Йошкар-Ола - Казань. Без фото. Настроение филосовское.
Всех приветствую, уважаемые любители разнообразного туризма!
Весна наступила...
Ни каких планов на счет поездок и походов на конец апреля - мая не было. Только в начале июня, планировался пеший поход, в понравившийся мне, Уржумский р-н, Кировской обл. Но тут неожиданно пришел «интернет-привет» со славного г. Дудинки, от сослуживца и товарища Ушакова Андрея, в котором было уведомление, что у него начинается отпуск и предложение приехать в конце апреля к нему в Новосибирск. К предложению о моем приезде, присоединялся и наш сослуживец Логачев Виталий проживающий в Барнауле, к этому времени уже находящийся на пенсии. Так удивительно и замечательно, стали сказываться дружеские связи, приобретенные мной за короткий срок проживания и службы в г. Дудинка (называемая нами в шутку «Дудынта») Таймырского Долгано-Ненецкого р-на Красноярского Края…
Раздумья в целом были не долгими и после сопоставления наших с Андреем планов, я купил билеты «Казань-Новосибирск» на 30.04.11г. Правда, 1-е мая придется встречать в поезде, ну да ладно, за то дешевле обошелся билет, почти на 500 руб., что конечно порадовало.
Итак, рюкзак и сумка сложены - старт дан! В солнечный полдень 30.04.11г. я сажусь в автобус, едущий до Казани, что бы, в 16ч.45 м., сесть в вагон проходящего поезда следующего до Новосибирска.
Сейчас я позволю себе небольшое отступление от основной темы очерка, и остановлюсь на особенностях такой вот турпоездки. В чем же они заключаются? В сравнении с поездкой на любом другом колесном транспортном средстве, позволяющем на скорости преодолевать значительные расстояния, он несравненно комфортнее. Ты имеешь определенную свободу передвижения и личного пространства. Имеешь возможность скрасить свой досуг разговорами за жизнь, или игрой в карты с соседями по вагону. Помимо сносного комфорта, который присутствует при передвижении в плацкартном вагоне, эта особенность заключается в возможности спокойно и неотрывно наблюдать за пейзажем, изменением ландшафта и природой вообще, из окна мчащегося поезда. За короткий промежуток времени, ты проезжаешь по относительной прямой, две или три области или республики (смотря, куда и в каком направлении движешься) и глаза и мозг фиксируют плавный переход особенностей одного ландшафта в другой, результат деятельности людей и т.д. Можно отметить, на каком уровне находится деятельность человека в той либо иной местности. Это дает пищу для размышлений и сравнения картин, проплывающих мимо тебя пейзажей, с твоей родной стороной. Возможно кому то этот процесс, и не кажется интересным или стоящем внимания но меня он всегда привлекал и я уделяю ему во время поездок на поезде много времени. Не буду сравнивать такой туризм, с пешеходным или велотуризмом. Т.к. они сильно различаются, и каждый из них имеет свои великолепные особенности и возможности для познания окружающего тебя мира. К слову сказать, пешеходный туризм для меня предпочтителен. В связи с вышесказанным, в данной поездке я практически сторонний наблюдатель за окружающей меня природой и происходящими в ней весенними изменениями. По крайней мере, в начале этого небольшого турне и в конце.
Но вернемся к основной теме повествования.
В сторону Казани, движение происходит по тракту называемому «Казанский». После нас.пункта Куяр, лес меняется, широколиственные породы деревьев в начале смешиваются, а вдоль некоторых участков трассы полностью сменяются хвойными. Тут преобладают сосна и ель. Почвы песчаные. Здесь по весне вырастут первые весенние, грибные деликатесы – сморчки и их собратья – сморчковые шапочки. Собранные в этих краях грибы нужно тщательно промывать - песок застревает в их шляпках среди морщинок.
Едем-трясемся дальше. Лес кругом перешел в невысокий сосняк - следы посадок (это напоминание о страшном пожаре, опустошившем эти края в 1972 г.), они тянутся ровными рядами. То справа от трассы то с лева, видны следы палов (горевшей травы). Трасса иногда выскакивает на широкие поляны и луговины. Потом снова теряется среди, кажущегося бесконечным лесного коридора. Вот мы вырвались на просторы Звениговских полей (Звениговский р-н республики Марий Эл). Местность вдоль трассы, густо усеяна мелкими домиками садоводов. Сразу даже и не поймешь, что это - домик или ба-а-льшой ящик, с дырами вместо окон и отверстием под дверь. Но тут автобус снова въезжает в коридор леса, а меня догоняет дрема. Она делает подпрыгивания автобуса - качкой, а лежащий на коленях рюкзак - подушкой. Ну ладно я спать. Что то сморило меня.
А вот и Казань.
Пригороды Казани бурно растут-как на "дрожжах".
Куча новостроек и уже готовых строений. Автобус замедляет ход и тормозит на перекрестках. Въехав непосредственно в город, начинает медленно протискиваться среди машин, по узким улицам. Автобусом до Казани я добираюсь всего второй раз. В бытность учебы своей, в столице Татарстана, в период с 1997 по 2000 г.г. я три года мотался сюда только на электричках и поездах. Ну и потом ездил в Казань уже просто - в гости. Автобус заезжает на территорию перед зданием Ж/Д вокзала и мы - пассажиры, вываливаемся на асфальт, и тут же растворяемся в живом человеческом море волны которого плещутся у красных стен и мощных ворот Казанского вокзала. Я подхватываю рюкзак и вместе с людским потоком вливаюсь в без перерыва открывающиеся и закрывающиеся, вокзальные двери. В зале ожидания мне предстоит сидеть примерно 30 мин. Я выбираю себе место почти на против выхода и сажусь в жесткое, металлическое кресло. Рюкзак пристраиваю рядом, спортивную сумку под сидушку. Опять вынужденное созерцание людей входящих и выходящих с зала. Вот прошла группа молодежи с большими рюкзаками за плечами, с мотками веревки притороченных по бокам - скалолазы (что там сейчас у них - секции, клубы, кружки...?), расположились на соседнем ряду кресел.
Прошла пара армейцев. Медленно и несколько вальяжно зашли в зал, и осмотрели его пройдясь по периметру, двое милиционеров - бывшие коллеги. Вот буквально ворвалась в зал и быстро распределилась на пустующих местах компания из 5-6 человек. У всех небольшие спортивные сумки, сплошной коричневый загар, потрепанный вид. Из одежды присутствуют футболки, спортивные штаны, на ногах тапки. Я бы сказал, что это "шабашники". И судя по виду как раз с "шабашки". Трое из них остались, при этом один лег буквально на сидушки, остальные так же быстро как вошли - ушли.
Народ, заходит и выходит. Я сижу и ни куда не тороплюсь. Но вот время подходит и по "громкой" объявляют прибытие моего "проходящего" на соответствующий путь, ж/д платформы. Я навьючиваю на себя сумочную "аммуницию" и иду к выходу.
У меня плацкарт, нижняя полка. Найдя свое место, здороваюсь с уже находящимися тут пассажирами. Мне отвечают. Распределив свои вещи, оглядываюсь. На боковых местах устроилась пара из солнечного Кавказа. Все пространство вокруг них заставлено различной кладью. Их верхняя полка забита что называется "под завязку". Моими непосредственными соседями по плацкарту оказались две девушки. Одна с ребенком - малышом со светлыми волосами и карими глазками. Все вещи и пассажиры распределились по своим местам. Я тоже разложил свои туалетные принадлежности и уселся по удобнее в ожидании осторожного рывка поезда. Но вот поезд тронулся, и мимо поплыли здания расположенные вдоль железной дороги. Мелькнули лица провожающих, столбы с растяжками, край ж/д платформы и за окном замелькали жилые дома, несущиеся быстро и едущие медленно автомобили. Потом потянулись дома частного сектора и после, судя по домикам и тесноте расположения огородов, садоводческие товарищества. Вновь созданное, временное, "плацкартное сообщество" сидит тихо, приглядываясь друг к другу. Везде по вагону утихает суета только, что заселившихся людей. Вот кто то уже и за чаем пошел. Я смотрю в окно. В эту сторону от Казани, поезд меня уносил несколько раз. В самый крайний раз, эти пейзажи (с незначительными изменениями) мелькали перед моими глазами в августе 2009 - го, во время моего возвращения из Красноярского края. Тогда была середина августа. Трава по обочине дороги уже пожухла и стояла жесткими светлыми пучками. Сейчас же, на аккуратных, квадратах огородов, видны следы вскопки. А между ними, и на свободной от обработки земле мелкой зеленой щеткой взошла травка. Это потом она превратится во вполне конкретные, одуванчики, лопухи, крапиву, пырей, лебеду и т.д., все то, что делает жизнь и провождение на огороде веселым и захватывающим. А пока это нежная, зеленая поросль. Тем временем вагонный быт вступает в свои права. Мы знакомимся. Я познакомился с девушкой по имени Марина. Между нами происходит неспешный и тихий разговор. Она, едет с Тольятти в Екатеринбург к родне. Родом она с Вятских Полян и когда поезд остановится на этой станции Марина, должна увидеться с сестрами...
Между разговорами я помогаю, ей закинуть сумки на полку, достать оттуда матрас. Потом, наш плацкарт, дисциплинированно, по очереди приступает к ужину. Из сумок извлекаются продукты питания. Шуршат пакеты и оберточная бумага. Пахнет жареной курицей и огурцами. Мы по очереди ходим заваривать чай. После ужина опять разговоры, разговоры, разговоры....Как будто стремишься наговорится, после длительного перерыва в общения с людьми.
Остановка Вятские Поляны. Марина выходит из плацкарта.
Возвращается с сияющим видом. Говорит, что увиделась с сестрами.
В соседнем плацкарте компания, в которой присутствует мелкая собачка, азартно режется в карты. Собачка время от времени тявкает, видимо одобряя ход хозяйки.
Одним словом все тихо, спокойно без эксцессов.
Отужинав население плацкарта расползается по полкам, готовясь ко сну. Молодая мама не может уложить разыгравшегося малыша.
Я тоже ложусь пытаясь еще читать в наступивших вагонных сумерках. Но потом, сонное состояние начинает одолевать и меня, убаюкивающе действует регулярная качка вагона, сопровождающаяся ритмичным стуком колес - я засыпаю.
Утро 1-го мая! С праздником всех! С праздником мира и труда!!!
Но во круг меня утро не первого мая, а просто вагонное утро. Ни кто ни кого не поздравляет. Лица людей, разнообразием не отличаются. Кто то не выспался, кто то наоборот спал т.с. "без ног". Пассажиры начинают по очереди бегать в туалетные комнаты и тамбур - покурить.
"Мой" плацкарт уже частично встал - Марина сидит на свободной боковушке и разгадывает сканворд. Мама с малышом все еще спят отгородившись от всех тонкой стеной из подвешенного покрывала. Пара с Кавказа тоже спит.
Ну, что же и я пожалуй поднимусь и совершу прогулку до туалетной комнаты.
К моему приходу уже весь плацкарт поднялся и каждый занимался своими делами. Я устраиваюсь у окна и читая книгу, время от времени смотрю в окно. И если вчера, после Вятских Полян в Кировской области, за окном снова замелькал лес. То сейчас за окном больше пустого пространства, на котором видна прошлогодняя сухая трава. Повсеместно видны следы палов - это места угольно черного цвета, на фоне которой пробивается зелененькие стебельки. Население плацкарта разбредается кто - куда, что бы через несколько минут снова собраться вместе. Марина продолжает читать. Мама с малышом накрывают на стол-завтрак на двоих. Пара с Кавказа, начинает выяснять между собой отношения, но культурно - стараясь говорить тише, не привлекая внимания.
За окном, чуток однообразие и я утыкаюсь в книгу....
Малые станции поезд проходит с минимальными остановками. В небольших городках стоит более 10 минут. За это время народ успевает проветрить помещение вагона (благо окна легко открываются), выйти поразмять ноги и покурить просто стоя на земле а не в качающемся тамбуре. Я тоже выхожу со всеми, давая отдых глазам.
В крупных городах стоим долго, около 30 минут и более.
За окном вагона лес, с преобладанием хвойных пород.
На сколько я помню двигаясь в сторону Екатеринбурга мы должны проходить огромное озеро, или водохранилище (как впоследствии оказалось это Волчихинское водохранилище).
Смотрю по карте привешенной у туалетной комнаты. Сейчас мы должны катить как раз по Свердловской области. Возвращаюсь в свой плацкарт. Ага! Вот и оно! Поезд двигается по берегу и водохранилище видно со стороны "боковушек". Водная гладь простирается практически до горизонта. По поверхности водохранилища, разбросаны острова. Большие и малые - они возвышаются над водой как макушки голов, великанов на которых уже пророс лес...Торжественная и немного мрачная красота этого места.
Сделать качественные снимки через стекло вагона, не получилось бы, по этому, в этом месте я прикрепляю фотографии водохранилища сделанные мной в другой поездке, в ноябре 2008 года, так, что друзья не удивляйтесь.