На краю Ойкумены
«Ну, девочка, ну ё…»

Поход рождался долго и в муках. Хотя, если посмотреть с другой стороны, все получилось просто и легко. Группа и вовсе образовалась в тамбуре экспресса Москва - Ярославль из людей, встретившихся час назад, но уже успевших испить пива до состояния легкой эйфории. Мечты об этом походе появились года три назад, а серьезная и реальная возможность замаячила только в этом 2004, високосном (!) году.

К апрелю в группе было уже 5 участников, из них три девочки, что конечно же не могло радовать остальных двоих участников. Но судьба, несмотря на високосность года, была к нам благосклонна, и 6-й герой мужеска полу присоединился к группе где-то в июне.

Думаю, не стоит утруждать вас перечислением того, как составлялась раскладка, список снаряжения и прочие хлопотные вещи. Могу только похвастаться, что готовились мы довольно основательно - выезжали на тренировки на выходные. Учились вязать узлы, натягивать полиспаст для переправ через реки, которые нам предстояло в изобилии форсировать на Камчатке. Учились бродить реки «стеночкой», «кружком» и еще всякими другими способами. Данный опыт нам пригодился весьма и весьма!

Итак, 22 июля в 15:00 мы стояли у Павелецкого вокзала и, нервно куря и пожирая котлеты с хлебом, поскольку дома пообедать не успели, поджидали запаздывавших Ромку и Наталью. Наконец, когда с опозданием в 40 минут появились и они, мы двинулись к кассам Домодедовских авиалиний с целью получить халявные билетики на экспресс до аэропорта. И тут Костик выдал:
- Ё! А я паспорт забыл!
- Блин, Костян, ну ты даешь! Девочка, ну итить твою мать!
- Да ладно, время еще есть, сейчас беру тачку, за паспортом, а оттуда в аэропорт.
- Ну, давай, в случае чего мы регистрацию пройдем и слиняем куда-нибудь, чтобы ты успел. После регистрации без нас не улетят!

Хватаем с Ромкой Костиков рюкзак и несемся к стойке. Успеваем взять билеты и в последний момент заскакиваем в электричку. От принятого два часа назад освежающего душа остаются лишь воспоминания - жара, пот течет градом. Но все веселы и шутят. Предвкушение!

Через 40 минут вылезаем на перрон в аэропорту и встаем в сторонку - подождать пока схлынет народ. Глядь, а к нам уже пробирается сияющий Костик. Оказалось, что с паспортом он погорячился - документ оказался там, куда и был положен, - в сумочке для фотика.

Сдаем рюкзаки, при этом неприятно поражаемся их весу. По расчетам, у мальчиков должно быть около 25 кг, у девочек - около 19. В итоге у мужиков по 28, а у девчонок - в среднем по 22. Ну да ладно. Идем на паспортный контроль, все проходят успешно, кроме Павлуши, у которой в ручной клади оказался нож. Друзья передали подарок для одного знакомого на Камчатке и не предупредили, что это нож. Пришлось бежать и сдавать в багаж. А у нас в сумке тетка засекла на рентгене бутыль виски и сказала, что молдавское самодельное вино пить в аэровокзале и самолете запрещено. Мы поклялись, что молдавского вина мы не выпьем ни капли. И ведь не обманули!

Ну, наконец все в сборе, и мы с Надюхой достаем давно приготовленный сюрприз - ту самую бутылку «уиски» и колу. Как заправское турье, нимало не смущаясь, расстилаем пенки и садимся пьянствовать. Народ неодобрительно косится...

Естественно, после пары стаканчиков захотелось покурить. Ромка обнаружил место, где можно курить в здании аэровокзала, и наш табор со всеми своими пенками, пакетами и кульками переместился туда. Через какое-то время в воздухе завитало что-то необычное. Оказалось, что уже не в первый раз по громкоговорителю объявляют наши фамилии с настойчивой просьбой пройти, наконец, на посадку, а то, дескать, сколько можно, чтоб вас и т.д. и т.п.

Послушно проходим на посадку, занимаем места в самолете и слегка перетасовываем пассажиров, чтобы всем быть рядышком. Наконец загорелись надписи «Не курить» и «Пристегните ремни», и самолет начал свой разбег. Надюха усиленно делала вид, что ей страшно, хотя в глазах явно читалось, что ей страшно... интересно. Москва постепенно уменьшалась, а потом и вовсе пропала за пеленой облаков. Мы летим на Камчатку!!!

В Елизово, единственном камчатском аэропорту, приземлились точно по расписанию. После московской изнуряющей жары Камчатка приятно обрадовала своей промозглостью. Встретились с Виталием - тем самым знакомым, кому предназначался нож. Он оказал нам неоценимую услугу - купил газ и фальшфейеры, которые нельзя было провезти в самолете.

Покачиваясь от недосыпа и легкого бодуна, жадно курим - 9 часов без никотина! Чуть позже подошел и Петр Иванович из Мильково, с которым у нас была договоренность по заброске. Он должен был везти нас в Козыревск, это около 600 км на север.

Наконец мы получили свой багаж, переоделись в походное, а цивильные шмотки отдали Виталию, чтобы не таскать с собой лишнюю тяжесть. Погрузились в микроавтобус и поехали. Дорога отложилась не очень хорошо - сказывалось то, что прилетели мы в 3 ночи по Москве, - периодически проваливались в сон, и даже окружающие красоты, время от времени появляющиеся из тумана, вызывали какое-то вялое восхищение.

Окончательно проснулись все на переправе через реку Камчатка. Оттуда были уже видны горы. А точнее вулканы. Хоть они были еще очень далеко и в дымке, их громадность и величие подавляли. Я не ожидал, что это будет выглядеть столь колоссально. Конечно, пробуждению способствовало не столько величие пейзажа, сколько величие наличия комаров, тут же бросившихся на разные наши оголенные места и начавших жадно в эти места впиваться. Народ вылезал из кустов, смущенно глядя в сторону и почесывая эти самые места.

В районе 19 часов (здесь и далее время местное) прибыли в Козыревск. Договорились о месте и времени выброски с Петром Ивановичем и пошли искать Петренко Виктора Алексеевича - учителя, который обещал нам заброску в район горы Копыто за 100 долларов с группы. Он позвонил некоему Диме, обладателю вахтовки на базе ГАЗ-66. И тут нас ждала подстава №1: под Копыто дороги нет - размыло и навалило деревьев еще весной. Причем Петренко это знал, но почему-то не сказал или забыл… И внятного ответа мы так и не дождались. Неприятно удивил, что и говорить... Ну девочка, ну итить твою мать!.. Ладно, редиска, один зуб на тебя уже есть!
- ОК, куда тогда можно заброситься? - спрашиваем у Димы.
- Могу, - говорит, - на Ленинградскую базу. 70 км от Козыревска.

Отходим в сторонку, совещаемся. До слез обидно, что мы не попадаем на ту часть маршрута, что пролегает от Копыта до сейсмостанции Толуд. Нам предстояло пройти практически через сердце (ну, если точнее, то, пожалуй, ближе к трахее :-)) Ключевской группы вулканов. По северному склону вулканов Толбачик (Плоский и Острый), в относительной близости с влк. Плоская Дальняя, Безымяный и влк. Овальная ЗиминА и большая УдинА. Одни только названия звучат завораживающе, как в фантастическом романе, а мы так обламываемся. Ну, раз другой альтернативы нет, то соглашаемся ехать на Ленинградскую базу вулканологов. Ее еще называют «база Луноходчики», поскольку именно в этом месте испытывались модели луноходов. И тут нас подстерегла подстава №2: за это Дима хотел 200 долларов. Блииин, ну что за день-то, а?!.. Все уже довольно сильно устали, хочется есть, и денег таких нет. Кое-как, благодаря Ромкиному искусству вести переговоры и Павлушиному обаянию, удалось сбить цену до 150 у.е. + 300 р. Наталья все это время пыталась дозвониться до МКК с сообщением о выходе нашей группы на маршрут.

Грузимся в вахтовку, едем. Поначалу сравнительно нормальная дорога идет через лес. Но затем, когда мы доезжаем до реки и начинаем ее форсировать, начинается родео. Нас колбасит в этой вахтовке почти как белье в стиральной машинке. Я случайно сел на краешек сидения и на очередном ухабе меня, пардон, чуть не разорвало пополам, начиная снизу. Все очень оживились после того, как я сообщил об этом, и начали издеваться. «Гады!», - подумал я и сообщил об этом окружающим. Правда, несколько в иных выражениях. Костик проворчал: «Блин, и эти люди запрещают мне ковыряться в носу!!!».

Переехав реку, Дима останавливается. Вылезаем посмотреть, что да как. Оказывается, мы пересекали реку по дверь в воде! Река представляет собой мутный поток, несущийся черный вулканический шлак. Налетели тучи комаров, хотя тогда мы еще не знали, что сулят нам камчатские леса. Если б знали, то это жалкое сборище кровососов и тучей бы не назвали. Едем дальше. В районе часа ночи выехали из леса, и дорога пошла уже по черной пустыне. Именно пустыне, поскольку всюду лежал черный вулканический песок и пепел. Из темноты периодически выныривали кЕкуры (кекуры - скалы-останцы столбовидной формы), выхваченные светом фар; они казались нам какими-то гротескными фигурами. Хоть за окном и темно, но воображение дорисовывает нереальные пейзажи, которые, я уверен, простираются снаружи.

Около двух ночи (в Москве 5 вечера - добираемся уже целые сутки, не сомкнув глаз) наконец прибываем на базу. Водитель Дима оказался нормальным мужиком, на которого можно положиться. С Петренко Виктором Алексеевичем (учитель из Козыревска) дела лучше не иметь - он сам уже людей не возит, а зовет со стороны, как, например, Диму в нашем случае. Вследствие этого он может быть не осведомлен о состоянии дорог и подъездов до точек. Обращайтесь лучше напрямую к Диме (тел. 8 гудок - 4154822-154).

На базе рядом с домиками стоят палатки, в которых, как нам рассказали, спят чешские камрады, а у костра сидят их наемные шерпы из Петропавловска и, дрынча на гитаре, усталыми голосами выводят: «А я еду, а я еду за туманом...».

Мы быстренько ставим палатки, пока Костик с Ромкой ходят за водой. Воды они, кстати, так и не нашли. «Там, - махнув рукой в темноту, сказал водитель Дима, - метров 300, и будет вода». Ребята, побродив в кромешной тьме, так ее и не нашли. Сготовили в итоге на воде, которую в Козыревске набрали. К концу трапезы мелкая морось перешла в полноценный дождь, и мы поспешили укрыться по палаткам.

