Велокавказ. Май 2012

Идет загрузка карты ...
Стремление покататься в середине мая по проезжим дорогам кавказских гор, набраться сил на предстоящий сезон и в завершение искупаться в море породило этот маршрут.
 
Маршрут

 

Сроки: 13-19 мая 2012г., 7 ходовых дней
Протяженность: 578 километров

Кисловодск - пер.Кичи-Балык - пер.Шитджатмаз - Долина Нарзанов - г.Джугутурлютюбе - Эльбрусский - Карачаевск - Кумыш - Кардоникская - Зеленчукская - Сторожевая - Преградная - пер.Бандитский - Ахметовская - Мостовской - Губская - Хамкетинская - Абадзехская - Каменномостский - Темнолесская - Мезмай - Гуамское ущелье - Гуамка - Красный Дагестан - Апшеронск - Хадыженск - пер.Шаумянский - пер.Гойтхский - Туапсе

        Маршрут позволяет за неделю ознакомиться с достопримечательностями Центрального и Западного Кавказа, понапрягаться на подъемах, отдохнуть на спусках и набрать хорошую физическую форму перед сезоном.
        В середине мая все дороги маршрута уже освободились от снега и были проезжими. Погода была неустойчива и частенько моросил дождь, реже ливень и однажды град. Однако, чем западнее мы находились, тем чаще нас радовало синее небо и солнце.
        Успешное прохождение маршрута во многом было обеспечено благодаря апрельским тренировкам участников и трехдневному совместному походу по Рязанской Мещере на первомай.
        В свою очередь, сам поход являлся тренировкой для запланированного на июль большого путешествия по Тянь-Шаню.
        Большинство участников в той или иной степени уже бывали в Кавказских горах, поэтому маршрут был проложен исходя из желания вновь посетить знакомые места (плато Беча-Сын, Гуамское ущелье), так и покорить незнакомые, но уже проезжие в это время года перевалы (урочище Бандитское, перевал Шаумян, перевал Гойтхский).
        Завершение похода предполагалось на Туапсинском побережье, откуда и были куплены обратные билеты на поезд.
Участники и группа

Сергей Кондрашов (1975, Москва) - руководитель, штурман, механик, domkrat@mail.ru

Дмитрий Баев (1975, Подмосковье) - завхоз

 Евгения Лебедева (1983, Санкт-Петербург) - фотограф, летописец

 Павел Барсуковский (1985, Санкт-Петербург) - медбратан, костровой

        Для Паши это был первый серьезный поход, остальные же участники неоднократно вместе созерцали горные и равнинные ландшафты. Поэтому опытное большинство дружно и интенсивно передавало навыки и знания начинающему туристу.
        Все велосипеды прошли предпоходную подготовку, а новенький найнер Паши ограничился небольшой регулировкой и установкой багажника. У остальных участников были 26-дюймовые хардтейлы.
День Х-2. 11.05.2012, пятница


        Ни один участок железных дорог России не имеет такого интенсивного пассажирского сообщения как Москва - Санкт-Петербург. Мы воспользовались проходящим через Москву поездом Санкт-Петербург - Кисловодск.


         Билеты были приобретены за 45 суток, однако билеты отправлением из Москвы на этот поезд не продавались. Таков уж железнодорожный маркейтинг. Зато в неограниченном количестве их можно было купить из Твери. Таким образом, все четыре билета были куплены в одном отсеке плацкартного вагона за полтора месяца.
        Современные вагоны, несмотря на кажущийся комфорт, совершенно неудобны для велотуриста. Декоративная перегородка между коридором и третьими полками заставляет отдыхающих мобилизовать весь опыт игры в тетрис, чтобы разместить там четыре велосипеда. Страшно подумать, какими играми тренируют навыки загрузки в такие вагоны байдарочники и каякеры!
        Если первые два велосипеда вполне нормально размещались на одной полке, то пристроить еще пару было непросто. С них были сняты обе педали, а передние колеса укладывались отдельно.
        Поскольку москвичи только начинали свой путь и еще пребывали в трезвом состоянии, велосипеды были уложены с минимальным количеством сказанных слов. К этому моменту путешествие питерской части группы было в самом разгаре. Неуверенной, но быстрой походкой Паша и Женя посетили ближайший столичный продуктовый магазин для закупки напитков и продовольствия на оставшуюся часть пути.
        Дима опечалил всех известием о переходе на "сухой" режим из-за приема лекарств после укуса собаки. В противопоказаниях при лечении также значились и физические нагрузки. Но по его логике корень зла заключался именно в приеме алкоголя.
        Пятничный вечер прошел, тем не менее, радостно.
День Х-1. 12.05.2012, суббота


