Измир.
Измир. Эфес.

29 марта.
Утром мы традиционно позавтракали кашей и пошли на вокзал фирмы Метро рядом с нашим хостелом. Автобус до Измира уже стоял, мы купили билеты по 13л, подождали минут 20 и поехали. Автобус шикарный, как и везде в Турции, удобные кресла, идет быстро. Дорога красивая - поля, сады, домики, горы в синей дымке. Приехали на огромный автовокзал в 11км от Измира. Там мы немного побегали, пока искали городской автобус. На такси мы ехать отказались, маршрутка фирмы Метро нас везти не захотела, хотя на ней было написано "Басмане", куда нам и надо. Оказалось, нужен автобус 302 до пл.Конак, но надо еще где-то купить специальную карту для оплаты. Как обычно, помог парень на остановке, подарил 2 одноразовые карточки. В автобусе народу было битком, а мы с рюкзаками, еще двое вошли с колясками и приткнуться стало некуда. Какой-то худенькой старушке придавили руку к поручню, криков и  стонов было на весь автобус, ее быстренько усадили. Я следила по навигатору, где нам лучше выходить. Хостел "Indie Mindi" мы нашли быстро, на маленькой улочке рядом с рынком. Хостел оказался в стиле хиппи, яркий, пестрый, демократичный.
В холлах стоят печки-буржуйки, есть зимний сад, дощатый крашеный пол и лестницы, на ресепшн сидит девушка с зеленой челкой, деревянные опускающиеся оконные рамы прошлого века, запор на входной двери как на деревянной калитке в деревне! Туалет и ванная рядом, все чисто и красиво. Есть чайник и чашки в комнате,  на втором этаже - холл с диванчиками и торшерами, внизу есть кухня с холодильником и плитой. Мы положили вещи и побежали смотреть город.

Рядом находится знаменитая Агора римской эпохи, там хорошо сохранились ворота, коринфские колонны и обломки статуй Цереры, Нептуна и Дианы. Но все музеи закрываются в 17ч и мы туда не попали, посмотрели только через забор.
Мы пообедали в локанте, взяли суп, кефте, перчики фаршированные. Все вкусно, порции большие, и недорого, не то, что в Стамбуле.
Мы прогулялись по набережной до площади Конак, полюбовались на часовую башню.
Потом нашли Археологический музей, но он тоже закрылся в 17ч, невезуха.
Мы поднялись на холм в Бархатную крепость. Туда лезли по навигатору по какой-то помойке. Наверху есть игровая площадка, лужайки, от самой крепости мало что осталось, только куски стен, но вид красивый. Особенно впечатляет внизу огромная голова Ататюрка, высеченная из скалы.

Мы спустились вниз уже по нормальной дороге в направлении бесплатного лифта Асансер. Наверху есть кафе, но мы перед этим уже зашли в кондитерскую, умяли по огромному куску торта с чаем. У меня был тортик с бананом, вкуснотища!
На лифте мы спустились вниз под пение Дарио Морено. Внизу на улице есть ему памятник. Уже стемнело и обратно мы тоже пошли пешком, стараясь не следовать навигатору, а выбирать большие хорошо освещенные улицы. В одном месте со стены течет настоящий водопад. Попадалось много кондитерских, мы зашли купить сладости и кофе домой, а то вообще без подарков приедем, все время в бегах. Набрали разного лукума и кофе, но это оказался кофейный напиток с салепом. Ничего, пригодится на лето, в поезде пить. Еще днем я купила 0,5кг хны, kina по-турецки, она здесь более качественная, чем у нас продают. В магазины одежды не заходили, некогда было в тряпках рыться.
Наш хостел находится около ж-д вокзала Басмане, хороший ориентир и удобно добираться до аэропорта и до г.Сельджук, чтобы посмотреть Эфес. Мы почти дошли до хостела, как у мобилки с навигатором сел аккумулятор. Катастрофа! Мы же в темноте заблудимся и хостел не найдем! Пришлось доставать планшет и запускать навигатор на нем. Турки рады бы помочь, но нас не понимают. Пришли мы уже в 21ч, внизу вечеринка по случаю отъезда девушки с ресепшн, молодежь танцует. А мы выпили по чашке чаю и улеглись, завтра едем в Эфес.
30 марта.
Утром мы позавтракали и побежали на вокзал Басмане, до него идти 5мин. Электричка уходит в 9ч. Это отличный современный состав из 4 вагонов с мягкими удобными креслами. До аэропорта ехать на ней 20мин, а сегодня мы едем в г.Сельджук, чтобы посмотреть развалины Эфеса.

