Грузия. Впервые, год спустя.

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Нитка маршрута Места
Сорванный год назад селем план поездки и, заодно, кусок военно-грузинской дороги, реализован!
 

Грузия. Впервые год спустя.

«Жизнь должна быть путешествием до могилы
не с намерением прибыть в сохранности и красивом,
хорошо сохранившемся теле,
а скорее въехать с заносом, в клубах дыма,
полностью вымотанным и изношенным,
громко провозглашая — «Вот это поездка!»
Hunter Stockton Thompson

Предыстория начиналась год назад.
И вот накануне майских праздников мы поехали вновь.
Три экипажа, всего семеро участников. В автопарке за год произошло изменение: старенький RAV4 2006 года стал новым Sorento. X-Trail-2013 и RAV4-2013 прежние, закалённые в путешествиях.
Стартовали рано поутру в последний день апреля. Воссоединись за пятидесятым километром М-4 всеми тремя машинами и составом прошлой поездки.

Первая ночевка была, не доезжая километров тридцать до Ростова-на-Дону, у какого-то приятного вида пруда.

Во Владикавказе традиционное посещение кафе с осетинскими пирогами. Заправка отечественным бензином. Пока он у нас дешевле европейского и грузинского. Впрочем, явно идёт процесс притягивания (в том числе и за уши) к их ценам…
В вечерних сумерках второго дня пути мы прибыли на пункт пропуска Верхний Ларс. Единственный на сегодняшний день пункт автомобильной связи с Грузией. Обе границы пересекли без особенностей, часа за полтора, но уже в темноте.

ГРУЗИЯ

Степанцминда и Гергети
До Степанцминды, первого места назначения грузинской части маршрута двадцать километров проехали быстро и остановились на центральной площади, чтобы обмозговать место ночевки. Практически мгновенно рядом с машиной из темноты появился человек, который предложил место ночлега. Каждому экипажу по комнате в теплом доме. С душем и кухней и wi-fi. Как чуть позже сообщил, он с семьей в этом же доме и живёт. Немного для приличия поторговавшись и снизив цену с мотивировкой, мол, в интернете такие цены названы как стандартные, поехали в гору к дому.
Сразу замечу, что с местами ночлега повсеместно в посещенной части Грузии очень хорошо. Найти не проблема на любой вкус и карман. Беспроводной интернет также распространён повсеместно.
В окружающей темноте где-то очень высоко над головами со всех точек хорошо видна ярко подсвеченная Гергетская церковь, куда мы и планировали попасть поутру в первую очередь.

Часовая разница с московским временем не позволила мне увидеть "открытый" Казбек, только фрагмент склона. Хотя и встал относительно рано, в семь часов. Утро, начавшись с яркого солнца, прогрессивно "ушло" в облачность и последующую "тучность" с порывами дождя. Холодный пронизывающий ветер сопровождал этот переход.
К церкви и монастырю подняться есть много способов. Практическую ценность представляют три. Пешком. В гору с непрерывным подъемом километра три. На "такси". Собственно, основной бизнес в Степанцминде и сосредоточен на предоставлении жилья и транспорта. В неисчислимом количестве представлены Делики всех возрастов. Для особо отчаянных есть возможность подняться и на своей машине. Дорога, местами больше похожая на направление, не особо располагает к такому решению. Мы изначально планировали именно пеший подъем. Но низкая температура, очень сильный ветер и временами дождь сподвигли нас на наём машины. Хозяин дома с радостью предложил свою (конечно же Делику) в качестве транспорта. За дополнительную к аренде жилья оплату, по немного сниженной от стандартной стоимости.

Визитка хозяина дома. Миша, так он представляется.

Гергетская церковь Святой Троицы, кто хотя бы немного знает о Грузии, известна широко. И, не смотря на "захоженность и заезженность", оставила очень приятное ощущение. Аура там правильная!

Здесь же впервые воспользовались обменником и банкоматом для получения наличных в местных дензнаках. Во всех банкоматах минимум три языка интерфейса, грузинский, английский и русский. Поэтому пользоваться удобно и просто.
Затем мы имели удовольствие проехать по военно-грузинской дороге. Под дождём, через огромные снежники вдоль трассы, через Крестовый перевал, по тоннелям, так как основная трасса еще не была расчищена от снега. С посещением обзорной площадки над красивым ущельем и с открывающимися временами в разрывах облаков заснеженными вершинами, создающими прекрасные панорамные виды. Много ремонта в стиле "асфальт кусками сняли, положить не успели".
В общем с дорогой странно. Я увидел именно то, чего ожидал. Хотя на фото в интернете можно увидеть многополосный хайвей в обрамлении гор и с подписью "Военно-Грузинская дорога". Кто и где снимал, не знаю, я такого не видел! ??