        Что может быть лучше поездки с друзьями в поезде, когда по стране была объявлена рабочая суббота?
        Сегодняшний день мы решили провести культурно. На попутной станции куплены карты, а из рюкзака вынулась колонка на батарейках для плеера. Вобщем, "гармонь и лосось".
        Дима наравне со всеми радовался карточным курьезам и музыкальным виртуозам.
        К концу дня у некоторых участников возникли параноидальные мысли о карточной коалиции. Ничего, со всеми бывает. Завтра будет новый день!
       
День 1. 13.05.2012, воскресенье

Кисловодск - пер.Кичи-Балык - пер.Шитджатмаз - Долина Нарзанов - г.Джугутурлюбюме - плато Бечасын

(пробег 53 км, Vср 8,4 км/ч, Vмах 56 км/ч)


        Приехали в Кисловодск в 9.20. Выгрузились, собрали велики, одели рюкзаки. Отправились на Курортный бульвар в поисках завтрака. Для этого мы перешли дорогу, идущую справа (лицом к вокзалу) параллельно железнодорожным путям и осторожно проехали по пешеходному переулку.
        Несмотря на ранний час, бульвар уже начал оживать. Мы выбрали кафе у главпочтамта и пока ожидали завтрака из двух блюд, Дима и Паша отправили домой ностальгические открытки.

 
        Позавтракав, проехали на юг весь бульвар и оказались на Проспекте Мира. Отсюда до перевала Кичи-Балык идет непрерывный набор высоты. По пути зашли в супермаркет "Магнит", закупились на два с половиной дня продуктами. Тележку подкатили прямо к великам.
        Продолжили движение в 11.40. На площади у красивейшей Свято-Никольской церкви повернули направо и по улице Гагарина стали выбираться из города.
        В поселке Индустрия увидели хорошенькую мечеть, но фотографировать не стали по причине малопривлекательного окружающего пространства. Начал накрапывать дождик.
        Высоту набирали весьма интенсивно, оглянувшись увидели, что Кисловодск остался где-то внизу, хотя и расположен на 900 м над уровнем моря.
        Почти перед самым перевалом асфальт закончился, встретили квадроциклистов, которые едва сбежали от ливня.
        В 13.45 проехав 13 км от старта оказались на перевале Кичи-Балык (1570 м над уровнем моря). Для Пашки это был первый перевал. Сфоторгафировались. Дождь плавно прекратился.


         Отсюда идет плавный трехкилометровый спуск в одноименное село.
        В 14.03 собрались на мосту через реку в центре села (1481 м нум).
        От моста начинается серпантинистый подъем на следующий перевал Шитджатмаз. Подъем на перевал затяжной и крутой, каждый берет его в своем темпе.
        В 15.33 (25 км, 2015 м нум) забрались не перевал. Отсюда вправо уходит дорога на Тырнауз, нам же прямо, в Долину Нарзанов.
        В этих краях я бывал в 2007 году, за это время дорогу явно улучшили, она стала шире и ровнее. Впереди увидели живописный виток серпантина, куда слетели в считанные секунды. Вскоре оказались на мосту через р.Хасаут у турбазы (15.55, 32 км, 1356 м нум).