24 августа
«Я - Луноход-1, прошу посадки...»

Подъем я назначил, кажется, часов на 10. В итоге в районе 11 все продрали очи и повлеклись готовить завтрак. Чехи вместе с гидами уже умотали куда-то - остались только сухие пятна от палаток. При свете дня вода действительно легко обнаружилась, - в шлаке выкопана ямка, в которой собирается вода. Раньше там тек ручей, но из-за планомерного сползания шлаков его засыпало, хотя вода продолжает сочиться по проторенной дорожке.

Пейзаж вокруг абсолютно безжизнен, но при этом не подавляет и не вызывает какого-либо уныния, наверное потому, что большая его часть скрыта облаками и туманом. Мы и сами скорее всего в облаке - высота базы над уровнем моря что-то около 1200 м.

Позавтракав и поговорив с местным смотрителем, решаем обойти рекомендованные к осмотру шлаковые поля, конусы (образовались в 1975 году во время извержения влк. Толбачик), на которых еще наблюдается активность в виде фумарол (лава, конечно, уже не течет, не надейтесь :-)). Из-за того, что у нас изменилось место старта, мы получили 3 лишних дня. Поэтому можем спокойно позволить себе прогулку. Да это и к лучшему, - группа привыкнет к длительным переходам и начнет их пока без рюкзаков.

Народ непрерывно восторгается окружающими видами, насколько позволяет туман. И надо сказать, восторгаться есть чем! Вдали там и сям видны огромные вулканические конусы. Даже сложно представить, что тут творилось в 75-м. Все тряслось и дрожало, под ногами разверзались трещины, летел горячий пепел, из-под земли плевались лавой, шлаком и вулканическими бомбами маленькие вулканчики, насыпая вокруг себя эти самые конусы. Наверное, это было апокалиптическое зрелище.

У подножия двух конусов (сопка «Горшкова» и сопка «2-й Конус») обнаружилась гигантская бомба (вулканическая, естественно), на которую приделана табличка в память погибшим в 75 году вулканологам. От нее вела наверх заметная тропа, как бы на седловинку между конусами, по которой мы не замедлили подняться. Костик почему-то полез на левый конус, а все остальные - на правый. В нашем конусе обнаружился кратер, и народ ринулся его осматривать. Нашлись даже насколько парящих фумарол, но такой, от которой можно было бы прикурить (есть и настолько горячие), чего я так страстно желал, не обнаружилось.

С конуса открывался совершенно захватывающий вид на леса внизу (ур. Новая Лава). С нашей сопки казалось, что это огромное по площади болото, покрытое ядовито-зелеными растениями, от которого поднимаются смрадные испарения. Но очень скоро подлое облако наползло на оба конуса, закрыв нам обзор, и мы спустились к бомбе-памятнику.

Со склона сопки мы также разглядели мертвый лес, который единодушно обозвали Мордором. Решили дойти до него и оттуда уже возвращаться обратно на базу. Казавшийся близким в бинокль, Мордор все же был довольно далеко - до него шли около 40 минут. По дороге дурачились и планировали, как мы оцифруем свой чудесный фильм и какие на него наложим саундтреки. Цитировали Горлума. Вообще наша прогулка действительно очень походила на заключительную часть путешествия Фродо. По крайней мере проходила в подобной местности. Мордор представлял собой диковатое зрелище: целый лес мертвых высохших деревьев. Даже мха нет. В шлаковых полях довольно часто попадались всякие кустики цветочков, или травка чахлая росла, а тут - абсолютно ничего.

Время уже поджимало - хотелось до темноты вернуться на базу, поэтому рванули напрямик по GPS. 10 км пробежали часа, наверное, за два - два с половиной. Шли довольно равномерно, но первый день не всем дался легко. Оно и понятно… Костик сказал, что вниз ему идется лучше, чем вверх. Ну, извини, Костян! Не все коту масленица. :-)

На подходе к базе мы попали в плотнейшее облако. Без GPS-ки наверняка базу проскочили бы. А на базе уже стояла еще одна группа горников, 5 человек - из Москвы, Петропавловска-Камчатского и Самары, кажется.

Вечером немного развели спирта и выпили за окружающие красоты, за Камчатку и за нас - смелых и красивых, что сюда приехали :-). На завтра у нас намечен переход на сейсмостанцию «Толуд», откуда мы планируем восхождение на Плоский Толбачик. Смотритель нашей базы предлагал нам остаться и совершить восхождение от «Ленинградки», но не хотелось сильно отрываться от плана, и поэтому мы отказались.

25 июля.
"Ненормальные герои всегда идут напрямик"

Подъем в 8:00. Дождик уютно барабанит по тенту палатки, и вылезать из спальника совсем неохота. Но приходится гнусным голосом орать: "Нааарооооод, подъёёоооом!". Из соседней палатки слышно сонное "угу", и снова тишина. Блин, тяжела руководительская доля: с трудом встаю, одеваюсь и выползаю в промозглое утро. Дождит основательно. Видимость еще ниже, чем вчера - около 150 метров. Пока курю, из палатки вылезает Ромка. Начинаем варганить завтрак. В 10 часов все уже позавтракали и сидят коматозят, вяло обсуждая то, у кого какие проблемы с пищеварением. Кто-то никак, кто-то очень даже как, а порой и чересчур. В 10:30 дождь не прекращается. Принимаем решение валить отсюда. Народ уходит собираться. Приблизительно в 11:30 все готовы идти, и тут вылезают из палаток ребята из этой смешанной группы. Похоже, горники так всегда поступают: нет погоды - не идут, есть погода - идут. Это мы только такие - есть погода, нет погоды - все одно. Решили идти - идем. Решили не идти - хрен с места сдвинешь!

Вышли. Опять же в условиях тумана двигаемся по GPS. Постепенно набираем высоту. Была бы ясная погода, основные отроги хребетика, который лежал на нашем пути, мы бы обошли, а так для верности решили переть напрямик. В итоге пришли на перевал в довольно стремное место. Спуск опасен и крут. Подъем практически всю дорогу проходил в облаке. Идешь в пелене, которая осаждается на тебе в виде ледяных капель. Одежда впитывает все это мгновенно.

Взяв рацию, я отошел метров на 100-200 разведать возможные спуски. Выходило, что в том месте, куда мы вышли, - самый оптимальный путь. С грехом пополам спустились. Скорее всего здесь народ и не ходит, зато мы попали в небольшой цирк с причудливыми формами из вулканических пород. Очень красиво и одновременно жутко, поскольку вокруг царит первозданная тишина, если конечно не слышно: "Дай зажигалку...", "Э! Куда? Это моя конфетка!" или "Ну, девочка, ну итить твою мать!". Перекурили, сфоткались и пошли дальше. За перевалом уже есть разрывы в серой пелене облаков, через которые видно голубое небо. Мы приветствуем его ликующими возгласами. Вдалеке парит какая-то здоровенная птица, периодически разражаясь хищным клекотом.

Мы все больше забираем на восток, подрезая склон хребта. Перешли через пару ручьев. Поглядев на мощь потока и уровень воды, прикинули, что крикинг тут получился бы неслабый. Категории эдак 8-й или 9-й. Один ручей перешли по снежнику. Пока идешь, очень хорошо ощущается, как вода беснуется подо льдом. Довольно неоднозначные ощущения.

Идем по тундре. То по траве, то по мху, по песку, шлаку, иногда попадаются карликовые кусты, снежники. Нас окружает сплошная пелена серого тумана. В одном месте увидели на песке четкий свежий след медведя. Народ сразу вспомнил рекомендации бывалых и заорал, засвистел, разрывая тишину. До этого свистел только ветер в острых останцах.

Наконец тундра закончилась, появилась альпийская растительность, и тут мы уперлись в стланик. Если кто не знает - это такой камчатский лес. Еще его можно назвать словом ЖОПА. Продираться через него можно, но за день продерешься на километр, наверное, не больше, и измотаешься. Хотя мишки по нему шныряют только так, и довольны, судя по всему.

Пересекли три или четыре распадка, и тут показалась избушка станции. Когда до нее оставалось метров 15, я заметил на тропинке куропатку, а под навесом у избушки сидел какой-то суслик. При попытке сфотографировать куропатку, у нее, видимо, не выдержали нервы, и она, приподняв заднюю часть тела, выпустила целый выводок цыплят, которых до этого прятала под хвостом. Не знаю уж, то ли нам на поживу, то ли наоборот. Но мы их трогать не стали - еды в рюкзаках навалом. Надо же облегчать вес!

В избушке мы заняли дальнюю комнатку. Девчонки расположились на полатях, мужики - на полу. С грехом пополам нашли относительно сухие дрова и кое-как сготовили ужин. За водой ходить неудобно - крутой спуск к ручью. Да еще и вода со шлаком. Хорошо хоть, он крупный, и вода быстро отстаивается. Опять немного развели спирта и поговорили о красотах Камчатки. Восхищает буквально все, на что падает взгляд. Улеглись в районе часа ночи. Завтра - покорение Плоского Толбачика.

26 июля.
"На Толбачик, батыры мои!"

Хмурое утро, не выспались и толком не отдохнули. Завтракаем и выходим. Время 11:00. Спускаемся к р. Толуд чуть ниже ее слияния с Сухой Речкой, переходим ее и вдоль реки топаем к Толбачику. Описания, которые я читал, говорят, что восхождения делают именно по тому пути, где мы идем. Идти нетрудно по сравнению со вчерашним днем - рюкзак один на всю группу. В нем теплые вещи, перекус и веревки на всякий случай. Дикие виды вокруг заливает солнце с юга - все остальное небо затянуто мрачными грозными тучами. Только здесь я наконец понял, что такое "дух захватывает". Пейзажи действительно восхищают.
Ромка решает пробежаться по хребту слева (орографически) от русла с целью увидеть возможные удобные подступы к Толбачику. Выдаю ему рацию, он проверяет на месте ли фальш и потихоньку взбирается. Мы же продолжаем идти по ручью. В районе 15 часов оказываемся у южного склона вулкана. По дороге пришлось преодолеть несколько неприятных переправ через Толуд - по оползням и ледовым мостам. Солнце потихоньку растапливает снежники, и в сухом прежде русле появляется вода.

Исследовав издали снежник в бинокль, замечаем следы. Ну, слава те, кто-то поднимался, значит, и мы залезем. Начинаем подъем. Вблизи следы оказываются не следами вовсе, точнее - не человеческими следами, а следами скатившихся камней. Мда, промашка вышла. Но ничего, мы ж герои! Лезем. Уклон мало-помалу растет. Ветер, холодно, вползаем в облако. Где-то на 1800 м у Надюхи приключилась небольшая истерика - страшно. Если смотреть вниз, действительно стремно. Если поедешь да не сможешь зарубиться, костей потом не соберешь. Хотя на снежнике зарубиться проще простого - не ледник. Пробуем с Надей лезть по сыпухе - еще хуже. Снова выходим на снежник. По рации передаю ребятам ждать в каком-нибудь более-менее защищенном от ветра месте.