Эфес был основан греками в XI веке до н. э., город славился процветавшим здесь культом местной богини плодородия, со временем воплотившейся в богиню плодородия Артемиду. Этой щедрой и хлебосольной небожительнице в VI веке до н. э. жители города возвели храм, признанный одним из семи чудес света. Город Эфес достиг небывалого расцвета в VI веке до н. э., когда оказался под властью, захватившего его лидийского царя Крёза, имя которого в современном языке стало синонимом богатства. Этот утопавший в роскоши правитель не жалел средств и украшал его храмы всё новыми изваяниями, и выступал в качестве мецената, покровительствующего науке и искусству. При нём город прославили своими именами многие выдающиеся личности, такие как античный философ Гераклит и поэт древности Каллин. Однако пик развития города приходится на I-II век н. э. В этот период он входил в состав Римской империи, и на его благоустройство тратились немалые деньги, благодаря чему были построены акведуки, библиотека Цельса, термы – античные бани, а также перестроен греческий театр.

Из Сельджука в Эфес мы пошли пешком, это недалеко от станции, всего 2км по дороге до поворота и еще 1км по полю. Это Сельджук около станции.
По дороге мы видели указатель на Храм Артемиды, мы решили зайти туда на обратном пути, но потом пошли другой дорогой и туда не попали. По отчетам в инете известно, что храм был построен на болоте для защиты от землетрясений, но в этом болоте все остатки храма и потонули. Там стоит всего 1 колонна, и та собрана из кусочков.
Прошли в Эфес мы тоже по музейной карте Эгейского региона, купленной в Бергаме. Зрелище впечатляет! Вдали уже виден большой театр.

Мы осмотрели старинные путевые столбики.

Потом сходили к развалинам церкви Девы Марии.
При основании Эфес – город Артемиды - был заложен на берегу Эгейского моря и являлся крупнейшим портовым центром древности. Но в VI веке н. э. гавань вдруг обмелела и заросла илом. Пришлось жителям перенести свои жилища на новое место, находившееся вблизи нынешнего турецкого города Сельджук, начав строительство на холме Айясолук. Но море по-прежнему продолжало отступать, лишая большей части дохода этот античный город. Эфес постепенно приходил в упадок. Довершили дело оползни и землетрясения, засыпавшие его руины песком, и надёжно сохранившие для будущих археологов.
К театру ведет широкая улица, вымощенная мрамором, раньше вдоль нее стояли колонны и портики.
Портовая улица. Большой театр.
Театр рассчитан на 25000 зрителей, раньше там проводились бои гладиаторов.
Рядом находится Агора.
Агора.
Среди прочих культурных центров античного мира город Эфес был известен также своей библиотекой, получившей имя Цельса Полемеана – отца римского императора Тита Юлия, построившего её в память о нём, и установившего в одном из залов его саркофаг. Следует заметить, что погребение умерших в общественных зданиях было в Римской империи крайне редким явлением, и допускалось лишь в случаях особых заслуг покойного. Сохранившиеся до наших дней фрагменты здания, являются частью фасада, богато украшенного аллегорическими фигурами, помещёнными в ниши. По периметру библиотеки в специальных нишах установлены фигуры, символизирующие Добродетель, Мудрость, Познание и Мысль. Жаль, что это всего лишь копии, т.к. оригиналы в настоящее время находятся в Венском музее. Когда-то собрание библиотеки Цельса включало в себя двенадцать тысяч свитков, хранившихся не только в шкафах и на полках, но и прямо на полу её обширных залов.