По совету друзей остановились в Пасанаури на первую серьёзную трапезу отведать "лучшие хинкали во всей Грузии". Потом было много явств и мест их поедания. Но, подтверждаю, эти хинкали были лучшие. На обратном пути мы вновь остановились в этом семейном кафе, внешне совсем невзрачном, но отменным для полного гастрономического удовольствия! Поговорили с хозяином, рассказали про отзывы, которые привели нас, спросили, в чём же секрет? Ответ был простым. В доме нет кухни. Готовят для себя и гостей кафе одно и то же. "Как же я могу кормить своих сыновей чем-то неправильным? А готовить отдельно и/или по разным рецептам технически невозможно."
Пасанаури, ул. Сталина, 42

Замечу, в Грузии подавляющее большинство хорошо говорит на русском. Рассказали, что сейчас основной упор в стране на массовое изучение английского.
Сразу на выезде из поселка остановились на пару фото у слияния Белой и Черной Арагви.
После спуска с гор резко поднялась окружающая температура. Из плюс десяти, через плюс три на перевале, до плюс 27оС в Мцхете.

Мцхета
Древняя столица Грузии, ныне в центральной части превращенная в некоторое подобие "этнодеревни" в камне. Мило, несколько искусственно, для часовой прогулки вполне.

Здесь же обзавелись местными sim-картами для постоянного подключения смартфонов к интернету.
Cотовая сеть с хорошей скоростью интернета и максимальным покрытием по стране: MAGTI

Семь лари за два гигабайта (на момент поездки один лари равнялся примерно 25 рублям). При нашей сетевой активности трафик был исчерпал у меня за полутора суток до возвращения, у Медведя за полсуток, и только Аня провезла несколько сотен не израсходованных мегабайт через границу в Россию ??

Тбилиси
Прибытие в столицу (километров двадцать от Мцхеты) пришлось на вечерние пробки. Нерегулируемый Т-образный перекресток (проспект на шесть полос плюс четыре полосы на ответвление) принёс почти часовое стояние-дёрганье для проезда этого оригинального решения организаторов дорожного движения.
Вообще пора сказать об особенностях вождения в Грузии. Разметка условна. Скоростной решим можно безболезненно нарушать до плюс десяти, в теории. На практике и значительно больше. Пропуск пешеходов не приветствуется никем, включая самих пешеходов. Отдельно дорожной полиции нет. Патрульные машины с постоянно включенными люстрами курсируют массово и повсеместно, но никому не мешают и на массовость несоблюдений правил не реагируют. Однако в реальности никакого хаоса нет. Все едут вполне предсказуемо и уважительно по отношению к другим участникам.
На второй-третий день мы свободно ориентировались в местном характере движения и с тоской думали, что, переехав обратно через границу, можем поплатиться, если резко не перестроимся на соблюдение ПДД. Практика же оказалась ещё плачевнее. Гораздо более жёсткое отношение к соблюдению правил в России в реальности не создаёт такого же комфортного вождения, как в Грузии. Непредсказуемость, временами откровенное хамство, непонимание, что думать стоит не только о себе, это про наши дороги. Увы.
Интересная особенность парковки в Тбилиси. Парковка на выделенных разметкой местах платная. Оплата посуточная, за неделю или за месяц. Чем больше срок, тем меньше цена. 2, 5 и 20 лари соответственно. Как нам рассказали, через любой банкомат. Но во дворах и на обочинах стоять сутками можно вообще без оплаты и без проблем.
Тбилиси понравился. Нашими добровольными экскурсоводами были друзья, влюбленные в этот город, поэтому через призму их отношения и мы прониклись. Конечно, не всё хорошо. Много разрухи. Есть очень красивые старинные здания в крайне запущенном состоянии. Но и с новыми у грузин не очень получается в плане ухода. Впрочем, у нас аналогично. Построить могут, а поддерживать пока не научились. Ну а полуразрушенных строений и в Москве найти не сложно, не говоря уж о...
Меня лично в Тбилиси ненароком обманули. В первый вечер с лозунгом "идём сразу в кафе, тут совсем рядом" повели на большую прогулку по ночному городу. Сам, безусловно, виноват, что не взял камеру. Но подумал, раз идём есть и пить, то зачем рюкзак тащить? Вся компания от этого выиграла, со штативом в ночи я бы существенно задерживал всех. Сам же и читатели проиграли. Нет снимков ночного города. Ибо версия "завтра пойдёшь вечером и поснимаешь сколько душе угодно" накрылась не тазом, а затяжным ливнем, который начался ближе к вечеру и продолжался всю ночь. Ну да ладно. Надеюсь, ещё побываю! Пока в активе лишь немного ночного города с камеры смартфона. Дневных снимков значительно больше, но они не настолько выразительны.