Вот они - рукой подать, но мы лезем с Надюхой очень медленно - ее надо страховать. Минут через 40 мы догнали наших. Они уже продрогли до костей. Идет снег пополам с дождем, который ветер гоняет по кругу. Костик распределяет перекус, и мы держим совет. Опрашиваю ребят. Светка с Ромкой готовы лезть дальше. Костик говорит, что не стал бы продолжать, резонно замечая, что погоды нет, что дальше - не видно, возможно подъем по этой стене и вовсе бессмыслен - упремся в вертикаль, и все. Наталья настроена спуститься, Надюха, естественно, тоже. В итоге принимаем решение спускаться. GPS-ка показала 2000 м. Подъем занял около 5 часов.

Спускаться гораздо легче. Ромка вообще устроил себе аттракцион - с улюлюканьем катился на ботинках вниз, помогая себе палкой. Остальные более или менее успешно тоже спустились. Ветер налетает порывами и так и норовит сбить с ног. Приходится делать паузы, пережидая шквалы. Если поднять голову, видно, как ветер, налетая с востока, как бы завихряется у западной стены кулуара и уже по низу летит обратно. Как в гигантской кофемолке. Мы с Надюхой шли последними, медленно, но верно приближаясь к концу снежника. Наконец ноги ступили на твердый камень. Ребята, опять замерзшие, рванули вниз. Быстро-быстро мы свалились еще метров на 200. Там шел уже не снег, а простой дождь, хотя дикий ветрище старался разубедить нас в этом, превращая дождевые капли чуть ли не в лед - настолько холодными они казались.

За большим камнем перекурили, подняли боевой дух салом с сухариками и двинули дальше. Где-то за 1,5 км учуяли запах дыма. Блин, кто-то приперся в наш домик (домик действительно казался уже нашим :-)). Приходим, а у костра сидит мужичок лет 40 на вид. Познакомились. Зовут Володей. Сразу налил нам супа грибного, чаю сделал. Мы никак не ожидали такого радушия.
- Вы, - говорит, - откуда?
- На Толбачик лазили.
- А! Ну я так и подумал. Смотрю - рюкзаки стоят, ну, думаю, на Толбачик полезли. И как, забрались?
- Не, не вышло. На 2000 залезли, а дальше облако, ветер.
- Ну да, ну да, нет погоды. В такую и лезть не стоило.
- Да уж, - говорю, - так там еще и уклон такой…
- А вы где, - спрашивает, - поднимались-то?
- Там, - показываю.
- Ой, да вы что, ребята? Это ж то ли 1А, то ли 1Б! Надо было вооон там идти. Туда вообще японцы 70-летние вперед спиной заходят. Вот надо идти прямо на смычку Плоского и Острого Толбачиков, а оттуда вправо чуток, и как раз к кратеру выйдете. Делов-то. Я сам туда залезал с 50-килограммовым рюкзаком, ночевал на Плоском. Серьезно говорю, японцы 70-летние заходят. А там, куда вы сунулись, одни спортсмены ходят, и то нечасто.
- Во дела! - говорю. - Слышь, Ромыч, прав ты был, надо было вдоль того ручья идти.

После небольшого консилиума решили, что завтра поднимемся там, куда указал Володя. Посидели, развели чуток, поговорили о том, о сем. Володя научил, как от медведей обороняться на стоянках, хитрости всякие, касающиеся готовки. Рассказал, что сам работает фотографом - ходит по Камчатке, ищет интересные красивые сюжеты, фотографирует их, а потом продает во всякие конторы, выпускающие календари и разные открытки. Очень интересный дядька. Живет в домике уже 8 дней, а не застали мы его потому, что он на съемку уходил на два дня.
Погода стоит более-менее ясная и ветреная. Облака, особенно те, что повыше, с огромной скоростью несутся по небу. Просушили палатки на ветру. Полюбовались на Большую Удина (или Удину?) и пошли баиньки. Завтра мы должны взять реванш у Толбачика. Пойдем там, где престарелые японцы вперед спинами заходят.

27 июля.
"Вперед, чудо-богатыри, на Толбачик" №2

Ночью ветер еще усилился, и под его порывами тряслись стекла в домике. Зато как сладко было спать в уютном теплом спальнике. Снились улыбающиеся японцы, лихо задом наперед взбегающие на Толбачик. У каждого было по фотоаппарату, и каждый почему-то был одет в тирольские шортики, гетры и горные ботинки 40-х годов. И все они мерзко и подло храпели Костиковским голосом.

Наскоро позавтракав, готовились уже выходить, как прибежал из-за кустов Володя и, прошипев: "Медведь, пошли скорее, только тихо!", замахал рукой. Народ похватал фотоаппараты и помчал за ним. На другом берегу Сухой Речки действительно топтался косолапый. Володя сказал, что он то ли лежку себе делает, то ли корешки копает, и дал полюбоваться хозяином Камчатки в один из своих здоровенных объективов. Пытались фотографировать, но мишка был слишком далеко.

Собрали рюкзачок с теплыми вещами, перекусом, нацепили на себя фото-видео и пошли на указанную Володей седловинку. Идти по тундре легко. Вся подошва вулкана забросана острыми кекурами. Периодически попадаются набирающие мощь ручейки с чистейшей ледяной водой. Подход к подножию занял около 2,5-3 часов. Немного повалялись на горячем песке, отдохнули и начали взбираться. Как только вылезли на седловину, сразу же ветер начал швырять в лицо песок и мелкие частички легкого шлака. Подъем здесь полегче, чем по вчерашней стене, но ветер, откуда бы он ни дул, сдувает весь воздух, и приходится буквально хватать его ртом, по-рыбьи.
Потихоньку, с привалами, поднимаемся. Пока шли к подножию, Толбачик то открывало, то снова на него наползало облако и там висело. Теперь же, похоже, облако засело крепко, и мы помаленьку в него втягиваемся. Народ уже не шутит и не балагурит. Все внимание под ноги да изредка поднимаешь голову, чтобы сориентироваться куда идти. Встречаем много человеческих следов, только все почему-то ведут вниз. Тут уже подумалось, может и не шутка, может вправду япошки только вперед спиной и заходят? Может это у них традиция такая или на Фудзияму, к примеру, по-другому и нельзя. Тогда очень просто объяснить то, что все встретившиеся следы ведут как бы с вулкана. А может быть, вперед спинами восходят, чтобы ветер в лицо не дул. Кто их знает, этих японцев, Восток - дело тонкое... :-)

Тем временем облако становится гуще, усиливается ветер. Пронизывающие холодом порывы дуют прямо в лицо и секут льдом - дождь замерз еще при рождении. Появились снежники, некоторые из них приходится пересекать или идти по ним. Надя снова начинает бояться и округляет глаза. Но пока идем. Должны же мы залезть, в конце концов. Подъем, в принципе, не сложен. Правда, характерен тем, что состоит как бы из гигантских ступеней. Лезешь-лезешь, видишь уже срез вверху, долез до него, а там плато и снова подъем. Опять лезешь-лезешь, а там такая же петрушка, и это кажется бесконечным. Да еще и в облаке, когда не видно особо, куда лезть, не выберешь более выгодного пути... На 2500 метров у отдельных членов экспедиции наконец наступил предел возможностей, нервов, сил и еще бог знает чего, и было решено идти вниз. Снова Толбачик не поддался нам. Каменный исполин так и остался непокоренным и гордым, как, может быть, и за тысячу лет до нас. Такой же каменно-равнодушный и бессердечный, - только дыра кратера вместо раскаленного сердца.

Спуск ничем таким особо примечательным не ознаменовался. Обратно доскакали часа за 2,5, тогда как подъем длился около 6 часов. Когда до станции оставалось километра 4, мы неприятно поразились обилием народа на ней. В бинокль насчитали около 7 палаток. Ну, итить твою мать, девочка! Было ж так хорошо, тихо, спокойно, никого нет, а тут столпотворение… Выходим из кустов, такие героические, усталые и сердитые на всех приперевшихся сюда. Какой-то пожилой перец стоит прямо на тропинке и даже не сдвинулся, гад, пришлось его обойти. Подойдя поближе к некоему центру всего этого балагана, я злобно рявкнул "Здрасть!". В ответ услышал: "Оу, привьет!", "здрасте", "hi", "угу", "топрый фечер". О, блин, да тут интервентов толпа целая! Один такой спрашивает: "Драстфуйтэ! Ви откуда идьёте?". Молча показываю на Толбачик. "О! Тольбачикь?". Я также молча киваю. Народ позади устало и озлобленно сопит. Проходим к костровищу и видим немного потерянного Володю, сидящего на скамеечке. Увидев нас, он заметно обрадовался:
- Ну как, зашли?
- Нет, - говорю, - до 2500 долезли, а там облако, ветрище, не видать ничего…
- Ну да, нету погоды, нету… Я так и думал, что не получится. С утра еще вершина была без облаков, а потом как затянуло, так и висит до сих пор. У меня тоже фотографии не вышло.

Ребята устало растянулись на траве и пока не выкурили по две-три сигареты, с места никто не сдвинулся. Ромка выдвинул простую и мудрую мысль, что восходить надо не отсюда, а из базового лагеря у самого подножия. Тогда не приходится тратить силы и три часа времени на подход и столько же на отход. Ну, да что теперь говорить... Эх, девочка, девочка...

С охами и кряхтеньем переоделись, поели. Немного пообщались с буржуями. Подошел один дядька и строго так вопросил, указывая на нас: "Рюсский?". Киваем. "Австрийский!" - показывает на себя. Немного рассказал, где они были, путая слова "завтра" и "вчера" и отошел. Я проникся к нему невольным уважением - хоть шерпы и тащат за ним барахло, но с одной рукой (нет кисти) залезть на Ключевскую - это уже неслабо.

Перед отходом ко сну записали координаты Володи. Оказалось, что он живет неподалеку от Елизово и может нам помочь с размещением. Отличный мужик, но назавтра наши дорожки расходились: мы идем в Тумрок (Тумрокские горячие источники), а он предпринимает еще одну попытку сделать задуманные фотки и возвращается на Ленинградку, а оттуда в Козыревск и домой. Сказал, что если мы приедем пораньше, возможно получится показать нам какие-то особо заповедные места в р-не Мутновского вулкана, которые никто не видел!

