Почти классический кругосветный маршрут пятой категории сложности, весело приукрашенный восхождением на пик Учитель (4527м, 1Б). Солнечное побережье Иссык-Куля и метель на перевалах, скоростные спуски и глубокие снежники, кумыс и лаваш, пиво и спирт. Три недели отпуска, проведенных в таких радостных, но суровых условиях, позволили не только отдохнуть и расслабиться, но также поработать и понапрягаться!

Введение

L

Любое рациональное стремление человека неразрывно связано с развитием удачной первоначальной идеи до масштабов бесконечности. Начав с какой-нибудь случайно пришедшей в голову мысли, ее развитие уводит человека за границы вселенной. То есть хорошая, но маленькая муха раздувается до обаятельного и большого слоника. Такова природа мысли. И слава богу, ведь благодаря этому человечество все-таки идет вперед. Причем, оглянувшись назад, порой человеку становится страшно, ведь на момент зарождения идеи, он и не представлял к каким результатам приведет ее развитие.
Приобретая велосипед, человек даже не может представить, к какому краю пропасти может его привести эта покупка. Начав с маленькой покатушки с ночевкой, спустя несколько лет, став туристом, он теряет покой и сон в стремлении сделать многодневные походы более интересными и сложными.
Одним словом, идея организовать поход по Тянь-Шаню, появилась у нас в прошлом году, когда мы перестали бояться таких смелых планов.
Отчеты и обсуждения на форумах походов по Киргизии прошлого года окончательно вселили в нас столь сильную уверенность, что билеты на самолет были куплены более чем за полгода, а в график отпусков на работе были зафиксированы соответствующие даты.
В подготовке маршрута мы опирались на прошлогодние походы группы Д.Чумало и А.Деева, за что им выражаем общее спасибо.
Комбинируя между собой участки их походов, на наш нескромный взгляд, нам удалось придумать путешествие с максимальным количеством достопримечательностей. А включение в вояж восхождения на пик Учитель (4527м) зарядило нас азартом на весь оставшийся маршрут.
Многим может показаться, что восхождение на столь высокую вершину в начале похода выглядит нелогичным, однако мы руководствовались соображениями, что в конце похода это могло бы показаться излишним, да и "просто лень".
Кроме эстетического удовольствия, покорение пика Учитель, позволило нам понять характер тамошних каменных осыпей, особенности перемещения по снежникам и воздействие горной болезни.
В велосипедной части нам очень хотелось побывать на перевалах Кегеты, Терскей-Торпок, Тон и Ак-Суу. Своей красотой нас манили ущелья рек Кекемерен, Малый Нарын и Григорьевское ущелье.
Также было любопытно изучить извивающуюся на карте, как уж, дорогу от Кашка-Суу до Кой-Таша, чтобы не возвращаться из Ала-Арчи по асфальтовым дорогам с трафиком.
Маршрут

L

Бишкек(Манас) - альплагерь Ала-Арча - Хижина Рацека(пешком) - пик Учитель(4527 м, пешком) - Кашка-Суу - Орусай - Чункурчак - Кой-Таш - Горная Маевка - Юрьевка - пер.Кегеты(3805м) - пер.Каракол(3485м) - Кожомкул(или 8-е марта) - Арал - Чаек - Каирма - пер.Каракичи(3364м) - оз.Сонг-Кель - пер.Терскей-Торпок(3132м) - пер.3018м - Нарын - Эки-Нарын - Узун-Булак - источник Джалусу - пер.Тон(4023м) - Бокомбаево - Каракол(или Пржевальск) - Ананьево - Григорьевка - пер.Ак-Суу(4052м) - Новороссийска - Рыбачье

Расстояние: 1318 км
Ходовых дней: 21
Категория сложности: 5КС (по аналогии)
Сроки 30.06-22.07.2012г.

Состав участников

Сергей Кондрашов (Москва) - команды, ремонты, навигация, фотографии

Дмитрий Баев (Московская область) - завхоз, фотографии

Евгения Лебедева (Санкт-Петербург) - медицина, видеосъемка
M
Осознавая всю сложность предстоящего отдыха, группа традиционно осуществила майский недельный подготовительный поход. В качестве учебного полигона, в этот раз участники предпочли весенний Центральный и Западный Кавказ, проехав от Кисловодска до Туапсе.
День Х-1. 29.06.2012, пятница

Москва

К сожалению оба рейса дружественного велотуристам Аэрофлота в Бишкек вылетают в крайне неудобное время. Основное неудобство заключается в отсутствии возможности прилететь в Бишкек выспавшимся. Один из рейсов вылетает в 9.05, что требует раннего прибытия в аэропорт в полусонном состоянии, а второй - в 22.55, что практически исключает полноценный сон, так как лететь всего четыре часа.
При одинаково неудобном раскладе выгоднее лететь по второму варианту, поскольку с учетом опережения бишкекского времени над московским на 2 часа, самолет прилетает в 5.10, таким образом давая возможность рано утром максимально углубиться в горы, убежав от угарного равнинного зноя, имея полноценных ходовой день.
Утром в пятницу совершаю уже традиционную процедуру размещения в привокзальной камере хранения велосипеда с рюкзаком. После работы заехать за ним домой времени уже не будет.
В состоянии предвкушительного мандража отрабатываю этот окаянный день. Надо бы выступить с инициативой, чтобы рабочий день, предшествующий отпуску сделать выходным. Ну это потом.
Отработав, спешу на любимую площадь трех вокзалов, забираю велосипед и встречаюсь с ребятами у фонтана.
Очень было приятно увидеть, что нас провожает в путь Дмитрий Чумало (invin), чья группа в прошлом году прошла похожий поход, отчетами о котором мы пользовались при подготовке.
Тут выяснилось, что велосипед Жени уже разобран и подготовлен к перелету, а до аэропорта рукой пока не подать. В воспитательных целях (нельзя упускать такой момент) я предложил Жене тащить сей груз до станции Каланчевская, откуда через четверть часа уходит редкая электричка до Белорусского вокзала.
Однако просвещению не удалось случиться, поскольку товарищ Invin, как истинный джентльмен, вызвался помочь в перетаскивании велика. От лица Жени выражаю Дмитрию благодарность по этому поводу.
На Белорусском вокзале воспитательному процессу также не суждено было сбыться, поскольку Дмитрий, не в силах смотреть на первые шаги нагруженной Жени, покинул электричку и принялся продолжать помогать перетаскивать байк на платформу, где нас поджидал Аэроэкспресс в Шереметьево. В конце концов, чувство Жениной благодарности, всё-таки подсказало ей привести велик в рабочее состояние, поскольку в аэропорту, будет необходимо преодолеть тоже немалое расстояние, а аэропорт был Дмитрию не по пути.
Одновременно проводилась профилактика горной болезни, в виде употребления пары таблеток Диакарба в соответствии с инструкцией.
Уже в Аэроэкспрессе мы заметили, что этот препарат начал свое брожение по мозгам.
Прошло несколько лет, как на входе в аэропорт уважаемые пассажиры проходят антитеррорный досмотр. Основная трудность для велосипедиста заключается в том, что велосипед не влезает в рентген-камеру, а изучение его потрохов персоналом возможно только после прохождения всей толпы. Отсюда два варианта: либо ждать, пока все пассажиры Аэроэкпресса пройдут мимо этой преграды, либо, сняв переднее колесо, впритык засунуть байк в эту камеру, к неудовольствию таких же спешащих на свои самолеты граждан.
Употребление Диакарба в этот момент стало проявляться в легком тормозняке.
В связи с изменениями в порядке перевоза багажа на рейсах Аэрофлота, мы запаковали всю снарягу в обычную челночную клетчатую сумку. Таким образом, велосипеды летят с нами бесплатно, а за перелет этой сумки необходимо заплатить 50 евро. В Шереметьево негде взвесить заранее свой багаж, поэтому мы взяли с собой бизмен, который нам и помог уложиться в положенные 23 кг. Остальные, наименее уязвимые предметы мы распихали в велорюкзаки, которые затем засунули в чехлы к великам.
Регистрация и сдача багажа прошли по плану.
После прохождения паспортного контроля мы оказались в зоне с магазинчиками дьюти-фри, где и решили выпить заграничного пивка. Вот тут нам показалось странным, что пиво уважаемых производителей было сладковато на вкус. Либо сменились пивные ориентиры, либо Диакарб набирал обороты.
На всякий случай скажу, что еще несколько дней обычная киргизская минералка и кока-кола нам казалась горьковатой. Но мы также остались в раздумьях: либо в Киргизии такова вода, либо это побочное действие Диакарба.
Что касается основного действия этого лекарства, то при восхождении на пик Учитель, ни у кого из участников не было горной болезни.
Самолет взлетел, а мы заснули, пропустив ужин.

День 1. 30.06.2012, суббота

Бишкек(Манас) - альплагерь Ала-Арча,
пробег 80 км

L

Вот мы и в столице Киргизии. Двигаясь по рулёжкам, из окошка самолета видны серые строгие военные самолеты ВВС США. До 2014 года между Киргизией и США действует соглашение об использовании столичного аэропорта Манас для размещения американской авиации. На сегодняшний день, американцы начинают вести переговоры о продлении срока сотрудничества, козыряя возможностью переезда базы в одну из соседних республик СНГ, чем вызывают раздражение у России и пророссийских республик СНГ. А впрочем, это не наше дело.
Получили багаж, собрали велосипеды, распределили по рюкзакам снаряжение.
Обменяли в аэропорту незначительную часть денег по слабенькому курсу, позавтракали, закупили минералки и батареек.
Турист! Пользуйся только алкалиновыми батарейками "ПОБЕДА" по 10 сомов! Все остальные варианты, включая "VICTORY", не прослужат у тебя в GPS и двух часов, а то и просто не способны включить его!
Вышли из здания аэропорта, и поехали по дороге направо, в сторону Бишкека. Первые километры дороги украшают живописные посадки деревьев, среди которых можно вполне найти место для ночлега и даже купания по обе стороны дороги. Вода чистая, местные купаются.
Через 30 км асфальта по дороге с несильным трафиком достигаем Бишкека. Наша первоочередная задача найти Жениных знакомых, чтобы оставить им лишний вес - велочехлы и челночную сумку, 2,5 кг всё-таки.
Городские дороги, мягко говоря, ужасные. Мне кажется, на выборах в мэры можно легко победить с лозунгом "Я сделаю дороги!", ну а если получится обещание выполнить, то позже можно занять место Президента. Сегодняшнее состояние дорог таково, что карьера пойдет в гору без труда.
Промотавшись по адским грунтовкам и асфальту, нашли нужный дом и отдали вещи радушным хозяевам, также передавшим нам по 2л бензина и спирта "для аптечки" по предварительной договоренности.
Дальше по улице Манаса мы пересекли центральную часть города, обменяли деньги по хорошему курсу, купили стартовый набор продуктов в магазине "Народный" и пополнили аптечку Регидроном. Пока закупались, к Жене подошел прохожий русской наружности и сообщил о случаях вымогания в этом году местными на лошадях денег с туристов и предложил зайти в Посольство РФ за Бумагой. Посольство было тут же рядом, но в выходной оно закрыто. Отчасти я был рад, что мы избежали каких-либо очередей и объяснений, да и в своих силах мы были уверены.
Очень удобно, всё в одном месте. В городе становилось очень жарко.
Продолжив движение по улице Манаса, попадаем на загородное шоссе, представляющее собой непрерывный подъем до альплагеря Ала-Арча.
В начале пути находим приятное кафе и обедаем.
Дальнейшая дорога обладает всеми недостатками пути к популярному месту отдыха. Разбитый асфальт и оживленное движение, жара, отягощенные сменой климата и сонливостью явились для нас истинным мучением.
На 30 км дороги установлен шлагбаум в национальный парк, который для каждого человека открывается за 60 сом. Здесь уже почти нет движения, да и высота набрана приличная, не так жарко.
За 40 км дороги набрали около 1500 м высоты. Я вполз последний.