Считаю очень существенным сказать о спокойствии и безопасности, которыми просто "пропитано" всё пребывание в Грузии. Ярко ощутили это в общем-то мало знакомое по нашей стране чувство, начиная с Тбилиси. Далее в поездке оно нигде не испытало ни малейшего колебания.

Кахетия
Проведя пару дней в городе, поехали в сторону Кахетии, в Давид-Гареджа, в очень старый скальный монастырь. Это примерно в сотне километров от столицы и двухстах метрах от грузино-азербайджанской границы. Замечательное место. Но, на мой вкус, не основная территория, которая приведена в "милый туристический" объект. Интересовали именно скальные кельи и часовни. Они заброшены и запущены. Фрески почти утрачены, на многих нацарапаны имена посетителей... Но для удовольствия горной "радиалки" к ним и вокруг это не имело значения.
Прогулка вне тропы чревата встречей со змеями. Мы повстречали одну. А вот нор сотни! Нам помогла в плане большей безопасности погода. Ледяной ветер, часто и подолгу исчезающее за облаками-тучами солнце, загнали змей под землю.

Назад на трассу и далее в Кахетию, в Сигнахи. На подъезде посетили монастырь Святой Нино. Он же монастырь Бодбе. Хорошее расположение на склоне горы. Фотогенично!
Очень маленький городок Сигнахи расположен на склонах горы над Алазанской долиной. Любителям вина название хорошо знакомо! Сигнахи был разрекламирован как альтернатива Мцхете. Мол, в Мцхете потёмкинская деревня, а вот в Сигнахи всё старинно-натуральное. Увы. Разницы не заметил. Сильно туристическое место. Не моё. Хотя и уютно-красиво. Гораздо приятнее вид долины, которая воспринимается с высоты как бесконечное зелёное море!

Купили сначала на улице, потом на рынке пастилу – вкус из детства! (Потом на рынке в Батуми брали, совсем не то).
Основным событием по пути стала покупка домашних сыров у дороги. Много говорить не буду, но пальцы с сыром не проглотили чудом!
Из Сигнахи наш путь лежал в Кутаиси. 350 километров навигатор показывал как почти шестичасовой маршрут. И поначалу, двигаясь по хайвею, мы недоумевали, отчего такое расчётное время? Однако хайвей ненадолго сменившись двухполосной умеренной разбитости дорогой, стал затяжным серпантином. Поток машин бесконечной змейкой красных габаритов уходил вдаль. Соответствующая характеру дороги низкая скорость, постоянные, в том числе и достаточно крутые повороты, и... в Кутаиси навигатор правильно время рассчитал, как оказалось!
Всю дорогу сильно негодовал, что такой серпантин пришлось проехать в темноте. Скольких впечатлений и видов мы лишились?!

Имеретия
Прибыли в город около 12 часов ночи. Знакомство с городом и окрестностями было на следующий день.

Кутаиси неожиданно приятно удивил. Но этого попадалась информация больше не то, что негативная, а какая-то слишком нейтральная. Мне понравилось в городе.

Из окружающих город мест в планах было три, посетили четыре.
Вне плана был визит в церковь над ущельем. Небольшой монастырь Давида и Константина, но весь очень позитивный и умиротворенный!

Монастырь в Гелати ожидаемо значимое место. Основан царём Давидом Строителем, который там же и похоронен.Часть основного храма в лесах. Внутренняя роспись шикарна!

