Велопоход по Сванетии налегке по пешему маршруту: потрясающая природа, отличная погода, техничные дорожки и тропинки и всё это на велосипеде!. Ночёвки в гест-хаусах, питание там же :)
Нитка маршрута
п.Искари - пер. Баки (2416 м) - п.Мазери - пер. Гули (2925 м) - п.Местия - п.Иели - п.Тсвирми - пер.Угыр - горнолыжный курорт Тетнулди - п.Адиши - пер.Чхундери (2722 м) - Ипрари - пер. Латпари (2830 м) - п.Чвелпи
 
Планирование. Заброска. Заселение в гест.

Дважды мне посчастливилось побывать в Грузии, но Сванетия оставалась в стороне. И я только слушал восторженные отзывы друзей и знакомых об этом чудесном месте... Такой расклад порядком мешал жить и здраво размышлять, находясь в Грузии особенно :))) Поэтому на третье моё посещение Сванетия была запланирована!
 
Перечитал множество отчётов и пересмотрел море фотографий из этого региона. В глаза бросался один момент, объединяющий все веломаршруты - это "главная улица" Сванетии. Сквозная дорога на этот регион всего одна, и это немного напрягало: весь транспорт идёт по ней, а радиалки катать не хотелось. Что делать?
 
В грусти и печали я наткнулся на фото малюсенькой деревушки под названием Адиши. Смотрю в карту - есть тропа к ней, по фоткам вроде проезжаемая. Решил включить в маршрут, ведь она вниз идёт - проеду :)))
 
Но тропа идёт и дальше к леднику - надо заехать, радиалка правда, но она того стоит!!! Ээээх, а там перевальчик дальше небольшой... Он пеший, но короткий - взберусь, по фоткам вниз идёт шикарная грунтовая дорога. Это подтвердил в прошлом году и Игорь Томас в своём отчёте о путешествии по Сванетии (он жалел, что был без велосипеда на этом перевале). 

Потом добавился перевал Латпари и много чего ещё, что практически полностью исключало передвижение по "главной улице". Получилось так, что мой маршрут состоял полностью из официального пешего. И на велосипеде его ещё не проезжали!
 
Уже в Грузии здравомыслие взяло верх! Провожая группу из Батуми, я отправил с ними в столицу свой велорюкзак, оставив себе только самое необходимое: кое-какая одежда, ремкомплект, аптечка и всякие прибамбасы для видеосъёмки. прыгнул в маршрутку и рванул в Искари. Точнее сначала в Зугдиди, а потом в Искари: прямых маршруток из Батуми нет. 
 
До Зугдиди была скукота. Да и вообще интересно стало, как только мы выехали на дорогу вдоль водохранилища. Дорога идёт траверсом по хребту, имеет крутые и слепые повороты. Водители ездят быстро.
Хоть природа тут и красивая и маршрутчики "летают", но я ни разу не пожалел, что ехал на машине. "Тошнить" 80 км в постоянный подъём с такими вот "лётчиками" на узкой дороге - удовольствие сомнительное...
 
В Искари я был к вечеру. Чтобы найти жильё, мне пришлось пообщаться всего с 3 людьми. Один предложил жильё у канадца Тони за кучу баксов.
Потом я у поинтересовался у молодого парня: он предложил переночевать у него дешевле, но всё равно дорого.
Третьим мне попался мужчина в возрасте, зовут его Бадри Гурчиани. Проживание обошлось мне за 750 рублей с ужином и завтраком. Мне выделили целую комнату.
Хозяйка с дочкой и племянницей приготовили множество вкусностей и составили компанию за ужином. Передо мной заботливо поставили стопочку с коньяком, а отказ был встречен восторгом. Такое я видел впервые! Стопку тут же убрали, и мы, весело общаясь, приступили к трапезе. Вот так вот началось моё приключение.
Лали и Бадри

 
 
День 2. Мазери - перевал Гули - Местия

Ещё на этапе подготовки маршрут через перевал Гули вызывал сомнения... Вечером даже закрались мысли объехать этот участок по шоссе... Но нет, еду! Ехал я правда не очень долго, дальше снова пешка...
 
Подъём на пер. Гули

Подъём оказался очень крутым - пришлось попотеть. Часто останавливался полюбоваться пейзажами, которые захватывали дух! Однако, чем дальше я заползал, тем больше было сомнений в успехе операции!
 
Подъём на пер. Гули
 
Перед самим перевалом встретил Сергея, путешественника из Воронежа, он путешествовал пешком. Сказал, что с другой стороны тоже самое! Но он шел коротким путем, это вселяло оптимизм!
 
