Россия / Автотуризм | Самостоятельная поездка
 

Автопутешествие по России, или на казахско-финской границе всё спокойно

5 - 25 июля 2015 г.
Часть III. Санкт-Петербург- Кувандык. Южный путь 
Санкт-Петербург - Великий Новгород - Валдай - Тверь - Переславль-Залесский - Владимир - Нижний Новгород - Жигулевск - Кувандык
1 День. 20.07.2015г. Санкт-Петербург – Великий Новгород – озеро Валдайское. 325 км, 8 часов в пути.

В понедельник утром мы выехали из Санкт-Петербурга по московскому шоссе. Движение на этой трассе достаточно интенсивное, а ширина дороги не слишком большая. Однако, дорожники вышли из сложного положения, сделав ее трехполосной. Через каждый километр одна из сторон движения получает дополнительную полосу для обгона. Это хорошее решение, так как ты всегда знаешь, что скоро получишь место для обгона и не рискуешь выезжать на встречную полосу. На наших участках трассы М5 такую полосу можно ждать очень и очень долго.
И вот, спустя пару часов мы въезжаем в Господин Великий Новгород. Это один из древнейших и известнейших городов России. Именно здесь, по "Повести временных лет", в 862 году состоялось легендарное призвание варяга Рюрика с братьями на княжение.
…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля... 
Описывать историю этого города можно очень долго. Он пережил много взлетов и падений. Долгое время Новгород являлся столицей первой российской республики, которая простиралась от Балтийского моря до Уральских гор. В отличие от централизованной деспотичной власти в Московском государстве Новгород был вечевой республикой с демократическими институтами власти. И кто знает, как сложилась бы судьба России, если б Новгород не проиграл соперничество Москве в деле объединения русских земель.
К сожалению, древнюю архитектуру города сейчас невозможно увидеть. Во время немецкой оккупации (1941-1944) было разрушено практически всё городское хозяйство,  расхищены ценнейшие коллекции музеев, превращены в развалины всемирно известные памятники новгородского зодчества. Материальный ущерб, причинённый Новгороду, согласно сообщению Чрезвычайной комиссии о злодеяниях фашистских захватчиков, составил свыше 11 млрд рублей. 
После войны Новгород был включён в число пятнадцати городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Одним из первых был восстановлен памятник "Тысячелетие России" (1862).
 
Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте. На нем представлено 128 скульптур символизирующих различные периоды истории Российского государства.
Монумент расположен внутри Новгородского детинца (Кремля), который, безусловно, и сам представляет огромную культурную и историческую ценность. Вход туда бесплатный. В нем расположено много интересных объектов, но чтобы больше узнать о них мы воспользовались услугой проката аудиогида за 400 руб. на 4 часа.
Помимо памятника "Тысячелетие России" в Детинце мы посетили Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Это древнейшая церковь на территории России. Церковь также примечательна легендой о голубе. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
 
За небольшую плату мы поднялись на Звонницу и погуляли по стенам Кремля, с которого открывается красивый вид на реку Волхов и Торговую сторону города.
Торговая сторона — исторический район Великого Новгорода, расположенный на правом берегу Волхова. Своё название получила от расположенного на ней Торга (городского рынка). В XI веке на этой стороне располагалось "Ярославово дворище" — княжеская резиденция. В настоящее время комплекс включает в себя 7 храмов и аркаду Гостиного двора.
Деньги на реставрацию соборов были получены от Ганзейского союза Нового времени, в который входит и Великий Новгород.
Средневековый Ганзейский союз городов считается прообразом современного Евросоюза. Традиции Ганзы оказались востребованы и в XXI веке. В июне 2009 года в Великом Новгороде состоялся Международный культурно-экономический форум «Ганзейские дни». Символом праздника стал фонтан, выполненный в форме круга, символизирующего стол переговоров. По его периметру размещены изображения гербов 16 стран, входящих в Ганзейский союз Нового времени. 


Закончив с насыщенной культурной программой в городе, мы решили отобедать в таверне "Лисья нора".
Заведение очень уютное. Если будете в Новгороде, обязательно туда загляните и не забудьте взять с собой магнит вашего города. За "челябинский метеорит" мы получили в подарок от барона фон Лиса большую тарелку чесночных гренок.  