А вот с заповедником Сатаплия, посвящённым, как "внезапно оказалось", следам динозавров, да ещё и с красивой и достаточной большой пещерой, вышло забавно. Мы ехали посетить смотровой стеклянный мост над ущельем и с видом на город. Динозавры и пещера были совершенно неожиданным «бонусом», что-то при подготовке не дочитал явно. Что получили? Пещера жирным плюсом. Мост закрыт для выхода в связи с одной разбитой стеклянной секцией ограждения (ну, не сильно это помешало...) Увы. Нет описанного многими чувства хождения надо пропастью. Очень мутные стекла, с налетом песка на каждом не создают ощущения открытого пространства под ногами. А следы динозавров доверия не вызвали. Коровы копытами на сырой глине одно оставляют, а потом следы оплывают очень похоже. Тут же вспомнилась история из Камбоджи. Увидел полуразрушенный памятник с горбатой коровой. Спросил у гида, мол, как давно горбатые коровы вымерли? Понимания долго не было. Гид утверждал, что все коровы и сейчас такие, а я думал, что что-то в речи недопонимаю. И лишь через час впервые, а затем в юго-восточной Азии и постоянно встречал реально только горбатых коров. Очень повеселился тогда. Вот и следы динозавров как-то...

Пещера Прометея. Оборудованная для посещения секция более километра протяженности. Сказочные природные наплывы всех форм и размеров. В минусах плавающая цветная подсветка. На длинных выдержках уловить, что будет со светом и цветом на выходе кадра - не угадать. Это немного раздражало.

Посещение пещеры сквозное, вход и выход в разных местах. От выхода до площади у входа курсирует в режиме шаттла микроавтобус. Средний, человек на тридцать. Поэтому долго ждали, чтобы сесть, т.к. сказали, что до стоянки пара километров. Когда же выехали, то сразу за поворотом, с места погрузки невидимая, оказалась стоянка с нашими машинами. Там метров пятьсот ехать, пешком прошли бы быстрее, чем ждали посадку! Посмеялись!
После возвращения в город (это километров тридцать), оголодавшие, отправились в кафе отведать местных хинкали. Хороши! Но лишь второе место после семейного кафе в Пасанаури! Здесь же впервые столкнулись с непривычной ситуацией. Молоденькая официантка реально говорит только на грузинском и английском при почти полном незнании русского. Удивились. Неожиданно.
Завершили день ночной прогулкой по городу. Хорошо!

Точнее, завершили не прогулкой, а мучительным совещанием по дальнейшему маршруту. Желаний было много, дней в наличии мало. Состыковать всё было не реально, а выбор всегда мучительный. Особенно, между хорошо и хорошо с надеждой с отлично...
Решили, что в Сванетию не едем. Прохладно ещё в горах, да и с одной ночевкой как-то не до прогулок получится. Предыдущая часть маршрута всех настроила, что в Грузию возвращаться однозначно стоит. Значит, Сванетия на следующий заезд, даст Бог!
Следующим утром выехали в сторону Батуми.
Снова пару слов о дорогах. Встречали много участков с ограждением и знаками ремонта. Но сам процесс ремонта застали лишь однажды, вдалеке от цивилизации, по пути в монастырь. В прочих случаях ни рабочих, ни техники замечено не было ??

Аджария
И после первого взгляда на открывшееся за очередным поворотом море первоочередной задачей стало МОРЕ! Утро, впрочем, было серым и не жарким. Из всей компании только дочка стала героем момента и залезла в воду. Все же остальные высказались в плане, вот кабы солнечно, или ветер потеплее, или ещё что... :)))

Попутно замечу, в преддверии очень близкого высокого сезона пляж убрать никто не торопится, мусора очень много.
По мере движения погода становилась всё лучше, стало и теплее и вовсю сияло Солнце!
Далее поворот с трассы в национальный парк Мтирала. Не доезжая до Батуми километров двадцать, налево. Навигатор нас немного подвёл. Вроде и едем, а дорога всё хуже, и водопад впереди на карте и понемногу приближается, а дорога всё хуже и хуже. Скромно скажу, что с нашей страстью к горам, определение "хуже и хуже" это уж откровенно хреноватая дорога.
В итоге уперлись в тупик из скопления дорожной техники. Дорожные рабочие объяснили, что мы едем не по той стороне ущелья, назад метров пятьдесят, мост, потом дальше верх. Мост на первый взгляд не сильно внушил доверие, но при проезде даже не шелохнулся! Эдакая стальная конструкция с элементами подвесного конструктива.
Фото Дмитрий Боровский