Пер. Гули

На перевале я завис конкретно по двум причинам: первая - ооочень красивый перевал, вторая - отсутствовала предполагаемая тропа на длинный маршрут... А короткий - это пешка!!! Нет! Я протестую! Плевать, иду по азимуту к еле видимой вдалеке тропинке! Камни, колючки, трава, маты... Я уже решил, что в этот раз я облажался... С горя решил ехать траверсом по склону, поймал камень, перелетел через руль... Несколько ссадин - мелочи! Добрался до тропы. 
 
Спуск с пер. Гули


И там я понял, ради чего тащился сюда! Траверс на велосипеде по узкой тропе - это непередаваемые ощущения: слева крутой склон вверх, справа - вниз! Тропа настолько узкая, что порой педали цепляли землю. Когда выбрался на дорогу, меня потряхивало от счастья! А дальше 11 км даунхила по серпантину в Местию, скорость не знаю - страшно было руки оторвать от руля :)))) В общем, я в диком восторге от этого дня!
 
Во второй половине дня меня, по традиции, ждал гестхаус и ужин. Энергии сегодня было потрачено ооочень много, поэтому пришлось восстанавливаться за ужином: 
- тарелка рыбного супа;
- тарелка тушёного мяса;
- тарелка тушёных овощей;
- тарелка салата Оливье.
Запил это всё литром компота и был счастлив (свежие огурцы и овощи не влезли почему-то :))))
За столом я познакомился с девушкой из Латвии. Зовут её Марина, она тоже работает гидом, тоже в Сванетии одна, тоже не по работе :))) В душевной компании трапезничать гораздо веселее! :))
 
Вид на пер. Гули с востока

Итого:
Протяжённость: 25 км
Из них пешком 8 км
Набор высоты - 1581 м
Сброс высоты - 1642 м
Затраченное время - 9 часов
День 1. Искари - перевал Баки - Мазери.

Встал я вместе с солнцем. 
После завтрака меня проводили всем домом: пожелали удачи в моём нелёгком деле и снарядили перекусом (хачапури и овощи) на обед.
Красотаааа!!! Воздух свежий, солнце светит, машин нет: только горы и велосипед. Я крутил педальки, радовался, потел, пыхтел, плакал от счастья и так 2 км :)))))) Потом ехал/шёл. Дальше просто шёл, а после свернул не туда, и счастье пропало :)))) Начался откровенный велопонос по крутым склонам. Последние 100 м затаскивал велосипед волоком - уклон был адовый... Вылез чуть дальше перевала...
Пер. Баки

А сверху открывался вид на сванскую хозяйку - красавицу Ушбу. Не было и дня похода, чтобы она не приглядывала за мной. Как истинный джентльмен, я уделил красавице внимание, пригласив её на свой скромный обед.
 
Вид с пер. Баки
 
Йухууу, а дальше тропинки и спуски!!! От переизбытка чувств я даже улетел через руль:))) Но как же это здорово: ехать на велосипеде вниз по узенькой и техничной тропинке. Хребет был лысый, в смысле без леса - виды открывались фантастические, поэтому приходилось периодически останавливаться и замыкать на природе! Но самое главное при этом: я был один, совершенно один - никого кругом!
 
По хребту от пер. Баки
 
На спуске в лесу пейзажи меня уже не отвлекали, поэтому можно было в полной мере насладиться спуском по серпантину между стволов деревьев! Тут-то я и понял, что не хватает техники на таких вот узких дорожках и крутых поворотах... Всё-таки я всё время катаюсь с рюкзаком по более гуманным уклонам :)) 
 
Серпантин в лесу на спуске с пер. Баки
 
Долго ли, коротко ли, а выехал я на дорогу и помчал по ней уже во весь опор, чуть не пропустив тропинку в посёлок (хотя можно было ехать по дороге, но по тропинке интереснее)! По тропинке оказалось ехать грязно и по кустам... Делов-то, резкий поворот направо и лечу вниз прямо по полю :)) Так и добрался до Мазери. А там короткий звонок, встреча с Дали, гестхаус и вкуууусняцкий ужин: лаваш, хачапури, мацони, овощи с фасолью, омлет, помидоры и всё это под шикарнейший вид из окна!
 
Ужин у Дали
Итого:
Протяжённость: 15.5 км
Пешком из них: 3 км
Набор высоты: 1060 м
Сброс высоты: 1030 м
Затраченное время: 5 часов 
 
 
День 3. Местия - Иели - Тцвирми - Адиши.