28 июля.
«The BIG ЖАЖДА»

Утром, часов в 5, Володя разбудил нас, мы попрощались, он пошел на съемку, а мы - снова дрыхнуть. В районе 9 - подъем и завтрак. К несчастью, дежурили мы с Надюхой. К несчастью потому, что погода стояла ясная и солнечная, и народ ушел на речку мыться, а мы крутились у костра. После всех приготовлений, сбора рюкзаков, уборки домика и прочего, мы взяли курс на влк. Кизимен и пошли вниз по р. Толуд. Вышли поздно - около половины первого, поскольку решили, что путь в 25 км до реки Правый Толбачик по сухому руслу Толуда мы пройдем за два дня. Хотя у нас и была инфа, что в русле воды нет до самого Пр. Толбачика, как-то не верилось - ледники и снежники обильно таяли, Толуд весело ревел. Куда столько водищи денется-то?

Уже спускаясь к реке, мы встретили возвращавшегося Володю. Он сообщил, что пару часов назад встретился почти нос к носу с давешним медведем и успел его сфотографировать. Правда, потом медведь рванул в ту сторону, куда и мы собирались. Володя посоветовал быть поосторожнее, свистеть и орать, и пожелал удачи.

Итак, впереди у нас заветная цель - Тумрок. Горячие источники с целебной водой. Идти всего ничего - 60 км. Шли, несмотря на жару и то, что приходилось скакать по камням, коими забито русло реки, довольно шустро. За первые три ходки одолели около 7 км. Далее порой приходилось идти по лесу вдоль берега, поскольку нагромождения камней выглядели совсем уж непроходимыми. Часа через 4-5 дошли до каньона, который опять же обошли по лесу. Вода из реки уже давно исчезла. Причем исчезла каким-то магическим образом. Еще пять минут назад река весело журчала за камнями, а потом - бац, и пропала. Никто даже не заметил - когда. В попавшейся невесть откуда луже набрали воды в припасенную бутылку.

Народ еще тешит себя мыслями о том, что сегодня мы все 25 км не пойдем, а скоро встанем, поэтому на простых участках, когда не надо прыгать с камня на камень, рискуя сломать ноги, балагурит, шутит и даже мурлычет бравурные мелодии. А меня все сильнее одолевают опасения, что идти придется до конца. Воды вообще нет. Один песок да камни. Несколько раз делали привалы у луж, сохранившихся лишь там, где лес гуще и дает тень. В одном таком месте сделали перекус из сала с сухарями и чесноком. Ребята идут бодренько, нормально, я - наоборот, начинаю медленно помирать. GPS показывает около 10 км до Правого Толбачика. Надо осилить во что бы то ни стало! Ребята предлагают меня разгрузить, но я отказываюсь - герой, попа с дырой!

Как ни тяжело, но надо идти. Следующий переход почти всем дался тяжко, а у меня - наоборот, открылось второе дыхание как будто. Выходит, мне сало пошло на пользу, а остальным во вред. Метаболизм - штука тонкая!
Чем ближе к цели сегодняшнего перехода, тем больше становится комаров, но пока они не доставляют особенных хлопот. О, если б мы знали, что нас ждет впереди!..
Когда мы почти достигли дельты - река начала делиться на рукава - открылся потрясающий вид на вулканы Большая Удина и Овальная Зимина. Сфотографировались. Последние несколько километров идти было легко - камней уже не было. Только черный сухой вулканический песок по всей ширине русла.

По GPS до реки осталось около 1,5 км, но эту точку, к которой мы шли, я ставил по карте в OZI, поэтому очень боялся, как бы не промахнуться - вдруг привязка с большой ошибкой. Так и будем по лесу с рациями носиться и реку искать. Но все мои опасения оказались напрасными. Река явно чувствовалась по все возрастающему количеству комаров, и из леса, куда уходили ответвления русла, явно тянуло сыростью. В одно из таких ответвлений мы и свернули и метров через 300 достигли реки.

Все сразу бросились пить - последние километра 4 мы шли без воды вообще. Неприятно поразило количество комаров, зато было отличное место для стоянки - ровный песчаный берег, обилие сухих дров и ВОДА рядом!!! Единственное, что обламывало - нельзя было походить босиком из-за комаров, а после такого перехода ноги просто горели.

На берегу же обнаружилось старое кострище и бутылка с керосином под кустом. 5 минут, и костер уже полыхал. Быстренько приготовили суп, чай, затем второе, развели спирт. С радостью отметили такое серьезное достижение - 25 км. Как и заложено в плане. Ходовое время в этот день составило 11 часов. Все, уставшие, повалились спать, даже не доев рис с мясом.

Перед самым отходом ко сну мы с Ромкой по науке, как старые камчадалы, обоссали несколько головешек и раскидали их вокруг лагеря, - Володя научил, что так можно себя обезопасить от ночного визита медведя.

29 июля.
«Да нервы, б..., нервы я лечить приехал!!!!»

Народ встал не выспавшийся и опухший - сказывалось выпитое накануне огромное количество воды. Было жарко и душно. Вяло позавтракали и пошли. Решено было идти в сторону слияния Правого и Левого Толбачиков, по пути высматривая место переправы. Нам необходимо было идти на юг, пересекая оба Толбачика и подниматься на перевал вдоль ручья Березового, притока Левого Толбачика.

Оказалось, что Наталья вчера натерла ноги до пузырей и с утра их проколола. Идти в нормальном темпе она не могла, даже с учетом того, что Ромка забрал у ее часть вещей. Поэтому шли весьма неспешно, да и лес особенно не давал разогнаться. Идти очень тяжело. В лесу буреломы, ветки, травы, на полянах - шиповник по пояс. Да еще и покрикивать приходится и от комаров отмахиваться. Раздеться возможности нет - сожрут кровопийцы, поэтому идем с завязанными капюшонами, надвинутыми на глаза панамами, в перчатках. Пот заливает глаза, периодически кто-нибудь вдыхает комара и выкашливает его по 5 минут. В одном месте хотели попробовать переправиться. Ромка разделся и полез в воду. По грудь - не годится. Зато искупался.

Набрели на нечто, напоминающее тропу, правда - ведущую от реки. Решили пройти по ней, посмотреть куда выведет. Вывела в никуда. Блин! Пойдем обратно к реке, заодно выдерживая направление на слияние. Попросил Костика повести группу, ибо сам идти впереди, выбирая путь поудобнее да еще и сохраняя направление и отгоняя комаров, я уже не мог. Хотелось хоть чуток пойти в хвосте, смотреть впереди идущему на пятки и не париться. Шли долго. Река, которая по моим прикидкам должна была уже появиться, все никак не появлялась. Даже шума воды не было. Костик, куда ты нас завел, Сусанин? Включаю GPS - оказывается, идем вообще обратно к лагерю. Девочка, ну итить твою мать! Быстренько сориентировались по прибору и через полчаса вышли к реке. Причем очень удачно - буквально в 50 метрах был довольно удобный брод. В этот день больше бродов запланировано не было, поэтому переправлялись босиком. Мы с мужичками быстренько перетащили рюкзаки, Наталья отважно переправилась сама, с Павлушей и Надюхой мы перешли «стеночкой».

Передохнули, одели рюкзаки, и начался настоящий кошмар. Тропы нет, ветки цепляются, жарко, пот ест глаза, буреломы, идти в гору, пересекая многочисленные овраги, комарье лезет во все щели. Дурдом! Нам было необходимо обогнуть один лесистый отрог, выйти к реке Левый Толбачик, пересечь ее рядом с впадением ручья Березового и вдоль ручья подниматься на перевал Березовый. Отрог обогнуть не вышло. Я боялся забрать слишком на запад, чтобы не потерять ориентиров, поэтому полностью отрог мы не обогнули, а перелезли через его оконечность. Идем очень медленно, около 1 км/ч, часто делаем привалы - у Натальи очень болят стертые ноги. Тяжелый день, что и говорить. Часам к 5 вечера напали на тропу, по которой свалились к Левому Толбачику, но выше впадения Березового. Решили не спускаться, а просто резануть к ручью. Но это уже на следующий день. Сегодня же прошли еще чуток вверх по Левому Толбачику, набрели на охотничье зимовье в тополином лесу и там заночевали. К комарам добавился еще и тополиный пух. Лето у него, видите ли! Жара, июль, тьфу ты пропасть!

Встали около 19 часов. Наталья уже без сил от боли и усталости. Остальные тоже вымотаны. Все нервные и злые. Комары доводят до истерик. «Господи! Зачем я поперлась в эту дурацкую пешку?!! Никогда!!! Больше никогда!!! Теперь только колеса в воду, и на катамаран». Ромка задумчиво произнес: «Да, думаю, что разок лет в 5-6 одной пешки будет достаточно... Так, для встряски». Костик фыркнул и сказал: «Не знаю, мне нравится...» Я подумал: «Мне тоже пока нормально». Надюха с Павлушей промолчали.

Быстро поставили палатки и позалезали в них - хоть немного побыть без комаров, дать рассудку успокоиться и не помутиться вконец. Повалявшись и отдохнув часа полтора, пришлось собрать волю в кулак и вылезать: хочешь не хочешь, а надо еду готовить. Удалось немного постираться и помыться. Была придумана хитрая система: пока один моется, двое с разных сторон обмахивают его сидушками - комаров отгоняют.

В этот день даже спирт не разводили, кажется, но спать разбрелись как всегда неоправданно поздно.

30 июля.
«Я ноги оставил в камчатских горах»

Ранний подъем снова не дает сбросить усталость. В темпе завтракаем, собираемся и выходим. Еще вчера мы с Костиком ходили на разведку на предмет переправы и заметили бревно через одну из проток - река разделяется островом. Пришли, переправились через первую протоку, перекинули рюкзаки. У второй протоки призадумались - она представляет собой неплохую глубокую шиверку. Водища прёт - ого-го! Уклон реки заметен даже невооруженным глазом. Если б не сложность заброски и цены на самолет, сюда стоило бы вернуться с катом. На наше счастье через протоку лежало дерево, кроной опираясь на наш берег. Делать нечего, надо натягивать полиспаст. С рюкзаками на горбу не перебраться. Лезу по дереву с веревкой, закрепляю, на другом берегу ребята натягивают. Все-таки пригодилась нам альпинистская наука, которую мы постигали под чутким руководством Павлушиного папы в Вербилках. Перетащили рюкзаки, затем перешли ребята, используя веревку как перила.

Дальнейший путь ничем особенным примечателен не был. Все одно: комары, шиповник, комары, буреломы, комары, болота, комары, комары, комары. Сегодня пришла очередь истерить Надюхе. Жрачи делают свое черное дело. Попытки мазаться всякими антикомаринами типа Аутана, Гардекса, Москитола ни к чему не приводят. Пробовали комаров даже посылать - тоже без толку, очень матоустойчивые!