Не знаю, кого благодарить за хорошую погоду во время прогулки, голубя на кресте Софийского собора, или кого-то еще, но стоило нам выехать из города, как начался сильный дождь, продолжавшийся до самых Оренбургских степей.
А ведь сегодня у нас был особенный день – наконец-то, первая ночевка на природе!  
  
2 День. 21.07.2015г. оз. Валдайское – Переславль-Залесский – Нижний Новгород. 880 км, 13 ч. 30 мин. в пути.


Озеро, на котором мы остановились, находится на территории национального парка "Валдайский".  Валдай – это основной источник пресной воды в России, начало бассейнов трех морей – Балтийского, Черного и Каспийского. Отсюда начинает свой путь река Волга, здесь же истоки Днепра и Западной Двины. 

Размещение с палаткой  на территории парка разрешено только на оборудованных для отдыха рекреационных площадках. Стоимость размещения составляет: взрослые 100 руб. чел./сутки; дети от 7 до 14 лет – 50 руб. чел./сутки. Правда, к нам за оплатой так никто и не пришел.
К сожалению, из-за дождливой погоды нам не удалось вдоволь насладиться красотами озера. Собравшись рано утром, мы покинули стоянку. Было опасение, что лесная дорога, по которой мы продирались вчера, за ночь сильно размокла. Опасения подтвердились, но машина не подвела, показав свои лучшие внедорожные качества.
На Валдае находятся десятки родников, которые имеют ценность как источники лечебной минеральной воды. Путь к ним лежит через невероятно красивый замшелый лес, в котором наверняка водятся многие персонажи русских сказок: кикимора, леший, Баба-Яга...
Взяв с собой частичку этого волшебного мира, мы отправились дальше. 

В городе Валдай мы вернулись на воспетую Кинчевым трассу Е-95. На ней в обход города Вышнего Волочка построена платная автомагистраль. Но пункты оплаты еще не были сданы, и мы воспользовались этой шикарной дорогой совершенно бесплатно. 
Ближе к Москве трафик стал увеличиваться, дорога то и дело ремонтировалась. Казалось бы удобная трехполосная трасса в местах без разметки превращалась в опасный аттракцион. 
Доехав так до Твери, мы решили, что дальше будет только хуже. К счастью, не все дороги ведут в Рим (Москву). Еще можно отыскать дорожки в обход, но их состояние абсолютно непредсказуемо. 

Свернув с трассы, мы оказались в еще одном городе с древней историей, некогда сильном политическом и культурном центре Древней Руси - городе Тверь.
Сейчас мало что напоминает о былом величии города. Мы не стали останавливаться в нем. Проехав весь город с запада на восток, мы выбрались на Севатьевское шоссе и отправились по направлению к городу Кимры. 
Тверская область и особенно город Кимры, пожалуй, заслуживают звания самых ужасных дорог в России. До этого пальму первенства, по нашему мнению, держали город Йошкар-Ола и Костромская область.
Перевалив через Волгу в Кимрах, мы попали в Московскую область. Качество дорог немного улучшилось, но все еще было далеко до идеального. 

Как ни странно, центральная область страны в небольшом удалении от столицы представляет собой удручающую глухомань. Деревни с покосившимися заборами и разрушенными хозяйственными постройками советской эпохи, над которыми, как будто издеваясь, возвышаются золотые купола новых храмов. В этот момент мы подумали о том, как нам повезло родиться на Урале. 
Ярославская область нам понравилась больше: и дорога похорошела, и проезжаемые деревни стали краше. О них стоит рассказать подробней. Мы проехали много больших и малых населенных пунктов от Урала до Балтики. И в каждом регионе  можно было заметить свой уникальный стиль постройки. Это особенно бросается в глаза в малых деревнях отдаленных от больших городов и оживленных трас.
Особенно нам понравились деревянные дома, которым уже за сотню лет: в Костромской, Вологодской и Ярославской областях.  