L

Ближайшие два дня мы хотели, оставив здесь велики уйти в реальные горы.
Для сохранности велосипедов первоначально мы хотели воспользоваться турприютом, напоминающим ряды сельских сараев для хранения всего подряд. Однако увидев, что запорные устройства, мягко говоря, ненадежны, направились на поиски более твердой крыши. Таковая очень скоро нашлась в гостинице, где кроме камеры хранения заведующая Гуля нам предложила также переночевать. Мы радостно согласились.
Разговорившись, Гуля сказала, что сомневается, что за два дня мы успеем обернуться.
Поужинав и немного погуляв, отключились как убиенные.
Гостиница в здании кафе "Ала-Арча" на втором этаже, вход с южной стороны, не "Пирамида". В "Пирамиде" выбившимся из сил организмам переночевать бы стоило явно дороже. А так:
Хранение велосипедов - 200 сом/сутки
Принятие душа в соседнем гостевом коттедже - 50 сом/чел
Проживание втроем в двухместном номере - 700 сом.

L

День 2. 01.07.2012, воскресенье

альплагерь Ала-Арча - хижина Рацека - ледник Аксай(радиально), пешком

L

Велотуристы иногда забывают, как ходить пешком на расстояние более сотни метров. В сегодняшние наши планы входило достижение культовой стоянки "хижина Рацека" и акклиматизация перед восхождением на пик Учитель.
Неразбериха, связанная со сменой часовых поясов и недосып в самолете, явилась отличным поводом для полезной привычки - просыпаться в 6 часов. Часто путая поход и отдых, туристы спят до девяти, выходят на маршрут в одиннадцать, а оставшийся путь докручивают при свете фонариков.
Проснувшись в столь ранний час мы упаковали только необходимое для пешей части маршрута снаряжение в два рюкзака, а всё лишнее сложили в третий и отнесли в камеру хранения. Мы специально используем рюкзаки фирмы "Снаряжение", поскольку они единственные, снабженные полноценным поясом, пусть даже отдаленно похожи на обычные заплечные рюкзаки.
Около "Пирамиды" весит указатель на тропу, подсказывающий нам дальнейшее направление. Рюкзаки договорились нести по очереди, меняя их по кругу каждый час. Очередному "свободному" участнику поручалась фото- и видеосъемка.
Первые сотни метров по тропе идут со значительным набором высоты.

L

Тропа идет по очень живописному ущелью реки Аксай, образованной одноименным ледником, и за 4-5 часов проходится до хижины Рацека. На середине пути слева можно увидеть симпатичный (но не более того) водопад. До водопада тропинка очень комфортная. Перед водопадом путь пересекает ручей, перейти который не замочив ног сложно, но можно. Наиболее удобно пересечь ручей можно в сотне метров выше по течению от места, где к нему подходит тропа.

L
За два часа дошли до водопада. Здесь небольшой лес и хорошее место под одну палатку. Разумеется, при необходимости, можно разместить и больше, но не так ровно и красиво.
А вот после водопада характер тропы разительно отличается.

Это тоже тропа

Тут тебе и большие уклоны, и подъемы по осыпям, и лазанье по камням и огромным глыбам. В конце всего этого безобразия висит табличка "Конец толкания".

L

От таблички уже видно каменное строение хижины Рацека, названной в честь известного тренера по горной подготовке спецназовцев. Суть его метода сводилась к преодолению высокогорья без предварительной акклиматизации. Однажды на соревнованиях двух групп спецназовцев от горной болезни погибли все, кроме самого маэстро. В глубине души, я был рад, что мы наелись Диакрба, несмотря на появление привкуса горечи и легкого головокружения, порожденного то ли таблетками, то ли уже набранной высотой.
Набор высоты по тропе составил около 1000 м, а весь путь у нас занял 4,3 часа.

L

Тут же появилась мыслишка покорить сегодня пик Учитель, однако хижник (так называется главный здесь человек), настойчиво нас отговорил от этого, предложив посетить ледопад и ледник Аксай. За хижиной много места для установки палаток, тут же течет ручей, есть запруда для купания (водичка холодная, но жидкая). Можно остановиться и в самой хижине, есть даже вип-номер. Нам предложили водку по 500 сом, но повода для распития пока не было.
К этому времени в лагерь начали возвращаться целые группы горников. Один бравый чех вернулся с пика Учитель первым, потратив на восхождение 6 часов. Постепенно подошла вся группа в весьма немалом временном интервале.
После обеда пошли изучать ледник. Сначала мы увидели ледопад, то есть ледник, который потрескался ступеньками и представляет собой грандиозное зрелище.

L

Мы легли на плоский камень и любовались. Идти вверх смотреть на ледник мне было очень лень, даже не знаю почему, и только благодаря настойчивости Димы и Жени, а так же осознания авторства всей этой идеи я оторвался от этого уютного камня.

L

В это время мимо нас прошла группа из проводника и двух девушек, сообщивших, что нужно набрать всего 200-300 м высоты. Это в корне меняет дело!

L

Ледник представляет из себя огромную ледяную поляну, окруженную горами, самая эффектная из которых - Стена Свободной Кореи с отвесным склоном около 1000 м высоты.
В одной из ледниковых трещин группа скалолазов лихо отрабатывала приемы по взятию подъемов при помощи веревок и ледорубов.

L

На противоположной горе сошла небольшая лавина.
Восхищенные окружающими горными красотами, мы пошли обратно. Всё-таки, такие перепады высот действуют опьяняюще. Сердце наполняется радостью, голова слегка кружится, а речь приобретает вполне пьяные акценты.
На спуске я поскользнулся и упал рядом с тропой со стороны обрыва. После этого я слегка отрезвел и предупредил группу об осторожности, однако заметив, что аллах меня уберег. Женя и Дима наверное согласились.
На обратном пути я завязал беседу с первым попавшимся туристом:
- Очень здорово!! Мы посмотрели!!
- Что именно? Сортир? - был задан вопрос, когда он осмотрев нас пришел к выводу, что ничего серьезного мы сегодня не увидели.
Вернулись в лагерь, поужинали.
Хижник пообещал хорошую погоду. Рекорд восхождения на пик Учитель составляет 1 час 15 минут. Мы в шутку ответили, что по нашим расчетами поднимемся где-то за час двадцать. Решено поставить будильник на 5 утра.
Тут к нам подошли парень с девушкой из Подмосковья с желанием покорять Учителя вместе. Мы договорились о выходе на маршрут в 6 часов.

L
День 3. 02.07.2012, понедельник

хижина Рацека - восхождение на пик Учитель (4527 м, 1Б) - хижина Рацека - альплагерь Ала-Арча, пешком

L

Позавтракали, встретились с нашими попутчиками у начала подъема и в 6.20 двинулись в путь. Погода была прекрасной.
Подъем на гору начинается от следующей после хижины поляны. Сама вершина снизу не видна.
Экипировка наших попутчиков продемонстрировала нам всю легкомысленность нашего отношения к предстоящему мероприятию. На фоне горных ботинок, альпенштоков (палок), ледорубов и рюкзаков с веревками и термосом, трое велотуристов в кроссовках, пластиковой бутылкой с водой и торчащей из кармана лепешкой с шоколадками выглядели неубедительно. Наши попутчики также дважды вежливо выразили сомнения в нашем успехе при отсутствии палок.
Команду посетила легкая паника. Разумеется, как командир, составлявший маршрут, я знал о восхождении больше остальных и в целом был спокоен, однако такой козырь как палки, как минимум, выглядел козырной дамой. Мы скромно предложили профессионалам идти каждый в своем темпе, и в случае нашего отставания, не ждать нас, а идти вперед.
По ходу игры мы стали накапливать и анализировать свои козыри. Во-первых, налегке мы почти сразу ушли заметно вперед. Во-вторых девушка-попутчица была в горах впервые. В-третьих наших друзей слегка мучила акклиматизация. Что ж, как говорят по телевизору "не всё так плохо". Смущали совсем легкие беговые кроссовки у Жени.
Сначала тропа поднимается на гребень (есть родник), а потом по гребню идет вверх. На гребне тропа носит условный характер, часто теряется, можно просто идти вверх по камням и глыбам. Выше гребень был покрыт снегом.

L

Уже на каменистой части гребня, мы ушли сильно вперед и решили больше не ждать наших попутчиков. Да и они, видимо, решили идти самостоятельно. Вскоре мы потеряли их из виду, лишь иногда замечая их внизу. Они же шли размеренно, иногда попивая чай.
Солнце уже поднялось, но из-за особенностей гребня мы оставались в прохладной тени.
Первые снежные участки чередовались с каменными выступами и мы выбирали путь по принципу "от камня до камня". Тут мы оставили бутылку с водой: нужны обе руки.

L

Вскоре снежник стал сплошным, на нем были видны лишь вчерашние следы туристов. Конечно, палки были бы очень кстати, но пока снег еще не начал таять и представлял собой очень твердую основу для каждого шага, что в совокупности со вчерашними следами, позволило нам идти вверх. Со временем мы освоились и добрались до верхней поляны, откуда начинается последний этап подъема на сам пик.
На поляне нашли камень, и используя его в качестве штатива сделали коллективную фотку.