Дорога, внезапно порадовавшая асфальтом, быстро стала грунтовкой, петляющей вверх вдоль реки. Мостики, небольшие броды. Очень редкие встречные машины, с которыми разъезжаться было не всегда просто. И на финиши автомобильной части пути огромная стоянка с двумя-тремя десятками хорошо знакомых Делик! Пока мы ехали из Кутаиси, пока останавливались на море, пока маленько промахнулись, доверившись навигатору, масса туристов (в основном европейцы) успели доехать до точки старта пешего маршрута. Можно утверждать, что нам очень повезло! Мы ехали одни, поздно для трафика вверх и раньше потока встречных Делик, с которыми при текущем их количестве на стоянке, разъезжались бы на встречном курсе долго и нудно!

Визитка от местной туркомпании

- привезут и отвезут из Батуми всех желающих! Этот водитель-гид был с туристками, русскоговорящими девушками.
От стоянки идет к водопаду тропа, которая начинается с небольшого аттракциона. Один лари с человека и ты форсируешь реку на импозантном самодельном фуникулёре с ручным приводом! Весело!

Потом километра полтора в гору и... Водопад! Высокий! Шумный! Окутывающий взвесью воды вокруг на десяток метров! Очень понравился. Настоящий. Достоен посещения!

Затем обратно и в сторону. Написано "К Озеру". Ну пока нормальные неспешно идущие люди пошли к озеру, отдельно взятые товарищи на полном ходу проскочили поворот и снова вышли к водопаду... У нас отличились двое, в том числе автор рассказа.
Потом конечно спустился в каньончик, где после узкого прорыва в скалах, река разливается в относительно широкую и спокойную заводь. "Озеро" - это очень условно! Первый промахнувшийся не попал и сюда. Ушёл сразу на стоянку. Мне удалось застать всех остальных в благостном настроении и удовольствии от места.
Возвращаясь, на полпути до трассы сделали привал на приятной полянке немного в стороне от дороги. Чай, мёд, фотографии.

Батуми

При первом взгляде город поражает. Огромное количество высотных зданий. Много оригинальных. Прекрасная набережная. В ухоженном состоянии старая центральная часть города.

Место нашего проживания - трехкомнатная квартира в доме Магнолия (или у Магнолии).
Квартира в идеальном состоянии. Дом же удивительный. Ему меньше десяти лет, но выглядит как минимум пятидесятилетний. Расположен очень удачно. На первой линии у моря, вдоль набережной. В пешей доступности до всего, чего можно пожелать.
Ссылка на бронирование квартиры и фотографии.

По ценам на жильё нигде и ничего не пишу, т.к. от сезона стоимость аренды сильно зависит. Нам за фото дополнительную скидку дали ??
И "наш" Батуми от летнего отличается разительно и по рассказам, и по личным ощущениям.
После размещения начали вечер с застолья в кафе и затем до поздней ночи гуляли по городу. Поющие фонтаны, замечательная подсветка всех зданий, и старых, и новостроек-небоскрёбов! Обилие положительных эмоций и впечатлений!
Утренний завтрак решили провести в рекомендованном друзьями кафе Retro. Искали его полчаса, хотя оно в четырехстах метрах от Магнолии.
Почему упорно искали при обилии кафе повсеместно? Хачапури по-аджарски в "Ретро" - лучшие в Аджарии! Проверено. Подтверждаем!

Основными планами на день были два рынка и день рождения одного из участников.
Центральный рынок был необходим, так как Батуми был точкой разворота, откуда начиналась дорога теперь уже в сторону дома. Покупали сыры, мёд. орехи, зелень, табак и чего-то ещё много.