         В отчетах за прошлый год отмечалось, что проезд через реку на плато Бечасын может быть перекрыт военными, а несколько лет назад здесь и вовсе стоял шлагбаум, под которым у велотуристов было принято пролезать. Сегодня же ничего этого нет. Да и погода стала улучшаться. Тем не менее, осторожно проехав около полкилометра от турбазы остановились на обед. Склоны окружающих гор впечатляли.
        Дальше дорога неумолимо ползла наверх, а обгоняющие нас карьерные самосвалы выглядели муравьями на витках предстоящего серпантина. Вот тут уже каждый участник выбирал собственную тактику взятия подъема, который всё шел и не прекращался. Один водитель самосвала предложил подбросить на 12 км нас или хотя бы наши вещи. Но туристы всё же чуть-чуть спортсмены, и мы, не думая, отказались от помощи.
        Решили собраться в конце серпантина. Следует отметить, что наша подготовка даже на этом, пожалуй, самым сложном подъеме за весь поход, позволила нам растянуться не более, чем на 20 минут.
 

        После серпантина подъем продолжился, но иногда попадались и спуски. Здесь, на открытой местности, сначала нас порадовали далекие раскаты грома, а потом начался дождь и град. К этому моменту мы уже не убирали куртки от дождя далеко в рюкзак и выработали привычку быстро переодеваться.
        В 19.47 достигли отрога горы Джугутурлютюбе (47,3 км, 2374 м нум). Программа максимум на этот день была выполнена, решили достичь поворота на плато Бечасын и искать удобное место для ночевки. Тем более, карта обещала ручей.


         Дорога шла под гору и мы проскочили неказистый (но единственный) поворот направо, и только благодаря GPS-треку вовремя обнаружили промашку. Основная дорога пошла дальше, в сторону источников Жыласу у подножия Эльбруса. Наша же дорога стала той самой дорогой из 2007 года. В горах быстро темнеет, силы стали заканчиваться, а ручья всё не было. Вернее, были незначительные ручейки, но нам хотелось чегото большего. Это и сыграло с нами злую шутку, темнота застигла нас неподалеку от классической лужи, где мы и расположились на ночлег. Высота 2272 м нум. Получилось, что за этот день мы набрали никак не менее 2200 метров высоты.


День 2. 14.05.2012, понедельник

Плато Бечасын - Эльбрусский - Карачаевск

(пробег 92 км, Vср 13,7 км/ч, Vмах 41,7 км/ч)

 
        В горах погода быстро меняется, а утром она часто хорошая. На этом основывались надежды, что расстегнув палатку мы увидим Эльбрус, который вчера был "где-то тут". Расстегиваем...так...небо синее...Ух ты! Так и есть, Эльбрус собственной персоной. Очень красиво.
Не теряя времени фотографируемся, поскольку, судя по небу, хорошая погода может быстро закончиться. Собираемся и в путь. Время 9.15.

 
        В связи с отсутствием воды, решили отзавтракать-пообедать у Бечасынского сырзавода. Там точно есть ручьи. Путь до туда в 17 км мы проехали за 2 часа.


Сам сырзавод появился очень неожиданно. Перед одним из спусков вдруг совсем недалеко возникли полуразрушенные производственные строения и почему-то новенькая электроподстанция. Людей не видно, но собаки лают.
        Спрятавшись от ветра за стеной одного из домов, приготовили обед и поели. С удовлетворением отметили, что на месте нашей ночевки видимо жутко и дождь, а по пути ожидается чистое небо. Пока размышляли об этом и собирали вещички, сбоку подкралась туча и начала мочить.


         От сырзавода дальнейшая дорога идет вдоль ЛЭПки, петляя однако между холмов. Сразу идет небольшой подъемчик на микроперевал, а дальше очень приятный спуск. Дождь отстает.
        Очень красивы окружающие горы и хребты.


         На 24 км от ночевки справа обнаружили чистый родник, набрали водички.
        Через некоторое время начинаем набирать высоту, силы предает ожидание скорого умопомрачительного, или как написано в одном из отчетов, "очень техничного" спуска к р.Худес.
        Собираемся перед началом спуска и понеслась!