L

Оставшийся подъем на пик заключается в монотонном упрямом впирании в гору.

L

Следует избегать приближения к краям взлёта, поскольку снег там просто висит, как карниз.
Вот и вершина, ты счастлив и нем. Время 10.48. Подъем занял 4,5 часа.

L

Спуск был очень калориен. Пытаясь на время забыть о восторге и вернуться к соблюдению осторожности, мы спустились на поляну. С поляны мы увидели наших попутчиков, продвигающихся по снегу нам навстречу. Им еще предстоит, а нам уже вниз. На этой части пути склон уж очень крут. Особо опасные участки, мы проходили на четвереньках, причем животами к верху.

L

Солнце делало свое дело, снег становился мягче и можно было, глубже проваливаясь, вспомнить, что у человека две ноги. Вот дошли до оставленной бутылки с водой. Но чай - тоже хорошо. Спустились ниже линии снега, съели шоколадки. С гребня уже спускались каждый в своем темпе. Первым у подножия оказался Дима, через15 минут Женя и еще через 8 минут я. Время 12.41. Итого спуск 2 часа, всего 6 часов 20 минут. Между прочим, немногим хуже бравого чеха и лучше его попутчиков! И между прочим, это уже не сортир!!
Было решено немедля пообедать, передохнуть и вернуться на Ала-Арчу.
Спуск от хижины Рацека до альплагеря Ала-Арча занял 3 часа 20 минут, дорога вниз позволяет идти почти без отдыха.
На подходе к гостинице сил оставалось со всем мало, как мы увидели нечто бодрящее. На наших велосипедах по асфальтовым дорожкам каталась Гуля и ее подруга.
Вся усталость вдруг куда-то исчезла! Был устроен огромный скандал, который вскоре превратился в игру с добрым и злым следователями, которым удалось выдернуть обратно 400 сом за камеру хранения и вытрясти из Гули бесплатную помывку в коттедже!
Роль злого следователя мне далась без труда, когда я вдохновился, увидев, что на моем велике стоит передача 1х9 (Для непосвященных сообщу, что так ездить нельзя. В этом случае цепь максимально вредно изгибается, а передаточное число совсем неэффективно).
Надеясь, что это были единственные последствия попадания байков в чужие руки, мы отправились успокаиваться в кафе при "Пирамиде", где заодно прояснилось, что официантка в кафе, та самая подруга Гули. Пришлось выпить водки.
Выводы: водка "Виват" хорошая, сами виноваты, что не заковали велики цепями, горы крутые, 1Б - жесть!

L
День 4. 03.07.2012, вторник

альплагерь Ала-Арча - Кашка Суу - Орусай - Чункурчак - Кой-Таш - Горная Маёвка - Алмалуу
пробег 77 км

L

Сегодня окончательно пересаживаемся на велики.
Утром распределяем на три рюкзака снаряжение и идем завтракать в "Пирамиду".
Рассчитываясь за номер, окаянная Гуля всё-таки содрала с нас 150 сом за вчерашнюю помывку. С одной стороны, это немногим более 100 рублей, с другой - принципы и 18 мороженных "Бочка" в вафельном стаканчике. Отсюда мораль: расплачиваться нужно было вчера, сразу после достижения договоренности.
Спуск до селения Кашка-Суу прошел быстро и легко. На 15 км повернули вправо, по указателю на рекламном щите на горнолыжную базу Орусай. Пересекли реку Ала-Арча по мосту и запилили в обратную сторону против ее течения по совершенно тоскливой дороге.
Возможно, мост, хотя бы пешеходный, можно было найти и ранее, но нам нужен был магазин, чтобы купить батарейки и всякую вкусную мелочевку.
В одном магазине купленные батарейки с названиями на английском языке не смогли даже осилить включение навигатора, в другом - отработали не более двух часов. А вот купленные в аэропорту батарейки "Победа", пусть даже подразряженные, продолжали работать.
Доехав до впадения в Ала-Арчу речки Кашкасу, повернули налево, отсюда и началась горная дорога, интригующе обозначенная на картах чумовым серпантином, пересекающим в большом количестве горизонтали.

L

Мы были рады, что наконец-то ушли с асфальта на безлюдную грунтовку. Сразу же начался подъем на первый мини-перевал, с которого открываются красивые виды на долину Ала-Арчи.
Сама дорога, хоть и состоит из подъемов и спусков, но без проблем проходится в седле. Несмотря на пустынность местности по карте, долина каждого ручья или реки занята селениями, а верхние точки - горнолыжными базами с подъемниками.
На самом высоком перевале имеется развилка, на которой на которой нужно выбрать дорогу в сторону спуска (не налево). На спуске дорога непривычно заросла травой, но вскоре исправляется, приводя нас в очередное селение. Здесь нас привлекла возможность пообедать на турбазе, которая на деле оказалась "Кымызолечебницей". Суть кымызолечения проста и бесхитростна. Замусоренный, например, антибиотиками организм приезжает сюда, дней эдак на десять (по 700 сом/сутки). После каждого приема пищи, в определенные часы пациенты угощаются парным конским молоком и в скором времени бегут в санузел прочищаться. Спрос на такие процедуры большой и в сезон база забивается желающими прочиститься засранцами полностью! Окружающие Чункурчак горы и речки, предают процессу эстетические оттенки. Обед, кстати, который тоже готовится по часам, оказался вкусным. Постарайтесь прибыть сюда этак в 14.00-14.30 и вас покормят.
Впоследствии слово "Кымызолечение" приобрело в нашей компании нарицательное значения для любого мероприятия, имеющего слабительные последствия.
Сразу же за селением идет подъем на небольшой перевальчик, с которого начинается затяжной серпатинистый спуск в Татыр на фоне выделяющийся из основной массы горы красного цвета.

L

В окрестностях Кой-Таша мы оказались на четырехстороннем перекрестке, и по совету местного жителя повернули направо. Проехав через реку Аламедин по мосту оказывается в Кой-Таше рядом с магазином (57 км от Ала-Арчи).
Впереди нас ожидает длительное погружение в горную местность, поэтому, повернув в Кой-таше в сторону Горной Маёвки плотно закупаемся продуктами в крупном магазине. Тут же есть хозмаг.
Вечерело, пора было искать время для ночевки. Однако, все берега рек, пересекающих дорогу были заселены. После Горной Маёвки обнаружилась гостевая юрта в живописном ущелье.
Однако, озверевшие от "цивильных" ночевок мы решили добраться до единственной, судя по карте, "бесхозной" реки за Алмалуу.
Действительно, речка оказалась свободной. Пройдя пару сотен метров вверх по течению встали на  покосе.
Ночью в горах был дождь.

L
День 5. 04.07.2012, среда

Алмалуу - Горная Серфимовка - Карагай-Булак - Кызыл-Арык - Рот-Фронт - Бириккен - р.Кегаты
пробег 66 км

L

От ночного дождя вода в нашей речке стала мутной, отсюда мораль - запасай воду, пока она чистая.
Чередуя незначительные подъемы и спуски, приехали в Тогуз-Булак. После магазинной паузы отсюда начался подъем на небольшой перевальчик, после спуска с которого дорога приводит в Карагай-Булак. В конце спуска тресторонний перекресток, на котором повернув направо с ощутимым уклоном едем живописной долиной реки Иссык-Ата. Здесь увидели объявление "Продается кошара". Не все в нашей компании знали значение этого слова, начавшая задавать наводящие вопросы участница, не будем называть ее имени, веселила группу несколько километров.
Радость плавного спуска по долине очернял встречный ветер.
На въезде в Кызыл-Арык слева у остановки автобусов есть очень уютное кафе под тенью деревьев. Однако, хозяева пробурчав что-то непереводимое не захотели нас кормить.
Так мы и проехали Рот-Фронт и Бириккен в голоде, по дороге нарвав ничейных абрикосов. Зато в долине реки Кегаты нашли спуск к воде и плотно пообедали, приготовив на горелке. Купание в бурном потоке, вцепившись в камень, усилило удовольствие.
Продолжив ехать по уже пустынной дороге уперлись в ворота детского лагеря, закрытого на карантин, видимо давно.
Влево уходит дорога на мост через реку и небольшой поселок с таким же небольшим, но последним перед предстоящим подвигом магазинчиком. Переехав по мосту в конце поселка нашу спутницу-реку и заехав на бугор, выпиваем закупленное пиво и отдыхаем.
Закручивая педали в подъем, проехав множество отдыхающих автомобилистов, оказались у шлагбаума лесничества. Спрашивать разрешения было не у кого. Мы просочились сквозь калитку, проехали насквозь лесничество, благо он не было большим, попали на совсем безлюдные места.
Вскоре автомобильная дорога начала деградировать в тропу. Доехав до первого ручья, остановились на ночевку на высоте около 2200 м над уровнем моря.
Пока мы устраивали лагерь, Женя сходила искупаться в ручей. Стали готовить ужин. Вдруг началось мракобесие: на нас надвигалось целое блеюще-мычаще-ржущее стадо в сопровождении пастухов и собак. Одна лошадь задела припаркованные велосипеды. Предвидя приближающийся хаос, пришлось взять командование стадом в свои руки. Гражданки коровы были направлены от палаток подальше, господа овцы были организованы в тонкую струю и гонимые страхом быстро и безвредно проскочили мимо. Лошади, собаки и люди без меня сами во всем разобрались. Один товарищ пёс заинтересовано потоптался у кухни, сохраняя при этом маску безразличия, как это делают собаки в присутствии хозяев.
Пастухи сообщили, что тоже идут через перевал Кегеты в Суусамыр.
После этого душераздирающего нашествия с ручья исчезли оставленные Женей мыльница и мочалка и мы окончательно убедились, что расслабляться здесь совсем нельзя.
Мы с Димоном не стали барахтаться в ручье, а окунулись в самой реке. Температура воды такая же, зато все быстро и сразу.
За ужином разбавили спирта, и всё кругом стихло.
Зато ночью прошел ливень и град!

L
День 6. 05.07.2012, четверг

р.Кегеты - пер.Кегеты (3789м) - р.Кегеты(южная)
пробег 21 км

L

Утром было солнечно и безоблачно.
Чтож, у нас хорошие перспективы пройти перевал.
Однако во время сборов начала наползать туча и собирался пойти дождь. Время шло, туча была не стабильна, дождь не собрался.
В сотне метров от лагеря на дороге нашли нашу мыльницу. Видимо, пастухи прихватили ее еще не увидев нас, а когда поняли, что вещь наша - оставили ее на дороге, чтобы мы быстро ее нашли. А вот мочалку точно съели коровы. Пастухам она вряд ли нужна была. Также куда-то исчезла моя бейсболка, висевшая вечером на руле велосипеда.
Через пару километров дорога привела нас к серьезному броду.

