Путевые заметки, как посмотреть достопримечательности Турции самостоятельно.
Стамбул - Бурса - Улудаг - Бандырма - Кушанети - Эрдек - Бергама - Измир - Сельджук - Эфес.
Стамбул.
Султанахмет. Карие. Миниатюрк.

Сыну дали отпуск в конце марта. В Турции мы сначала хотели пройти немного по Улудагу с палаткой, но по прогнозу там еще лежал снег, так что палатку мы брать не стали. И какой смысл тащить ее на 2 дня. Мне больше хотелось посмотреть достопримечательности Стамбула и руины древнегреческих городов в Эгейском районе Турции.

19 марта.
Билеты на самолет Москва-Стамбул и Измир-Москва с пересадкой в Стамбуле мы купили заранее прямо на сайте Pegasus Airlines , там можно выбрать количество багажа.Страховку оформляли на сайте  с ассистансом ERGO, по отзывам самым надежным в Турции.
Долетели хорошо, жаль, что землю было не видно, все в облаках. На самолетах Пегас не кормят и соком не угощают, а купить воду после чек-ина очень дорого, приходится терпеть. В Стамбуле 1,5ч потратили в аэропорту, пока меняли деньги, 25$ на 100лир. Турецкую симку купить не смогли, были в наличии только пакеты с 8-12Гб инета по 130лир, это слишком много на 10 дней и дорого. Мы сразу купили в автомате у выхода Истамбулкарт для оплаты трамвая-метро-парома, для этого нужна купюра 10л + 10л положили на карту. С покупкой нам помог парень, там надписи по-турецки, ничего не понятно.Народ плохо говорит по-английски, но помогают охотно, ищут англоговорящих в качестве переводчиков.
Мы сели на автобус фирмы Хаваташ, идущий до пристани Кадыкей,конечная остановка обозначена на табло автобуса. Проезд стоит 10л.Там мы спросили людей на пристани, нам показали, где можно сесть на паром через Босфор до пристани Каракей. Прошли через турникет, заплатив картой за проезд - 10л. Паром огромный, двухэтажный, ходит часто, на борту удобные кресла в несколько рядов.