 
        Второй раз имею удовольствие здесь быть. Однако начавшийся дождь успел размочить дорогу, стало скользко и холодно. Внизу всяко будет теплее. На одном из скользких мест, переднее колесо заблокировал тормоз и я кувырком падаю на дорогу. Скорость небольшая, жив-здоров.
        Сбросив совсем немного высоты, дорога входит в лесную зону. Здесь уже почти нет ветра и становится заметно теплее. Но спуск продолжается! Очень азартный аттракцион. На середине падает Димон. Поцарапал коленку.

 
        Вот и река Худес. По плану мы должны ночевать здесь, однако время нам позволяет продолжить движение (16.45, 44 км, 1514 м нум).
        На одном из мостов отмываем с курток следы падения. Всё-таки сегодня выходим в люди!. Снова начался дождь, видно, что надолго. Внизу погода более предсказуема.
        Дорога превращается во вполне проезжий кисель. Скорость позволяет получать от этого удовольствие.
        Вот показалось место впадения Худеса в Кубань. От дождей обе реки раздуло, вода мутная, жуть кромешная. Переезжаем Кубань по мосту, выходим на асфальт. Тут же находится место отдыха с навесом и столом (17.57, 60 км, 1126 м нум).


          Когда наверху в горах, я предлагал во чтобы-то ни стало докрутить сегодня до Карачаевска и заселиться в гостиницу, что позволило бы сэкономить время на приготовлении ужина и сделать хороший километраж, большинством участников я был подвержен критике. Теперь же, ситуация поменялась. Димон раскручивает агитационную компанию в поддержку ночевки в городе. Первым активным союзником стал Паша. Я "принципиально" придерживался позиции ночевки "в поле". Но вот на сторону интриганов встала Женя, и большинством голосов решается ехать в отель. Это дает мне право всю дорогу отпускать ядовитые шуточки относительно нарушения туристического режима.
        Так веселясь под дождем, со скоростью около 30 км/ч мы едем в Карачаевск. Дорога местами разбитая, не всегда удается лавировать между ямами. Очень впечатлили бурные потоки грязной воды с гор, текущие прямо по дороге, пропускной способностей труб под дорогой оказалось недостаточно для такого количества воды.
        Чтобы попасть в гостиницу "Эльбрус" нужно в поселке Каменномостский вновь переехать через Кубань.
        Время 19.42. То, что называется гостиницей, впечатлило всех. Сначала по телефону мы связались с администраторшей, которая вскоре подошла и стала нас размещать. Стоимость 200 рублей с человека. Не смотря на всю "убогость убранства", наверное соотношение цена/качество можно считать высоким. Итак, за 800 рублей с группы нам досталось:
- ужасы: душераздирающий 4-местный номер с адцкими матрасами на кроватях, остальная мебель была в окончательном упадке, этажный санузел всё-таки включал в себя туалет и раковину
- радости: вкусную кафешку на первом этаже, размещение великов в предбаннике номера и ключ от предбанника, вторая комната, полностью без отделки, но с настольным теннисом, вполне позволяющим комфортно обслужить байк.
Вобщем, затраты на гостиницу остаются над гранью целесообразности.
То ли от плохой погоды, то ли от окружающей действительности, Дима решил, что уколы от бешенства в сущности пустяк и под предлогом "пей, промерз ведь" нарушил сухой закон до конца похода.
День 3. 15.05.2012, вторник

Карачаевск - Зеленчукская - Преградная

(пробег 84 км, Vср 18,8 км/ч, Vмах 60,9 км/ч)