На привалах - их старались делать у воды, благо шли вдоль ручья, временами отдаляясь, - народ заходил в воду и только что не ложился в нее. Опускали буйны головы в студену водицу - укусы, разъедаемые потом, горят нестерпимо.

Идем практически все время вдоль склона - одна нога выше, другая ниже. То лес, то луг, заросший шиповником, будь он неладен, то шеломайник. Время от времени приходится пересекать овраги.

Часам к двум-трем дошли до еще одного зимовья - избушка, наполовину вросшая в землю. Около нее перекусили. Отойдя от избы метров на 600, набрели на тропу. Хоть тропа и теряется периодически, по ней идти гораздо легче, и народ немного воспрял духом. Часам к восьми вышли под перевал. Понятие перевал весьма условное. Никакого особенного набора высоты. Так - широкий, лесистый, с большими полянами водораздел. Поляны заросли цветущими сейчас ирисами. Открылся неплохой вид на Восточный хребет. Народ с тоской смотрел на снежники и мечтал: «Вот бы туда сейчас, в горы. Там комаров наверняка нету, и прохладно».

Дежурные сготовили дивный ужин и на закусь поджарили сухариков на сале. О!!! Это был пир, даже гнусные подлые кровопийцы, без преувеличения просто кишащие вокруг нас, не могли его испортить. Надюха и Павлуша второй день ужинают в палатке, как баре, без комаров. Да еще и курят там!

31 июля.
«Здесь рыбы нет!»

День выдался немного пасмурным, и это было хорошо - не так жарко. Сегодня по плану мы должны дойти до реки Ближняя, форсировав Левую Щапина и Таводок. Вначале идти легко, благо перевал покрыт травкой, и мы развили неплохую скорость. Затем путь преградил ивняк. Вроде неширокая полоса, метров 50 всего, а продирались минут 30. Далее шли краем леса, в основном по открытым местам - по лесу уж очень тяжко. Подошли к Щапина, нашли место и при помощи полиспаста уже проверенным способом переправились. Вода мутновата, рыбы нет.

Таводок ничего особенного собой не представлял, впрочем, и Ближняя тоже. Прошли в этот день хорошо. Для нас хорошо, конечно, не для бывалых пешеходов - около 15 км. Встали на травяной полянке, как всегда в 70 метрах от хорошего места, поросшего мхом и не так изобилующего комарами. Ромка покидал спиннинг - ничего. И здесь рыбы нет. Надюха с Павлушей снова едят в палатке. Интересная тенденция…

1 августа.
«Да нервы, нервы я лечить приехал, б...!!!» №2

По плану хорошо бы дойти до р. Большой Иульт, ну а там - как пойдет. Снова ничего особенного в этот день не было, за исключением найденного лосиного рога. Мысль о том, чтобы взять его с собой, умерла, не родившись. Весу в нем - килограмм 7-8. А еще я не вынес тягот пути и помер. Теперь настала моя очередь сетовать: «Какие на фиг пешки?!! Неееет, еще нескоро я в пешку соберусь...». Остальные молчат и понимающе кивают. Ромка забрал у меня веревки, которые я тащил после переправы через Щапина.

Когда идешь там по болоту какому-нибудь, в голову так и лезут крамольные мыслишки: «И чего я сюда поперся, а? Сидел бы сейчас в Турции, пиво бы пил, в море купался, на баб таращился. Нет, блин, занесла нелегкая комаров кормить и под рюкзаком потеть». :-) Правда, потом на стоянке, уже восприняв 50 капель, ощущаешь, что жизнь снова становится прекрасной и удивительной. Горы замечательные, люди рядом с тобой - лучшие на свете, комаров не так уж и много, а вот завтра дойдем до реки, а там лосось прет - котелком черпай. Вот красота-то будет, рыбца пожрем, икорки, девчата блинков заделают, Романелло достанет заветный маргаринчик, и пойдет пир горой. А вот послезавтра будем в Тумроке, там уж оторвемся по полной - намоемся, напаримся, нарзанов горячих напьемся... Э, да фигли тут осталось-то? Вперед спиной-то добежим за два дня, чай не япошки 70-летние...

Снова набрели на тропу и по ней понеслись в хорошем темпе. Мысль о том, что мы с каждым шагом приближаемся к Тумроку, грела душу. Кизимен вырастал все больше и больше. Но подлая тропа после переправы через Медвежью потерялась. Покружив немного по окрестностям, плюнули на тропу и решили идти по GPS к мосту через Щапина. Это было логичнее, чем идти к Иульту. От моста шла обозначенная на картах тропа и до моста было ближе, хотя он немного дальше от Тумрока. Прошли около километра, не переставая надеяться на тропу. Но она, зараза, как в воду канула. Дошли до какого-то ручья и там упали. Ромка с Костиком забрались на хребетик с целью поиска тропы, но не обнаружили, поэтому мы встали лагерем в прекрасном месте, недалеко от воды на пятаке среди можжевелового валежника и комаров. Чтобы сходить за дровами, достаточно было протянуть руку. Снова пожарили сухариков на сале, Костик сварганил прекрасный ужин, развели слегка, как водится на Руси. Перед сном опять раскидали обоссаные головешки и со спокойной совестью завалились спать.

2 августа.
«В баню шагом-арш!»

Ну, то, что все проснулись не выспавшиеся и не отдохнувшие, уже и говорить не буду - это само собой разумеется. Но никто этого не показывает, наоборот, все хвастаются тем, как дивно сегодня прошла дефекация - без комаров.

После завтрака быстренько собираемся, по GPS определяем направление на мост и стартуем. Пробуравили метров 700 шиповника и вышли на прелестное болотце площадью, наверное, несколько десятков километров. Казалось бы, по болоту хорошо идти - кустов нет и поверхность горизонтальная, да не тут-то было - топко. Не понос, так золотуха! Полезли на гору - болото по ней обойти. Перед самым верхом заросли кедрача - не продраться. А, да чтоб тебя!!! С криками «банзай» прорвались и даже набрели на тропу, которая через 400 метров спустилась с горы опять в болото и потерялась. После этой очередной подлости, которую нам постоянно преподносят местные тропы, решили плюнуть на условности и вообще на все на свете и поперли не хуже медведей напрямик. Болото приятно почавкивает под ногами, замыкающий Костик решил немного поснимать на камеру и тихонько бубнит, комментируя что-то. Вообще по болоту ходить даже хорошо - ноги не горят, а все время находятся в прохладе, хоть и мокро.

Часа через 2,5-3 подошли к мосту через Левую Щапина. Вот это был праздник! На радостях перекусили и отдохнули минут 30. По тропе, утоптанной, как траншея, рванули «на 10000 как на 500». По прямой до Тумрока 8 км. По тропе около 11.

Минут через 20 дошли до переправы через приток Большой Иульт, а там... там... лосось прет на нерест. Объявляется рыбалка, мы с Ромкой собираем острогу и начинается охота на рыб! Наталья носится по берегу с камерой, Светка с фотиком, Костик с палкой, Ромка с острогой, Надюха с выпученными глазами: «Ры-ыыыбкаааа, рыыыбкаааа!!!». То выше, то ниже раздается «Ромыч, Ромыч, вот она, вот, давай, колбась ее, колбась!!!», и Ромыч несется с острогой наперевес: «Где, мля, где, сейчас я ее зафигачу!». Костик ловил медвежьими методами - неподвижно зависал посреди реки с занесенной палкой, но не преуспел. Впрочем, как Ромыч и я. Не хочет, зараза, нас икоркой кормить! А времени уже 5 вечера. Пора валить на Тумрок. Решили, когда будем выходить с Тумрока, сделаем это пораньше и подольше половим тут рыбку.

С сожалением покинули мы это место. Красные юркие рыбищи маняще сновали в воде, вызывая усиленную выработку слюны. Ничего, ничего, еще настанет наш час...

Немного покрутившись между медвежьих какашек, нашли потерянную было тропу и рванули дальше. Километра через 2 перешли по бревнышкам Малый Иульт со странной белой водой и оранжевыми берегами. По привычке распугивая медведей кричалками и свистелками, случайно распугали собак мужичка, который ловил рыбу на стрелке Малого Иульта и Левой Щапина. Он замахал нам рукой, мол, подходите, подходите. Немного помешкав, мы с Ромкой перебродили Иульт к нему на стрелку. Немного пообщались. Дядька представился: «Валера, хозяин Тумрока». Спрашиваем:
- Ну, как, рыбка-то есть?
- Щас, - говорит, - сетку достану, посмотрим. Что будет, то ваше.

Мы для виду немного поотказывались, но когда он достал целых три штуки вожделенного лосося, мы рассыпались в благодарностях. В сети оказались чавыча (самец), красница (самец) и арабыч (самка) общим весом килограмм на 12! Еще немного поболтав, пригласили Валеру на чай и рванули на Тумрок.

Ромка засунул рыбу к себе в рюкзак и героически ее тащил, отказываясь от предложений понести вместо него: «Да не отдам я, чего пристали? Хрен я ее из рук теперь выпущу!!!».

Наконец, за кустами жимолости показались крыши домиков строящейся тут базы отдыха. «Ураааа!!! Мы шли, шли и наконец пришли», - прохрипел кто-то сзади.

Между домиками проложены деревянные тротуары, стоят фонари, где-то в сарае стрекочет генератор. Девчонки с Костиком остались у тротуара, а мы с Ромкой пошли искать хозяев. Нашли двух девушек, поболтали немного. Они оказались сестрами, работающими здесь. Одна - повар, вторая - горничная. Обслуживают прилетающих VIP-ов. Их мы тоже пригласили на чай и пошли дальше. Наконец нам встретился мужик, который проводил к месту, где можно было поставить палатки. Там же оказалось кострище и стол с лавками. Облегченно скинув рюкзаки, даже не перекурив, достали мыло, более-менее чистые шмотки, схватили фото-видео, каплю спирта и вприпрыжку помчались на источники. На наших лицах бродят идиотские блаженные улыбки!!! Пошли сначала к самой дальней ванне, рядом с ней есть беседка, в которой можно зачерпнуть горячей минеральной воды. Довольно гадко на вкус, но больше разводить было нечем. Шустро разделись и запрыгнули в ванну. Я взял камеру и попытался выудить у кого-нибудь хоть слово об ощущениях. Хоть кто-нибудь сказал слово. Только звуки из порнофильма: «О! А! Ё-ооо! Хорошо! Ой, ...ля! Фффуууу!!!». Плюнув на видео, я тоже погрузился в горячую минералку. «О!!! Уууу!!! АААххх!!!!» - тут уж настала моя очередь охать. Короче, сидели, как японские обезьяны, кряхтели, охали и почесывались. Такого кайфа я не испытывал очень давно! 10 дней не мыться, 6 дней идти через леса-болота и потом погрузиться в горячую воду! Что может быть лучше, а?

