Велопоход по красивейшей республике Башкортостан и югу Челябинской области (Национальному парку-заповеднику "Зюраткуль"). Высочайшие вершины областей, пещеры, чистейшие реки, огромные курумники, субальпийские луга... И много много Солнца! :) Сборная команда: Санкт-Петербург_Пермь_Челябинск_Оренбург прошла его отлично!
Саракташ - Петровское - Андреевка - В.Муйнак - Кугарчи - Исянгулово - Максютово - Сапыково - Бустубаево - Юлдыбаево-2 - Мурадымово - Шербаки - ур.Уманюрт - ур.Карагайзилга - Иргизлы - Кутаново - Гадельгареево - Капова пещера - Миндигулово - Старосубхангулово - Байназарово - Кага - Узян - Серменево - Белорецк - Тирлян - свх.№3 - Николаевка - г.Иремель - Тюлюк - р.Березяк - р.Калагаза - Олимпиев кордон - Кипящий Ключ - г. Б.Нургуш - Кипящий Ключ - оз.Зюраткуль - п.Зюраткуль - Магнитский - Бердяуш
Саракташ Кугарчи Исянгулово Каран Юлдыбаево 3-е Щербаки Уманьюрт Кутаново Шульган-Таш Миндигулово Старосубхангулово Кага Азнагулово Белорецк Тирлянский Верхнебельский Николаевка Большой Иремель Тюлюк Кордон «У трех вершин» Большой Нургуш Кордон «У трех вершин» Зюраткуль Зюраткуль Бердяуш
Маршрут
Благодарности!

Хочу начать этот отчет со слов благодарности всем, кто так или иначе принимал участие в этом велопоходе, а также сделал атмосферу вокруг позитивной и веселой!

В первую очередь спасибо моим соучастникам! Благодаря Вам этот поход состоялся именно так, как того и хотелось. Удалось проехать, побывать, полазать, побродить по замечательным местам, и я рада, что именно Вы разделили со мной радость этих открытий!

Огромное спасибо всем ребятам Оренбургского велофорума, принимавших нас! За душевную встречу, лагерь и отличную совместную покатушку! Приятно знать, что столько замечательных людей объединяет велотуризм! Вашему клубу процветания, новых участников и бесчисленных дорог!

Также спасибо небесной канцелярии, которая немало потрудилась и выбила для нас потрясающую погоду на всем протяжении нашего похода!

Спасибо большое нашим ангелам-хранителям, которые берегли нас в дороге, при падениях и от встреч с медведями :)

СПАСИБО!
Встреча

* Поселок Саракташ находится на левом берегу реки Сакмары в 105 км. к востоку от Оренбурга. Основан в 1913 году как станционный поселок в связи соо строительством железной дороги между Оренбургом и Орском. Свое название получил по деревне Саракташ, находившейся противоположном правом берегу реки Сакмара, основанной в 18 веке. Название имеет несколько толкований: "овечий камень" (сарык-овца, таш-камень), "желтый камень", "валун".
---------

Поезд прибыл в Саракташ почти в 2 часа ночи. Здесь нас встретили ребята из Саракташа и Оренбурга на машине с прицепом и аккуратно доставили в палаточный лагерь на берегу р.Сакмары. Так халявно началось наше путешествие. В темноте в бликах костра перед нами проявлялись, представившись, и снова перемешиваясь с темнотой, наши завтрашние попутчики :).
Попив чаю, обнаружили, что для нас выделена одна из уже установленных палаток... Мы просто обалдели от такого гостеприимства и поспешили им воспользоваться, так как времени было уже сильно много...
Междугородняя покатушка.

Ночевка на берегу р.Сакмары Ночевка на берегу р.Сакмары
Красная Горка Красная Горка
Родник Родник
Свято-Андреевский мужской монастырь Свято-Андреевский мужской монастырь
Участок дороги Андреевка-В.Муйнак Участок дороги Андреевка-В.Муйнак
Саракташская обитель Саракташская обитель
Холмы и дороги Холмы и дороги
Небольшой перевальчик между холмами Небольшой перевальчик между холмами
Большой спуск в долину р.Б.Сурень Большой спуск в долину р.Б.Сурень
Стоянка на р.Б.Сурень Стоянка на р.Б.Сурень
1 день. Саракташ - Петровское - Андреевка - В.Муйнак - ок. Кугарчи. 67 км (в т.ч асфальт 25 км), ясно, +24+26
____________________________________________

По плану распорядок был такой: с утра вернуться в Саракташ, встретить недостающих наших участников с поезда, позавтракать, осмотреть Саракташскую обитель и выехать в сторону цели покатушки - п.Кугарчи.
По пути в Саракташ побывали на Красной горке.
--------
* Красная гора в Саракташском районе - одна из самых больших в Оренбургской области, названа так по красной глине и красному камню. Одно из первых описаний Горы и других соседних гор следующее: "Общий характер местности, окружающей поселок Красногор, гористый. Склоны гор покрыты россыпями красного железняка и красного песчаника, от чего в сухую ясную погоду еще за много верст от поселка горы кажутся как бы залитыми кровью".
В 1998 г. возле Красной Горы прошли съемки фильма "Русский бунт". Режиссер А. Прошкин показал события крестьянской войны, описанные в произведениях А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и "История Пугачевского бунта". Для съемок фильма воссоздана крепость, постройки того периода. В съемках фильма, помимо актеров, участвовали жители села. По окончанию съемок часть костюмов и декораций к фильму были переданы в фонд Оренбургского областного историко-краеведческого музея.
В настоящее время на Красной Горе сохранились "киношные постройки".

---------

Надо сказать, что еще при составлении маршрута мне довелось познакомиться с многими замечательными людьми с велофорумов. Благодаря их ценным советам, маршрут сложился именно такой, как и хотелось.
Так как начало маршрута выпало на выходные, появилась мысль совместить начало велопохода с покатушкой :).
Предварительное объявление принесло свои многочисленные плоды... Нас собралось порядка 30 человек, не считая еще следующих на машине :)
На выезде из Саракташа группа разбилась. Первые довольно бордо рванули вперед, а мы, вспомнив об обители, остановились, подождали отставших и повернули на осмотр.
От поселка по грунтовке выкатились в сторону Андреевки, где нас ждала еще одна архитектурная достопримечательность - Свято-Андреевский мужской монастырь. На мой взгляд просто пряничный домик!

От Андреевки группа углубилась в холмы.
Чем поразили эти холмы равнинных жителей... Их абсолютной ровностью и идеальным покрытием травой (как кажется по крайней мере издалека) :). Только редкие редкие деревья каким-то чудом удерживаются на склонах. А вообще была полная иллюзия того, что холмы эти нарисованы на компе и отрендрированы с высокой точностью :). Довольно часто у поселков на господствующем холме белыми камнями было выложено что-нибудь типа: "9 мая. День Победы" или название поселка.
Петляя по дороге между холмами, мы не переставали удивляться открывающимся видам. Дорога неплохая, изредка встречались легко преодолимые лужы, а иногда приходилось и спешиваться.

Скоро родник. Вообще о родниках в Башкирии стоит сказать отдельное слово. Родник всегда виден издалека, потому что он обустроен в виде домика, почти всегда с оградой, скамейкой. Все число и окрашено. Это было весьма необычно и конечно приятно.. Чувствуется любовное отношение людей к своему краю...

После п.В.Муйнак мы снова попали на асфальт. До с.Кугарчи остается не очень далеко, а по асфальтовым горкам ехать здорово :).
После самого большого спуска уже и Кугарчи, оставалось проехать совсем ничего. Руководители покатушки выбрали место ночевки на берегу реки Сурень. Большой галечный пляж, где тут же появился целый палаточный городок, и я углубилась в приготовление ужина :)
Чуть позже мы смогли посидеть и поболтать с ребятами, обменяться флажками с Дмитрием (Strong) (админом и идейным вдохновителем сайта оренбуржских велосипедистов) :).
Команда в сборе.

Плотина. Кугарчи Плотина. Кугарчи
В районе д.Ижбердино В районе д.Ижбердино
Участок Нукаево-Сатлыки Участок Нукаево-Сатлыки
Неподалеку от д.Бустубаево Неподалеку от д.Бустубаево
Проехали д.Нукаево Проехали д.Нукаево
Мурадымово. Вход в ущелье. Мурадымово. Вход в ущелье.
2 день. ок. Кугарчи - Исянгулово - Максютово - Сапыково - Бустубаево - Юлдыбаево-2 - Мурадымово. 98 км (в т.ч асфальт - 24 км), легкая облачность, ясно, +24+26.
______________________________________

С утра мы с сожалением попрощались с ребятами из Оренбурга и Орска. К нам присоединились двое человек: Володя и Вадим с ОренВело, так что нас теперь 8 человек.

