Сусанин или День психических нагрузок

Червячёк Червячёк
Силач, чё... =) Силач, чё... =)
Илья Илья
Вершины Вершины
Под сосной Под сосной
Молоко наступает Молоко наступает
Стоянка под сосной Стоянка под сосной
Голубые дали Голубые дали
Забавный Забавный
На источниках На источниках
День шестой/13 августа

День начался как обычно с завтрака. Несмотря на солнечную погоду, утро было довольно холодным, поэтому в радоновые ванны идти как-то перехотелось. А вот наши вещи и палатки решили принять солнечные ванны и немного подсохнуть, удобно расположившись на полянке. Мы же пробежавшись по источникам, и в очередной раз, обдувшись минералки, пошли отмачивать ноги в лечебные грязи и умываться в глазном источнике.

После обеда начали неспешные сборы. Упаковавшись, поняли, что рюкзаки изрядно похудели, значит идти будет уже значительно проще. По моим прикидкам мы неспешным ходом сегодня должны были дойти до границы леса на Шумак-Гол. Вышли часа в три. По пути заглянули на источники, взять немного целебной воды с собой в дорогу. Направление на тропу нам подсказал Аркадий. Протопав с полчаса-час по довольно широкой тропе мы уткнулись в ручей. Мне он почему-то тогда показался довольно маленьким и я даже подумал, что он не обозначен на карте. Хотя с его переходом возникли небольшие трудности. Переобуваться не хотелось, а просто перепрыгнуть или перейти по камням было невозможно. Поднявшись чуть выше по течению я обнаружил бревно, перекинутое через русло. По нему и решил перейти. Глубина там оказалась будь здоров - посох уходил в воду чуть ли не полностью, что осложняло переход. Я даже чуть не навернулся, на мгновение потеряв равновесие.

Дальше нас ожидал ещё один ручей, но он был гораздо больше. Я решил, что это Шумак-Гол и что нам его необходимо перейти. Побегав вдоль русла мы нашли место где он растекался на множество довольно широких струй. Перепрыгнув по камням несколько из них, начали понимать, что выйти сухими из воды в этот раз у нас, по всей видимости, не получится. Пришлось переобуваться. Илья в этот момент стоял на малюсеньком островке, где даже и присесть то толком негде было. Переобуваться ему совсем не хотелось, но рыпнувшись было дальше,  он подмочил ботинок и нехотя начал переобуваться, немного психуя и сопровождая это отборным матом. А в конце ещё добавил, что её поди, вообще переходить не надо. Но я был непреклонен, тем более что по другой стороне ходило довольно много туристов. Которые очень косо на меня посмотрели, когда я отчаянно матюгнулся,  поскользнувшись на камне и чуть не завалившись в воду при переходе ручья. А глубина то там была не маленькая - почти до середины бедра. Поэтому свободной рукой я как мог, подтягивал штанины шорт, чтобы их не замочить.

Брод был преодолён. Сандали снова заняли своё почётное место на спинке рюкзака. Уже через пару шагов из моих уст прозвучало: "О! Тут тоже тропу пометили! Круто!". Пройдя ещё с сотню метров, встретили очередную группу туристов. Я решил убедиться в правильности маршрута:

- через Горных духов заходили?

- о_О - парень изрядно удивился и смотрел на меня как баран на новые ворота.

- через Горных духов, говорю, заходили? - повторил я свой вопрос.

- через Шумакский - ответил он, по-прежнему недоумевая.

- ясно, спасибо - тут то до меня и дошло, почему на меня так косо смотрели те туристы...

Мы только что по запарке перешли Шумак. Что мы почувствовали в этот момент, думаю понять не сложно. Надо было возвращаться. После пары неудачных попыток соорудить переправу из огромного бревна, мы снова переобулись и пошли вброд. И тут снова сыграла моя излюбленная привычка срезать дорогу. Решил пройти напрямую к тропе через хребет. Сразу вспоминается припев песни Мамонты группы Барсуки. Потому что через добрую сотню метров в крутую гору мы упёрлись в такую густую чащу, что с рюкзаками там вообще делать нечего. Вернувшись назад к ручью, спустились вниз по течению до нормальной земли и наконец-то переобулись в ботинки. Одевая рюкзак я вдруг понял, что у меня чего-то не хватает... Фотосумки нету! Где?! Где я её оставил?! Она же бесценна!!!

- Илья, у меня сумки нет с фотиком!

- Мы когда по чаще шарились у тебя шляпы тоже не было уже.

- А какого ты раньше молчал то?!