По очереди испытали все ванны, кроме одной, в которой плавало нечто, похожее на гигантскую коровью лепешку. Как потом оказалось, это была целебная грязь. С мылом мыться можно было только в крайней лоханке, а там была самая горячая вода, так что все оттуда вылезали красные, как раки.

Где-то через час чистенькие, розовенькие, осоловелые и пошатывающиеся, мы двинули обратно в лагерь. Как ни было неохота готовить, а пришлось. Дрова в окрестностях нашлись не ахти какие, и кому-нибудь постоянно приходилось махать сидушкой.

Началась большая рыбная эпопея. Огромный респект Ромке, взвалившему рыбу себе на плечи еще там, на Иульте и продолжавшему сейчас ее потрошить, чистить (со Светкиной, конечно, помощью), делать икру и т.д. Остальные, кажется, занимались кто чем... Наде что-то заплохело со спирту с нарзаном, Наталья махала на Ромку, чтоб комары не жрали, Костик с костром возился.

Как стемнело, пришли в гости девчонки. Они явно соскучились по свежему общению, месяц тут сидеть - скучища! Сидим, болтаем, рыбку жарим, блинчики. Костик взялся какую-то ветку разрубить да начал как-то по-дурацки - топор вертикально держит. «Тьфу, ты, - говорю, - кто ж так рубит-то? Дай разрублю». Беру топор, прижимаю ветку ногой и хрясь по ней топором. Не, не по ветке... По ноге... Вот, блин, научил. :-( Отгибаю носок - ну так и есть, распахал. Светка среагировала моментально - включила петцл - вроде как мигалка, и помчалась в палатку за аптекой. Перекись, бинты, жгуты, тампоны, все как положено. Наталья бережно смыла кровищу со стопы, замотали ногу бинтом, надели теплый шерстяной носок, принесли пенку, дали спиртяшки - ну почему для того, чтобы за тобой так ухаживали, надо получить какую-нибудь травму? :-)

В общем, получилась из меня какая-то деталь пейзажа. Ходить нельзя. Лежу - только ем, покуриваю да блинчики намазываю. Врос, можно сказать, в землю, как старый пень. И про восхождение на Кизимен тоже можно забыть. Эх, девочка, девочка...

Завтра дневка, поэтому болтали с девчатами допоздна. Делились секретами готовки, просто болтали о жизни, над чем-то ржали. Приятно было вот так посидеть в свое удовольствие у костра, таращиться на угли и осознавать, что завтра можно спать сколько влезет… Когда противостоять объятиям Морфея стало не под силу, повлеклись от теплого костра спать. А роса на палатках, между прочим, превратилась в лед...

3 августа.
«Кто работал, кто устал, день обжорства щас настал...»

Утро было солнечным и теплым. Начавшая таять изморозь красиво искрилась на траве и всяких паутинках. Кизимен, наконец, был виден полностью и очень четко. Фумарола за 200 м до вершины исправно пыхтела, как большая папироска.

Вылезли Ромка со Светкой и пошли принимать ванны. Провожаю их тоскливым взглядом - ногу мочить нельзя, и начинаю разжигать костер. На завтрак жареная рыба, блины с икрой, чай и протертая с сахаром жимолость. Так... Стандартный камчатский завтрак. :-)

Часов в 10 пришел с рыбалки Валера - хозяин Тумрока, принес копченого балыка лосося и маринованной черемши и ушел. Просто принес, отдал и ушел. От чая с блинами и икрой отказался. Хотя в обед почтил нас своим присутствием и рассказал немало интересного о Камчатке.

На Тумрок пришла еще одна группа. Из Калининграда. Сплавлялись на ПСН по Щапина и переоценили свои возможности, да и с завалами устали бороться. Решили сниматься с маршрута. Мы пришли, познакомились, поболтали. Среди них оказался один хирург, по их словам. Показал ему ногу, он сказал, что ничего опасного и чтобы я на ногу, извините, пИсал. Спрашиваю: «Что, так прям и ссать, что ли?».
- Да, - говорит, - прям так и мочись. Да побольше, побольше!

Гляжу на Светку, а у нее глазищи круглые, да я, честно говоря, и сам офигел от таких методов лечения. Хорошо хоть не назначил кровопусканий или принимать толченые алмазы после еды. Хирург, блин.

День прошел за непрерывной жаркой рыбы и ее планомерным поеданием. На обед была сварена уха из голов. Видимо, наши желудки, привыкшие к походной раскладке, не смогли выдержать натиска всего этого рыбного обилия и, пардон, расход туалетной бумаги несколько возрос. А может быть, в этом был виноват горячий нарзан...

Одновременно с чревоугодием предпринимался усиленный мозговой штурм, что делать дальше. До места, откуда нас забирает машина, два дня пути. Идти я не могу. В запасе у нас еще два дня, считая этот. Решаем, что, если за эти два дня нечего не изменится, то ребята уходят, а мы с Надей остаемся и ждем либо какой-нибудь оказии, либо когда нога заживет настолько, что я смогу идти. На том и порешили. Если опоздаем на самолет, то придется кому-нибудь делать денежный перевод на новые билеты.

Но на наше счастье все пессимистические прогнозы не оправдались. Девчонки нам сообщили, что завтра прилетает вертолет. Хотя он должен был прилететь еще неделю назад… Но завтра, говорят, если будет погода, он прилетит точно. Будет возить из Атласово (в 60 км по прямой) груз и сделает всего 5 рейсов. Поскольку обратно он идет порожняком, то нас он сможет забрать. Мы скооперировались с калининградцами.

Остаток дня прошел в разложении и обжорстве. Отрадно было только вечером искупаться в горячем источнике.

4 августа.
«Сами мы не местные, голодаем и скитаемся...»

Ранний подъем, завтрак, собирание рюкзаков и напряженное ожидание вертушки. Наконец, ближе к обеду в небе застрекотало, и показался вертолет. Недолгие переговоры с пилотами, и вторым рейсом всех забирают.

20 минут полета, и мы на какой-то поляне, заваленной стройматериалами, в километре от Атласово. В вертолете сильно воняло керосином и еще какой-то химией. К концу полета даже все комары передохли. Костик с Ромкой помогали загружать вертолет, а калининградцы уехали на остановку, ждать автобус до Малок - решили сплавиться по р. Быстрая. А нам мужики, помогавшие грузить вертолет, предложили добросить до Мильково. Мы, конечно, радостно согласились. Один из них - Саша оказался руководителем охотничьего хозяйства фирмы, которая на Тумроках строит базу отдыха! Во как!

Мы с Надюхой ехали в кабине, а остальные ребята - в кузове, накрывшись тентом. Честно говоря, чувствовали себя неудобно - как так, мы в кабине, а ребята там мерзнут. А с полдороги еще и дождь пошел... Но эти стоики напрочь отказывались меняться на кабину. Тут наверное секрет какой-то...

Наконец, в районе 2 ночи мы прибыли в Мильково. Нам показали, где находится автостанция, и выгрузили на обочине объездной дороги метрах в пятиста от автостанции. Мы тепло попрощались с Сашей и его напарником, обменявшись адресами. Все очень устали, замерзли и просто валятся с ног. Под дождем быстро ставим палатки, греем воду на горелке и перекусываем быстрорастворимой лапшой. Долгожданный отбой в 3 ночи, и все практически мгновенно проваливаются в сон. Подъем в 6 часов, сборы и на автобус - отправление в 8:00.

Ближе к утру на нас набрела какая-то полоумная псина и долго-долго орала у палаток, перебудив, наверное половину окрестных шавок. Но не дождавшись реакции, куда-то ушла. После подъема оказалось, что собаку слышала только половина группы - остальные дрыхли без задних ног. Хорошо хоть половина слышала, а ну как все бы проспали будильник…

5 августа.
«Дайте попить, а то так есть хочется, что даже переночевать негде»

Дождь, пасмурно. Веки отчаянно сопротивляются попыткам их поднять. Мозг то и дело ныряет в черноту сна, как ни борись. С трудом поднимаемся и вылезаем из палаток. Оказалось, что мы стоим среди каких-то бревен или телеграфных столбов, беспорядочно наваленных на земле, отовсюду торчат какие-то гвозди, проволока. Вся обочина в мазуте и соляре, соответственно палатки тоже.

Выходим за полчаса до отправления автобуса и успеваем впритык. Автобус чистенький, просторный, люди все опрятные, пахнут парфюмом. И тут вваливаемся мы. Шесть грязных, осунувшихся, спросонья рож. Три из них небритые. А одна еще и хромая в одном ботинке и одном шлепанце на 3 размера меньше и с палкой. Воняющих костром и потом. Калики перехожие. Но, вопреки ожиданиям, народ не так уж сильно и шокирован - видать, не такое уж это и непривычное зрелище для них. А может, просто вежливо не подают вида. Даже когда мы развернули довольно душистую копченую рыбу и начали ее с пивом употреблять, никто и ухом не повел, хотя ароматы распространились по всему салону.

Закусив, все быстренько свернулись калачиками на свободных местах, благо таковых хватало, и заснули. Через какое-то время я проснулся и, обнаружив, что мы стоим, разбудил народ. Покурили, оправились и залезли в автобус - на улице моросит и туман. Когда водитель завел мотор, мы уже опять спали.

На следующей остановке водитель сам очень бережно нас разбудил: «Ребят! Мы тут подольше постоим, вы сходите, покушайте» - видимо наш вид вызывал сочувствие. У бабулек затарились вкуснейшими пирожками с жимолостью, яблоками и черникой.

Потом опять всю дорогу до Елизово спали. За окнами смотреть было не на что - все скрыла пелена тумана. Светке водитель дал визитку со своими координатами и приглашал на Камчатку еще, обещая организовать заброску-выброску куда угодно, где есть дороги.

В Елизово, после выгрузки, мы с Ромкой метнулись в супермаркет за пивом и мороженым. Затем, оставив Светку с Костиком сторожить рюкзаки, разошлись в разные стороны: Ромка с Натальей искать Володю-фотографа, а мы с Надюхой - звонить домой и Петру Ивановичу, отменять выброску. Закончив со звонками, вернулись на автостанцию. Сидим, лузгаем семечки, пиво пьем, а Ромки с Натальей все нет и нет... Местные, хулиганистого вида, подростки с интересом поглядывая на наши рюкзаки, пододвигаются поближе. Достаточно было один раз встать и поправить рюкзаки, обозначив то, что за ними наблюдают, чтобы разом развеять все надежды.