Внешне рынок очень простенький. Восток ярко ощущается.
Рыбный рынок интересовал нас не собственно рыбой, а разрекламированными "рыбными кафе, где прекрасно готовят свежевыловленную рыбку". Обращаю внимание на множественное число относительно кафе и на свежевыловленную... Увы. Это единственный случай в путешествии, где совет оказался не сильно удачным, мягко говоря. Рыбный рынок расположен за портом, топать около километра от центрального. Оказываемся в микроскопическом закутке, максимум квадратов на пятьдесят. Стерлядь, камбала, дорадо. Не уверен, что это черноморская рыба... Через стенку кафе. Единственное! Десяток столиков во дворе и около восьми кабинок. Одна женщина преклонных лет готовит, конкретнее, жарит рыбу. Одна официантка и одна уборщица. Соответственно, никто и ничего толком не успевает. Крик, шум, регулярное недовольство посетителей. Тут порядок обслуживания нарушили, тут то ли твою, то ли чужую рыбу приготовили. Бардак откровенный. Усугублять и нагнетать не буду, но без этого посещения мы бы явно могли обойтись. Не советую тратить время и настроение.
После разгрузки накупленного, пошли в супермаркет, где было закуплено какое-то нереальное количество вина. Вернусь к этому моменту ниже.
Позже сходили и за лавашом из печи. Сказочный вкус!

Зашел в пекарню, где поговорил с пекарями за жизнь. Непростая жизнь у тех, кто трудится, а не ворует... Единство в этом плане полное со всеми странами третьего мира, включая нашу...

Дорога домой
Утренний выезд и мы на "южном маршруте" по нами же придуманному определению. Мол, "северный" - это через Кутаиси, южный по горам и долам относительно вдоль границы с Турцией. Дорога обещана в три больших отрезка: приличная, поганая, отличная. Через перевал, на Боржоми, затем на хайвей к Тбилиси.
Несколько мест к посещению по маршруту на карте были отмечены.
Сначала "мост Царицы Тамары". Реально это каменный арочный однопролётный мост, построенный почти тыщу лет назад, в том числе строительство и на период царицы вроде бы попало. И ведь стоит! И идти совершенно не напряжно. От него просто веет монументальностью и выверенной веками надёжностью!
А вот фотографировать сложно. Редкие туристы и местные жители имеют странное обыкновение. Надо выйти на середину моста, где можно стоять, трепаться, курить, совершенно не спешно, явно "наслаждаясь" откровенной помехой трём людям с фотокамерами. Такого поведения ни до, ни после нигде не встречали. Отсюда же полкилометра в противоположную сторону к водопаду Махунцети. Интернет называет его "жемчужиной Грузии". Хорошенький, но слишком доступный. Пятьдесят метров от автостоянки. Нет эффекта "выстраданности", что ценность и яркость ощущений несколько снижает.

Сразу после выезда с парковки случилась и техническая проблема с машиной. Полчаса ходили, протирали фары, стекло, три круга с бубном в ритуальном танце вокруг, обсуждение возможных причин, и... отпустило! После этого проехал почти три тысячи километров, и лишь после возвращения и поездки в Тверь всё повторилось. Оказалось, это была поломка электроники иммобилайзера. Блокировал двигатель и всё. Проблема устранена.
Далее наш путь лежал по прогрессивно ухудшающейся по качеству покрытия дороге через перевал.
Годердзи, 2025 метров.
Обычно закрыт в зимний период. По некоторым отзывам проходим только на внедорожниках. По другим и на легковых машинах люди проезжали (летом). Часто называют одним из самых сложных перевалов во всей Грузии.
Наиболее интересные особенности нашего проезда.
Пейзажи отменные во все стороны!
Со стороны Батуми мы поднимались к перевалу по северному склону. Поэтому еще очень много снега, местами, ближе к апогею, "стены" вдоль дороги высотой метров до четырёх!
Фото Илья Горьков

Сразу после перевала оказываемся на южном склоне. Снег здесь прогрессивно тает, поэтому на нескольких первых километрах до десяти весьма полноводных ручьёв, пересекающих дорогу под разными углами и с промоинами разной глубины. В одном месте словно река по дороге течет метров тридцать-сорок. На вид вообще пугающе выглядело, но реально оказалось совсем неглубоко, меньше полуметра точно. Просто очень быстрый бурлящий поток визуально поначалу несколько напрягает. Но при проезде рельеф дороги под водой хороший, и на небольшой скорости едется отлично!
Фото Дмитрий Боровский

