. Р.
Державин, Е. Р. Дашкова
Монумент
считается самым несчастливым памятником Петербурга - с него постоянно пропадают
архитектурные детали: одну только шпагу Суворова крали дважды, а сама Екатерина
была как-то в тельняшке и с бутылкой в руке замечена.
Площадь
Островского
Дойдя до
Гостиного двора, барышни к колготкам приценились: самые дешевые из них 800
рублей стоили. Стало понятно, что Гостиный двор в Питере (как и ГУМ в Москве)
чисто представительские функции выполняет – гулять по нему гуляют, но не
покупают ничего, уж дорого больно.
Собравшись с
духом, свернули с Невского на Садовую улицу и в Летний сад отправились.
Набережная
реки Мойки
Михайловский
замок
Летний сад в
1704 году заложили по распоряжению Петра I и
задумывался он как летняя царская резиденция. Сад расположен на отдельном
острове, на котором находилось имение шведского майора – домик с садом.
В 1839 году
шведский король Карл XIV передал в
подарок Николаю Первому гранитную вазу, изготовленную на мануфактуре в Швеции. Ваза была
установлена между прудом и южной оградой и стала ещё одним украшением Летнего
сада. Она известна как порфировая ваза Летнего сада.
К сожалению,
скульптуры сада (большая их часть) уже в деревянных ящиках укрыты на
зиму были.
Так что
много времени мы в Летнем саду не провели и по Нижнему Лебяжьему мосту на Марсово
поле перешли.
Честно
говоря, Марсово поле нам не понравилось: пустовато, а в центре –
малосимпатичный памятник Павшим борцам революции с Вечным огнем. Походив по
полю, отправились Чижика-Пыжика навещать.
Михайловский
замок
1-й Садовый
мост
Летний сад
1-й
Инженерный мост
Пантелеймоновский
мост
Чижик-Пыжик
С набережной
реки Фонтанки мимо Михайловского замка свернули в Инженерный сквер, на памятник
Петру I взглянуть.
Этот
памятник Растрелли еще в 1744 году отлил, но точное место, где его установить, только
Павел I в 1800 году определил, распорядившись памятник перед
входом в Михайловский замок поставить. С надписью «Прадеду Правнук» на
постаменте.
По Кленовой
улице до Ново-Манежного сквера дошли. Когда-то на этом месте старый цирк стоял,
его разобрали и в 1878 году сквер разбили.
В 2003 году
на газоне у фонтана появились бюсты Антонио Ринальди, Бартоломео Франческо
Растрелли, Карло Росси и Джакомо Кваренги. Эти знаменитые на весь мир
итальянские зодчие внесли неоценимый вклад в создание великолепного
архитектурного облика Петербурга. Так в центре Санкт-Петербурга встретились все
известные архитекторы.
По
Караванной улице вышли на Невский. Нужно было в магазине «СПАР» во Владимирском
пассаже напитки на вечер купить, но барышни пешком идти отказались, поэтому
зашли в метро на станции «Гостиный двор», доехали до следующей станции («Сенная
площадь»), где пересадку на станцию «Спасская» сделали и на следующей же станции
(«Достоевская») вышли, попав прямо во Владимирский пассаж. Жетон в метро 65
рублей стоил.
Тут мне в
Телеге сообщение по работе пришло, что в понедельник, 24 октября, я должен в
12-00 на Сенной площади в банке оказаться, чтобы подпись оформить. Хоть в Питере
оставайся, но болтаться в нем с огромным чемоданом не хотелось.
-В конечном
итоге, дорога до Питера на «Сапсане» 4 часа занимает, -решил я.- В воскресенье
вернусь.
В «СПАР»
купили водку и пару пакетов томатного сока, после чего повеселевшие барышни
пешком до отеля пройтись согласились. Сгрузив покупки в номере, в «Маму на
даче» ужинать отправились.
Ужин в кафе
чудесным вышел. За день подмерзли и нам хотелось горячего. Лично я борщ и
чебуреки заказал, сестренки – солянку и пельмени. Закуску под водочку и пряную
селедку в центр стола поставили. Запивали еду разными настойками.
Еще в Майами
я приложение «Мама на даче» в Google Play скачал. Предъявив его официанту на смартфоне, получили кэшбек в размере 646
рублей. Эти деньги при следующем заказе использовать можно. Оставив чаевые, в
отель отправились.
Пока мы
курили во дворе, подошел молодой мужчина и спросил, нет ли для него работы? Ему
на ужин и ночлег 300-400 рублей нужно. Мы объяснили, что сами мы– не местные, а
дикие туристы и работы у нас для него не имеется, да и денег лишних – тоже.
«Медная
лошадка на подовом хлебе» согрела окончательно, и мы спать легли.