L

Все попытки найти приемлемое для переправы место не увенчались успехом. Пришлось доставать веревку. Первым с рюкзаком перешел Дима. После этого веревка была надежно закреплена на обеих берегах с помощью пней и коряг, а переправа представилась пустяковой.
У единственного большого дерева еще тлел костер вчерашних пастухов. Очень вовремя отогрелись.
Через некоторое расстояние опять серьезный брод! В этот раз нашли терпимый брод.
Прошлись немного по каменным осыпям, где с трудом угадывались остатки дороги.
а вот дальше показалась и сама дорога в прекрасном состоянии! Без проблем можно ехать.
Обогнали вчерашнее стадо, рассредоточенное по долине на обед.

L

Дошли до первого небольшого серпантина, пообедали.
Поднявшись по серпантину, увидели вновь начавшиеся каменные завалы, уничтожившие дорогу. Понадрывавшись малость, снова дошли до дороги.
Дальше начался глобальный подъемный серпантинище. Очень зрелищные витки, куча лепестков поворотов и сплошной набор высоты. Местами сохранились даже дорожные знаки.
У нас было еще достаточно светлого времени, чтобы перебраться на другую сторону. Мы поднимались всё выше и выше, а туман становился всё гуще и гуще. Ничего хорошего не ожидалось.
Дима ушел вперед и исчез из вида.
Нам оставалось набрать где-то 200 м высоты, когда начался дождь. Вообще, дожди в горах суровы и холодны, будь то даже невысокие горы вроде Крыма или Карпат. А здесь, на такой большой высоте это было настоящая вакханалия.
Плотный туман не позволял видеть дальше 20 м. Становилось холодно и неуютно. Казалось, что это навсегда. Как поется в одной песне "Нижнее днище самого нижнего ада мне казалось не так глубоко".
Только трек на навигаторе позволял увидеть наше местоположение.
Одели на себя основную теплую одежду, включая неопреновые носки под сандалии. Кроссовки нам категорически не хотелось мочить, да и момент пока не настал.
Два раза дорога терялась, хотя без тумана ее направление было бы легко определимо. За пару серпантинных витков до финала, где-то сзади раздался Женин голос, радостно сообщив, что мимо нее пролетел камень размером с голову. В паре мест дорогу преграждали осыпи, которые судя по туманной бездне внизу, обходить нужно очень осторожно.
Последний поворот, седловина перевала покрыта снегом.
Дима уже нас давненько поджидал и согревался физическими упражнениями.
Я совершенно выбился из сил. Ждем Женю, делаем перевальную фотку.
Компьютер отражал 19 км сегодняшнего прохождения. Время 17.17.

L

На перевале особо сделать нечего, начинаем спуск. Спусковой серпантин здесь серьезно разрушен, поэтому не брезгуем скотопрогонными тропами.
Тумана стало меньше, а дождь прекратился. Внизу видна река и дорога на противоположном склоне с мостом.
В одном месте сложилось ощущение, что дорога вместе со столбиками просто сползла метров на пятнадцать вниз.
Дима предложил идти по азимуту напролом к мосту. Посовещавшись решили забраться-таки на эти несчастные 15 метров. Очень скоро мы дошли до моста. Их оказалось два: один в конце спуска с перевала, а второй, нижний, тот который был виден, возвращает дорогу на перевальный берег.
Местами показалось синее небо, перевал был взят, решили встать у первого моста.
Только улеглись, начался дождь.

L

День 7. 06.07.2012, пятница

р.Кегеты(южная) - пер.Каракол(3485м) - долина р.Западный Каракол
пробег 85 км

Ночью был дубак!
Утром, небо хоть и было синим, но солнце из-за гор еще не вышло. Завтракали в студеном напряжении, а солнечный свет медленно спускался к нам по склону.
Увидев, что в ста метрах от нас на дороге уже солнечно, я пошел туда допивать чай. Сначала ребята не поняли смысл моего ухода, а потом тоже пришли греться, упрекая меня, что мне тут, видите ли, в одну харю тепло. Решили на часок задержаться с выездом, чтобы отогреться, ибо в задубевшем состоянии на байке можно спуститься несколько ниже уровня земли.
Путешественник знай! Первый участок на дороге, куда заглядывает солнце, находится у третьего дорожного столбика от моста! Ставь палатку там, коли уж пришлось здесь заночевать!
Спустились до нижнего моста, здесь пока еще тень.
Дорога захламлена камнями, поэтому в основном идем, нежели едем.
Вскоре оседлали байки и покатили. Слева мелькнула юрта, отсюда уже хорошая дорога. В места впадения нашей реки в Восточный Каракол зарулили в одну такую юрту, где нас тут же зазвали на чай и кымыз. Обжирались долго и много. Кымыз нам пришелся по вкусу, Дима плотно на него налег, и вскоре хозяйка как бы невзначай перестала ему подливать.
Купили очень вкусного хлеба и кымыза и поехали солнечной долиной Восточного Каракола направо, в сторону перевала с плавным набором высоты.

L

Проехав всю долину, начали подъем на перевал Каракол. Тут нас обогнали несколько путешествующих джипов.

L

Подъем на перевал несложный, вполне вкручиваемый, за исключением последних одного-двух десятков метров, где лежит снег. Джипперы объезжают это место по дополнительному витку серпантина, мы же без проблем прошли по снегу.
На компьютере 27 км сегодняшнего пробега. Время 14.25.
Автомобилисты предложили разьесть с ними арбуз, однако видя, что песня будет долгой, а погода начала ухудшаться, мы решили покинуть перевал.
На спуске дорога раздваивается, а потом заново сходится. Мы предпочли верхнюю, чтобы спуск был плавным.
На перевале становилось жутко. Мы уже были внизу, а джипперы только начали спуск. Вскоре они нас обогнали. Мы тоже добавили обороты, убегая от преследования тучей.
Оторвавшись на приличное расстояние, устроили обед. Туча заметно приблизилась, мы вновь бодро тронулись в путь.
Эту гонку мы выиграли, небо расчистилось, можно смело оглянуться по сторонам.
Долина Западного Каракола нам показалась крайне однообразной и дикой. Пастухи с гиканьем ловили сетью рыбу. Склоны были покрыты высокой травой, не освоенной стадами. Создалось ощущение, что перед глазами одна и та же картина, только скорость на компьютере напоминала о движении.
Пришли к мысли, что если ехать в обратную сторону, то вместо перевала можно смело строить психушку для велобольных.
Насмотревшись таких видов, Женя не выдержала и упала. Рану обработали зеленкой и решили искать ночлега. Заметили, что параллельно основной дороге, идет дублер, с которого в сторону реки убегают дорожки.
Так мы нашли очень хорошее место для стоянки. Время 19.00. Искупались, постирались.
Вдоль реки растут деревья. Вечером был устроен костер с сожжением накопившегося мусора. Непонятно, почему пламя около метра высотой, ведь дров было немного.

L
День 8. 07.07.2012, суббота

долина реки Западный Каракол - Кожомкул (8 марта) - долина реки Кекемерен - Арал - Чаек - Каирма
пробег 121 км

L

Наконец-то мы сегодня выйдем из унылой долины и посетим магазин! Время 08.15. Постепенно долина становится шире, приближается цивилизация.
Через 25 км достигли финала - мост через Каракол. Дальше - грунтовое шоссе. Именно по этой дороге сюда приезжают туристы, выбирающие путь через Кара-Балту и перевал Тео-Ашуу.
Мы с грустью констатировали завершение первого "дикого" участка на маршруте, немного потормозили на мосту, вспомнили о голоде, но быстро поехать по грейдеру упорно не позволяло покрытие.
Справа, в пяти метрах от дороги был обнаружен полузаросший дублер, по которому езда приносит куда больше удовольствия. Через 5 км добрались до магазина в Кожомкуле (на картах - 8 марта). Так же обнаружился промтоварный магазинчик, где я с радостью купил за 100 сом бейсболку Найк и за 150 сом вязаную шапку с помпоном Адидас!
Вообще наше первое знакомство с Тянь-Шанем сразу дало понять - теплые шапка и перчатки здесь очень полезны.
На холме наше внимание привлекли древние постройки, как позже мы поняли, надгробия. На нашем пути их будет немало.
Пока же мы выезжаем за село и располагаемся на привал у реки. Пока закипала вода загорали и купались.

L

Нам предстоял очень красивый участок вдоль реки Кекемерен. Течение реки попутное, значит дорога пойдет со спуском. За дорожным покрытием здесь следят, нам встретился целая база дорожной техники. Построен новый мост, останки старого моста здесь же.
Окружающие горы восхищают. Где-то во второй половине долины по мосту переезжаем ручей, с уходящей вдоль него к Кекемерену тропинкой. Тропа через 20 метров приводит к смотровой площадке с видом на огромный камень, диковинно омываемый Кекемереном.
Всюду очень красиво!

L

О приближении к поселку Арал свидетельствуют появляющиеся деревья, расположение которых напоминает картинки с видами оазисов. По другую сторону реки видны совсем уже очаровательные горы. Очень живописная дорога, горы в долине красивее с каждым километром.

L

На 82 км от сегодняшнего старта расположен продуктовый магазин, в котором можно (не всегда) купить бензин. Вообще, бензин в Киргизии продается иногда и в самих домах. От жары спасаемся мороженным. Время 16.20.
За Аралом находим место для купания на реке Джумгол, становящимся для нас попутчиком до Каирмы.
До Чаека дорога идет с незначительным набором высоты. Солнце очень утомляет. Почти всюду населенка, движение транспорта настолько небольшое, что позволяет местным жителям даже стирать ковры на асфальте.
Чаек уже крупный город, здесь всюду магазины, в центре проезжаем единственное попавшее на глаза кафе, напротив драмтеатра. Порассуждали на тему личной жизни местных актрис и их поклонников.
После Чаека дорога стала совсем тоскливой, да и уклон увеличился.
В Каирму приехали в девятом часу, курение карты выявило отсутствие водоемов в окрестностях.
Не мудрствуя лукаво, переехали мост через Джумгол, ответили местным жителям, что едем на озеро Сонг-Кель и на их глазах сразу же же за мостом нахально свернули налево и поехали вдоль реки.
Проехали пару маленьких бродов и через полкилометра увидели маленькую полянку, а перебродив реку встали на огромной поляне в шикарном месте с деревьями и купанием.