Я делал ставку на этот день - планировал проехать весь маршрут в седле! Сомнения вызывал только участок между двумя деревушками: Иели и Цвирми...
 
Немного проехал по главной дороге в сторону перевала Угыр, а потом свернул направо по асфальтовой дороге в сторону Хешкили. Доехал до первой маркировки пешего маршрута и дальше пошла грунтовка. 
Дорога Иели - Цвирми
 
В Иели я попросил хлеба у местных, и меня тут же пригласили в дом. Предложили покурить, угостили молотым кофе, мацони и хачапури (ещё и в дорогу дали) и всё это обошлось мне в 250 рублей :))) 
 
Вот и подобрался я к месту моих сомнений... Как оказалось, переживал я зря! Это потрясающий участок для езды на маунтинбайке! Тропы по склону, спуски, камни, арки из ветвей, аааааа... Я пищал от восторга! И конечно же в пылу событий снова улетел через руль :)))
 
Дорога Иели - Цвирми
В Тцвирми я обнаружил ларь, меня интересовал исключительно грузинский лимонад! Его не было, зато была колбаса, но она мне не нужна...
П. Цвирми


Дорога вывела меня на перевал Угыр. Странное чувство, когда перевал является не высшей точкой, а нижней! Дальше вверх уходила дорога с основной трассы! Грейдер вывел меня к площадке с подъёмниками, а чуть выше я повстречал группу израильтян, половина из которых говорили на русском, что меня уже не удивляло после израильского похода :))) Одна девушка была восхищена моей отважностью и попросила забрать её с собой, но в рюкзак почему-то лезть отказалась :))) Мы дружно посмеялись и всей гурьбой двинулись в сторону Адиши.
 
Спуск состоял из тропы. Местами она была шире и положе, местами - круче и уже. Я к тому моменту уже набрался кое-какого опыта на спусках, поэтому давал себе вольность погонять :)
Спуск в Адиши
Тропа к Адиши

В деревушке я заселился в первый же гест, пока не пришли "пешики" и не заняли все места ))) Ужин снова был шикарным. В этот раз компанию мне составили немцы и израильтяне - за столом было шумно и весело :)))
Адиши

Итого:
Протяжённость: 38 км
Из них пешком 1 км
Набор высоты - 1784 м
Сброс высоты - 1085 м
Затраченное время - 8.5 часов
День 4. Адиши - перевал Чхундери - Ипрари.

Утро выдалось прохладным.
Адиши
До начала подъёма на перевал меня ждала пешая тропа, которая, как и ожидалось, была вполне проезжаемой, за исключением нескольких коротких участков с валунами.

Выехал пораньше специально, пока солнце не расплавило ледник, ведь меня ждал брод! Течение сильное, глубина по колено - перебрался за раз. Правда ног не чувствовал - вода ледяная... На другом берегу все лужи были под слоем льда!
 
Подъём представлял собой пешую тропу. Местами по ней тёк ручей, местами уклон был настолько крутой, что с велосипедом было подниматься крайне неудобно и тяжело. Благо такого чудесного подъёма было всего 2 км. Пока поднимался на перевал, вид на ледник становился всё красочнее! Последние сто метров ехал.
Подъём на пер. Чхундери

 Спуск крутой! Местами не хватало техники для преодоления таких крутых и каменистых склонов по узкой тропе, поэтому спешивался.
Спуск с пер. Чхундери
Но как только спустился к реке, дорога началась потрясающая! Дал волю себе и погонял от души! На спуске нашел водопад! Не удержался - залез! Брррр, заряд бодрости на весь день! :)))

Спустился в Ипрари, но заселяться в первый же гест не стал, решил, по совету хозяина геста в Адиши, заселиться к Заури Гульбани (владелец кафешки сразу за мостиком). Но в этот раз схема дала сбой: сбрасывать цену хозяин отказывался, а где-то сзади шли "пешики" :)))) К тому же мне было лень искать другой гест, а в этом был вайфай :)))
Я сидел на веранде в ожидании ужина, загорал пузо, пел Донт Спик и любовался проезжающими мимо велосипедистами :)))
 
Из всех гестов, за всю мою историю пребывания в Грузии, в этом был самый скудный ужин!!! Трапезничал я в компании латышей (отец и сын), так вот пришлось дружно требовать варенья хотя бы, потому что реально скудно (без мяса).
Ледник за Адиши