Главным культурным  местом посещения сегодняшнего дня по плану был городПереславль-Залесский.
Одно только название этого древнего провинциального городка одновременно и завораживает, и манит. Это красивый старинный город с необычайно интересной, насыщенной событиями историей. Но об этом мало кто знает. Например, здесь появился на свет прославленный князь Александр Невский. С Переславлем связаны также имена многих известных церковных деятелей и святых, в том числе Сергия Радонежского. В то время Залесский город фактически был религиозной столицей русского государства.
Свой яркий след в истории города оставил и Петр I, построив на берегах Плещеева озера в конце ХVII века потешный флот, и тем самым заложил основы русского кораблестроения. 
Сейчас на берегу этого озера находится исторический музей-усадьба «Ботик Петра Первого». 
Проехать мимо такого знакового места мы просто не могли. К сожалению, погода вновь не располагала к долгому гулянию. Мы ограничились посещением кафе под названием «Ботик» и видом из окна на озеро.  
Место это очень раскрученное, а потому цены сильно завышены и не соответствуют сервису. Даже за прогулку по парку нужно платить. Чего уж говорить, если вход в туалет стоит 25 рублей. 
  
Вместо пешей прогулки мы решили осмотреть город из окна машины. В центре города на узких улочках, как и ожидалось, мы попали в пробку, но тут она даже была кстати, было время посмотреть на местную архитектуру. А посмотреть было на что. 

Город входит в «Золотое кольцо России». В нем есть памятники церковного зодчества: пять архитектурных комплексов монастырей и девять церквей. Переславль – один из немногих русских городов, где можно увидеть сохранившуюся земляную крепость ХII века, некогда окружавшую посад.
 
Чем еще поразил этот небольшой городок, так это тем, что почти в каждом доме местными жителями устроен какой-нибудь музей. Тут вам и музей чайника, и музей утюга, музей радио, швейных машин, денег и даже музей хитрости и смекалки. 
Думаю, этот город заслуживает большего времени, чем мы уделили ему. Но нам нужно было ехать дальше. 

От Переславля мы направились в сторону Владимира. В районе города Юрьев-Польский наш навигатор решил подшутить над нами и увел какими-то огородами немного в другую сторону. В итоге мы вышли на трассу М7 западнее Владимира и объехали его по объездной. 
Прикинув, что времени до наступления ночи у нас еще много, решаем доехать до Нижнего Новгорода.
Дорога от Владимира до Нижнего Новгорода в целом хорошая. Много участков с четырехполосным движением. Походу движения дважды пересекали реку Клязьма. Может быть вы помните песню группы «Ногу свело» «Клязьма». Так вот, она действительно похожа на отравленную плазму. В общем, вставать тут на ночевку не рекомендую. 
За час до прибытия в Нижний Новгород благодаря сервису Ostrovok.ru мы забронировали хороший недорогой хостел. Если даже нет Интернета, можно позвонить по бесплатному номеру 8-8005556535 и вам подберут все что вы пожелаете в любом городе также бесплатно. У нас была просторная комната-студия с кухней и отдельной душевой с туалетом в частном доме. Во дворе можно было воспользоваться парковкой для авто. 
После прошлой сырой ночи на Валдае и очень раннего подъема нам не терпелось хорошенько выспаться. 
3 День. 22.07.2015г. Нижний Новгород – Жигулевск. 680 км, 9 часов в пути.


На утро, прежде чем покинуть Нижний Новгород, мы заглянули в центр города, чтобы "взять" наш последний (уже пятый по счету) Кремль.
Итак, что же из себя представляет Нижний Новгород. Это пятый по численности город в России. Важный культурный, экономический и промышленный центр. Мне кажется, что это еще и очень скромный город. Он очень редко фигурирует в новостях, хотя похвастаться ему есть чем.  Кроме всем известного автомобильного завода, в Нижнем сосредоточены крупнейшие судо- и авиастроительные заводы, на которых производят транспортные и военные суда. 

Как выяснилось у этой скромности есть своя история. С 1959 по 1991 год Горький (советское название Нижнего Новгорода) являлся закрытым городом для иностранцев. Круизные теплоходы по Волге с иностранными туристами на борту проходили Горький ночью, без высадки на берег. Чтобы вражьи шпионы не смогли сфотографировать оборонные объекты страны. Это впоследствии обусловило низкий приток в город туристов и слабую информированность о городе.