L
День 9. 08.07.2012, воскресенье

Каирма - Джолкара - пер.Каракичи(3363м) - озеро Сонг-Кель
пробег 71 км

Тронулись в путь в полдевятого. В очередной раз порадовались привычке выходить рано.
А вот предстоящие 20 км дороги расстроили. Совершенно отвратительная покрытие. И нет конца-края.
Ужас заканчивается у разрушенного моста перед Джолкарой. На преодоление этого безобразия ушло два с половиной часа, даже проголодались.
Пока готовили обед по небу загуляли тучи, но дождя не было.
Началось ущелье, подул встречный ветерок. На встречу проехали несколько грузовиков, груженных углем.
На месте населенного пункта Каракичи теперь свалка из старой техники и поселок из вагончиков для проживания рабочих. Вид такого бардака подпортил настроение. Начался подъем на перевал. Сегодня воскресенье, и здесь безлюдно. В будние дни, видимо, жизнь здесь кипит. Проехали несколько карьеров, загаженное кузовом от грузовика озерцо, стоянку с рабочей техникой.

L

В перевал нас подталкивало желание поскорее покинуть эти края. По пути наблюдали картину окрашивания реки. Идущий с гор чистый поток, ныряет под скалу и выходит оттуда уже красным. На подъеме пересекли несколько чистых ручьев.

L

46 км перевал Кара-Кичи. Время 16.25.

L

Вот за перевалом уже совсем другая жизнь! Бескрайняя зеленая степь всюду заселена животноводческими хозяйствами. У каждого ручья стоит юрта. Дорога позволяет хорошенько разогнаться.
Издалека увидели озеро Сонг-Кель и горные хребты за ним. По долине гуляла туча, порой находясь совсем рядом.
Женя сообщает об усталости.
Идущая параллельно берегу дорога, достигает перекрестка, на котором сворачиваем к озеру. Пересекая один из ручьев, увидели около юрты братьев-велотуристов. Решили остановиться здесь же.
Якоб и Анна из Голландии. Напуганные голодной Киргизией, путешествуют с 30 кг груза каждый, основная масса которого приходится на еду.
Поставив лагерь, мы направились в юрту за кымызом и хлебом. Один из обитателей поинтересовался, правильно ли мы пьем кымыз. По его мнению после каждого стаканчика, нужно выпивать немного водки. "Водка-то есть?" - спросил он. Мы поняли в какое русло может быть спущен завтрашний день и решительно отмазывались спортом. Пастух огорчился, но не спускал зорких глаз с нашего лагеря.
Общаясь с голландцами, Женя адски приготовила макароны. Только присутствие заморских гостей заставляло нас аппетитно поедать душераздирающее варево.
Голландцы угостили нас пудингом. В ответ мы предложили разбухаться спиртом, на что буржуи согласились сначала неохотно, но потом быстро вошли во вкус. Распивали аккуратно, чтобы не вызвать подозрений у нашего наблюдателя. Макароны осилили.
У капиталистов куча всякой посуды, мыть не перемыть. У нас пара мисок, а Димон и вовсе питался непосредственно из котелка. При этом его очень тяготило, что о нас могут подумать, как о калдырях. Нашел чего стесняться!!
Обещанный кем-то снег ночью так и не пошел.

L

День 10. 09.07.2012, понедельник

озеро Сонг-Кель - пер.Терскей-Торпок(3132м) - пер.3018м - Нарын
пробег 122 км

L

Утром начали собираться в пусть несколько раньше голландцев. Закупили в юрте вкуснейшего хлеба и в путь. Время 08.30. Удивительное дело, голландцы тоже были уже готовы. Они нас вежливо пропустили вперед, а сами тронулись не спеша. Судя по всему, Женя не успела восстановиться за ночь и отставала.

L

Озеро Сонг-Кель, конечно, достопримечательность. Но всё же, специально ехать смотреть  на него особого смысла нет. Нам же был интересен спуск с перевала Терскей-Торпок(3122м), который представляет из себя завораживающий серпантин.
Голландцы нас обогнали. Внутренне нас от этого колбасило. Как же так? У них в два раза тяжелее рюкзаки, да и велосипеды совершенно не скоростные, а они уже впереди.
Вскоре мы их увидели на развилке, где вправо ответвляется дорога на перевал Терскей-Торпок. Здесь же, у юрты, увидели велики голландцев. А значит мы опять впереди.
Чтобы подняться на перевал нужно набрать всего 150 м высоты, однако на дороге есть локальные подъемчики, которые в седле взяли не все.
Вот мы и на перевале, проехали 34 км. Время 11.15. Серпантин впечатляет. Хорошо, что нам вниз.

L

На спуске особо не разгонишься, дорога каменистая, местами даже можно упасть.
Сразу, после спуска налево от основной уходит дорога к водопаду. Дима на водопад не поехал, отмазавшись желанием помыться за это время, а мы проехали двести метров и вышли на бивачную поляну, вполне уютную. Дальше - только пешком по тропе. Водопад мощный и красивый. Немного портит красоту странная пена на воде внизу.
Прогулка заняла 20 минут. За это время над нами набежала туча и начался дождь. Дима так и не помылся, на этот раз отмазываясь тучей.

L

Дальше едем вниз по долине реки Сонг-Кель, вытекающей из озера. Дождь то начинался, то прекращался. Вслед за его настроением мы то одевались, то раздевались.
Так доехали до поворота реки, где в нее впадает почти пересохший ручей Кор-Гоо, вдоль которого нам предстоит двигаться дальше.
Вскоре нас вновь догнали голландцы. Они были одеты, как будто готовились к жуткому шторму. В это время вновь выглянуло солнце и мы все вместе остались вновь в футболках.
Навстречу проехал джип с путешествующими американцами средних лет.
Съев по прянику, мы бросились в отрыв. Впереди был безымянный перевал(3018м), и наши горные велики имели неоспоримые преимущества на подъеме, уже очень хотелось не победить, а прекратить эту комичную игру в догонялки.
Долина реки украшена растущими елками на склоне по другую сторону ручья.
Вокруг, на просторных лугах паслись стада. Подъем в перевал оказался не смешным, но вполне заезжабельным. Уже стоя наверху, в 14.30 проехав 54 км, мы с удовлетворением отметили, что голландцев в долине не видно, как говорится, финита.

L

Спуск с перевала очень приятный. Расположенные за ним горы вселили какое-то странное чувство дежа вю. Склоны этих горы состояли из причудливо правильных многоэтажных отрогов, каждый из которых имел форму пирамидки с поросшими левыми склонами лесом. Уже спустившись, я вспомнил вязанные шапочки из детства и ковры с такими узорами!
Переехали мост через речку, за которым под дорогой проходит труба с теплой водой из болотца. Вода, понятно, чистая. Вполне можно помыть голову.
Через несколько продолжительных подъемов и спусков мы оказались на краю ущелья, по которому внизу видна Нарынская трасса.
Решили отметить возврат на асфальт пивом, позади 72 км. Время 15.55. Посидели около часа, как вдруг нас снова настигли голландцы! Этого не может быть! Холмс! Как?
Женя допивала свое пиво, полностью укрепив в сознании иностранных гостей нашу алкоголическую суть.
Продолжая удивляться катим по асфальту. У одной из придорожных юрт увидели, как наши друзья выходили из кустов. Мы помахали им, и больше их не видели.
Дорога позволяла практически лететь к Нарыну. В гоночном угаре мы проехали мимо двух шашлычных.
В селе Эчки-Баши, начался подъем, сопровождаемый встречным ветром.
По мере приближения к Нарыну ветер развил огромную силу, и проезд сквозь скальные ворота в город нам дался не без труда, хотя был спуск.
На въезде в город обнаружили кафе, где решили немедленно остановиться. Время 19.00. Преодолев 117 км, да еще при таком ветре, мы моментально поглотили ужин.
Единогласно решили остановиться в гостинице. Двигаясь по дороге с троллейбусной контактной сетью, проехав центральную площадь, слева увидели гостиницу "Алатаа".
За 450 сом/чел разместились в четырехместном номере. Кое-кто сразу рухнул от усталости и отключился.

L
День 11. 10.07.2012, вторник

Нарын - Эки-Нарын
пробег 63 км

L

Утром Женя жаловалась на общее недомогание.
Первым делом пошли в гостиничную столовую на завтрак. Свободных столиков было очень немного, и не просто так. Кормят отменно!
Женя осталась в гостинице, а мы пошли закупаться в дальнейший путь. Обменяли рубли на сомы, зашли в аптеку за витаминами и, собственно, продуктовый магазин.
Вернувшись, увидели нашу девушку совсем нездоровой. Женя, однако, сказала, что может продолжать путь.
Продолжаем движение вдоль троллейбусной линии. На перекрестке в круговым движением нужно взять поправее. Вскоре город закончился и Женя тоже.
Решили отправить нашу участницу попуткой до Эчи-Нарына, а самим ехать своим ходом. Как назло, подходящего транспорта в нашем направлении не было, зато навстречу проехало много подходящих фургончиков.
Женя вновь наполнилась силами. В общем, решили доехать за день до Эчи-Нарына и довольно.
Дорожное покрытие у нас вызывало крайне негативную оценку. Душу спасло только купание в Нарыне и не интенсивное движение. Очень унылый участок.

Мост

На 44 км переехали Нарын по мосту. В селе Малый Нарын есть два магазина. Тот, который на дороге, оказался закрыт, а второй нам показали местные детишки. Решили взять на вечер пива, всё остальное у нас есть.
Надвигалась жуткая туча. Расположенная вдоль реки Малый Нарын дорога, по сценарию должна была скоро привести нас в красивейшее ущелье. Скопившаяся вокруг бесперспективная мгла наводила на трусливые мысли немедленно встать, где угодно, но отсутствие источника воды было сильнее страха.
Как только въехали в ущелье, погода сразу улучшилась. Действительно очень красивое место. Похоже на пейзажи с фотографий на рекламных проспектах об отдыхе в лучших горах Европы. Местами большие группы отдыхающих.

L

Проехали два-три более менее удачных места для стоянки, однако, стремление к лучшему подталкивало нас вперед. А место всё не находилось.
Проехали маленькое, но глубокое озеро слева.
Пришлось преодолеть еще несколько непростых километров, пока мы добрались до одного из притоков Малого Нарына. Сразу за мостиком вдоль притока направо уходит закрытая шлагбаумом дорога, видимо, на перевал Калмак-Ашуу. Проехав по ней сотню метров нашли приятное место для стоянки с красивым пейзажем.