Наконец, часа через полтора появляются Ромка с Натальей. Поначалу пудрят нам мозги, мол не нашли, да его дома нету, но потом колются, что все нормально и нас ждут. Фу, ну слава те! Быстренько организуем праздничный набор продуктов и мчим к Володе.

Минут через 40 наконец добрались до Елизово-7 и нашли Володю. Он проводил нас до квартиры своего родственника, который был в отлучке. Великодушно разрешил жить в его квартире, дал ключи, принес двух здоровенных рыбин, зазвал в гости - фотки смотреть. Мы, честно говоря, были просто в шоке (в хорошем смысле) от такого к нам отношения. Ну не привыкли мы, что человек человеку не всегда волк! Обычно изначально относишься с подозрением и недоверием. А тут... Пришли какие-то перцы, накормил супом, чаем напоил, а потом еще и жить устроил, да и возился с нами... С ума сойти! Такое не забывается!

Расквартировываемся, Ромка уже сгонял за разливным пивом. Денек сегодня выдался весьма долгий и очень насыщенный событиями. Ждем Володю, обещавшего прийти часам к восьми. Бесконечно жарим и едим рыбу, пьем пивко. Володи все нет и нет. Девчонки не выдержали и пошли спать. Периодически мы их будим, они съедают по куску рыбы и снова уходят. Только мы - три богатыря, сидим на кухне, пьем уже вовсе не пиво и едим, и едим рыбу. И никак не наедимся. Как блокадники.

Часов в десять все были изрядно подшофе. Мы с Ромкой вышли на улицу - покурить по последней сигарете, и тут пришел Володя. Быстренько организовали стол - выпить-закусить. И пошли разговоры про Камчатку, про красоту природы, про разные удивительные заповедные места, про жизнь и про людей...

К сожалению, Володя сказал, что не сможет пойти на Мутновку с нами, и предложил взобраться на Авачинскую сопку.
- Это ж маленький вулканчик, - говорит, - его домашним называют. На него японцы семидесятипятилетние забегают...
- Вперед спиной, небось? - уточняем.
- А как же, конечно вперед спиной, - смеется.
- А, ну раз вперед спиной, то делов-то, - говорим. - Небось как на Толбачик - спрашиваем уже серьезно.
- Да нет, ребята, попроще. Там крутой подъем только последние метров 300. Нормально… Да, залезете, залезете, не переживайте. А то как это - на Камчатке побывали, а ни на одном вулкане не были. Люди ж вас засмеют, - снова смеется Володя.

Обнадеженные тем, у нас еще есть шанс залезть на вулкан, расходимся спать. Мы расположились в большой комнате - расстелили пенки и бросили спальники. Костик, как главный храпун, великодушно удалился в другую комнатку.

6 августа.
«В Авачинской бухте туман
Вулканы укрыл и глубины...»

Утро. Башка болит, сушняк. Ничего необычного, учитывая вчерашние посиделки. Когда я открыл глаза, увидел обои и подумал, что я уже в Москве и поход окончен. Меня тут же прошиб холодный пот - как же так, как же так... Но потом все встало на свои места.

На сегодня планы были такие: отзвониться, наконец, в МКК, родителям и близким, найти Виталия, которому мы оставили вещи, и, самое главное, съездить на Самый ТИХИЙ Океан на планете. Когда первая часть планов была осуществлена, стали думать, как добраться на Халактырский пляж - единственное известное нам место, откуда виден, слышен и осязаем океан. Как известно, на голодный желудок думается хуже, поэтому, проведя небольшой соцопрос местного населения, мы выяснили, что буквально рядом есть бистро, в котором очень вкусно и недорого можно поесть. Туда мы и отправились. Кормят на самом деле отлично!

Получив порцию калорий, мозг завелся и придумал, как добираться до океана. Все просто, как апельсин. Газета - объявление - такси - звонок, и вот мы уже едем в микроавтобусе на Халактырский пляж, где черный песок, чайки, медузы и крабы. Ромка на переднем кресле занимается любимым делом - расспрашивает, где и почем можно купить икру.

Минут через 20 лес, через который мы ехали, переваливая мыс, расступился, и мы выехали на поле, за которым уже синела, нет - голубела, нет... в общем, там был ОКЕАН!

Пляж действительно из черного песка. Если отойти от полосы прибоя метров на 20-30, то прибой звучит приглушенно и мягко. Может быть поэтому его и назвали Тихим...

Погода очень теплая и солнечная. Ребята начинают раздеваться - как же так, побывать на океане и не искупаться! Я с тоской смотрю на них - куда мне со своей ногой. Через минуту свистя и улюлюкая от восторга, Ромка, Светка, Наталья и Костик устремляются в волны. И еще через 30 секунд свистя и улюлюкая, но уже от холода несутся обратно. Шутка ли - 8 градусов!
Выйдя из воды, Светка спрашивает:
- А ты чего не купаешься?
- Так ведь ногу мочить нельзя, - говорю.
- Да ладно тебе, уже можно, тем более, что морская вода она, вроде как, заживляет ранки всякие.

Дважды меня просить не пришлось. Раз-два, и покровы сброшены. Я бегу, крича и хохоча, как ребята две минуты назад. Буквально вторая же волна захлестнула меня по пояс, а следующая - сразу по шею. Приседаю, чтобы намокнуть полностью - вода обжигает и оставляет вкус соли во рту. Как пробка вылетаю обратно на черный горячий песок. Ромка с Натальей уже утопали вдоль полосы прибоя собирать ракушки. Мы с Надюхой тоже отправляемся в надежде найти что-нибудь интересное - клешню краба или, если повезет, краба целиком. А может быть бутылку с запиской или старый башмак, выброшенный с японского траулера...

Минут через 20 мы снова собрались у вещей и разлеглись на песочке перед последним купанием - ни дать, ни взять морские звезды. Пора ехать обратно - водитель ждет, а это стоит согласно тарифу... Купаемся, одеваемся. Наталья набирает целую бутыль песка, все ныкают по карманам набранные ракушки и всякие камешки. Как дети, ей-богу!

Купание пробудило в нас зверский аппетит, и мы просим высадить нас у бистро. Перекусываем и топаем к месту, где стоят старинные пушки, охранявшие вход в бухту и город в каком-то там веке - Ромка разведал, что это одно из культовых мест в Петропавловске. Сначала зашли не туда - к телебашне, но потом разобрались и вышли к пушкам. Место и вправду культовое - там гуляла свадьба, которая, впрочем, довольно скоро уехала.

От пушек открывается совершенно нереальный вид на Авачинскую бухту. Слева, за мысом Маячным, выход в океан, на другой стороне бухты виден вулкан Вилючинская Сопка, где-то за ним, теряясь в дымке - Мутновский, на который мы так и не попали. А прямо напротив нас - холмистая долина, зажатая горами, на которую падают разрозненные солнечные лучи, пробившиеся сквозь черные тучи. От такого вида даже дух захватило, и сердце стало усиленно колотиться в ребра. Было такое ощущение, что там, в этой долине, земля обетованная, парадиз... Подумать только, мы сидим у древних пушек на самом-самом краю Ойкумены и смотрим на рай!

Как бы ни хотелось нам еще посидеть и полюбоваться видом, но водителям автобусов тоже хотелось полюбоваться ужином, наверное. И мы потащились на остановку. Пока ехали до Елизово, решили, что завтра с утра поедем на Авачинскую сопку.

С почты позвонили в таксишную контору, и Ромбомбай совершенно магическим образом договорился, что нас завтра в 7 утра заберут в Елизово-7, недалеко от нашей квартиры, и повезут прямо под вулкан на какую-то базу, откуда все и начинают восхождения. Причем, довезут за 1000 рублей, тогда как сначала хотели 2500!!! В голове мелькнуло, что если бы Ромка был, например, министром иностранных дел или главой ООН, то Россия вообще бы горя не знала.

День закончился сборами и подготовкой к завтрашнему перформансу.

7 августа.
«Ну как же тебе рассказать, что такое гора?..»

Подъем в 5:30, быстрый завтрак, и без 20 семь мы уже стоим в назначенном месте. Водитель подъехал точно по расписанию. Впихнув в микроавтобус свои рюкзаки, мы тронулись. Машин на дороге почти нет, и через какое-то время мы выехали на дорогу, которая, казалось, прямо упирается в Корякскую сопку. Потрясающе красиво. Четко за перевалом между Корякской и Авачинской видно свечение, которое все нарастает, окрашивая вулканы в мягкий оранжевый цвет, - солнце встает. Очень ясно - погода обещает быть отличной! Авача и Коряк, еще вчера темные и четкие, сегодня покрыты снегом - видимо, ночью там наверху было нежарко.

Довольно скоро мы свернули с дороги и углубились в лес. Крутились по дорогам, наезженным ягодниками, и в итоге уперлись в тупик. Пришлось вернуться чуть ли не до опушки и поехать по другому пути. Через некоторое время мы выехали в русло сухой реки и ехали по нему. Водитель оказался директором этой самой таксишной конторы. Может, стало интересно, что это за ребята такие - вчера на океан, сегодня на вулкан...

Часам к 9 вдали показалась база, а через несколько минут - еще одна. Обогнали две вахтовки с буржуями. Спустя полчаса подъехали к первой базе, но решили ехать на дальнюю, рассудив, что она ближе к вершине, стало быть, нам меньше идти. В 10:00 мы были уже на базе. Собственно база представляла собой штук 7 балков и три вагончика, в которых жил Миша. На одном из балков я разглядел характерное изображение глаз, которым украшают храмы на Тибете. Первая база принадлежит фирме Камчатинтур, а эта является местом дислокации ПСО, представленным одним человеком - Мишей. Он очень обрадовался нашему прибытию. Сказал, что уже месяца полтора у него людей не было, а живет он тут уже девятый! Снабдил нас теплыми перчатками и варежками, предлагал еще какие-то теплые вещи, шапки...

Светка замотала мне покрепче ногу, и мы выдвинулись. Время 10:30. По снежнику добрались до воротника, по которому шла тропа восхождения. Далеко впереди уже маячили одна или две группы. Забравшись на воротник, который оказался шириной всего метра 3-4, а с двух сторон крутые снежники, мы передохнули. Мимо прошел парень, тащивший с собой велосипед! Еще бы каяк принес...

Далее идет хорошая натоптанная тропа с маркировкой высоты через каждые 50, кажется, метров. Пересекли еще два снежника, и тут начался тот самый крутой участок. Оказалось, горы покрыты вовсе не снегом, как виделось из машины или от подножья. Это был легчайший выветренный лед, изморозь, причудливыми перьями застывшая на камнях. Очень красиво!