Как только мы заехали в город, у нас возникло чувство дежавю. Будто бы мы уже бывали тут. Нижний Новгород нам показался сильно похожим на Челябинск. Даже «пахнут» они одинаково. 


Изюминкой города и его визитной карточкой является, конечно же, Кремль. Расположен он на высоком берегу, в месте слияния рек Волги и Оки. Отсюда очень удобно любоваться красивыми видами. Северо-западная часть Кремля спускается почти к подножию склонов, юго-восточная часть выходит на площадь Минина и Пожарского, а юго-западная — возвышается над глубоким оврагом.


На территории Кремля находится официальная резиденция губернатора и мэра Нижнего Новгорода. Древняя, как сама Русь, традиция власти отгораживаться от своего народа еще сохранилась во многих городах. 
В целом Нижний Новгород произвел хорошие впечатления. Особенно порадовали живописные виды на холмистые берега реки. 
Лично мне показалось, что на фоне всего остального города Кремль выглядит неестественно. В древнюю историю города сложно поверить, скорее он напоминает промышленного гиганта 30-х годов, этакий «Русский Детройт». 

Распрощавшись с Нижним Новгородом, мы продолжили свой путь на восток. В Чувашкой республике, на объездной города Чебоксары, нас впервые за всю поездку остановили на посту ГИБДД. Проверив документы и заглянув в туго набитый всяким барахлом багажник, нас отпустили, пожелав на прощанье хорошей дороги.

Проехав еще немного, в районе города Цивильска, мы свернули с трассы М7 и отправились вниз по течению Волги. Сначала на Ульяновск, а затем в районе города Сызрань вышли на трассу М5 «Урал». 
Две трассы сильно отличаются друг от друга. На М5 трафик очень плотный, а движение осуществляется в две полосы. На некоторых участках дороги разметка сделана вообще непонятно как: две полосы, но при этом широкие обочины с каждой стороны, в результате фуры жмутся к обочине, их обгоняют, и получается, что вместо двух официальных полос появляются сразу четыре. Гораздо безопаснее было бы вместо широких обочин сделать третью полосу как на трассе Санкт-Петербург-Москва. 
Так что, если вам придется выбираться между трассами М5 и М7, однозначно езжайте по М7. 
К счастью участок М5 для нас был небольшим, но необходимым, так как сегодняшняя ночевка у нас была запланирована в городе Жигулевске. 
  
4 День. 23.07.2015г. Жигулевск – Кувандык. 710 км, 9 часов в пути.

Жигулевск – это небольшой городок Самарской области. От областного центра его отделяет излучина реки Волги, известная как Самарская лука. В северной ее части находятся живописные Жигулевские горы, давшие название городу.

Жигули считаются молодыми (около 7 млн лет) и растущими горами. По различным оценкам, их высота возрастает примерно на 1 см в 100 лет. В горах расположен заповедник и национальный парк, который пользуется большим спросом у туристов. А замечательная природа этого края не раз становилась объектом интереса известных художников. 

Сам город представляет собой типичною плановую застройку 50-х годов, состоявшую из площади с «дедушкой Лениным» и небольшими кварталами двухэтажных домов «сталинского» типа, разделенными узкими прямыми улочками.

На другом берегу Волги стоит город Тольятти. Два города соединяет широкая дамба Жигулевской ГЭС, по которой проложен железнодорожный и автомобильный переход.

В городе Тольятти расположен самый знаменитый российский автозавод (АвтоВАЗ), на котором вот уже 50 лет выпускают автомобили марки «Лада». Наша машинка тоже отсюда родом. 
От Тольятти до Самары заканчивается строительство современной автомагистрали. Видно, что город готовиться принимать Чемпионат Мира по футболу в 2018 году. 
После Самары мы вновь попали в сильною грозу, которая также внезапно закончилась, стоило нам только оказаться в Оренбургских степях.

И вот, спустя две недели и 6000 километров пути, мы вернулись в город Кувандык. 
 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Сергий Смолягин