Рядом с библиотекой находился публичный дом, их соединял подземный ход. Сохранилась первая реклама публичного дома - ступня и женская голова.
Реклама публичного дома. Призывает к чистоте.
Кроме храма Артемиды, являвшегося в древности визитной карточкой города, в Эфесе было построено ещё множество культовых сооружений. Одним из них является святилище Адриана, руины которого можно увидеть, свернув с Мраморной улицы. Его постройка датируется 138 годом н. э. От былого великолепия этого языческого храма остались лишь некоторые уцелевшие фрагменты. Среди них - четыре коринфские колонны, поддерживающие треугольный фронтон с полукруглой аркой посередине. Внутри храма можно увидеть барельеф Медузы Горгоны, охраняющей храм, а на противоположной стене - изображения различных античных богов, тем или иным образом связанных с основанием города. Прежде здесь находились также статуи вполне реальных повелителей мира – римских императоров Максимиана, Диоклетиана и Галерея, но сегодня они стали экспонатами музея города.
Храм Адриана.

История города в период римского правления была увековечена и в сооружённом неподалёку от входа в храм Адриана скульптурном комплексе, окружавшем фонтан Трояна. В центре композиции возвышалась мраморная статуя этого императора, из которой к небу вздымалась водяная струя. Вокруг неё в почтительных позах располагались изваяния бессмертных обитателей Олимпа. Сегодня эти скульптуры также украшают собой музейные залы.
Фонтан Трояна.
Напротив храма Адриана находились дома, в которых жила избранная часть эфесского общества. Выражаясь современным языком, это был элитный квартал. Расположенные на склоне холма, здания были спроектированы таким образом, что крыша каждого из них служила открытой террасой для соседнего, расположенного уровнем ниже. Прекрасно сохранившаяся мозаика, которой был выложен тротуар перед домами, даёт представление о той роскоши, в которой жили их обитатели. Сами постройки были богато декорированы фресками и различными скульптурными изображениями, частично сохранившимися до наших дней. Их сюжеты включали в себя, кроме традиционных в таких случаях античных божеств, ещё и образы выдающихся людей прошлого. Например, на одной из них запечатлён древнегреческий философ Сократ. - Читайте подробнее . Дом с террасами превращен в отдельный музей. Все террасы накрыли общей крышей, внутри установили железные дорожки со стеклянным полом и лесенки, чтобы не ходили по древним плитам.
А вот знаменитый древний общественный туалет - из мрамора!
Сегодня очень жарко, народ разделся до шортиков и маечек. А мы наконец спрятали куртки в рюкзаки.
Поднимаемся по улице Куретов к воротам Геркулеса.
Если от входа пойти по дороге мимо горы, можно посетить домик святой Марии, но идти 5км по жаре не захотелось, я пожалела Тима. Мы сходили только в пещеру 7 спящих, по навигатору. Согласно бытующему поверью, во дни гонений на христианство в ней спасались семь юношей, исповедовавших истинную веру. Чтобы уберечь их от неминуемой смерти, Господь наслал на них глубокий сон, в котором они провели два столетия. Пробудились молодые христиане уже в полной безопасности – их вера к тому времени стала государственной религией. Потом сюда ходили паломники просить исцеления. Ветки каштана все обвязаны тряпочками.
Но пещеры были закрыты на реставрацию, там целый каменный город, а мы видели только мокрую унылую нишу в стене и немного пещер за сеткой.
Потом я прочитала, что в кафе рядом с пещерой неплохо кормят, но мы подумали, что там все дорого и заходить не стали. Обратно мы срезали угол по полевой дороге и вернулись в Сельджук, рассчитывая уехать в 16.55.
Зашли в магазин, купили потрясающе вкусный густой йогурт с ежевикой и булочки. Съели все это в парке, пришли на вокзал в 16.15 и к огорчению узнали, что наш поезд ушел в 16.05, а следующий будет только в 17.55! Что-то мы не поняли в расписании, или оно изменилось, лучше уточнять в кассе. Никуда идти уже не хотелось, мечетей мы много видели, просто посидели на лавочке. Когда сели в электричку, народу сначала было много, пришлось стоять, потом места освободились и мы сели. Приехали в Измир около 20ч, поели в локанте, выпили чаю с десертом на прощание и пошли собирать рюкзаки.

31 марта.
Утром на электричке доехали до аэропорта, без проблем улетели сначала в Стамбул, оттуда в Москву. Путешествие закончилось.