Для начала мы покатили осматривать Кугарчи. Большое водохранилище с плотиной, уютный навесной ресторанчик над водой :)
По асфальту катится хорошо, по ходу обучили ребят Мишу с Олей езде на колесе :). Это существенное упрощает движение группы.
На горках подрастягиваемся, с горки собираемся :) Каждые 8-10 км стараемся останавливаться для отдыха и поджидания отстающих.
До Исянгулово добираемся довольно резво, где-то к часу. В поселке закупили продуктов, а почти на выезде Вадим показал нам столовую. Чтобы не терять времени даром, мы отобедали там. И оказалось очень и очень неплохо! Пельмени, которые делают тут же, да и котлеты с забытым вкусом настоящего мяса :)

Где-то впереди, у д.Максютово нас ждал последний участник нашего похода - Павел из Перми, так что созвонившись с ним, мы выехали вперед.
А дальше асфальт кончился, и началась свежая и довольно неудобная щебенка, плюс сильный встречный ветер с окружающих нас полей. Скорость резко упала, где-то до 10-12 км/ч. Олег вел колонну колесо в колесо почти 20 км, чтобы хоть как-то ослабить его давление...
За Максютово встретились с Павлом, передохнули и до поворота в д.Сапыково жали на педали, соревнуясь в силе во встречным ветром. После поворота стало вроде попроще, ветер боковой, но все же местами опасный, особенно на открытых местах. Велосипед ехал под заметным уклоном от вертикали :).

Проезжаем редкие села, поражаясь их чистоте и ухоженности во всем. Все обустроено, покрашено, мусора нет...

Горки чередуются спусками, хотя кажется, что дорога медленно забирается вверх. Самый значительный спуск перед Юлдыбаево 2-е, а дальше оставалось совсем недалеко и до Мурадымово (Юлдыбаево-3).

В Мурадымовское ущелье ведет указатель, до которого мы с начала не доехали, а свернули раньше, в результате чего уперлись в реку. :)
Подключив заново усташий разум, все же правильно интерпретировали первый указатель, и вот перед нами шлакбаум Природного парка "Мурадымовское ущелье".
Получив билеты на входе, и пребывая в некотором шоке от увиденных первых скал, мы еще километр проехали по дорожке и нашли подходящее место для стоянки.
Путь сегодня проделали немалый, ребята устали, цель достигнута, а потому завтра имеем полное право на заслуженный отдых. Дневка короче :).
Подземные красоты.

Мурадымовское ущелье Мурадымовское ущелье
Ущелье к новомурадымовской пещере Ущелье к новомурадымовской пещере
Вход в пещеру Вход в пещеру
Кальцитовые натеки Кальцитовые натеки
Вид из Голубиной пещеры Вид из Голубиной пещеры
Речные повороты Речные повороты
Лощина Лощина
Амфитеатр Амфитеатр
Красота! Красота!
Природа - лучший мастер! Природа - лучший мастер!
3 день. Мурадымово. Дневка. 1 брод. (легкая облачность, +24+26).
____________________________________

Ну что ж... сегодня можно сказать культурная программа :)
На моем компе дома все время подготовки к походу стояла заставка с видом Мурадымовского ущелья... Настало время для реальности.

С утра мы поднялись на скалы, чтобы увидеть все это своими глазами!
Перефотографировали наверно все возможные ракурсы :).
Чтобы попасть в дальние пещеры, как нам объяснили, нужно 3 или 4 раза в брод пересечь реку. Но оказавшись на вершине гор, подумалось, что можно и не спускаться к бродам, а перейти по верху вдоль реки.
Получилось, как и хотели :) Миновали броды, не замочив ног :)
Голубиная пещера располагается на склоне горы на значительной высоте... Пришлось ползти как ящерицам, почти на четвереньках :)
Пещера совсем небольшая, пару гротов, соединенных лестницей с влажными глиняными ступенями. Это не помешало знатно перемазаться :)
Обратно часть ребят пошли через броды, а мы вернулись прежней дорогой.

Прошел обед, и настало время для самой замечательной пещеры - Новомурадымовской.

*** Подробнее о пещерах можно почитать здесь http://www.bashedu.ru/konkurs/kniss/text/murad_t.htm

Для того, чтобы попасть в нее, есть одно препятствие, а именно брод через Большой Ик. Течение среднее, но не это отпугнуло некоторых, а то, что вода холодная :)
С шутками-прибаутками мы перебрались на другую сторону, оделись и через несколько десятков метров попали в ущелье, ведущее к пещере.
Первый раз ребята спустились без меня, так как я по глупости забыла фонарь. Позже, когда Женя вернулся, решив закончить осмотр, я забрала у него фонарь и спустилась вниз в надежде догнать ребят. У меня это практически получилось, с ориентированием проблем не возникло.
Но все же я тоже вылезла обратно и буквально через 10 минут вернулась основная группа.
Видя мой удрученный вид Олег с Женей повторили заход ради меня :) За что им огромное спасибо!...

Что сказать, это обалденное зрелище!! :) Больше всего запомнился извилистый спуск по ручью в каменной трубе, лазания по лестницам под шум воды, нагромождения камней и самое потрясающее - кальцитовые наплывы и натеки на стенах пещер... Такое великолепие я видела впервые...
Жаль было покидать столь красивые залы, но ноги у нас промокли, а вода все-таки ледяная.
Снова брод через реку, где нас уже ждали остальные. Ужин запивали кумысом :).
Все полны впечатлений, но надо ложиться спать, завтра как всегда - ранний подъем, в 7 по-местному.
Заповедными тропами.

Дорога на д.Щербаки Дорога на д.Щербаки
Местами заповедными Местами заповедными
Шальные спуски Шальные спуски
Высота 560 Высота 560
За нами шел медвед :) За нами шел медвед :)
Спуск в ущелье р.Иргизла Спуск в ущелье р.Иргизла
Родник Родник
4 день. Мурадымово - Шербаки - ур.Уманюрт - ур.Карагайзилга - Иргизлы - Кутаново. 60 км (щебенка, лесная дорога), 2 брода.
____________________________________

Попрощались мы с Мурадымово... Дальше нас ждали сегодня не менее красивые и наверно давно нехоженые места.
Еще на момент подготовки маршрута именно этот участок пути представлял для меня совершенную загадку. Никто на форумах не смог представить никакой информации. Так что остановив свой выбор именно на этом варианте прохождения, мы немного рискнули :).
Рассудив правда здраво, что дождей не было очень давно, сегодня их не предвидится точно, а трава еще совсем невысока, стало ясно, что путь будет может и непростой, но зато интересный.

От Мурадымово до д.Щербаки идет очень приличная грунтовка. Кстати отметили, что лес вокруг очень часто лиственничный, что для нас необычно :) (Если вспомнить, что под Санкт-Петербургом первые лиственницы были посажены в петровские времена).
д.Щербаки очень смахивает на какие-то выселки, может оно и есть так на самом деле. По домам явно видно, что башкиры там не живут, а вот на глухую русскую деревню в нелучшие ее годы очень похоже. В общем метров через 400 свернули на лесную дорогу налево.

Дорога давно неезженная, заросшая невысокой пока травой, местами разбита лесовозами. Пару раз пришлось спускаться на тормозах с очень крутых спусков - захватывающе невероятно :) Рюкзак на багажнике играет роль противовеса просто отлично и можно не торопясь выбирать дорогу.
Вокруг редкий хвойный лес, в долинах речушек все покрыто цветами купальницы. Все это вкупе с отличной погодой создает очень позитивное настроение :)
Пришлось перейти пару бродов с ледяной водой. А затем состоялось самое трудное втаскивание великов на гору в лоб... Кто так дорогу проложил непоняно :)
Пыхтели и потели нещадно :) Это было самое высокое место этой дороги, дальше пошел спуск и мы выехали на дорогу Сурень - Кананикольское.
Пара километров по ней и опять поворот, теперь уже на д.Иргизлы. На перекрестке беседка, где совсем недавно группа челябинских байкеров оставили свои подписи :) Да и вообще вся беседка украшена подписями с различных городов.

Дальше дорога , за исключение очень крутых и протяженных спусков и подъемов, трудностей особо не представляла. На одном их спусков слетел в кювет Вадим, но слава богу, все обошлось лишь ссадинами и побаливающим ребром. Ехать можно.
Еще немного, дорога начала спускаться в красивейшее ущелье речки Иргизлы. Почти в начале спуска есть как всегда отлично обустроенный родник.

Д.Иргизлы мы проехали, так как очевидных мест для ночевки не предвиделось. Местная женщина посоветовала остановиться на берегу р.Белая (около д.Кутаново), что мы и сделали. Встали прямо на галечном пляже (меньше километра слева от моста через Белую). Некоторые участники волновались, что ночью их смоет набежавшими водами, на что был дан совет, получше вбить колышки и привязать к палатке байки ))))))
Непростой день.

Бойцы на Белой Бойцы на Белой
р.Белая с высоты 380 м р.Белая с высоты 380 м
Капова пещера Капова пещера
Участок дороги Гадельгареево - Старосубхангулово Участок дороги Гадельгареево - Старосубхангулово
Указатель Указатель
Стоянка на р.Белая Стоянка на р.Белая
Копии наскальных рисунков эпохи палеолита Копии наскальных рисунков эпохи палеолита
Музей бортничества Музей бортничества
Реконструкция дороги Реконструкция дороги
Стоянка на р.Белая. Стоянка на р.Белая.
5 день. Кутаново - Гадельгареево - Капова пещера - Миндигулово. 54 км (щебенка), +25, солнечно.
______________________________________

Этот день запомнился всем бесконечными подъемами и спусками по щебенке... Прямо с самого утра вползли в огромную гору прямо над Кутаново. Со стороны реки это скала, и мы конечно воспользовались передышкой, чтобы с вершины обозреть открывающиеся виды :)

День солнечный, щебенка бесконечная, крутим и крутим педали :) Радует то, что сегодня посмотрим известную Капову пещеру.
Поселок Гадельгареево встретил нас кучей детей, да и вообще столько народу мы давно не видели. В магазинчике есть все, кроме хлеба. Хлеб здесь пекут сами, некоторые и на продажу... Но искать ,честно говоря, было жарко, да и впереди еще будут сегодня поселки...