На подъёме же не только значительно холоднее, но многие деревья даже без листвы. Сразу за перевалом намного теплее, очень быстро появляется листва, цветы, и совсем скоро обычная для тех широт густая зелень.
Подъем через относительно редкие сёла подарил ещё один повод улыбнуться.
Маленькая предыстория. Перед поездкой было опасение, как в Грузии относятся к авто с российскими номерами? А вдруг что не так? Впрочем, пока сам не побываешь, с опаской доверяешь рассказам, что никому вообще никакого дела нет до наших номеров. Но это касается "доступной цивилизации". В этом же мало посещаемом месте номера вызывали искреннюю радость местных жителей! Хлопали, кричали "Вива Русси!", поднимали приветственно руки или иначе выказывали радость и позитивное удивление. Это не всё. По горным дорогам я часто еду немного быстрее друзей. Выходит, что местные жители встречали поначалу мою машину, логично полагая, что шоу на этом и закончится. Но я-то знал не только о ещё двух сзади, но и о искреннем удивлении, когда в местах с не самыми лучшими дорогами видят за рулём женщину. Посему на всякую активную удивлённую радость во вне отвечал клаксоном, улыбался, махал рукой в окошко, а вполголоса говорил: "Российская машина на пути к перевалу? Ха! Вот еще через пару-тройку минут увидите настолько особенную, что минимум на месяц воспоминаний об удивлении хватит!"
Думаю, такие встречи дарили реальный позитив всем участникам!
По пути посетили древний монастырь Зарзма

Дорога же становилась всё лучше и мы прибыли на родину самой популярной грузинской минералки.

Боржоми
По комплексу ощущений очень похоже на курортную центральную часть Кисловодска (это нас немного подвело на слледующий день).
После остановки у входа в парк наше внимание привлёк вагончик фуникулёра. Стоявший рядом таксист сразу сказал, что делать там нечего. Но... Вагончик прикольный, умеренной древности! Идёт вверх! Да и парк "верхний"! Мы и попёрлись!
Молодец мужик, сразу чётко обрисовал ситуацию. Действительно, лесная территория, перерезанная вдоль автодорогой, много строительного мусора. Делать там точно нечего!
После спуска вниз решили заправиться минеральной водой внутрь и в тару.
Вода в двух вариантах, тёплая, на территории парка, вход платный. Холодная, в общем доступе, без оплаты. Тёплая минеральная вода, наверное, в определённых обстоятельствах нужна. Но пить приятнее прохладную. На вкус реальный знакомый Боржом! Даже удивительно, в Боржоми течёт Боржом! ?
Очень понравился дом с мозаикой. В интернете прочитал, это бирюзовый дом «Фируза», 1892 год.

Общие впечатления от Боржоми так себе, без ярких моментов. Поэтому план на ночевку здесь сместили на сотню километров вперёд.

В Натахтари хорошо отзывались о кафе Башня, там и поужинали. Приятный интерьер, приличная кухня. Подтверждаю, достойно посещения.

Последнюю ночь провели здесь же, в мотеле. На американский манер, огромные номера, машина перед дверью. Тепло. Смешным моментов оказалось включение телевизора. Из ТВ-панели на стене висит шнур с выключателем, как от бра. Щёлк – заработал, ещё щёлк -  и алес капут.
Утром стартовали на перевал, затем к границе.
Но сначала кафе в Пасанаури! Последний пир в поездке на грузинской земле!
Пока наслаждались яствами, закончился дождь. Поехали вперёд и вверх. За прошедшее время часть дыр на военно-грузинской успели залатать. Все зимние снежники с дороги расчистили и нам не пришлось вновь неторопливо трястись по разбитым тоннелям, параллельная им трасса гораздо комфортнее и лучше.
Главное, какие пейзажи вокруг мы наблюдали! Утром прошел снегопад, а к моменту проезда сквозь разрывы облаков ярко светило солнце. Снежная седина на пока еще не успевших покрыться зеленью горах! Вечные снега выше и дальше вдоль горизонта! Краски, полутона, тени, вершины и ущелья! Сказка!

К границе прибыли достаточно быстро. Грузинскую прошли без запинки. Предстояло без ненужных осложнений проехать нашу. Вина было явно больше, чем 4 беспошлинных литра на человека. Отзывы в сети сообщают разные версии, но все сходятся в одном. Не стоит ничего прятать, лучше держать на виду. Так и поступили. Две машины проехали быстро. Моя сильно заинтересовала в части багажного бокса на крыше. Не удовлетворившись сообщением, что «кроме водки, ничего», отправили в рентген. Но и там подробно расспросили о тенях на мониторе именно в боксе. Других вопросов не было. Процедура не сложная, но времени на прохождение прибавила прилично, около получаса. Вывод. Грузинские вина в умеренно неумеренных количествах контрабандой на считаются. И это хорошо!