Справившись с секундной паникой, понимаю, что кроме как на переправе я её оставить ни где не мог. До неё довольно далеко - две-три сотни метров. Но к счастью брод находится поодаль от тропы. Хватаю сандали в зубы и бегом туда. А в голове всю дорогу крутилось: "только бы на месте была". Так быстро по пересечёнке я бегал разве что в школе, на соревнованиях по спортивному ориентированию. Наконец-то показалось то место, где мы переходили реку. На другом берегу в ямке за корягой спокойно стояла сумка, на которой не менее спокойно устроилась шляпа. Тут как камень с души: "ну, слава богу! На месте!" Пришлось ещё два раза в брод  по Шумаку погулять. Но это были уже мелочи, главное сумка была снова со мной.

Вернувшись к Шумак-Гол начали подъём по "правильной" тропе. Продолжался, правда, он не долго. Потому как напоролись мы на голубику. Пропустить такое счастье совесть бы не простила потом. Устроили ягодный привал. Времени потратили довольно много, но мы вроде никуда и не торопимся. Поднявшись выше попадаем на очередной брод. Очередное переобувание и вот мы уже на левом берегу Шумак-Гола. Раз уж сняли рюкзаки, значит надо перекусить. В ход пошла очередная банка паштета и остававшийся до сих пор довольно мягким и вкусным чёрный хлеб.

Тропа, а где тропа то? После брода с трудом нашли тропу. Судя по карте, она должна идти метрах в 50 от русла. На деле же она шла в основном по руслу, о чём свидетельствовали пирамидки сложенные из камней, по которым мы собственно и ориентировались. И лишь изредка поднималась и уходила в сторону в лес, огибая сложные места. По руслу идти пришлось довольно много и от булыжников уже начинало тошнить, хотелось поскорей вернуться на лесную тропу. Глаза бегали по сторонам в поисках пирамидок. И вот, наконец-то дождались. Очередная пирамидка у края русла, указывала на то, что где-то там в кустах тропа. Она уходила немного в сторону от русла. Теперь она совпадала с отметками на карте, от этого становилось немного спокойней. Несмотря на похудевшие рюкзаки, ноги уже изрядно подустали от постоянной ходьбы вверх, да ещё и крюк этот дурацкий сделали. Время уже близилось к вечеру. Пора бы уже и о ночлеге подумать. Но вот мест для стоянки всё не было. Везде крутой уклон, кусты, коряги и прочие малоприятные вещи. Наткнувшись на небольшую полянку, с относительно небольшим уклоном и устроив там короткий привал. Я подумывал уже встать на ночлег, потому что уже буквально через полчаса начнёт темнеть. А бродить ночью в поисках удачного места не очень приятно. Предложил свою идею Илье, начали взвешивать все за и против и поняли, что с водой тут беда. К Левому Шумаку не спуститься, там скалы, а до ближайшего ручья минут 15 пешком. А у нас из тары только два котелка и две литровые бутылки. Решили пока идти дальше и если в ближайшие минут 10-15 ничего лучше не найдём, то вернёмся назад. К нашему счастью минут через 10 пути мы встретили очередную семью из 3 человек это были первые люди, которых мы встретили на этой тропе. Они шли нам навстречу и поделились, что минутах в 10-15 если отличное место для стоянки.

Место было действительно отличным. Под огромной ветвистой сосной располагалась ровная площадка с оборудованным костровищем, таганом и местами для сидения. Под его её пушистыми ветками были аккуратно уложены ровно напиленные ветки ближайшего заваленного сушняка. Совсем рядом, в небольшом овраге весело журча, пробегал ручей. Лучше место и придумать то сложно, не то, что найти. Чуть выше мы обнаружили ещё пару довольно ровных мест с небольшим уклоном, на которых бы без труда уместились 3 местные палатки. Мы же свою поставили у самого дерева, под его пышной шевелюрой. Вечер был холодным, окружающие макушки гор медленно заволакивали густые тучи. Где-то в дали тучи и вершины гор стали невероятно насыщенного синего цвета. Даже не верилось, что это всё настоящее, а не вытянутое в графическом редакторе, как я обычно люблю делать. Тем временем с уходом солнца всё продолжало холодать. Но у нас уже горел яркий костер, у которого было тепло и отходить от него совсем не хотелось. Таган был довольно высокий, и я сразу вспомнил про заготовленные крючки, ну вот и они пригодились. И вот уже совсем скоро мы наворачивали наш ужин, пили чай и рассуждали о предстоящем дне. Нам очень хотелось заскочить на трёхтысячник, но утром мы узнали, что завтра ожидается ухудшение погоды и снег на перевалах. И скрытые в густом тумане вершины лишь подтверждали наши опасения. Но завтра будет завтра, и там уже будет видно. С этой мыслью мы и легли спать. В любом случае день намечался непростым.