L

День 12. 11.07.2012, среда

Эки-Нарын - р.Болгарт - источники Джилусу
пробег 80 км
Скала

Утром шел дождь, совсем не хотелось вылезать из палаток. Женя мужественно приготовила завтрак. Мужская часть группы проявила полное безволие.
Вскоре дождь успокоился и мы решили по быстрому покинуть эти места, наивно полагая, что дождь прицепился именно к нашему ущелью.
Во время сборов мимо нас проследовала собачья стая, торопящаяся куда-то по делам. По общему решительному настрою их группы можно было сделать вывод, что они обиделись на своего хозяина и решили уйти от него навсегда, причем они знали куда идти. Скорее всего, они давно над этим думали и приготовили тыл, и вот упала последняя капля, порвавшая трос их терпенья.
Развеявшееся было небо опять затянула туча и начало моросить.
Ущелье закончилось, едем по широкой долине реки, дождь продолжается. Собак мы обогнали только здесь, стало понятно, что мы еле плетемся.

L

Проехали селение, в котором нас удивило наличие магазина, переехали мост через реку.
Немного не доехав до слияния нескольких речек, образующих Малый Нарын решили отобедать.
Во время чаепития, туча, отставшая от нас в ущелье, набрала силы и начала быстрое наступление! Ливень! А кругом степь... Началась гроза. Предпринимать что-либо было не только не когда, но и нечего. Одели куртки от дождя, повернулись спиной к ветру и надеемся, попивая чаёк. Когда ощущения ужаса притуплялись, можно было обернуться и черпнуть ведро ощущений прямо в лицо.
Мимо проехала машина, набитая народом, с любопытством нас рассматривающим.
Минут через двадцать появились просветы, дождь прекратился, решили сматывать удочки.
В 40 км от старта, слева пришла дорога, по которой можно вернуться на озеро Сонг-Кёль. После этого дорога обходит гору и приводит нас с долину реку Болгарт. Здесь начался окончательный и бескомпромиссный дождь.Оделись кто как хотел.
Болгарт течет справа и пересекать его не нужно, хотя в одном из селений есть мост.
Увидели надвигающееся на нас какое-то не обычное стадо. Оказались яки. Пастухи кричали, чтобы мы ушли с дороги. И не напрасно: это совсем не коровы. Сильнейшие животные, идут напролом, одновременно самцы запрыгивают на самок. Расперло их в дождь!
Вскоре слева появились горы Керю-Кара-Гоман, крутизна подъема увеличилась.
Стало темно и заметно похолодало. Особенно замерзли ноги. Ребята ехали в сандалиях с неопреновыми носками, мне же было лень их одевать. Добрались до долины реки Джилусу.
Чертовски хотелось разложить лагерь и согреться. Душу грело только приближение горячих источников. Понятно, что ни о каком начале подъема на перевал Тон, уже не было речи. В том числе и времени было многовато.
Тут я взглянул на горы слева и стало совсем не по себе: они были полностью покрыты снегом, от самого подножия, находящимся на нашем уровне. Очень впечатлились.
Впереди долину пресекает любопытная насыпь, приходящая с противоположного склона, похожая на дорогу. Удивляясь, кому понадобилось строить здесь такое грандиозное сооружение, приблизившись, видели что это русло реки.
Вскоре из мглы стали выплывать строения источниковой инфраструктуры. Однако нужно было преодолеть еще и брод. Спешившись почувствовали, что ног мы уже не чувствуем. Уж не знаю, какая была температура у пересекаемой горной реки, но мои ноги стали чуть теплее.
У источников было несколько машин с прибывшим сюда на лечение народом. Спросили у хозяйки решение заночевать, стараясь из всех сил сдержать жгучее желание вбежать внутрь и намотаться на печку.
Нам предложили устроиться в комнате, которую как раз занимает семья хозяев. Перетащив вещи и заперев на трос велосипеды (на этот момент никакой холод не заставил бы меня оставить их в полном доступе), зашли в хату.
Нас сразу же пригласили за стол, заодно подождать нашей очереди на занятие источников. Дима сел и запитывался, развлекая детишек. Женя прилипла к печке, алчно заглядывая в топку. Я же метался между печью и столом. Хотелось всего и побольше!
Так или иначе, но каждый погасил свои первоначальные измены к моменту, когда нам сообщили, что пора идти принимать ванну.
Один из оздоравливающихся товарищей сказал, что главное - сесть в кипяток сразу.
Идя в темноте, гадали, где же здесь нужный домик. Димон даже предположил, что нужно войти в загон для сбора навоза. Решили пройти немного вперед и увидели долгожданный сарайчик.
Внутри было жарко. При свете фонариков начали погружение. Вода очень горячая, даже ногу поставить невозможно, но Димон, следуя совету, сразу полностью сел на дно бассейна. Действительно, так гораздо проще. Женя так и не решилась.
Прогревались, кто сколько выдержит. Вернулись в дом, быстро расстелили спальники и завалились спать, гадая, какая завтра будет погода, ведь предстоит нереально сложный перевал! Хозяева тоже легли.

День 13. 12.07.2012, четверг

источники Джилусу - пер.Тон(4023м) - Боконбаево
пробег 41 км

L

Погода утром была прекрасной! Синее небо. Солнце уже расправилось со снегом. Чтож будем брать перевал за день полностью.
Теперь главное начать подъем так, чтобы попасть на культовый мостик, чтобы избежать брода. На часах 7.40. Высота около 3000 м.

L

Сразу от источников тропа забирается в нужном направлении. Удобно рюкзаки одеть на спину. Вышли аккурат к мостику. Утром река не была полноводна, при желании можно без проблем перебродить.

L

Вскоре вышли на остатки автомобильной дороги, тут можно вешать рюкзаки на багажники, но не ехать.
В 10.34 были на высоте 3500 м (4,4 км), где расположена лужайка, на которой ночевали наши предшественники, и где должны были заночевать мы.
Тропа местами разрушена, но мы ожидали худшего. В одном месте, где дорога должна обходить боковой овраг, склон совсем осыпался, мы решили ломить напрямую. Димо взял подъем сразу, мы с Женей чередовали подъемы с великами и рюкзаками. В это время, Дима ушел далеко вперед.

L

Сюрпризы дороги только начинались. На сыром участке на колеса начала наматываться глина, превратив 300 м в откровенный волок. В конце природой был предусмотрен ручей для отмывания.
Петляя по дороге, поднялись до уровня снега. Судя по фотографиям в отчетах, нам не повезло: снега было много. Много сложности нам доставил подъем по тоненькой свободной от снега кромке тропы, а затем и вовсе по снегу до вершины перевала.
Как пишут в отчетах в таких случаях, красота окружающих гор восхищает!

L

Пару раз надвигалась туча с осадками, а мы все ползли. Как позже сказал Дима, ожидающий нас на перевале, временами ему хотелось убежать вниз.
Перевал! 14.20, прошли 8,8 км.

L

Снега много. Скотопрогонная тропа, идущая напрямик вниз нам недоступна, идем по дороге. Вскоре она раздваивается. Возможно выбрав вариант, идущий вниз, нам бы удалось избежать ходьбы по снегу. Но верхний вариант нам кажется надежнее, всё-таки это бывшая дорога.

L

На спуске дорогу пересекает пять снежников. Снег уже за это время прилично подтаял и стал нескользким.  На последнем снежнике, ведя велосипед со стороны склона, колесо поскальзывается на камне под снегом и байк сталкивает меня вниз. Пролетев метра два-три вниз застреваю в снегу, а Дима возвращается меня вытаскивать.

L

Второй виток серпантина преодолевает уже всего один язык наших снежников. Меня всё ещё прилично пьянила горная болезнь. Поэтому не соглашаюсь прикручивать педали и осторожно иногда ехать в седле. В таких случаях, я предпочитаю умственно разгружаться, например чаепитием. Дорога проходит по правому склону горы, которая сверху выглядит маленькой и спускается к реке. Удивили горные цветы, похожие на кактусы с подоконников.
Погода начала портиться, спрятавшись от ветра в овражке у моста пьем чай и прикручиваем педали. 17.00, высота 3500м, 14 км. Спуск с перевала завершен.
Дорога позволяла иногда ехать, причем весьма азартно. В тумане мы часто теряли друг друга, очень веселило внезапное появление Димона, едущего во встречном направлении, по нижележащему витку серпантина.
Очень достойный скоростной спуск. Дорога порой имеет противоречивые повороты, но ориентируясь на сброс высоты и чистое небо над Иссык-Кулем, уверенность в правильности выбранного пути нас не покидает. Да и повернуть некуда!
В селении Туура-Суу встречаем всадников, ведущих лошадей для капиталистических путешественников аж в Нарын по пройденному нами пути.
Вот и асфальт трассы вокруг Иссык-Куля. Но само озеро пока укрыто от нас небольшими горами. Перед мостом через нашу попутчицу-реку Тонг уходим вниз по течению, метров через триста находим отличную площадку под обрывом берега, 19.50.
Вода в реке чистая. Переполняющие эмоции изгонялись разбавлением спирта.

L

День 14. 13.07.2012, пятница

Боконбаево - Каджи-Сай - Тосор
пробег 50 км

L

Поутру обнаружили, что воду в реке выключили. Зато остались лужицы, в которых можно умыться и набрать воды для завтрака.
После завтрака реку опять включили, но вода еще мутная. Вчера мы проезжали обозначенный на карте населенный пункт Гидроузел, видимо в этом всё дело.
Въехали в Боконбаево. Это бесспорно цивилизация. В кафе отъедаемся мантами с пивом, и думаем, что делать дальше. По графику сегодня предстоял отдых, однако место ночевки не располагало к дневке, значит сделаем полудневку.

L

Выезжаем из гор на берег Иссык-Куля. Восхитительное озеро появляется очень эффектно. Здесь же видим что-то типа кемпинга. Однако река с гор приносит на пляж мутную воду. Чуть проехав располагаемся на пляже. Море и солнце!
На пляж постепенно приходят отдыхающие.
Наплававшись и полежавши, выдвигаемся дальше. Приехали в поселок-курорт Каджи-Сай. Тут можно покушать. Нам приготовили куурдук из бараньего мяса. На гарнир получилась смешная картошка-фри, нарезанная по толщине как зубочистка.
Женя от еды наотрез отказывается, требуя купания и отдыха.