По пути к дому
Задачей дня было доехать до Ставрополя, поэтому сразу после границы связались с Олегом. Он выехал поутру  с рыбалки под Астраханью. Среднее время и расстояние в пути оказывались примерно равными. Поэтому, прикинув, что стоит дать ему фору хотя бы в полтора-два часа на встречу с семьёй, придумали… заехать по пути в Кисловодск. Мол, для свежего сравнения с Боржоми…
Но сначала плотно затарились осетинскими пирогами и тортом во Владикавказе! Вкус отменный, цены в разы меньше московских.
Дорога от Нальчика до поворота в Кисловодск полностью повторяла участок маршрута прошлого года, когда мы ехали из Терскола в Домбай. Все испытывали чёткое дежавю!
О безумной идее с Кисловодском пожалели далеко не сразу. Даже огромное количество машин с флагами повсеместно не помогло включиться мозгам вовремя. Кисловодск в День Победы. Могли бы сообразить, но поняли, лишь оказавшись в городе. На дорогах жуткие пробки, причём с флагами всех видов и сигналами если не большинство, то треть точно. Флаги тоже радуют. Российский, Красный, понятно. Но много и спортивных! ? Городской парк битком. При этом у памятника погибшим в ВОВ ни души. Своеобразно почитаем Победу. Посему «несолоно гулямши», поехали дальше. В итоге этого по расстоянию небольшого крюка в пробках мы провели времени более достаточного для задержки с планируемым прибытием.
Ставропольский отдых был славным! Но иного и ожидали! Много общались! Снова ели и пили (умеренно). Две ночи и один полный день в гостях у друзей!
Фото Олег Ведерников

По пути к дому вновь отстояли пробку у Ростова-на-Дону. На этот раз ремонт дороги.
Наконец-то нашли повод заглянуть в кафе «Гараж» у Каменска-Шахтинского. Интерьеры хорошие, а вот кухня… Ничего, кроме душевного расстройства не испытали. Ни ногой туда больше.
В итоге этого дня, не дотянув менее сотни километров до Воронежа, остановились в придорожной гостинице. Главная особенность – феноменальная звукопроницаемость стен. На ощупь твёрдые, но если закрыть глаза, может показаться, что стен-то и нет! ?
Последний день пути прошел без событий, запечатлевшихся в памяти. Уже въехав в Московскую область, обнялись, поцеловались, отключили бортовые рации и поехали по домам «самостоятельно».

Итоги.
Удовольствие 100%!
Главными позитивами страны считаю очень доброжелательных людей, отменную кухню и сказочные пейзажи. Посему мелкие неувязки и нестыковки не доставляли какого-либо значимого дискомфорта.
ГРУЗИЯ - СУПЕР! Мои рекомендации!
Как в период летней жары и наплыва туристов не знаю, но подозреваю, что несколько или сильно иначе, если не всё, то многое. ??
Удовлетворенность не выше 75% - слишком короткое путешествие, слишком мало повидать удалось.
Штрафы на 3 машины на пяти с небольшим тысячах километров: НОЛЬ

Фотоальбом с участниками и друзьями: https://goo.gl/photos/mmELVQssiZAnJZsy9

Рассказ о поездке в версии Медведя Медведича (в частях):
https://www.drive2.ru/l/473353775604563976/
https://www.drive2.ru/l/473372742180143872/
https://www.drive2.ru/l/473443660680135190/

p.s.
Прочитал написанное. Что-то скучновато вышло. Без искры. Хотя всё и по делу…

Дополнительно:
Карта с достопримечательностями и планом маршрута (реализован частично):
https://drive.google.com/open?id=1ROS4sw0OZ0q5dtbAaQH84tKKD88&usp=sharing

Консульский отдел МИД http://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/Грузия.aspx

Памятка туристу http://flytimer.ru/pamyatka/georgia

Научиться читать письменный грузинский http://twizz.ru/genialnyj-sposob-vyuchit-neznakomyj-alfavit-v-dva-scheta/

Хороший подробный рассказ о поездке в Грузию, много правильных и полезных ссылок в конце https://samokatus.ru/2017/04/georgia-roadtrip/


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Грузия
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: