Так получилось, что в последние годы нашу группу преследует аномальное явление – АНОМАЛИЯ. В Казахстане это выразилось аномальным холодом. На Алтае – аномальным количеством осадков (плавал Барнаул и все остальное). Сейчас, в Кыргызстане, – аномальное количество выпавшего снега.

ЗАПАДНЫЙ ТЯНЬ-ШАНЬ

или ОПЯТЬ АНОМАЛИЯ

Велопоход по Кыргызстану. Июнь - июль 2012.

«А-а-а, яяяя.
Ая-яяяяя-аяя.»
(Ламбада. Песня.)

Технические данные:

Тараз – Кызыл-Адыр – пер.Кара Буура, а/м, 3302м – р.Чаткал –        оз.Афлатун -пер.Кара-Токой (Афлатун В.),1А, 3620м -
оз.Сары-Челек – пер.Ашуу, н/к, 2551м – Аркыт –
пер.Бельдеме, а/м, 793м – Разан-Сай –    Кара-Куль –
пер.Кёк-Бель, а/м, 1448м – Токтогульское вдхр. – Токтогул -
 пер.Ала-Бель, а/м, 3169м– Суусамыр – р.Зап.Каракол –
пер. Каракол, а/м, 3512м – Караколка – оз.Иссык-Куль – Балыкчы.

Общая протяженность маршрута - 815,56 км, из них:

•                      -    асфальт - 413,58 км;
  •                      -    дороги с твердым покрытием – 105,12 км;
  •                      -    грунтовые дороги - 250,21 км;
  •                     -     тропы – 21,20 км;
  •                      -    без тропы – 2
  •           Чистое ходовое время – 111ч 21мин;
                     Средняя скорость движения – 7,36 км/час.

Длительность похода - 22 дня, из них:

•                      -       четыре полудневки;
  •                      -       одна дневка;
  •                      -       ходовых - 19 дней;
Суммарный набор высоты – 12 831 м
(данные велокомпьютера VDO MC 1.0)

Карты

ВСТУПЛЕНИЕ

Группа вело туристов из Украины (Донецк, Симферополь, Днепропетровск) опять отправилась на поиски приключений в Кыргызстан.

(плавал Барнаул и все остальное). Сейчас, в Кыргызстане, – аномальное количество выпавшего снега. Как говорили местные аборигены, столько снега в это время года никогда не было. Дорога по долине р.Чаткал была местами завалена снежными лавинами. Провизию для чабанов привозили на машинах до определенного места, а те приезжали с лошадьми, грузились и ехали на свои пастбища вниз по течению реки. Правда, непомерное количество снега в долинах рек,  иногда нам очень помогало.

Западный Тянь-Шань. Почему сюда? Все, кто был в Кыргызстане, начинали свои походы по Республике из Бишкека. Мы делали это дважды. Захотелось чего-то новенького. Всем нам известно такое чувство, как чувство авантюризма. Так вот, этот самый авантюризм и довел нас до такой жизни. Все, кто прочитает этот отчет, будут понимать, что этот поход
был больше пешеходный, нежели велосипедный (ну а мы это понимаем как никто другой). А что оставалось делать, если хотелось побывать на оз.Сары-Челек? И попасть на его Западный берег, а не на Восточный, куда можно добраться на маршрутном такси из пос.Аркыт.

При поисках информации об этом районе (имеется ввиду информация от вело туристов), мы натолкнулись на одно лишь упоминание о нем. Это подъем на пер.Тёо-Ашуу, спуск с пер.Отмек. Далее Талас, пер.Кара-Буура и вниз по р.Чаткал на пер.Чапчыма с выездом в Узбекский анклав, а затем опять в Кыргызстан. С недавних пор открылся Международный пограничный КПП на границе Казахстана и Кыргызстана «Айша-Биби – Чён-Капка» и участок маршрута «Талас - пер.Кара-Буура, далее вниз по р.Чаткал на пер.Чапчыма с выездом в Узбекский анклав» был бы логичным. Но независимость стран бывшего СССР этому помеха. На въезде в анклав и выезде из него нет Международного пограничного перехода. Переход есть, но только для местных жителей.
У нас в каждом походе как то незаметно «образовывается» отрядная песня. На этот раз такой песней стала «Ламбада». Старинная народная Бразильская песня.

Международный пограничный переход «Айша-Биби – Чён-Капка» находится в нескольких километрах от Джамбула (ныне Тараз). Решили добираться так, чтобы сэкономить денежные знаки. При пересечении Государственной границы, цена билета резко поднимается в цене. Чтобы этого избежать, YurNik и Герберт-18 организовали небольшой велопоход с пересечением Украинско-Российской границы, чтобы на территории России купить ж/д билеты на поезд Харьков-Ташкент до Уральска с посадкой в Валуйках. Здесь пришлось ехать до Уральска (Казахстан), т.к. от Озинок (Россия) до Уральска 130 км. Поэтому решили переплатить за билет чуть больше 200,00 грн. В Уральске мы сели на местный поезд Уральск – Алма-Ата-2 до Джамбула. Билеты купили в Уральске. Цена билета 4410 тенге, что составляет 240,00 грн. И ехали мы 2174 км. Тенге приобрели у нас в Днепропетровске, а обменный пункт на ж/д вокзале Уральска работает круглосуточно. Сразу же купили билеты на обратный выезд из Луговой до Уральска на этот же поезд. В Джамбуле были в 09:58 по Астанинскому времени. Ночевать пришлось в зале ожидания ж/д вокзала Уральска. YurNik договорился со своими коллегами, чтобы мы спали на полу и нас никто не беспокоил. Здесь произошел небольшой казус. Сергей купил какой-то местный кисломолочный продукт и открыл его с небольшим проливанием на пол. Откуда не возьмись, появился полицейский с фотоаппаратом в мобилке и начал фотографировать лужицу кефира-простокваши. Я с YurNikом был на первом этаже. Знакомились с достопримечательностями зала ожидания. Прибегает Самоделкин и говорит, что полицаи повязали Сергея Ака Эцелопа. -Ваш выход, YurNik-говорю я. Идите к своим коллегам и попытайтесь спасти жизнь нашему молодому товарищу. Свобода стоила 1л банки холодного чая фирмы Нестле. Интересно, а если бы лужа была больше? Пришлось бы покупать несколько барелей чая?Загрузились без происшествий. У нас были боковые нижние и верхние места. Велосипеды загрузили на третьи полки казахам на головы. Одна молодая жаба сильно возражала. Не было среди нас Ивана царевича, чтобы сжег ее шкуру в топке титана с горячей водой.

Джамбул. Выгрузились. Собрались. Рядом ходят люди в штатском с лицами тайных агентов КГБ. У таксистов узнаем дорогу к КПП. Эти ребята все знают. Пограничники проштамповали паспорта, таможня дала добро и мы на территории Кыргызстана. Едем в пос.Будённый. Дорога асфальтирована кыргызским асфальтом. Местами проглядывает совдеповский. Со стороны Таласского Ала-Тоо задувает ветер и движется грозовая туча.

Кызыл-Адыр. Первым делом покушать. Да-а-а. Цены немного подросли. Лагман сейчас стоит 80-100 сом. После едем на телеграф. Хотим позвонить домой и дать телеграмму о начале похода. Долго ели. Все закрыто. Банки, почта, телеграф. Купили на вечер и утро продукты. Хотели купить симку, чтобы звонить в Украину, ном ничего не подобрали. Набрали в роднике воды возле автовокзала и вперёд на Буденный. Какой-то предурок наМерседесе-Спринтере решил нас испугать лобовой атакой. Не испугал.

-Чтобы тебя вместо двигателя верблюды тянули !

Едем вдоль р.Кара-Буура. Слева видны жилые постройки. Отправляю Герберта-18 на разведку, а если есть кто-то живой, вступить с ним в переговоры и попросить разрешения разбить лагерь. С боевого задания возвращается Ге-рберт-18 и не один. Так понимаем, что рядом с ним хозяин угодий с огромным людоедом. В общем, нам разрешили встать на ночевку в тополиной посадке. Вечером хозяин с внуками пришли в гости и принесли кастрюлю кипяченого молока. Ночью мучил будильник Кашперовского Толи, но выходить не хотелось. Было боязно. А вдруг людоед уже поджидает первую жертву у палатки.

23 Июня (первый день)

Начинаем подниматься в горы - первые радостные новости -  Украинский борщ на ужин - ночевка под пер.Кара-Буура
53,54 км; 06:22; 1470м

Буденный. Ищем супермаркет, о котором вчера нам говорили в Кызыл-Адыре. По тому, какая дорога вела в этот поселок, я уже понял, что супермаркета здесь не будет. Остановились у магазина. Под руководством нашего завхоза YurNikа делаем закупку продуктов на всю автономную часть. Будённый – пер.Кара-Буура - оз.Афлатун - пер.Кара-Токой – оз.Сары-Челек – пер.Ашуу – Аркыт. На этом участке пути шопинга не предусмотрено. Рассчитываем на присутствие чабанов. Пока есть связь, даем СМСки домой. Начинается плавный подъем на пер.Кара-Буура (3302 м). Переводится это так – «Верблюд-самец». Скорее всего «Верблюд-производитель», такой интонацией было произнесено слово «самец». Понятное дело, что асфальтом не пахнет. Грузового транспорта нет. Иногда проезжают «Нивы». Когда сделали остановку чтобы приодеться, остановился «Опель». Опять кому-то нужно будет рассказывать, кто мы и зачем едем туда. Оказалось, что это представители местного МЧС. Поступила первая информация о дороге впереди. За пер.Кара-Буура дороги для а/м транспорта нет. Сошла лавина, но обойти нам этот участок можно. Под перевалом есть рудник (очередной Кумтор), там у рабочих можно будет подробнее спросить обстановку на дороге.

Слева от дороги, ниже моста ч/з р.Кара-Буура, течет родник. Набрали воды. А справа от дороги зеленая поляна. Вот на ней мы и будем обедать. А еще здесь есть хибара ДЭУ (дорожного эксплуатационного управления). Попросили у скво кипятка для "Мивины" (вермишель типа "Ролтон") и для чая. Повезло. Дала. Кипятка, конечно же. После подкрепления и небольшого отдыха, выдвигаемся на дорогу.

Постоянно смотрю на небо, чтобы погода нас не застала врасплох. В горах погода меняется быстро. Это всем известно. Встречаются легковые машины у реки. Люди приезжают сюда ловить рыбу. Один раз нам попался целый "пионерский отряд". Дети на дороге играли в футбол. Видимо, что здесь дорога - самое ровное место.

Резко останавливаемся. Справа, прямо на берегу реки и головой чуть ли не в саму её, лежит человеческое тело. Сергей отправляется на помощь. Оказывается это был ну уж очень пьяный киргиз. Упал с лошади (она паслась рядом с его уснувшим телом) и даже не представляет, что вот вот может захлебнуться. Немного передвинули киргиза подальше от берега. Можно считать, что благодаря усилиям Сергея, генофонд Кыргызстана не понес убытка. А вскоре и брат "утопленника" повстречался на нашем пути. Гасает на кобыле и ищет семейную пропажу.
Железо-бетонная юрта. Когда-то здесь было что-то типа столовой, кафе, ресторана, караоке-бара. А теперь, здесь можно самому себе приготовить покушать (на своем кухонном оборудовании) и спрятаться от непогоды. Рядом бежит чистая вода. Перебросившись парой слов с местными аборигенами, продолжили свой путь.
Проехав около одного километра, выехали в широкое место долины р.Кара-Буура. Впереди видим предполагаемый поворот влево, где и начнется крутой подъем. Игры окончены, начинается настоящая работа мышц ног, задницы и проверка на твердость вставных металлокерамических коронок.
50,33 км. Развилка. Фотографируемся для отчета и едем, а скорее всего идем круто вверх. Скоро дорога немного выполаживается и идти становится немного легче. Проходим отворот дороги вправо к ДЭУ. Видны домики, техника, люди. Чтобы время не тратить, решили не заезжать и не проситься на ночлег. А стоило бы. Погода начала портиться. Небо все в дождевых или снеговых облаках. Скоро начнется. Останавливаемся у ручья с чистой водой, который течет справа от дороги. Набираем воду и натягиваем на себя теплые вещи и
 непромокаемые ветровки. Выходим на прямой участок дороги. Началось. Пошел дождь. Чтобы не замерзнуть прибавляем шаг. Но очень скоро дорога перестает быть приятной. Глина раскисла, и по утверждению Герберта-18 мы попадаем в глиномес. Чтобы не скользить на глине и не наматывать ее на колеса, ребята уходят вправо на траву. Говорят, что идти легче. А я продолжаю идти по дороге, используя тактику

прохождения раскисшей дороги "По ручью". Веду велосипед по ручью дождевой воды и колеса не наматывают на себя глину. Очень полезная тактика если вдруг раскисает дорога. А дождь продолжает идти. Почему-то хочется найти ровное место и становиться лагерем. Но ровных площадок здесь нет и внутренний голос с голосами моих друзей подсказывают, что все хорошее будет чуть позже.
53,54 км. Так оно и получилось. Вышли к ровному месту. Можно это место сравнить с лестничным маршем. Когда заканчивается лестница, то перед ее продолжением есть площадка. Бежит чистая вода. Мост ч/з него. Набираем воды для ужина и завтрака и уходим немного вправо к старой дороге на перевал. На ней и останавливаемся. Пока светло, Самоделкин
занялся починкой своего рюкзака. Уже где-то успел зацепиться, а все остальные разошлись на поиски дров. Как ни странно, их здесь достаточное количество в виде сухой арчи. Взбираюсь вверх по старой дороге. Она положе завтрашнего серпантина новой дороги.  С места ночевки он (серпантин) прекрасно виден.  Но аборигены сказали, что где-то вверху она завалена снежной лавиной и еще обвалена в придачу.
На ужин готовим борщ. Для этого тянули с собой капусту, баночку тушенки и заправку для борща фирмы "Торчин". Как будто дома побывали. После сытного ужина по лагерю объявляется отбой. Залазим в свои теплые спальники и начинаем погружаться в ... И никто из присутствующих здесь не подозревал, что будет завтра, послезавтра и еще какого то завтра.

24 Июня (второй день)

пер.Кара-Буура - дорога по долине р.Кара-Кысмак - ночевка на берегу р.Алтымышат
42,80 км; 05:51; 740м

Подъем по расписанию. В 6:00 встают дежурные, а потом граждане отдыхающие. Герберт-18 встал не с той ноги. Чувствуется, что у него сегодня критический день. Собирается очень долго. Решил, что мы не будем ему мешать. Пойдем первыми, а он нас догонит.
 От моста сразу идет крутой подъем. Затем дорога становится немного положе, так что можно было иногда проехаться на велосипеде. Дорога в неплохом состоянии, но есть ее участки, которые скоро сползут вниз. Опять портится погода. Одеваем на себя дополнительную одежду, чтобы не замерзнуть и не промокнуть. До перевала осталось совсем немного. Что же там за ним произошло с дорогой вдоль р.Кара-Кысмак? Почему нам рассказывали, что машины после спуска дальше не проедут, а движение машин по дороге есть? Не считая грузовых. Не так их и много, но есть.
пер.Кара-Буура

65,36 км.

пер.Кара-Буура. По традиции съедаем "перевальную"

шоколадку. Делим "Сникерс" на шесть долек. Каждый берет свою, а оставшеюся,
шестую, оставляем на камне для "Духов гор". Хотим, чтобы "Духи" нас пропустили. Достаем Флаг Украины и фотографируемся для отчета. Ребята из своих закромов достали еще несколько. Из Донецка - флаг "Клуба МТБ". Из Симферополя - Флаг Республики Крым и еще несколько.
На перевале есть несколько дорог в направлении спуска. Есть дорога вправо, но по рассказам тех же МНСников, это не наша. Вроде бы она идет к шахте, где ведется добыча полезных ископаемых. И есть старая дорога, которая ведет из долины р.Кара-Буура. И, понятное дело, есть
"наша дорога". Вот по ней мы и будем спускаться. Тем более, что пора сматывать удочки. От туда, где мы были, по небу ползет что-то очень черное. И это что-то очень черное совсем рядом и мы с ним в одном уровне, а в долине р.Кара-Кысмак светит Солнце.

С самого начала, дорога на спуске идет по горной породе. Иногда некоторые участки прохожу пешком, чтобы свой поход не закончить
здесь. Очень круто. От перевала дорога уходит сильно влево, а по Гугле было видно, что она идет вправо, та которая "не ваша". Уж очень большую приходится закладывать петлю. Трясет в седле так, что порой кажется, что сидишь не в "мягком" велосипедном седле, а скачешь на отбойном молотке шахтера Стаханова. Почему-то кажется, что там, внизу, будет почти асфальтированная дорога. Ну хотя бы улучшенная дорога с твердым покрытием. Когда крутой спуск почти заканчивается, проезжаем дорогу, которая подходит справа. Вот она-то и была видна в Гугле, но нам уже все равно.
[img=25.jpg,Первый снег, обрушившейся на дорогу лавины,left,M,XL,ddb2d128a6a04eecaafa1f062d7ec211]
Едем вниз. Уже в седлах в ожидании того места, где дорогу перегородила снежная лавина. А вот и оно, место. Впереди видны всадники, машина типа "Нива". Привезли продукты и чабаны разбирают мешки, кому-что положено. Обгоняем едущих на лошадях, и напрасно. Быстро протиснуться в "щеле" не получилось. Нам начали свистеть, чтобы уступили дорогу. Сейчас будут бить. Нет. Обошлось. Видимо в этом суровом мире мы не представляли какого либо интереса этим людям. Обыкновенные сумасшедшие и еще взяли с собой велосипеды.
Но все таки был один любопытный кыргыз, который ехал следом за нами.
 Оказалось, что нам по пути. Чтобы добраться до места продуктовой "лавки", он выехал со своего пастбища очень рано. Теперь возвращается назад. Остановились на ровном месте, чтобы перекусить. Идти-ехать еще много. Угостили дядю Тома сухой колбасой. Не понравился наш натуральный продукт. Наверно было много ГМОстей в нем.
На нашем пути образовывается следующий снежник. Самоделкин решил порезвиться и набрав скорость заехал в снег. Немного поехал. Но только немного. По снегу оказалось идти не просто. Ноги постоянно стремились посадить тело на "шпагат", а велосипед взгромоздиться сверху. Для облегчения передвижения хотелось идти колея в колею, но не всегда это удавалось.
Наш попутчик, дядя Том, говорит, что скоро снежники закончатся, но они идут один за одним и конца этому не видно. Поэтому мы ему не верим.
Один раз нам снежник очень помог. Мы по нему перешли с одного
 берега Чаткала на другой. А мост смыт весенними паводками. Вот так. А если бы приехали позже и снег растаял? Вряд ли чтобы кто-то восстановил бы мост.
Закончились снежники и теперь можно ехать и не тормозить. Не загнать бы Буцефала под дядей Томом. Тем более, что дядя пригласил нас к себе в стойбище переночевать.
91,17 км.
Спуск закончился и мы выехали в широкую долину р.Чаткал. Едем влево, вдоль реки. До хижины дяди Тома еще четыре километра. В принципе нас это устраивает, т.к. трек ведет нас именно туда. Немного проехав, наш провожатый едет куда-то влево. Кричит, чтобы мы его подождали.
- Не людоед ли этот дядюшка Том? Сейчас позовет своих голодных родичей, и останутся от нас только педали.
 Перед въездом в Баунти течет ручей. Нужно снимать обувь и идти в воду. А так не хочется. Самоделкин опять разгоняется, но камни под
водой скользкие и большие. Итог известен всем - мокрые ноги. Успокоив свои инстинкты, Самоделкин переводит мой велик на другой берег ручья. А я пытаюсь перейти по упавшему дереву. Не очень высоко, но ноги подкашиваются и я ползу на четвереньках по бревну. YurNik пошел искать место брода вверх по ручью. Дядя Том:
- Ты туда не ходи. Соседская собака может откусить тебе ногу.
Получается, что угодья дяди Тома на одном берегу, а другого мачо на

этом.
Значит, река между пастбищами - граница. Подошли к палатке (из-за тяжелого подхода к месту стоянки, здесь используются не юрты, потому что их тяжело сюда транспортировать). Ищем ровные места под свои палатки. Располагаемся и идем на совместный ужин. Герберт-18 отвечает на вопросы и что-то рассказывает. Ему это нравится, а нам тоже. Рассказывать в походе придется одно и тоже.

25 Июня (третий день)

р.Кара-Токой - р.Талды-Булак - дорога по азимуту к р.Афлатун -  р.Афлатун - ночевка на тропе
24,31 км; 05:32; 870м

Подъем. Бегаем в поисках биотуалета по всему стойбищу. Смотрим на
Чаткальский хребет, через который нам нужно пройти. Отдали продукты женщине чабанов, чтобы она нам приготовила завтрак, а сами собираем рюкзаки.
96,94 км. Мост через р.Чаткал. Удивительно, почему он на месте? В последнее время, мосты нас не балуют. Их наличие. То вода смоет, то ветер сдует, то просто он разрушится от того, что ему очень много лет. Решили по мосту пройти пешком, чтобы случайно не проколоть колеса.
97,55 км.
Деревянный мост через р.Кара-Токой. Мостом это назвать трудно, но радости нашей нет предела! Ур-а-а-а! Реку перешли не замочив ноги. После вчерашнего зимнего пейзажа зеленые краски режут глаза. Тепло и сегодня мы едем почти раздетые. Едем по старой автомобильной дороге. Колеи почти заросли травой, но пока еще видны. Понятно, что при повороте влево, чтобы попасть к ущелью р.Афлатун, дороги наверняка не будет. Была бы тропа ...
103,69 км. После крутого спуска по "морской" гальке и моего кульбита, поворачи-ваем влево и едем по целине вдоль р.Талды-Булак. Дорога пошла прямо вдоль р.Чаткал. Далеко впереди есть мост, по которому можно переехать на другой берег реки.
Предварительно отправляю на разведку Сергея, чтобы он сверху посмотрел наш дальнейший путь. Ничего утешительного он нам не сообщает, поэтому будем ехать по азимуту. Где-то там, нам предстоит бродить р.Талды-Булак. После езды по целине попадаем на еле заметную тропу, которая пришла слева от нас. Видимо, можно было сворачивать влево немного раньше.
Впереди видна палатка чабанов, значит остановимся, чтобы попить чаю и отдохнуть. Подъезжаем ближе. На встречу нам выходят люди.
105,19 км. Спешиваемся, подпираем велики палками и идем здороваться
и вести разговор. После чаепития собираемся. Уточняем  дорогу. Понял одно. Ее нет ни в виде тропы ни в виде триангуляционных отложений лошадей. Нужно:
- перейти реку и взобраться на невысокое плато;
- идя по плато, дойти до какого-то отдельно стоящего холма и спуститься       к нему;
- подойти к реке и вдоль нее подниматься вверх и где-то там, не понятно где искать вход в ущелье р.Афлатун.

Кстати. Здесь нас угостили лепешкой, которая оказалась самой вкусно на всем протяжении нашего похода.
Переходим реку и идем вверх на плато, уклоняясь немного влево. Плато идет параллельно р.Талды-Булак, которая служит хорошим нам ориентиром. Ехать можно, почва под колесами твердая. Чтобы немного привыкнуть к ландшафту, идем пешком. Теперь найти бы одиноко стоящий холм. И ЖПС есть, а пока не понять, в какое такое тут ущелье (еще не р.Афлатун) нужно сворачивать.
106,59 км. На разведку пути иду сам. Становится ясно, что до "одиноко стоящего холма" мы не дошли, и где-то здесь была когда-то тропа. Пройдя немного вперед, убеждаюсь в том, что иду четко по треку. Возвращаюсь к ребятам
 и мы начинаем подниматься вверх по балке, логу или яру. Не знаю, как это место обозвать. Естественно без тропы. Иногда помогая друг другу, мы наконец-то вышла наверх. Пора перекусить. Согласны все. Режем на пять одинаковых частей очередную "палку" сухой колбасы. На этот раз не "Салями", а обыкновенная конская колбаса "Махан". Закусили ее медом и запили водой.
Немного поднимаемся вверх и выходим на ровное место. Определяемся

в нужном нам направлении, чтобы выйти к ущелью р.Афлатун. Опять идем по азимуту. Очень нас удивило присутствие подобия автомобильной колеи.
Справа от нас заходит черная туча. Опять будет дождь. Останавливаемся, чтобы одеть на себя и рюкзаки непромокаемые вещи. Береженого и Бог бережет. Кажется, что до хребта рукой подать, а это просто оптический обман зрения. Особого сомнения по поводу
 нахождения входа в ущелье не было, т.к. вчера чабан толково объяснил,  как расположены при входе скалы относительно друг друга. Т.к. всем очень хотелось быстрее найти нужную нам тропу, группа разделилась на две подгруппы. Некоторое время мы друг друга не видели. Заблудиться не могли, но разделение группы мне никогда не нравилось.
114,59 км. "Ау!", "А-а-а!", "У-у-у!" и при помощи других голосовых сигналов, собираемся у сухого русла ручья. Траверсируя склон, спускаемся немного вниз и "сердце бьется как олень"! Мы на тропе. А почти свежее
лошадиное говно, придает уверенности в правильном направлении. Питьевая вода закончилась, а река течет далеко внизу, и подход к ней невозможен. Будем ждать.

Тропа хорошо натоптана. Она нам кажется хорошей трассой после блуждания по травянистым холмам. Иногда кажется, что мы идем  в Крыму к пер.Горуча. У YurNika постоянно развязываются на ботинках шнурки. Помогаю ему в борьбе с ними, вспоминая уроки Доктора_П.

Вроде помогает. Приходит время концу нашего жирования. Тропа начинает "прыгать" то вверх то вниз, и все это по камням. Река все еще внизу. Проходим зеленую поляну, но здесь не остановиться. Сильно мокро. Наконец-то очень близко подходим к реке. Можно напиться. Откуда не возьмись, всадники!

И очень много! Это не мираж, а туристская группа с проводниками.
- А где вы были?
- На озере!
- А через какой перевал прошли?
- ??????????????????????
- Ашуу-Тёр или Кара-Токой?
- Через последний! А вы куда?
- На озеро!
- Да, много бродов будет у вас!
- А снега много на перевале? - кто-то из наших крикнул уже в задницу лошади.
По поводу снега на перевале, ребята спрашивали еще внизу. Хотя, кто из кыргызов об этом мог знать, если сюда они не ходят вообще. Что здесь нужно чабанам, далеко от своих палаток, коров, баранов, кыргызок?

120,65 км. А время бежит быстро. Скоро начнет темнеть. В горах это происходит быстро. Попадаются каменные осыпи, которые немного тормозят наше продвижение вперед. Мест для ночевки совсем нет. Поэтому находим первое попавшееся место, более менее ровное, становимся на тропе. Не будут же ночью здесь ездить туристы на велосипедах или лошадях! Ставим две палатки и дежурные приступают к приготовлению ужина. Становится темно и я обращаю внимания Серёги Ака Эцелопа на то, как горы "подошли" вплотную к нам. Он первый раз в горах и такого не видел.

26 Июня (четвертый день)

Тропа вдоль р.Афлатун - броды - ночевка у оз.Афлатун
4,28 км; 0:57; 170м

Дежурные проснулись раньше. Сегодня утром, как и вчера вечером, еду готовим на "Шмеле". Изготовили его в г.Свердловске аж в 1985г., а работает как часы "Омега". Кстати, "Шмель" с нами уже не первый поход. Рядом с местом ночевки бежит ручей с чистой водой.

Сегодня рюкзаки несем на плечах. Так будет легче тянуть за собой велосипед. Бродим ручей после стоянки и перед нами россыпь ну уж очень больших камней. Прежде чем засунуть ногу между ними, пробую как плотно лежит тот или иной "кирпич", чтобы не дай Бог не подвернуть свое копыто. Идем по якобы конской тропе. Иногда попадаются камни со следами от подков, значит тут лошади проходили. Поднимаемся вверх. Серега Ака Эцелоп решил почелночить. Возможно, что ему так легче.

121,97 км. После подъема, по всем правилам, начинается спуск. Спускаемся к реке и понимаем, что ее нужно будет бродить. YurNik находит колокольчик для шеи коровы. Как он здесь оказался? Коровьего помета мы не встречали. Сделан колокольчик из куска нержавеющей трубы. По традиции сборщика металлолома, Вовка Самоделкин загружает находку в свой рюкзак. Сдаст колокол в Днепропетровске в пункт приема металла. А пока разуваемся, переобуваемся в шлепанцы, чтобы не побить ступни ног об подводные камни и плавно переходим реку. Это был самый простой брод из тех, которые нам сегодня встретится.
123,12 км.
Озеро перед оз.Афлатун. Назвали его малым озером, чтобы было понятно, о каком озере ведется речь. Производим разведку места, где бы нам пройти сквозь реку на другой ее берег. Пойдем слева от валунов, которые перегораживают реку. Справа от камней образовался завал из стволов деревьев и разного другого плавучего мусора. Герберт-18 полез на этот завал, думая, что по нему он перейдет реку как по мосту. Советую ему этого не делать:
- Не трать кум силы! Спускайся на дно!

После разведки принимаем решение навесить веревочные перила для подстраховки. Чтобы не вынесло к стойбищу чабанов, где мы ночевали, и нам не пришлось опять сюда карабкаться снова. Вовка Самоделкин пошел первым, чтобы закрепить веревку при помощи петли и карабина за куст на противоположном берегу. Получилось. Начинает накрапывать дождь. Туча подкралась незаметно из того ущелья, где мы сегодня ночевали. Зачем что-то надевать от дождя, если нижняя часть тела в воде?

Правильно, оденемся потом. Переходим реку, поочередно перенося велики и рюкзаки на противоположный берег. Дальше наш путь лежит по
кромке берега Малого озера и потом круто вверх на тропу. Иду в босоножках, т.к. переобуваться нет смысла, за озером опять брод. Дождь усилился, мокнем во всех частях тела. Заработала теория "Абсолютной влажности", которую мы вывели на Алтае в 2010 году.
123,85 км. Брод р.Афлатун за Малым озером. Вовка Самоделкин помогает перенести рюкзак и велосипед. Говорим ему спасибо. Теперь можно одеться и обуться. Будем "сохнуть" бельё на себе. Местность становится ровной и идти легче. Под ногами квакает мокрая почва, переступаем через сваленные Тянь-Шанские ели. Дров много, поэтому не боимся остаться без костра.
Выходим из ущелья р.Афлатун на большую долину, а перед этим бредем по реке мимо снега не снимая обуви. Это уже бесполезно. Ноги в ботинках мокрые, но чистые. Когда читал в Интернете о конных походах к оз.Афлатун, туристские фирмы, проводящие такие походы, сообщали о стоянке в этом месте.
124,93 км. Дойдя до середины долины, видим кострище и кучу сухих дров. Наверно, здесь ночевала группа всадников, которые нам встретились. Рядом бежит ручей с чистой водой. От окружающего нас вида, народ опупевает и начинает раскладывать свои мокрые вещи кто куда и как. А вдруг высохнут пока светит Солнце.

Пока есть возможность собираю дрова. Оставим немного после себя, а вдруг кому то пригодится. Самоделкин и Серега идут смотреть на оз.Афлатун. Я решил не идти, нет сил смотреть на красоту. Посмотрю на фотографиях. Постепенно тучи окружают нашу долину и накрывает нас дождем. Лежим в палатке в спальниках и радуемся, что она не протекает. Как показали прошлые дожди они здесь не продолжительные, поэтому, когда дождь прошел все приступили к приготовлению ужина. Немного становится прохладно. Ночью возможны заморозки. После ужина по лагерю объявляется отбой. Лежу в теплом спальнике и меня продолжает мучить вопрос. Каков маршрут повстречавшегося нам конного отряда? От куда они пришли к озеру и куда идут?

27 Июня (пятый день)

ночевка у оз.Афлатун - подход к пер.Кара-Токой - ночевка на заброшенном стойбище чабанов
18,15 км; 03:40; 620м

Поздравляю всех с ясным и Солнечным утром! Неужели нам сегодня повезет?! Пока прохладно. Кто-то забыл снять с руля управления велосипедом высыхающие носки на ноги. Замерзли носки. Можно временно использовать вместо бумеранга. Вдруг птица филин пролетит мимо, а в зубах у нее будет Багз-Бани. А у нас на обед ничего нет, кроме сала и сухой Сервелатической Салями с конным запахом.

После сытного завтрака, собираемся в дорогу. Попытаемся сегодня как можно ближе подойти под пер.Кара-Токой. Интересно, что нас там ждет?

Заходим в долину реки, которая бежит со стороны пер.Кара-Токой. К
 сожалению ее название не известно. И на картах не указана. Воды мало, идем по руслу, меся ногами камни. Приходится выбирать удобные места брода многочисленных рукавов реки, чтобы перейти не замочив ног. Но не получилось. Пришлось разуться. Образовывается небольшой прижим, на который взбираемся как молодые олени. Проходим сухое русло бокового ручья.
Находим рог марала или Марко Поло барана (не путешественника).
Каждый примеряет его к себе к разным частям тела. Герберта-18 мучает определенная часть - Гондурас. Вот он и прилепил рог к своему Гондурасу. Переходим очередной раз реку. Начинаются снежники. Отвыкли мы от них, однако! Постоянно ищу следы повстречавшихся нам всадников. Пока не вижу. Может быть, их здесь и не было? От куда тогда они шли?
Со стороны долины заходит к нам в спину черная аномалия. Видать, дождя нам не миновать. Хорошо бы спрятаться в укромном месте. Траверсируем зеленые склоны холмов. То вверх, то вниз. Останавливаемся в распадке ручья, который течет с пер.Ашуу-Тёр. Если подниматься на этот перевал, то лучше вниз не спускаться, а идти по холму вправо к ущелью ручья, бегущего с перевала. Начался дождь. YurNik достал непромокаемый тент и мы все прячемся под ним. Прижимаемся друг к другу, потому что начинаем замерзать.
Слышу чириканье кыргызских птичек. Значит скоро дождь перестанет лить. Это народная примета и в большинстве случаев она действует. Дождь
 закончился, но гроза еще близко. Гремит так, что можно сойти с тропы. Идем дальше, потому-что надо идти. На нашем пути возникает очередной снежник. Здесь приходится попыхтеть. Тропа упирается в реку, и после брода, за ней крутой подъем по горной гальке и выход на снежник. По гальке карабкаюсь при помощи Самоделкина. Сам бы не дополз. Теперь снежник. Сквозь подошву ecco под название "Вибрам-м-м-м-э" выпускаю ногти всех 10 пальцев. Иногда удается задержаться на скользком снежнике. В одном месте очень пахнет какашками баранов-овец. Не могли же они тут идти, следов не видно. Может отару
 засыпало снегом и они разлагаются под ним? Сверху высматриваем место, где сможем отдохнуть, т.е. перекусить очередной "палкой" салямиуса. Попросил Серёгу Ака Эцелопа посмотреть, что там за горизонтом. Где можно попытаться встать на ночевку. Долго его не было. А когда пришел, то мы узнали, что наш Серёга добежал до места нашей ночевки. Вот бы мне столько сил, сколько у нашего молодого организма!
 После отдыха продолжаем свой путь к перевалу. Опять подъемы и спуски по зеленым холмам. Переходим многочисленные ручьи, текущих справа по ходу нашего движения. Вскоре вышли на ровное место, где когда-то

располагалось стойбище чабанов. Вытоптано место, деревянный лежак и другие причиндалы. До ручья бежать не далеко. Ставим палатки и готовим ужин. Чтобы завтра утром не терять время на приготовление каши, варим ее вечером, а завтра только разогреем. Ложимся спать. Завтра у нас ранний подъем, чтобы до первой половины дня пройти перевал. Как мы заметили, после первой половины дня, здесь начинаются катаклизмы.

28 Июня (шестой день)

ночевка на заброшенном стойбище чабанов - подъем на перевал - пер.Кара-Токой (1А, 3620м) - в поисках места спуска - спуск - ночевка у камня
6,75 км; 03:51; 520м

Подъем, как и обещали, в 05:00. Кое-что вне палатки видно. Пока соберем спальные принадлежности станет светлее. Завтрак, быстрые сборы и вперед.
Рюкзаки закидываем на плечи. Сегодня это актуально. Начинаем взбираться на травянистый склон. Тропа видна хорошо, но это не значит, что идти легко. Забираем немного вправо, т.к. слева будет хороший обрыв, а лететь вниз и при этом терять высоту не очень хочется. Выходим на седло. Да, высоту все таки придется терять. Ничего не поделаешь, а думали, что уже будем идти только вверх. Определяемся с направлением движения, смотрим сверху, как лучше пройти снежник и попасть на тропу, которая еще видна. Хочется уже хоть какой-то развязки или определенности. Когда перед глазами будет перевал, психологически будет легче.

Идем по зеленому склону плавно заворачиваем вправо с небольшим набором высоты. За "углом" должен быть вид на перевал. Во всяком случае мне так хочется. По моим расчетам, за "угол" мы повернули, но ничего кроме крутого подъема вверх и уходящей влево тропой не видно. Отправляю на разведку Серёгу Ака Эцелопа. Пусть посмотрит, что там на верху. Пока Серёга карабкается на верх, подходит арьергард. Отдыхаем, переводим дух и каждый, наверное думает,- "А зачем мы сюда залезли?!". Зачем залезли,
это понятно для НАС. А вот как это объяснить посторонним людям ... Миссия не выполнима. Спускается Сергей.
- У нас проблема!
А когда ее у нас не было?
- Что там еще нам приготовили?
- Очень много снега.
- Что, еще больше чем было? Тогда пойдем пешком, а велики покатим рядом с собой.
Взобрались на верх, перенося рюкзаки и велики поочередно. Смотрим в даль, на перевал. Как-бы добраться до него по проще и не застрять в снегу. Решаем идти прямо по камням и потом свернуть влево в вверх. Там видны черные точки камней, выглядывающих из-под снега, а значит будет не глубоко. Когда начали движение, группа почему-то разделилась. Я и Герберт-18 пошли левым краем, а Самоделкин за собой увлек остальных ребят. Из вида мы не терялись, т.к. спрятаться тут негде.
Воды с собой со стоянки не взяли, не хотели нести лишний вес. А зря! Воды здесь нет, кроме чистейшего снега. Лошадиная и овечья моча отсутствует (я на это надеюсь) и поэтому растапливаю снег во рту и проглатываю живи-тельную влагу. Пришло время перекусить. Я и Герберт-18 выбираем
комфортное место и садимся кушать. Ребята пыхтят далеко внизу. Мы их видим. Съедаем не съеденные на предыдущих перекусах сухую колбасу и заедаем это толстым слоем шоколада с орехами "для Сникерса". Ребята продолжают движение. Заедаю перекус снегом. Со стороны перевала, куда мы идем, собираются черные тучи, а на нас они не идут. Над нами Солнце. Держит их хребет.
Надеваем рюкзаки, берем велики и продолжаем приближаться к перевалу. Наши поменяли направление. Ага, видимо дальше в лоб идти становится невозможно. Значит скоро встретимся.

147,68 км. пер.Кара-Токой. Вся седловина в снегу. На подступах оставляю велосипед и с рюкзаком на плечах иду к перевалу. Близко не подходя к краю, останавливаюсь и ставлю точку в ЖПСе. Возвращаюсь. Становится ясно, что спуститься непосредственно с седловины перевала будет проблематично.
пер.Кара-Токой 1А 3620м

Вперед дороги (пока!) нет. Назад?! Идти просто не хочу! Где эта б....дская птица из мультика "Тайна Пятой планеты"? Ну та, которая схватила за шкирку Алису и понесла в свое гнездо. Пусть бы меня подхватила с рюкзаком и великом, а потом сплюнула немного ниже перевала. В крайнем случае, пусть будет птеродактиль. Согласен и на такой подвид пернатокрылатых летающих ящеров. Лишь бы появилась надежда, что я заброшу удочку в р.Мокрая Сура у себя на даче.
От столбняка и временного анабиоза отвлек рык по-верблюжьи Герберта-18. Он нашел место, откуда можно спуститься вниз. Находясь под влиянием ультрафиолетовых лучей, с рюкзаком на плечах, иду смотреть выход в Баунти. Должны спуститься. Возвращаюсь назад, делаем фото для отчета. Иду к велосипеду. Накинул по седловине перевала кругов с рюкзаком за плечами столько, что голова начала кружиться как у Насти Волочковой в балете "Щелкунчик".

Место спуска пока не нравится. Чтобы кубарем не сделать лифтинг в
жопинг, будем спускаться при помощи захваченной из дома веревочки 8,0 мм диаметра. Иду первым. Вроде бы и честь оказана коллективом, а с другой стороны, если что не так, то они пойдут другим путем. А ты смотри в небо и считай чаек. Или свисти в свисток и разгоняй грифов. Спуска такого у нас в походах
еще  не было. Очень круто. А если идти с этой стороны на перевал, сколько недель можно было бы потратить на подъем? Ясно одно, что

встреченные нами всадники под командованием Щорса, шли не от сюда. Но если лошади под ними были Пегасами, то все возможно.

Далеко за горизонтом видна зеленая растительность. Где-то там, прыгают кузнечики, трещат сверчки, летают бабочки Махаоны, Черная вдова убивает своего самца и крыса Шушара наяривает репчатый лук, отобранный у Буратины...
Технический процесс спуска был таким. Впереди себя и параллельно плоскости тела, ставим велик, давим на тормоза, делаем несколько шагов вниз. В зависимости на какое расстояние от себя был поставлен велосипед. И так шли, пока не спустились на снег. Вовка Самоделкин поймал Дзэн. Он с детства любит играть в снежки, кататься на санках типа "Чук и Гек". В общем,
какой-то Йети. Попросил снять на видео его художественный спуск на пятках ног по снежнику. Пытаемся идти от темных пятен кирпичей  до темных пятен, выступающих из-под снега. Иногда проваливаемся по пояс в снег при переходе между ними.
Подошли к спуску со снежного плато. Хорошо идти вниз по снегу, но скользко. На пятках спускаемся как на лыжах. Главное успеть вовремя затормозить, упав на снег. Однажды, я успел это сделать у самих пяток YurNika. Не успел бы, искали бы нас, как Герда Кая.
Снег закончился. Вижу тропу! И не только я. Все видят. Хорошо бы остановиться, но Самоделкин несется вниз по снежнику. Ну очень нужно человеку вниз. Делать нечего, мы спускаемся за Самоделкиным. А тропа пошла не так, как у нас она отображена на ЖПС. Хотя тропа в горах, это не просто тропа. По ней кто-то ходит и она куда-то да приведет.

Спуск усложняют камни, трава и в ней камни, языки снежника. Ноги переставляю автоматически. Уклон такой, что скоро пальцы ног пробьют носовую часть ботинок. Все вокруг зеленое, а встать на ночевку негде. Нет ровных мест. Внизу виден очень большой валун. Чутье подсказывает, что там можно упасть лагерем. Чутье нас не подвело.
150,08 км. Возле кирпича есть ровное место для одной палатки. Воды нет, но спасибо Самоделкину и Серёге Ака Эцелопу, что они нас обогнали и спустились ниже. Увидев, что мы не собираемся повторять их подвиг, они оставляют свои велики внизу, набирают воды и поднимаются к нам. Я иногда мигаю им фонарем, чтобы ребята взяли правильный пеленг. Дошли! Мы спасены от сушняка. Пьём воду, заедаем ее конфетами и отбой.

29 Июня (седьмой день)

ночевка у камня - спуск вдоль р.Сары-Челек с Чаткальского хребта - ночевка у входа в ущелье р.Сары-Челек
4,83 км; 01:59; 110м

Пробуждение не раннее, как обычно. Вылезти из спальника удалось не сразу. Большой уклон, скользко на коврике в спальнике. Одел "кошки". Получилось. На узком месте сразу все собираем свои рюкзаки. Самоделкину и Сергею легче. Все не нужные вещи для ночевки и велосипеды их внизу.

Спускаемся. Опять скользкие снежники и острые камни. Пришлось пару раз приземляться на них. Немного спустившись вниз, переходим снежник и выходим на зеленку. Казалось, теперь будет идти легче, но не тут-то было. Трава по пояс. Народ спускается опять на снежник, а я подумал, что самый умный. Иду по зеленой травке по пояс в ней. Но уклон был влево и я не удержавшись на склоне "плавно" выхожу на снежник. Вся одежда с правого бока оказалась в грязи. А горячей воды сегодня не будет, придется в холодной чистить перья.
Снежник закончился. Опять лето с зеленой травой. Переходим на правый берег р.Сары-Челек. Тут ровно. Самоделкин попытался поехать на велосипеде, но был выброшен из седла бревном, лежавшим в траве по перек его пути. Теперь кажется, что лучше бы нам перейти на левый берег. Опять переносим, переходим, переобуваемся. Серега Ака Эцелоп идет впереди и тропит нам путь в зарослях "ископаемого" папоротника. Нужно быть внимательным, чтобы не перецепиться о бревно или камень. В траве ничего не видно. Меняюсь с Сергеем местами. Теперь я иду впереди и подминаю под себя папоротники.
156,26 км. Остановился перед своеобразным тупиком. Если идти дальше по берегу, упрешься в скальный прижим. Немного прошелся по берегу вдоль реки по вроде бы тропе. Тропа это или не тропа, так и не понял. Больше похоже на то, что кто-то здесь прошелся, но не ногами. Если спуститься на снежник в русло р.Сары-Челек, то заходить нужно будет в ущелье, а там узко и сейчас много воды. Прошу Вовку Самоделкина пойти разведать, как идти дальше. А дальше идти некуда. За небольшим поворотом в одиночку реку не перейти. Берем веревку и втроем шагаем в "щеле" (как говорят кыргызы).
Прошел Самоделкин и с Серегой навели перила. Я уже шел держась за них. Чтобы долго не расписывать наши разведработы, сообщу следующее. Пойдем завтра рано утром, когда будет мало воды. А пока возвращаемся и готовим лагерь. YurNik и Серега будут спать на островке, а все остальные на высоком и пологом берегу. Обедаем "Мивиной", а на ужин приготовили суп. Расходимся по спальным местам, согласно купленным билетам. И думаем о том, что ночью вода не поднимется и Серега с YurNikoм не попадут на оз.Сары-Челек раньше нас.

30 Июня (восьмой день)

ночевка у входа в ущелье р.Сары-Челек  и ее брод - жить стало веселее - оз.Сары-Челек - ночевка в Сары-Челекском заповеднике
8,24 км; 02:49; 250м

Второй ранний подъем в этом походе. Смотрю на реку. Воды меньше, чем вчера. Намного меньше. Не будем терять время, быстро собираемся и ...  Или из-за торжественного момента, или из-за желания вырваться из этой ловушки, произношу речь пожелания нам остаться в живых, и заканчиваю и заканчиваю ее так - Господи, помоги!!!
После торжественного собрания вырабатываем стратегию преодоления препятствий и входим в воды р.Сары-Челек. Подходим к ма-а-а-ленькому прижиму, на который взбираемся при помощи друг друга. Спускаемся к реке и первым пошел Самоделкин. Делаем веревочные перила. Сегодня воды меньше, но в этом сопле течение большое. Не доходя к противоположному берегу, нужно "упасть" на камень и идти к месту выхода из реки, держась за него. Это делаем тогда, когда за спиной рюкзаки. С великом таким методом пройти тяжелее. Все велики переправил Самоделкин. Опять ему большое спасибо! Дальше идут броды, но проходятся легко и по одиночке. А вчера я и Самоделкин проходили их "стеночкой".
Ущелье стало немного расширяться. Иногда идем по скальной осыпи, иногда вдоль береговой кромки. Опять на нашем пути встречаются снежники, расположенные в русле реки. И нам они помогают, иначе пришлось бы скакать с берега на берег как "кенгуры".
Вышли из ущелья в широкую долину. Сфотографировались на последнем снежнике. Здесь поставил точку в ЖПС и назвал ее "Точка надежды". Надежды на светлое будущее. Подбадриваю ребят, что скоро выйдем на более нахоженную тропу, т.к. здесь водят на лошадях туристские группы. Ошибка резидента. В этом году здесь пока никого не было. Об этом чуть позже.
160,88 км.
Стало еще шире. Переходим многочисленные рукава реки, держа направление к левому берегу реки. Появилось ослиное и конское говно. И это радует. Значит, здесь есть люди. Обнаруживаю в своем велике прокол заднего колеса. Будем клеиться, а заодно и приготовим самое вкусное блюдо - "Мивину"! Раздеваемся, чтобы немного подсохли вещи и обувь. Солнце в дымке, но припекает, как в печке СВЧ. Далеко вижу каких-то животных. С собой есть монокль, хочу посмотреть, что там за представители фауны. Это были животные, с удивительно красивым названием - ЛОШАДИ! Человеческие фигуры тоже были замечены.
 После переходов рукавов и бродов по ним, выходим на сухое место. Не верится, что вышли к оз.Сарычелек. Откуда не возьмись появляется кыргыз мужского пола. Идет к нам. Опять будут расспросы и наши уже надоевшие нам ответы.
- Кто вас сюда пустил?! Здесь нельзя находиться! Это Заповедник, - это говорят нам.
Нужно как-то разрядить обстановку и я начинаю.
- Сам Аллах нас сюда впустил! А кто вы? Как здесь поживаете? А много ли было в этом году снега? Как поживает дедушка Снежный барс? Кушаете ли вы ослов? Есть ли грибы? Вы егерь?! А какая у вас заработная плата? И т.д. Уже сам схожу с ума от своих вопросов, не говоря о егере Сары-Челекского заповедника.
Чувак понял, что перед ним обыкновенные идиоты (на велосипедах здесь еще никого и  никогда  не было), стал разговаривать как обычный человек, а не кыргыз при исполнении. Значит здесь Заповедник, а я об этом в горах и забыл. Чтобы совсем было все хорошо, дарим егерю 15м  шести миллиметровой веревки. Егерь разрешил нам подойти к оз.Сары-Челек (желтое ведро) и показал место, где бы мы могли поставить свои палатки.
оз.Сары-Челек

Красивое озеро! Фотографируемся. Жалко, что нельзя здесь, прямо на берегу встать лагерем. Забросить невод Герберта-18. Наловить кефали, сварить уху. Избушка из бревен есть, значит кто-то здесь ночует. Начальство не приедет. Перевал Ашуу, через который сюда можно попасть из п.Аркыт, не для господ начальников. Да и непроходим он сейчас. Много снега. И где та тропа?
Так и хочется спросить голосом волка из мультфильма: "Шо. Опять?". Провизию, раз в какой-то засекреченный промежуток времени, егерям забрасывают с Восточного побережья озера на "Красине".
165,35 км. Идем к выделенному нам месту для разбивки лагеря. Появились комары и мы
брызгаем себя отравой от них. Помогает. Воды для приготовлении пищи, можно набрать здесь везде. Дров тоже валом. Готовим наш традиционный суп. Нарезаем сало. "Шмель" работает как Кремлевские куранты. А жизнь то, налаживается! Веду с Серегой Ака Эцелопом беседы о том, где на дачном участке лучше посадить кусты малины, чтобы не засохла. Мечтаю о том, как буду ходить на рыбалку, кушать дома все, что захочу, но не "Мивину". Спать. А завтра ...

01 Июля (девятый день)

ночевка в Сары-Челекском заповеднике - Где же эта тропа? - любимый снежник - "Ах, как хочется вернуться! Ах, как хочется ворваться в городок!" - емкость с бензином от хищников и ночевка на склоне
03,69 км; 01:34; 396м

Подъем по расписанию. Каша, сало, чай с сухими и местами заплесневевшими лепешками. Сборы, показательные выступления перед всадниками. Наверное с нами прощаются кыргызские ребята. В плане того, куда полезут эти идиоты со своими велосипедами. Егерь дает нам свежей рыбы, которую можно наловить в рукавах реки. Спасибо. Когда будем в цивилизации, обязательно сварим уху.

166,33 км. Проходим немного по направлению к оз.Сары-Челек и поворачиваем вправо, где по карте видно, что сверху бежит ручей. Как и следовало ожидать, ручей бежит на карте, а в действительности, ничего здесь не бежит.  Начинаем подниматься на верх в зарослях папоротника, хвоща, борщевика и других неизвестных нам растений. И вот, снова выходим на снежник. Зима и скоро Новый год!

Мы готовы к тому, что нас здесь ожидает. Поэтому, рюкзаки взваливаем на плечи и поочередно переносим их, а потом велосипеды. Пока не устали, тянули за собой все, что можно было тянуть. Здесь уже все помогают друг
другу. Смотрим на верх и пытаемся определить "опытным" глазом, где нашбудет перевал. На снежнике встречаются поваленные ели. Хорошая лавинаих сюда затянула! Оглядываемся вниз, и видим, что кыргызы-всадники наблюдают за нами в бинокли. Интересно им смотреть за шурави-велосипедистами. Такого цирка, да еще и с такими клоунами им не приходилось видеть никогда! Кто-то из наших предположил, что кыргызы на нас поставили как на скачках. Долезем ли до перевала или нет. За какой промежуток времени долезем.

Т.к. по карте была тропа, всем хочется ее найти. Не могло же все здесь завалить лавиной? Останавливаемся, чтобы отдохнуть на бугре, который "вырос" посередине снежника в русле предполагаемого ручья.
- Тропа! - кричит Герберт-18.
 На его крик полезли на склон даже те, кто уже лезть не мог. Здесь, на склоне, я понял, что хвататься голыми руками за стебли дикой малины совсем не больно! Одним из первых доползаю в полной амуниции к орущему. Я бы сказал так. К Оракулу! Таким добрым вестником, показался мне тогда Герберт-18. Когда я увидел, что он называет тропой, я захотел засунуть свой велосипедный насос Герберту-18 в одно заднее место и накачать его до 5-ти атмосфер. Потом насос резко выдернуть, пущай полетает! Это была не тропа, а место, по которому когда-то тек ручеек. Спускаемся вниз. Этот марш-бросок отобрал последние силы.
 Пупырь на снежнике обходим по крутому зеленому склону слева. Иду почти на четвереньках, передними конечностями как человекообразная обезьяна хватаясь за кусты, ветки малины и др. Потом на задницах скользим по склону вниз, к родному уже нам снежнику. Освобождаюсь от рюкзака, спускаюсь к ручью, который течет из под снега. Набираю 2л и отпаиваю братьев по разуму.
 169,67 км. Впереди, слева видим как бы распадок. Мечтаем дойти до него, чтобы там остановиться на ночлег. Всем становится ясно, что после прохождения нехоженого пер.Кара-Токой сложности 1А, н/к пер.Ашуу высотой в 2550м над уровнем Балтики, сегодня нам не отдастся. Из последних сил доползаю до распадка. Ребята помогают затащить сюда велосипед и падают рядом. "Ах, как хочется вернуться! Ах, как хочется ворваться в городок!", это я запел. Порадовало то, что на этом месте можно в ручейке набрать воды. Что есть ровная площадка, где устроим себе кухню. И что сегодня уснем быстро, не смотря на то, что спать негде!
Герберт-18 полез вверх на склон, заросший можжевельником, Тянь-Шаньской елью и кустарником дикой малины. Пробирался по чаще с таким хрустом, что егеря у озера могли подумать, что дикая свиноматка ведет на водопой свой выводок.
Пока Герберт лазил в поисках мест для спанья, варим кипяток на мультитопливной горелке "Primus", запитанной к газовому баллону. Ужинаем "Мивиной" сдобренной гороховым супиком из пакетиков "Горячая кружка". Горох это хорошо. Будет чем отстреливаться от местных зверей.

YurNik и Серега Ака Эцелоп остаются внизу. Они будут спать на ровной площадке-кухне. Чтобы дикий сурок ночью не откусил им копчики, его нору они забивают горными кирпичами. А чтобы не покатиться вниз, устроили веревочную загородь для упора ног. Вовка Самоделкин ползет на верх в чащи со мной и Гербертом-18. Каждый тянет за собой спальник, коврик, мешок с теплыми вещами. А я, в придачу ко всему этому, тяну баллончик в 1,5л с бензином, чтобы запах отпугивал диких зверей. Вовка лег один в углубление на полочке холма. Выше над Вовкой, Герберт топором "выровнял" нам место. Более менее ровно. Чтобы не скатиться вниз, будем упираться ногами в пихту. Велосипеды связали велосипедным замком. Над нами чистое небо со звездами. Завтра опять вверх. Как мы это все переживем? Отбой.

02 Июля (десятый день)

ночевка на склоне - делимся на две группы - пер.Ашуу н/к, 2550м - спуск "в тропе" - первый ручей - Ура! Ночевка!
5,30 км; 05:46; 300м

Т.к. всю ночь сползал в спальнике с коврика, не мог дождаться, когда же  подъем. Рассвело и я решил объявить по лагерю подъем. Сегодня опять  ползем вверх. Завтрак по расписанию. Сборы. Бензин не пригодился.  Сегодня я рассмотрел наше место ночевки. Здесь дикий зверь не пройдет.  Он немного умнее велотуристов.

Открываем велосипедный замок. Каждый берет свой велик, как оружие из пирамиды. Потихоньку начинаем подниматься. Оглядываюсь вниз, вооружившись моноклем. Так и есть. За нами наблюдают с уровня Сары-Челекского озера. Интересно, ребята ходили домой покушать?
Скоро заканчивается снежник и нам нужно будет ползти по зеленому склону. Решили воспользоваться веревкой, чтобы удобно было подниматься. Снежник закончился, хотя не известно, радоваться ли этому. Дальше ползем по сухому руслу ручья. Хватаюсь правой и левой рукой за любой кустик, чтобы не поползти вниз. Поднялись на верх, но самого верха не видно. К перевалу нужно будет идти влево. Пошел на разведку. Вверх лучше не идти, а лучше траверсировать холм, и можно выйти к перевалу. Со всеми рюкзаками остался я и YurNik. Будем их таскать к перевалу. Остальные попытаются поднять велики к перевалу по другому холму, чтобы не тянуть их по руслу ручья.
После долгих и продолжительных переносок, мы все встретились под перевалом. Каждый что-то кричал, перебивая друг друга, чтобы рассказать как удалось перенести рюкзаки и велосипеды.
пер.Ашуу 2550м

172,32 км. пер.Ашуу. Фотографируемся и падаем на траву, чтобы отдохнуть. Перевальной шоколадки нет, поэтому грызем перевальные леденцы.  YurNik вскрыл свой НЗ. К перевалу, от озера, подходит тропа. Если бы не лавина, которая внизу эту тропу завалила, подниматься было бы легче. С перевала тоже идет тропа и мы рассчитываем сегодня спуститься к р.Кечкиль.
Спуск не очень приятен. Сначала круто, затем тропа одет как по колее и велоштаны цепляются своими боковинами о ее борта. Спускаемся по темноте. Цепляем на головы свои "Петцели" и становимся похожими на Циклопов. После петляния по серпантину тропы подходим к ручью и набираем воду в ПЭТбутылки. Какого качества вода нас это просто не интересует. Хочется пить.
   174,97 км. Останавливаемся. Вроде бы можно поставить палатку и упасть спать. Кушать не хочется. Насмоктались леденцов и карамелек. Все завтра. Главное, чтобы не пропала семга, которую нам дал егерь Сары-Челекского заповедника.

ЗАПАДНЫЙ ТЯНЬ-ШАНЬ

или ОПЯТЬ АНОМАЛИЯ

Велопоход по Кыргызстану. Июнь - июль 2012.

Карты похода

Часть вторая

03 Июля (одиннадцатый день)

Ура! Ночевка! - начало "велосипедной дорожки" - пасеки, кругом пасеки - КПП Сары-Челекского заповедника -  п.Аркыт - МАГАЗИН!!! - обед в кафе-юрте - ночевка перед п.Джаны-Джел
32,84 км; 03:30; 320м

Не очень ранний и не спешный подъем. Сегодня помывочный и постирушный день. Для тех, кто хочет. Завтракаем чаем. Осталось сало, пару пакетов "Мивины". Хлеба нет. Хлеб вез каждый столько, сколько он готов был съесть.
    Продолжаем спускаться по тропе. Река. Самоделкин решил проехать ее на велосипеде. Потерял чувство самосохранения. Не доехал до берега. Свалился и естественно искупался в чистой, горной речке. Серега Ака Эцелоп подвиг Самоделкина не видел, поэтому с разгону бросился в реку. Мой крик "Остановись, Асунто!" заглох в шуме падающего всадника на велосипеде в реку. 2:0 в пользу реки. А мы не будем спешить. Мы медленно снимем ботинки, медленно наденем сандалии и медленно перейдем реку в брод.
178,20 км.
Еще немного пройдя по тропе и перейдя реку туда-сюда, наконец-то вышли на грунтово-каменистую дорогу. Как потом мы выяснили, ее накатали пасечники. Привинчиваю левую педаль. В горах я ее отвинтил, чтобы не побила мне правую ногу. Сел на велосипед, а ехать боязно. Отвык. Сначала было очень много камней. Шел пешком, потому что боялся упасть. Реку переходили много раз. Это были броды, ч/з которые проезжали УАЗы. Потом все наладилось. Можно было ехать и не вставать с велосипеда.
   Появились пасечники. Решили купить мед. Будет для перекуса, а потом в пустую бутылку нальем "Огненной воды". Пусть мед растворяет. Стали попадаться легковые автомобили. Скорость на пыльной щебенчатой дороге никто не сбавлял. Как на Алтае.
   186,20 км. Вот и КПП. Самые настоящие зеленые ворота и в придачу к ним шлагбаум. Останавливаемся возле кирпичного помещения охранников. Все очень просто. Захожу, плачу 2000 сомов за пятерых (80,00 грн. с человека ~
10$
США), получаю квитанцию и вперед, за орденами. Местные жители за проезд в Заповедник платят 50 сом. У нас, в Крыму, за посещение Заповедника поставили бы под виселицу. Едем в центр поселка. Останавливаемся у первого магазина. Покупаем все, что можно съесть. Лепешки каждый себе сам. Пайковать легче. В связи с тем, что я в очередной раз теряю титановую ложку (четвертую), прошу продавца продать мне ложку, хотя бы алюминиевую. Не нужен мне титан. Про потери своих ложек, можно написать отдельную повесть. На выезде из п.Аркыт тоже КПП. Кстати, из п.Аркыт к Восточному берегу оз.Сары-Челек можно добраться на маршрутке.
   Дальше дорога становится просто обыкновенной щебенчатой. Асфальтом не пахнет. По дороге покупаем литр банзина А80. Здесь с этим просто. В неопределенном населенном пункте "прокалывается" Герберт-18 и мы вынуждены остановиться для ремонта. Детворы набежало посмотреть на заезжий цирк. Пока ремонтировались, разговорился с аксакалом, который копошился у себя в огороде. В итоге нас угостили лепешками, сладкими булочками и яблоками. Вот такой гостеприимный тут народ!
   207,81 км. Слева от дороги появляются хорошие места для ночевки. Есть река. У проходящего мимо кыргыза узнали, что рядом есть родник. Будем ночевать здесь. Становимся так, что с дороги нас не видно. Ставим лагерь. Дежурные купаются первыми и приступают к приготовлению ужина. Сегодня уха и небольшой аперитив. 01 июля у моей дочки был День рождения. Бахнуло ей 30 лет, вот я и проставился. Уха получилась знатной. Сегодня полнолуние. Перед сном выли на Луну, тем самым выплеснули отрицательную энергию из своей чакры.

04 Июля (двенадцатый день)

ночевка перед п.Джаны-Джел - асфальт - Учкурганское вдхр. - ночевка в п.Раван-Сай
70,83 км; 05:25; 820м

Опять подъем.
Завтрак и на дорогу. Скоро должен начаться асфальт. Поверили людям, что такое возможно.
   210,31 км. Действительно, начался асфальт. На такой хорошей дороге стал глючить задний переключатель скоростей. Встречу лужу, помою в ней свой
ХТ. Подъехали к базару. Серега Ака Эцелоп попросил остановиться. Хочет купить шлепанцы. Один шлепанец он потерял при восхождении на пер.Ашуу. Подъехали к большому перекрестку. Уточняем, что нам нужно сворачивать влево. Дорога на этой трассе очень хорошая.
   215,59 км. Начинаем постепенно подниматься на пер.Бельдеме. Дорога идет серпантином, потом идет по высокогорной пустынной местности. Если посмотреть по сторонам, можно увидеть съезды на грунтовые дороги, а они
ведут к карьерам. Что там добывают, мы не узнали. Мимо проезжает китайского производства грузовичок. Водитель просит нас остановиться. Угощает дынями которые мы съели тут же.
   Дальше едем по очень интересным местам. Вода и ветер "поставили" интересную фигуру справа от дороги. Каждый фантазировал сам, что он видит. Или хочет увидеть. К интересному объекту природы тянется тропа. Много желающих прикоснуться к чуду.

253,55 км. Начали спускаться к Учкурганскому водохранилищу. Проехав мост, поворачиваем влево и едем вдоль "моря". Дорога начинает идти вверх вниз. Вот такое нас ждет на дороге вдоль Токтогульского вдхр. Проезжаем поселок энергетиков. Останавливаемся, чтобы сделать закупку продуктов на вечер и утро. Чувствую, что становиться на ночевку нужно будет на первом попавшемся месте.

268,31 км. Развилка дорог. Ехать нужно влево к трассе к п.Токтогул. На трассе полно торговых киосков. Можно купить все, что хочешь. Начинаем немного подниматься вверх вдоль вдхр. Машин полно. Я отвык от такого шума. Скорее в горы, чтобы спрятаться от цивилизации.
    278,64 км. п.Раван-Сай. Ночевка. Немного отъехали за него, нашли подходящее место. Ставим палатки и спать. Ужинать будем завтра.

05 - 08 Июля (тринадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый день и дневка)

ночевка в п.Раван-Сай - пер.Кёк-Бель - п.Торкент - п.Арал (дневка) - пер.Ала-Бель - Суусамырская долина - ночевка в юрте
234,43 км; 17:36; 3920м

Дорога вдоль Токтогульского вдхр. для велотуризма не представляет никакого интереса. Нам пришлось по ней проехаться, чтобы с одного горного района Кыргызстана попасть в другой. Конечно, если ехать нам на встречу, удовольствия можно было получить больше. Меньше пришлось бы крутить педали.
   За последние пять лет, когда мы здесь были последний раз, произошли сильные изменения. Вдоль дороги, уже на подъеме к пер.Ала-Бель, построены многочисленные придорожные кафе. Выросла целая Империя. Я бы сказал, что вырос большой поселок под названием Чайхана.
   Поэтому,

513,07 км.
Cуусамырская долина. Одна из многочисленных юрт, которых здесь ну очень много. Когда уже стемнело, постучались в ее двери пять вело туристов, которые очумели от большого количества грузовых машин на дороге. Почему постучались именно в эту юрту? Потому что возле нее было замечено шевеление людей. Попросились на ночлег, заплатив за это по 50 сом за каждого. Расстелили в юрте коврики, залезли в спальники и больше я ничего не помню.

09 Июля (шестнадцатый день)

ночевка в юрте - дорога к п.Суусамыр - п.Суусамыр - вдоль р.Западный Каракол - ночевка
76,54 км; 06:07; 200м

Проснулись рано, вместе с хозяевами юрты. Они готовятся к новому рабочему дню. А мы решили здесь позавтракать. Это будет быстрее, чем если бы мы готовили на горелке. Было вкусно и не дорого.

565,04 км.
Поворот вправо, к п.Суусамыр. Фото для отчета. Немного асфальта и начинается дорога с твердым покрытием. Как по мне, то сухая грунтовая дорога лучше. При первой же возможности, съезжаем на грунтовку, которая идет рядом с улучшенной. Ехать намного приятней, успевай только нажимать на тормоза.

580,34 км.
п.Тунук. Ловим "языка", чтобы прояснить ситуацию с дорогой на пер.Сёок. Этот перевал был первоначально заложен в нитку маршрута. Поймали пленного для очистки своего подсознания. Как житель п.Тунук, мог знать состояние дороги, тропы или отсутствия всего этого? Да ни как! Чистое везение могло только нам помочь. Поэтому, после непродолжительных пыток, пленный был отпущен к своей лошади.
   В п.Суусамыр подкрепились мороженным, купили лепешки, которые
пеклись при нашем присутствии, кое что из овощей и др. и покинули поселок. Проехались немного по асфальтированной дороге и опять началась грейдерная. Внутренности организма перестали сопротивляться тряске. Все перемешалось внутри. Хорошо, что появилась грунтовка, идущая в нужном нам направлении.

588,99 км.
Развилка дорог. Вправо поедешь, попадешь в п.Чаек. Прямо поедешь, попадешь туда, куда хочешь. Поэтому фотографируемся и едем прямо. В связи со вчерашним поздним отбоем и сегодняшним ранним подъемом, стали засыпать в седлах. Дорога типа щебенчатой и с "волнами" как на Арабатке не дает полностью погрузиться в сон-тренаж.
   Опять съезжаем с дороги с твердым покрытием на грунтовку и едем по ней вдоль р.З.Каракол.

589,79 км.
Стоп. Здесь будем ночевать. Река рядом, ровно, кругом зеленая трава. Ставим палатки. Дежурные предложили такой план действий. Все свободные от дежурства ложатся спать, а они (дежурные) готовят ужин. Когда все будет готово, нас будят и мы беспрекословно садимся за стол, чтобы никто и никого не ждал.
   Если бы вы знали, как тяжело было открыть глаза и вылезти из палатки к столу. Но кушать хотелось и поэтому через несколько минут все были за столом. Начинало холодать. Постепенно восстанавливалась функция сна. Отбой. Всем привет!

10 Июля (семнадцатый день)

ночевка у  р.Западный Каракол - мост через р.З.Карокол - старая дорога - р.З.Сёок - ночевка у р.З.Сёок
46,10 км; 06:42; 520м

Нас утро встречает прохладой. Похолодало, однако. По плану у нас завтрак и мы план не будем нарушать. Сборы и продолжаем ехать по грунтовке к виднеющемуся первому стойбищу в долине р.З.Каракол.
Т.к. только что поели, решили в гости заходить не будем. Если, конечно, пригласят. Остановились напротив палатки. Кто-то идет к нам. Подождем, чтобы удовлетворить любопытство чабана. Чабан был после большого бодуна. Приглашал выпить с ним водки. Отказали. Тогда он попросил таблетку от головной боли. Дали "Пятырчатку". Что-то типа анальгина. Должна помочь.
   Проезжаем много стойбищ, но приглашают не все. Чувствуется, что и здесь наступил кризис. Одно стойбище оказалось у самой дороги. Остановились, разговорились и Герберт-18 сам напросился в гости. Я раскатал губу на чай с лепешками, вареньем и со сливочным маслом. Ох, как я ошибся! Угощают кумысом, который я не уважаю. Лучше выпить свежего кобыльего молока. Коробейники привезли на легковушке товар. Хотели купить эмалированный тазик, но нет такого товара. Попрощавшись с хозяевами, мы поехали своей дорогой. В конце концов наша грунтовка закончилась и вывела на щебенчато - каменистую дорогу. Скоро должен быть мост ч/з р.З.Каракол на ее левый (орограф.) берег.

623,40 км.
Вот и мост. Для машин он не проезжаемый, а для нас он как будто целый и не невредимый. Смотрим с моста на реку. Если бы не нужно ехать дальше, смотрел бы и смотрел на поток воды. Традиционное фото и все переходим на другой берег реки. После моста влево идет старая дорога. Чтобы быть полностью уверенным, иду к юрте, уточнить дорогу. Да, нам туда. И опять Герберт-18 напрашивается в гости на чай. Здорово! Как раз пора нам пообедать.

Сфотографировались и в путь. Колея от колес машин еще не полностью заросла. Пока видно куда ехать. Местами дорога размыта. Видны останки ирригационных сооружений. Проезжаем железобетонную трубу, которая упала и смотрит вертикально в небо. Пошутили, что если бы мы все в нее залезли и заложив хороший заряд пороха ... Уже были бы на Иссык-Куле.

Начался спуск к З.Караколу. Теряем высоту. Дорога идет небольшим серпантином и заканчивается крутым участком с камнями. Нет, пройдусь ка я пешком. Впереди видна палатка чабана. Потихоньку приближаемся к ней. Пора брать языка. Залаяла собака. Началось непонятное движение в лагере потенциального пленного. Опа! А он уже на лошади и собирается покинуть поле боя. Удрать языку не удалось.
   - А не скажите ли, любезнейший, каково состояние трассы к пер.Сёок?
   - ?!?!?
   - Ну дойдем ли мы до перевала или нет?
   - Тяжело вам будет.
   - А сам то был тама?
   - Не-а.
   - До побачення. Гудбай. Пока.

Дальше дорога привела к броду бокового ручья, впадающего в З.Каракол, но ноги мочить ох как не хотелось. Нашли мост через ручей. На нем лежали шкуры тушканчиков воняли и сохли. Или наоборот. Сохли и воняли. При переходе по мосту одну шкуру случайно сбросили в воду. Пришлось ее ловить и положить на место, чтобы не нанести материальный ущерб чабану. Можно ехать дальше. Видим мост ч/з р.З.Сёок.
    633,89 км. Повезло, мост там, где и должен быть. Опять таки не для
 проезда по нему машин. Опять фото. Смотрим на заводь где плавает полно рыбешек. Не больших, но для ухи сошли бы. После перехода через мост насыпь поворачивает вправо. Едем и начинаем искать вход в долину р.З.Сёок. Иду на разведку. Пробираюсь сквозь заросли и попадаю на тропу. Тропа видна хорошо. Но на долго ли это? Как нам рассказали местные аксакалы, здесь в 90-х была дорога на пер.Сёок, и была она аж до Кочкорки. Сейчас этой дороги нет. И очень жаль! Сейчас едем и идем по тропе. Следов от бывшей дороги не видно. А была ли она здесь?

635,89 км.
Место ночевки на берегу р.З.Сёок. После дальнейшей разведки тропы, решаем остановиться здесь. Разведчики сказали, что тропа упирается в скалу, нужно бродить реку, чтобы идти дальше. Ставим палатки. Дежурные приступают к приготовлению пищи. Кто свободен от личных дел, помогает им. Скоро Солнце сядет за горы и можно ждать холода. Поэтому не дожидаясь мороза, надеваю на себя все, что сможет меня согреть.

11 Июля (восемнадцатый день)

ночевка у р.З.Сёок - тропа - всё - идем назад - дорога на пер.Каракол - ночевка
19,40 км; 03:55; 350м

Утром палатки били в изморози. Был мороз. Ждем выхода Солнца из за гор. Завтракаем, собираем вещи и на тропу. Идем пока по тропе. Позже она уперлась в реку, и пришлось искать место ее выхода на другом берегу. Переходим на остров, а не на берег. Тут уже не видно и следов от лошадей, кобыл, коров и других копытных. Значит, никто не ходил в этом году из
пастухов на пер.Сёок. Идем по азимуту. После выхода из зарослей травы и кустарника, приходится выбирать из двух направлений. Или идти по берегу реки, или подняться немного вверх, где видна полка старой дороги. Потянуло на полку. Заросшая она, но идти можно.

637
,57 км. Обрыв. Дальше только склон, заросший травой. Траверсом не пройти. Круто. Пройти можно только по краю берега, но по руслу реки. Вода в реке уже высокая, а опять становиться на ночевку, чтобы ждать утра, не хочется. Посчитали, что достаточно намучились, когда брали пер.Ашуу. Да и время поджимало. Скоро поезд домой, а мы кувыркаемся в горах. Поэтому приняли единогласно - возвращаемся к р.З.Каракол и движемся к пер.Каракол. Жаль, что не получилось подняться на пер.Сёок.

639,25 км.
Место входа в ущелье р.З.Сёок. Едем вправо по старой дороге. Дорога, видимо, была сделана на совесть или не сильно подвергалась воздействиям воды, ветра и еще чего нибудь. Кое где были места ее обвала.
   Справа начало греметь. Определили, что гремит в ущелье р.З.Сёок. Природа готовила для нас "катоклизму", но мы резко повернули назад и небесная канцелярия не успела поменять движение дождевых облаков.
   Остановились у ручья, чтобы перекусить. Отдыхаем. Где-то впереди нас
ждет спуск к р.З.Каракол и мост через реку. Будем надеяться, что мост живой.

Дорога прыгает то вверх, то вниз. Иногда боковые ручьи ее размывают и приходиться ехать по ним. Подъехали к месту, когда дорога резко уходит влево вниз. Внизу видны юрты чабанов, которые стоят друг на друге. Народ решает болезненный вопрос.
   - Если нас пригласят в гости, то пойдем или не пойдем?
   - А если предложат чай, а не кумыс? Пойдем?
   - А если предложат кумыс, а не чай? Пойдем?

Останавливаемся на том, что пойдем в гости, если нас пригласят. Сказано, сделано. Спускаемся в низ. Едем вдоль юрт, как герои-покорители чего-то необычного. Высоко задрав головы в ожидании приглашений.
    Так с высоко поднятыми головами мы проехали вдоль всех юрт. Полезное вот, что. Узнали, что мост через З.Каракол есть. Радуемся, когда видим отпечатки протектора колеса грузовой машины. Не обманули.

648,11 км.
Мост через р.З.Каракол. Справа от него, находится палатка чабанов. Люди идут к нам. Решаем подождать, а вдруг здесь предложат попить чай. Так и есть. Опять повезло. Идем в гости. Вот и пообедали.
   Переезжаем мост и теперь едем по грунтовой автомобильной дороге к пер.Каракол. Чувство радости переполняет объем наполненных легких. Впереди знакомая дорога, не нужно будет бегать с ЖПСом в руке и искать, где же здесь была тропа сто лет тому назад! Теперь все просто. Едем вперед!
   655,29 км. Останавливаемся. Пора искать место для ночевки. Герберта-18 тянет ехать дальше, к виднеющейся палатке чабанов. Народ сопротивляется. Зачем куда-то ехать, если мы уже приехали. Тем более, что здесь мы будем как-то защищены от ветра, дующего со стороны пер.Каракол. Ставим палатки, растяжки укрепляем камнями, чтобы нас не сдуло ночью ветром. Готовим за палатками, т.к. здесь почти не дует. Ужинаем и спать. Завтра нас ждут великие дела!

12 Июля (девятнадцатый день)

ночевка - дорога к пер.Каракол - пер.Каракол - спуск с перевала - ночевка у р.В.Каракол
41,09 км; 06:26; 725м

Подъем. Холодно. Готовим на газу. Вчера начал барахлить наш не убиваемый "Шмель". Уже начал прощаться с боевым товарищем. Потом, поразмыслив немного над тем, почему появилось пламя там, где его не должно быть, уверенно беру в руки рожковый гаечный ключ. Подкрутив и зажав резьбовые соединения, провожу испытания огнем. Заработало! Значит, все хорошо.

Собираемся. Герберт-18 в очередной раз мажется белой цинковой мазью, чтобы лицо не обгорело на солнце. К концу дня, его лицо становится темно черным. Не из-за загара, а от пыли, которая осела на мази.
     Едем по дороге, вертим головами в разные стороны. Попадаются стойбища чабанов. Что мы заметили. Возле каждого стойбища стоит легковая машина. Хорошо стали жить чабаны. Раньше у чабанов машин не было. Скакали на лошадях. Понятно, что в гости сегодня нас никто не позвал. Да, плохо стали жить чабаны, что не зовут к себе гостей. Дорога
  долго тянется вдоль р.З.Каракол. Пора бы уже и подойти к перевалу. Если память не подводит, то впереди нас ждет брод безымянного ручья.