На пароме.
 Хостел Golden GalataДом напротив хостела, аналогичный вид из окна
Вышли на набережную и пошли искать забронированную гостиницу Golden Galata Hotel по навигатору на мобилке. Нашли ее с трудом, навигатор прокладывает маршрут по закоулкам и помойкам, крутится, лучше идти по главным улицам, чтобы было меньше поворотов. Многие дома разрушены, много автостоянок. Да и стемнело уже, вывеска гостиницы не освещена, темная, расположена перпендикулярно зданию. На ресепшене в полуподвале висел замок. По нашей просьбе сосед позвонил по телефону дежурному, парень подъехал через 10мин, принял деньги за проживание, выдал ключи и пароль от вай-фая. Комната на 3 этаже, большая, окна закрыты жалюзи, потому что вокруг одни развалины. Но в комнате есть туалет с душем и
чайник, а также запас чая и растворимого кофе. Есть диванчик, вешалка для одежды. На ужин мы доели домашние пироги с чаем. Телевизор есть, но все каналы на турецком.
20 марта.
Утром я разбудила Тима пораньше, несмотря на его протесты. Мы подогрели молоко в чайнике и заварили геркулеску. Я взяла с собой запас круп - геркулеску, гречку и рис. Наш хостел расположен очень удобно, рядом с Галатским мостом. Мы сели на 1 трамвай в начале моста и поехали в район Султанахмет.
Доехали до Голубой мечети, но она была на реконструкции, а нам срочно надо было купить музейную карту в Айя-Софии, мы отстояли небольшую очередь и купили 2 карты по 125л, посещение мечети отложили на завтра, так как скоро начиналась бесплатная экскурсия по центру Стамбула в 10.45.  Девушка-экскурсовод стояла в указанном месте около фонтана под красным зонтиком, к нам присоединились еще двое москвичей. Для меня экскурсия была не очень полезна, разговор шел на английском, то, что я поняла, я и так знала, а Тим владеет английским свободно, ему понравилось.
Мы обошли центр, полюбовались на знаменитые Египетскую и Змеиную колонны.
Затем пообедали в хорошем ресторанчике, нам даже принесли еще чаю в качестве комплимента, чай здесь слабо заваренный и подают его в крохотных стеклянных стаканчиках на один глоток, а стоит он 1-2л, 15-30р.
Кафе, где мы обедали - рекомендую!
Мы зашли в Цистерну Базилик, подземное водохранилище, потому что как раз проходили мимо, чтобы потом ее не искать. В строительстве базилики принимали участие около семи тысяч рабов. Подземное сооружение построили на месте базилики святой Софии в центре Константинополя, отсюда и пошло название базилика-цистерна. Возведенное целиком под землей, сооружение было предназначено для накапливания воды, что имело стратегическое значение в случае осады города. Цистерну Базилика обнаружили случайно: кто-то решил поинтересоваться, откуда берется рыба, которую жильцы стоявших на этом месте домов беззаботно ловили прямо через дыры в полу. Там темно, прохладно и сыро, много колонн, между которыми проложены мостики, в воде плавают толстые раскормленные карпы.
Скоро мостики собираются сделать прозрачными. Везде стрелочки, указывающие путь к Медузе Горгоне, я боялась ее пропустить и пристально рассматривала все колонны, а она оказалась в конце осмотра хорошо освещенная.
Перевернутая голова Медузы Горгоны.
Потом мы углубились в город, зашли в музей исламского искусства.
А потом заходили подряд во все красивые мечети. Немного напрягает разуваться у входа и накрывать платком голову, но внутри такие красивые мягкие ковры, затейливый орнамент на стенах и потолке, светло, тихо и просторно, так и тянет присесть и помедитировать.
Вечером поужинали в кафешке, где английский не понимали, сумму показывали на калькуляторе. К еде дают целую корзинку мягкого вкусного хлеба, оставшийся я завернула в салфетку и унесла с собой на завтрак.
21 марта.
Рано утром (часов в 9) мы помчались в Айя-Софию.
Айя-София
На входе у меня отобрали маленький складной ножик, видимо потому что некоторые некультурные викинги в древности расцарапали ножом колонну, и у них есть последователи. Часть собора находится на реставрации, но и оставшаяся часть очень впечатляет размерами и размахом.
Мозаика 10-11в.
Колонны выглядят неидеально, как будто не из цельного камня, а только внешний слой гранитный, а внутри, где колонны побиты и есть сколы, камень белый. Форма тоже не идеально цилиндрическая. Каменная резьба очень красива. Это я к тому, что труд конечно гигантский по выпиливанию этих колонн, но вполне доступный в то время.
Кот Гли сидел на ступеньке около своего любимого императорского места  и умывался. Фото его сделать не удалось, убежал.
По пологому пандусу можно подняться на второй ярус и посмотреть на первый ярус сверху.
Мозаичные портреты императорской семьи:
Мы нашли и плачущую колонну, я повертела в ней палец, как положено. Около Айя-Софии лежит много фрагментов колонн, фризов и капителей, хватило бы на целый музей.
Кессоны свода.
Потом мы пошли в музей Топкапы, он рядом. По музейной карте вход без очереди, везде вход через рамки, сумки просвечивают.
Дворец Топкапы.
Зашли в храм св.Ирины.
Но в Гарем очередь отдельная и мы стоять не стали, ну что там особенного, такие же изукрашенные стены и диванчики, девушек нам не покажут.
Султанская резиденция максимально изолирована от внешнего мира, обстановка минималистична, отделка стен - плиткой, мозаикой, инкрустацией, выглядит пафосно и старомодно.
В 4-ом дворе отличный вид на Босфор и Золотой Рог.
Вид на бухту Золотой Рог, Метромост и Галатский мост.
На обратном пути мы зашли в Археологический музей, мне особенно понравились барельефы быков-единорогов, сиррушей с ворот Иштар и базальтовые львы из Сенджерли.