На повороте к Каповой пещера группа разделилась. Часть участников решила поматрасить и отдохнуть, поджидая остальных. Те, кто решили ехать в пещеру, сбросили рююкзаки остающимся.

Дорога почти все время вниз, исключая единственную горку.... А последние километры (из 6) приняли вид совсем головокружительного спуска. Руки немели, удерживая тормоза... Мысль о том, что вскоре нам придется карабкаться обратно, пока усиленно запихивалась подальше :)

Что сказать о Каповой пещере.. Павел очень хорошо об этом написал:
"Буквально пару слов о значительно более известной, чем Новомурадымовская, Каповой пещере (называемой также Шульган-Таш). Находится она на реке Белой, в заповеднике "Шульган-Таш". Сам заповедник небольшой, возможно, что и создан был из-за пещеры. Собственно, ничего хорошего о посещении сказать не могу. Во-первых, совершенно нереальная цена за это удовольствие - 170 руб. с человека. За эти деньги имеем небольшую экскурсию по пещере (150 м от входа и обратно), посещение музея бортнического пчеловодства, также можно посетить музей природы. В музей природы мы не ходили - он был закрыт, а искать того, кто нам его откроет, нам было лень. Кстати, от входа в заповедник до пещеры нужно идти 2 км, на велосипедах нам ехать не разрешили. Музей пчеловодства - совсем небольшой, один маленький зал с развешенными в основном стендами, рассказывающими о бортничестве в Башкирии ну и плюс несколько предметов утвари пчеловодов.

Капова пещера на самом деле довольно большая, но пускают только в ее маленькую часть на входе, вход в остальные залы закрыт на решетки. Как утверждает экскурсовод, протяженность экскурсионного маршрута 350м, на самом же деле часть пути туда и обратно повторяется, так что в действительности мы удалились от входа метров на 150. Маршрут полностью выложен тротуарами и лестницами. Есть пара копий наскальных рисунков, выполненных художниками Эрмитажа (оригиналы рисунков - в заповедной части). Вобщем, меня эта пещера совсем не впечатлила и я пожалел о потраченных деньгах, тем более, что еще пришлось вкручивать лишних 12 км по горам до этой пещеры. Новомурадымовская пещера значительно интереснее. "

С этим мнением были согласны все...

На все про все у нас ушло почти 5 часов.

Вернувшись к отдыхаюшим участникам, мы продолжили пыльное педалирование по щебенке.. День близился к завершению, и пора было задуматься о стоянке. Миновав д.Миндигулово, по своротке резко успустились вниз в долину Белой, и на одной из полян обнаружили замечательно обустроенное место с навесом и кострищем.
Турбаза "Агидель".

Такие вот спуски и подъемы Такие вот спуски и подъемы
Серпантин около Кургашлы Серпантин около Кургашлы
Тень... Тень...
Подъем на плато над Байназарово Подъем на плато над Байназарово
Дороги Дороги
Плато над Байназарово Плато над Байназарово
Водохранилище в д.Кага Водохранилище в д.Кага
Святой источник Святой источник
6 день. Миндигулово - Старосубхангулово - Байназарово - Кага. 70 км (в т.ч. 7 км - щебенка), ок. +30, ясно
_____________________________________

С новыми силами мы доехали 7 оставшихся километров по щебенке, и в Старосубхангулово начался долгожданный уже асфальт :)
Кстати, на самом подъезде к поселку мне посчастливилось увидеть красавицу косулю, почти совсем рядом.. Необычайно грациозное животное!

Поселок был одним из ключевых в маршруте, потому что дальнейший путь из него в Белорецк существовал в двух вариантах: 3 дня по щебенке или 1,5 дня по асфальту + запас времени.
Итак, глядя на своих замученных спутников, я поняла, что им требуется очередной отдых. Асфальт, так асфальт... Хотя слава богу они на тот момент не знали, что и асфальтовый путь тоже будет не сахар :)

Воодушевленные хорошей дорогой, и даже невзирая на устрашающие издали подъемы и спуски, мы довольно лихо проскочили до Байназарово.
Здесь нас ожидала очередная встреча с рекой Белой. После стремительного спуска к реке мы чуть было не уехали дальше, но чей-то нюх, обостренный чувством голода, указал на придорожное кафе прямо рядом с мостом. О!.. И время подходящее, так что двух мнений просто не было :) Обед!
(Пока мы ждали заказанные блюда, нам любезно разрешили подключиться к розеткам :) Благо, были тройники, так что все розетки в кафе и кажется личных комнатах оказались заняты различными устройствами). Мы сидели на веранде, наслаждаясь тенью, в предвкушении обеда... Жарило кстати довольно существенно...+ 36+38 в тени... Отара овец, зашедшая во двор, с топотом устремилась к стоящему неподалеку самосвалу, и заняла всю оставленную им тень.
После основательной заправки обедом, с шутками-прибаутками пришлось вытаскивать ребят на солнцепек и еще раз указать им на внушительную горочку за мостом, миновать которую ну никак не удастся :)

Вадим за время обеда умудрился выйти с КПК в интернет и выяснить, что на нашем пути будет несколько турбаз, где можно будет расположиться. Одна из них, в д.Кага, после общего обсуждения такого варината, получила задание на наше размещение, ужин и баню :) (* баня пока осталяет желать лучшего... Раньше вместо турбазы был детский лагерь, и конечно баня использовалась как помывочная, так что хорошей парилки нет, не доделано.)
На пути к Белорецку.

Мы на турбазе "Агидель" Мы на турбазе "Агидель"
Недалеко от д.Узян Недалеко от д.Узян
Узянское водохранилище Узянское водохранилище
Стоянка на р.Белая Стоянка на р.Белая
7 день. Кага (полудневка) - Узян - ок. Серменево. 45 км, асфальт, +32+36, ясно
___________________________________

Полдня мы балдели на базе... сушились, болтались без дела, болтали... в общем наслаждались отдыхом :)
Выезд был назначен на два часа.
Здесь мы попрощались, с неожиданностью и с сожалением, с Вадимом. Падение видимо не прошло даром, и он не чувствовал в себе сил продолжать поход...

До места ночевки проехали километров 45, в принципе даже не напрягаясь, и были вознаграждены отличнейшим местом, опять-таки на реке Белая :)
Ребята поплюхались в реку и катались по ее течению :), вода здесь более менее прогрелась. Еще пришлось провести курс молодого бойца по установке палатки с двумя мамочками, которые вместе с детьми расположились неподалеку :) Скучно не было это точно :))))

Этот вечер был можно сказать прощальным для нас всех с Володей... Завтра и он, несмотря на все уговоры, собирался нас покинуть в Белорецке...
Белорецк.

Памятник строителям железной дороги Памятник строителям железной дороги
Лось... Просто Лось Лось... Просто Лось
Белорецк Белорецк
Очередная стоянка на р.Белая :) Очередная стоянка на р.Белая :)
8 день. Серменево - Белорецк - Тирлян - свх.№3 - стоянка. 81 км (в т.ч. 12 км - грунтовка), ясно, +36
___________________________________

Как всегда по горкам докатили до Белорецка.
Встречает въезжающих в город огромный лось, нельзя было упустить возможность сфорографироваться рядом с ним :)

В привокзальном кафе неторопясь пообедали, оттягивая минуты расставания.. Распрощались очень душевно с Володей и разъехались в разные стороны...

Мы двинулись дальше, ко второй части нашего маршрута... горной...

В Тирлянском закупили продуктов на 2 дня, и там же за ним кончился асфальт. Забытый было грейдер дотряс нас до поселка со звучным названием схп.№3, а через 2-3 км встали в долине все той же Белой...
На подступах к Иремелю.

Дорога на Николаевку Дорога на Николаевку
На горизонте хребты На горизонте хребты
Сосны пылят Сосны пылят
р.Синяк р.Синяк
Брод на р.Синяк Брод на р.Синяк
Ветренница пермская Ветренница пермская
9 день. Стоянка - Николаевка - склон г.Иремель. 36 км (щебенка, лесная дорога, тропа), переменно, +25+27, ночью небольшой дождь.
__________________________________________

Некоторым этот день и следующий показались тяжелыми.. Мне же запомнился интересными лесными дорожками, небольшими болотцами на высоте уже около километра, клещами и прочими радостями :)
Ну, обо всем по порядку :)

После Николаевки немного затупили и проскочили нужную дорожку. Пришлось вернуться и пересечь поле, где и увидели искомый брод №1. Одолели его, можно сказать, не слезая с байков, ну а пара промоченных ног - это не в счет :)
Лесная дорога все время неуклонно забиралась вверх, делая исключение только для бродов. По плану после брода №2 больше рек пересекать мы не должны были...

Но вот тут началось самое интересное :)
После брода №2 нужная нам дорога влево, если верить GPS, оказалась сильно заросшей травой, и видно, давно не используемой. Зато продолжение дорожки, по которой мы приехали, вполне внятно уходило правее и снова пересекало реку. Из двух зол выбрали брод №3. Как потом оказалось, мы действительно повернули неправильно, но, как говорится, не было бы счастья :)...
В результате дорога стала забирать все выше и выше, и мы очутились на склоне горы Иремель :). Дорожка постепенно превратилась в тропу с камнями и корягами, периодически приходилось слезать с великов, а потом уже и просто вести их. Дальше больше... Тропа стала еще менее проходимой, появились болотца с трудно различимым путем для протаскивания велов... У некоторых даже стали прорезываться сомнения, а не вернуться ли обратно вниз?.. Тут ко всему прочему Андрей нашел на своем плече впившегося клеща...

