День издевательской погоды

Молоко убегает Молоко убегает
Схема Схема
День третий/10 августа

Утром лил дождь, но когда прозвенел будильник, он уже кончался. Встали в 8. Неторопливо позавтракав, выползли из палатки. А уже знакомые нам буряты заканчивали упаковываться и собирались уходить. Нам вся эта процедура только предстояла. Я, быстро скидав вещи, пошёл охотиться на пищух, пока Илья допаковывал свой рюкзак и шнуровал ботинки. Охота не прошла даром, несколько пищух попали таки в кадр. Удовлетворённый удачными кадрами я двинулся к рюкзаку. Пора выдвигаться. Тропа шла по живописнейшей изрезанной реками долине, обрамлённой разноцветной россыпью камней. Где-то вдалеке за поворотом было видно, как по долине медленно поднимается густой туман. Меньше чем за час мы догнали наших соседей. Они остановились на завтрак. Оказывается, испугавшись, что может снова пойти дождь они быстро собрали палатку и двинулись в путь, не успев позавтракать. Мы же были сыты и на долго останавливаться не стали. Снизу уже вплотную к нам подбирался туман. Попадать в него не очень хотелось, но деваться было некуда. Дальше мы шли окутанные белой дымкой, из которой лишь изредка выглядывали вершины гор. По нашим прикидкам скоро должен был показаться великолепный Шумакский водопад. Фотография которого имелась на карте.

Видеть подобное на фотографиях и вживую, это конечно две вещи несравнимые. Водопад был даже больше, чем мы думали. С тридцатиметровой высоты из-под ледника срывалась большая струя воды. Это было впечатляюще. Естественно, скинув рюкзак я сразу взялся за штатив, пытаясь снять эту красотищу. Туман мешал снимать. В голове крутилось: "туман уйди, туман уйди! Уйди..." И как по волшебству буквально через пару минут ливанул дождь, рассеяв туман, но обильно смачивая брошенный рюкзак и фотографа заодно. Несмотря на это снимать стало всё же проще. Пока я удовлетворял свои эстетические потребности нас догнали буряты, и мы решили выдвигаться дальше. Очень хотелось подойти под самый водопад. Но подобраться к нему совсем не просто, кругом отвесные скалы и спускаться туда без альпинистского снаряжения, да ещё и в дождь способны разве что самоубийцы или совершенно отчаянные экстрималы, что в принципе практически одно и тоже. Мы же решили спуститься вниз по тропе и обойти по руслу, сделав основательный крюк. Добравшись до переправы через приток Шумака, мы скинули рюкзаки, спрятав их в кусты. Спустившись по притоку, мы пошли вверх по течению, в надежде попасть к самому подножью водопада. Но всё оказалось не так просто. Реку зажало в узком ущелье и преодолев пару узких мест, мы таки попали на совсем непростой участок. Илья каким-то чудом всё же умудрился просочиться вдоль скал, не замочив при этом ноги. Я в это время карабкался на скалу, в надежде, что с другой стороны получится спуститься. Не получилось... Но зато от туда было видно, что нас ожидает дальше. И ничего хорошего там не было - пара небольших водопадов зажатых между скал. И если первый ещё можно было как-то обойти, то со вторым были бы большие проблемы. Да и вообще местная порода доверия не вызывала. Постоянно казалось, что вот-вот сверху камень может прилететь. В общем, немного разочаровавшись, решили, что оно того не стоит и двинулись обратно на тропу.

По тропе опять шли довольно быстро, да чего там, откровенно конячили. От таких нагрузок моя палка-посох начала изредка нездорово похрустывать. И вот на одной из ступенек высотой примерно с колено я поскальзываюсь и, заваливаясь на спину, падаю вниз. В попытке поймать равновесие выставил свою третью конечность назад, перенеся немалую часть веса именно на неё. Посох естественно таких издевательств терпеть не стал и с хрустом переломился пополам. Но поваляться в грязи мне в этот раз не удалось - равновесие я всё-таки каким-то чудом сохранил и остался стоять на ногах. Теперь идти было как-то некомфортно, хоть и светило яркое солнце, но тропа была мокрая и очень скользкая. Без третьей точки опоры стал чувствовать себя неуверенно, то и дело, теряя равновесие и стремясь завалиться. Чего мне пару раз избежать так и не удалось, и на одежде появлялись всё новые и новые пятна грязи. Хотя это и немного замедлило нас, шли мы всё равно довольно быстро. Уже довольно скоро нагнав отставание за уже знакомой семьёй бурятов. Которые, будучи абсолютно уверенные, что мы уже далеко впереди очень удивились, когда мы их снова обгоняли. Произошло это как раз перед самым зимовьем.

С виду зимовье выглядело очень неплохо. Стены были изрезаны названиями городов, именами и датами, над в ходом жирным шрифтом красовалось название "Бегущий Олень". Внутри же картины была совсем печальная, описать её можно всего одним словом - свалка. Решили устроить обеденный перекус рядом с избушкой, всё равно отдыхать встали, да и время набивать желудок уже подошло. Буряты тоже решили устроить небольшой привал, но не такой длинный как мы. Воспользовавшись случаем мы начали выяснять, как долго нам ещё придётся идти и вообще что нас ждёт впереди. Ведь ранее мы узнали, что они тут уже не первый раз. Было видно, что паренёк не разделяет оптимизма своих родителей о походе. В ответ на их фразу о том, что осталось не так много и что там уже будет хорошо он выдал, что хорошо будет, когда они до машины доберутся. Мне даже как-то немного жаль его стало после этой фразы.