Потихоньку ползем наверх. Когда во время передышек поднимаем головы, видно, что на вулкане, по кромке кратера, уже гуляют люди. Надюха поначалу все порывалась вниз, дескать - страшно, а потом поперла вверх и уже до конца.

Светка первой ступила на вершину вулкана, а через несколько минут подтянулись и мы. Подъем занял около 5 часов. Как ни чудно это звучит, но на вершине вулкана было людно. Народ сидел на теплом шлаке и грел задницы. Какие-то героические японцы, предводительствуемые русским пареньком-гидом, зашли на кромку, огляделись, сфотографировались и потопали обратно, побыв на вулкане всего 15 минут. Мы же долго разгуливали туда-сюда. Смотрели фумаролу. Какой-то местный дядька сказал, что она образовалась за неделю до нас. Было землетрясение и вот, нате, открылась новая фумарола. Из нее пер вонючий сернистый газ. Кидая в нее камни, пытались замерить глубину, но стука так и не услышали. Наверное, все наши камни теперь вылетят где-нибудь на Гавайях. Сам кратер закрыт лавовой пробкой - такая черно-серая фигня во весь кратер диаметром метров 100, очень острая. До 1991 года, когда было последнее извержение Авачи, кратер был глубиной около 600 метров. А в 91-м поднялась лава и закупорила вулкан.

С вершины открывается совершенно потрясающий вид: в одну сторону - Корякская сопка, правее - Налычевская долина, еще правее - далекий океан и Халактырский пляж, потом Авачинская бухта; виден Петропавловск.

Перекусив, пофотографировавшись и набрав себе на память самородной серы, спускаемся вниз. Где-то в конце крутого участка попали в сильнейшее облако, в котором и шли до воротника. Спустились на свой снежник и продолжили спуск. Мы с Надюхой решили идти по сыпухе, поскольку по снежнику она идти не хотела, но для этого надо было снежник пересечь сперва. Я даже не знаю, как так получилось, но по сыпухе идти не пришлось. Все, и Надя в том числе, очень весело скатились по снегу на задницах, презрев законы горного туризма и альпинизма, наверное, тоже.

На базе нас поджидал Миша и два кипящих чайника. Как только мы пришли, Миша засуетился, захлопотал, налил нам чаю, сказал, что сделал кашу с тушенкой, достал маринованной черемши. У нас аж глаза на лоб вылезли от такого радушия. К Мише еще пришел его приятель, с которым они и сидели, и еще ожидался один его друг, который сейчас был на Аваче. Мы его, кстати, встретили, когда спускались. Крепкий дядька лет шестидесяти неспешно пер вверх.

Напившись чаю и наевшись, мы сидели и отдыхали. Миша так невзначай сказал, что вот на нижней базе есть водка, мол, могу сбегать. Ну, такого мы допустить не могли, чтобы хозяин еще и бегал, поэтому пошли сами. А точнее мы с Костиком. Правда, Миша тоже с нам пошел, поскольку знал, как быстрее. Ни много ни мало, а 4 км туда-обратно вынь да положь.

Когда мы вернулись, на базе уже сидел спустившийся второй Мишин друг. Надюха со Светкой тискали забавного щеночка, жившего тут с Мишей, Ромка разговаривал с Мишиными друзьями… Потом долго болтали о том, о сем, о делах прошлых и планах на будущее и конечно, о Камчатке. Разошлись далеко заполночь, решив завтра встать пораньше. Хотели выброситься с какой-нибудь попуткой, которые с утра привозят восходителей и едут обратно пустыми. Хотя, я думаю, что в глубине души все понимали, что завтра никто не встанет, и ни на какие попутки мы не попадем. А я был рад, что мы остались здесь меж двух вулканов, где холодный ветер и свежайший воздух, такие виды и такие добрые прекрасные люди! Так не хотелось обратно в квартиру...

8 августа.
«Отдать швартовы, паааднять парусаааа...»

ЧТД. Знаете, что это? Что и Требовалось Доказать! :-) Мы благополучно продрыхли все мыслимые и немыслимые попутки, и пришлось искать способы выброситься. На базе Камчатинтур нашелся человек с мобилой, великодушно позволивший нам за 50 рублей позвонить и вызвать такси. Микроавтобус должен приехать только через два часа, а пока - загорать. Ромка со Светкой ушли искать родиолу розовую на склонах. Я хотел пойти, да не мог - после восхождения нога разболелась.

Мы два часа прозагорали на обочине, кто-то успел покемарить, я успел высушить палатку, которая так и была мокрой после ночевки в Мильково. В районе двух дня мы были уже в Петропавловске. Проезжая мимо памятника Ленину, увидели Виталия, прогуливавшегося там, как и было условленно еще до похода.

Переодевшись в цивильные шмотки, пошли в наше любимое бистро. До отвала наевшись, помчались на запланированную прогулку по Авачинской бухте на катере. Прибежав в порт, мы узнали, что на катер, делающий 3-часовую прогулку, билетов нет. Есть только на часовую, но на часовую смысла ехать нет вообще. Проще и дешевле по берегу погулять.

Нас снова выручила Ромкина способность убалтывать. 300 рублей с носа, и мы грузимся на катер. Проплываем вдоль Петропавловска, растянутого по берегу бухты. Я посмотрел на то место, где мы видели «рай», но освещение не то, и должного ощущения не возникло.

Записанный на пленку голос экскурсовода едва слышно бормочет что-то про пушки, цунами и прочие катаклизмы. Иногда его бестактно прерывает голос капитана, предлагающего поживиться в баре «кофием», пивом и водкой.

Слева по борту проплывают обгаженные скалы - птичий базар. В воде и по воздуху шныряют смешные оранжевоклювые птички - тупики. Перед выходом из Авачинской бухты в океан стоят три скалы - «три брата». По легенде, были в стародавние времена три сына у матушки Авачи, и вот, чтобы в бухту не заходило злое цунами, встали они на защиту родной бухты плечом к плечу... бла-бла-бла... С тех пор (с каких именно «тех» - не уточняется) в бухту не заходило ни одно цунами.

Обратно плыли вдоль другого берега бухты. Тоже нашлось на что взглянуть: на крутой яхте какие-то буржуины жарили шашлык и горланили песни. В одном месте в бухту врезается узкая скала, в которой прилежный океанский прибой продолбил приличную дыру. Очень красиво смотрелось, когда отражение солнца от воды сверкало в этой дырке. Как будто из толщи скалы кто-то светит прожектором.

Любовались отличным видом на Коряк и Авачу на одной стороне бухты и на Вилючинскую сопку - на другой. Но в душе уже начала тяжелым комом скапливаться грусть - завтра мы улетаем. Кто знает, когда мы еще сюда вернемся и вернемся ли вообще...

После прогулки на пароходике, добравшись домой, решили устроить прощальную пьянку, но в итоге закупились только едой на завтрак, и все. Желание отмечать отъезд как-то испарилось само собой. Не знаю, что чувствовали остальные, а мне казалось, что это будет что-то вроде поминок. Мы покидаем Камчатку, но увезем часть ее с собой в виде фотографий, фильма, икры, которую мы завтра будем закупать на рынке, а самое главное - мы увезем ее в душе, в воспоминаниях, в своем сердце...

9 августа.
«Как это нелегко - переживать покой,
Осознавать, что ты не всюду побывал...»

Утро, немного суматошные сборы, быстрый завтрак, и мы выходим в гости к Володе, который должен был нам показать свои фотографии, да так и не получилось. Надеемся посмотреть их хотя бы сейчас.

Володя, к счастью, оказался дома вместе с женой с маленькой дочкой. Немного поговорили о дальнейших планах, договорились переписываться и, наконец, он достал коробку с фотками. Все фотографии большие - то ли 15 х 22, то ли 22 х 30, и очень красивые. Мы увидели всю Камчатку, хоть и на бумаге, но умело снятую. Видели цветы, вулканы, гейзеры, озера, реки, медведей, рыбу... Просто потрясающе. Этот загадочный далекий полуостров еще глубже проник нам в душу. Сколько еще неувиденного, сколько мы не облазали, мы просто обязаны сюда вернуться еще.

Но, как ни хотелось задержаться подольше, пора идти. Еще надо зайти на рынок за икрой. Мы прощаемся с Володей и обмениваемся адресами, он обещает прислать фотографию того медведя, которого мы рассматривали на сейсмостанции Толуд. Последнее рукопожатие, и мы уходим.

Рынок поразил своим безлюдием. Оказывается, что в понедельник у них выходной. Над нами нависла реальная угроза уехать домой без икры. Тогда Ромка решил героически сгонять в Петропавловск и закупить икры для всех. Составили список, отдали деньги и получив наше благословение, Ромка умчал.

Оставшиеся не спеша повлеклись в аэровокзал. Замотали скотчем рюкзаки, съели по мороженому. Потом съели по пирожку и начали волноваться за Ромку. Девчата то и дело восклицали, с тоской глядя куда-то вдаль: «Только бы успел, только бы успел...». Приехал Виталий - он тоже улетает домой в Кемерово, отработав 7 лет на Камчатке. Сидим, тупим, смотрим на толпу цыган, как всегда орущих и копошащихся в своем барахле.

Наконец, прибывает Ромка, обремененный огромным пакетом, в котором лежит 10 кг икры, копченый балычок и вяленая камбала. Все облегченно вздыхают.

Проходим регистрацию, сдаем багаж и через некоторое время грузимся в самолет. Снова слегка перетасовываем пассажиров, но не до конца. Вышло так, что Ромка сидел отдельно, а рядом с нами сел некий Раджа - уроженец солнечного Дагестана.

В общем, ничего достойного упоминания за время полета не произошло. Потом был Домодедовский аэропорт, получение багажа, прощание. Для меня это было какое-то особенно грустное и щемящее прощание.

Команда была маленькая, поход - очень богатым на разные впечатления и приключения и оказался довольно тяжелым. В пути было много чего... Все прощались с разными чувствами, но для себя я решил один важный, на мой взгляд, момент. Я с радостью пойду с этими людьми в любой поход. Светка, Ромыч, Наталья, Костик и Надюха, спасибо вам, ребята!!!

17.09.04

P.S.
Хочется выразить искреннюю благодарность людям, которые, оставшись в Москве, тем не менее болели и переживали за нас, а также снабдили нас некоторым снаряжением и мудрыми советами, во многом помогавшим нам в дремучей камчатской тайге:
1. Нашим родителям и близким
2. Стратегу
3. Ирине Т.
4. СТРАНЕ
5. Саше Качалову и его жене Анжеле.