Итого:
Протяжённость: 22 км пути
Из них пешком 3 км
Набор высоты - 779 м
Сброс - 1048 м
Затраченное время - 5.5 часов
Ипрари - перевал Латпари - Чвелпи

С утра сразу в бой! Перевал Латпари (2848 м). Первые 6 км подъёма из 10-ти шли серпантином по склону с крутым уклоном! Каюсь, даже налегке в сумме я прошёл пешком 1 км :))) Возможно сказалась усталость или недостаток физической готовности, а может и отсутствие мяса в рационе... Или всё сразу :)))
Подъём на пер. Латпари

Зато последние 4 км шли траверсом по склону, там я уже даже видео снимал для фильма ;) Вид с перевала прекрасен - практически весь мой маршрут лежал передо мной! 
Подъём на пер. Латпари

Я сидел на склоне, ел яблоко, смотрел на горы и с грустью думал о расставании с той самой, что покорила моё сердце, с той, что присматривала за мной все эти дни, с той, что подбадривала меня... До свидания, величественная Ушба ??

Дальше был спуск... Спуск по каменистому серпантину с увлекательным уклоном :))) Сброс высоты на 13 км составил 1798 м!!! Тут плавились тормоза, горели ноги и сердце пыталось вырваться из груди! :)) 
Спуск с пер. Латпари
Спуск с пер. Латпари
 
Внизу минут через 10 до меня дошло, каким же классным маршрутом я проехал: по телу пробежал лёгкий мандраж и появилось чувство эйфории! Захотелось кричать! Ну так кто ж мешает? :))) "Ааааааааааа!!!! Это было реально круто!"
Перевал Латпари

Итого:
Протяжённость: 24 км
Из них пешком 1 км
Набор высоты - 1302 м
Сброс высоты - 1960 м
Затраченное время - 4 часа
Статистика. Выводы. Полезные советы. Финансовые затраты.

Поставленная цель - разведать новые дороги для велотуризма, а также опробовать вариант путешествия налегке - выполнена на все 100%! 
 
Итоги:
Протяжённость: 126 км
Из них пешком: 16 км
Набор высоты: 6506 м
Сброс высоты: 6765 м
Затраченное время: 32 часа
 
Выводы:
1. Маршрут пройден в полном объёме! Направление было выбрано верное.
2. С погодой повезло невероятно. Все дни были солнечными. Было тепло, но не жарко.
3. Машин за весь маршрут встретилось 5 штук (2 из которых я обгонял на спуске в Местию)!!! Пока я сидел в Ипрари на веранде, мимо по главной дороге постоянно проезжали машины, и пыль иногда долетала даже до меня. Ехать в постоянном облаке пыли - удовольствие сомнительное! Грейдер начинается от подъёма на перевал Угыр и заканчивается в Чвелпи.
4. Сванетию стоит посещать, либо в таком формате (как дополнение к путешествию по другим регионам - велорюкзаки можно оставить где-нибудь в Кутаиси), либо в пешем. Только так можно оценить все природные красоты данного региона.
5. Весь регион поставлен на приём туристов. Гестхаусы везде! А где их нет, можно постучаться в дом, и он тут же станет гестом! Не забывайте торговаться. На переправах через реки местные зарабатывают перевозом туристов: мне не понадобилось. 
6. Для прохождения маршрута необходима хорошая физическая форма. Навыки управления велосипедом на крутых и техничных спусках.
7. Маршрут можно проехать за 4 дня, объединив последние 2.
8. Крайне не советую с велорюкзаком лезть на перевалы Баки и Гули: пешка вверх и вниз. Перевал Чхундери можно конечно поднапрячься и перелезть, но, после осмотра ледника, лучше вернуться в Адиши и уехать по нижней дороге на центральное шоссе.
9. Можно увеличить маршрут за счёт подъезда и отъезда по главной дороге. Но вся красотища будет на официальном пешем маршруте.
 
Затраты:
Гестхаус Искари (ужин и завтрак) - 30 л - 750 рублей
Гестхаус Мазери (ужин и завтрак) - 30 л - 750 рублей
Гестхаус Местия (ужин) - 30 л - 750 рублей
Гестхаус Адиши (ужин) - 35 л - 880 рублей
Гестхаус Ипрари (ужин + завтрак) - 40 л - 1000 рублей
Кофе и мацони в Тцвирми - 10 л - 250 рублей
Еда на перекусы - 40 л - 1000 рублей
Маршрутки  - 40 л - 1000 рублей
Итого: 6380 рублей
 

Комментарии
Rustik29.12.17, 07:34
Шикарно Теперь ссылку на видео)) 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте