Водный поход по реке Нугрь - последнему притоку Оки в пределах Орловской области. Попутно - посещение Кривцовского мемориала.

Предисловие

08 вид на реку 08 вид на реку
09 дорога на Кишкино 09 дорога на Кишкино
10 вид назад, вдали Нугрь 10 вид назад, вдали Нугрь
Нугрь берет свое начало недалеко от деревни Мощеное Хотынецкого района Орловской области. Нитка реки протянулась по карте практически строго на северо-восток. На берегах Нугря расположены два райцентра: поселок Знаменское и город Болхов. Последний можно отнести к тому типу малых городов России, которые будто бы застыли в прошлом. Для Болхова это прошлое – купеческий 19 век. Более 20 церквей, разбросанных на холмах над Нугрем, старинная застройка, краснокирпичные купеческие дома, старинные амбары, монастырь за чертой города. Влияние 20-ого, а тем более 21-ого века невелико. Красивый город, который заслуживает отдельного посещения и отдельной статьи. После Болхова Нугрь закладывает несколько крупных петель на пути к Оке, принимает в себя приток Машок слева и, наконец, впадает в Оку в полутора километрах от места, где она уходит из Орловской в Тульскую область.

Наименование реки: Нугрь.
Сложность: фон 0кс, максимально 0кс.
Дата прохождения: 9 сентября 2007 г. и 5 сентября 2009 г.
Погода в 2007: пасмурно, +15, дождь от проливного до мороси.
Погода в 2009: ясно, +25, легкий восточный ветер.
Маршрут водной части: от Болхова до дер. Кишкино в 2007 г., от Кишкино до впадения в Оку в 2009 г.
Протяженность маршрута: 15+15км.
Ходовых часов: 4,5+4,5 с выходами на берег.
Заброска: автобус Орел-Болхов (56км) в 2007 г., в 2009 г. дополнительно такси Болхов-Кишкино (12км), пешком от Кишкино до Нугря (3км).
Эвакуация: в 2007 г. пешком до Кишкино, Кишкино-Орел автомашиной, в 2009 г. пешком от устья Нугря до дер. Пальчиково (3км), автомашиной от Пальчиково до Орла (70км).
Течение (скорость): выше среднего по области.
Ширина реки: 5-20м.
Дно: в основном земляное, местами каменистое (известняк), попадаются щебневые косы, редкие песчаные участки.
Цвет воды: прозрачная, но слегка белесая (вероятно от известняка).
Берега: поросшие деревьями, слегка приподнятые, местами один берег поросший лесом круто уходит вверх.
Естественные препятствия: перекаты.
Искусственные препятствия: один низководный мост (проходим).

Впечатления
Мое первое знакомство с Нугрем состоялось в сентябре 2007 года, почти ровно за два года до нынешнего похода. Погода в тот сентябрьский день меня подвела – целый день шел дождь разной интенсивности – от мороси до ливня, что, в итоге вынудило меня ограничиться одним ходовым днем и закончить маршрут в районе деревни Кишкино. Самой деревни с реки не видно, руководствоваться при выброске пришлось направлением на трассу Болхов – Фатнево и проселком, ведущим от рыболовной сижи на берегу куда-то вдаль через поля. От реки до деревни около 3 километров. О том сплаве я написал достаточно скромный отчет, привожу его здесь курсивом, далее идет описание сплава 2009 года от Кишкино до устья Нугря.

Несмотря на непогоду, Нугрь показался мне интересным на всем протяжении маршрута. Широкие участки с медленным течением перемежаются быстринами и перекатами. Ширина реки от 5 до 20 м, дно земляное и каменистое, встречаются участки песка, вода достаточно чистая.
В Болхове река подпружена плотиной, по городу Нугрь делает большую петлю, через него переброшено 2 автомобильных моста, второй идет по плотине (непроходима), далее еще несколько подвесных мостков и 1 мостик на уровне воды (обнос). Стапелиться лучше ниже города. В начале пути встречаются несколько участков «реки в канаве», но они быстро сменяются чередованием разливов и перекатов. Берега поросли деревьями, один берег часто высокий (особенно перед Спешнево и Кишкино). Достаточно много быстрин и перекатов (все проходимы), мелких шевер нет. При сужении река превращается в «зеленый тоннель». Попадаются упавшие в воду деревья, но обычно остается проход вдоль берега. Деревни непосредственно к реке не выходят (кроме Спешнево, но оно, похоже, нежилое).
В целом, река очень живописная. С местами для стоянки, дровами и водой проблем быть не должно. Нугрь отлично подходит для спокойного отдыха на воде. Много красивых участков, но что-то особенно запоминающееся выделить трудно.
Посмотреть стоит:
• Сам Болхов с воды достаточно интересен: дома 18-19 веков полуразрушенные и жилые перемешаны с заброшенными заводскими корпусами, двухэтажными «хрущевками» и скромным частным сектором. Пасмурная погода только добавила городу грусти.
• На реке периодически встречаются участки, практически полностью покрытые плавучими островками из невысокой травы. Иногда, кажется, что река течет как ручей по лугу.
• Перед Кишкино правый берег высокий и заросший лесом. Красиво. Если забраться наверх, то открывается прекрасный вид на поля и перелески. По дороге к Кишкино дорога постоянно идет умеренно в гору, а вид от Кишкино назад еще более впечатляет охватом территории (реки, впрочем, не видно).