На трамвае №1 мы доехали до Аксарая и отлично пообедали в пабе, взяли густой суп, омлет с помидорами и кофе. Изящную резную мечеть Валиде-султан мы осмотрели только снаружи.
Там мы пересели на метро, чтобы доехать до крепостной стены и посмотреть церковь Карие.
Пока мы шли мимо стены, видели, где можно было на нее подняться, но хорошо, что не стали это делать, так как тогда бы не успели в церковь-музей, она закрывается в 17ч, мы были последними посетителями. Церковь тоже на реставрации, снаружи вся в лесах и внутри открыт только кусочек. Вот так церковь должна выглядеть снаружи, фото из инета.
Церковь Карие.
Реставрация будет проходить в 3 этапа. Но то, что мы видели - необыкновенно красиво! Чудесные мозаики и фрески с сюжетами из жизни Христа и его мамы отлично сохранились.
Потом мы спустились по узким улочкам к железной церкви св. Стефана, но неудачно, она была закрыта для посещения. Выглядит она простенько.Так же и Красную церковь Марии Монгольской мы смогли заценить только снаружи, церковь за забором.
Красная церковь Марии Монгольской
Мы сели на проходящий автобус и уехали на пл.Таксим, затем по шумной пафосной пешеходной улице Истикляль спустились к нашей гостинице.
Выпили там чайку и сходили поужинать на Галатский мост. Там на нижнем этаже много рыбных ресторанов, пахнет жареной скумбрией. Зазывалы обещают всякие скидки и комплименты, и нас тоже уболтали попробовать жареной рыбки, морского окуня + кофе за счет заведения, даже принесли инжир в сиропе к кофе. Рыба была большая, сочная, хорошо зажаренная.
22 марта.
Утром мы съели по большому пирогу с сыром, которые мы припасли вчера, и побежали уже пешком по Галатскому мосту на пристань Еникапи брать билеты на паром до Бурсы.
Сначала по ошибке добежали до Сиркеджи, но это оказался не терминал, а станция метро Мармарай. Рядом - старое здание вокзала Сиркеджи и паровоз Восточного экспресса.
Билеты же на паром продаются на пристани, справа от Галатского моста. Мы купили билеты на завтра на 10.45. Потом зашли на Египетский базар, но показалось, что там все очень дорого, а просто так пробовать и не покупать - неудобно.
Рядом находится мечеть Сулеймание, со стены замечательный вид на Босфор.
Мечеть Сулеймание, шедевр архитектора Синана.
А в саду находятся гробницы Сулеймана Великолепного и его жены Роксаланы, для
поклонников фильма "Великолепный век" это культовое место.
Нам дали на память Коран на русском языке, взяли как сувенир. Сегодня было очень холодно, пронизывающий ветер, а перед этим 2 дня мы чуть не в футболках ходили. Мы пообедали в маленьком кафе-локанте, где еду только разогревают, а потом долго искали остановку 47 автобуса, чтобы поехать в музей Миниатюрк. Спросить не у кого, английский мало кто знает, а местные машут куда-то рукой. Конечная остановка 47-го оказалась у Галатского моста слева. На остановках почти везде есть табло, где высвечивается, когда подойдет нужный автобус.Наконец мы дождались нужного и
поехали до Миниатюрка.
Музей Миниатюрк.
Там много макетов известных памятников, не только Стамбула, но и всей Турции и стран, которые раньше были под властью Турции. Если бы не было так холодно, можно было там побродить подольше, все хорошо рассмотреть.. Больше фото с описанием можно посмотреть в фотоальбоме "Стамбул".
А так мы быстро-быстро пробежались, все пофотали, зашли погреться в панораму и музей кристаллов.

Панорама победы (Панорама Стамбула)DSC06994DSC06996
В музей Рахми Коча мы не пошли, сразу поехали до Шишане, откуда недалеко до нашей гостиницы.
Галатская башня.
Это был наш последний вечер в Стамбуле, мы оделись потеплее и поехали на метро Мармарай на азиатскую сторону, чтобы хотя бы отметиться там. Метро идет через пролив 4 мин, от Сиркеджи за Галатским мостом до Уксюдара. Там мы прогулялись по набережной до Девичьей башни.
На обратном пути мы зашли в большой сетевой магазин, купили сыр, айран и 2 пачки местного доширака на ужин, а то уже много потратили на рестораны и экскурсии, Стамбул город дорогой. Вернулись домой, инета нет, и утром скорость была низкая, а на ресепшене опять никого нет и замок висит, безобразие.