        Оказалось в нашей гостинице ночуют участники бегового пробега Новороссийск - Астана, несущие таким образом факел с огнем. С самими спортсменами переговорить не удалось, а вот тренеры и группа поддержки с удовольствием рассказывали нам, про ужасные ливни впереди и другие кошмары, и вообще "это - Кавказ!". Ладно, мы тоже не Ваньки, возразили им, что "нам, как всегда, повезет!". На том и расстались.
        На сегодня запланирован большой пробег по асфальту, поэтому решили выйти пораньше, не дожидаясь, пока заработает кухня, а позавтракать в кафешке одной из деревень.
        Едем по оживленному шоссе в сторону Черкесска. Голода ждать осталось недолго. Но вот на другой стороне дороги в поселке имени Коста Хетагурова, увидели автосервис и уютное кафе при нем. Шашлыка не было, но были отменные большие пироги с мясом и остальные кавказские изыски.
        Ну вот и отлично, погода наладилась, в Кумыше мы свернули налево и через тоннель поехали на Западный Кавказ. Туча во вчерашних горах была бы рада нас преследовать, да застряла и не смогла даже пошевелиться. Море ждет!
        За тоннелем дорога плавненько пошла вверх и это продолжалось несколько километров. Тракторы нахально обгоняли нас на подъеме. Зато перед Кардоникской начался спуск, где мы взяли реванш, а в самой станице съели по призовому мороженному. В Кардоникской пара веломагазинов. Также однообразно мы преодолели расстояние до Зеленчукской. На въезде тоже был замечен веломагаз.
        У Паши случился прокол заднего колеса, кусок гвоздя вошел в камеру и несколько раз стукнулся в обод. Паша попытался решить проблему самоклеящимися заплатками. Мы в воспитательных целях молча на это смотрели. На выезде из станицы перед мостом через р.Карабежгонка выяснилось, что проблема не решена. Выявили, что проколов несколько. Начали клеиться основательно, настоящим клеем. Заплатка пришлась на участки камеры, которые должны повторять профиль обода и никак не хотела держаться. Выяснилась ужасное обстоятельство, что единственный найнер в группе с камерой на "престе" едет без запаски.


         Мы с Димоном метнулись в Зеленчукский веломагаз, он оказался закрыт. В шиномонтажах наотрез отказались вулканизировать велокамеру, типа тонкая, порвется. Вобщем, припомнил я древний метод закусить дыру гнутой монетой. Приезжаем к мосту и видим, что Паша времени зря не терял и не спеша всё заклеил. Накачали, опять сдувает. В другом месте ободная лента сдвинулась вбок, и незащищенная камера вновь порвалась. Паша клеил... В максимально дипломатичной форме было высказано замечание о недопустимости поездке в поход без запасной камеры. Пока Паша клеил, остальные участники искупались в реке. Вскоре, Паша достиг результата. Тронулись в путь.
        За Зеленчукской дорога вновь идет в тягучий подъем, огибает Скалистый хребет и начинаются скоростные спуски! Езда с заездами накатом на локальные подъемы приносит массу удовольствия! Не заметили, как впереди показалась Преградная. Переехали мост через р.Уруп закупились в магазине, выкурили карту и поняли, что за станицей стоянок с водой нет.
        Переехали обратно Уруп и выше по течению в лесу нашли много полянок, пригодных для стоянки.
        Устроили народные купания и стирку.

 
День 4. 16.05.2012, среда

Преградная - пер.Бандитский - Горное - Ахметовская - Мостовской

(пробег 88 км, Vср 15 км/ч, Vмах 51,4 км/ч)


         Утром опять чистое небо! Место для стоянки уж больно хорошее, снова искупались в Урупе. Вода, как и везде, мутная, но жидкая. Позавтракали и в 10.45 выехали.
        Проехали насквозь Преградную, аул Большевик и принялись штурмовать Бандитский перевал (11.21, 7 км, 824 м нум). Грунтовый серпантин крут и коварен, однако, за исключением пары каменистых участков, покорный взятию в седле.
        На середине подъема разбавили Регидрончик, дабы избежать теплового удара. В небе кружили несколько огромных красивых птиц-хищников. "Гадьте спокойно, я вам не враг".


         На вершине перевала устроили фотосессию (13.20, 16 км, 1421 м нум).

Позади подъем на перевал Бандитский

А дальше начался спуск по не очень комфортной каменистой дороге. На первой развилке мы выбрали левую, более накатанную дорогу, а вот на следующей с равнонакатанными колеями - правую.