Все было забыто... И болото, и моросящий дождик, и усталость...)))) Появилась чудо-нитка с чудо-петелькой и клещ, как винт, был вывернут из Андрейкиного тела.
Пока мы проводили спасательную операцию, Олег, Женя и Павел оставили велики, чтобы разведать место под стоянку. Оказалось, что впереди суше, есть ручей, что было очень кстати, и кострище. Дойдя до этого места под прикрытием темных елей, мы поставили лагерь и приготовили ужин.

Наша троица, оставив велики (которые потом пришлось тащить нам :) ) умотали смотреть, что ждет нас завтра и далеко ли до вершины?
Сейчас высота 1100 м, завтра предстоит подняться еще на 100 м, а дальше пешком.. Возникал логический вопрос: вообще кто-нибудь забирался на такую высоту здесь с великами и прочим скарбом или мы одни такие... )))))) ?

Вернулись они очень воодушевленные :) Начало тропы на вершину Иремеля находилось уже недалеко, но судя по их описаниям, завтра с великами мы там будем помирать :).
Впечатлившись их рассказом, нам тоже захотелось увидеть все своими глазами, а потому, вместо того, чтобы раньше лечь спать, мы на пару часов пропали на тропах.
Вид, открывшийся со склона Иремеля, хоть и на высоте 1260 м, нас покорил...
Иремель.

Через лес по азимуту Через лес по азимуту
Идем на Иремель Идем на Иремель
До вершины еще далеко До вершины еще далеко
Туры на седловине Туры на седловине
Вид с Иремеля Вид с Иремеля
Заброшенная дорога со склона Заброшенная дорога со склона
Внизу болота в долине р.Тыгын Внизу болота в долине р.Тыгын
Прячемся от ветра Прячемся от ветра
Возвращение Возвращение
Спуск Спуск
Курумники на склоне Курумники на склоне
Спускаемся в Тюлюк Спускаемся в Тюлюк
10 день. г.Иремель - Тюлюк - р.Березяк. 27 км (тропа, лес, лесная дорога, лесовозная дорога, щебенка), +25, ясно.
______________________________________

Ночью дождь немного постучал по палаткам, наводя всякие смутные мысли... Но к утру вроде бы развеялось, и все разговоры о солнце пресекались в корне... Дабы не спугнуть :)

Около 1,5 километра нам предстояло залезть по тропе еще выше по склону, затем был обещан километровый азимут по лесу до начала подъема на гору и одновременно затем спуска вниз. Звучало... как музыка :)

Впрягшись в велики (по-другому это трудно назвать), мы стали забираться наверх. За это небольшое расстояние дорогу нам пересекли аж 9 ручьев разной ширины... Необычно было думать о том, что далее эти ручьи формируют речки и реки, такие как Белая..

Лесная часть пути была не сильно сложна, хотя передвижение по склону без тропы не лишено некоторой изобретательности. Наконец вышли к тому месту, где были видны следы квадрациклов, а тропа оказалась помечена флажками.
Там мы оставили велосипеды и налегке вышли к Иремелю.

Сначала каменистая тропа вывела нас на "плечо" горы... Растительность здесь совершенно тундровая: мхи, карликовые ивы, ветренницы и можжевеловые стланники.
Тропа уходила дальше за склон к Иремельскому седлу. Были высказаны предположения о том, что, если бы да кабы мы поднялись сюда с великами и рюкзаками, то перевалили бы гору и спустились бы в Тюлюк... ))))) Как много "бы" ))))) Последовать этому конечно никто не решил ))))))
Вторая часть подъема - крутой курумник, где тропка изредка появлялась среди камней, мы шли правильно благодаря вешкам.
На плато также оказался сплошной курумник, а вешки привели нас к каменным останцам, которые и оказались самой вершиной горы.
Чем выше мы поднимались, тем сильнее задувал ветер, а на верху иногда даже приходилось придерживаться за камни, чтобы ветер не смахнул :)
Вид с вершины потрясающий.... Как можно это описать словами??? Вокруг голубое небо, ветер свистит в ушах... Хребты развернулись перед нами прямо как в атласе... Высота!
Под Иремелем со стороны хребта Аваляк цветными пятнами раскинулись болота в долине р.Тыгын... Хорошо, что мы там не пошли :)

Спуск занял гораздо меньше времени, особенно когда сели на велосипеды. Занимательное это было занятие - спуск по склону :) Высокая и мокрая трава шуршит, иногда встречаются камни, вниз, вниз, потом вдруг приходится спешиться и втаскивать велик снова вверх :) Только разъедешься - болотце..

Несмотря на трудности, это была одна из самых запоминающихся дорожек :)
Проезжая оконечность хребта Иремель в виде скалы Жеребчик, думаю, всем нам проходила в голову мысль, что не зря... все-таки не зря мы повернули на тропу с бродом №3... :) Все, что не делается - делается к лучшему! Забираться сюда с великами вверх даже без рюкзаков было бы тяжело.

Так, виляя вместе с тропой, мы наконец попали на дорогу... Ту самую, по которой могли приехать, не сверни мы на третий брод. Это просто лесовозка с огромными лужами и колеями, но окончательный подъезд к д.Тюлюк предстал перед нами в виде практически свеже объезженого лесовозами крутого спуска... Валуны, ветки от срубленных деревьев - адская смесь :) Настоящий даунхилл... Обожаю такие дорожки :))))

В Тюлюке закупились продуктами, осмотрели и сам поселок... Из него очень хорошо видно Иремельское седло, а каменистая речка Тюлюк дополняет картинку...

Билеты для нахождения в Национальном парке "Зюраткуль" купили в поселке Кордонный, а заодно взяли и карту парка, очень даже пригодилась.
Лесник посоветовал остановиться на берегу р.Березяк на оборудованной стоянке, что мы и сделали. Вечером состоялось купание и ужин в виде местной картошки с тушенкой :) (вкуснятина)
Самые грязи.

Стоянка на р.Березяк Стоянка на р.Березяк
р.Калагаза р.Калагаза
"Починяем примус" "Починяем примус"
Артезианский фонтан Артезианский фонтан
самый хороший кусок дорги вдоль р.Калагаза самый хороший кусок дорги вдоль р.Калагаза
Веретеница Веретеница
Дорога на Сибирку вдоль р.Калагаза Дорога на Сибирку вдоль р.Калагаза
Хребет Нургуш Хребет Нургуш
11 день. р.Березяк - р.Калагаза - Олимпиев кордон - Кипящий Ключ. Радилка на Фонтан. 45 км (лесная дорога, грунтовка), + 25, ясно.
___________________________________

Чтобы добраться до Олимпиева Кордона я сначала выбрала дорогу вдоль реки Березяк. Олег с Андреем вчера вечером, пока мы готовили ужин, разведали эту дорожку, и сообщили неутешительную вещь: дорога сильно разбита, завалена деревьями, проехать маловероятно...
Прикидывали долго и так и этак, и хочется и колется..
Миша с Олей решили не рисковать и объехать спорный участок по запасному варианту вдоль речки Калагаза. Мы, подумав, решили не разъединяться... Вдоль Калагазы, так вдоль Калагазы, зато все вместе...

По довольно хорошему грейдеру вдоль реки Юрюзань добрались до моста через Калагазу. Сразу за мостом своротка направо вдоль реки. Стало ясно, что дороги вдоль рек не очень сильно отличаются друг от друга ))))
Тут Миша сломал багажник... Пришлось около часа потратить на ремонт.. А заодно наша парочка решила не испытывать судьбу по этой "страшной дороге для велоидиотов" :), а объехать вокруг по асфальту. Все-таки разделились...
Нам предстояло около 17 км вдоль реки, а им около 60-70 км вокруг...

Дорожка была непроста... совсем не проста... Эти 17 км мы пробирались около 4 часов.. Огромные лужи даже не в счет... Вода текла прямо под колесами, потому что ручьи бежали просто до дороге. Добавить сюда камни, колеи, кусты, траву, клещей, почти постоянный подъем - и будет полный комплект ))))) Зато справа открывались отличные виды на хребет Нургуш :)

Все хорошее когда-нибудь заканчивается :), вот и мы вывалились наконец на грунтовку, ведущую непосредственно к Кордону.. Еще пара километров и на месте. Лесник показал стоянку у Кипящего ключа (родник). Это рядом... Залезли в последнюю горку и спуск к реке... Сил так мало, что сначала просто сидели под навесом и пытались попить чай..
Постепенно пришли в себя, нашли обустроенную поляну под палатки и поставили лагерь.
Сегодня в планах поездка на Фонтан.

Что есть Фонтан:
В 1976 году буровики искали здесь руду, а нашли мощную подземную реку. Из земли вырывается мощная струя. Произошло это благодаря замкнутому водосборному бассейну, образованному горным узлом хребтов Уван и Сука. Вода со склонов просачивается и стекает в понижение долины реки М.Сатка, где суглинок и глина удерживают воду, не давая ей выхода наружу.

От нашей стоянки получилось почти 9 км до фонтана, дорога более менее нормальная, не без луж конечно :)... На выезде встретили Мишу с Олей, которые только подъехали со своей окружной дороги :)

Сам фонтан не сильно нас удивил.. Скорее наоборот :) Зимой зрелище несравнимо великолепнее из-за льда...

Вернувшись к стоянке, обнаружили, что мы теперь не одни :) У Кипящего ключа находилась группа велосипедистов из Кирова :), стали соседями по полянам :) Знакомиться пошли поздно вечером, но долго не смогли пообщаться, так как устали за день очень :)

Завтра хороший день намечается, потому как дневка :)
Большой Нургуш.

Дорога на перевал хребта Нургуш Дорога на перевал хребта Нургуш
Перевал хребта Нургуш Перевал хребта Нургуш
На склоне г.Б.Нургуш На склоне г.Б.Нургуш
Зона темно-хвойной тайги Зона темно-хвойной тайги
Заповедное плато г.Б.Нургуш Заповедное плато г.Б.Нургуш
Что осталось от скал Что осталось от скал
На пути к вершине На пути к вершине
12 день. Кипящий Ключ. Дневка. Радиалка на г.Б.Нургуш, перевал хр.Нургуш. 11 км (сильно каменистая дорога). +22, утром дождь, потом небольшая облачность.
_______________________________________

С утра думали встать пораньше, чтобы до обеда сходить на Нургуш, но погода внесла коррективы в наш замечательный план - дождик... Весь Нургуш как в шляпе стоит в облаках... Остается ждать, что погода переменится :)
Примерно к обеду облака все же растянуло, так что сборы были недолги. К сожалению Олег обнаружил кардинальную поломку багажника, и потому остался в лагере, с ним и Андрей.. копить сил на следующий день :)

Сильно каменистая дорожка все время поднимается вверх.. Ехать потрясающе интересно! Через 5 км от лагеря на дороге попалась беседка, там невдалеке оставили велики и дальше пошли пешком.
Как мы впятером умудрились пропустить своротку на гору никто понять не смог :).. Но что имеем, то имеем :) Оказались мы на перевале хребта Нургуш, а так как мы не знали, что пропустили стрелку, то на перевале активно занимались ее поисками )))) В одном месте нашли метки на березах, пошли по болоту, а оказалось, что они ведут к роднику, пришлось возвращаться :).. Заподозрив неладное, вернулись к началу и, о боже!... метрах в 250 м от беседки нашли и дорогу и жирную стрелку на камне )))))

Подъем не сильно тяжел, сначала попетляли с тропой на подходе к подъему. Высотная зональность здесь видна довольно сильно: после смешанного леса зона темно-хвойной тайги, затем елки отступили, открывая нам склон с темными плитками породы... Крутой подъем как по ступеням и вот перед нами плато горы Большой Нургуш.
Это замечательное место, которое является заповедным и уникальным - субальпийские луга. Бескрайние просторы покрытые мхами и низенькими цветочками, елки водят хоровод только в круге.. по отдельности их редко встретишь. Половину дороги к вершине занимается грандиозный по величине курумник.. глыбы огромные... Опять же помогают движению вешки-указатели.
Когда закончился курумник пошли идеально ровные луга... на горизонте они смыкаются с небом...
Вопреки ожиданиям вершина оказалась не скальным останцом, а просто наивысшей точкой луга, хотя на этой точке из обломков породы сложен памятный тур :) Видно озеро Зюраткуль, наша завтрашняя цель. Озеро голубой подковой охватило хребет и гору Лукаш.
Сказать, что нам там понравилось, это не сказать ничего... Мы очень жалели, что Олег и Андрей не видят эту красоту.

Спуск к лагерю запомнился всем участникам :))) 5 км отличного даунхилла!!
Зюраткуль.

Дорога по хребту Москаль Дорога по хребту Москаль
оз.Зюраткуль. Южная часть оз.Зюраткуль. Южная часть
Дорога вдоль озера к п.Зюраткуль Дорога вдоль озера к п.Зюраткуль
Вид из палатки :) Вид из палатки :)
13 день. Кипящий Ключ - оз.Зюраткуль - п.Зюраткуль. 27 км (лесовозная дорога, тропа), +22+25, ясно.
______________________________________

С утра собрались и при хорошей погоде и настроении начали путь к крайней достопримечательности нашего маршрута - озеру Зюраткуль.

По словам лесника нужно идти по маркировке, и мы, дружно пыхтя, с трудом втащили велики, как оказалось, на гору Большая Калагаза ))))) А затем тропа пропала!
Не веря своим глазам и уже думая о том, сколько сил потрачено зря и придется спускаться, все чуток успели приспуститься по тропке вниз, как вдруг наши разведчики в очередной раз рассмотрели маркировки. Есть дорога! Пусть она сильно заросшая, но она есть. Сверившись с картой, стало понятно, что наш путь будет пролегать по склонам хребта Москаль, а потом еще придется и перевалить через него... Опять склоны, видать судьба у нас такая :)

Дорога интересна своей нехоженностью... От нее остались едва заметные, заросшие травой тропки, иногда колеи, а смена ландшафтов не позволяла глазу утомиться... То разнотравные поля или опушки кислицы, то серый ольшанник, то ельник или смешанные лески. Конечно сильно по сторонам не рассмотришься, за тропинкой глаз да глаз нужен, но все же это была замечательная дорожка.
Однако следует строго придерживаться маркировки, тогда заблудиться сложно.
Почти перед выездом к озеру лесовозка с чудовищными колеями чуть не увела нас в сторону, вовремя спохватились, что метки отсутствуют. Зюраткуль уже совсем рядом, и мы как лошадки, почуявшие воду, стремились поскорее добраться до него.

Первое впечатление от озера было не такое восторжденное, как ожидалось... Первые 2-3 места, где мы искали место, оказались болотистые, стоять там не имело смысла.
Дорога вела вдоль озера, где мы встретили группу пешеходников, направляющихся на Нургуш. Карта у них была аховая, поэтому пришлось на пальцах, примерно, объяснять, как туда добраться. Надеюсь по меткам они не заблудились :)

Варианта два: первый - доехать до Шаровского кордона, что там есть; второй - ехать уже до самого поселка Зюраткуль.

Первый вариант после осмотра отпал сразу... Очередное болотистое место с втекающим в озеро ручейком. Мест под палатки нет.
Видно быть нам сегодня в поселке.
Дорога после кордона еще более менее, чаще ехали, чем шли; но последние три километра дорогой вообще трудно назвать - смесь грязи с валунами.
Просто пробирались через лес по тропе справа, об езде вообще речи не идет. Грязно очень, здесь видимо из-за многочисленных ручьев никогда не просыхает.

В общем, когда въехали на плотину в Зюраткуле, все вздохнули с облегчением :)
Сегодня четверг, впереди три праздничных дня, а значит скоро народ станет прибывать на озеро толпами. Что ж, мы вовремя приехали и имели возможность выбрать понравившееся место.

Время около 6 вечера, очень тепло, даже жарковато. Ребята отметили прибытие купанием в озере и пивом. Усталость сняло как рукой :)

С этой части озеро Зюраткуль смотрится совсем по-другому... Зеркальная чистейшая гладь на фоне хребтов и отдельных вершин... Слева Лукаш и Нургуш (трудно поверить, что еще вчера мы поднимались на его вершину..), справа хребет Зюраткуль и Голая сопка.. Закат идеальный!
Китовая пристань. Отъезд.

Китовая пристань. Мельница Китовая пристань. Мельница
Китовая пристань. Харчевня Китовая пристань. Харчевня
Кержацкий скит Кержацкий скит
Китовая пристань. Китовая пристань.
Наша конечная цель похода - станция Бердяуш Наша конечная цель похода - станция Бердяуш
Вывеска Вывеска
План Китовой пристани План Китовой пристани
Фрегаты Фрегаты
Китовая пристань. Мельница Китовая пристань. Мельница
Просто красивое было место ))) Просто красивое было место )))
14 день. п.Зюраткуль - Магнитский - Бердяуш. 39 км (в т.ч. 12 км щебенка, остальное асфальт), +20+22, переменно, кратновременный дождь у озера.
____________________________________

С утра двумя партиями посмотрели на еще одну достопримечательность озера - Китовую пристань.

До этого мы успели попрощаться с Павлом, была у него возможность уехать домой раньше :).

Павел: "Китовая пристань - это комплекс деревянных построек, щедро сдобренный всевозможными деревянными скульптурами и предметами деревенского быта. Место довольно любопытное, хотя слегка и пересыщенное объектами. Из построек там есть: постоялый двор, острог, церковь, кержацкий скит, харчевня, избушка бабы-яги, избушка кощея, изба рыбака, ветряная мельница и собственно пристань с двумя фрегатами".

Это сказочное в прямом смысле слова место было построено директором ЗАО "Зюраткуль" Ю.И. Китовым для своей жены и детей. По его фамилии место и названо. Это деревянное царство с гномами и былинными героями, имеет небольшую пристань с двумя прекрасными бригантинами "Зюраткуль" и "Валентина" (в честь жены Ю.И.Китова), средневековый замок, форт и избушку Бабы-Яги... Эта пристань, которую разрешено посещать туристам, хотя она является частной собственностью, с недавних пор стала настоящей достопримечательностью края. Работы там продолжаются и сейчас.

К обеду со стороны хребтов потянулась темная облачность, ветер стал сильным и постоянным. Погода стала портиться на глазах.
Мы решили не искушать судьбу, она и так была благосклонна к нам весь поход :) Потому быстро собрали лагерь и выехали в сторону нашей ж/д станции.