L

После безлюдных гор как-то неуютно чувствуешь себя в оживленных местах. Оставаться здесь совсем не хочется. Пообсуждав, решили все-таки не спеша ехать вперед и встать на берегу Озера.
Берег до селения Тоссор очень красивый с малочисленными отдыхающими.
По пути встретили группу москвичей, начавших поход в Казахстане. Пока разговаривали, дождались отстающую Женю.
Поднявшись до Тоссора купили всё необходимое для ужина, а на спуске ушли на первую попавшуюся дорогу к воде и поставили палатки. Здесь уже не так красиво, берег зарос травой, но вода все равно чистая.
Чай из Иссык-Куля нехорош.

L

День 15. 14.07.2012, суббота

Тоссор - Каракол (Пржевальск) - пристань Тюп
пробег 127 км

Утро на Иссык-Куле прекрасно. Окружающие горы великолепны. Раннее купание придает бодрости.

L

Около 08.00 начинаем продолжать путь вдоль озера. За бухтой Тамга остановились, чтобы вновь искупаться. Дальше дорога на время отходит от берега и, по мере приближения к Караколу, становится более оживленной.

L

В крупном селе Сары обнаружили огромное кафе с магазином внутри. Зал настолько огромен и отремонтирован, что складывается ощущение, что находишься в месте проведения свадеб. Действительно, вскоре сюда зашел молодой джигит, скорее всего, с мамой. Они придирчиво осматривали зал, а затем о чем-то разговаривали с продавщицей. Скорее всего, сегодня этот молодой человек уже связан узами брака, а гости до сих пор вспоминают гранд-попойку с цветами.
Мы попросили уже знакомый нам куурдук и заели его мантами.
В следующем селе Покровка так же были обнаружены точки общепита.
Приближались к Караколу, асфальт мерзкого качества, порой обочина радовала.
Благодаря мощному обеду, мы гордо проехали сквозь городские общепитательные места. Одно называлось "Гамбургерная". На выезде из города проехали даже шашлычную, расположившуюся в уютной низине.
На ночевку очень хотелось встать на берегу. На некоторых картах, после селения Тюп (по факту называется Туп), налево уходит дорога на пристань. Отъехав где-то 2 км от Тюпа, увидели уходящую асфальтовую дорогу. Через 3 км, проехав населенку, достигли пристани.
Время 19.30. Здесь уже стоит целый палаточный лагерь с разгуливающими байкерами-буржуями и машиной сопровождения.
Лучшее место для купания - на самом конце мыса, но с палаткой там стоять не стоит, поскольку рыбаки занимаются там своим делом. Лучше встать посреди тропической растительности, за сто метров до мыса.
Вечером Дима и Женя долго спорили, что лучше: рис или макароны. Макароны, хоть и надоели, но рис я люблю меньше. Ужин макароны, а завтрак - рис.

L
День 16. 15.07.2012, воскресенье

пристань Тюп - Григорьевка - р.Чонг-Ак-Суу
пробег 101 км

Утро опять началось с купания.
Женя взялась готовить рис, а он пригорел. В общем, съесть у меня его не получилось, решил запитаться в ближайшем магазине, съев пачку халвы с колой. Старт в 08.40.
Дорога совсем унылая, проходит в 2-3 км от Иссык-Куля. Местами берег хоть и ближе, но всё равно не рядом.
Решили искупаться в последнем до ухода в реальные горы удобном месте, и Дима укатил вперед. Проехав больше, чем нужно он промахнулся мимо оговоренной точки, а мы с Женей повернули к воде, проехав мимо пасущихся коров и преодолев прибрежное болотце, искупались в чудо-озере.
За недолгое время купания, пастухи, которые все мужского пола, не зависимо от возраста, стали плавно стекаться к нам, и под видом интереса к гостям, рассматривали Женю.
Уехали, догнали Диму, ожидающего нас 35 минут на дороге.
В Ананьево приехали в 13.00, после 65 км пути,  предполагался обед. Было много хороших кафе, но нам посоветовали "Элиту" в одном здании с банком. "Элита" оказалась под замком, а возвращаться не хотелось. Попалась очень невзрачная кафешка с мантами. Пиво купили в соседнем магазине, велосипеды разрешили поставить внутри.
Григорьевка на 79 км порадовала магазином, где мы закупились на несколько ближайших автономных дней. Время 14.40.  Доехали до указателя на Григорьевское ущелье и начали потихоньку набирать высоту. Именно над нашим ущельем висела туча.

L

Григорьевское ущелье действительно оказалось очень красивым. И популярным. Очень много машин с желающими посмотреть на красоту. Всё ущелье усыпано кафешками, в одной из которых нам приготовили очень минималистический шашлык. А цена на него нас дополнительно расстроила.
Красивое место, но порождает желание поскорее его проехать.
Туристы! Кушайте в Ананьево и уходите прочь от дороги в тамошнее ущелье. А вот Семеновское ущелье, видимо, тоже популярно, там тоже есть указатель, что это - национальный парк.
На 94 км постояли на мосту, после примыкания дороги из Ананьевского и Семеновского ущелий. Время 18.50. Перевал Кок-Бель, отделяющий их от Григорьевского выше нас на сотню метров.

L

Дальше дорога идет по пустынной долине Чонг-Ак-Суу. Наконец-то кончилась дикая цивилизация. Хотели найти стоянку на ручье, однако все мелкие речки обитаемы юртами.
Нашли удобный подход к самой реке, вода мутная, сходили за чистой на ручей. Кругом сосны, красота. Время 20.00. Высота 2366 м.

L

День 17. 16.07.2012, понедельник

долина реки Чонг-Ак-Суу
пробег - 19 км

L

Сегодня нашей задачей было подобраться как можно ближе к великому и ужасному перевалу Ак-Суу(1А, 4052 м).
Тронулись в путь в 08.30. Дорога позволяла ехать еще около 10 км. Как раз, когда езда становилась уже затруднительной, увидели, что багажник Димы развалился, лопнула стойка. Вообще, часто читаю в отчетах об аналогичных проблемах, и всё время удивляюсь, почему участники мало уделяют этой важной части велосипеда. Эта модель багажника уже не первая, развалившаяся у Димона на велосипеде, казалось бы, можно поэкспериментировать с другими производителями.
Сорокаминутный ремонт не дал результатов, вскоре проблема разрослась до поломки второй стойки и сломанным в раме винтом предыдущей сломанной стойки. Чтож, лучше сейчас, чем раньше.
Дима вешает рюкзак на плечи, и мы приступаем к прохождению пешего участка, ехать уже не получилось бы.
Взобрались на холм после последнего более-менее капитального жилища и пообедали. Дождь вновь испортил нам чаепитие. Мы даже не удивились.
В районе впадения ручья Теретер пошли вдоль русла реки, понапрягались прыгая по камням. Дорога проходила несколько выше.
Дальнейший наш путь был виден невооруженным глазом, нам нужно двигаться в обход горы (3923м), расположенной слева.
Здесь тропа часто развивается на множество мелких звериных тропинок, однако основная тропа почти всегда заметна. Можно идти по любому варианту.
Наши предшественники в этом месте ошибались, продолжая движение по руслу, поэтому мы тщательно изучали наличие троп слева. При сомнениях выбирали верхний путь.
Дошли до памятной таблички на камне.
Дальше идти нужно очень внимательно, а тут вновь начался дождь. Тропы явной нет.
Там, где ущелье поворачивает, между горой-попутчицей и рекой есть холм. Идти нужно на него. Если наверху вы увидели большой камень, похожий на параллелепипед, вы на правильном пути.

L

Дождь усилился, решили вставать на ночь здесь. Время 17.18.
Дима, жаловавшийся на проблемы с животом и замерзшая Женя забрались в спальные мешки, а я занялся ужином. Когда отлеживающиеся товарищи требовали по очереди и вместе преподнести им рюмку алкоголя, стало ясно, что недуги отступают.
Сходил на разведку, нашел тропу, расставил туры вдоль нее. Увидел высоченную морену, на которую карабкались в прошлом году ребята, продолжившие путь по руслу реки.

L

Любуясь закатом, наблюдал, как над ущельем гуляют облака, здесь Т-образный перекресток, какие-то проходят, некоторые ждут или вовсе отправляются назад.

День 18. 17.07.2012, вторник

р.Чонг-Ак-Суу - пер.Ак-Суу - р.Зап.Чонг-Ак-Суу
прошли 13 км

Сегодня тронулись в путь в 7.30.
Сразу же начался километровый каменный участок. Стало понятно, что расстояние между двумя точками, хоть и прямая, но не самая быстрая траектория. Очень удобно использовать для движения травянистые лужайки...там, где они есть...
На третьем километре дошли до брода, отсюда начинается подъем на перевал. Время 9.15, высота 3387м.
Собрались с мыслями, в 10.00 приступили к штурму. Безошибочная тактика - идти по склону как можно выше. Основная тропа идет по овражку, огибающему гору. На нем много камней, и велосипед катится неохотно. Разбрелись каждый своей дорогой.

L

Травянистые луга закончились и передо мной открылся склон с сыпухой. Тропу дальше я не увидел. Пришлось плавно спуститься к Димону, который упорно шел вдоль оврага.

L

Жене повезло больше - она забралась выше и вышла на верхнюю тропу, по ее словам, вполне комфортную.
Нижняя тропа вышла на каменистую поляну, но которой можно разместить огромную группу.
Вскоре тропа покинул овраг и начала набор высоты по сыпухе.
Так или иначе, наши пути вновь сошлись. Девушка пришла на точку встречи одновременно с двумя здоровыми мальчиками.
Продолжаем втроем. Идти в общем-то можно, или уже привыкли.
В паре мест тропа круто набирает 5-10 м высоты, удобнее использовать обратный траверс.
Вот-вот увидим перевал.
Кругом красивейшие горы, реки и озера.
На перевальной перемычке увидели снег. По мере приближения, это оказался не перевал. Перевал был сотней метров выше. Тут закончился туризм и начался спорт!

L

Уклон был таков, что единственный удобный способ преодоления заключался в зарубании велосипеда в грунт впереди себя обоими колесами и подтягивание к нему.
Эта вакханалия продолжилась позже и по снегу. Снег местами выше колена.
Как говорится, путь требовал значительных усилий.
Первым поднялся Димон в 13.50, за ним я, а Женя преодолевала последние метры подъема таща по очереди рюкзак и велик. В 14.17. собрались все.
На перевале сильнейший ветер и снег.

Стали спускаться, погода улучшилась. Увидели огромнейший бескрайний ледник. Ну просто офонареть!