        Обозначенное на картах урочище Бандитское очень необычно. Как-то не вписывается в общую архитектуру Кавказа. Тут лучше ориентироваться по GPS-треку. Местами дорога имеет покрытие из растрескавшейся глины, явного признака огромных страданий туристов, проходящих здесь в дождливую погоду. Даже сегодня, без дождя, на дороге есть непросохшие участки, где каждый намотал на свое колесо добротный слой грунта.
        В одном месте трек увел нас с накатанной дороги в некое подобие каменной трассы для бобслея. Сама же дорога ушла правее. Преодолев овраг по этому желобу мы вновь вышли на накатанную дорогу, пришедшую справа. То есть возможно (!) сделали объезд. Спустились в Горное, поплескались в ручье и вышли на асфальт. Ближайший от Горного магазин мы нашли аж в Каладжинской, за перекрестком, до которого долетели в быстром темпе, благодаря уклону и попутному ветру.
        Так же быстро достигли по нашей пустынной дороге Мостовского, перед поворотом на мост увидели несколько прекрасных озер. Очень велик был соблазн встать здесь на ночевку.
        Однако кафе при въезде в Мостовской с шашлыком и пивом заставило нас забыть об озерах и зависнуть тут на полтора часика.
        В Мостовском закупили кое-какие продукты и поехали в сторону Губской, попутно подбирая место место для ночевки. Облазили местность у моста через р.Ходзь и решили остановиться на дамбе, после моста повернув налево.
        Помылись, постирались, посидели у костра.

 
День 5. 17.05.2012, четверг

Мостовской - Губская - Хамкетинская - Новосвободная - Абадзехская - Каменномостский - Темнолесская

(пробег 93 км, Vср 13,1 км/ч, Vмах 57,9 км/ч)


        Утро было недобрым. Пашкина камера продолжала травить воздух. А вчерашний ужин притупил бдительность завхоза, выяснилось, что завтракать нам особо нечем. Решили в пос.Первомайский позавтракать у магазина, чем бог пошлет.


         Накачали колесо (а вдруг показалось) и выехали. Нет, не показалось. Пока мы с Пашей воевали со строптивой камерой, Дима и Женя метнулись в магаз.
        Дорога проходит вдоль реки Губс, на уютном берегу которой мы расположились и позавтракали. Для ночевки здесь места получше, чем на Ходзи.
        Доехали до Губской, двинули на Хамкетинскую. Дорога пошла вверх, вскоре асфальт закончился, но грунтовой продолжение дороги было хорошего качества. На скорости влетели в Хамкетинскую, остановились у магазина, съели мороженного. На перекрестке у магазина (тут же почта) необходимо повернуть налево, в сады.
        Постепенно дорога ухудшалась и местами стремилась намотаться на колесо. Проехали очень живописный овраг справа. GPS трек вовремя подсказал поворот направо в лес. В лесу дорога стала лесной и развилась на мелкие дороги и тропы, одинаково грязные и непролазные, которые вскоре вновь собрались в одну дорогу. На выходе из леса азартно едем по не до конца просохшей грунтовке. Кому то повезло, а кто-то вооружившись палочками выковыривал дорожное покрытие из велосипедов.
        Но вот, добрались до улучшенной дороги, поехали направо и попали, опять на скорости, в Новосвободную. Оттуда вязла начало асфальтовая дорога.
        В горах населенные пункты расположены, как правило, рядом с реками, а реки текут там, где низко. Поэтому весь наш путь состоял из спусков перед деревнями и из подъемов на выезде из деревень.
        В Абадзехской доехали до дождя. Дождь и солнце сменяли небо довольно часто, поэтому было проще ехать, чем пережидать, к тому же на небе вырисовывалась солнечная перспектива.