После плотины успели посмотреть форелевое хозяйство, а дальше уже не отрывали глаз от дороги, так как щебенка вообще требует повышенного внимания, к тому же очень пыльная, да просто толпы машин, приезжающих на озеро на праздничные дни.. Это напоминало Невский проспект, сплошной поток! Как вовремя мы снялись... Тут и дождик подоспел, хотя он и не был сильным, но периодическое перекидывание одежды всех утомило ))))) По всей видимости дождь остался на озере, мы же от него уехали :)

Участок до Кордона Магнитский - это почти крымский серпантин, только держись, а дальше, почти сразу за шлакбаумом - асфальт, да и еще почти все время на спуск...

40 км до Бердяуша проскочили как-то быстро :) Спуск и спуск... Хороший сюрприз напоследок! :)

В Бердяуше выяснилось, что Женя, Миша и Оля могут уехать раньше, а нам, питерцам, пришлось еще потомиться на вокзале до ночи...

Велопоход по Башкирии окончен.. И главный показатель того, что он удался - хочется вернуться сюда снова!
ИТОГИ

Маршрут пройден весь.

Всего дней - 14
дневки - 2 (Мурадымово и Нургуш)
п/дневки - 2 (Кага и Зюраткуль)

Всего проехали 660 км (Саракташ - Бердяуш)
из них асфальт - 280 км

Посещено:
пещер - 3 (Голубиная, Новомурадымовская, Капова)
вершин - 2 (Иремель, Нургуш)
перевалов - 2 (Нургуш, Москаль)

Починили:
Багажники - 3, цепь - 2, проколы - 2

Удалось спасти Андрея и Женю от укусов клеща :)

Terra25.08.13, 20:36
Андрей, тут нет возможности самому удалить, я написала администратору
Andrey_usas25.08.13, 15:48
Тань, если реально, удали "коммент" от некоего гостя от 25.08 - какая-то шняга
. Я не нашел кнопки "удалить"
Guest25.08.13, 12:13
Народный фронт В.Путина за Уфимскую губернию ура!!! Казань колыбель ТАТРСКОЙ НАЦИИ! Не делай башкирам добра Не получишь зла! Башкортнын киртасе булмас, (русская поговорка) Башкортны? арбасы булмас, Башкырт безга дус булмас! Гаяз Исхаки!