Пока мы чревоугодничали нас нагнала группа из Красноярска, чья палатка также стояла на озере недалеко от нас. Темп у них прямо таки сказать был неплохой. Но далеко они оторваться не смогли, потому что обед наш подходил к концу и наш темп был ещё выше. Уже совсем скоро мы обогнали и бурятов и Красноярцев, идя на всех парах к поставленной цели.

Погода тем временем над нами откровенно издевалась. Синоптики бы это обозвали кратковременными дождями. Мокнуть не хочется - одеваешь дождевик, дождь пройдёт минут 5-10, потом вылазит солнце и начинает печь. Дождевик не снимаешь, потому как знаешь, что вот-вот опять зарядит. Но вот как-то всё не льёт. И когда ты, окончательно сварившись, всё-таки снимаешь дождевик, одеваешь рюкзак и делаешь буквально несколько шагов. Вот именно в этот самый момент снова начинается дождь. Идёшь и помаленьку мокнешь, в надежде, что он сейчас кончится. Но нет! Снова приходится одевать дождевик и цикл снова повторяется.

И так вот зачехляясь-расчехляясь мы дотелепали до места, где тропа выходила на русло. Земля и грязь сменились на гальку и булыжник. Табличка, информировавшая о том, что мы входим на территорию парка дала нам чётко понять, что осталось совсем немного. Где-то через час мы начали видеть постройки и людей на другом берегу, вот тут уже точно стало ясно, что мы практически пришли. Через полчаса ходу мы были на месте. Перед нами показался висячий мост и постройки турбазы. Ура, дошли! но вот куда двигаться дальше совершенно непонятно. Решили сходить к постройкам. У моста встретили какого-то бурята в камуфляже и с ломом, который нам что-то буркнул, но вот разобрать что именно, у меня так и не получилось. Попытавшись переспросить, получили в ответ: "против лома нет приёма". Перейдя на другую сторону и побродив там со своими баулами, мы наконец-то узнали, что палатки в основном стояли на правом берегу. Что же, значит назад - через мост. Побродив по правому берегу наткнулись на знакомых ангарцев, они нам подсказали, что недалеко как-раз место освободилось. Туда мы и примостились. Вообще всё вокруг выглядело очень аккуратным, а главное чистым. Как мы выяснили чуть позже, тут довольно много зимовий, но в них постоянно не хватает места. Ну нам в них собственно и не хотелось, нам и в палатке неплохо.

Палатку поставили, вещи раскидали. Надо было думать о дровах. Ещё до похода я знал, что их тут можно купить. Учитывая то, сколько тут народу бывает и, прикинув насколько непросто будет найти дрова, мы начали подумывать о том, чтобы их всё-таки купить. Да и после такого перехода, таскать откуда-то издали дрова было как-то откровенно лень. А тут за 300р. отличные сухие колотые дрова, в количестве одного мешка, весьма большого такого мешка. И пока я сидел на берегу и думал, покупать их или нет, Илья уже всё решил сам и купил куль дров. Принеся дров с треть мешка из-под картошки, он сказал, что там ещё и чтобы я шёл их забирал, а он сейчас подойдёт... Прейдя по адресу, я увидел практически полный мешок дров, если честно я не думал, что их будет настолько много. Попытался закинуть на спину. Но не тут то было - тяжелые зараза. Повторил попытку с колена - та же история. Закинул мешок на крыльцо, попробовал ешё раз - результат тот же. Дровосек, увидев жалкие попытки весьма хрупкого с виду человечка справиться с этой кучей дров, подошёл и помог мне загрузиться. Сколько вешал этот мешок я даже затрудняюсь сказать, на вскидку кг под 50 наверное. Самое весёлое было - переходить висячий мост. Иду и думаю: "вот потеряю сейчас равновесие, как завалюсь, завалюсь. И что мне тогда делать? Да ещё и дрова могут в дырку ненароком выскочить и в реку..." Но всё обошлось. Дальше я без проблем дошёл до места нашей стоянки. Илья от такого богатырства немного офигел:"Я же сказал я сейчас подойду, помогу!" Ну что, поздно, я как-то не расслышал.

Закончив бытовые проблемы можно было наконец-то действительно отдохнуть, и мы, вооружившись кружками, пошли обследовать территорию. Большинство источников находится на левом берегу в двух больших группах. По которым нас любезно провёл Аркадий и его спутница Ирина, которые пришли с довольно большой группой ребят с Иркутска, Улан-Удэ и  Железногорска. Самое удивительное для меня было то, что источники находятся ну очень близко друг к другу. Несмотря на это они значительно различаются как по вкусу, так и по температуре. Помимо всего на источниках действительно есть на что посмотреть. Тут можно сказать целый музей народного творчества, кругом поделки из дерева, камня, керамики и других подручных материалов. И всего этого безобразия тут очень-очень много. Деревянные изваяния буквально преследуют тебя везде, куда бы ты ни пошёл. Обдувшись минералки мы вернулись в лагерь, вот теперь то уж точно будет, что рассказать холодными зимними вечерами.

Поужинав, мы пошли искать Ирину. Она говорила, что сегодня у них намечается гитара и песни. А что же может быть лучше посиделок у костра под гитару?! Естественно мы не могли такое пропустить. Долго искать не пришлось, лагерь ребят был совсем близко - по другую сторону волейбольного поля. От них мы узнали, где находится баня, в которую тут же и записались. Посиделки продолжались до поздней ночи. Илья ушёл спать часа в 2, я же решил ещё посидеть у костра и даже не помню во сколько побрёл назад в палатку.