         На выезде из станицы р.Белая так подмыла берег, что дорога внезапно закончилась живописным обрывом, по краю которого идет тропинка до противоположного обрыва.
        В Каменномостском заехали за продуктами в "Магнит". Осматривая велик обнаружил проблему: сорвалась резьба на одной из чашек каретки. Ехать-то можно, но всё время точила мысль, а не в раме ли сорвалась резьба? Дома выяснилось: не в раме, но чашка за дальнейший путь вполне похудела в диаметре.
        Начался непрерывный тягун по асфальту в сторону Лаго-Наки. По пути были выявлены кафешки, способные быстро накормить блинами. Доехали до поворота на Темнолесскую.
        Вновь лесная дорога во всей красе! В нескольких сотнях метров на развилке нужно уйти налево, начался спуск. Благодаря уклону, велосипед оказался способен преодолевать такие грязевые препятствия, мечтать о которых на равнине просто не пришло бы в голову! Эту дорогу я уже штурмовал в 2005 году. Темнело, решили доехать до большой поляны со странным прямоугольным выщипом травы на земле. Ручей неподалеку.
 
День 6. 18.05.2012, пятница

Темнолесская - Мезмай - Гуамка - Красный Дагестан - Ширванская - Апшеронск - Хадыжеск - Куринская

(пробег 100 км, Vср 17,5 км/ч, Vмах 69,3 км/ч)


        Утром Паша, устав возиться с задним колесом, переместил неподдающуюся камеру на переднее колесо. Видимо, вывод о необходимости запаски он сделал навсегда. Позавтракали, миновали Темнолесскую, доехали до Мезмая с красивой турбазой и желтенькими крышами строений. Спустились к магазину и обнаружили начало узкоколейной железной дороги, идущей по Гуамскому ущелью.
        Вдоль узкоколейки ведет вполне проезжая тропинка, местами приходится перетаскивать велик через рельсы. Местами насыпь заросла лопухами, но тропа легко читаема и проходима.


         Спускающиеся со склонов ручьи пересекают насыпь по трубам, у одной из которых мы устроили помывку. Солнечная погода, жара и купание в чистой воде! Превосходно! Едем!..
        На одном из камней сидел дед-сектант, сушивший вокруг себя свои одеяния то ли из простыней, то ли из носовых платков. Предупредил, что дальше с великами будет трудно.
        Действительно, вскоре мы вышли на участок с буреломом, нанесенным селевым потоком. Всего 100 метров, а преодолевать пришлось долго, сначала с великом, потом с рюкзаком. Приходится все время прыгать по камням и подлезать под деревьями. Через все это безобразие на двухметровой высоте проложен стальной трос, имеется шкив.

 
        Скорее всего, прикрепив к шкиву, например экспандером велики и рюкзаки, мы справились бы быстрее и точно комфортнее и интереснее. Это реально. Но желание пройти поскорее, опередило инженерную мысль. Ну и кроме того, поход был заявлен как тренировочный, а потому чем сложнее путь, тем ближе цель.


         Двигаясь вдоль железнодорожной колеи, мы вскоре обнаружили что находимся на краю обрыва по одну сторону и скальную стену - по другую. Проезд по краю пропасти местами очень опасен. Поэтому проезд по таким участками не вызывает уважение, а провод велосипеда в руках - усмешки.


        По этому участку дороги организовано пассажирское туристическое движение. Оборудована станция и касса. Из отчетов наших предшественников мы поняли, что в дни следования поездов по ущелью на велике ни за что не пропустят. Сегодня должен был быть как раз такой день. Однако поезда не ходили. А мы продолжили путь.



        На одном из опасных поворотов на встречу нам вылетела дрезина с разгоряченными пассажирами. Останавливаться в планы машиниста точно не входило, поэтому каждый спасался, как мог. А места для спасения не так уж и много.
        На одном из мостов через притоки р.Курджипс так и написано "Движение по ущелью на велосипедах запрещено".


         На выезде из ущелье разместились в одном из кафе, где плотно пообедали борщом на первое и шашлыком на второе. Пиво не наливали, но магазин легко найти пройдя 300 м вдоль продолжения узкоколейки, по пути осмотрев отреставрированный подвижной состав.