Иштякабашкиры наглые, завистливые и подлые пришлые чужаки на Урале! Ведь они «угры», а не Тюрки, родственный народ Хантам (остякам). Пришли из Сибири за кочевниками примерно в14 веке! Прогнулись им и стали убивать и грабить мирные Финоугорские народы! Попали в милость. За это кочевники отдали Урал иштякам, как пятой колоне! Язык утратили «иштяко-хантийский». Жили в шалашах иштяки как остяки! Живя около Татар, научились, у них Татарскому языку с пладиятом, хотя извратили его. Татарский язык филигранно отточен и почти не изменился с девятого века! Ведь Татарский язык стоит на 14 месте из 15 мировых языков! Появился иштякабашкирский, «диалект» искусственного, языка! Не похожий на кыпчакский и чуждый абсолютно тюркским языкам! Сказывается иштякаугорский компонент, не утраченный до сих пор! Можете сравнить хотя бы с Казахскокипчакским!До сих пор «башкир» в Казахстане называют «Иштяк»!
Просто нагло «дурят» малограмотные башкуртоведы, получившие не законно ученые степени при Муртазе! Придя, на Урал Иштяки носили «фаллос» как амулет! Посмотрите, как Иштякабашкиры со звериным оскалом, омерзительно дуют в дудку курай, как в «фаллос» ведь там тоже есть дырка! Нет такой манеры игры у Русских, Тюркских народов, сравните и спросите у музыкантов! Посмотрите, на сценах гарцуют страшно не красивые иштяки артисты не похожие ликом на Татар и Русских! Татары обучили их культуре: мыться в бане, научили сажать картошку, ходить в клозет, пересадили с оленей на лошадей! Построили театры балет в республике! Периняли песни нагйских Татар,музыку, имена, кухню-“чакчак” борьбу, и так далее! Где стояли раньше (иштякабашкиры), там и испорожнялись по большому и малому! По мере накопления экскрементов,ришали просто, переносили шалаши, юрты в чистое место! И все равно остались дикими! .Опираясь на антитатаризм, имели привилегии за счет Татар и других народов. При Советской власти, как вымирающий дикий,поголовно не грамотный народ! Постановили принимать без экзаменов в учебные заведения!Ведь башкиры кочевали до 30 годов прошлого века!Есть фотография в двух томнике.Записки по истории Б.АС.С.Р!Пока не запретилаМосква!Хрущов тожэ запретил цыганам кочевать только в шестидесятых годах! По этому некоторые Русские Татары и другие народы, чтобы поступить в учебные заведения на дурняк, без экзаменов, должны были быть по паспорту башкирами. Хотя обликом отличались от иштякабашкир! Но на это ни кто не обращал внимания! Записывать стали насилно нагло знаменитых Татар и деревни и Русскоязычных в бащкиры с1924г!Чтобы обеспечить численный перевес над Русскими и сохранить власть в автономии внезапно упавшей к Народный фронт В.Путина за Уфимскую губернию ура!!!
ногам! Татары и другие народы стали подвергаться дискриминации и сигригации!Иштякабашкиры даже внешне отличаются от Татар и антрапалагически! Они не братский народ Татарам, пусть не примазываются! Родственный народ иштякабашкирам ханты-остяки и обликом похожие на них ведь они “угры”!Изначально их местные называли “БАШ-УГР.” У них и культура хантыйская! Посмотрите на М. Рахимова, Байдовлетова “мордатые”! Они страхолюды, становится ясно, особенно в старости! Женщины некоторые слабоватые на п.. ок бесстыдные и наглые (Кутлякляр). Пример.К Айдару Галимову поехала(иштячка) аш в Латвию, где служил и женила таки на себе.Лоханула Татарина глупого, чтобы жить безбедно!А вот Кобзон женился на своей еврейке! Если бы Айдар знал историю. Как Салават безбожник казнил Татар с семьями, за то что атказывались кормить бандитов, отдавать лошадей иштякабашкирам мразям! Принуждал молодых Татар выступать с оружием против Русских служилых!Напал наУфу, изувер бандит Салават с башкирами с целюь вырезать всех жителей ограбить и сжэч!Банда башкир с Салаватом была разбита Русскими и Татарским ополченьем у стен Уфы! Салават трусливо бежал, бросив свою банду! Салавата бандита с награбленным золотом поймали Татары,он просто надоел, своими грабежами и поборами, хотел сдриснуть к киргизам! Так жэ как башкир, сын Муртазы, скрылся за бугром с награбленными миллионами! Бандита сдали Русскому камандованию!Вот эта истина без фальсификаций! Так певец Шарль Азнаур, Армянин по происхождению житель Франции. Болеет за футбольный клуб Арарат, славный сын Армянского народа ! А ты предатель Татарин болееш за ХК. Салават который был злодеем, палачом, Русского Татарского и фино- угорских народов! Хоть там нет дажэ хоккеистов башкир!Дипутатом стал благадаряТатарам! Теперь “президенту” не обязательно знать (башкирский) искусственый язык!!!Кутне кашый башладылар! Теперь они снова стали заигрывать с Татарами, пиритягивать на свою сторону! Хатя башкиры выступили против третьего государственного Татарского языка. Возмите Швйцарию, там четыре языка! М.Рахимов(сказал бук чайнамагыз Татар тэле бел?н) на Татарском языке!Этот наглец, асфальт прокладывал только к (иштяка-башкирским) деревням! Благоустраивал, строил садики, клубы, школы – демонстративно, башкирам! Выискивал, привозил со всего бывшего СССР башкир и давал всем квартиры и коттеджи! Бесплатно за счет Руских Татар и других народов! Посилял их вокруг Уфы! И сделал башкирский пояс вокруг Русско Татарского города! Припятствовал для поселения отставных офицеров с семями! Надо помнить при царе Русские и Татары служили по 25 лет!Татары лигирующий элимент в Росии!Наполеон сказал поскреби Русского выскребиш Татарина! Муртаза знал, что они не пргнутся иштякабашкирам ни когда! Татары Русские и другие народы до сих пор в деревнях в дождь грязь ходят в резиновых сапогах!Финансировались не башкирские районы демонстративно по остаточному принцыпу!Татары по численности после Русских на втором месте. Башкир жэ четыреста с небольшим тыс. Пройдитес по Уфе не увидите мордатых”иштяков”!Поэт Тукай приехав в Уфу в прошлом веке не встретил ни одного башкира и огарчился, оставил письменные воспоминания!Или посмотрите на хокее редко увидиш иштякабашкира!На трибунах сидят Русскоязычные Уфимцы! Башкуртоведы занимались наглой фальсифкацией истории с подачи бюджэтных денег Муртазой!Так “псевдо” учоные нагло пропагандируют “экспансию”на соседние регионы.Утверждая,что: Арембургская,Челябинская,Свердловск Курганская обл,Перьмский край,Удмуртия и дажэ Нижэгородская земля и несколько районов Татарстана Башкирские!Вот так! Поджыдают молодые “серые волки” Китйцев у которых будут наместниками сателитами!Не претендуют только на исторические болота за Уралом в сибири! Иштяко-Остякские земли откуда пришли! Лишний раз не хотят напоминать ,что они чужаки! И финансируют из бюджэта республики башкир в субъктах Р.Ф! А если наглецов перефразирвать башкуртоведов! Разделить надо башкирию, тем более образованную не законно,без референдума! Отдать географическим саседям!Открыли сами ящик пандоры. Челябинску,Екатиринбургу,Перьми,Орембургу Удмуртии!Только Шамиев, когда то журналисту из Москвы примерно сказал так.Нам не нужны територии и головная боль!Теперь не обязательно знать башкирский язык! Испугались потерять привилегии в Уфимской губернии.Благадаря Татарам(иштякабашкиры)на выборах получили власть суверинитет и багатства за счет других народов!Хотя были в ничтожном миньшестве!Теперь не верьте башкирам, хуже их нет. Они каварные и подлые жадные на деньги! Такой нации башкир нет в мире и языка! Это сословие кличка, как “казаки”. Установили лингвисты, мировые учоные! Эта кличка означает этноним “вшивый”.Их так назвали Русские и нагайские Татары! Так как, они не мылись в бане и болели педикулезом, трахомой, чесоткой и от них дурно пахло! Посмотрите на изображонных башкир на старых картинах, омерзительных убогих ариев в интэрнете! По этому, Русские чистоплотные не пускали на постоялые дворы “гостиницы”иштякабашкир!Так как заражались и страдали! Дизинфекцию тогда не умели проводить! За это иштякабашкиры “ЛЮТО” ненавидели Русских! Вот откуда появилась кличка “башкир”! Русской грамотной администрации кличка “башкурт”- “башкир” понравилась, были не лишены юмора!Тем более они знали хорошо татарский синоним клички! И стали, для удобства использовать в документах кличку башкир! Администрация Русская в дальнейшем реанимировала кличку и закрепила в документах! Кличкой”башкир”в грамотах пользовался защитник Русских на Урале от бандитов иштякабашкир А.Тефкелев генерал мойор,дипломат и Татищев! Так как в России до 18 века в хождении было два языка Русский и Татарский по Л. Гумелеву! И многие Русские простолюдины дажэ знали Татарский язык! Более 500 дворян в России были Татарского происхождения и носителями языка! Акчурины,Юсуповы,Тенишевы,Кутузовы,Уразаевы,Державины, Сунгатулины,Затулины, Кантюковы Шереметьевы Тургеньевы Кудашевы и другие!Татарский, Русский великий язык в России! Филигранно совершенный, легкий! И входит в число 15 мирвых языков и стоит на 14 месте! Все “толмачи” на переговорах были Татары! Все Казаки. У них до сих пор сохранились Татарские слова в том числе и у Русских! Слова Атаман, Есаул, Майдан, Ура, Караул, Башка,Кучер, Буран, Кремль, Стан, Толмач,Аркан,Тюфяк Улан, Балалайка, Айда и другие. Петр первый в армии в вел немецкое “Виват”,но стал терпеть паражения! И вынужден был вернуть Татарское “УРА”на поле брани! И стал пабеждать! Может подтвердить главнокомандующий Владимир Путин! Который, дажэ делал доклад в Казани на выездном заседании на Татарском языке и Назарбаев!!! Не слушайте сладко голосых правакаторов иштякабашкир! Они кинут снова! Поддерживайте Русских другие народы против иштяков, объединяйтесь! Уфимскую крепость основали Русские и Татары 1574г. Из Казанской губернии. М. Нагой воевода Казанский с Татарами по повелению Царя! Для защиты Русскоязычных от грабежэй,Убийств, краж, бандитов Иштякабашкир! Горы Урал и река Уфа и город,носят Фино Угорское название! Но не башкирские! Были иштякабашкиры всегда разрушителями, жгли Русскоязычные поселения, уничтожали церкви и мечети заводы, были безбожники! Поджигали нивы пшеничные воровали скот! Иштякабашкиры были злейшими врагами Русского,Татарского и Финоугорских народов! Они ни сеяли ни пахали ни строили! Промысел,занимались убийствами грабежами на дорогах! Болше ни чего не умели, были ленивые! Татарское поселение в Уфе нагло выдают за свое возростом аш 1500 лет и более “русофоб” професор Мажитов! И оказывается в то жэ время дажэ назвали прозорливо город БАШКУРД! Древнее дажэ Москвы в 2 раза всучивают!Иштякабашкиры ни когда не имели государственность письминнсть!Сфальцефицировали дажэ миф фальшивку эпос Урал батыр! Для оболванивания иштяков! На периатистацыю РУСОФОБА!Они завистливые и подлые фальсификаторы истории! Татар этнических нагло унижая называют кличкой западные “вшивые” в субъекте! Да того “распряглись обнаглели” утверждают,что у Русских до18 века не было основ металлургии, гнусня ложь! Русский народ государство образующий привратили в этнический мусор! Башкиры сами “ЭТНИЧЕСКИЙ МУСОР”! Утверждают: Англичане,Норвежцы,Иранцы,Шумеры,Курды, произошли от башкир!Так пишит “русофоб”поткупленный квартирой Салават Галямов! А учоный “башкуртовед”Г. Шафиков утверждает, что первое колесо изобрели башкиры! И они жэ оказывается, являются “Арийцами”, как фашисты!Надо сделать периатестацию “псевдо” учоным! Согласны, первым “ФАШИСТОМ” был иштякабашкир Салават Юлаев!Утверждают нагло, изначальную древность башкир по отношению к другим народам мира! Все достижэния человечества акзывается принадлежат башкирам вот так! Выходцы с юга башкиры занимают все ведущие посты и должности в регионе! Вот официальные данные:84% судей,70% прокуроры, 74%работники МВД,75% башкиры депутаты! Глумятся над РУССКИМИ!А вот предпринимателей всего 3%! Слово “курултай” с Монгольского-загон для скота ! В скотнике сидят дипутаты в основном башкиры и трусы! Надо заменить на Русское название! Рахимов подачками и должностями квартирами бесплатными, купил свой народ и привратил его в народ- паразит! Согласен с Н. Швецовым! До прихода на Урал. Они жили с Хантами в болотах за Уралом, ходили в шкурах оленьих обработанных мочой и от них дурно пахло! Пирикачевав на Урал они ни чего не создали для процветания! Вклад Татар Русских в экономику губернии и Р.Ф. не измеримо громадный чем иштякабашкир! Районы где проживают иштяки. Все на “датации” за счет других Русско язычных районов! Гимназии башкир чужаков около 100 паразитирут за счот других народов! Единственная Татарская гимназия в Уфе влачит жалкое существование! Демонстративно “мыскыл ит?лар” издеваются! “Кантайлянмагз”!У кого в жилах течот кровь корни Татарские, и Русские и другие народы голосуйте на выборах против Иштякабашкир за Уфимскую губернию! Иначе будете прокляты Аллахом, Богом. Предатель своей нации всегда плохо кончает! Обидно, некоторые Татары Манкурты сволочи, стали предателями и носят кличку позорную вшивый! В России был батыр Нур Алимов, первый обсалютный чемпион по боксу в 1915 году! Который прославил Татар и Россию! В Советское время, Габдрахмана Кадырова, знаменитого мотогонщика пригласили в обком! Признай себя «башкиром» получишь орден Ленина! Габдрахман сказал я Татарин и не продаюсь как Муса Джалиль! За это его любила красавица певица Татарка Назифа! Орден так и не дали! Теперь в новой России стали (толейратно) относиться к Татарам! Это радует! Власть Иштякабашкир кончается над Татарами и Русскими и другими народами! Будьте отважными, активными, сплотитесь, где ваша гордость? Помните Иштякабашкир коварный подлый! Не будьте (холопами) у Иштякабашкир! Татары вперед только с Русскими и другими народами! Болейте за ( Ак барс!) (Рубин)”Спартак”!
Старинная Татарская поговорка...
( Аллагы Тагаля башкортларныг теллярен кискан)

Татарская реч слух ласкает !

Татарлыктан татар ?ич гарь ит?рме,
Кеше исмене инкяр ит?рме.
Татарлыкта татар углы татармын,
Татар т?гел дим? – башы? ватармын!
Д?рдем?нд- Рамиев

Пора разбашкиривать Уфимскую Губернию!Восстановить!Так как иштякабашкиры не являются “титульным” народом в губернии! А титульными народами в губернии и России являются Русские и Татары! Русские на первом месте,Татары на втором! Конституция и герб Салавата не легитивны приняты вераломно нагло, дажэ без обсуждения референдума! Обчмэрил одурачил Москву Русских и Татар другие народы самым наглым образом! 20 лет безбожники голубые вместе с сыном грабили и не собирался покидать хлебное место! Дажэ готовил высупления и беспорядки против Р.Ф. с башкирскими гимназиями и”волками”!Предположительно ходят слухи в Уфе, что сын Муртазы башкир единственный долбится в шоколадный глаз, можэт быть этот разврат наследсвенный! Гералдическую коммисию Р.Ф. разогнать! Почиму на гербе в губернии допустили силуэт “фашиста” Салавата палача карателя где проживают подавляющее большинство Русских! Поддерживайте Рустама Хамитова он хоть не мордатый ,а синеглазый! Если он даст “слово” и буде разбашкиривать субъект федерацыи! И не окажэтся “манкуртом”! Рахимова и сына судить за аграбление Уфимской губернии, и “шевенизм”и обявить “Врагами народа”! Такжэ Фашиста Салавата Юлаева бандита, Гимлера- З. Валиди! Продалжается упорная татальная “Герализацыя” преступников Салавата и Валиди в башкирских гимназиях!Такова нет в мире.При Горбачове в перестройке, “нацмены” из союзных республик, фотографировались у памятника САЛАВАТА! Где гиды услужливо рассказывали, как Салават с башкирами “мочил” Русских окупантов! Смотрите, даже наш герой, Салават замахнулся на Москву! Это был наглядный пример,сигнал, для жителей союзных республик!Вот откуда начался распад С.С.С.Р! По этому с использованием служебного положения Арии-Фашысы-башкиры! Платили учителям башкирского языка в два раза больше чем Русским!Привратили Русских и другие народы в этнический мусор придурков! Так начинался фашизм в Германии! Взыскать со всех учителей башкирского языка не законно полученые деньги за 20 лет в бюджэт Р.Ф! Начать должэн Путин разведчик, а грамотный Стипашин доведет до канца!Срока давности нет.Башкиры не скрывая хвастались и гордились, как мудрый Муртаза с Валошиным босоголовым“объегорили” начинающего молодого политика разведчика!Пусть ответят все башкиры за избиение православного города Благовещенск с Русскими!А так жэ, близ лежащих Русских деревень! Были трупы,многие остались инвалидами!Башкиры “изверги” действовали как Салават Юлаев!А вот башкирские деревни не тронули!Отомстил Русским, так как на выборах голосовали всегда против Муртазы! За ФАШИЗМ должэн строго спросить, как разведчик!Давности преступления нет!Теперь иштякабашкиры безбожники, одели хамут мусульманский и спешно исламизируются!Чтобы не остаться на задворках истории как этнический мусор и косили сперва дажэ под курдов, теперь тюрков!Но это им как корове седло!Сасыган башкурт ни Аллага ни муллага! Прикратить всучивать насильно в школах башкирский искусственый бесполезный язык! Может Рахимова иштяка выслать на историческую родину за Урал в болота к остякам-хантам откуда пришли!Так как занимается от зависти дистабилизацией и подстрекательством в республике! Приезжает якобы в баню мыться в адменистрацию президента! Посидит испорожнится по бальшому и малому и уезжает! Демонстративно напоминает о себе, что башкиры рулят! Куда смотит Р. Хамитов! Пусть охрана мордай об забор башкира! Представь Рустам, если бы ты приехал в баню, то Муртаза не церемонясь ликвидировал бы тебя и окливитал еще!Мидхат Шакиров, бывший, очень хотел стать членом политбюро! Шунын, очен безнен, халыкны кырды, мыскыл итте, татар булса да. Башкортны кутэрде. Рэхмэт эйтмэделэр саткыч жанга.Мидхата “обчмырил” Муртаза, с башкирами, колкегэ калдырды!Ни кто в Уфе не здоровался с манкуртом!Теперь Муртаза вредит верховному главнокомандующему и Российской фидирации! Немедленно убрать герб врага народа, фашиста Салавата юлаева –“И.Мазепу” с Уфимской губернии! Этот бандит с башкирами избирательно просто резал горло Русским только со славянским типом лица!Так жэ, практиковали ради “потехи” захваченных в расплох на дорогах Русских!.Разрывали несчастных лошадьми на части!Красивых Русских,Татарских жэнщин насиловали группами и за тем вспарывали жывоты и ножами выкидывали кишки!Истезая Русских получали “кайф”! Если в Амереке индейцы с бледно лицых снимали скальп! То башкиры отрубленные головы Русских насажывали на пики! Выкапывали дажэ на кладбищах трупы умерших Русских и оскверняли “вандалы”! Башкиры гинетически мстительные жэстокие! По иронии судьбы, палач, бандит, который хотел уничтожить Уфу с горажанами, возвеличен в крупнейший памятник в Европе! Памятник Салавата “фашиста”изувера, палача снести, а на его место поставить Алексея Тефкелева сподвижника Петра! Защитника Русских Татар и других народов на Урале от истребления иштякабашкирами бандитами!Так Салават Хамидуллин работающий на Б.С.Т ведущим. Радостно смачно сообщил, как башкиры отрубили голову Российскому офицеру, сыну Алексея Тефкелева на весь мир и Россию! И ни чего, работает на телевидении,получает большую зарплату за “Русофобию”подстрекает!За это, призидент Хамитов, поощрил наградил премией Салавата Юлаева убивать офицеров! Призыв убивать Российских офицеров был услышан бандитами!Куда смотрит ФСБ Уфы!Офицеров УВД и ФСБ баш.нацыональности уволить они крышуют своих! Позовет ведь на ковер В. Путин! Если бы он сказал такое в С.Ш.А. то получил бы пожизненное! Кубок Гагарина первого космонавта “сакральный” испаганили, именем бандита карателя Салавата! Как радовались Рахимов и Байдавлетов и башкиры, как заставили осквернить кубок Гагарина Русскими хоккеистами. И вознесли “брэнд” Салавата бандита над Русскими! Всучивают, что Салават был дажэ поэтом, компазитором! Он был не грамотный, апсолютно ванючий башкир бандит! Стихи за него, написали фальсификаторы башкиры в наше время! Снова обхитрили Русских башкиры! Вытерли грязные ноги об Великий Русский народ и Гагарина!Стали цынично лицемерно награждать, только тех продажных “власовцев” Русских шестерок,орденом и премией изувера бандита Салавата!Снисходительно ехидно посмеиваясь.И давая понять, что иштякабашкиры правят! Привратили Русских в безвольных “лохов” поставили на калени ни первый раз! Не ужэли у Русских разбудили Стокгольмский “синдром” к палачу! А можэт Русские заболели “минингитом”? Не зря клуб хоккейный который назывался с начала именем героя летчика “Гастелло”! При попустительстве Хрущова заменили на бандита Салавата Юлаева! Это стло возьможным,после пиридачи Крыма Украине.Башкирам не нужен был герой освободитель Родины носящий имя Х.К!Русские трусливо безмолствовали при пиридаче Крыма и замене Х.К.Гастелло на Салават! Уловив своевременно настроение ревность Хрущова, башкиры одурачили Русских! Быстренько переименовали Х.К. в Салават! Ведь сын Хрущова, летчик Леня сгинул и ни стал героем!Героя фронтовика замызгали башкиры! Совершили акт измены, предательства! А бандита Салавата, который ни сеял ни пахал, а подкарауливал Русских, Татар на дорогах грабил, убивал, стал героем!Русские Татары и другие народы обьединяйтесь против иштякабашкир! Требуйте Хоккейный клуб в Уфе, срочно переименовать и назвать ГАГАРИН или ГУБЕРНИЯ!Так как, Салават переводится “радуга” по башкирски! И прапагандирует в Русском городе Уфа и России “голубых!”Дипутаты курултая тожэ пропагандировали “голубых”в республике и России!Чтобы услужить башкирам, Муртазе и Уралу Рахимовым! Предположительно управляли Русской республикой голубые башкиры при попустительстве Москвы! Это позор!Кто не согласен, спросите у дипутата Милонова!И по не знанию, некоторые назвали дажэ своих сыновей!Обращаюсь к Русским и Татарам основным этносам!Время в губернии сделать Московским! На севере 9 месяцев темно зима, а коровы доятся, нет дискусий! Хотя башкиры будут противиться приближаться к Москве! Произвести “татальную” периатистацыю”псевдо” учоных “башкуртоведов”!На штампованных при Муртазе! Лишить их званий и зарплат высоких за “Русофобию, полученных при Муртазе! И главного фальсификатора, “РУСОФОБА”Мажитова професора! Коммисия Московская должна дисквалифицыровать башкуртоведов! Рустам Хамитов должэн, восстановить улицу героя М.Фрунзе,освободившего Уфу!Замененного на “изменника” З.Валиди двойного, тройного агента башкирами!Татарский канал.Изменить название площади бандита Салават на Героев Жукова или Гагарин!Библиотеку Крупской замененной на Валиди! Курултай заменить на Русское!Это будет “тэст” на вшивость!Удивляюсь где были Русские,Татары и Москва!Не ужэли, паразил синдром предателя “Власова”!Просто Русские,Татары оказались ТРУСАМИ и не постояли ЗА ПРАВДУ!

( Аллагы Тагаля башкортларныг теллярен кискан)

Татарская реч слух ласкает !

Татарлыктан татар ?ич гарь ит?рме,
Кеше исмене инкяр ит?рме.
Татарлыкта татар углы татармын,
Татар т?гел дим? – башы? ватармын!
Д?рдем?нд- Рамиев
Запретить “кук бурэ” как экстремисскую шивинистическую организацию склонную к “фашизьму”!С”всемирным курултаем башкир” пусть дуру не гонят, очки не фтирают шивенисты! Их ничтожно мало! Они этнический мусор!Впредь надо запретить “сборища шабаши” и выявить источник финансирования!Молодая гвардия РусскоТатарская бейте серым волкам в Роговую систему!
Мне писать помогали консультанты лояльные, уважающие В.Путина Татары! Не допусти нового Рохлина, Квачкова “Банапартистов”!Сирдюков-Сталыпин все таки молодец! Теперь представте, если бы вы Русско язычные папали к башкиру мордовароту М.Рахимову в 18 веке?
Простите за грамматические ошибки?
Я Чикмагушский!
Нам повезло с верховным главнокомандующим в Р.Ф!