L

Конечно же спуск давался легче подъема. Местами тропа как бы провоцировала нас перейти на ледник, но было страшновато. Кстати, наш склон горы под небольшим слоем камушков тоже был из льда.
Из всех сил избегали выхода на ледник, а потом вышли на него. Очень необычное чувство. А вдруг провалимся... Но многовековая толща льда и не думала устраивать коварство. Позже опять вышли на "берег", а ледник в это время пересекала река. Становилось совсем не выносимо, спускаясь со склона по присыпанному льду все-таки вернулись на ледник.

L

Идти по леднику удовольствие: ровный, твердый и на спуск.
К 19.00 увидели левый приток нашей реки и встали на его травянистом берегу.

L

День 19. 18.07.2012, среда

р.Зап.Ак-Суу - р.Чонг-Кемин
пробег 46 км

L

Выход в 10.20. Казалось, что скоро наступит нормальная тропа. Ан-нет. Пришлось-таки перевесить рюкзак обратно на плечи.
Только спустя два часа и 3,6 км мы вышли в место впадения нашей реки в Чонг-Кемин. Здесь уже пасутся коровы, а по тропе можно даже ехать.

L

У тропы высокие края, легко задеваемые педалями. Огромное удовольствие доставляет аттракцион "пересечение овражков".
Преодолели два крупных брода.

Броды

На противоположном склоне живописный серпантин на перевал Озерный в Казахстан. Киргизы рассказали, что казахские пограничники охраняют его. Самим же киргизам до границы нет никакого дела.

L

После второго брода тропа начала карабкаться на склон, обходя прижим реки. Вновь начались таскания. Казалось бы, бездорожью конец!
Внизу вдоль реки тоже идет тропа, сверху кажется вполне хорошая.
На третьем броде стоит юрта молодоженов, они заехали сюда три дня назад, только обустраиваются. Купили у них хлеба.
Молодой супруг перевез на лошади снаряжение Жени и саму Женю. Этот брод посерьезнее. Началась дорога.

L

Проживающие здесь суслики огромного размера. Пока одни заняты строительство бесчисленных нор и сбором продуктов, другие на задних лапах смотрят по сторонам. При нашем приближении он начинают свистеть, а нас веселят их жирные собратья с трудом бегущие в свои убежища. После этого дозорный суслу весело прячется в свою нору.
Снова брод. Тут совсем серьезно. Женя долго искала место перехода, а когда решилась, вода начала ее закручивать. Пришлось прекратить советы и бежать помогать.
Дорога начала набирать высоту. Мы оказались на огромном оползне, преградившем ущелье. Когда он закончился, мы были на развилке: прямо уходила дорога на перевал Кок-Айрык и Иссык-Куль, а дорога вдоль Чонг-Кемина уходила резко вниз. Съехать решилась только Женя.
На одном из бродов увидели голландских мото-туристов, пришедших через Кок-Айрык. Уровень воды в реке к вечеру большой, перебраться не получается, будут ждать утра.
Мы же решили оказаться на высоте. Достали веревку, и лихо переправились. Голландцы протащились. А Женя и вовсе их восхитила. Честно говоря, без веревки можно было с трудом обойтись, но других декораций для шоу у нас с собой не было.
У одной из юрт скопилось большое количество народу, видимо, гости. Нас почти насильно зазвали за стол. Старший дедушка в семье категорически не желал, чтобы мы проехали мимо, а киргиз по младше, сказал, что у него на этот случай есть хорошее ружье. Выпили поллитровку, поужинали.

L

Денег за гостеприимство категорически не брали. "Вот американцев бы ободрали по полной!".
Сразу же за следующим отрогом показался редкий для этих мест лесок и река.
Отличное место для стоянки. Время 20.20.

L

День 20. 19.07.2012, четверг

р.Чонг-Кемин - Новороссийка - Кек-Мойнок
пробег 109 км

L

Выехали в 09.10. Сразу от места стоянки начинается серпантин на мини-перевальчик, за которым полный удовольствия спуск.

L

Через 50 км вышли на асфальт у селения Каинды. Время 12.50.  Допросом детишек на скутере установлено, что если повернуть направо с основной дороги в Тегирменти, можно приехать к магазину. Однако сворачивать нам не хотелось.
На 53 км в Новороссийке зашли в магазин и обрели, как говорится, походные излишества. Чуть дальше нашли хорошее кафе и плотно пообедали.
А дальше все просто. Выехав на оживленную трассу по Боомскому ущелью поехали в сторону Рыбачьего на Иссык-Куль. После чистого горного воздуха, эта часть пути казалась самой вредоносной для наших организмов.
Дорога интенсивно ремонтируется, вскоре здесь будет попросторнее. А пока разбитый асфальт и огромный трафик, отягощенный пробками на ремонтируемых участков, делали нашу жизнь невыносимой.
По пути попадались несколько населенных пунктов с магазинами и кафешками. Цены явно задраны.
Неподалеку от одного такого оазиса мы и остановились на ночевку. Надеялись пробраться на берег реки Чу, но удобных подходов не нашли. Пришлось довольствоваться притоком. Много комаров. Время 19.20.
Вечером пришел в гости местный житель, хозяин одного из здешних кафе. Поговорили за жизнь, пригласил нас утром на завтрак. В закатных лучах красиво смотрелся мост через Чу с дорогой, уходящей в сторону Кочкорки.

L

День 21. 20.07.2012, пятница

Кек-Мойнок - Рыбачье
пробег 26 км

Позавтракав у гостеприимного хозяина кафе, стали дожимать оставшиеся километры до Иссык-Куля.
По прибытии в Рыбачье занялись решением насущных вопросов. На железнодорожном вокзале узнали о ежедневном поезде на Бишкек, отправляющимся в 16.47 за 70 сомов.
Обменяли еще немного рублей. Пообедали, закупили пляжный рацион и поехали через Рыбачье насквозь в поисках удобного места на берегу.
Нашли место у забора какого-то охраняемого объекта. Рядом источник с пресной водой. Предположительно это место называется "Новый пляж".

L
День 22. 21.07.2012, суббота

Рыбачье - Бишкек (поезд)

Казалось бы, вот оно море, вот он отдых!
За полдня пляжное безделье надоело и хотелось уже куда-то ехать.
Наконец, поехали на вокзал. Поезд состоял из четырех вагонов. Мы нашли начальника, который нас отвел в тамбур последнего вагона и разрешил поставить здесь велосипеды.
Ехали медленно и долго, пока на ночь глядя достигли Бишкека.
Конечно, из Рыбачьего можно уехать и на маршрутке, но впечатления от трассы остались крайне неприятные, и возвращаться на нее нам не хотелось.
Рядом с вокзалом обнаружилась гостиница. Очень чистая и уютная, с бильярдом.

День 23. 22.07.2012, воскресенье

Бишкек - аэропорт Манас
пробег 30 км

Сегодня день вылета.
Заехали к нашим знакомым за велочехлами и попилили в сторону аэропорта. По пути что-то заболел живот. Съел активированного угля. На идеально ровном асфальте, всего за один километр до финиша проколол колесо. Это был наш единственный прокол. Дырка оказалась небольшой, подкачав посильнее, дотянул до аэропорта. Живот не проходит, но и самолет ждать не будет.
В аэропорту упаковали наиболее нежное снаряжение снова в клетчатую сумку, а излишки веса распихали по велочехлам.
Только выпив коньяка из дьюти-фри, организму полегчало, ребятам стало веселее, самолет разбежался и полетел домой.
По пути весельчак-пилот рассказывал о городах, над которыми мы пролетали и иногда наклонял самолет, чтобы из иллюминаторов на них было можно посмотреть.
Рекомендации

L

Горы прекрасны, Иссык-Куль красив, Солнце светит, Ветры дуют, Дожди идут, Снег есть.
Всё-таки начало июля не лучший период для проведения похода. В этом году на Тянь-Шане побывало много групп позже нас и, судя по фотографиям, снега у них было значительно меньше. Те же склоны в районе перевала Тон на некоторых картинках были совсем без снега. Лучше ехать в начале августа, хотя проблему культовых снежников это не решит.
Постарайтесь прибыть в Бишкек рано утром, пока еще стоит прохлада и покиньте его сразу же, как только закупите в дорогу всё необходимое. Приобретайте только батарейки "Победа"!
Очень советуем сходить на пик Учитель. Это одна из главных достопримечательностей нашего похода. Для восхождения желательно иметь 1-2 палки, необязательно телескопические или лыжные, достаточно обычной дубины. Последнее место с деревьями - водопад на полпути. Никакой серьезной обуви для восхождения не требуется, достаточно обычных кроссовок.
Покидать Ала-Арчу удобно нашим путем переехав реку в районе Кашка-Суу. Если вам на этот момент не нужны магазины - расспросите местных о ближайшем мосте, чтобы не делать лишний крюк. Автомобильное движение на этой горной дороге отсутствует.
Путь через перевалы Кегеты и Каракол - блестящая, но более трудоемкая замена классическому пути через Кара-Балту и перевал Тео-Ашуу.
Дорога на озеро Сонг-Кель через перевал Каракичи совершенно неинтересна и угрюма. Используйте другие перевалы, например Чильбель.
А вот участок от Нарына до красивейшего ущелья Малого Нарына к сожалению альтернативы не имеет. Есть, разве что, дорога по другому берегу реки.
Перевал Тон лучше всего преодолевать с ночевкой на середине подъема. К сожалению, затянувшийся дождь отнял у нас много времени и нам пришлось согреваться и ночевать на источниках. Если светит солнце и тепло, на источниках можно и не останавливаться.
После Боконбаево на берегу Иссык-Куля очень много прекрасных мест для ночевки.
Ближе к Короколу (Пржевальску) на дороге начинается очень интенсивное движение.
Удачное место для ночевки в этих краях - район пристани Тюп.
Уходите с этой трассы как можно раньше, лучше из Ананьево. Григорьевское ущелье хоть и красиво, но слишком уж испорчено цивилизацией.
А вот покидать ущелье Чонг-Кемина лучше через перевал Кок-Айрык. Это гораздо интереснее и ближе к озеру, чем дальнейшая дорога по Боомскому ущелью.
Дорога по Боомскому ущелью хоть и реконструируется, но напряженный автотрафик не приносит удовлетворения.
При подготовке велосипедов с столь непростому путешествию особое внимание уделите багажникам. Все наши три велосипеда были обуты в резину Schwalbe Marathon Extreme. Очень удачный выбор, если не считать единственного абсурдного прокола на ровнейшем асфальте за километр до аэропорта.
Обязательны кепка, шапочка, очки и теплые перчатки.
Местные жители очень добродушны и даже катание на наших велосипедах вызвано скорее не злым умыслом, а простотой их души.