После брода подъехали к началу серпантина на пер.Каракол. Решили перед подъемом немного перекусить и отдохнуть. Едим мед, купленный еще перед п.Аркыт и запиваем его водой. У кого есть лепешка, тому повезло. Он ест лепешку с медом и запивает водой. После перекура поднимаемся на
  перевал. Дорога изменилась. Если раньше она поднималась серпантином, то теперь идет прямо в лоб. Попытались однажды пойти по полке серпантина, но пришлось сходить с дороги. Везде обвалы. Проходим место, откуда хорошо виден хр.Кара-Мойнок. Перевал уже совсем близко.
Что там со снегом? Усложнит ли он нам переход или нет?

пер.Каракол

673,15 км. пер.Каракол. Фотографируемся со всеми флагами, которые у нас есть. На той стороне перевала есть маленький снежник. Вот он и мешает проезжать через перевал автомобилям. Дорога проложена чуть ниже перевала и делает такой крутой вираж с подъемом, что даже не знаю, сколько ведущих мостов должна иметь машина, чтобы взобраться на перевал.

Спускаемся. Пока круто и много камней на дороге. Чтобы "не остаться в этой стране" такие участки дороги прохожу пешком. Жалко себя и велосипед. Юрты чабанов стоят далеко внизу, а подъехать к ним надо. У нас нет хлеба. В принципе я без хлеба обойдусь. Но у нас в группе есть люди, которые "не встанут из-за стола, пока не съедят буханку хлеба". А потом происходит запор заднего прохода раскисшим тестом. И человек ночью ищет "Фестал" и не встает из-за кустов, пока не выйдет вся буханка хлеба. Вот такой круговорот в природе.
    Постепенно дорога очищается от кирпичей и можно спускаться не сильно притормаживая. Сильно не разгоняемся, помня о том, что нас ждут дома родные и близкие. А также осуществление задуманных мечт. Остановились у ручья, чтобы пополнить запасы воды. Как говорил когда то "Миша "Глобус", еще не известно сколько нам ехать.
    Проезжаем поворот на пер.Кёгёти. И здесь же тормозим возле палатки чабана. Ребята идут за хлебом. Ставлю серебряный доллар против золотого гульдена, что хлеб нам продадут. Бесплатно все уже закончилось давно. Я выиграл золотой гульден. Хлеб нам продали за 30 сом. Но он стоил этих денег. Большая, толстая и квадратная лепешка. Хватит на вечер и утро всем. Спустившись немного ниже, останавливаемся у продавца кумыса. Ребята решили принять дозу анаболиков перед подъемом на прижим. Буду ехать впереди них, чтобы не быть убитым выхлопом анаболика.

Нас догоняет дождевой фронт. Пытаемся от него удрать. Но не получается. Успеваем спрятаться от него под тентом YurNika. Хороший ливень обрушился на нас. Стоим под тентом, прижались друг к другу и вспоминаем как мы стояли так под пер.Кара-Токой. Когда же это было?
    696,38 км. Дождь проходит быстро. Идем искать место для ночевки. Решили остановиться на берегу р.В.Каракол. Очень близко к берегу. Не смоет ли нас? Готовим ужин. Герберт-18 пытается поймать рыбу. Ужин без рыбы. Спать!

13 Июля (двадцатый день)

ночевка у р.В.Каракол - цивилизация - п.Комсомол - ночевка перед п.Кочкорка
62,00 км; 04:17; 320м

Ночью не удалось проконтролировать, будет уносить нас река или нет. Спали как убитые из аркебузы. После завтрака выходим на дорогу. Продолжаем спуск в теплые края. Впереди пускают "зайчики" едущие на встречу автомобили. О, "жжипы" едут в горы! Водитель последнего остановился, чтобы поговорить с нами о том о сём. Дал немного информации
о качестве дороги, которая будет у нас впереди по курсу.
 Спросили о дороге по которой можно попасть в Кочкорку но не по трассе, а между сел. Говорит, что можно.
    706,64 км. п.Дён-Алыш. Стопорим у магазина. Нужно пополнить общественные запасы продуктов, а потом и свои личные. Купили арбуз, не выдержала душа поэта. Зарезали арбуз прямо у магазина. В центре села дорога уходит вправо, на трассу. А мы едем прямо. Под колесами у нас шуршит мелкий гравий и зубы стучат и клацают от тряски по горбатой дороге. Если закрыть глаза и привязать к ушам ракушки, можно подумать, что едешь по Арабатской стрелке, и что справа шумит Азовское море, а слева бушует Сиваш.
         731,26 км. п.Комсомол. Странное название для этих мест. Тут покупаем бензин. Кыргызский А80. Выходит со двора комсомолка о 80-ти лет и я иду за ней во двор, чтобы из танкера набрать литру. Т.к. комсомолка ровесница Вовы Ульянова, на языке своего предводителя она не разговаривает. Мне все переводит современная, молодая комсомолка с удивительным именем Дикая Луна.
   За Комсомолом дорога становится хуже, чем перед ним. Что-то комсомольцы начали халтурить. И опять нас выручает грунтовка, которая идет параллельно щебенчатой. Кто сказал, что грунтовая дорога хуже, чем дорога с улучшенным твердым покрытием?

Населенные пункты далеко справа от нас. Ни воды, ни еды, ни асфальта. И зачем мы сюда поехали, если где-то рядом есть асфальт и магазины? Удивительное рядом, но истинна где-то там. Простое любопытство тянет нас в такие места. Дорога с подъемами и спусками. Местами даже ровная. И вот долгожданный поворот вправо, в сторону шоссе. Заезжаем в п.Кум-Дёбё.В первую очередь нас интересует магазин. Желательно, чтобы это был супермаркет. Маленького на уже мало. Для утоления жажды и голода, съедаем по мороженному и запиваем его минералкой. Хлеба нет. Будем искать. Возбужденные пачкой съеденного мороженного, ребята отправились брать приступом более мелкий магазин. Думали, что там можно купить банку красной икры на закусь. Кроме скумбрии и сайры ничего там нет.
   Покидаем поселок. Дорога такая, что хочется бежать рядом с великом и не сидеть в седле. Асфальт не асфальт, бетон не бетон, щебень не галька. Приеду домой и своим задом буду давить зерна пшеницы на муку. В маленьком, маленьком магазине покупаем лепешки. Опять же, каждый сам себе.
   Внезапно, я бы сказал, что неожиданно попадаем на асфальт. Ничего себе! Вот так пруха! Спускаемся вниз по гладкому асфальту. Виднеется Кочкорка. В планах ее посещения нет.
Ночь перед г.Кочкорка
   756,71 км. Сворачиваем вправо, к кустам. Где кусты, там есть места для ночевки. В итоге оказалось, что это места, посещаемые кыргызами для организации пикников. Выбрали себе самое лучшее место. Ставим палатки, купаемся в рядом бегущем ручье. Вода теплая, не из под ледника. Так что гланды остались на месте, а не под подбородком. Вовка Самоделкин здесь находит еще пару бутылок из под водки. А бутылки не простые, а квадратные и похожи на хрусталь. Теперь у него пять таких бутылок. И везет он их в Украину, чтобы дома сделать себе люстру. А плафонами у неё будут бутылки. И еще он везет с собой кусок рога от горного барана. Отпилил он этот самый кусок, во время ночевки у входа в ущелье р.Сары-Челек. Пилил куском ножовки по металлу. Запах стоял такой, что приход дикого зверя к лагерю был отложен на потом.
   На ужин будет еще и салат. Свежие огурцы, лук, подсолнечное масло. На месте ночевки подняли Государственный флаг. Обозначили себя. Проклятые муравьи искусали всю задницу. Не заметил, что я на них сел. Может быть буду спать крепко.

14 Июля (двадцать первый день)

ночевка перед п.Кочкорка - п.Кочкорка - дождь и холод - "Денег нет и не будет!" - г.Балыкчы - потемнело Синее море
58,85 км; 05:09; 210м

Мне приснился шум дождя! Осторожно открываю левый глаз. Смотрю на череп Герберта-18 и понимаю, что дождь это явь. Мамат кунем! Уедем мы от сюда сухими или нет?! Напоследок кто-то или что-то приготовил нам очередное испытание. Наши средние пальцы - ответ Чемберлену. А вот вам наш пролетарский Болт с резьбой в двух направлениях!
    Дежурные творят чудеса, как там говорят, чудеса протокола. Готовят еду под дождем и приготавливают её! И даже дождь перестал идти, чтобы дать нам поесть. А собираемся уже под дождем. Поздно пить Боржоми, мы выходим на трассу, скользя ногами по раскисшей глине. В луже помоемся.
    758,98 км. До п.Кочкорка не так уж и много. Доехали. В центре поселка поворачиваем влево и наша трасса пошла прямо. Понятное дело, что попутные и встречные машины скорости не сбрасывают и мы от дождевой воды отмываемся дорожной, из под колес. Прокалывается Герберт. Просто здорово! Ждем и мокнем, и спрятаться негде. Опять едем. Вспоминаю Жанну Агузарову. Хорошая у неё песня про снег, но у нас дождь. Вижу кафе! Останавливаемся однозначно. Нужно покушать и погреться. Меня трясет от холода так, будто я сижу на отбойном молотке знаменитого шахтера (это уже было).
    После кафе продолжаем пробираться сквозь дождь. А тут пошел ремонт дороги. Сейчас это не дорога, а горизонтальный скалодром. Дальше стало еще хуже. Острые камни, которые торчат из под подушки для укладки асфальта, не внушают доверия. Слева идет готовая асфальтированная полоса дороги, которая закрыта для проезда машин. Для велосипедов запрета нет. Поэтому мы переходим на нее. Одно из преимуществ велосипеда перед автотранспортом, это еду где хочу.

772,00 км.
Развилка. Едем прямо. Влево - дорога к Орто-Токойскому вдхр. и выезд на трассу Балыкчы - Бишкек. Асфальтированная дорога со старым, латанным асфальтом. Небольшие подъемы и спуски. Холодно, поэтому греемся на подъемах, а чтобы не остывать на спусках, крутим педали.
    Чем ближе подъезжаем к оз.Иссык-Куль, тем больше дует встречный ветер. КПП при въезде в какую-то природно-краеведческую зону. Стоит будка, шлагбаум, фундаментные блоки, чтобы никто не проехал мимо кассы. Из будки выходит человек и говорит:
    - Нужно заплатить.
    - Денег нет и не будет.
    Ба-бах! Справа от шлагбаума раздается шум. Это подъехавший Вова Самоделкин решил затормозить о фундаментный блок. КППист понял, что эти денег не дадут. Потом, позже, я спросил у Самоделкина, зачем он врезался в блок? Тормоза заело или как? Ничего вразумительного он не ответил. Списали этот инцидент на близорукость.
    Спуск, но не спускаемся, а едем как бы вверх. Ветер не дает насладиться спуском. Из ущелья дует так, будто мы заезжаем в аэродинамическую трубу. Навстречу, со стороны озера, поднимается группа велосипедистов с рюкзаками на багажнике. Туристы! Они едут вверх быстрее, чем мы вниз. Приветствую их поднятием руки. Останавливаться для разговоров не хочется. Спускаюсь вниз и на автобусной остановке останавливаюсь. Сушу носки и одеваю новые полиэтиленовые носки. Подъезжают остальные участники. Группа великов была откуда то из стран БениЛюксов. Что толкового они подсказали, так это о существовании гостиниц в Балыкчы. Мы просто о них не думали, т.к. хотели ночевать в палатках на берегу озера. Но погода не летная для палаток.
    815,56 км. г.Балыкчы. ФИНИШ. Фотографируем себя возле указателя. Едем в центр и находим гостиницу. В гривнах каждый заплатил по 40,00 грн. за сутки. Это 5$ США. Отдыхали здесь две ночи. Купались в озере. В кино не попали, кинотеатр не работал. Смотрели по телевизору местные каналы. После этого разговариваем на кыргызском.