        Дальнейший наш путь был по асфальту.
        Дорога между Красным Дагестаном и Ширванской предложила нашему вниманию трудовые подъемы и быстрые спуски, к которым мы уже привыкли.
        Проехали ничем не примечательные Апшеронск и Хадыжеск, прикинули время и решили встать на ночевку в районе станицы Куринской на р.Кура, притоке Пшиша. Долго не было подходящего места, полянка за кустами под ЛЭПкой вполне оказалась приемлемой, рядом родник. Когда стемнело, искупались в Куре.
День 7. 19.05.2012, суббота

Куринская - пер.Шаумянский - пер.Гойтхский - Туапсе

(пробег 68 км, Vср 19,2 км/ч, Vмах 50,6 км/ч)


        Вчерашние намерения Димы и Паши встать пораньше и приготовить завтрак, чтобы оказаться поскорее на море, не оказались пустыми словами. Уже в 6 утра меня разбудили, чтобы изъять зажигалку. Молодцы!
        Ну да, море того стоит.
        Предстоящие два перевала мне были интересны тем, что я на них не был. Осмелюсь высказать предположение, что больше на них и не попаду.
        Перед Шаумянским перевалом асфальт закончился, а серпантин спуска и подъема приходится на грунтовку, покрытую несколькими сантиметрами пыли. При этом движение очень оживленное, особую радость доставляют грузовики, обдувающие выхлопной трубой велотуриста через эту пыль. Асфальтовый кусочек есть только на верхушке перевала для того чтобы спасти посетителей кафе от этого ада. Тут же в небольшой проточной яме-луже обнаружена рыба, которую разводят обитатели кафе.
        Гойтхский перевал похож на обычный подъем и спуск, но спуск к морю!

 
        Мы проследовали к вокзалу, чтобы понять, где он находится и отправились на морской берег. Купались, загорали, пообедали. В общем, ждали поезда.
        Охлажденные пенным пивом, тронулись на вокзал. По пути зашли в супермаркет, купили, как говорится, продукты в дорогу. Любопытно, что после магазина Женя рванула в сторону моря, противоположную вокзалу, да так, что не догонишь! Ну да ладно, так или иначе, но перед прибытием поезда все были на местах.
        Несмотря на приближающийся вечер, в городе было жарко, и думать при разборке велосипедов перед вагоном было лень. За что и поплатились, очень долго укладывая четыре велосипеда на третьи полки окаянного нового вагона.
        Вскоре всё успокоилось, а на следующий день Дима перестал употреблять пиво, видимо вспомнив, что прививка от бешенства в большом городе должна работать на полную катушку.
 
Вместо заключения

        Маршрут похода нельзя назвать оригинальным. Однако в середине мая хорошая погода еще не устанавливается, а снег на горных дорогах еще полностью не тает. Ливневые дожди, свойственные этому времени года, заставляют выходить реки из берегов, поэтому попытки преодоления рек вне мостов могут оказаться неудачными.
        Кавказский рельеф отличается от горного Крыма или Карпат резкими перепадами высот, затяжными и крутыми подъемами. А в сопровождении с дождиком он ощущается еще более колоритно.
        В Крыму, например, в это время начинается уже лето.
        Тем не менее, прокатиться по горам с выходом на море всегда полезно, это особенно чувствуется, когда возвращаясь на работу полным энергии и загара видишь вокруг себя бледнолицых и уставших от недавней зимы коллег.
 

Комментарии
Ars.foto22.02.15, 02:10
Спасибо за хороший маршрут! Вот его-то я и спланирую на лето!) 
Guest22.12.12, 23:20
Здорово! 
Спорт-это первый шаг к здоровому образу жизни!Второй_хорошее настроения и море впечатлений!!!Молодцы!
Guest22.12.12, 19:43
Молодцы!! 
Живу сам в Туапсе, часто ездить приходится на машине через пер.Шаумянский, с закрытыми окнами из-за пыли. А вот на велосипедах или пешком.... это ПОДИГ!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Кавказ (российская часть)
еще маршруты
О Маршруте